Независимый математический институт. Международный независимый университет Молдовы - ULIM

Едва ли не каждый второй москвич моложе 30 нынче учится. Окончив университет, он поступает в аспирантуру, или на курсы MBA, или отправляется получать второе высшее или дополнительное профессиональное образование. И это не говоря о буме мастер-классов и публичных лекций, на которых рассказывают обо всём на свете - от ядерной физики до молекулярной кухни.

Тягу к знаниям удовлетворяют в основном инди-школы. Это довольно отчаянный обобщающий термин: под ним подразумеваются и консорциум «Британки», где готовят «пролетариат креативных индустрий»; и институт «Стрелка», где пестуют урбанистов - творцов и визионеров; и Российская экономическая школа - кузница «белых воротничков»; и Независимый московский университет, полный одарённых математиков. Шеф-редактор The Village Артём Ефимов разбирался, как работают инди-школы и как они могут помочь обновлению традиционной российской высшей школы.

Кризис высшей школы

Более половины российских вузов - государственные. Остальные государство лицензирует и аккредитует по специальностям. Все знают, что в МГУ или в «Вышке» учат лучше, чем в других вузах. Но формально дипломы университетов-грандов равноценны любым другим. Лишь в 2010 году появился статус «национальный исследовательский университет» - его присвоили, в частности, той же «Вышке», «Бауманке», МГСУ, МИСиСу, МИФИ, МФТИ, МАИ, МЭИ, Институту нефти и газа. И это не говоря об МГУ и СПбГУ, чей особый статус даже в законе «Об образовании» прописан.

Диплом, как правило, не имеет решающего значения в карьере выпускника. К примеру, лишь один из 20 выпускников московских вузов работает по специальности. Обучение каждого студента-бюджетника (а таковых - около 40 %) обходится налогоплательщикам примерно в 150−200 тысяч рублей в год. Если, например, человек с дипломом искусствоведа работает журналистом, эти деньги, пожалуй, потрачены не совсем впустую: в конце концов, хорошая гуманитарная подготовка в журналистской работе пригодится. А вот когда, скажем, дипломированный инженер-строитель торгует сотовыми телефонами, это означает, что либо он пошёл учиться, не вполне понимая, чему и зачем, либо учили его не тому и не так, как нужно работодателям. В любом случае, это провал системы образования и пустая трата бюджетных денег.

Когда люди поступают в вуз, их далеко не всегда интересуют новые знания. Откос от армии и общежитие в Москве часто мотивируют куда сильнее.

Тяга к знаниям и желание освоить новую профессию обычно просыпается позже, когда одно высшее образование и какой-то опыт работы уже есть. Дополнительное профессиональное и второе высшее образование, как правило, стоят денег, и это уже совсем другая история.

«В России, если есть выбор - инвестировать в образование или в новую машину, человек, скорее всего, выберет машину, - говорит Екатерина Черкес-заде, директор школы компьютерной графики Scream School и Московской школы кино. - А даже если он заплатил за образование,

россиян имеют
высшее образование
(сопоставимо
с Великобританией
и Японией)

вузов находится
в России

студентов учатся
в России

доля студентов
в населении России
(в США - 4,4 %)

В среднем в

рублей обходится обучение каждого студента-бюджетника российским налогоплательщикам

ему кажется, что дальше можно не напрягаться. Платное образование дискредитировано государственными вузами с бюджетными местами и недобросовестными частными университетами, которые фактически продают диплом без знаний».

Что такое ДПО

Моде на дополнительное образование немало способствовал экономический кризис: многие отрасли схлопнулись, и людям в массовом порядке пришлось осваивать новые профессии. Предложение следует за спросом: руководители частных школ подтверждают, что образование становится модным бизнесом. Для отечественного менталитета это, конечно, звучит кощунственно.

C 2012 года программы дополнительного профессионального образования (ДПО), за исключением специфических направлений вроде госслужбы, педагогики или частной охранной деятельности, не подлежат госаккредитации. Это означает, что школа сама, а не на основании навязанных государством образовательных стандартов, может определять, чему и как учить своих студентов. Выпускники получают не диплом государственного образца, а собственный диплом школы, ценность которого определяется исключительно репутацией учебного заведения. Предполагается, что со временем появится система аккредитации ДПО профессиональными сообществами.

