Когда отменили пилотки в армии. Солдатская пилотка

Alexis : меня удивляет, что практически вс информация в интернете и выудить её можно максимум за час, если попутно пить кофе. Что я и проделал. А остальным, что, западло? Или интереса нет?

пилотки :

Пилотка пошла от берета, который, как уверяют, был изобретён ещё кельтами. По крайней мере, берет в средневековье был очень популярен и имел разные размеры, форму и раскраску. Значительно позднее на макушке стал пришиваться помпон. Считается, что его ввели в обиход моряки, поскольку помещения на тогдашних кораблях были с низкими потолками и чтобы не набивать шишки, моряки пришивали к беретам помпоны – шарики, набиты волосом, паклей, тряпками – кто чего доставал.

Пилотка (forage cap) (фуражная шапочка) – ведёт начало от небольшой шапки типа берета, который надевали английские кавалеристы в начале восемнадцатого века, когда занимались кормёжкой и чисткой лошадей. Шапка была очень удобной и постепенно стала использоваться во всей армии как вспомогательный элемент военной формы. Во время американской гражданской войны применялось специальное кепи, которое путают с пилоткой. В русский язык вошли слова «фураж» (корм), «фуражир», «фуражка», «кепи» и «кепка»

Впервые официально берет стал элементом военной формы в 1811 году в британской армии как заменитель громоздких головных уборов, которые было трудно использовать в стеснённых обстоятельствах. Однако известно, что неофициально берет использовался уже в 1768 году. Он был вязаный или перешивался из выслужившей свой срок формы, имел всегда круглую форму. Чаще всего она была синего цвета, так как синяя краска тогда была самым дешёвым красителем. Когда шапка стала использоваться как официальный элемент военной формы, были стандартизированы цвет, форма и размер. Головной убор получил в армии название «килмарнокская шапка без полей» (Kilmarnock Bonnet) по имени начавшей выпускать его в 1830 году мануфактуры. Носили боннет с одним опущенным, а другим поднятым боковыми краями, либо ровно.

Килмарнокский боннет был заменён в Шотландии беретом гленгэрри (гленгарри) в 1848, представлявшим собой тот же боннет, но с поднятыми и сплюснутыми обоими боковыми краями. Изобрел его полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри чтобы как-то выделить свой полк. В остальной армии Англии продолжали носить обычные береты. Когда появились воздушные силы, пилоты вынуждены были менять при полётах боннеты на шлемы. Береты складывал поплам, а затем отгибали края, превращая их в узкую полосу, которую удобно засунуть под погон, за пояс или в карман. Помпон убрали, чтобы не мешал. Разворачивать берет ленились и так и напяливали его в сложенном виде. Это и были первые пилотки. Называли их "fore-and-after" (можно перевести как «двуносые»). Вскоре их стали использовать все, кто служил в воздушных силах. Береты с помпонами стали парадной формой, сложенные пополам береты без помпона распространились во всей английской армии. Тогда их стали шить специально, превратив в настоящие пилотки. В Первую мировую войну пилотки, как удобная форма одежды, распространились в армиях всего мира. Про русский путь уже сказано. Сегодня пилотка используется как элемент форменной одежды в самых разных сферах.

В Великой Отечественной войне пилотки были и на советских солдатах, и на солдатах вермахта, но в отличие от немецкого образца, наша к Победе осталась в своем неизменном виде.

В начале был берет

Историки моды утверждают, что пилотка произошла из берета, который придумали кельты. Что касается самого берета, то никто не знает, как и когда эта мешковатая шапочка завоевала популярность. Между тем, многие идеи для пилотки, например кант и помпон, были позаимствованы именно из берета.

В частности, шарики, набитые паклей, пришивали к берету не ради щегольства, а для того, чтобы не биться головой в низких каютах кораблей. Но, как выяснилось, от этого головной убор только выиграл. А для того, чтобы береты не улетали в ветреную погоду, моряки стягивали их кантом. Впрочем, они все равно сползали наверх и обретали форму перевернутой лодки, зато смотрелись красивее.

Гленгэрри или шайкачи?

