Якушин михаил нестерович. Якушин, михаил нестерович

А через год со 2-го курса был призван в армию .

Военная служба

7 мая 1932 года по мобилизации ВКП(б) вступил в РККА и направлен на учебу в Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков . После ее окончания с декабря продолжил обучение в 14-й военной школе летчиков в город Энгельс . В декабре 1934 года, по завершении обучения, он был направлен в 119-ю истребительную авиационную эскадрилью 95-й Бакинской истребительной авиационной бригады ЗакВО в городе Баку , где исполнял должность младшего и старшего летчика, врид командира звена, штурмана авиаотряда .

В период с 30 мая по 20 ноября 1937 года летчиком, командиром звена и эскадрильи участвовал в национально-революционной войне в Испании . С мая по октябрь 1937 года одержал 6 воздушных побед (5 лично и 1 в составе группы). Первый пилот, сбивший самолёт противника в ночном бою (26 июля 1937 в паре с Анатолием Серовым) за что был награжден республиканским правительством Испании золотыми часами и легковым автомобилем «Крайслер Империал» . За боевые отличия в этой войне Якушин был награжден двумя орденами Красного Знамени .

С июня 1938 года исполнял должность старшего инспектора летной инспекции Военного совета Управления ВВС РККА, участвовал в национально-освободительной войне в Китае, в звании капитана командовал группой истребителей И-15бис . с ноября 1939 года - инспектора-летчика истребительной авиации Летно-технической инспекции учебно-боевой подготовки ВВС Красной армии, наряду со службой, командовал особой пятеркой истребителей И-16 , предназначенной для показа фигур высшего пилотажа во время парадов. С началом Советско-финляндской войны 1939-1940 гг. майор Якушин был командирован на Северо-Западный фронт , где вступил в должность заместителя командующего ВВС 14-й армии . За боевые отличия он был награжден орденом Красной Звезды . По окончании боевых действий с апреля по август 1940 года принимал участие в испытании самолета И-200 (МиГ-3) на заводе № 1. В сентябре вновь назначен инспектором-летчиком истребительной авиации Инспекции ВВС Красной армии при НКО СССР. С марта 1941 года назначается заместителем командира 88-го истребительного авиаполка ВВС МВО .

Великая Отечественная война

В начале Великой Отечественной войны майор Якушин с июля 1941 года занимал должность заместителя командира 6-го истребительного авиакорпуса ПВО Москвы , соединения и части которого принимали участие в отражении массированных налетов авиации противника на Москву . С октября 1942 года был старшим инспектором и начальником отдела истребительной авиации Инспекции ВВС Красной армии, занимался распространением и внедрением опыта войны в частях, инспектировал части и школы ВВС. Неоднократно выезжал в действующую армию (на

Михаил Нестерович Якушин

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Период жизни

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Прозвище

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдоним

Карлос Кастехон

Дата рождения
Дата смерти
Принадлежность

СССР 22x20px СССР

Род войск
Годы службы
Звание

: неверное или отсутствующее изображение


генерал-майор авиации
Часть

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Командовал

ВВС Северо-Кавказского военного округа

Должность

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сражения/войны
Награды и премии
Орден Жукова Орден Ленина Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени
Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени
Орден Кутузова II степени Орден Кутузова II степени Орден Отечественной войны I степени Орден Красной Звезды
Орден Красной Звезды Медаль «За боевые заслуги» Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» 40px
Медаль «За оборону Москвы» Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» 40px 40px
40px 40px 40px 40px
40px 40px 40px 40px
40px 40px 40px 40px

Других государств :

Связи

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

В отставке

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Михаи́л Не́стерович Яку́шин ( -5 июля ) - советский военный лётчик, генерал-майор авиации.

Биография

Родился в 1910 году недалеко от Москвы . Окончил военную авиационную школу, служил в Баку .