Отказ государства от регулирования системы ДПО вынуждает школы конкурировать брендами, качеством и стоимостью образования. Эффективность дополнительного образования определяется тем, насколько оно отвечает требованиям соответствующей отрасли, и авторитетом школы в отрасли. Соответственно, школы, которые просто штамповали дипломы гособразца, собирая за это деньги под видом платы за обучение, по идее, должны вылететь в трубу: получать ДПО «ради корочки» теперь, в общем, бессмысленно.

Ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев напоминает, что его школа «вполне успешно существовала без аккредитации первые 13 лет, а Европейский университет в Санкт-Петербурге - ещё дольше». По мнению Гуриева, «действительно серьёзный искажающий фактор» в конкуренции за абитуриентов - армейский призыв. Проректор по науке Независимого московского университета Михаил Цфасман, отвечая на вопрос об издержках независимости, тоже в первую очередь вспоминает отсутствие отсрочки.

Творческие профессии

Британская высшая школа дизайна привлекает многих абитуриентов дорогим, но престижным британским высшим образованием и дипломом Хартфордширского университета. Архитектурная школа МАРШ, открытая в этом году знаменитым архитектором Евгением Ассом, покинувшим МАРХИ как слишком косное заведение, также предлагает магистерскую программу, разработанную совместно с факультетом архитектуры и пространственного проектирования Лондонского университета Метрополитен, и британскую учёную степень на выходе.










ВСЕГО СТУДЕНТОВ

тип диплома

ДПО +
британское высшее образование

Финансирование

Плата
за обучение

Британский диплом сам по себе и даже в комплекте с портфолио ничего не гарантирует выпускникам российской «Британки», задумавшим сделать карьеру на Западе: «творческого пролетариата» там своего хватает. Впрочем, у русских есть и своё преимущество - свежий взгляд, отмечает директор Scream School и Московской школы кино Екатерина Черкес-заде. На отечественном же рынке британский диплом - это, конечно, весьма престижная корочка.

По российским стандартам, все школы консорциума «Британки» - это учреждения дополнительного профессионального образования. Екатерина Черкес-заде объясняет, что этот статус даёт наибольшую свободу: «Многих профессий, которым мы учим в Scream School, ни в каких реестрах просто нет, поэтому преподавать их можно только в рамках дополнительного образования. Кроме того, никакие образовательные стандарты не поспеют за развитием компьютерной графики». Чтобы образовательные программы оставались эффективными и востребованными индустрией, их нужно непрестанно пересматривать.

Впрочем, утверждает Черкес-заде, в творческих индустриях на диплом никто не смотрит - смотрят на портфолио. В него и вкладывают максимум усилий в консорциуме «Британки».

Свобода и независимость

Школы ДПО часто возникают как небольшие учебные мастерские при компаниях, которые сталкиваются с кадровым голодом и решают сами готовить для себя нужных специалистов. В этом случае со стандартами образования всё просто: подходит для нужд конкретной компании, значит хорошее образование. Соответственно, эта компания и финансирует школу, так что зарабатывать деньги самостоятельно ей не обязательно.

Инди-школа отличается тем, что обслуживает не конкретную компанию, а индустрию в целом. Она должна быть, что называется, равноудалена от всех игроков рынка. Соответственно, не может себе позволить финансово зависеть от какого-то одного спонсора, а в идеале вообще должна зарабатывать сама.

Впрочем, такая школа зависит от рынка и вынуждена ограничивать собственный творческий поиск в угоду его требованиям. Так понятие свободы неожиданно вступает в противоречие с понятием независимости. Свобода - это ещё и право на ошибку: например, на дорогостоящее исследование с неочевидным результатом. Когда школа - коммерческое предприятие, она с трудом может себе позволить такое.










Институт медиа, архитектуры
и дизайна «Стрелка »

Основан в 2009 году

ВСЕГО СТУДЕНТОВ

ТИП ДИПЛОМА

Собственного образца

ФИНАНСИРОВАНИЕ

Пожертвования + платные исследования + бар «Стрелка»

Скажем, институт дизайна, медиа и архитектуры «Стрелка» нельзя считать независимым в том смысле, в котором независима «Британка». «Стрелка» зависит от денег главным образом двух спонсоров - Александра Мамута и Сергея Адоньева. Образование в «Стрелке» бесплатное, а доходов от бара и от коммерческой деятельности (консалтинга) хватает, чтобы покрыть лишь малую часть расходов. «Это изначально филантропический проект», - с готовностью признаёт директор открытых программ «Стрелки» Екатерина Гиршина.

