Характеристика способностей общие и специальные способности. Характеристика способностей

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Общие элементарные способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности, — это основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения и запоминать. Ведь каждое элементарное проявление этих способностей есть соответствующее действие, выполняемое с различным успехом: сенсорное, мыслительное, волевое, мнестическое — и даже может стать соответствующим навыком.

Общие сложные способности — это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Они присущи в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п.; это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку дости-гать в ней высоких результатов. Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом.

Выделяют следующие виды специальных способностей:

Учебные и творческие: Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности. С этой точки зрения различают, например, способности к усвоению, изучению математики и творческие математические способности.

Умственные и специальные: Общие умственные способности - это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности; эти способности отвечают требованиям, которые предъявляют не одна, а целый ряд, широкий круг относительно родственных деятельностей. К общим умственным способностям относят, например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание.

Специальные способности - это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определённой деятельности - музыкальной, художественно-изобразительной, математической, литературной, конструктивно-технической и т.д.


Эти способности также представляют собой единство отдельных частных способностей .

Математические;

Конструктивно-технические;

Музыкальные;

Литературные;

Художественно-изобразительные;

Физические способности;

Парапсихологические (экстрасенсорные).

Специальные элементарные способности — это способности, присущие уже не всем людям, они предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических процессов.

Специальные элементарные способности развиваются на основе задатков в процессе обучения.

Специальные сложные способности присущи уже не только в разной степени, но и вообще не всем людям. Они являются способностями к определенным профессиональным деятельностям, возникшим в процессе истории человеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональными.

Потенциальные и актуальные способности:

В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными .

Под потенциальными способностями понимаются те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий.

К актуальным способностям , как правило, относят те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.

Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности человека. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные. Следует подчеркнуть, что различение между одаренностью, потенциальными, актуальными способностями индивида и его достижениями следует считать относительными.

Так, например, развитие определенной актуальной способности на базе потенциальной следует считать достижением. Объективные условия жизнедеятельности индивида иногда таковы, что далеко не каждый индивид может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой. Поэтому актуальные способности составляют только часть потенциальных.

Понятие о сензитивных периодах развития способностей .

Сензитивный - благоприятный. Сензитивный период - (от лат. sensus - чувство, ощущение) период особой чувствительности субъекта к определенным влияниям окружающей действительности.

Интеллектуальные способности:

Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей - это возраст от 3 до 8 лет. К концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека. Если по каким-либо причинам с ребёнком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, в дошкольном и младшем возрасте, то это ещё не поздно сделать в подростковом возрасте.

Художественные способности:

Однако, если в дошкольном возрасте (сензитивный период для развития художественных способностей) очень много детей рисует, то очень мало тех, кто продолжает рисовать, когда сензитивный период завершается. По сравнению с дошкольным детством, к 15-летнему возрасту детей, увлекающихся рисованием, остается в три раза меньше.

Артистизм:

С возрастом значительно уменьшается круг людей, способных к артистическому творчеству, которое является продолжением детской игры. В начальной школе у многих детей ухудшаются музыкальные способности.

Литературные способности:

С литературным творчеством происходит обратное: каждый третий подросток пишет стихи, ведет дневник. Однако у большинства взрослых людей потребность в литературном творчестве, так же как и в музыкальном, изобразительном, утрачивается.

Хореографические способности:

Раньше всего у ребенка начинают проявляться способности к движениям под музыку. В первые два года жизни основное, на что необходимо обращать внимание педагогам и родителям - это развитие психомоторики. Однако занятия хореографией дети часто начинают только в 4-5 лет, когда сензитивный период упущен. Занятия превращаются в формальное выполнение достаточно сложных движений, редко отличающихся той гибкостью и пластичностью, которая доступна младенцу.

Особое место в ряду творческих способностей детей занимает фантазия. Некоторые психологи отождествляют ее с воображением. Когда психический облик художественно одаренного ребенка вступает в противоречие с традиционной формой обучения в саду, в школе, он начинает усиленно фантазировать. Чем выше неудовлетворенность школьника системой его обучения, тем сильнее правое полушарие стремится взять контроль над левым, тем дальше ребенок уходит от рационализма в сторону свободного, неуправляемого иногда даже им самим творчества.

Таким образом, причина затухания творческих способностей к концу школьного обучения и, наоборот, очень высокая потребность в уходе от действительности видится в нейрофизиологических механизмах, обеспечивающих приспосабливаемость психики ребенка к уловиям и формам обучения. Традиционная форма обучения основана на развитии функций левого полушария мозга (логика, рационализм, эмоциональная заторможенность) в ущерб развитию функций правого полушария (фантазия, творчество, эмоциональная возбудимость).

Дети, легко адаптирующиеся к школьной программе, быстро утрачивают способности к музыке, изобразительному, художественному творчеству. Напротив, дети, входящие в разряд "троечников", часто очень увлечены одной, самой важной для их будущего деятельностью, защищаясь от левополушарного "давления" уходом в себя, мир мечты и фантазии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени А.Г. и Н.Г. Столетовых»

Кафедра ПЛ и СП

по дисциплине

«Психология»

«Общие и специальные способности»

Выполнила:

Багрова Юлия Юрьевна, студентка ЭК-112

Проверила:

Великова Светлана Анатольевна, КПсН, доцент

Владимир, 2013

Введение

Заключение

Литература

Введение

Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям.

В связи с этим меня давно волнует несколько вопросов. Например: почему происходят такие различая? С чем они связаны? Можно ли как-то изменить сложившуюся ситуацию?

Для того чтобы найти ответы на свои мысли, я решила выбрать темой реферата «Общие и специальные способности».

В процессе работы я для начала найду определения самому термину «способность», а потом рассмотрю и постараюсь проанализировать типы и виды.

Я считаю данный вопрос очень поучительным, а также, несомненно, полезным, так как до сих пор он не теряет своей актуальности.

Глава 1. Определение способностей. Задатки и склонности

Уровнем развития способностей определяется уровень успешности личности. Способность - индивидуальная психологическая характеристика, которая выражает готовность к овладению определенными видами деятельности.

Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям человека. Способности -- мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.

Само слово «способность» имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Известный отечественный ученый Б. М. Теплов выделил следующие три основных признака понятия «способность»:

1) под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны;

2) способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

3) понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека ;

Важной характеристикой способностей является динамика приобретения знаний, умений и навыков.

