Комплекс кассандры. Ассоциация глубинной психологии Теурунг™Архетип Кассандры как основа комплекса жертвы в женской психологии

Синдром кассандры – это метафора, которая относится к человеку или людям, делающим прогнозы о надвигающейся катастрофе, но предсказания которых не принимаются.

В современном мире это случается, когда ученые и другие мыслители делают прогнозы будущих экологических или финансовых бедствий, основанных на текущих событиях.

Мелани Кляйн

В 1963 году психолог Мелани Кляйн дала интерпретацию синдрома Кассандры как представителя человеческой нравственной совести, главной задачей которой является предупреждение. Кассандра как нравственная совесть, «предсказывает, что последует наказание и возникнет горе».

Необходимость указать на моральные нарушения и последующие социальные последствия обусловлена ​​тем, что Кляйн называет «разрушительными влияниями жестокого суперэго». Суперэго представлено в греческом мифе богом Аполлоном, повелителем и преследователем Кассандры.

Использование метафоры сосредотачивается на нравственной природе определенных предсказаний. Пробуждает в других «отказ верить тому, что заведомо является правдой. Выражает универсальную тенденцию к отрицанию. Отрицание мощная защита от беспокойства и вины».

Лори Лейтон Шапира

В 1988 году юнгианский аналитик Лори Лейтон Шапира изучила, то что назвала «Комплекс Кассандры» на основании жизни двух анализируемых лиц.

Основываясь на клиническом опыте, она описала три фактора, которые составляют синдром:

  1. Дисфункциональные отношения с «архетипом Аполлона».
  2. Эмоциональные или физические страдания, включая истерию.
  3. Отсутствие веры, когда пытаешься связать факт этих переживаний с другими.

Лейтон Шапира рассматривает синдром кассандры как результат дисфункциональных отношений с тем, что называется «архетипом Аполлона». Он относится к образцу любого человека или культуры, связанному, порядком, разумом, интеллектом, правдой и ясностью, отрицающее оккультное или иррациональное.

Интеллектуальная специализация этого архетипа создает эмоциональную дистанцию. Она может предрасполагать отношения к отсутствию эмоциональной взаимности и последующим дисфункциям.

Обращаясь к метафорическому применению мифа греческой Кассандры, Лейтон Шапира заявляет, что:

То, что видит женщина Кассандра, является чем-то темным и болезненным, которое может быть не очевидным на поверхности или что объективные факты не подтверждают.

Она представляет себе отрицательный или неожиданный результат; или что-то, с чем трудно будет справиться. Или правду, которую другие, особенно авторитетные деятели, не согласились бы принять. Для других ее слова кажутся бессмысленными, несвязанными, раздутыми.

Жан Шинода Болен

В 1989 году Жан Шинода Болен, профессор психиатрии Калифорнийского университета, опубликовал эссе о боге Аполлоне. Он подробно описал психологический профиль «женщины Кассандры», которая связана дисфункциональными отношениями с человеком «Аполлона».

Согласно Болену, архетипы Кассандры и Аполлона не являются гендерными.

«В качестве архетипа Аполлон олицетворяет аспект личности, который хочет четких определений, привлекается к мастерству, ценностям порядка, гармонии. Предпочитает смотреть на поверхность, а не на то, что лежит в основе появления. Архетип Аполлона благоприятствует размышлению над чувствами, дистанцируется от близости, объективная оценка дается по субъективной интуиции».

Я слишком много думаю [Как распорядиться своим сверхэффективным умом] Петиколлен Кристель

Синдром Кассандры

Синдром Кассандры

Кассандра – прекрасная троянская принцесса. Сам бог Аполлон влюбился в нее, и она обещала выйти за него замуж в обмен на способность предсказывать будущее. Но, получив этот дар, Кассандра передумала и отказала Аполлону. В отместку он лишил ее дара убеждения. И, несмотря на точность предсказаний, ей никто не верил. Ее пророчества о том, что путешествие Париса в Спарту принесет несчастье, что троянский конь – ловушка и город будет полностью разрушен, не были услышаны.

Синдромом Кассандры называют способность заранее знать о будущих неприятностях и невозможность этому помешать.

Рассмотрим три точки зрения на это необычное явление.

Первая состоит в том, что люди, знающие все заранее, бесконечно страдают и живут в изоляции от общества. Им бы хотелось быть полезными, предотвращать неизбежное, но их резко обрывают как надоедливого предвестника беды. Когда предсказание сбывается, нашим ясновидящим неловко напоминать, что они ведь предупреждали! Если бы они осмелились сказать: «А я вам говорил!» – окружающие отреагировали бы негативно.

Второй момент, о котором важно поговорить, касается неспособности человека отказаться от своих предвещаний. «Вылез гвоздь вверх – молоток обратно прибьет» – гласит японская пословица. Лучше заблуждаться вместе с толпой, чем быть правым в противовес ей. Как гласит народная мудрость, «с волками жить – по-волчьи выть». И, несмотря на это, многие упорно продолжают резать правду-матку и даже проповедовать, рискуя стать всеобщим посмешищем. Кстати, смех может быть неплохим способом заставить слушать себя. Похоже, это хорошо понял Жан-Клод Ван Дамм. Он развлекает всех своими афоризмами и высказываниями, поскольку их печатают, они расходятся по всему миру! Это может получить силу убеждения. В какой-то момент люди задумаются: «А что, во всем этом есть своя доля истины!»