В 1811 году в частях британской армии параллельно с громоздкими киверами для повседневной службы носили береты. А в 1830 году солдаты её величества стали надевать килмарнокские боннеты (шапочки) без полей, получившие название по имени мануфактуры, которая их производила. В 1848 году шотландский полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри заменил боннет шотландским беретом балморала, сложенным пополам. Сделал он это для того, чтобы выделить свой полк на фоне британской армии.
Головной убор впоследствии получил название «гленгэрри», и по факту он стал прообразом традиционной пилотки, которую мы привыкли видеть в наши дни. В середине XiX века появились сообщения о сербской шапочке «шайкаче», которая также считают прообразом пилотки. Сначала её шили для моряков Дунайской речной флотилии, а затем и для офицеров. Впрочем, своему появлению пилотка обязана не гленгэрри или шайкачи.

Лень матушка

Согласно «Положению об одежде должностных лиц», опубликованном в 1900 году Британским Военным Министерством, боннеты и гленгэрри стали официальными головными уборами английских военнослужащих. Носили их и летчики Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Однако для личной безопасности во время полетов их обязывали одевать шлемы. Именно поэтому перед тем, как сесть в самолет авиаторы складывали боннеты, отгибая поля так, чтобы превратить шапочку в узкую полоску. Затем засовывали её под погон.

После полета пилоты ленились разглаживать боннеты и носили их в виде «fore-and-after», то есть двуносыми. Именно так появилась пилотка. В разных странах она имеет свои названия и особенности. В Америке это - кепка Гаррисона, в Италии - бустина, в Польше - фуражирка.

Полётка

В царской России такие головные уборы сначала назвали «полётками», которые достаточно быстро трансформировались в «пилотки». Первое время же это слово было сленгом, так как в уставе говорилось о «шапке суконной мягкой складной для лётчиков». Кстати, этот головной убор был введен в 1913 году по представлению председателя Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества С.А. Ульянина.

Пилотка, как показала практика, оказалась настолько практичной, что вслед за летчиками её стали носить военнослужащие других родов царских войск. Первыми, кто из советских сухопутных войск ввел пилотку в состав обмундирования, были курсанты военных курсов РККА. Приказ об этом был подписан 16 января 1919 года. Кстати, этому новшеству многие военноначальники Красной Армии противились, считая пилотку царским пережитком.

Фашистская пилотка тоже проиграла войну

16 марта 1935 года был создан вермахт, в котором пилотка стала главным полевым головным убором. Её шили так, чтобы передняя часть боковин была выше задней, фигурно вырезая уголки на отворотах. Для этого применяли ткани цвета фельдграу. Впереди вышивалась трехцветная кокарда, над которой - имперский орел.

Для офицеров обводы донца и отвороты имели окантовку из алюминиевого жгутика. Танковые генералы тоже носили этот головной убор с той разницей, что пилотка была черной, а кант и орел - розовый. По многочисленным свидетельствам, немецким солдатам нравился этот убор. Однако война вносила свои суровые коррективы.

После Сталинграда фашистская пилотка потеряла былой лоск. Орла и кокарду соединили в одно целое, чтобы упростить технологию шитья. Вскоре исчезла окантовка и шелковая подкладка, да качество сукна резко упало. Упростилась также форма отворотов. В 1944 году пилотку шили уже из самой дешевой ткани цвета хаки, постепенно вытесняя её более простым полевым кепи. Фашистская пилотка, точно так, как и вермахт, тоже проиграла войну.

Многие из нас помнят советских солдатиков в пилотках с красной звездочкой. Так браво и так залихватски смотрелся на них этот головной убор. Ведь, пилотку требовалось носить по строго установленным правилам: с небольшим наклоном вперед и вправо. Мальчишки за обладание этим армейским атрибутом готовы были отдать самое ценное из своего арсенала: обменивали на пилотки значки и перочинные ножики, машинки и другие предметы. Если на твоей голове пилотка, то ты самый что ни на есть командир. И тогда под твое звонкое «Ура!» гурьба мальчишек несется в бой.