В науке известны попытки классифицировать способности. В большинстве этих классификаций различают в первую очередь природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

Под природными способностями понимают те, которые являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации. Данные способности непосредственно связаны с врожденными задатками. Задатки - это качества, благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности. Без соответствующих задатков хорошие способности невозможны, но задатки это вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно появятся хорошие способности. Люди отличаются друг от друга по своим задаткам, и этим объясняется то, почему при равных условиях обучения и воспитания у одних людей способности быстрее развиваются, достигают в конечном счете более высокого уровня, чем у других. Задатки даны человеку с рождения или возникают благодаря естественному развитию организма. Способности приобретаются в результате обучения. На базе задатков у человека формируются способности. Это происходит при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения и т. и. В процессе развития человека данные ему биологические способности способствуют формированию целого ряда других, специфически человеческих способностей. Задатки проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Склонности - это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка или взрослого к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой).

Систему способностей и задатков можно представить следующим образом:

Рис. 1. Система способностей и задатков

Глава 2. Общие и специальные способности, их виды

Способности принято разделять на общие и специальные. Общие способности необходимы для всех видов деятельности. К этим способностям принято относить те, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Например, в данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность движений рук, память, речь и ряд других, т.е. под общими способностями понимают способности, свойственные для большинства людей. Они подразделяются на:

1) элементарные - способности к психическому отражению действительности, элементарный уровень развития восприятия, памяти, мышления, воображения, воли;

2) сложные - способности к обучению, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и др.

Без соответствующего уровня развития элементарных и сложных способностей человек не может включаться ни в один из видов деятельности.

Люди с общими способностями легко переходят от одной деятельности к другой.

Под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др. Следует отметить, что наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей, и наоборот.

Способности человека реально даны всегда в некотором единстве общих и специальных (особенных и единичных) свойств. Нельзя внешне противопоставлять их друг другу. Между ними имеется и различие, и единство. Большинство исследователей проблемы способностей сходятся на том, что общие и специальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. К частичным свойствам, которые, возникая в определенном сочетании, включаются в структуру способностей, принадлежат:

а) внимательность, возможность продолжительно и устойчиво сосредотачиваться на задании, объекте деятельности. Чем сложнее задание, тем большей сосредоточенности оно требует;

б) чувствительность к внешним впечатлениям, наблюдательность.

Так, в способности к рисованию важную роль играет чувствительность к цветам, световым отношениям, оттенкам, возможность охватывать и передавать пропорции.

К числу общих способностей человека необходимо отнести способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми. Эти способности являются социально обусловленными. Они формируются у человека в процессе его жизни в обществе. Без данной группы способностей человеку практически невозможно жить среди себе подобных. Так, без владения речью как средством общения, без умения адаптироваться в обществе людей, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека невозможны.

Способности также принято разделять на:

Теоретические, которые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям;

Практические - склонность к конкретным практическим действиям.

В отличие от общих и специальных способностей теоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей.

Учебные - определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков;

Творческие способности - определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.

Если мы попытаемся определить, какие способности из данной группы имеют большее значение для человечества, то в случае признания приоритета одних над другими мы, вероятнее всего, совершим ошибку. Конечно, если бы человечество было лишено возможности творить, то вряд ли оно было бы в состоянии развиваться. Но если бы люди не обладали учебными способностями, то развитие человечества также было бы невозможным. Развитие возможно лишь тогда, когда люди в состоянии усвоить всю сумму знаний, накопленных предшествующими поколениями. Поэтому некоторые авторы считают, что учебные способности -- это, прежде всего общие способности, а творческие -- специальные, определяющие успех творчества.

Выделяют два уровня развития способностей:

1) репродуктивный - способность действовать по образцу;

2) творческий- способность создавать новое.

Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

Репродуктивные и творческие способности взаимосвязаны. Творческие способности не достигают высокого уровня без определенного уровня развития репродуктивных способностей, а в репродуктивных - всегда есть элемент творчества.

В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой. Соответственно изменяется и структура его способностей. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем, только по мере приобретения опыта, проявляли творчество.

Глава 3. Связь общих и специальных способностей. Уровни развития способностей

И общие, и специальные способности неразрывно связаны друг с другом. Лишь единство общих и специальных способностей отражает истинный характер способностей человека.

Специальные способности сложились в ходе развития человеческого общества и человеческой культуры. «Все специальные способности человека - это, в конце концов, различные проявления, стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению, - отмечал С.Л. Рубинштейн. - Способности человека - это проявления, стороны его способности к обучению и труду».

Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней музыкальной одаренности могут служить В.А. Моцарт, обнаруживший незаурядные способности уже в 3 года, Ф.Й. Гайдн - в 4 года, Я.Л.Ф. Мендельсон - в 5 лет, С.С. Прокофьев - в 8 лет. Несколько позже проявляются способности к живописи и скульптуре: у С. Рафаэля - в 8 лет, у Б. Микельанджело - в 13 лет, у А. Дюрера - в 15 лет.

Технические способности выявляются, как правило, позднее, чем способности в области искусств. Это объясняется тем, что техническая деятельность, техническое изобретательство требуют весьма высокого развития высших психических функций, прежде всего мышления, которое формируется в более позднем возрасте - подростковом. Однако знаменитый Паскаль осуществил техническое изобретение уже в 9 лет, но это одно из редких исключений. Вместе с тем элементарные технические способности могут проявляться у детей уже и в 9-11 лет.

В области научного творчества способности выявляются существенно позднее, чем в других сферах деятельности, как правило, после 20 лет. При этом раньше других обнаруживаются математические способности.

еобходимо помнить, что любые творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения. Для того чтобы получить результат, необходимы знания и опыт, труд и терпение, воля и желание, нужна мощная мотивационная основа творчества.

В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, что бы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне.

Способности носят индивидуальный характер. Это означает, что у каждого человека имеются свои способности, отличающиеся по качеству и уровню развития от способностей других людей. Качественные различия в способностях людей проявляются в том, что один человек проявляет способности в технике, другой - в сельском хозяйстве, третий - в музыке, четвертый - в педагогической деятельности. Встречаются и такие люди, которые проявляют способности в различных видах деятельности. Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, определяет одаренность. Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).

Одаренность обусловливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях.

Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом. Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности. Талантливый человек может решать сложные теоретические и практические задачи, создавать ценности, отличающиеся новизной и имеющие прогрессивное значение.

Гениальность - самый высокий уровень развития способностей, выражающийся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности. Гениальность предполагает способности создавать принципиально новое, прокладывать новые пути в различных видах человеческой деятельности. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху в своей деятельности. Гениальными были ученый М.В. Ломоносов, поэт А.С. Пушкин, физиолог И.П. Павлов, химик Д.И. Менделеев и другие.

Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и гениальности возникают при всестороннем развитии личности.

Заключение

способность овладение талантливость гениальность

Итак, способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности обнаруживается в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления.

