Петр и плотник краткое содержание. Предания


Встал государь-царь Алексей Михайлович с ложи царской, облачился в одежду, вынал саблю из ножней и стал к дверям хрустальным: «Господи, повеждь, что написано у родителя моего, не могу в голову взять».

Как приходит тот секунд, государь-царь поднял саблю и хочет тому, кто отворит дверь, отрубить голову. Вдруг отворяет ворота - на пяту патриарх Никон. Государь обрадовался и не знает, что делать. Тут забыл он и родительское завещание и стал слушать Никона.

О государственных деятелях России

ПЕТР И ПЛОТНИК

Царь приезжал в Воронеж корабли строить, за то ему и памятник в Воронеже поставлен. Сказывали, что он иногда вроде как рабочим был: сам рубил и пилил.

Созвали в Воронеже лучших плотников и всех к работе приставили. И был среди них лучший из лучших мастер. Вот начали работать, работает с ними и Петр. А мастеру и невдомек, что с ним работает сам царь, думал: какой-нибудь новичок из приезжих. Посмотрел он, как Петр плотничает, и выругал его крепким словом: то не так, другое не эдак. Стал ему показывать, и Петр быстро все перенял. А когда стали шабашить, он и говорит мастеру:

Хоть ты меня и крепко ругал, но я зла на тебя не имею, спасибо за науку.

Снял со своей руки кольцо и отдал мастеру.

Носи, - говорит, - да вспоминай, что науку царю преподал.

ЦАРЬ ПЕТР И СОЛДАТ

Был царь Петр в Воронеже, и захотелось ему на охоту сходить. На охоте он приотстал. Идет по лесу, дорогу ищет, а навстречу ему солдат.

Откуда, служивый? - спрашивает Петр.

Да вот, батюшка, на побывку ходил. А ты кто будешь?

Да я дальний, - говорит Петр, - вот заблудился, помоги выбраться на дорогу.

Ладно. Идут они вместе, а Петр и пытает солдата, как ему живется, доволен ли службой.

Служить, - говорит солдат, - согласны; трудновато, да обтерпится, одно плохо: начальники - скоты и уж дюже круты, о солдатские спины палки ломают, зубы вышибают, а сам знаешь - солдат в неволе, что хлеб без соли, ешь, но не в охотку.

А вы, - говорит Петр, - царю бы жаловались.

До царя-то, - отвечает солдат, - далеко. Вот десять лет служу, а царя так и не видел.

Хорошо, - говорит ему Петр, - исполнится твое желание.

Спросил он у него полк и как зовут его, все записал. Приходит солдат к себе в казарму, а его требуют к царю.

Ну, - думает солдат, - пропала моя голова.

Привезли солдата и велели ему в сенях подождать, а потом и в горницу позвали. Входит солдат, а перед ним сам царь стоит, а с лица точь-в-точь как тот человек, что в лесу повстречал.

Вот, - говорит ему Петр, - ты и царя увидел. Правду ты мне сказал. Проверил я - большие у вас непорядки.

Наградил Петр солдата и отпустил.

ПЕТР ПЕРВЫЙ И ВЫТЕГОРЫ

Ну вот, Петр (…) отдыхал в трех километрах от Вытегры, значит; деревня Шестова там была.

Вероятно, умотали Петра и его свиту наши болота, наши леса - и Петр заснул, заснула его свита.

В это время у императора пропал камзол. Проснулся - он очень разгневался, как это так: украли камзол! Послал «искать, искать камзол!..».

Ну, пустились в розыски. Но наши северные деревни ведь очень небольшие. А в те времена, конечно, это было три-четыре дома, может быть, - и вся деревушка маленькая, северная, так что найти было это все легко.

Ну, и быстро нашли - воров нашли и камзол. Привели к императору, бросили к его ногам, значит, воров.

Что же, - говорит, - вы украли камзол? Казнить вас надо.

Ну, один наиболее смекалистый такой мужичок выступил вперед:

Великий государь, вели слово молвить.

Ну, говори.

Вот, мы украли у тебя камзол, хотели себе шапки сшить, нашим детям, нашим внукам, нашим правнукам, чтобы о тебе вечно помнить, что ты здесь был.

Видно, что от чисто русской такой смекалки этот ответ. Вот именно Петру понравился такой ответ:

Ладно, - говорит, - я камзол вам подарю. Но с этого время вы будете носить кличку-фамилию «камзольники».