Итак, советская пилотка, что же это такое и откуда она появилась? Ну, во-первых это головной убор в виде сплюснутой с боков лёгкой летней шапочки. До недавнего времени пилотка была элементом военной форменной одежды в Вооруженных Силах СССР, а советские пионеры использовали пилотку, как головной убор к пионерской униформе, состоящей: из синих шорт (для мальчиков) и юбочек (для девочек), красного галстука и белой рубашки с золотыми пуговицами.

Если углубиться в историю, то скорей всего прототипом пилотки послужил кельтский головной убор, который назывался гленгарри, который появился в конце XVII века, его носили шотландские военные, а позднее он стал частью шотландского национального костюма. В Сербии подобная шапочка называется шайкача. В 30-е годы прошлого столетия пилотки были введены в Германии, как головной убор армии вермахта. В русской имперской армии пилотки, появились в 1913 году с возникновением авиационных и воздухоплавательных частей, и называлась «полёткой». Это компактный головной убор был удобен для пилота, тем, что он легко складывался и помещался в карман, а взамен пилотки во время полета, летчик надевал кожаный шлем.

В годы Второй мировой войны пилотки носили военнослужащие многих стран мира. Назывались они бустинами и имели специальный покрой с отстегивающимися в стороны клапанами. Сбоку находились знаки различия по воинским званиям, а впереди крепилась кокарда. Бустины шились из хлопчатобумажного или полушерстяного полотна.

В Красной Армии пилотка была введена как головной убор курсантов военных курсов с 1919 года. Пилотка зеленого цвета с красноармейской звездочкой, красными кантами и красным хлястиком, к которому пристегивался черный подбородочный ремешок. Позднее с середины 30-х годов в Красной Армии были введены два типа пилоток для командиров и рядовых. Пилотки цвета хаки с кантами, цвета, которых соответствовали роду войск, и суконной звездой спереди, к которой крепилась красноармейская звездочка, так выглядели пилотки командиров. Пилотка рядовых была проще – также цвета хаки, но без кантов и суконной звезды.

В Вооруженных Силах СССР пилотки входили в летнюю повседневную форму одежды солдат, сержантов и старшин. Хлопчатобумажные пилотки с красной звездочкой спереди, возможно не всегда были удобны в носке, но весьма симпатично сидели на голове солдата. У офицеров и прапорщиков пилотки были сшиты из полушерстяной ткани цвета хаки с кантами цвета, соответствующего роду войск и кокардой спереди. Во флоте офицеры носили черные полушерстяные пилотки с белыми кантами и кокардой. Матросы – суконные черные пилотки.

В общем, солдатская пилотка не просто головной убор, а символ доблести, мужества и славы советских солдат. В годы войны на могильный холмик погибшего солдата по традиции клали солдатскую пилотку с красной звездочкой.

Организаторы праздника в честь 65-ой годовщины Великой Победы в городе-герое Волгограде, символом праздника выбрали именно солдатскую пилотку. Волонтеры раздавали жителям города и приезжим гостям, пришедшим на праздник солдатские пилотки. Эта инициатива стала актом памяти и своеобразным проявлением благодарности солдатам, стоявшим до последнего при обороне Сталинграда. Для нас с вами пилотка - символ прошлого, и связь с нашими предками, которые в этих самых пилотках боролись за наше будущее.

В вооруженных силах современной России пилотка просуществовала до 2011 года. Это были уже модернизированные пилотки, так называемые пилотки-двууголки, их носили военнослужащие РФ, но с единой кокардой для всех родов войск. Спереди слева крепился геральдический знак.

Юные продолжатели дела отцов, дедов и прадедов – советские пионеры, носили красные пионерские пилотки. В них пионеры давали клятвы на верность Родине и Партии, и на призыв: «Будь готов!», дружно отвечали: «Всегда готов!».


Вроде бы пилотки ушли в прошлое, но кто знает, все когда-то возвращается, ведь все новое - это хорошо забытое старое...

Пилотка для ребенка часто делается мамочками для утренников или фотосессий их детишек. Сшить своими руками этот головной убор совсем не сложно, к тому же, в интернете можно найти массу простых схем пошива пилотки разных размеров.

Пилотка для ребенка часто делается мамочками для утренников или фотосессий

Выкройка пилотки – не только не сложный, но очень интересный процесс.