Но «Стрелка», конечно, свободнее в выборе того, чему и как учить: она готовит не крепких профессионалов для конкретных индустрий, как консорциум «Британки», а творцов и визионеров. «У нас есть миссия: изменять ландшафт - физический и метафизический, - говорит директор „Стрелки“ Варвара Мельникова. - Мы должны готовить людей, которые станут лидерами изменений, в первую очередь в урбанистике. Такие люди должны работать в органах власти, в общественных организациях, в бизнесе, в творческих областях».

Бизнес-образование

С середины 2000-х годов до самого недавнего времени в России был бум программ MBA (Master of Business Administration) - бизнес-школ интенсивного обучения по методу case-study для менеджеров среднего и высшего звена. С 2004 по 2012 год эти программы подлежали государственной аккредитации в качестве дополнительного профессионального образования.

Основан в 1991 году

Математика

ТИП ДИПЛОМА

Собственного образца

ФИНАНСИРОВАНИЕ

Спонсоры

стоимость

Бесплатно

Владимир Арнольд, Николай Константинов и другие основатели Независимого московского университета, замечательные учёные и педагоги, двадцать с лишним лет назад ушли с мехмата МГУ, чтобы учить математике без оглядки на стандарты и методики, которые они считали устаревшими. В НМУ принимают без экзаменов, даже аттестата не требуют. Графика занятий как такового тоже нет: вывешивают расписание занятий - и студент сам решает, куда ему идти. На семинарах всем дают одинаковые задания и поощряют обсуждение решения.

Ежегодно в НМУ поступают по 200 с лишним человек. Из них до диплома доживают четыре-пять. НМУ не берёт денег за обучение и существует исключительно на пожертвования. В списке его спонсоров - и фонд «Династия», и «Яндекс», и соросовский институт «Открытое общество», и даже французское посольство. «За двадцать лет НМУ не развалился, - комментирует эту модель финансирования проректор по науке Михаил Цфасман, - значит он устойчивее демократии в России». Вместе с тем Цфасман признаёт, что университету было бы лучше брать деньги у государства, «особенно если бы это было стабильное финансирование, не особо обременённое условиями».

Куда расти

«Я ответственно утверждаю, что сегодня никаких формальных преимуществ независимость [негосударственным вузам] не приносит», - говорит ректор РЭШ Сергей Гуриев. Он отмечает, что в последнее время государственные вузы, особенно национальные исследовательские университеты и федеральные университеты, получили такую же академическую и управленческую свободу, как независимые. При этом у государственных вузов есть гарантированное (пусть даже хронически недостаточное) финансирование и помещения.

«В негосударственных вузах есть чёткое понимание того, в чём их миссия - почему они были созданы и зачем нужны обществу, - объясняет главное преимущество инди-образования Гуриев и добавляет: - В принципе, так устроены и молодые государственные вузы - как Высшая школа экономики, и молодые факультеты в них - как целый ряд факультетов Академии народного хозяйства».

Гуриев уверен, что уже в ближайшее время в России появятся первые инди-университеты, созданные сверху, то есть в результате передачи реальной власти над государственным вузом попечительскому совету.

Высшее образование на протяжении всей своей истории во всём мире неизменно развивалось от элитного к массовому, общедоступному. Всё остальное - это борьба за качество и выбор пути: должно ли образование быть государственным, общественным или частным. В России и прежде всего в Москве рядом с традиционной государственной стала проклёвываться частная и даже немножко общественная высшая школа. Именно они по мере возможности удовлетворяют спрос, пока государство ломает голову над очередной реформой.

Ответ Полины в большей степени описывает реалии российской бюрократии, чем исторически сложившиеся правила присваивания названий научным организациям. Все просто.

Институт (лат. institutum - установление, обычай, учреждение) -- любая организация, занимающаяся любой деятельностью. Президент России это институт. Пресса это институт. Государственный Астрономический Институт им. Штернберга (научная организация) -- тоже институт. И даже Московский Авиационный Институт (учебная организация) -- самый настоящий институт. Почти все образовательные институты в России подчинены министерству образования и науки и напрямую им управляются.