Что ж, Аполлон выбрал прекрасное наказание для строптивой Кассандры: дар предсказания, которым она владела, оказался бесполезным без дара убеждения. Нужно обладать неимоверной харизмой, чтобы заставить толпу поверить своим словам. А ведь могут появиться и противоположные точки зрения! Если в коллективе господствует единое мнение, любое возражение подавляется. Когда все считают, что дела идут хуже некуда, вы никогда не докажете обратное, даже если владеете конкретными фактами. Точно так же при всеобщей эйфории не будут услышаны призывы к благоразумию. Но здесь мы уже незаметно перешли к синдрому Титаника.

Если вам свойствен синдром Кассандры, помните, что каждый учится на собственном опыте, на своих ошибках. Старайтесь удерживать при себе свои предсказания: предоставьте каждому развиваться в своем ритме. В крайнем случае, если вы уверены, что ошибка приведет к неприятным последствиям, сделайте два-три осторожных предупреждения, но если убедитесь, что вас не хотят слушать, сразу замолкайте. Ну, и еще самым чистосердечным тоном, как инспектор Коломбо, задайте человеку уместный вопрос, о котором он не подумал, например: «Поставить стиральную машину на балкон, чтобы освободить место? Прекрасная мысль! А как ты думаешь, куда будет уходить вода?»

Из книги 12 христианских верований, которые могут свести с ума автора Таунсенд Джон

Синдром «я и Бог» Не надо обвинять Роя в безответственности, безумии или маловерии. Давайте вникнем в эту проблему, ведь с ней сталкивается множество христиан, которые задают примерно те же вопросы.В каком–то смысле с этим убеждением совладать легче, нежели с тем ложным

Из книги Измените свой мозг - изменится и жизнь! автора Амен Дэниел

Синдром Туретта Синдром Туретта (СТ) - весьма любопытное расстройство, своего рода связующее звено между базальными ганглиями и двумя, казалось бы, не связанными между собой расстройствами - синдромом дефицита внимания (СДВ) и обсессивно-компульсивным расстройством

Из книги Наблюдая за русскими. Скрытые правила поведения автора Жельвис Владимир Ильич

СИНДРОМ ЕМЕЛИ Лень прежде нас родилась. Русская пословица Русских часто обвиняют в лени, и, честно говоря, не так уж это далеко от истины. Другое дело, что лень - качество сложное и не всегда такое уж плохое.Если разобраться, весь прогресс человечества - результат нашей

Из книги Комплекс Кассандры. Современный взгляд на истерию автора Шапира Лори Лейтон

Глава 1. Миф и трагедия Кассандры О горе! О горе, горе! Мучительное зрение опять меня уничтожает! Криста Вольф. Кассандра Кассандра была одной из дочерей Приама и Гекубы, правителей Трои. Однажды, когда она находилась в храме Аполлона, появился сам бог и обещал наделить ее

Из книги Мои исследования геносоциограмм и синдрома годовщины автора Шутценбергер Анн Анселин

Глава 2. Раны Кассандры Коллективная динамикаКоллективные факторы, вызывавшие аффект у Кассандры, - это прекращение поклоняться богине как верховному божеству и усиление мести Аполлону. Эти темы постоянно фигурируют в историческом развитии конкретного фактора,

Из книги Измени свой мозг - изменится и тело! автора Амен Дэниел

Анн Анселин Шутценбергер СИНДРОМ ПРЕДКОВ. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы (пер. с фр. И.К.Масалков) М: изд-во Института Психотерапии, 20011 (с.13) Можно с уверенностью утверждать, что в

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

Из книги Синдром предков: трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы/Пер. И.К. Масалков - Москва: Издательство Института Психотерапии: 2001 К терапевтам филадельфийской школы, которая внесла

Из книги Опоздания и невыполненные обещания автора Красникова Ольга Михайловна

Из книги Как побороть застенчивость автора Зимбардо Филип Джордж

Из книги Жажда смысла. Человек в экстремальных ситуациях. Пределы психотерапии автора Виртц Урсула

Синдром самозванца Одна из самых нелогичных причин невыполнения обещаний – страх успеха. Страх неудачи – это понятно и логично. Мало кому хочется испытывать чувство вины, получать подтверждение своей неполноценности или быть наказанным за свою ошибку, поэтому если

Из книги Путь наименьшего сопротивления автора Фритц Роберт

Синдром первенства Американская система ценностей с акцентом на конкуренцию и личные достижения также обусловливает распространенность застенчивости. Говоря словами Джеймса Добсона, в нашей стране человеческая красота – это золотая монета, ум – серебряная;

Из книги Психоанализ [Введение в психологию бессознательных процессов] автора Куттер Петер

Синдром выгорания Под синдромом выгорания понимается состояние психической и физической истощенности со снижением работоспособности и переживанием отчужденности от самого себя. Этот синдром проявляется в том, что мы чувствуем себя изможденными и уставшими уже в