Награды

Напишите отзыв о статье "Якушин, Михаил Нестерович"

Примечания

Литература

  • Коллектив авторов . Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь / В. П. Горемыкин. - М .: Кучково поле, 2014. - Т. 2. - С. 957 - 958. - 1000 экз. - ISBN 978-5-9950-0341-0.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Якушин, Михаил Нестерович

– Как вам почивалось, дорогая Изидора? Надеюсь, близость вашей дочери не доставила хлопот вашему сну?
– Благодарю за заботу, ваше святейшество! Я спала на удивление великолепно! Видимо, именно близость Анны меня успокоила. Смогу ли я сегодня пообщаться со своей дочерью?
Он был сияющим и свежим, будто уже меня сломил, будто уже воплотилась в жизнь его самая большая мечта... Я ненавидела его уверенность в себе и своей победе! Даже если он имел для этого все основания... Даже если я знала, что очень скоро, по воле этого сумасшедшего Папы, уйду навсегда... Я не собиралась ему так просто сдаваться – я желала бороться. До последнего моего вздоха, до последней минуты, отпущенной мне на Земле...
– Так что же вы решили, Изидора? – весело спросил Папа. – Как я уже говорил вам ранее, именно от этого зависит, как скоро вы увидите Анну. Я надеюсь, вы не заставите меня принимать самые жестокие меры? Ваша дочь стоит того, чтобы её жизнь не оборвалась так рано, не правда ли? Она и впрямь очень талантлива, Изидора. И мне искренне не хотелось бы причинять ей зла.
– Я думала, вы знаете меня достаточно давно, ваше святейшество, чтобы понять – угрозы не изменят моего решения... Даже самые страшные. Я могу умереть, не выдержав боли. Но я никогда не предам то, для чего живу. Простите меня, святейшество.
Караффа смотрел на меня во все глаза, будто услышал что-то не совсем разумное, что очень его удивило.
– И вы не пожалеете свою прекрасную дочь?!. Да вы более фанатичны, чем я, мадонна!..
Воскликнув это, Караффа резко встал и удалился. А я сидела, совершенно онемевшая. Не чувствуя своего сердца, и не в состоянии удержать разбегавшиеся мысли, будто все мои оставшиеся силы ушли на этот короткий отрицательный ответ.
Я знала, что это конец... Что теперь он возьмётся за Анну. И не была уверенна, смогу ли выжить, чтобы всё это перенести. Не было сил думать о мести... Не было сил думать вообще ни о чём... Моё тело устало, и не желало более сопротивляться. Видимо, это и был предел, после которого уже наступала «другая» жизнь.
Я безумно хотела увидеть Анну!.. Обнять её хотя бы раз на прощание!.. Почувствовать её бушующую силу, и сказать ей ещё раз, как сильно я её люблю...
И тут, обернувшись на шум у двери, я её увидела! Моя девочка стояла прямая и гордая, как негнущаяся тростинка, которую старается сломать надвигающийся ураган.
– Что ж, побеседуйте с дочерью, Изидора. Может быть, она сможет внести хоть какой-то здравый смысл в ваше заблудившееся сознание! Я даю вам на встречу один час. И постарайтесь взяться за ум, Изидора. Иначе эта встреча будет для вас последней...
Караффа не желал более играть. На весы была поставлена его жизнь. Так же, как и жизнь моей милой Анны. И если вторая для него не имела никакого значение, то за первую (за свою) он был готов пойти на всё.
– Мамочка!.. – Анна стояла у двери, не в состоянии пошевелиться. – Мама, милая, как же мы его уничтожим?.. Не сумеем ведь, мамочка!
Вскочив со стула, я подбежала к моему единственному сокровищу, моей девочке и, схватив в объятия, сжала что было сил...
– Ой, мамочка, ты меня так задушишь!.. – звонко засмеялась Анна.
А моя душа впитывала этот смех, как приговорённый к смерти впитывает тёплые прощальные лучи уже заходящего солнца...
– Ну что ты, мамочка, мы ведь ещё живы!.. Мы ещё можем бороться!.. Ты ведь мне сама говорила, что будешь бороться, пока жива... Вот и давай-ка думать, можем ли мы что-то сделать. Можем ли мы избавить мир от этого Зла.
Она снова меня поддерживала своей отвагой!.. Снова находила правильные слова...
Эта милая храбрая девочка, почти ребёнок, не могла даже представить себе, каким пыткам мог подвергнуть её Караффа! В какой зверской боли могла утонуть её душа... Но я-то знала... Я знала всё, что её ждало, если я не пойду ему навстречу. Если не соглашусь дать Папе то единственное, что он желал.

После войны Михаил Нестерович Якушин был на ответственных командных должностях. Службу закончил в звании Генерал - Майора авиации, награждён многими орденами и медалями.


Михаил Якушин родился в 1910 году недалеко от Москвы. Первые строки биографии паренька из рабочей семьи - отражение своего времени: начальная школа, фабрично - заводское училище, ткацкая фабрика, Московский текстильный техникум.