Предполагается, что формирование способностей происходит на основе задатков. Изучение конкретно-психологических характеристик различных способностей позволяет выделить общие качества индивида, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности.

Литература

1.Гамезо М.В. , Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось - 89, 2007. - 352 с. - ISBN 5-98534-569-6 (стр. 181- 189)

2 . Маклаков А.Г. Общая психология. -- СПб.: Питер, 2001. -- 592 с.: ил. -- (Серия «Учебник нового века») ISВN 5-272-00062-5 (стр. 535 - 548)

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - С.643. (Статья «Развитие специальных способностей каждого человека является не чем иным, как выражением индивидуального пути его развития.»)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие индивидуально-психологических особенностей человека, проявляющихся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. Способности к обучению, творчеству, предметной деятельности. Задатки как предпосылки способностей, их становление.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    Общее понятие о способностях и их видах. Уровни проявления: способный, одаренный, талантливый, гениальный и их психодиагностика. Методы исследования и развития специальных способностей и одаренности. Различия в формировании способностей у мужчин и женщин.

    реферат , добавлен 23.03.2011

    Определение и понятия способностей, их классификация, уровни развития и природа. Сущность и значение взаимодействия и взаимокомпенсации способностей, их взаимосвязь с задатками. Особенности проявления таланта и гениальности. Понятие одаренности.

    реферат , добавлен 17.05.2012

    Классификация, структура, уровни развития и проявления способностей (талант, гениальность). Задатки как врожденные анатомо-физиологические особенности человека. Развитие способностей у детей в процессе обучения и воспитания, индивидуальные различия.

    реферат , добавлен 08.05.2011

    Общая характеристика способностей. Их классификация, особенности природных и специфических человеческих способностей. Понятие задатков, их отличия. Взаимосвязь способности и одаренности. Сущность таланта и гениальности. Природа человеческих способностей.

    реферат , добавлен 01.12.2010

    Характеристика понятия "способности". Классификация и виды способностей человека. Формирование и развитие одаренности, таланта, гениальности. Организация экспериментального изучения психологических способностей будущих педагогов. Анализ результатов.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2016

    Потребности разных порядков. Понятие потребности в психологии. Виды потребностей. Природные предпосылки способностей. Формирование способностей. Задатки и способности. Психологические барьеры общения. Описание краткого отборочного теста В.Н. Бузина.

    контрольная работа , добавлен 28.04.2008

    Понятие способностей, их структура, условия проявления, формирование и развитие, качественные и количественные особенности. Единство способностей и умений, знаний, навыков. Математические способности школьников. Свойства педагогических способностей.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2011

    Характеристика способностей человека как психологического понятия в сфере образования. Определение способностей по Б.М. Теплову. Врожденные задатки и генотип. Потенциальные и актуальные способности. Особенности семейного воспитания и условий макросреды.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Соотношение способностей с эффективностью деятельности. Высокая степень одаренности - талант, при описании качеств которого используется множество выразительных эпитетов. Виды способностей и уровни их проявления, проблемы измерения или диагностики.

  • Общие способности – это способности, имеющиеся у всех людей, но развитые у всех в различной степени (общие двигательные, умственные). Именно ими определяются успехи и достижения во многих видах деятельности (спорт, обучение, преподавание).
  • Специальные способности – это способности, встречающиеся не у всех и для которых, в большинстве случаев, требуется наличие определённых задатков (художественно-изобразительные, литературные, актёрские, музыкальные). Благодаря им люди достигают успехов в специфических видах деятельности.

Нужно заметить, что наличие у человека специальных способностей может гармонично сочетаться с развитием общих, и наоборот.

Теоретические и практические

  • Теоретические способности – это способности, которые обуславливают склонность индивида к абстрактно-логическому мышлению, а также умение чётко ставить и успешно выполнять теоретические задачи.
  • Практические способности – это способности, которые проявляются в умении ставить и выполнять практические задачи, связанные с конкретными действиями в определённых жизненных ситуациях.

Учебные и творческие

  • Учебные способности – это способности, определяющие успешность обучения, усвоения знаний, навыков и умений.
  • Творческие способности – это способности, определяющие умение человека создавать предметы духовной и материальной культуры, а также влияющие на производство новых идей, совершение открытий и т.п.

Коммуникативные и предметно-деятельностные

  • Коммуникативные способности – это способности, которые включают в себя знания, умения и навыки, связанные с общением и взаимодействием с окружающими людьми, межличностным оцениванием и восприятием, установлением контактов, налаживанием связей, нахождением общего языка, расположением к себе и воздействием на людей.
  • Предметно-деятельностные способности – это способности, определяющие взаимодействие людей с неодушевлёнными предметами.

Все виды способностей являются взаимодополняющими, и именно их сочетание даёт человеку возможность развиваться наиболее полноценно и гармонично. Способности оказывают влияние как друг на друга, так и на успешность человека в жизни, деятельности и общении.



Помимо того, что для характеристики человека в психологии используется понятие «способности», так же применяются и такие термины, как «гениальность», «талант», «одарённость», указывающие на более тонкие нюансы индивидуальности личности.

  • Одарённость – это наличие у человека с рождения задатков для лучшего развития способностей.
  • Талант – это способности, которые раскрываются в наиболее полной мере благодаря приобретению навыков и опыта.
  • Гениальность – это необычайно высокий уровень развития каких-либо способностей.

Как мы уже упоминали выше, жизненный результат человека очень часто связан с его способностями и их применением. И результаты подавляющего большинства людей, к сожалению, оставляют желать лучшего. Многие люди начинают заниматься поисками разрешения своих проблем где-то во вне, когда верное решение всегда находится внутри человека. А следует просто заглянуть в себя. Если человек в своей каждодневной деятельности занимается не тем, к чему у него есть склонности и предрасположенности, то и эффект от этого будет, мягко говоря, неудовлетворительным. В качестве одного из вариантов для того, чтобы изменить положение вещей, можно использовать точное определение своих способностей.

Если у вас, например, есть врождённая способность к лидерству и управлению людьми, а вы работаете приёмщиком товара на складе, то, ясное дело, это занятие не будет приносить ни морального, ни эмоционального, ни финансового удовлетворения, потому что вы занимаетесь совершенно не своим делом. В этой ситуации вам более подойдёт какая-то управляющая должность. Начать можно хотя бы с работы менеджером среднего звена. Врождённые способности к лидерству при систематическом их использовании и развитии выведут вас на совершенно иной уровень. Выделите в своём графике время, чтобы определить свои склонности и способности, изучите себя, постарайтесь понять то, чем вам по-настоящему хочется заниматься, и что будет приносить вам удовольствие. На основе полученных результатов можно уже будет сделать вывод на тему того, в каком направлении нужно двигаться дальше.