Из книги Понимать риски. Как выбирать правильный курс автора Гигеренцер Герд

Синдром заключенного Незадолго до освобождения заключенные часто теряют сон и испытывают беспокойство. Как ни странно, симптомы появляются после долгих лет ожидания того дня, когда они выйдут на волю. Подобная тревожность в ожидании каких-то событий возникает

Из книги Психосоматика автора Менегетти Антонио

Единый синдром Ипохондрия относится к тем заболеваниям, с изучения которых начинались западная медицина и психология. С античных времен ипохондрия описывается во всех главных психологических и медицинских учебниках и традиционно ассоциируется с меланхолией

Из книги автора

Синдром СНК Знают ли пациенты о том, что многие врачи не понимают результатов анализов? Знают ли пациенты, что врачи используют оборонительные медицинские практики, о которых было рассказано в главе 3? Насколько мне известно, в очень редких случаях. Например,

Из книги автора

13.5. Синдром Стендаля На Западе много рассуждают о синдроме Стендаля – одном из аспектов патологии, проявляющейся у людей искусства. Начиная с искусства времен палеолита и неолита, эта тема волновала умы многих выдающихся людей, осознававших, что искусство обладает

В художественной литературе (особенно в фантастике), а также в кинофильмах, часто встречаются сюжеты, связанные с синдромом Кассандры. Некоторые фильмы целиком завязаны на этом. К примеру, "12 обезьян" Терри Гиллиама. Недавно посмотрел в том же ключе фильм "Предчувствие" (США, 2007) и несколько первых серий британского сериала "Парадокс". Синдром Кассандры заключается в том, что человек, стараясь избежать осуществления пророчества, действует так, что именно благодаря этому пророчество (предсказание) осуществляется. Предвидение выполняет роль некоей программы, которую человек принимает, иначе пророчество не сбудется. Возможны две трактовки этого феномена. Первая - "фаталистическая" или "полуфаталистическая". Избежать предсказанного сложно или очень сложно, что бы человек не делал. То же самое относится к группе людей или даже всему виду. По этой версии предсказание - каким-либо образом "увиденное" будущее (как вариант - послание из будущего). Фатализм заключается в отсутствии надежды на преодоление предсказания. События направляются судьбой либо возможен только один вариант, которого не избежать. В рассказе Шекли "Три смерти Бена Бакстера" напротив, события с одними и теми же персонажами развиваются по трем разным сценариям (в трех параллельных и почти идентичных мирах). Причем главный герой в третьем действует принципиально иначе, чем в первых двух, но результат оказывается тот же. Вопрос "можно ли изменить будущее" кажется загадочным и волнующим. Но в который раз видимость оказывается обманчива.

Бесспорно, что представления о будущем влияет на поступки, а через это оказывает влияние на развитие событий. В то, что возможны варианты (хотя бы в мелких частностях) - признают все. Однако я бы это не называл свободой выбора или неопределенностью будущего. Будущего нет! Будущее - то, что нам предстоит. Наши действия формируют будущее. В чем принципиальная разница двух подходов? В одном будущее УЖЕ есть и его можно видеть (или угадывать), отсюда попытки изменить будущее. Но если будущего нет, то его нельзя изменить или поспособствовать ему. Всё непосредственно зависит от происходящих процессов и их взаимосвязи. Меняется прошлое. Меняется в тот момент, который мы называем "настоящее". Верите вы в некое предсказание или нет - на ход событий повлияют (если это возможно) ваши действия, а не намерения. Даже если произойдет нечто предсказанное - или, точнее, похожее на предсказанное - это не будет означать исполнения предсказания. События происходят потому, что для них есть причины, а не потому, что кто-то нечто предсказал. "Синдром Кассандры" в некоторых случаях срабатывает, так как оказывается воздействие на сознание. Но в действительно он не такой яркий, и не приводит к исполнению предсказания. Если предсказанное не может сбыться, его нельзя и избежать. Можно влиять на происходящее так, чтобы оно было больше похоже на предсказанное. Уточню, я говорю именно о предсказаниях, а не любых прогнозах. Вера в предсказания в любом случае сказывается на поведении человека негативно, зачастую лишая воли и надежды, либо, напротив, обманывая ложными обещаниями.
То, что случается, случается не "благодаря" и не "вопреки". Если мы хотим предотвратить определенное нежелательное событие, то есть вероятность, что это событие не произойдет. Возьмем "12 обезьян". Изменим сюжет так, чтобы не было путешествий в будущее и обратно, не было знания о катастрофе вследствие распространения губительного вируса. Просто герой желал бы предотвратить подобное событие и знал, что такое событие может произойти. Даже если бы он не смог предотвратить, он действовал бы иначе. Убедительность таких фильмов и книжных сюжетов в том, что всё происходящее подогнано под искомую схему. Реальные события происходят иначе, их нельзя "редактировать". Единственное ощущение, возникающее у меня после просмотра или прочтения подобных произведений - как же хорошо, что так на самом деле не бывает. Фатализм - страшная штука, какую бы форму он не принимал. Поэтому я никогда не смеюсь над фильмами о сюжете Кассандры, как бы нелепы они ни были.

В ХХ веке виктимология выделилась из криминологии в отдельную дисциплину, границы которой к настоящему времени расширились настолько, что привели к ее превращению в междисциплинарный подход актуальнейшего общественного значения. По мене слияния виктимологии с психологией все более настойчивым становился вопрос о социокультурных и историко-психологических корнях виктимного поведения.