Университет (лат. universitas - совокупность, общность) -- комплекс, объединяющий в себе философов, ученых различной специальности и их учеников. Университеты обычно независимы и самоуправляемы, часто закрытые для полиции и представителей власти. Часто университеты, не расположенные в больших городах, становятся "градообразующими предприятиями". В городе Heidelberg, в котором я сейчас живу, на 150 тысяч населения 30 тысяч студентов университета. Обычно именно университеты присваивают ученые степени доктора (в России до недавнего времени это делал специальный орган минобрнауки), тогда как институты могут быть базами для непосредственной работы ученых, например, аспирант университета одновременно является сотрудником института.

Поэтому студенты настоящих, исторически сложившихся университетов, часто не любят, когда их спрашивают, как дела в "институте". Университет это нечто большее, чем институт. Но забюрократизованность российского образования и его подотчетность министерству образования вместо независимости университетов лишают университеты статуса, который университеты обычно имеют в других странах. Например, академик Садовничий, чтобы подольше побыть ректором университета, продал независимость университета Путину -- теперь президент назначает ректора МГУ, а не ученый совет.

Академия (от греч. Ἀκαδήμεια) -- научное сообщество, клуб. Обычно связано с группой научных институтов, лучшие ученые из которых принимаются в академию и получают соответствующий статус академика от других академиков. Академии часто издают научные журналы и могут являться экспертным сообществом. Некоторые академии также ведут образовательную деятельность. При этом академию, в принципе, может основать каждый, но такие академики будут высмеяны (см. РАЕН). До недавнего времени Российская Академия Наук непосредственно управляла большинством научных организаций в России, но после реформы 2013 года потеряла такую возможность, а институты стали управляться чиновниками ФАНО.

Академик Садовничий ничего не продавал - он лишь выплатил проценты за пользование чужим имуществом. Императорский Московский университет изначально принадлежал государству и был создан для его, государства, целей, а не ради каких-то там исследований и наук

Независимый московский университет был основан десять лет назад на волне попытки что-то сделать с математическим образованием.

Ясно было, что советской системе образования многого недостает, и, не имея сил и возможностей реформировать очень инерционные сложившиеся структуры, группа ведущих математиков страны и мира махнули на эти структуры рукой и сказали, что надо делать свое, очень маленькое, но наидостойнейшего уровня.

Так и получилось, университет страшно маленький У нас есть два факультета, главный из них математический, а второй очень близок к математике.

Университет с самого начала во всех смыслах независим, в том числе, к сожалению, от денег - от государственного финансирования уж точно.

Был период в его истории, когда профессора платили за право у нас преподавать. Десять лет назад, когда он только появился, занятия шли по вечерам в здании одной из математических школ Москвы, 2-й школы. Пускали университет туда даром, но за электричество надо было платить, и профессора скидывались. Сейчас ситуация чуть-чуть лучше: с профессоров мы ничего не берем, а студентам платим стипендию, благодаря некоторым международным фондам.

Фондам этим мы очень благодарны, но дают они немного, и существовать страшно тяжело.

Второй наш благодетель - это город, который в определенный момент нам дал очень симпатичный четырехэтажный недостроенный домишко в арбатских переулках. В этом здании Независимый сосуществует с другим удивительным учреждением - Центром непрерывного математического образования, нашим официальным учредителем (его создание, в свою очередь, было инициировано Независимым университетом). Они занимаются в основном школами, олимпиадами, математическими школами, повышением квалификации учителей, а мы - в основном высшим образованием.

Недостаток административных возможностей привел к тому, что образование вечернее (поскольку мы не даем отсрочки от армии).

Вообще с бумагами туго, даже получение лицензии далось с большим трудом, государственной аккредитации у нас нет, т. е. наш диплом негосударственного образца. Этот диплом признается очень хорошо в ведущих университетах и научных центрах мира, у нас он признается de facto в двух-трех академических институтах, в которых существуют сильные математические лаборатории.

Студенты в основном днем учатся где-то еще, причем большая их часть - на мехмате МГУ.
Из-за вечерности и как бы необязательности отсев очень большой, причем не потому, что мы кого-то гоним.
Мы очень легко принимаем: у нас есть вступительные экзамены, но они необязательны - в сущности они нужны, чтобы получить стипендию в первом семестре. А так, пожалуйста, ходи на лекции, сдавай экзамены.
Текущие экзамены, правда, мы принимаем очень жестко, но при этом создаем все условия, чтобы человек, не сдавший экзамен, мог продолжать учиться.
Несмотря на это, отсев такой, что на первый курс приходят 60 человек, а дипломы через пять лет получают человек 5,т.е. каждый год количество учащихся уменьшается примерно вдвое.