Для определения способностей и склонностей сейчас существует огромное количество тестов и методик. Более подробно о способностях вы можете прочитать здесь.

В скором времени здесь появится тест на определение способностей.

Наряду со способностями, как с одним из основных свойств личности, можно выделить темперамент.

Характер

Характером называются приобретённые в определённых социальных условиях способы взаимодействия человека с окружающим миром и другими людьми, составляющие тип его жизнедеятельности.

В процессе общения между людьми характер проявляется в манере поведения, способах реакции на поступки и действия других. Манеры могут быть деликатными и тактичными или же грубыми и бесцеремонными. Это обусловлено различием характеров людей. Люди с наиболее сильным или, наоборот, слабым характером всегда выделяются на фоне остальных. Люди с сильным характером, как правило, отличаются упорством, настойчивостью, целенаправленностью. А слабохарактерные люди выделяются слабоволием, непредсказуемостью, случайностью действий. Характер включает в себя множество черт, которые современные специалисты разделяют на три группы: коммуникативные, деловые, волевые.

Коммуникативные черты - проявляются в общении человека с окружающими (замкнутость, общительность, отзывчивость, злость, доброжелательность).

Деловые черты - проявляются в повседневной трудовой деятельности (аккуратность, добросовестность, трудолюбие, ответственность, лень).

Волевые черты – связаны непосредственно с волей человека (целеустремлённость, упорство, настойчивость, безволие, уступчивость).

Также существуют черты характера мотивационные и инструментальные.

Мотивационные черты – побуждающие человека к действию, направляющие и поддерживающие его активность.

Инструментальные черты – придают поведению определённый стиль.

Если вы сумеете составить чёткое представление о чертах и особенностях своего характера, это позволит вам понять ту побудительную силу, которая направляет ваше развитие и самореализацию в жизни. Это знание позволит вам определить, какие ваши особенности наиболее развиты, а какие стоит улучшить, а также понять, посредством каких своих черт вы в большей степени взаимодействуете с миром и окружающими. Углублённое понимание себя даёт уникальную возможность увидеть, как и почему именно так вы реагируете на жизненные ситуации и события, и что нужно в себе культивировать, чтобы ваш образ жизни стал максимально продуктивным и полезным и вы смогли полностью реализоваться. Если вы будете знать особенности своего характера, его плюсы и минусы, и начнёте самосовершенствоваться, то сможете наилучшим образом реагировать в той или иной ситуации, будете знать, как ответить на вредные или полезные воздействия, что сказать другому человеку, отвечая на его поступки и слова.

В скором времени здесь появится тест на определение черт характера.

Одним из самых важных свойств личности, оказывающих наиболее серьёзное влияние на процесс жизнедеятельности человека и его результат, является воля.

Ощущения

Ощущения – это психические процессы, которые представляют собой психические отражения отдельных состояний и свойств внешнего мира, возникающие при прямом воздействии на органы чувств, субъективное восприятие человеком внешних и внутренних раздражителей при участии нервной системы. В психологии под ощущениями обычно понимается процесс отражения различных свойств объектов в окружающем мире.

Ощущения обладают следующими свойствами:

  • Модальность – качественный показатель ощущений (для зрения – цвет, насыщенность, для слуха – громкость, тембр и т.д.);
  • Интенсивность – количественный показатель ощущений;
  • Длительность – временной показатель ощущений;
  • Локализация – пространственный показатель.

Существует несколько классификаций ощущений. Первая из них принадлежит Аристотелю. Им было выделено пять основных чувств: осязание, слух, зрение, вкус и обоняние. Но в XIX веке, благодаря увеличению видов ощущений появилась необходимость более серьёзной их классификации. На сегодняшний день существуют следующие классификации:

  • Классификация Вундта - в зависимости от механических, химических и физических свойств раздражителей;
  • Классификация Шеррингтона – основана на расположении рецепторов: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения;
  • Классификация Хэда – основывается на происхождении: протопатическая и эпикритическая чувствительность.

Подробнее об ощущениях читайте в статье Википедии.

Восприятие

Восприятие – это познавательный процесс, который формирует картину мира у субъекта. Психическая операция, отражающая предмет или явление, воздействующее на рецепторы органов чувств. Восприятие – это сложнейшая функция, определяющая приём и преобразование информации и формирующая субъективный образ объекта для субъекта. Посредством внимания обнаруживается целый объект, выделяются его особые признаки и содержание, а также формируется чувственный образ, т.е. происходит осмысление.

Восприятие разделяется на четыре уровня:

  • Обнаружение (перцептивное действие) – формирование образа;
  • Различение (перцептивное действие) – само восприятие образа;
  • Идентификация (опознавательное действие) - отождествление объекта с уже имеющимися образами;
  • Опознание (опознавательное действие) – категоризация объекта.

У восприятия есть и свои свойства: структурность, предметность, апперцептивность, избирательность, константность, осмысленность. Подробнее о восприятии читайте здесь.

Память

Память – это психическая функция и вид умственной деятельности, предназначенная для сохранения, накапливания и воспроизведения информации. Способность на протяжении длительного периода времени хранить данные о событиях окружающего мира и реакциях организма, и использовать её.

Выделяют следующие процессы памяти:

  • Запоминание;
  • Хранение;
  • Воспроизведение;
  • Забывание.

Также память разделяется на типологии:

  • По сенсорной модальности – визуальная, кинестетическая, звуковая, вкусовая, болевая;
  • По содержанию – эмоциональная, образная, моторная;
  • По организации запоминания – процедурная, семантическая, эпизодическая;
  • По временным характеристикам – ультракратковременная, кратковременная, долговременная;
  • По физиологическим признакам - долговременная и кратковременная;
  • По наличию средств – неопосредованная и опосредованная;
  • По наличию цели – непроизвольная и произвольная;
  • По уровню развития – словесно-логическая, образная, эмоциональная и моторная.

Способы и приемы развития памяти вы найдете в отдельном тренинге на нашем сайте.

Мышление

В общей психологии существует множество определений процесса мышления. Согласно одному из самых популярных определений:

Мышление – это высший этап обработки человеком информации и процесс установления связей между явлениями и объектами внешнего мира.

Оно является высшей ступенью познания человека, как процесса отражения в его мозге окружающей действительности.

Мышление разделяется на:

  • Абстрактно-логическое;
  • Наглядно-образное;
  • Конкретно-предметное;
  • Наглядно-действенное.

А основными формами мышления являются:

  • Понятие – мысли, выделяющие и обобщающие явления и предметы;
  • Суждение – отрицание или утверждение чего-либо;
  • Умозаключение – вывод.