Между прочим, знаете (вот это уже точно), я эту кличку сам испытал. В молодости-то приходилось ездить: вот со знакомыми там, значит, встретишься:

Ты откуда?

Да вот с Вытегры еду, в Вытегре и живу, живу, значит.

Предания - поэтическая автобиография народа. Предание - жанр фольклора. Это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение. Возникают предания часто из рассказа очевидцев. На фоне больших и малых исторических событий, народных движений вырисовываются монументальные фигуры государственных деятелей Древней Руси. Первый из них - Рюрик, родоначальник первой княжеской династии. Цикл сказаний посвящен Ивану Грозному. Последующие страницы устной летописи надолго останавливаются на деяниях Петра Первого. Иван Грозный изображен в архаической традиции - в качестве жреца, мага, всесильного царя («Наказание реки Волги»). Веяние времени отражает тему его борьбы с колдовством («Сороки-ведьмы»).

Ранние предания о Петре Первом связаны с походами на Азов. Готовясь ко второму из них и взятию Азовской крепости, монарх отдает приказ о строительстве флота в Воронеже, а потом и сам работает на верфи («Петр и плотник», «Царь Петр и солдат»). В народной памяти запечатлены приезд Петра на Север в 1702 году, победа над шведами, Полтавская баталия («Петр Первый в Троицко-Сергиевском монастыре»). В каждом из преданий сказался настрой Петровской эпохи: раскованность в поведении героев, юмор в повествовании, изображение исторических событий на бытовом, а то и будничном фоне.

Там, где прошел Петр, навсегда осталась память о деятельном, нетерпеливом «осударе». Рядом с Петром встают те, чьими трудами мужала Россия, - землепашцы, рыбаки, мастеровые, солдаты.

По Н. Криничной

Вопросы и задания

  1. Вспомните, какие былички и предания были прочитаны вами в предыдущих классах.
  2. Что вы узнали о преданиях из статьи Н. Криничной? Перескажите ее.

Воцарение Ивана Грозного

Прежде как на Руси царей выбирали: умрет царь - сейчас весь народ на реку идет и свечи на руках держит. Опустят эти свечи в воду, потом вынут, у кого загорится - тот и царь.

У одного барина был крепостной человек - Иван. Подходит время царя выбирать, барин и говорит ему:

Иван, пойдем на реку. Когда я царем стану, так тебе вольную дам, куда хочешь, туда и иди!

А Иван ему на это:

Коли я, барин, в цари угожу, так тебе беспременно голову срублю!

Пошли через реку, опустили свечи - у Ивана свеча и загорись. Стал Иван царем, вспомнил свое обещанье: барину голову срубил. Вот с этой поры за это его Грозным и прозвали.

Сороки-ведьмы

Когда царем в Москве был Иван Васильевич Грозный, то на Русской земле расплодилось всякой нечисти и безбожия многое множество. Долго горевал благочестивый царь о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете, чтобы меньше было зла, уничтожить колдуний и ведьм. Разослал он гонцов по царству с грамотами, чтобы не таили православные и высылали спешно к Москве, где есть ведьмы и переметчицы. По этому царскому наказу навезли со всех сторон старых баб и рассадили их по крепостям, с строгим караулом, чтобы не ушли. Тогда царь отдал приказ, чтобы всех привели на площадь. Собрались они в большом числе, стали в кучку, друг на дружку переглядываются и улыбаются. Вышел сам царь на площадь и велел обложить всех ведьм соломой. Когда навезли соломы и обложили кругом, он приказал запалить со всех сторон, чтобы уничтожить всякое колдовство на Руси, на своих глазах.

Охватило полымя ведьм - и они подняли визг, крик и мяуканье. Поднялся густой черный столб дыма, и полетели из него сороки, одна за другою - видимо-невидимо. Значит, все ведьмы-переметчицы обернулись в сорок и улетели и обманули царя в глаза.

Разгневался тогда Грозный-царь и послал им вслед проклятие:

Чтобы вам, - говорит, - отныне и до веку оставаться сороками!

Так все они и теперь летают сороками, питаются мясом и сырыми яйцами. До сих пор боятся они царского проклятия пуще острого ножа. Поэтому ни одна сорока никогда не долетает до Москвы ближе шестидесяти верст в округе.

Петр и плотник

Царь приезжал в Воронеж корабли строить, за то ему и памятник в Воронеже поставлен. Сказывали, что он иногда вроде как рабочим был: сам рубил и пилил.