За четыре года надо сдать все экзамены, на пятом курсе человек пишет уже вполне серьезную научную работу - диплом. Дипломная работа, как правило, публикуется в одном из ведущих журналов мира. Потом аспирантура для желающих, в аспирантуру серьезный экзамен, причем внимание обращается не только на умение решать трудные задачи, но и на широту знаний - мы не готовим узких специалистов, для них есть другие аспирантуры.

Мы учим ребят, которые уже с курса третьего сами начинают активную научную работу. Поскольку их очень мало, основной элемент обучения - это личный контакт с преподавателем, есть возможность с каждым из них много возиться.

Уровень ребят, которых мы выпускаем, совершенно поразителен, на семинарах они соображают раза в три быстрее, чем я сам. Иными словами, мы воспроизводим научную элиту в очень узком смысле, по сути это даже не профессора университета, это те люди, которые должны готовить профессоров. И все они активно работающие ученые высочайшего уровня. Это мажорная нота.

Дальше опять минор. После этого происходит естественный процесс - две трети из них оседают в Гарварде, в Принстоне, кое-кто в Париже. Оставшаяся треть преподает у нас и все время ездит, чтобы выжить. Но это уже не проблема университета, это проблема общества.

То, чем мы занимаемся, не есть высшее образование как таковое. Скорее это ниша между занятиями наукой и преподаванием. Почему люди приходят в Независимый - понятно.

Приходят учиться те, кто хочет стать именно ученым в области математики. Приходят преподавать, потому что всегда интересно преподавать человеку, который очень ярок, а таких среди наших студентов большинство, особенно среди тех, кто остается после первого курса.

Наш первый курс составлен из самых сильных студентов МГУ, а уж те, кому доводится до конца доучиться... И работа у нас приятная, свободная и интересная, и человеческие отношения очень хорошие.

В штате университета около 50 профессоров, ни для одного из которых это место работы не является единственным. Многие наши профессора полгода где-то, а полгода здесь. Как сказал один из ведущих наших математиков, если патриотизм у ученого недостаточен, он уезжает в Америку, ну а если он настоящий патриот, то в Западную Европу. Но еще раз повторю: если, приезжая на каникулы в Москву, он читает курс по три раза в неделю, он не менее полезен университету, чем постоянный профессор, и уж куда более, чем человек, правдами и неправдами пытающийся заработать в России.

Потихоньку Независимый превращается в центр математической жизни Москвы, по крайней мере в один из главных ее центров. Есть у нас, например, общеуниверситетский междисциплинарный семинар "Глобус", на его заседания ходит полсотни московских и приезжих математиков. С этого года издаем - международный научный журнал, где печатаются ученые российские, некогда российские и вовсе иностранные.

То, что нам удалось сделать в математике, мне постоянно хочется сделать и по всем прочим теоретическим наукам. Хотелось бы вокруг Независимого университета построить настоящий многопрофильный университет, в то время как сейчас его надо было бы называть Математическим университетом, потому что он достаточно универсален в математике, но никак не больше. Но название менять поздно, слушком уж оно известно в мировых математических кругах. Пытаясь привлечь другие дисциплины, мы говорили с теоретическими физиками, с лингвистами, с другими учеными, которым не нужно дорогое оборудование.

За последние десять лет в различных науках сложились свои традиции выживания. Разные науки и потери понесли разные, скажем, наша теоретическая физика уехала почти целиком. Остались или люди очень пожилые, или люди, которые приезжают на три месяца. Так, во всяком случае, мне говорили физики. И все же дело не так плохо. Я знаю несколько сильных физиков, часто бывающих в России (у каждого из них есть постоянное место работы"там"), и пару хороших работающих семинаров, куда ходит много сильной молодежи.

Поэтому попытки расширить университет удаются только частично. В последнее время мы создали центр лингвистических данных для теоретических лингвистов, лабораторию математических методов в естественных науках, лабораторию распознавания письменной речи. Еще больше, конечно, замыслов.

Чтобы завершить рассказ о Независимом университете, надо честно сказать, что его научная репутация, особенно в международном математическом сообществе, несколько, на мой взгляд, преувеличена. Это им там кажется, что у нас рай вечный и незыблемый. А изнутри я вижу, что само его существование очень хрупко, а уж что с ним дальше будет - этого не знает даже Кристофер Робин.