Эти и другие составляющие мыслительного процесса рассматриваются в нашем тренинге по логическому мышлению.

Речь

Речью называются форму общения между людьми через языковые конструкции. В данном процессе формируются и формулируются мысли при помощи языка, а также происходит восприятие получаемой речевой информации и её понимание. Речь - это форма существования человеческого языка, т.к. речь является языком в действии.

Язык (речь) выполняет функции:

  • Инструмента интеллектуальной деятельности;
  • Способа общения;
  • Способа существования, а также усвоения и передачи опыта.

Речь – важнейшая часть деятельности человека, которая способствует познанию окружающего мира, передаче знаний и опыта другим. Представляя собой средство выражения мыслей, она является одним из основных механизмов человеческого мышления. Она зависит от формы общения и, тем самым, разделяется на устную (говорить/слушать) и письменную (писать/читать).

Речь обладает следующими свойствами:

  • Содержательность – количество и значительность выражаемых стремлений, чувств и мыслей;
  • Понятность – правильность;
  • Выразительность – эмоциональная окраска и богатство языка;
  • Действенность – оказываемое влияние на других людей, их чувства, мысли, эмоции и т.п.

Подробнее об устной и письменной речи вы можете прочитать в наших тренингах по ораторскому искусству и писательскому мастерству.

Каждый человек отличается от других огромным, поистине неисчерпаемым числоминдивидуальных особенностей, то есть особенностей, присущих именно ему как индивидууму. В понятие "индивидуальные особенности" входят не только психологические, но и соматические ("сома" - по-латыни "тело") особенности человека: цвет глаз и волос, рост и фигура, развитие скелета и мышц и т. д.

Важная индивидуальная особенность человека – выражение его лица. В ней проявляются не только соматические, но и психологические особенности человека. Когда о человеке говорят: "у него осмысленное выражение лица, или "у него хитрые глаза", или "упрямый рот", то подразумевают, понятно, не анатомическую особенность, а выражение в мимике свойственных данному индивиду психологических особенностей.

Индивидуально-психологические особенности отличают одного человека от другого. Отрасль психологической науки, изучающая индивидуальные особенности различных сторон личности и психических процессов, называется дифференциальной психологией.

Наиболее общейдинамической структурой личности является обобщение всех ее возможных индивидуально-психологических особенностей в четыре группы, образующие четыре основные стороны личности:
1. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, простейшие потребности).
2. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества, мировоззрение).
3. Индивидуальные особенности различных психических процессов.
4. Опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек).

Далеко не все индивидуально-психологические особенности этих сторон личности будут чертами характера. Но все черты характера, понятно, являются особенностями личности.

Прежде всего, надо сказать о принципиальных отличиях черт характера от общих черт, о которых речь шла выше.

Коллектив и его функции Коллектив – это объединение людей, созданное на основе общих целей, стремлений, задач. Предназначением таких социальных групп является достижение определённой миссии или исполнения конкретных функций.-

Коллективу как составляющему элементу организованного общества отводится важная роль. Основными его функциями являются: Воспитательная - в коллективе производится регулирование поведения всех его членов. Организационная – каждый коллектив - это субъект, управляющий своей деятельностью, а любой процесс при правильной организации становится более эффективным. Стимулирующая – формирование нравственных стимулов к общественно полезным делам. Экономическая – функция коллектива, позволяющая объединять трудовую деятельность, в результате которой возникают культурные и материальные ценности.-

Структура коллектива

Формальная структура группы отражает официальное распределение служебных ролей между членами коллектива. Это распределение обусловлено технологией производства или должностным положением работников. Четкое определение служебных функций работников повышает их персональную ответственность, обеспечивая тем самым успех всего предприятия в целом.

При этом, помимо ролей, определяемых штатным расписанием, существуют еще и роли, связанные с самим процессом производства, его потребностями в различных видах деятельности. Работников, которые берут на себя эти роли, условно классифицируют следующим образом:

- "генераторы идей", обладающие нестандартным, творческим мышлением;

- исполнители, обладающие репродуктивным складом ума и являющиеся добросовестными исполнителями чужих идей и задумок;

Эксперты, способные спрогнозировать и просчитать, как будет "работать" предлагаемая идея - ее плюсы и минусы, возможные последствия;

Критики, люди с особым, критичным складом ума, зачастую не способные к продуктивной деятельности, но зато выявляющие тс негативные моменты и "узкие места" в производственном процессе, которые остальными работниками не замечаются;

- "шуты гороховые" (условно-шутливое название) - некоторыми руководителями признается необходимость иметь в коллективе людей легких, необидчивых, контактных, способных поднять настроение или разрядить конфликтную обстановку в коллективе.

Руководитель выявляет, к какому типу относится тот или иной работник и, соответственно, определяет его место в коллективе. Непродуктивно и невыгодно, например, использовать "генератора идей" на исполнительской работе, и наоборот, бесполезно упрекать "критика" - мол, критиковать всегда легче, а ты попробуй, сделай сам, и т.д.

Интересно, а к какому ролевому типу должен относиться руководитель, управляющий, менеджер? Здесь мнения специалистов разделились. Одни считают, что руководитель должен быть способным "сыграть" все роли. Другие же считают, что руководить может только человек, способный к исполнению особой, специфической роли - "человек-режиссер" или "человек-дирижер". То есть в задачу руководителя входит умелое и четкое распределение ролей внутри коллектива, организация исполнения каждым работником его служебных функций, а также контроль и оценка их выполнения.

Система служебных и общественных функций работников (формальная структура) является той основой, на которой складывается неформальная структура группы.

Неформальная структура представляет собой совокупность психологических связей и отношений, складывающихся между людьми, непосредственно контактирующими друг с другом в процессе выполнения ими производственных функций. Эти отношения менее устойчивы, чем служебные, поскольку возникают они на основе личного, субъективного восприятия людьми друг друга. Однако для самих людей, членов коллектива, они имеют большое значение и оказывают на них сильное психологическое воздействие. Дело в том, что в зависимости от характера неформальных отношений в коллективе складывается тот или иной морально-психологический климат (или микроклимат).

Морально-психологический климат коллективаопределяет отношение людей к выполняемой работе, а также отношение их друг к другу. Это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их взаимоотношений, симпатий или антипатий, различий характеров, склонностей и интересов. Психологи утверждают, что в атмосферу коллектива каждый вносит свое, а общий воздух вдыхают все. Действительно, от каждого сотрудника в значительной степени зависит характер и состояние психологического климата всего коллектива.

Психологический климат группы может быть разным: доброжелательным и недоброжелательным, устойчивым и менее устойчивым, положительным и отрицательным, здоровым и нездоровым.