В 1932 году Михаил Якушин по партийной путёвке был направлен в Ленинградскую военно - теоретическую школу лётчиков. Затем была учёба в Энгельсской школе военных лётчиков и служба в Бакинской истребительной авиационной бригаде (Азербайджан).

Вместе с другими лётчиками - добровольцами участвовал в национально - революционной войны испанского народа 1936 - 1939 годов. В Испанию Якушин прибыл в Мае 1937 года. По свидетельству близко знавших его людей, Михаил был человеком сдержанным, привыкшим выражать свои мысли коротко и ясно.

Свою боевую деятельность Лейтенант Якушин, под именем Родриго Матеа (Rodrigo Mateu), начал в составе 1-й авиационной эскадрильи под командованием Ивана Ерёменко. Эскадрилья летала на истребителях - бипланах И-15 с аэродрома Лос Алказарес (Los Alcazares). Одну из побед Якушин одержал 7 Июля, когда в группе с Анатолием Серовым уничтожил итальянский истребитель Фиат CR-32 в районе Брунете.

Когда немецкие лётчики, воевавшие в Испании на стороне мятежников, начали предпринимать ночные бомбардировки одиночными самолётами городов, аэродромов и позиций республиканских войск, то поначалу ничего, кроме средств пассивной обороны (маскировка и затемнение), этому не противопоставлялось. Даже инициатива наших лётчиков использовать их истребители ночью, была поддержана не сразу. Но всё же попробовать разрешили - вдруг что и получится. И получилось!

Первую победу в ночном бою, 26 Июня 1937 года в зоне Мадрида, одержал Михаил Якушин . На другой день стало известно, что 4 человека из состава экипажа Ju-52 были убиты ещё в воздухе, пятый выбросился с парашютом и был взят в плен - удар оказался на редкость точным. Вслед за ним одержал победу Анатолий Серов (27 Июня). За эти победы Республиканское правительство наградило Якушина и Серова именными золотыми часами, а наше - орденами Красного Знамени.

Эти первые победы подняли дух всех лётчиков. Не только на Центральном фронте, но и на других участках стали организовывать группы ночных истребителей на самолётах И-15. И дело пошло. Все чаще ослепительным факелом стали падать в ночи вражеские машины. Вскоре на Сарагосском фронте Иван Ерёменко сбил вражеский самолёт, в районе Барселоны Евгений Степанов и Илья Финн увеличили счёт ночных побед, на этот раз горели хваленые итальянские самолёты - подарок Франко от Муссолини. В районе Валенсии отличились испанские авиаторы... и ночные бомбардировки быстро прекратились.

Сражаясь в рядах ВВС Республиканской Испании, М. Н. Якушин участвовал в боях за Мадрид, Сарагосу, Барселону, Картахену, прикрывая население испанских городов и сёл от налётов вражеской авиации. С особой наглядностью талант и мастерство лётчика проявились в его беспримерно дерзких ночных поединках с бомбардировщиками врага. Всего в небе Испании Михаил Якушин одержал 7 воздушных побед (по другим источникам - 5 лично и 1 в группе). Был награждён орденами Ленина и Красного Знамени.

В Октябре 1937 года он вернулся в Советский Союз, где продолжил службу в ВВС. В Июне 1938 года в составе группы из 10 истребителей И-15бис Капитан М. Н. Якушин прибыл для оказания помощи народу Китайской республики в борьбе с японскими захватчиками...

В предвоенные годы его имя довольно часто появлялось в печати: Якушин неоднократно участвовал в московских авиационных парадах в составе Серовской "красной пятёрки" истребителей И-16. Ему были присущи виртуозное лётное мастерство и удивительная настойчивость в любом деле - большом или малом. Затем Подполковник М. Н. Якушин работал в Лётной инспекции ВВС РККА, возглавлял отдел истребительной авиации.

22 Июня 1941 года Михаил Якушин , будучи в составе инспекционной группы Генерального штаба, прилетел на один из аэродромов в районе Старого Двора, где размещался истребительный авиаполк А. П. Николаева. Узнав о нападении Германии на нашу страну, он приказал Николаеву перебазировать половину самолётов на запасной аэродром в районе Лиды, и тем самым сохранил часть техники. Его однокашник по лётному училищу, Сергей Черных успел вывести из - под удара противника только лётно - технический состав своей дивизии - почти все самолёты были уничтожены на земле (Герой Советского Союза С. А. Черных был расстрелян 27 Июля 1941 года вместе с группой других военоначальников, обвинённых в провале начального периода войны).