Для того чтобы получить эту красивую шапочку, нужно подготовить следующее:

  • Ткань (важно, чтобы она была плотной, так как из тонкой мягкой ткани не получится держащая форму шляпа).
  • Бумага (для прорисовки макета).
  • Ножницы.
  • Мел (для обвода выкройки на ткани).
  • Швейная машинка.

Конечно же, можно заняться шитьём вручную, но это будет гораздо сложнее. Дело в том, что иголка будет тяжело проходить через плотную ткань. Нужно пользоваться только толстой иглой, а ей будет затруднительно делать аккуратные маленькие стежки нитью, следовательно – если есть швейная машинка, то лучше всего делать пилотку с её помощью, а не вручную.

Пилотка своими руками: мастер-класс (видео)

Как сшить пилотку стюардессы своими руками: инструкция

Эта красивая шляпка стюардессы делается очень легко.

Эта красивая шляпка стюардессы делается очень легко

Пошаговая инструкция:

  1. Берётся листок бумаги. На нём необходимо проложить горизонтальный отрезок, который будет равняться полуобхвату головы. А по вертикали прокладывается другой отрезок, равный высоте желаемого изделия. Не стоит рисовать слишком большой вертикальный отрезок, так как пилотка получится слишком большой. Оптимальная её высота – 5 см.
  2. Концы отрезков соединяются закруглённой линией поверху, дугой. Важный момент: перед тем, как рисовать дугу, стоит заранее определить отрезки для сшивания изделия, так как если не учесть их – шапка будет сдавливать голову.
  3. После этого рисуется такая же фигура, но её размер должен быть меньше примерно на треть. Для чего это нужно? Данная фигура будет внутренней складкой изделия.
  4. Затем прорисовывается верхняя складка таким же образом.
  5. Когда удалось сделать из бумаги макет, он накладывается на тканевую поверхность. Нужно обвести контуром каждую фигуру и вырезать её. Должно получиться много тканевых выкроек. Совет: чтобы вырезать ткань было удобнее, макет из бумаги рекомендуется прикрепить булавкой.
  6. Боковые детали выворачиваются на изнаночную сторону и сшиваются. Перед шитьём обязательно нужно перевернуть их лицевой частью вниз! Это делается для того, чтобы не было видно швов.
  7. Затем, с помощью булавок, верхняя часть прикрепляется. Следует убедиться в том, что края верхней части ровно прилегают друг к другу, иначе изделие будет неровным.
  8. На последнем этапе все детали сшиваются между собой в правильном порядке.

Пионерская пилотка: размер, описание, выкройка

Пионерская шляпка является одним из наиболее интересных символов эпохи СССР. Если она срочно понадобилась, то бежать её искать совсем необязательно, ведь пилотку пионера достаточно легко сделать самостоятельно.

Пионерская шляпка является одним из наиболее интересных символов эпохи СССР

Следовать нужно такому плану:

  1. Для начала необходимо снять мерки будущего изделия. Меряется длина дуги, идущая от затылка ко лбу. Далее измеряется высота пилотки, а точнее дуга, идущая от одного уха к другому. Сняв эти мерки можно сделать выкройку прямоугольной формы. Все стороны выкройки должны быть равны вышеперечисленным параметрам.
  2. Теперь полученный рисунок необходимо перенести на красную ткань. У пионеров пилотки красные, поэтому и ткань понадобится соответствующего красного цвета. Рисунок следует обвести карандашом или мелом так, чтобы его хорошо было видно. Не забыть нужно и про припуски, ведь без них изделие будет очень туго сидеть на голове. Также перед тем, как прикалывать ткань булавкой, её следует сложить изнаночной стороной вверх.
  3. На последнем этапе изделие сшивается с каждой стороны. Затем его нужно примерить, чтобы при необходимости перешить ту или другую сторону. Каждый шов прострачивается на швейной машинке, края можно обработать вручную.
  4. Пилотку следует вывернуть на лицевую сторону, после чего – отутюжить.

Нижний срез также отворачивается и утюжится.

Головной убор-пилотка для ребёнка из бумаги

Дети очень любят оригами, особенно те, которые можно носить. Бумажная пилотка очень понравится малышу, так почему бы не порадовать его этой несложной поделкой?