Михаил Цфасман
www.strana-oz.ru

Так уж случилось, что, поступив в МАИ, я немножко подумал и решил, что зря я так поступил. И, чтобы как-то исправить ситуацию, решил переводиться на ФИВТ МФТИ. Ну потому что почему бы и нет.

Забегая вперёд, скажу, что попытка оказалась неудачной, и теперь я ожидаю лета, чтобы пойти и зафейлиться ещё раз. Однако не всё так плохо, ибо и стимул развиваться появился, и в процессе я познакомился с парой хороших людей, рассказывая, как всё проходило. И - самое важное - один из них упомянул в разговоре со мной НМУ . Заинтересовавшись, я пошёл гуглить...

НМУ - место очень интересное. Начнём с того, что это универ с занятиями вечером (т.е. вполне можно приходить после занятий в основном институте), и он не требует поступления . Не нужны экзамены, не нужно ЕГЭ. Просто приходишь на лекции. И всё.

Такая свобода компенсируется большой сложностью: если на первых лекциях количество народа зашкаливало, и мест в огромной аудитории не хватало (я писал стоя на первых 2-3 лекциях или сидел где-нибудь в уголке на полу / рюкзаке), то уже к концу года осталось от силы 15-20 человек. В 1 же семестре изучается теория Галуа , геометрия Лобачевского , дискретные группы , расслоения , у нас также была теория категорий , что, насколько я знаю, немалая редкость в общем курсе и совсем немыслимо - в первом семестре. А вообще программа зависит от преподавателей, каждый год она довольно-таки разная.

Где-то встречал интересное утверждение, что НМУ способы освоить лишь студенты вышки, некоторые ученики 57 школы и аспиранты мехмата и физтеха... В любом случае, я пошёл после первого курса, со знаниями матанализа, алгебры, вариационного исчисления, диффуров, тензорного анализа и дифференциальной геометрии, что дало мне определённый плюс.

Второе: там только математика . В 1 семестре проходят 3 курса: геометрия, алгебра, матанализ. Во 2 геометрия заменяется топологией (общей). В общем-то сам университет направлен на выпуск именно профессиональных математиков, и изучается там математика не прикладная, а теоретическая (фундаментальная). Насколько мне известно, подобную по сложности программу можно найти только в ещё одном месте страны - на матфаке ВШЭ , который, собственно, на основе НМУ и был создан. Но стоит отметить, что на матфаке происходит гораздо больше общения между студентами, своеобразная математическая среда, обсуждение сложных вопросов, так что и уровень понимания (а, как следствие, и обучения) там выше.

Также возможные кандидаты: мехмат, физтех. Точно не скажу, ибо не учился ни там, ни там.

Третье: университет негосударственный. То есть, нет аккредитации, нет государственных дипломов. Есть дипломы свои, но их, понятно, примут мало где. Всего лишь в Гарварде , да. И в матинституте им. Стеклова . Понятно, что ценность от всего этого есть больше математику, чем айтишнику, так что единственное, за чем туда айтишнику стоит идти - за хорошим пониманием математики. Ну и, конечно же, за ачивкой.

Впрочем, экзамены там есть. Сдача их совершенно необязательна, ибо на лекции и на всё остальное будут пускать итак. Дают они 3 основных плюса: стипендию (да-да, у негос. вуза есть стипендия!), возможность пользоваться библиотекой и возможность пойти на ин. яз (французский в первую очередь, вроде, есть немецкий). Ну и, опять же, ачивку. Которой можно хвастаться, например, преподавателям математики в основном вузе, получая почёт и уважение.

Об этом стоит отдельно, слово "Независимый университет " известно любому человеку в России, кто хоть что-нибудь знает в математике, и неудивительно, что преподаватели МАИ его тоже знают. Обычно за упоминанием НМУ следуют расспросы, что там изучается, и как там вообще. Одному из преподавателей я показывал листки с задачами, над одной задачей он задумался и спустя пару месяцев (во время сдачи ему экзамена) объявил, что решил её (я немножко переврал, конечно, вряд ли он задумывался над ней серьёзно, иначе решил бы сразу, думаю, ибо она простая) . Он же, кстати, чуть ранее, обнаружив на доске нарисованного (мной) кота, предложил стать моим научным руководителем. Я же обещал подумать и думаю до сих пор.