В то время, когда на аэродромах уже горели наши самолёты, командиры частей ещё находились под гипнозом сурового предупреждения - не поддаваться на пограничные провокации со стороны немцев. Проявление личной командирской инициативы было равносильно тому, что добровольно предстаешь перед военным требуналом. Тем весомее выглядит поступок Якушина, рискнувшего нарушить этот приказ и вывести часть техники из под удара, пусть даже ценой собственной жизни.

В Июле 1941 года Майор М. Н. Якушин был назначен начальником Восточного сектора ПВО Москвы, затем был заместителем командующего 6-м истребительным авиационным корпусом ПВО. Не раз ему приходилось самому подниматься в воздух.

Вечером 4 Октября 1941 года командующий Западным фронтом доложил в Ставку "об угрозе выхода крупной группировки противника в тыл нашим войскам". Данные, полученные с воздуха, подтвердили эти мрачные прогнозы. Так, в тот же день, Якушину было приказано вылететь в Шайковку, неподалёку от Юхнова. Уже на подходе к аэродрому ему удалось обнаружить колонну вражеских танков, стоявших на обочине Варшавского шоссе. Снизившись до 300 метров, Якушин хорошо рассмотрел чёрно - жёлтые пятна камуфляжа и танкиста с гитарой на броне одного из танков.

Немцы открыли зенитный огонь. Видимо, после длительного марша у мотомеханизированной колонны кончилось горючее и противник ждал его поступления. По возвращении, вся эта информация была доложена командующему 6-го ИАК И. Д. Климову. В результате на следующее утро последовали новые вылеты на разведку, для подтверждения или опровержения угрожающего сообщения о прорыве немецких танков. Одновременно Климов был вызван на Лубянку и вернулся оттуда бледным и осунувшимся. Сам Якушин отмечал, что этот факт не нашёл отражения в архивных документам...

С 24 Февраля 1943 года, после трагической гибели дважды Героя Советского Союза Генерал - Лейтенанта авиации Г. П. Кравченко, Полковник М. Н. Якушин командовал 215-й истребительной авиационной дивизией (действующей на Волховском фронте).

Командуя этой дивизией он и закончил войну. Лётчики его 215-й ИАД особенно отличились осенью 1944 года в период боёв за Восточную Пруссию (тогда дивизия входила в состав 8-го истребительного авиационного корпуса, командиром которого был другой герой боёв в небе Испании - А. С. Осипенко).

После войны Михаил Нестерович Якушин был на ответственных командных должностях. Службу закончил в звании Генерал - Майора авиации, награждён многими орденами и медалями. Умер в Москве 5 Июля 1999 года.

Памятные воздушные бои в небе Республиканской Испании нашли отражение в записках лётчика, включённых в книгу "Под знаменем Испанской республики. 1936 - 1939 года. Воспоминания советских добровольцев", вышедшей в свет в 1965 году. Исправленный и дополненный вариант этих записок опубликован в более позднем сборнике "Поэма о крыльях.


Российская империя Дата смерти Принадлежность

СССР СССР

Род войск Годы службы Звание

: неверное или отсутствующее изображение


генерал-майор авиации Командовал

ВВС Северо-Кавказского военного округа

Сражения/войны Награды и премии

Других государств :

Михаи́л Не́стерович Яку́шин ( -5 июля ) - советский военный лётчик, генерал-майор авиации.

Биография

Родился в 1910 году недалеко от Москвы . Окончил военную авиационную школу, служил в Баку .

Награды

Напишите отзыв о статье "Якушин, Михаил Нестерович"

Примечания

Литература

  • Коллектив авторов . Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь / В. П. Горемыкин. - М .: Кучково поле, 2014. - Т. 2. - С. 957 - 958. - 1000 экз. - ISBN 978-5-9950-0341-0 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Якушин, Михаил Нестерович