Схема работы:

  1. Берётся квадратный бумажный лист. Затем его нужно согнуть сначала по длине, а потом по ширине.
  2. После этого листик складывается по двум линиям сгиба. Все четыре края сгибаются в центральной линии сгиба.
  3. Верхние углы поделки сгибаются внутрь и расправляются.
  4. Полученный прямоугольник необходимо несколько раз согнуть.
  5. После этого края загибаются назад, а фигура переворачивается.
  6. Полученный прямоугольник сгибается ещё раз, но уже с загнутыми краями.
  7. Пилотка расправляется, после чего её следует немного приплюснуть сверху.

Важный момент: необходимо учитывать тот факт, что размер бумажной шапочки зависит от размера исходного материала, то есть бумаги. Если делается детская пилотка, то листа А4 будет достаточно, но если изделие делается для взрослого человека – лучше взять бумагу формата А2.

Военная пилотка: как шить

Военную шляпку сделать так же просто, как и все остальные. Но есть несколько нюансов, которые стоит учесть.

Военную шляпку сделать так же просто, как и все остальные

Итак, делается она следующим образом:

  1. Армейская пилотка выкраивается двумя деталями, основной частью и вставками.
  2. Все детали сначала рисуются на бумаге, а затем вырезаются по макету на тканевой поверхности. Как вариант, можно сначала прорисовать мелом макет детали на ткани.
  3. Две детали прикладываются друг к другу лицевой стороной. Сшиваться они должны по краям. Чтобы швы не топорщили – на месте изгиба необходимо сделать надрез.
  4. В эту шапочку будет вставляться звезда, поэтому шов должен быть крупным, так как будет возможность втиснуть её между стежками.
  5. Изделие сгибается и утюжится. Края пилотки должны смотреть в разные стороны.
  6. С другими деталями следует проделать те же действия.
  7. Когда все детали сшиваются, основу пилотки нужно расправить.
  8. Чтобы шов был не так заметен, рекомендуется шить по короткой части изделия.
  9. После этого шапка выворачивается на лицевую сторону. Ей необходимо придать форму и прогладить утюгом.

На последнем этапе внутренняя вставка прикладывается к изделию и пришивается по контуру.

  • Все внутренние швы следует делать тогда, когда изделие вывернуто на изнанку, так как если шить по лицевой стороне – каждый шов будет бросаться в глаза. Шитьё по лицевой стороне изделия не допускается также из-за того, что нитки будут торчать. Такая работа выглядит некрасиво и не привлекательно.
  • Пилотки обязательно нужно утюжить после их пошива. Перед этим им следует придать форму.
  • Любую пилотку всегда можно украсить бусинками или пуговицами. Достаточно будет пришить их и изделие станет красивее.

Пошив военной пилотки (видео)

Вот такие несложные способы создания пилоток существуют. Любая мастерица сможет сделать эту чудесную шапочку за короткое время и порадовать кого-то из близких. Для чего их делать? Идей масса! Можно организовать фотосессию в советском стиле, смоделировать военное время или превратиться в капитана корабля. Ну а пилотка дополнит выбранный образ.