^дифур не мой

Что НМУ даёт на полном серьёзе, так это так называемую математическую интуицию . Это когда для тебя очевидны теоремы, которые неочевидны другим, легче решать задачи, проще понимать и запоминать теорию... Ты можешь понимать программу НМУ лишь отрывками и сделать всего десяток заданий из всего огромного количества, но уже это апнет твоё понимание математики на новый уровень. По крайней мере, я именно так и делал, однако программа по ТФКП в МАИ пошла сильно-сильно легче по сравнению с программой матана 2 семестра (кстати, сдал на 5 совершенно не готовясь). Причём моим одногруппникам проще не было.

Хеллер , кстати, тоже упоминает:

Сам я иногда читаю всякие книжки по прикладной математике, дабы иметь какой-то выхлоп от математики в виде наличности, и должен сказать, что изучение прикладной математики после начала занятий в НМУ стало чем-то совершенно элементарным и не сложным, что можно почитать на досуге не напрягая особо мозги.

Про преподавателей говорить, наверное, не буду, ибо всё довольно-таки субъективно. Скажу лишь, что я ими восхищён. Прекрасные люди, прекрасные преподаватели, прекрасные математики. Кстати, уважают студентов всерьёз, что бесценно.

Немножко про систему листков. Идея, собственно, такая: после каждой лекции выдаются листки с заданиями, которые нужно выполнить. На семинарах, как правило, коллективного решения задач нет, вместо этого студенты сдают и объясняют листки принимающим, спрашивают непонятные моменты и т.п. При этом никакого строгого распределения нет, например, по алгебре один раз листок был пропущен, а ещё один оказался без лекции. По геометрии ещё до начала лекций появился нулевой листок, чтобы освежить знания (или убедиться, что они есть). Знания, к слову, совсем не школьного уровня (по крайней мере, не среднешкольного), требуют хорошего понимания комплексных чисел , чего в наших современных школах не особо дают, если это не матшколы. Первые задания элементарны (вроде "Докажите, что при перемножении комплексных чисел аргументы складываются, а модули перемножаются "), последние довольно-таки нетривиальны. Ну вот тот самый листок, в общем:

Есть ещё одна любопытная идея, которая нередко встречается: тот материал, что не удастся изложить на лекциях, перенести в листки и предложить доказать самостоятельно. Сложно, да. Но круто.

Помимо НМУ , система листков, насколько мне известно, используется в МГУ и ВШЭ .

Нередко попадаются очень страшные листки, в которые смотришь и понимаешь, что не понимаешь. Вообще не понимаешь, несмотря на прослушанную лекцию. Впрочем, я же не слушал.

На самом деле листки - одна из самых важных вещей, решение задач - единственный способ освоить какую-то область математики, и тут задачи не в стиле "решите 100 интегралов", а самые разные, самой разной сложности, интересные и реально хорошие. Проверяющие тоже вполне адекватны и не требуют ненужной фигни, ты можешь, например, довести теорему до какого-то очевидного итога и не доказывать дальше, ибо бессмысленно и понятно всё итак. Или вообще придумать что-нибудь, что сделает её очевидной, и такое встречается, да. Причём просто решив пару-тройку задач, обнаружишь, что тебе реально стало многое понятнее, и ты теперь разбираешься в теме, причём иногда даже свободно.

Атмосфера там также прекрасная, вообще встречал слова, что НМУ - не университет, а просто клуб по интересам. Например, понимаешь, что тут сидит не одня сотня совершенно незнакомых левых людей, и ты можешь вот здесь спокойно оставить свои вещи, куда-нибудь уйти и не бояться, что что-нибудь куда-нибудь исчезнет. Это круто, очень. Народ собирается самый разный, общались, есть люди уже закончившие универ, есть школьники, есть студенты мехмата, вышки, бауманки, мифи, физтеха. Иногда довольно странное чувство, когда обнаруживаешь, что понимаешь то, что не понимают другие, в том числе, с мехмата и вышки. Совсем непонятно, как может быть такое.

Было 3-4 человека и из МАИ, пообщались (кроме того, где-то в середине года я позвал в НМУ маёвцев, написав в группу, пара человек захотело пойти, но о судьбе их решения мне до сих пор ничего неизвестно), но потом они перестали ходить. Было прикольно узнать, что один из наших преподов закончил МАИ (прикладную математику).

Вообще сложилось мнение, что немалая часть из всех, кто учится на математике, собираются идти в айти, ибо математика в России как-то не очень, увы.

Ещё в этом году у нас появилась