Созвали в Воронеже лучших плотников и всех к работе приставили. И был среди них лучший из лучших мастер. Вот начали работать, работает с ними и Петр. А мастеру и невдомек, что с ним работает сам царь, думал: какой-нибудь новичок из приезжих. Посмотрел он, как Петр плотничает, и выругал его крепким словом: то не так, другое не эдак. Стал ему показывать, и Петр быстро все перенял. А когда стали шабашить, он и говорит мастеру:

Хоть ты меня и крепко ругал, но я зла на тебя не имею, спасибо за науку.

Снял со своей руки кольцо и отдал мастеру.

Носи, - говорит, - да вспоминай, что науку царю преподал.

Вопросы

    Вы прочитали предания об Иване Грозном и Петре Первом. Какими предстают в «устной летописи» Иван Грозный и Петр Первый? На что обращает внимание народный сказитель?

Будьте внимательны к слову

  1. Как можно объяснить слова «предание», «летопись», «быличка»? Вспомните названия преданий, с которыми вы познакомились в 5-7 классах.
  2. Как вы понимаете словосочетания: «содержит сведения», «родоначальник первой княжеской династии», «цикл сказаний», «Петровская эпоха», «раскованность в поведении героев», «землепашцы, мастеровые»?
  3. Подготовьте к пересказу одно из преданий, сохранив особенности повествования.

Саардамский плотник

ГЛАВА I

НЕЗНАКОМЕЦ

То, о чем я намерен рассказать вам, друзья мои, происходило в Голландии в 1697 году в небольшом городке Саардаме, замечательном по своим корабельным верфям и имеющем для нас, русских, особый интерес.

Рассветало. Солнце, вынырнув, так сказать, из моря, величественно поднималось над горизонтом. Легкий утренний туман скользил еще по гладкой поверхности моря, широкие волны которого ровно набегали на берег и оставляли между каменьями желтоватую пену. Рыбачьи лодки с маленькими белыми парусами пересекали по всем направлениям зеленоватые струи, в которых отражалось уже утреннее солнце сквозь более и более редевший туман. Вдали, на горизонте, виднелись огромные корабли с распущенными парусами и издали походили на морских птиц, летающих над водою и поджидающих неосторожную рыбу. Берег начал оживляться.

Над остроконечными кровлями Саардама поднимались в воздухе столбы серого дыма; по временам на порог дома выходил работник и, потягиваясь, зевая, смотрел на небо, на воду, на землю, почесывался и опять возвращался в дом. В верфях лежали, подобно морским чудовищам, корабли, более или менее оконченные; тут представлялся взору скелет корабля, не обшитый еще досками, далее черная масса полуоконченного, смоленого судна; наконец, красивые формы шхуны, украшиваемой живописью. Но ни одного живого существа не было еще видно на верфи. Зато ветряные мельницы подражали деятельности рыбаков и как бы приветствовали их своими неутомимыми крыльями.

К одной из мельниц приближались двое детей: мальчик лет двенадцати и девочка лет четырнадцати. Робко отворили они дверь и стали подниматься вверх по узкой деревянной лестнице, выбеленной мукою. Едва ступени заскрипели под ногами их, как сверху послышался грубый голос, вскричавший:

Кто там?

Это мы, - робко отвечал мальчик.

Кто вы? Отвечай толком.

Дети Гаардена.

Опять вы! Что вы, с голоду умираете, что ли? - сердито вскричал мельник, показавшись на мельнице. - Вчера вы три раза приходили, а сегодня чуть свет опять здесь.

Девочка опустила голову и в смущенье стала щипать конец своего передника. Мальчик же устремил свои светлые, голубые глаза на белый колпак сердитого мельника и отвечал:

Простите нам, мейстер Фоэрбук, мы сами жали и сами молотили эту рожь, а потому нам хочется поскорее покушать собственного хлеба. Папенька говорит, что заработанный хлеб вкуснее.

Твой отец - умный человек, - возразил мельник, смягчившись. - Ну, потерпите немножко: через четверть часа ваша мука будет готова.

С этими словами он позвонил, но никто ему не отвечал. Сердито топнув ногою, Фоэрбук наклонился, открыл люк в полу и закричал вниз:

Эй, Польдерс, лентяй! Спишь ты, что ли, что не слышишь звонка? Подсыпь зерен живее, а не то я тебя самого посажу между жерновами.