Вторая половина ХХ века стала эпохой подлинного расцвета роли исторической психологии в исследовании и интерпретации глубинных детерминант виктимного поведения.

Одним из первых открытий, сделанных еще задолго до того, как виктимология стала научной дисциплиной, стало понимание гендерных различий виктимного поведения.

«Платон не знал, к какой категории отнести женщин: к разумным существам или же к скотам, ибо природа вставила им внутрь, в одно укромное место, нечто одушевленное, некий орган, которого нет у мужчины и который иногда выделяет какие-то особые соки: соленые, селитренные борнокислые, терпкие, жгучие, неприятно щекочущие, и от этого жжения, от этого мучительного для женщины брожения упомянутых соков (а ведь орган этот весьма чувствителен и легко раздражается) по всему телу женщины пробегает дрожь, все ее чувства возбуждаются, все ощущения обостряются, все мысли мешаются. Таким образом, если бы природа до некоторой степени не облагородила женщин чувством стыда, они как сумасшедшие гонялись бы за первыми попавшимися штанами, в таком исступлении… какого вакхические фиады не обнаруживали даже в дни вакханалий, ибо этот ужасный одушевленный орган связан со всеми остальными частями тела, что наглядно доказывает нам анатомия» .

Слова выдающегося французского мыслителя и писателя эпохи Ренессанса Франсуа Рабле в весьма грубой сексистской форме дают нам, однако, представление о том, в чем виделись основные точки уязвимости женской психики в донаучный период развития психологии.

ХХ век и появление глубинной психологии открыли совершенно новые основания для анализа женской виктимности.

Отец психоанализа З.Фрейд, исследуя исторически обусловленные механизмы сексуального поведения, пишет: «Нам не трудно уже позже оправдать то, что казалось сначала предрассудком, нашим мнением о любовной жизни женщины. Кто первый удовлетворяет с трудом в течение долгого времени подавляемую любовную тоску девушки и при этом преодолевает ее сопротивление, сложившееся под влиянием среды и воспитания, тот вступает с ней в длительную связь, возможность которой не открывается уже больше никому другому. Вследствие этого переживания у женщин развивается «состояние подчиненности», которое является порукой ненарушимой длительности обладания ею и делает ее способной к сопротивлению новым впечатлениям и искушениям со стороны посторонних» .

Однако куда более развернутую картину исторических детерминант женской виктимности дает аналитическая психология в контексте феномена коллективного бессознательного. Рассматривая вслед за З.Фрейдом глубинно-психологические причины женской истерии, Карл Густав Юнг пишет: «Комплекс при истерии обладает аномальной автономией и тенденцией к активной отдельной жизни, которая снижает и замещает констеллированную энергию Эго-комплекса. Таким образом, постепенно развивается новая болезненная личность, склонности, суждения и решения которой движутся лишь в одном направлении – в направлении ее желания быть больной. Эта вторичная личность пожирает все, что осталось от нормального Эго и принуждает его выполнять функцию вторичного (несамостоятельного) комплекса» .

Разработку идей Юнга продолжила его талантливая ученица Тони Вульф. Исследуя архетип Анимы, в частности такой его вид как женщина-медиум, она отметила, что женщины этого типа находится под приоритетным влиянием коллективного бессознательного, чья сила превосходит воздействие на ее Эго «духа своего времени» . Женщина-медиум во взаимодействии с коллективным бессознательным может быть классическим медиумом, т.е. быть пассивным проводником, но может и вызывать его сама. Как правило, отмечает Тони Вульф, такая активность связана с воздействием архетипа Тени и женщина проецирует этот угрожающий негатив в социальное окружение. Таким образом в глазах социума – особенно маскулинной его части – она становится носителем зла . А поскольку взаимодействие с бессознательным у нее не опосредуется символообразующей функцией Эго, женщина обычно не в состоянии объяснить, что с ней происходит и что движет ее поступками – «переполняющая энергия коллективного бессознательного проносится через Эго женщины-посредницы и ослабляет его…» .

Стремление к овладению (possessionem), исходящее из коллективного бессознательного, выходит далеко за пределы Эго женщины-медиум и стремится распространиться на всех, с кем она находится в хоть сколь-нибудь доверительных отношениях. По этой причине, хоть женщина-медиум и производит сильный эмоциональный эффект в общении, ее собственное Эго является безликим, пассивным и склонным к зависимости. Как пишет сама Тони Вульф «как правило, женщина-посредница ничего собой не представляет и, следовательно, будет создавать путаницу в той же мере, в которой запуталась сама. Сознание и бессознательное, я и ты, личное и обезличенное психическое содержание остается недифференцированным… Поскольку содержание объективной психики и у нее самой, и у других остается непонятным или же воспринимается на личном уровне, она воспринимает судьбу не как свою собственную, а как если бы она была ее собственной, и теряется в идеях, которые ей не принадлежат. Вместо того чтобы стать посредницей, она является лишь средством и становится первой жертвой собственной природы» .