Положительный, устойчивый, здоровый и доброжелательный микроклимат в коллективе создает у людей ощущение психологического комфорта, благополучия, способствует сохранению жизненного оптимизма, рождает чувство удовлетворения от своей работы.

Морально-психологический климат существует на двух уровнях - на уровне всего учреждения или предприятия и па уровне малой группы людей, непосредственно и постоянно соприкасающихся в процессе работы. Важен и тот, и другой уровень, но каждый по-своему. Например, неблагополучие, существующее в "большом" коллективе, до определенной степени можно компенсировать хорошим, дружеским климатом в микроколлективе. Но вряд ли в этом случае люди станут проявлять особую активность на уровне всего коллектива - на производственных собраниях, на общественной работе, в культурно-массовых мероприятиях.

Морально-психологический климат любого коллектива определяется несколькимипараметрами, среди которых особую роль играют следующие:

1) стиль руководства, который определяется соотношением демократизма и авторитаризма;

2) стиль отношений в группе,который колеблется от максимально личностно насыщенного до предельно обезличенного, формального, сухого, бюрократического. Здесь также важна мера, так как на одних улыбках и личных связях работу строить нельзя. Слишком многое в этом случае начинает зависеть от личных симпатий и антипатий, понижается общий уровень организованности и дисциплины, падает значение необходимых в любом деле формальных моментов;

3) степень личной независимости, т.е. широта сферы, в пределах которой работник имеет возможность действовать и принимать решения самостоятельно;

4) помощь и доброжелательность в отношениях;

5) степень толерантности, терпимости к различным точкам зрения и мнениям по вопросам служебного, а тем более непроизводственного характера;

6) реально применяемая шкала поощрений и наказаний, ее гибкость и справедливость, позитивное влияние на мотивационную сферу членов коллектива. Для человека очень важно не только то, сколько он сделал и сколько он получил, но и сознание справедливости оценки его вклада в общее дело в сопоставлении с вкладом и "воздаянием" коллег по работе.

Морально-психологическая общность коллектива как раз и обеспечивает те слаженность и сплоченность, которые характеризуют работоспособный и творческий коллектив. Проявляются они на трех уровнях:

Как единство целей;

Как общность ценностей;

Как эмоциональная общность, в основе которой лежат личные симпатии и предпочтения.

Особой формой проявления сплоченности группы может выступать конформизм - принятие индивидами определенных стандартов поведения и оценок, подчинение групповому мнению. Конформизм, с одной стороны, облегчает руководителю управление коллективом: человек-конформист склонен поступать "как все", не вступая в спор с начальством и коллективом. Но, с другой стороны, руководитель не должен преувеличивать положительную роль конформизма, так как зачастую он препятствует использованию новых, нестандартных решений, мешает коллективу найти собственный оригинальный путь развития.

Неформальная структура группы может быть рассмотрена по нескольким основаниям.

1. Предрасположенность членов группы к исполнению различных "ролей".

Будучи реализованной в кадровой политике умелого руководителя в виде должностей, штатного расписания и др., она становится основой формальной структуры коллектива, способствуя оптимизации микроклимата. Вместе с тем, не будучи реализованной или будучи неправильно истолкованной, эта предрасположенность людей становится зачастую причиной их недовольства, раздражительности, зависти и т.д., что, естественно, ведет к состоянию психологического дискомфорта в коллективе.

Кроме того, по характеру проведения совещания разделяются на следующие типы:

диктаторское - свойственно авторитарному типу управления, когда совещание ведет и обладает фактическим правом голоса только руководитель, остальным участникам предоставляется лишь возможность задавать вопросы, но никак не высказывать собственное мнение;

автократическое - основывается на вопросах руководителя к участникам и их ответах на них, как правило, отсутствуют дискуссии, возможен лишь диалог;

сегрегативное- доклад обсуждают лишь выбранные руководителем участники, остальные слушают и принимают к сведению представленную информацию;

дискуссионное - свободный обмен мнениями и выработка общего решения; право принимать решение в окончательной формулировке остается за руководителем;

свободное - на нем не принимается четкая повестка дня, иногда отсутствует и председатель, иногда заканчивается принятием решения, но в основном сводится к обмену мнениями .

Собираясь вместе, участники совещания имеют возможность высказать свою точку зрения по обсуждаемым темам, довести информацию, которой они владеют, до всех участников совещания, обсудить спорные вопросы, рассмотреть альтернативные варианты решений. Ведь не зря говорят, что в споре рождается истина.

Совещание - одна из важнейших форм управленческой деятельности.

Совещание - заседание, собрание, посвященное обсуждению какого-нибудь специального вопроса или нескольких вопросов .

В рамках конкретной организации в зависимости от основной задачи выделяют следующие виды совещаний:

§ оперативное;

§ инструктивное или информационное;

§ проблемное.

Оперативное совещание проводится для получения руководством информации о текущем состоянии дел, принятие оперативных решений и контроль их использования.

В ОВД оперативное совещание является одной из форм коллективного рассмотрения текущих вопросов их деятельности, требующих оперативного решения .

Информационное или инструктивное совещание служит для передачи служебной информации. Их целесообразно использовать в случае отсутствия времени для письменных распоряжений или при желании руководителя эмоционально воздействовать на подчиненных. Если позволяет время, информацию лучше предоставить в письменном виде, так как на ее освоение затрачивается меньше времени. Кроме того, прочитанная информация усваивается лучше, чем воспринятая на слух.

Проблемные совещания - это совещания, направленные на поиск оптимальных решений, вынесение на обсуждение хозяйственных проблем, рассмотрение перспективных вопросов развития, обсуждение инновационных проектов.

В основу классификации совещаний могут быть положены и другие критерии, например, периодичность: плановые, внеплановые. Психологами было замечено, что совещания, проводимые строго по графику с заранее указанной датой и часом, являются более продуктивными. При этом рекомендуется планировать совещания на первую половину рабочего дня.