– Куда же это ведут тебя, голубчик ты мой? – сказала она. – Девочку то, девочку то куда я дену, коли она не ихняя! – говорила баба.
– Qu"est ce qu"elle veut cette femme? [Чего ей нужно?] – спросил офицер.
Пьер был как пьяный. Восторженное состояние его еще усилилось при виде девочки, которую он спас.
– Ce qu"elle dit? – проговорил он. – Elle m"apporte ma fille que je viens de sauver des flammes, – проговорил он. – Adieu! [Чего ей нужно? Она несет дочь мою, которую я спас из огня. Прощай!] – и он, сам не зная, как вырвалась у него эта бесцельная ложь, решительным, торжественным шагом пошел между французами.
Разъезд французов был один из тех, которые были посланы по распоряжению Дюронеля по разным улицам Москвы для пресечения мародерства и в особенности для поимки поджигателей, которые, по общему, в тот день проявившемуся, мнению у французов высших чинов, были причиною пожаров. Объехав несколько улиц, разъезд забрал еще человек пять подозрительных русских, одного лавочника, двух семинаристов, мужика и дворового человека и нескольких мародеров. Но из всех подозрительных людей подозрительнее всех казался Пьер. Когда их всех привели на ночлег в большой дом на Зубовском валу, в котором была учреждена гауптвахта, то Пьера под строгим караулом поместили отдельно.

В Петербурге в это время в высших кругах, с большим жаром чем когда нибудь, шла сложная борьба партий Румянцева, французов, Марии Феодоровны, цесаревича и других, заглушаемая, как всегда, трубением придворных трутней. Но спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по старому; и из за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения. Рассказывалось шепотом о том, как противоположно одна другой поступили, в столь трудных обстоятельствах, обе императрицы. Императрица Мария Феодоровна, озабоченная благосостоянием подведомственных ей богоугодных и воспитательных учреждений, сделала распоряжение об отправке всех институтов в Казань, и вещи этих заведений уже были уложены. Императрица же Елизавета Алексеевна на вопрос о том, какие ей угодно сделать распоряжения, с свойственным ей русским патриотизмом изволила ответить, что о государственных учреждениях она не может делать распоряжений, так как это касается государя; о том же, что лично зависит от нее, она изволила сказать, что она последняя выедет из Петербурга.
У Анны Павловны 26 го августа, в самый день Бородинского сражения, был вечер, цветком которого должно было быть чтение письма преосвященного, написанного при посылке государю образа преподобного угодника Сергия. Письмо это почиталось образцом патриотического духовного красноречия. Прочесть его должен был сам князь Василий, славившийся своим искусством чтения. (Он же читывал и у императрицы.) Искусство чтения считалось в том, чтобы громко, певуче, между отчаянным завыванием и нежным ропотом переливать слова, совершенно независимо от их значения, так что совершенно случайно на одно слово попадало завывание, на другие – ропот. Чтение это, как и все вечера Анны Павловны, имело политическое значение. На этом вечере должно было быть несколько важных лиц, которых надо было устыдить за их поездки во французский театр и воодушевить к патриотическому настроению. Уже довольно много собралось народа, но Анна Павловна еще не видела в гостиной всех тех, кого нужно было, и потому, не приступая еще к чтению, заводила общие разговоры.
Новостью дня в этот день в Петербурге была болезнь графини Безуховой. Графиня несколько дней тому назад неожиданно заболела, пропустила несколько собраний, которых она была украшением, и слышно было, что она никого не принимает и что вместо знаменитых петербургских докторов, обыкновенно лечивших ее, она вверилась какому то итальянскому доктору, лечившему ее каким то новым и необыкновенным способом.

Родился 20 марта 1910 года в Егорьевске (Московская область) в семье рабочего - текстильщика. В 1926 году окончил школу ФЗУ, работал подмастерьем на ткацкой фабрике "Вождь пролетариата". Поступил в Московский текстильный техникум, но проучился только до 3-го курса, стал служить в Красной Армии.

В 1932 году Михаил Якушин по партийной путёвке был направлен в Ленинградскую военно - теоретическую школу лётчиков. Затем была учёба в Энгельсской школе военных лётчиков. В звании лейтенанта служил старшим лётчиком в 119-й истребительной авиационной эскадрильи 95-й Бакинской истребительной авиационной бригады Закавказского военного округа (Азербайджан).

С 31 мая по 15 ноября 1937 года, вместе с другими лётчиками - добровольцами, участвовал в национально - революционной войны испанского народа. По свидетельству близко знавших его людей, Михаил был человеком сдержанным, привыкшим выражать свои мысли коротко и ясно.