Другой теоретик неоюнгианства, Эрих Нойманн, рассматривая этот феномен, отмечает, что «снижение уровня сознания» (abaissement du niveau mental) является основным качеством медиума: «Женская психика гораздо больше зависит от продуктивности бессознательного, сильно связанного с сознанием, которое мы соответственно называем матриархальным. Однако именно это матриархальное сознание основывается преимущественно на participation mystique – мистической сопричастности человека его окружению. Именно в этом состоянии сознания человеческая психика и надличностный мир по-прежнему остаются в основном неразделимыми; именно матриархальное сознание формирует основу власти человеческой личности, покрытой мантией магии» .

Джеймс Хиллман рассматривает феномен женщины-медиума в неразрывной связи с архетипом Анимуса, а именно – с архетипом Аполлона. По его мнению именно этот образ мужского совершенства является главной причиной женской истерии, а механизмом выступает конъюнкция. Как показывает Хиллман, аполлонический Анимус женщины, проникший не только на уровень сознания, но и на уровень Суперэго, порождает идею женской подчиненности и формирует причинно-следственную связь между подавленной хтонической феминностью и истерией. В свою очередь сам Аполлон интенсивно вытесняет свою Аниму, что привело к полной идентификации этой фигуры с патриархальной маскулинностью, заставляя фемининность принимать форму проекции. Но, как отмечает Хиллман, «поиск coniunctio, как в случае преследования Дафны, оборачивается собственным поражением Аполлона, так как это преследование делает мужчину гиперактивным и приводит психику к вегетативной регрессии, превращая Дафну в лавровое дерево» .

Наиболее подробно архетип Кассандры рассматривается в работах Лори Лейтон Шапиро, а именно в книге «Комплекс Кассандры. Современный взгляд на истерию» . По ее мнению, архетип Кассандры олицетворяет собой архетипический конфликт между матриархальными и патриархальными ценностями, борющимися за власть, при этом сила potestas в данном конфликте полностью вытесняет силу libido

Лори Лейтон Шапиро проводит непосредственную связь между Кассандрой и «темной богиней» , в которой мы можем узнать хтоническую Великую Мать Эриха Нойманна. При этом Шапиро отмечает, что Кассандра находится под влиянием наиболее деструктивного – смертоносного – аспекта Великой Матери.

Позитивным аспектом Великой Матери является посредничество, что у истерических личностей проявляется в сильной интуиции. Однако в патриархальном обществе эта медиумальная способность не только не культивировалась, но даже и не легализовалась. В лучшем случае медиумальные способности женщины-Кассандры эксплуатировались, что мы можем наблюдать еще в эпическом произведении бронзового века, эддической песне «Сны Бальдра» :

На восток от ворот выехал Один, где, как он ведал, вёльвы могила; заклинанье он начал и вещую поднял, ответила вёльва мертвою речью: "Что там за воин, неведомый мне, что в путь повелел мне нелегкий отправиться? Снег заносил меня, дождь заливал и роса покрывала,- давно я мертва". [Один сказал:] "Имя мне Вегтам, я Вальтама сын; про Хель мне поведай, про мир я поведаю; скамьи для кого кольчугами устланы, золотом пол усыпан красиво?" [Вёльва сказала:] "Мед здесь стоит, он сварен для Бальдра, светлый напиток, накрыт он щитом; отчаяньем сыны асов охвачены. Больше ни слова ты не услышишь".

Но чаще всего медиумальные способности женщины-Кассандры использовались как объект для искупительной жертвы, что мы можем видеть на примере другой эддической песни – «Краткой песни о Сигурде» :

[Брюнхильд сказала:] Один, а не многие, был мне дорог, женщины дух не был изменчивым! Атли в этом сам убедится,- когда он услышит о смерти моей,- что не слабой была жена, если заживо в могилу идет за мужем чужим,- то будет месть за обиду мою!" Одно лишь в ответ вымолвил Хёгни: "Пусть не мешают долгой поездке, не вернется она никогда оттуда! Злобной она родилась у матери, рожденной была, чтобы горе чинить, многих людей в беду повергая!"

Характерно, что в тексте песни «Танцуй, ведьма» группы «Мельница» – одной из наиболее популярных отечественных групп в стиле фолк-рока – мы наблюдаем практически идентичную картину :

Там, где ведьма, там жито не свячено, кони не подкованы. Прахом пусть улетает, бродячая, во четыре, ой, стороны. Как завертит суховеем танец смерти, что иных древней, Ведьма спляшет, а с верою нашей не справиться да не сладить ей. Напейся пьяною нашего гнева. Танцуй! Сегодня ты королева. Пусть хмель и корица, и змей, и лисица На первой зарнице прославят сестрицу - Аллилуйя Огненной Деве! Как у ведьмы четыре крыла, а и за плечами воздух дрожит. Нынче ей полыхать синим пламенем, как она горела во лжи. Нет предела милости огня, и Господь помилует нас, Чтобы рожь высока родилась, чтобы за зимой вновь была весна.