Вербальное общение. Осуществляется вербальное общение с помощью слов. Вербальным средством общения считается речь. Общаться мы можем с помощью письменной или устной речи. Речевую деятельность разделяют на несколько видов: говорение – слушание и письмо – чтение. Выражается и письменная, и устная речь посредством языка – специальной системы знаков. Чтобы научиться эффективно общаться и использовать вербальные средства общения, нужно не только совершенствовать свою речь, знать правила русского языка или изучать иностранные языки, хотя это, безусловно, очень важно. В этом плане одним из главных моментов является умение разговаривать еще и в психологическом смысле. Слишком часто у людей возникают различные психологические барьеры или боязнь устанавливать контакты с другими людьми. Для успешного взаимодействия с обществом их нужно вовремя выявлять и преодолевать. Язык и его функции. Язык выступает в качестве орудия выражения мыслей и чувств людей. Необходим он для многих аспектов человеческой жизни в обществе, что выражается в следующих его функциях: Коммуникативная (взаимодействие между людьми). Язык – это основная форма полноценного общения человека с себе подобными. Аккумулятивная. С помощью языка мы можем хранить и накапливать знания. Если рассматривать определенного человека, то это его записные книжки, конспекты, творческие произведения. В контексте же глобальном – это художественная литература и памятники письменности. Познавательная. С помощью языка человек может приобретать знания, содержащиеся в книгах, фильмах или сознании других людей. Конструктивная. При помощи языка легко формировать мысли, облекать их в материальную, ясную и конкретную форму (либо в виде устного словесного выражения, либо в виде письменного). Этническая. Язык позволяет объединять народы, общности и другие группы людей. Эмоциональная. С помощью языка можно выражать эмоции и чувства, причем здесь рассматривается именно их прямое выражение с помощью слов. Но в основном эта функция, конечно, выполняется невербальными средствами общения.

Невербальное общение. Невербальные средства общения необходимы людям для ясности в понимании друг друга. Естественно, невербальные проявления касаются только устного общения. Поскольку внешнее невербальное выражение эмоций и чувств, выполняемое телом, тоже является неким набором символов и знаков, его нередко называют «языком тела». «Язык тела» и его функции. Невербальные проявления очень важны во взаимодействии людей. Основные их функции состоят в следующем: Дополнение произнесенного сообщения. Если человек сообщает о победе в каком-то деле, он может дополнительно победно вскинуть руки над головой или даже подпрыгнуть от радости. Повторение сказанного. Это усиливает устное сообщение и его эмоциональную составляющую. Так, можно при ответе «Да, это так» или «Нет, не согласен» повторить смысл сообщения еще и в жесте: кивком головы или, наоборот, мотанием из стороны в сторону в знак отрицания. Выражение противоречия между словом и делом. Человек может говорить одно, а чувствовать при этом совершенно другое, например, шутить вслух и грустить в душе. Именно невербальные средства общения позволяют понять это. Акцент на чем-то. Вместо слов «внимание», «заметьте» и т.д. можно показать жест, привлекающий внимание. Так, жест с вытянутым указательным пальцем на поднятой руке показывает важность произнесенного при этом текста. Замена слов. Иногда некоторые жесты или проявления мимики могут полностью заменять собой некий текст. Когда человек пожал плечами или указал рукой направление, уже не обязательно говорить «я не знаю» или «направо-налево».

Конфликт - это несогласие сторон или сознательное поведение одной стороны вступающая в противоречие с другой стороной. Конфликты по своему назначению призваны способствовать удовлетворению потребностей людей. В конфликтной ситуации каждая из сторон стремится добиться своей цели, решения своих задач, утверждения и принятия ее точки зрения. На практике это часто осуществляется за счет ущемления интересов противников и устранения позиций оппонентов. Конфликт - это высшая стадия в развитии противоречий, это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которыми могут быть конкретные лицама или группы.

Причины конфликтов:

  • Распределение ресурсов . Р-сы всегда ограничены и рук-во должно решить, как распределить их между разл группами, чтобы наиб эфф-ным образом достигнуть целей орг-ции. Выделить большую долю ресурсов какому-то одному руководителю, подчиненному или группе означает, что другие получат меньшую долю от общего количества.
  • Взаимозависимость задач . Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимосвязанных элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.
  • Различия в целях . Специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целей всей организации.
  • Различия в представлениях и ценностях . Представления о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей.
  • Различия в манере поведения и жизненном опыте . Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.
  • Неудовлетворительные коммуникации . Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других.

Типы конфликтов

1. Внутриличностный конфликт . Он может принимать различные формы

o ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляют противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы

o производственные требования не согласуются с личными потребностями, интересами, ценностями,

o ответ на рабочую перегрузку или недогрузку.

2. Межличностный конфликт . Наиболее распространенный и проявляется по-разному:

o борьба руководителей за огранич рес-сы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. К этой группе относятся хорошо знакомые конфликты между двумя кандидатами на повышение при наличии одной вакансии,

o столкновение личностей. Люди с разными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом.

3. Конфликт между личностью и группой .

o если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности,

o руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных.

4. Межгрупповой конфликтеория .

o В организациях между форм и неформ группами могут возникать конфликты. Неформальные группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться "рассчитаться" с ним снижением производительности или конфликт между профсоюзом и администрацией.

1. Структурные методы разрешения конфликтов:

Отечественная теория способностей создавалась трудами многих выдающихся психологов – Выготским, Леонтьевым, Рубинштейном, Тепловым, Ананьевым, Крутецким, Голубевой.

Теплов, определяя содержание понятия способность , сформулировал 3 ее признака , которые лежат в основе многих работ:

  1. под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
  2. они имеют отношение к успешности выполнения какой-либо Деятельности или многим Деятельностям;
  3. способности не сводятся к наличным навыкам, умениям и знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний.

Способность – это психологическая особенность человека и не является врожденным качеством, а представляет собой продукт развития и формирования в процессе какой-либо Деятельности. Но в их основе лежат врожденные анатомо-физиологические особенности – задатки. Хотя способности развиваются на основе задатков, они все же не являются их функцией, задатки – это предпосылки развития способностей. Задатки рассматриваются как неспецифические особенности нервной системы и организма в целом, следовательно отрицается существование для каждой способности своего предуготовленного задатка. На базе разных задатков развиваются разные способности, одинаково проявляющиеся в результатах Деятельности.

На основе одинаковых задатков у разных людей могут сформироваться разные способности. Отечественные психологи говорят о неразрывной связи способностей с Деятельностью. Способности всегда развиваются в Деятельности и представляют собой активный процесс со стороны человека. Виды Деятельности, в которых формируются способности всегда конкретны и историчны.

Одним из основных принципов отечественной психологии является личностный подход к пониманию способностей. Главный тезис: нельзя сужать содержание понятия «способность» до характеристик отдельных психических процессов.

I . Проблема способностей возникает при рассмотрении Личности как субъекта Деятельности. Большой вклад в понимание единства способностей и качеств Личности сделан Ананьевым, который рассматривал способность как интеграцию свойств субъективного уровня (свойств человека как субъекта Деятельности). В его теории структура свойств человека имеет 3 уровня :

  1. Индивидуальный (природный). Это половые, конституциональные и нейродинамические особенности, их высшими проявлениями являются задатки.
  2. Субъективные свойства характеризуют человека как субъекта труда, общения и познаний и включают особенности внимания, памяти, восприятия и прочее. Интеграцией этих свойств выступают способности.
  3. Личностные свойства характеризуют человека как социальное существо и связаны прежде всего с социальными ролями, социальным статусом и структурой ценностей. Высший уровень в иерархии личностных свойств представлен характером и склонностями человека.