III. Особенности ношения отдельных предметов военной формы одежды 15. Шапки-ушанки меховые военнослужащие носят с кокардой золотистого цвета при парадной и повседневной формах одежды и защитного цвета - при полевой. Ношение шапок-ушанок меховых с опущенными наушниками разрешается при температуре воздуха -10 °C и ниже, а с наушниками, завязанными сзади, - при обслуживании вооружения и военной техники, на хозяйственных работах и в других случаях по решению командиров воинских частей. При поднятых наушниках концы тесьмы завязывают и заправляют под наушники, при опущенных наушниках - завязывают под подбородком. 16. Фуражки шерстяные военнослужащие носят с кокардой золотистого цвета и плетеным шнуром (лакированным ремешком). У офицеров фуражки шерстяные с плетеным шнуром, у остальных военнослужащих - с лакированным ремешком. Высшие офицеры носят фуражку шерстяную с шитьем золотистого цвета на тулье. Фуражки полевые камуфлированной расцветки все военнослужащие носят с кокардой золотистого цвета - при повседневной форме одежды, защитного цвета - при полевой форме одежды. 17. Пилотки шерстяные военнослужащие носят с кокардой золотистого цвета. 18. Шапки-ушанки меховые и фуражки шерстяные носят прямо, без наклона. Пилотки надевают с небольшим наклоном в правую сторону. При этом козырек фуражки шерстяной должен находиться на уровне бровей, а нижний край шапки-ушанки меховой и пилотки - на расстоянии 20 - 40 мм над бровями. Снятый головной убор в строю и при выполнении строевых приемов держится так, как указано в Строевом уставе Вооруженных Сил Российской Федерации. Вне строя - в левой свободно опущенной руке: шапка-ушанка, фуражка шерстяная и пилотка должны быть обращены кокардой вперед; нижний край шапки-ушанки и фуражки шерстяной должен быть обращен к ноге военнослужащего, а нижний край пилотки - вниз. При головных уборах военнослужащие носят 2 иголки с нитками белого и черного цветов, которые должны находиться: в шапках-ушанках меховых - под козырьком; в фуражках и пилотках шерстяных - под налобником; в фуражках полевых - на отделочной ленте под левым наушником. 19. Воротники меховые носятся только с пальто шерстяным. У высших офицеров - из чистопородного натурального каракуля, у других офицеров - из овчины меховой облагороженной. 20. Верхние изделия носят застегнутыми на все пуговицы или кнопки (текстильные застежки), а плащи и куртки демисезонные, кроме того, - с застегнутым на пряжку поясом. 21. Куртки шерстяные военнослужащие носят застегнутыми на молнию до уровня кокетки. Разрешается ношение куртки шерстяной, застегнутой до верха в ненастную погоду. Плащ-накидку и куртку зимнюю полевую носят с капюшоном или без него. Расстояние от пола до низа предметов: пальто шерстяных и плащей демисезонных (кроме военнослужащих женского пола) - 380 - 400 мм; пальто шерстяных и плащей демисезонных для военнослужащих женского пола - 380 - 420 мм; юбок - 400 - 440 мм. 22. Рубашки (блузки) с длинными рукавами разрешается носить: с галстуком, без кителя шерстяного (жакета шерстяного, куртки шерстяной) при летней (в служебных помещениях - при летней и зимней) парадной и повседневной вне строя формах одежды; с расстегнутой верхней пуговицей, без галстука, без кителя шерстяного (жакета шерстяного, куртки шерстяной) в служебных помещениях (кроме старшин, сержантов, солдат). Рубашки (блузки) с короткими рукавами разрешается носить с расстегнутой верхней пуговицей, без галстука, без кителя шерстяного (жакета шерстяного, куртки шерстяной) при летней повседневной форме одежды, а также с галстуком - по решению командиров воинских частей. 23. Галстуки прикрепляют к рубашке закрепкой установленного образца золотистого цвета между третьей и четвертой пуговицами сверху. Галстуки-банты носят с заколкой установленного образца золотистого цвета. Заколка размещается по центру основных деталей галстука-банта. 24. Брюки шерстяные у офицеров и прапорщиков - с кантами василькового цвета в боковых швах, у высших офицеров - с кантами и лампасами василькового цвета. 25. Костюмы зимние полевые камуфлированной расцветки носят с кашне иссиня-черного цвета или без него. Разрешается ношение курток зимних полевых камуфлированной расцветки с расстегнутой верхней пуговицей, без утеплителя, при ненастной погоде - с капюшоном, поднятым воротником, а офицерам и прапорщикам, кроме того, без ремня поясного вне строя. Брюки зимние полевые камуфлированной расцветки носят заправленными в ботинки с высокими берцами или в сапоги. Разрешается ношение брюк поверх обуви по решению командиров воинских частей. 