Шапиро отмечает, что женщина-Кассандра рано учится скрывать эту сторону своей личности или маскировать ее использование, поскольку ее Эго не является достаточно сильным, а, самое главное, достаточно одобряемым для того, чтобы полноценно использовать свою врожденную способность. В результате у таких женщин формируется псевдо-Эго, состоящее из рестрикционистских ценностей Аполлона как проводника идей Великого Отца. Это псевдо-Эго носит искусственный и ярко выраженный виктимный характер и основным лейтмотивом является мысль: «Впрочем, виновата уже тем, что женщина». В результате этого ее медиумальные способности уходят в область Тени, формируя болезненный комплекс вины и аутодеструкции. Следствием этого становится истерия как единственно возможный способ слабого, самоистязяющего Эго выступать посредником между бессознательным и Супер-эго.

Результаты наших исследований показывают, что ситуация осложняется еще и тем, что чаще всего у женщины-Кассандры присутствует аналогичный родовой сценарий, который передается по женской линии. Мать у такой девочки – женщина, находящаяся под таким же тираническим давлением патриархального Анимуса и уже давно пребывающая с ним отношениях садомазохистического дуальюниона. В своих родовых посланиях дочери она дает классический двойной посыл, текст которого декларирует истерическую подозрительность и тревогу по отношению к мужчинам (порой доходящую до ненависти) а подтекст – раболепное повиновение и страх. Однако ее позиция выигрышна тем, что она имеет возможность учить свою неопытную дочь, на которую нередко транслирует свое инфантильно-уязвимое Эго, чем только усиливает комплекс виктимности у дочери. Это соотносится с идеей родовых последний, разработанной Леопольдом Сонди в рамках концепции судьбоанализа .

Шапиро, характеризуя отношения женщины-Кассандры с матерью, отмечает отсутствие позитивной симбиотической связи с материнской фигурой, что, в свою очередь, блокирует связь девочки с реальностью: «У девочки развивается впечатление, что жизнь не может протекать так, как хочет она, а только так, как хочет мать. В представлении ребенка реальность не заслуживает доверия. Девочка обретает свою идентичность, только отвечая ожиданиям матери. В каком-то смысле ребенок становится матерью своей собственной матери, в свое время лишенной материнства, которая постоянно требует зеркального отражения своего слияния с дочерью и наполняется черной завистью, если не получает этого отражения» .

Находясь под непрерывным давлением Суперэго, женщина-Кассандра проецирует свой локус контроля исключительно вовне. При этом во внешнем контексте она наблюдает картину полного торжества маскулинного начала и поражения и самоуничижения феминного. Логично, что уже с детских лет она ищет внимания и поддержки мужского начала. Шапиро отмечает, что даже в случае слабости реальной отцовской фигуры девочка все равно идеализирует отца: «Единственным аспектом фемининности, получившим возможность выйти на поверхность, оказывается посредничество, через которое гипертрофированная маскулинность - интериоризированный дочерью материнский Анимус - ищет свое выражение. Эго оказывается на службе у Анимуса, который в действительности скорее ведет себя как нарцисиссическая структура личности, постоянно требующая позитивного отзеркаливания. Женское Эго опускается до проигрывания роли Анимы по отношению к собственному Анимусу» .

В античном архетипическом сценарии Кассандра не подчинилась Аполлону, что привело к ее гибели – причем гибели именно от руки материнской фигуры. В личности женщины-Кассандры как правило это подчинение все-таки происходит, причем еще в детстве. Опираясь на свой аполлонический Анимус, она может быть довольно успешна и социально адаптирована. Однако если и происходит адаптация к внешнему миру, то не происходит адаптации к миру внутреннему. Второй полюс диссоциированной психики – истерическая Анима-Кассандра – уходит в Тень и оттуда постоянно напоминает о себе немотивированной тревогой, чувством вины, страхами, за которыми, в свою очередь, скрывается и агрессия. Один из вариантов прорыва этой эксплозивной Тени показан в знаковом для современной культуры фильме Романа Полански «Отвращение» . Главная героиня, интроверт, все более погружающаяся в аутические состояния, обнаруживает в них сильнейшую андрофобию, прорывающуюся запредельной агрессией к мужскому началу.

Описывая динамику Тени у женщины-Кассандры Шапиро называет в качестве главной причины ее активизации именно исчезновение аполлонического идеала Анимуса. По причине слабости собственного Эго женщина-Кассандра использует аполлонический Анимус как сдерживающую силу Суперэго, направленную в первую очередь на Тень. Можно сказать, что в таком состоянии она вообще лишается силы Эго, оставаясь беспомощной перед ужасами Тени: «В своем испуганном, лишенном Эго состоянии женщина-Кассандра может говорить то, что видит, бессознательно надеясь на то, что другие могли бы извлечь из ее слов какой-то смысл. Однако им ее слова кажутся бессмысленными, бессвязными и беспочвенными. Нет ничего удивительного в том, что ей никто не верит. Она даже не может совершить над собой усилие и поверить сама в то, что говорит. Ее Эго не может принять то, что знает ее Тень» .

In toto мы может сказать, что архетип Кассандры является одной из основных бессознательных детерминант, поддерживающих формирование и действие комплекса жертвы у современной женщины. Выступая вторым полюсом в диаде Преследователь-Жертва, он делает женщину склонной к виктимному поведению при столкновении с патриархальным сексистским мужским поведением.