Работник поспешно исполнил приказание хозяина, подсыпал зерен ненасытным жерновам, потом, просунув голову в отверстие люка, сказал, глупо усмехаясь:

Хозяин, а хозяин!

Что тебе?

Посмотри, хозяин, в окно.

Посмотри только, - сказал работник и глупо засмеялся. - Там стоит какой–то человек и зевает на мельничные крылья, точно будто бы никогда не видал их. А платье–то на нем, платье! Не то что старое, а смешное! Широкие панталоны со складками, куртка со светлыми пуговицами, а шапка… шапка такая, какую я и в жизнь не видывал! Посмотри, хозяин, посмотри!

Мельник, радуясь случаю позевать, так поспешно просунул голову в маленькое окно, что чуть не уронил свой колпак. Из окна мельницы представлялся приятный, привлекательный вид. Склон небольшой возвышенности, начинавшейся непосредственно за Саардамом, был покрыт множеством мельниц, крылья которьи кружились быстрее и быстрее по мере того, как ветер разыгрывался. Вдали простиралась синяя полоса моря, берега которого начинали оживляться. При звуках колоколов со всех сторон сходились корабельные плотники. Но мельник не обратил внимания на вид: он уже привык к нему, а по странному устройству нашей натуры все то, к чему мы привыкаем, теряет для нас свою прелесть. Зато мейстер Фоэрбук с особенным любопытством вытаращил глаза на незнакомца, внимательно смотревшего на вертевшиеся крылья.

Польдерс, - сказал мельник своему работнику, - это, должно быть, иностранец?

Кажется.

Это, может быть, китаец?

Разве есть настоящие китайцы?

Разумеется, дурачина!

А я думал, что китайцы бывают только фарфоровые, - сказал Польдерс.

Я заговорю с ним, - сказал мельник.

Разве ты знаешь по–китайски? - спросил Польдерс.

Нет, но он, может быть, знает по–голландски, - отвечал хозяин.

Ну, попробуй.

И Польдерс просунул голову в другое окно, одним этажом ниже хозяина.

Детям также очень захотелось посмотреть, но других отверстий не было в стене.

Незнакомец, увидав две забавные головы в белых колпаках, высунувшиеся из окон, невольно улыбнулся.

Польдерс! - сказал хозяин сверху, - он улыбнулся.

Да–да; но поговори же с ним, - отвечал работник снизу.

Фоэрбук кашлянул, поднес руку к колпаку и сказал:

Здорово, приятель!

Незнакомец кивнул головою.

Откуда ты, любезнейший? - продолжал мельник.

Незнакомец не отвечал и опять обратил внимание на устройство мельницы.

Ого! Да он важничает! - произнес мельник. - Эй, дружище! Не подходи близко; ты слишком высоко поднял нос, как раз крылья отшибут.

Незнакомец не обратил внимания на грубую выходку мельника и спросил его отрывисто:

Что стоит твоя мельница?

Лицо мельника вытянулось.

Польдерс, - сказал он, - это, никак, покупатель. Я давно уже собираюсь сбыть свою мельницу. Разве ты хочешь купить ее? - спросил он, обратившись опять к незнакомцу.

Я спрашиваю, что она стоит.

Так зайдите, минхер, да посмотрите; после я объявлю цену.

Незнакомец немедленно взбежал по деревянной лестнице.

Тогда дети увидели стройного молодого человека прекрасной наружности. По топору, бывшему у него под мышкой, и по треугольнику, висевшему на плече, в нем можно было узнать плотника. Не обращая внимания на приветствия и расспросы хозяина, он стал рассматривать внутреннее устройство мельницы. Ни одно колесо, ни одно бревно не было оставлено им без внимания. Все ответы хозяина на отрывистые вопросы его записывал он в маленькую книжечку.

Наконец, осмотрев все подробности, он спросил опять:

Дорого ли обходится постройка такой мельницы?

- Д орого ли? - повторил мельник.

- П равду сказать?

Разумеется.

Ну, дружище, ты, кажись, малый добрый, - сказал мельник, - возьми же ее за 320 гульденов, да и дело с концом! По рукам, что ли?

Нет, - возразил незнакомец, - я не думал покупать твоей мельницы.

Как не думал? - и лицо Фозрбука опять вытянулось. - Что же ты спрашивал о цене?

Я хотел только знать, во сколько может обойтись постройка.

Вот что! - и мельник презрительно отвернулся. - Больно любопытен, приятель!