26. Куртки летние полевые камуфлированной расцветки носят поверх брюк с застегнутой или расстегнутой верхней пуговицей (с бортами в виде лацканов), с подшитым подворотничком белого цвета, верхний край которого должен выступать на 1 - 2 мм над воротником. Офицерам и прапорщикам разрешается ношение куртки летней полевой камуфлированной расцветки без подворотничка. Разрешается по решению командиров воинских частей ношение в жаркую погоду курток полевых камуфлированной расцветки без майки (футболки) и с рукавами, закатанными до нижнего края нарукавных карманов. Брюки летние полевые камуфлированной расцветки носят заправленными в ботинки с высокими берцами или в сапоги. Разрешается по решению командиров воинских частей ношение брюк поверх обуви. 27. Кашне носят аккуратно заправленным так, чтобы верхний край кашне равномерно выступал над воротником на 10 - 20 мм. 28. Перчатки носят при зимней форме одежды. В других случаях ношение перчаток необязательно. 29. Вместо носков черного цвета военнослужащим женского пола разрешается ношение чулок (колготок) бежевого, серого или черного цветов. Носить носки выцветшие, неустановленного цвета и образца не разрешается. 30. Плащ-накидки камуфлированной расцветки, плащ-палатки защитного цвета военнослужащие носят в ненастную погоду поверх одежды. Разрешается ношение плащ-накидки в сумке для ношения плащ-накидки, а плащ-палатки в скатке - на рюкзаке вещевом. 31. Ремни поясные черного цвета носят: поверх пальто шерстяных, кителей шерстяных, жакетов шерстяных, курток полевых камуфлированной расцветки; под куртками шерстяными, рубашками - с кобурой для пистолета. Ремни поясные должны располагаться: на пальто шерстяных (кроме военнослужащих женского пола) - между первым и вторым снизу рядами пуговиц, а сзади - закладываться за хлястик; на пальто военнослужащих женского пола - над второй снизу пуговицей, а сзади - закрывать пояс пальто; на кителях шерстяных - закрывать вторую снизу пуговицу; на жакетах шерстяных, куртках полевых камуфлированной расцветки - на уровне талии. На ремне поясном, на правом бедре, носят кобуру для пистолета. 32. При полевой форме одежды военнослужащие носят снаряжение (ремень поясной) или разгрузочный (транспортный) жилет и (или) бронежилет с элементами экипировки, определяемыми командирами воинских частей: флягой в чехле (слева сзади), сумкой для гранат (слева спереди), малой лопатой в чехле (справа сзади), сумкой для магазинов (справа спереди); при необходимости прикрепляют сложенную в скатку плащ-палатку наспинным ремнем снаряжения, пропустив концы ремня в петли плащ-палатки; чехол с защитными чулками и перчатками пристегивают к поясному ремню справа сзади (за чехлом с лопатой). Складывание плащ-палатки производят в следующем порядке: складывают плащ-палатку вчетверо (перегибая вдоль и поперек) лицевой стороной наружу так, чтобы петли, пришитые на нижнем ее углу, были с внешней стороны полотна; сложенное полотно перегибают дважды и затем скатывают так, чтобы петли были с внешней стороны скатки. В том случае, когда плащ-палатка не используется, она укладывается в рюкзак вещевой. В рюкзак вещевой укладывают: плащ-палатку, запасные портянки (носки), котелок с уложенными в него кружкой и ложкой, боевой рацион продовольствия (или сухой паек), шлем стальной в чехле маскирующем (в тех случаях, когда он не используется), туалетные принадлежности, полотенце и предметы хозяйственного обихода - в карманы рюкзака вещевого. В необходимых случаях к днищу или к клапану рюкзака вещевого крепятся спальный мешок и коврик термоизоляционный. Защитные плащ, чулки и перчатки помещать в рюкзак вещевой запрещается. 33. Сумки полевые носят на ремне (слева сзади), надеваемом на правое плечо поверх предметов повседневной или полевой формы одежды. 34. Предметы военной формы одежды военнослужащие обязаны носить установленных образцов, исправными, чистыми и отутюженными. Брюки шерстяные должны иметь продольные заглаженные складки (на передних и задних половинах брюк). На других предметах складки не заглаживаются. Обувь должна быть в исправном состоянии и вычищена, ботинки должны быть аккуратно зашнурованы. Ношение обуви с поврежденным верхом, изношенными подошвой и каблуками, сапог с опущенными или завернутыми голенищами запрещается.