Список использованных источников

  1. Франсуа Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль. – М.: 1991. – 374 с.
  2. Фрейд З. Табу девственности: очерк по психологии сексуальности. – М.: Прометей, 1990. – 32с.
  3. Анима и Анимус / Юнг, Уилрайт, Нойманн и др. – М.: Московская ассоциация аналитической психологии, 2008. – 228 с.
  4. Уильямс Д. Пересекая границу. Психологическое изображение пути знания К.Кастанеды. – Воронеж: Модек, 1994. – 191 с.
  5. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания [А.II. Великая мать]. – Киев: Ваклер, 1998. – 464 с.
  6. Хиллман Дж. Миф анализа: три очерка по архетипической психологии. Пер. с англ. М.: Когито-центр, 2005. – 352 с.
  7. Шапиро Л.Л. Комплекс Кассандры. Современный взгляд на истерию. – М.: Независимая фирма «Класс», 2006. – 176 с.
  8. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах / Библиотека Всемирной Литературы. (Т. 9) / пер. с древнеисландского А. Корсун. - М.: Художественная литература, 1975. – 751 с.

С огласно мифу, Кассандра получила свой пророческий дар от Аполлона. Этот дар стал для нее проклятием, поскольку никто не верил ее предсказаниям. Она предвидела трагические события, но ни одно из них не могла предотвратить - даже страшный финал собственной жизни. Женщины с развитой интуицией, особенно чувствительные к грядущим переменам, на протяжении многих веков подвергались гонениям. Их оскорбляли, пытали, сжигали на кострах… В конце концов они переставали верить даже самим себе. Должны ли современные Кассандры переживать такую же судьбу?

В этой книге юнгианский аналитик Лори Лэйтон Шапира подробно рассматривает миф о Кассандре, его проявления в психике и отношение к истерии. Она описывает психологический профиль современной женщины с комплексом Кассандры, его использование в терапии и клинические фазы аналитического процесса.

Книга будет интересна и полезна и профессиональной аудитории (психологам, психотерапевтам), и читателям-непрофессионалам. Как минимум своей позитивной уверенностью в том, что груз бессознательного «пророчества» может стать источником творчества и предметом законной гордости.

Введение

Я стала интересоваться темой Кассандры, когда она приснилась двум моим пациенткам. Рассматривая чем-то похожие психологические паттерны, я нашла в них много общего, и не последнее место в этом ряду принадлежало присутствующей у каждой из них сильной истерической составляющей.

Истерия больше не считается широко распространенным диагнозом. Фактически она уже исключена из последнего издания Американской психиатрической ассоциации «Диагностическое и статистическое руководство по определению психических расстройств» (DSM-III). Но истерия по-прежнему существует и очень хорошо поддается клиническому описанию, даже несмотря на то, что мы предпочитаем стыдливо уклоняться от постановки такого диагноза с характерным для него женоненавистническим шовинистическим смыслом. Мы склонны приписывать эксгибиционистские тенденции «нарциссическому расстройству личности» или же эмоциональным взрывам людей, находящимся в «пограничном состоянии».

Около столетия тому назад Пьер Жане пришел к следующему заключению:

«Слово „истерия“ следует сохранить, несмотря на то, что его первоначальное значение сильно изменилось. Сегодня его будет очень трудно осовременить, и воистину оно имеет такую великую и прекрасную историю, что будет слишком болезненным от него избавиться»

Вполне возможно, что то же самое можно сказать о диагнозе истерии, который имеет документированную историю продолжительностью около четырех тысяч лет. Об этой болезни было много написано в патриархальную эпоху. Здесь мы должны посмотреть на эту историю с женской точки зрения, используя конструктивное видение целесообразности ее симптомов, чтобы понять ее современное значение.

ЧАСТЬ I. КАССАНДРА В ПРОШЛОМ

Глава 1. Миф и трагедия Кассандры

Кассандра была одной из дочерей Приама и Гекубы, правителей Трои. Однажды, когда она находилась в храме Аполлона, появился сам бог и обещал наделить ее даром пророчества, если она согласится принадлежать ему. Однако, приняв его дар, Кассандра отказалась исполнить свою часть договоренности.

Как известно, если милость бога принимается, ее уже нельзя отвергнуть. Поэтому Аполлон умолял Кассандру подарить ему хотя бы один поцелуй, и как только она это сделала, он вдохнул в ее уста нечто такое, что ни один человек больше не доверял ее пророчествам.

С самого начала Троянской войны Кассандра предсказывала ее трагический исход. Но никто не слушал ее предсказаний. Она говорила о том, что греки спрятались внутри деревянного коня, но троянцы не вняли ее предупреждениям. Ее судьба состояла в том, чтобы знать, какое произойдет несчастье, но не иметь возможности его предотвратить.

Кассандру обвинили в поражении и отдали Агамемнону. Когда он привез ее в Микены, их приветствовала Клитемнестра, жена Агамемнона, которая вместе со своим любовником Эгисфом устроила заговор и задумала убить их обоих. Кассандра предчувствовала свою судьбу и отказалась войти во дворец. Она впала в транс пророчества и кричала, что чувствует кровь, ощущая на себе всю тяжесть проклятья дома Атреев. Однако она не смогла избежать своей судьбы. Клитемнестра убила ее тем же топором, которым обезглавила Агамемнона

Кассандра - фигура трагическая. Ее история легла в основу древнегреческой драмы, поэтических произведений-и даже оперы. В литературе основу трагедии составляет порочный характер трагического персонажа, но вместе с тем его огромный потенциал остается нереализованным. В чем же тогда заключается сущность трагедии Кассандры?