Свою боевую деятельность лейтенант М. Н. Якушин, под именем Родриго Матеа (по другим источникам - Карлос Костехон), начал в составе 1-й авиационной эскадрильи под командованием Ивана Ерёменко. Эскадрилья летала на истребителях И-15 с аэродрома Лос Алказарес (Los Alcazares).

Когда немецкие лётчики, воевавшие в Испании на стороне мятежников, начали предпринимать ночные бомбардировки одиночными самолётами городов, аэродромов и позиций республиканских войск, то поначалу ничего, кроме средств пассивной обороны (маскировка и затемнение), этому не противопоставлялось. Даже инициатива наших лётчиков использовать их истребители ночью, была поддержана не сразу. Но всё же попробовать разрешили - вдруг что и получится. И получилось!

Первую победу в ночь с 25 на 26 июня 1937 года, в зоне Мадрида, одержал Михаил Якушин. На другой день стало известно, что 4 человека из состава экипажа Ju-52 (пилот унтер-офицер Фриц Берндт, штурман лейтенант Лео Фальк, радист унтер-офицер Вальтер Брётцманн, механик фельдфебель Георг Юбельгак и стрелок унтер-офицер Август Гейер) были убиты ещё в воздухе, 5-й выбросился с парашютом и был взят в плен - удар оказался на редкость точным. Вслед за Якушиным одержал победу и Анатолий Серов (27 июня). За эти победы Республиканское правительство наградило Якушина и Серова именными золотыми часами, а советское - орденами Красного Знамени.


Эти первые победы подняли дух всех лётчиков. Не только на Центральном фронте, но и на других участках стали организовывать группы ночных истребителей на самолётах И-15. И дело пошло. Все чаще ослепительным факелом стали падать в ночи вражеские машины. Вскоре на Сарагосском фронте Иван Ерёменко сбил вражеский самолёт, в районе Барселоны Евгений Степанов и Илья Финн увеличили счёт ночных побед, на этот раз горели хваленые итальянские самолёты - подарок Франко от Муссолини. В районе Валенсии отличились испанские авиаторы... и ночные бомбардировки быстро прекратились.

Сражаясь в рядах ВВС Республиканской Испании, М. Н. Якушин участвовал в боях за Мадрид, Сарагосу, Барселону, Картахену, прикрывая население испанских городов и сёл от налётов вражеской авиации. С особой наглядностью талант и мастерство лётчика проявились в его беспримерно дерзких ночных поединках с бомбардировщиками врага.

Всего в небе Испании М. Н. Якушин совершил около 150 боевых вылетов, в том числе 8 ночных (имел 180 часов боевого налёта). Провёл 25 воздушных боёв. По некоторым источникам сбил 5 самолётов лично и 1 в группе. С. В. Абросов в своих исследованиях указывает на 3 личные победы (2 Fiat CR-32 и 1 Ju-52 ночью), ещё несколько - звеном и парой. По другим данным сбил 8 самолётов, из них - не менее 5 лично:


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
(падения)
Примечание
1 30.06.1937 1 Fiat-32 Толедо (лично)
2 06.07.1937 1 Fiat-32 Брунете (в паре с А. К. Серовым)
3 07.07.1937 2 Fiat-32 Мадрид (1 лично и 1 в составе звена)
4 08.07.1937 1 Fiat-32 Брунете (лично)
5 25.07.1937 1 Ju-52 Вальдеморильо (лично)
6 14.08.1937 1 Ju-52 - точных данных нет
7 24.08.1937 1 Ju-52 Бахаралос (лично)

Награждён двумя орденами Красного Знамени (31.07.1937 и 22.10.1937). Кроме того, за сбитый ночью самолёт, он был награждён республиканским правительством Испании золотыми часами и легковым автомобилем "Крайслер Империал".

В ноябре 1937 года он вернулся в Советский Союз, где продолжил службу в ВВС.

В июне 1938 года в составе группы из 10 истребителей И-15бис капитан М. Н. Якушин прибыл для оказания помощи народу Китайской республики в борьбе с японскими захватчиками...

После возвращения из Китая в 1939 году получил звание майора.

Принимал участие в Советско - Финляндской войне и был награждён третьим орденом Красного Знамени (7.05.1940).

В предвоенные годы его имя довольно часто появлялось в печати: Якушин неоднократно участвовал в московских авиационных парадах в составе Серовской "красной пятёрки" истребителей И-16. Ему были присущи виртуозное лётное мастерство и удивительная настойчивость в любом деле - большом или малом. Затем подполковник М. Н. Якушин работал в Лётной инспекции ВВС, возглавлял отдел истребительной авиации.


Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года. В тот день Михаил Якушин, будучи в составе инспекционной группы Генерального штаба, прилетел на один из аэродромов в районе Старого Двора, где размещался истребительный авиационный полк А. П. Николаева. Узнав о нападении Германии на нашу страну, он приказал Николаеву перебазировать половину самолётов на запасной аэродром в районе Лиды, и тем самым сохранил часть техники. Его однокашник по лётному училищу, Сергей Черных успел вывести из - под удара противника только лётно - технический состав своей дивизии - почти все самолёты были уничтожены на земле (Герой Советского Союза С. А. Черных был расстрелян 16 октября 1941 года в Москве).

В то время, когда на аэродромах уже горели наши самолёты, командиры частей ещё находились под гипнозом сурового предупреждения - не поддаваться на пограничные провокации со стороны немцев. Проявление личной командирской инициативы было равносильно тому, что добровольно предстаешь перед военным требуналом. Тем весомее выглядит поступок Якушина, рискнувшего нарушить этот приказ и вывести часть техники из под удара, пусть даже ценой собственной жизни.

В июле 1941 года майор М. Н. Якушин был назначен начальником Восточного сектора ПВО Москвы, затем был заместителем командующего 6-м истребительным авиационным корпусом ПВО. Не раз ему приходилось самому подниматься в воздух.

Вечером 4 октября 1941 года командующий Западным фронтом доложил в Ставку "об угрозе выхода крупной группировки противника в тыл нашим войскам". Данные, полученные с воздуха, подтвердили эти мрачные прогнозы. Так, в тот же день, Якушину было приказано вылететь в Шайковку, неподалёку от Юхнова. Уже на подходе к аэродрому ему удалось обнаружить колонну вражеских танков, стоявших на обочине Варшавского шоссе. Снизившись до 300 метров, Якушин хорошо рассмотрел чёрно - жёлтые пятна камуфляжа и танкиста с гитарой на броне одного из танков.

Немцы открыли зенитный огонь. Видимо, после длительного марша у мотомеханизированной колонны кончилось горючее и противник ждал его поступления. По возвращении, вся эта информация была доложена командующему 6-го ИАК И. Д. Климову. В результате на следующее утро последовали новые вылеты на разведку, для подтверждения или опровержения угрожающего сообщения о прорыве немецких танков. Одновременно Климов был вызван на Лубянку и вернулся оттуда бледным и осунувшимся. Сам Якушин отмечал, что этот факт не нашёл отражения в архивных документам...



Полковник М. Н. Якушин (в центре) на командном пункте 215-й ИАД.

В 1942 году возглавлял отдел истребительной авиации Лётной инспекции ВВС.

С 24 февраля 1943 года, после трагической гибели дважды Героя Советского Союза генерал - лейтенанта авиации Г. П. Кравченко, полковник М. Н. Якушин командовал 215-й истребительной авиационной дивизией (действующей на Волховском фронте).

Командуя этой дивизией он и закончил войну. Лётчики его 215-й ИАД особенно отличились осенью 1944 года в период боёв за Восточную Пруссию (тогда дивизия входила в состав 8-го истребительного авиационного корпуса, командиром которого был другой герой боёв в небе Испании - А. С. Осипенко).

После окончания войны продолжал службу в авиации, был руководителем учебного центра в Липецке. Участвовал в войне в Корее, был авиационным советником китайских ВВС. В 1953 году ему было присвоено воинское звание генерал - майор авиации.

Всего за боевые отличия и безупречную службу был награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (четырежды), Александра Невского (дважды), Красной Звезды (дважды), 16 медалями, российским орденом Жукова (7.11.1995), польскими орденами Крест Грюнвальда 3-го класса и Крест Храбрых.

Вышел в отставку в звании генерал - лейтенанта авиации. Проживал в Москве. Умер 5 июля 1999 года.

Памятные воздушные бои в небе Республиканской Испании нашли отражение в записках лётчика, включённых в книгу "Под знаменем Испанской республики. 1936 - 1939 года. Воспоминания советских добровольцев", вышедшей в свет в 1965 году. Исправленный и дополненный вариант этих записок опубликован в более позднем сборнике - "Поэма о крыльях.