В это время работник принес мешок муки.

Вот вам, дети, ваша мука, тащите ее с Богом.

Скажи мне, пожалуйста, - спроспл незнакомец, - где здесь живет лучший корабельный мастер?

Который? - спросил мельник. - У нас много лучших.

Блундвик.

Дети спускались в это время вниз по лестнице.

Постойте! - закричал мельник им вслед. - Эй, дети! Покажите этому молодцу дорогу к дому Блундвика.

Спасибо, - сказал незнакомец, уходя.

Любопытство Фоэрбука не было еще удовлетворено, а потому он пошел за незнакомцем и спросил его:

Ты, верно, хочешь просить работы у Блувдвика?

Да, - отвечал незнакомец отрывисто.

Ты, верно, издалека? - продолжал любопытный.

Уж не из Швеции ли?

А! Так, верно, из Польши?

Откуда же у тебя такое странное платье?

Мне так нравится.

Гм! Скажи мне…

Прощай! - и незнакомец, ускорив шаги, последовал за детьми.

Да, нет, да, нет, - ворчал раздосадованный Фоэрбук. - Сам небось все выспросил да выведал, а потом онемел, словно рыба! Приди же ты в другой раз!


ГЛАВА II

МЕЙСТЕР БЛУНДВИК

Несмотря на тяжесть мешка, дети почти бегом спешили домой. Они мечтали уже о том, как маменька испечет им из муки хлеб и с каким аппетитом они будут есть его. Наконец, выбившись из сил, мальчик опустил мешок на скамью, стоявшую перед ближайшим домом, чтобы отдохнуть.

Дай мне мешок, - сказала девочка, - теперь моя очередь нести.

Нет, я сам донесу, - отвечал мальчик, запыхавшись.

Но в это самое время незнакомец сильною рукою схватил мешок и без малейшего усилия взбросил его себе на плечи.

Вы замараетесь мукой, - сказал мальчик, который, может быть, боялся, чтобы незнакомец не ушел с мешком. - Вы замараетесь; оставьте, я сам снесу.

«Реформы и преобразования Петра I» - Преобразования Петра I. Гос. бюджет при Петре I. (Ревизион-коллегия). Выпуск золотых монет 1701г.: цесарские рубли и червонцы. Меркантилистская политика 1724г. Развитие промышленности. Валюта: серебряный талер и золотой червонец. Внешняя торговля при Петре I. Реформа денежной системы при Петре I. Военная реформа.

«Культура эпохи Петра» - Художественная культура. Арифметика Л. Магницкого. Реформа в области быта. Развитие образования потребовало издания учебников. Образование за границей боярских детей. Кунсткамера. В н.18 в. художественная культура приобрела светский характер и получила поддержку государства. План урока. Самым знаменитым учебником эпохи стала «Арифметика» Л.Магницкого.

«Правление Петра 1» - 3. Стрелецкий бунт 1682 г. Кто должен был стать царем по существовавшим порядкам престолонаследия? Почему так случилось? Кто пострадал в результате восстания стрельцов? Измайлово. О, мощный властелин судьбы! Как развивалось увлечение Петра военным делом? 4) Регентство царевны Софьи (1682-1689). Руси, чувствовавший жгучую потребность нового, потребность преобразования…» С.М. Соловьев.

«История Петра Первого» - Что считают «дедушкой русского флота»? Петр I – царь - реформатор. Вопросы для повторения: Был и кораблестроителем, плотником, кузнецом. Петр Великий. Как же был создан первый русский флот? От тяжелых условий тысячи людей умирали. Люблю тебя, Петра творенье… Ботик отремонтировали, и Петр начал учиться судовождению.

«Детство Петра» - Петр. 1657-1704гг. О, мощный властелин судьбы! Первые преобразования Петра. Мария Милославская. Стрелецкое восстание 1698г. Детство Петра. Генеалогическое древо. Свадьба Петра 1689г. Евдокия Лопухина. Двоецарствие: Петр и Иван. Алексей Михайлович. Великое посольство 1697-1698гг. 1662-1696гг. Медный всадник.

«Реформы Петра 1» - Заменила в 1724 г. подворное обложение. XIX в. Цели проведения петровских реформ: Проверка тестовых заданий. Россия при Петре 1 (первая четверть ХVIII века). Урок истории. 10 класс Реформы Петра I. Особенности проведения реформ: Облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Основные даты и события.