Уникальное сочетание всех свойств человека образует индивидуальность, в которой центральную роль играют личностные свойства, преобразующие и организующие индивидуальные и субъектные свойства.

II . Чаще всего рассматривается взаимоотношение направленности Личности и ее способностей. Интересы, склонности, потребности человека побуждают его к активной Деятельности, в которой формируются и развиваются способности. Успешное выполнение Деятельности, связанное с развитыми способностями благоприятно отражается на формировании положительной мотивации к Деятельности.

III . Велико влияние характерологических черт Личности на формирование способностей. Целеустремление, трудолюбие, упорство необходимы для того, чтобы добиться успехов в решении поставленных задач, а следовательно и развитии способностей. Недостаток волевых черт характера может помешать развитию и проявлению намеченных способностей. Исследователи отмечают характерологические черты, свойственные одаренным людям – инициативность, креативность, высокая самооценка.

Сходные представления о способностях высказывают и зарубежные психологи. Они связывают их с достижениями в различных видах Деятельности, рассматривают как основу достижений, но не связывают способности и достижения как тождественные характеристики.

Способности – это понятие, которое служит для описания, упорядочивания возможностей, определяющих достижения человека. Способностям предшествуют навыки, являющиеся их условием для приобретения в процессе обучения, частых упражнений и тренировок. Достижения в Деятельности зависят не только от способностей, но и от мотивации, психического состояния.

Общие способности – интеллектуальные и творческие способности, которые находят свое проявление во многих разных видах Деятельности.

Специальные способности – определяются по отношению к отдельным специальным областям Деятельности.

Чаще всего соотношение общих и специальных способностей анализируется как соотношение общего и особенного в условиях и результатах Деятельности.

Теплов связывал общие способности с общими моментами в разных видах Деятельности, а специальные – с особыми специфическими моментами.

Существует множество классификаций способностей. Чаще всего способности делят на общие и специальные, которые в свою очередь, могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

К общим способностям относят те, от наличия которых зависят успехи человека в самых разных областях деятельности. К ним можно отнести способности, отражающие скорость и специфику протекания мыслительных процессов, таких как память, внимание, концентрация. Так же к общим способностям относится общая координация и точность движений, специфика речевой функции и некоторые другие. Таким образом, под общими способностями понимают способности, свойственные большинству людей.

Специальными называют те способности человека, которые определяют его успехи в конкретной деятельности, для осуществления которой необходимы специфического рода задатки и их развитие. К таким способностям относятся музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественные, спортивные. Так же, к числу общих способностей человека, с полным основанием, можно отнести коммуникативные способности. Эти способности социально обусловлены. Они формируются у человека на протяжении всей его жизни в процессе социального взаимодействия с обществом. Без данной группы способностей человеку было бы крайне трудно житьсреди себе подобных. Так, например, без владения речевыми навыками как средством общения, без умения адаптироваться в социуме, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы невозможны. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой на пути превращения его из биологического существа в социальное.

Следует отметить, что, безусловно, наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей, а, напротив, служит хорошей базой для их развития. Большинство исследователей проблемы способностей сходятся в том, что общие и специальные способности не противоречат и не исключают друг друга, а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Например, для овладения игрой на различных музыкальных инструментах, кроме специальных способностей, таких как музыкальный слух, чувство ритма, музыкальность, необходимо и наличие таких общих способностей, как хорошая память, координация движений, высокий уровень концентрации внимания. Более того, без наличия перечисленных общих способностей, овладение профессией на высоком уровне просто невозможно. Кроме того, в некоторых случаях высоко развитые общие способности могут выступать в качестве специальных способностей для некоторых специфических видов деятельности. Часто наличие высокого уровня общих способностей у человека может компенсировать некоторые недостающие элементы в комплексе специальных способностей для какого-либо вида деятельности.

Одаренность

Понятие одаренности не имеет единого общепризнанного определения. Наиболее распространенным является определение, данное немецким психологом В. Штерном. По его словам, одаренность является общей способностью индивида к сознательной ориентации своего мышления на новые требования, это общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни.

Одаренность является природно и наследственно обусловленным явлением. Это функция личности и всей системы условий жизнедеятельности в ее единстве. Она неразрывно связана со всеми этапами жизни человека и поэтому может проявляться на разных этапах развития 7 .

Природные задатки человеческого организма сами по себе не являются определяющими степень одаренности человека. Они являются лишь неотъемлемыми компонентами системы факторов, влияющих на успешное развитие личности. Степень одаренности выражает потенциал внутренних возможностей для развития личности.

Одаренность проявляется только в соотношении с условиями, в которых происходит определенная деятельность человека. Она отражает внутренние данные и возможности человека, то есть внутренние психологические условия деятельности в их соотношении с требованиями, которые ставит пере человеком ее выполнение. Для динамики одаренности большое значение имеет уровень требований, выдвигаемых в ходе деятельности человека, в частности, тех требований, которые ставит перед учеником учебная программа. Для того, чтобы происходило развитие одаренности, эти требования должны быть достаточно высокими, однако, при этом, посильными 8 .

В педагогике до сих пор активно обсуждается вопрос о соотношении одаренности и специальных способностей. Основная проблема заключается в соотношении общего и специального образования и развития. Решение данного рода проблемы имеет большое значение для детской педагогической психологии.

Установлено, что генетически соотношение между общим и специальным развитием, а соответственно - между одаренностью и специальными способностями - с возрастом меняется. Применение каждого из этих психологических понятий является правомерным, однако их характер, по сути, является относительным. Специальные способности как структурно, так и генетически связаны с одаренностью, а одаренность проявляется в специальных способностях и развивается в них.

Одаренность представляет собой своеобразное сочетание нескольких способностей, от которых зависит возможность достижения разного уровня и значения успехов в выполнении той или иной деятельности. Определение степени одаренности существенно зависит от того, какой вес предоставляется тем или иным видам деятельности и что понимается под успешным выполнением конкретной деятельности 9 .

Одаренность и способности людей отличаются не количественно, а качественно. Качественные различия одаренности выражаются в уровне ее сформированности. На основании этого, важной задачей исследований в области способностей человека является нахождение качественных отличий.

Таким образом, цель исследования одаренности состоит не в том, чтобы ранжировать людей на способных и не способных, а в разработке способов научного анализа качественных особенностей одаренности и способностей. Основной вопрос не в том, насколько одарен или способен конкретный человек, а в том, каков характер одаренности и способностей этого человека.