Чк чн примеры. Правописание сочетаний ЧК, ЧН

Мы уже говорили о том, что мягкий знак - буква, не имеющая звука. Но это не значит, что он лишний. Он не лишний, он очень даже полезный. Одна из важнейших его работ - обозначать мяг­кость согласных звуков.

Однажды королева Грамматика решила устроить во дворце бал (через одно л). Стала одеваться - глядь, а ее платья съела моль! Только одно осталось. Что делать? Королева не растерялась и крикнула:

Мягкий знак, уйди!

Он, конечно, послушался повелительницу и ис­чез. И моль тут же исчезла. А там, где была молЬ, появился мол (без мягкого знака!) - оградитель­ное сооружение для защиты берега от волн. Очень полезная вещь, не то что какая-то моль зло­вредная!

Но одежду, съеденную молью, не вернешь., Одно платье - это так мало! И выбирать-то не из чего. Закручинилась королева Грамматика, позвала на по­мощь Мягкий знак. Он разобрался, в чем дело, схва­тил стоявший в углу деревянный шест - платьев сра­зу стало шестЬ.

Выбрала королева самое красивое и задумалась: чем гостей на балу кормить? Печку не разожжешь - уголь кончился.

Встал Мягкий знак в угол - появился уголЬ. Растопили печь - появился жар. Приблизился к жару Мягкий знак и говорит:

Нажарил вместе с королевой Грамматикой вкус­ных пирожков, подошел к книжной полке - и за­звучала веселая музыка - полЬка.

Отлично все повеселились на балу!

Как говорится: «Сказка ложь, да в ней намек». Мягкий знак не просто смягчает согласные, но и помогает отличать одно слово от другого, похожего. Иначе как бы мы отличили глагол ел от существи­тельного ель ? Существительное трон от глагола тронь ? Имя собственное Коля от имени нарица­тельного во множественном числе колья ? Дан и дань ? Мел и мель ?

Мягкий знак много работает. Он с удовольствием смягчает согласные на концах слов: день, пень, уголь, окунь, зверь, огонь.

С не меньшим удовольствием он делает это и в середине слов. Да хоть в сере дине, тех же самых! И превращает их при этом в немножко другие: деньки, пеньки, угольки, окуньки, зверьки, огонь­ки. Не только смягчает согласные, но и сами пред­меты делает маленькими.

Но не все согласные хотят, чтобы их мягкость обозначали. Например, согласные Ч и Щ - непар­ные, у них твердой пары нет. Так зачем же им под­черкивать, что они мягкие? Поэтому в сочетаниях чк, чн, щн мягкий знак никогда не пишется: кочка, вечный, хищный.

А в сочетаниях нч, нщ согласный Н - твердый. Он только звучит как мягкий. Поэтому мягкий знак здесь тоже был бы лишним: кончик, пончик, барабанщик, жестянщик.

Теперь мы можем твердо сформулировать такое правило: в сочетаниях букв

чк, чн, щн, нч, нщ мягкий знак не пишется.

Но это еще далеко не все, что нужно знать о мягком знаке.

Правописание сочетаний ЧК, ЧН.

Цели урока: — помочь детям усвоить, что звук [ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать.

— закрепить знания детей по право-писанию слов с сочетаниями чк, чн.

1. Орг.момент.

— Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.

— Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.

2. Чистописание.

— Мне кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть? (показываю).

— Что закрыла тучка? Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе.

— Тучка. Какой звук вы слышите в середине слова? [ч] Какой буквой обозначается этот звук? (ч)

— Давайте найдем эту букву на нашей помощнице – Ленте букв.

— Что мы знаем о букве Ч? (согласная). А о звуке [ч]? Непарный, глухой, всегда мягкий.

— Молодцы. Тучка открыла нам задание. Напишем заглавную и строчную букву ч.

— Давайте будем любить эту букву, она нам необходима сегодня на уроке.

— Ребята, а тучка не уходит. Наверно нам еще что-то надо вспомнить. Какое правило встретилось в слове тучка? (чк пишется без ь)

— Почему мы не пишем мягкий знак? (звук ч – всегда мягкий). С какой ещё согласной дружит буква ч? (н — чн)

— Запишем эти два сочетания на следующей строке.

— Что вы написали на второй строчке? (чк, чн)

— Слова с сочетаниями чк чн – это и есть тема нашего урока.

3. Словарная работа.

— В осеннем лесочке стоит белая красавица в желтом сарафанчике. (береза)

— Правильно, это береза. Как вы догадались?

— Произнесем слова по слогам. (Показываю на доске).

— Давайте запишем это словарное слово. (Словарь: береза,)

— Посмотрите внимательно на слово. Какой слог ударный? (рё) Почему? (слог с гласной ё)

— Какую букву мы должны запомнить? (е)

— Мы знаем много словарных слов. В каком словарном слове есть сочетание ЧК? (Девочка — показываю карточку с закрытой буквой о)

— Запишите это слово, поставьте ударение и выделите гласную, которую нужно запомнить.

— Проверьте то, что вы написали.

— Вывод: чк, чн встречается и в словарных словах.

4. Работа над пройденным материалом.

— Снова подул ветер. С нашей берёзы полетели листочки и упали рядом с необычным домиком, где живут слова с сочетаниями чк, чн. Слова не могут попасть в дом, их не пускает “Ь”, который тоже хочет жить в этом домике. Нам нужно правильно распределить слова по окошкам и тогда “Ь” пропадёт.

— Запишите слова в два столбика в тетради, сочетания чк, чн подчеркните.

— Проверим.

5. Физминутка.

“Бывает – не бывает”

Веточка съела девочку (садимся)

Леночка взяла скалочку (руки вверх, голову вниз)

Сказочный домик из шоколада.

6. Упражнения по развитию устной и письменной речи.

— Посмотрите! Озорник ветер не только с листочками играет. Он перемешал слова в предложении. Оказывается, сочетания чк, чн важны и при записи предложений.

— Давайте вернем слова на свои места. (на доске Ряба снесла яичко курочка.)

— Какое предложение у нас получится? (Курочка Ряба снесла яичко)

— Какое правило мы должны помнить при записи предложения? (начало предложения с большой буквы, в конце ставится точка).

— Какие правила встретились? Подчеркните их. (чк, Р – большая буква).

— Из какой сказки это предложение? (Курочка Ряба)

— Молодцы. А из какой сказки вот это предложение: Жучка за внучку, внучка за бабку? (Репка).

— А чем закончилась эта сказка?

— Что помогло героям сказки вытащить репку? (работали вместе, дружно).

7. Работа с карточками в парах.

— Вот и мы с вами работаем дружно, потому у нас все получается. А сейчас мы будем работать в парах – на стол к вам опустилось облачко, а на нем задание. Внимательно прочитайте задание. Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу. Выписываем слова на новой строке, через запятую. Сидим прямо.

Слова: синички, птички, червячки, кусочки, сучки.

— Проверьте друг у друга.

8. Дидактическая игра.

— Мы хорошо поработали, а теперь отдохнем, поиграем и играя, поучимся. (на доске слово ТОЧКА)

— Измените слово (первую букву) так, чтобы получилось новое слово, с новым значением. Например: точка – бочка.

— Чем похожи по написанию эти слова. (точка – бочка- кочка – почка – ночка).

9. Подведение итогов урока.

— Чему мы научились сегодня на уроке? Зачем нам это нужно?

— У вас на столе листочки с домиками. Найдите ошибки в рисунках, исправьте и вложите в тетрадь. (домик с тремя окошками: чк чн ь)

— Делаем вывод: мягкий знак не может жить в одном доме с чк и чн!