Глава 2. Раны Кассандры

Коллективная динамика

Коллективные факторы, вызывавшие аффект у Кассандры, - это прекращение поклоняться богине как верховному божеству и усиление мести Аполлону. Эти темы постоянно фигурируют в историческом развитии конкретного фактора, который мы теперь называем материнским комплексом и который рассмотрим впоследствии.

А в этой главе мы сосредоточим внимание на эволюции Аполлона - от примитивной до классической формы. Эта эволюция послужит парадигмой развития Анимуса Кассандры, ее внутреннего образа маскулинности.

История Кассандры разворачивалась в бронзовый век, во втором тысячелетии до Рождества Христова. В это время греческая цивилизация переживала кардинальный переворот от матриархальной к патриархальной культуре, сопровождавшийся отходом от ценностей, присущих женственности. Это изменение стало особенно травматичным для троянцев, культура которых была ближе к матриархальной Крито-Миносской, чем к более патриархальной Ахейской. Когда греки взяли Трою, ее культура и религия также претерпели распад.

В своей книге «Кассандра» писательница из Восточной Германии Криста Вольф отмечала, что в Трое поклонение новым богам входило в практику отправления древних религиозных культов. «Кассандре с избытком хватало эпизодов, связанных с избеганием конфликта»

Она была глубоко поражена переходом к патриархальному культу, возможно, даже больше, чем любая другая ее современница, поскольку этот переворот мог подорвать развитие женской идентичности из-за мести богини как архетипической ролевой модели.

Глава 3.

Истерия - блуждания голодной матки

Кассандра воплощает архетипический конфликт между матриархальными и патриархальными ценностями, вступившими в соперничество за власть, при полном отсутствии соединяющего их Эроса. В течение длительного времени истерия рассматривалась как проявление такого расщепления психики. В этой главе будет обозначена историческая канва и приведена прелюдия к нашему последующему обсуждению того, какое значение сегодня имеет истерия.

Как мы уже видели, трагедия Кассандры заключалась в том, что для нее было невозможно разделить судьбу Пифии - священного сосуда для божественного пророчества. С точки зрения психологии, ее негативный материнский комплекс воспрепятствовал развитию Эго, возникающего из первоосновы женской Самости. Поэтому Кассандра испытывала страдания из-за «недоношенности» женского Эго: фактически ее Эго не знало психологической матки.

Традиционный взгляд на истерию как на болезнь матки насчитывает четыре тысячи лет. Теория маточной недостаточности за несколькими исключениями прослеживается на протяжении всей истории. Поскольку и исторические документы, и диагноз истерии связаны с эпохой патриархата, у нас нет возможности узнать, существовал ли такой синдром во времена матриархата.

Известны медицинские документы, найденные в Египте и датированные вторым веком до н. э. В самом древнем из них, папирусе Кахуна, речь идет именно об истерии, которая описывается как «„голодание“ матки или же ее смещение вверх и последующее давление на другие органы»

Все усилия врачей были направлены на питание голодающего органа и возвращение его в нормальное положение.

«Части тела окуривали драгоценными благовонными веществами, чтобы привлечь матку; или же съедали мерзости или вдыхали зловония, чтобы отпугнуть ее и отогнать из верхней части тела, где, как считалось, она блуждала»

Глава 4. За рамками патриархальных ограничений

Лечение истерии по Фрейду практикуется до сих пор, несмотря на то, что случаи подобного заболевания встречаются гораздо реже. Ильза Вейсс так объясняет, почему истерия стала редким заболеванием:

«В XX веке поведение, заключающееся в „жалобных причитаниях“ и „заламывании рук и ног“, окружающие встречают не просто без симпатии, а даже с отвращением. Наибольшую терпимость к нему проявляет экзальтированная толпа и девочки-подростки, когда реагируют на появление своих кумиров… Падающие в обморок леди викторианской эпохи тоже не в состоянии пробудить к себе ни малейшей симпатии у своего социального окружения… Таким образом, истерия, по существу, перестала вознаграждать человека. Заботливое внимание, которое веками чувствовали к себе истерические женщины, в XX веке уступило место бесчувственному безразличию…

Фрейдовское исследование истерии, вместо того чтобы придать ей еще больше веса, фактически лишило ее того важного мистического смысла, которым истерия обладала более двух тысяч лет… Как утверждалось, если истерия действительно оказывается средством удовлетворения потребностей Эго, то недостаток внимания к болезни могли легко принимать за почти полное ее исчезновение. Таким образом, в утверждении о том, что именно углубленное понимание причин заболевания истерией ведущими психиатрами нашего века внесло свой вклад в почти полное исчезновение болезни, возможно, нет особенного противоречия. Заново пересмотренный терапевтический инсайт нашел применение в лечении серьезных психоневрозов, в рамках которых только и существует потенциальная возможность истерических проявлений»

Мы можем больше не увидеть спазмов и конвульсий, но недооценивать истерию или сбрасывать ее со счетов - значит игнорировать хорошо известный клинический синдром.