Железный узник. Железная маска - загадочный узник бастилии

19 ноября 1703 года в Бастилии умер узник, который вошел в историю как «человек в железной маске». Тайна жизни этого человека, который был пожизненно заключенным при Людовике XIV , уже много веков интересует историков и писателей. Впрочем, многих волнует вопрос: существовал ли он вообще или это просто выдумка и легенда

Самыми известными легендами о Железной Маске являются труды Вольтера . Еще в 1751 году он пишет о том, как на остров Святой Маргариты прибыл некий молодой узник, на лице которого была железная маска. Позже за ним приехал помощник военного министра маркиза де Лувуа и перевез его в Бастилию, где узника содержали в шикарных условиях. Кормили изысканными блюдами, одевали в лучшие одежды и выполняли любой приказ. На стол ему накрывал даже сам губернатор. Все это указывало на то, что этот узник был выходцем из знатного рода.

Позже Вольтер снова упомянул о Железной Маске уже в другой своей книге. Он писал, что пленник носил эту маску даже при враче. А все потому, что в его чертах лица было удивительное сходство с какой-то очень известной особой при дворе. А еще позже Вольтер и вовсе прямо заявлял, что узник в маске был родным братом Людовика XIV. Именно эта версия является одной из самых популярных, особенно в кинематографе и литературе.

Пять самых интересных версий:

Узник в железной маске был братом-близнецом Людовика XIV.

Людовику XIII предсказали, что если у него родятся близнецы, то они принесут ему несчастья и скорую смерть. Поэтому, когда у него родились два сына-близнеца, он спрятал одного из них вдали от дома. Когда Людовик XIV, будучи уже королем, узнал о брате, он нашел его и заточил навсегда, надев на него железную маску, чтоб никто никогда не узнал их тайну.

Узник в железной маске был сводным старшим братом Людовика XIV.

По этой версии, человек в маске был старшим братом короля, которого Анна Австрийская родила от своего любовника, а не законного мужа короля Людовика XIII. Опасаясь гнева своего супруга, Анна вынуждена была спрятать младенца.

Узник и Людовик XIV — сыновья Анны Австрийской, но не короля.

Также существует версия, по которой Людовик XIV и «человек в железной маске» действительно были братьями, братьями по матери. Но ни один из них не был сыном короля. Следовательно, законных прав на престол не имел ни один, ни второй. Но если отцом «человека в железной маске» был один из многочисленных любовников Анны Австрийской, то отцом будущего Людовика XIV — кардинал Мазарини . Пользуясь своим влиянием при дворе, кардинал мог оставить своего сына в качестве будущего короля, а второго ребенка Анны Австрийской держать в тайне.

Итальянское происхождение узника.

После смерти таинственный узник был похоронен под именем Марчиолли. В связи с этим появились предположения о возможных итальянских корнях узника. Якобы заключенного на самом деле звали Эрколь Антонио Маттиоли . А при захоронении, из-за путаницы в языках, могли написать неправильно. А ведь в историю действительно вошел шпион Маттиоли. Он впервые появился при французском дворе в 1678 году и выдавал себя за испанского министра. Позже он провернул серию афер, пытался выдать государственную тайну короля и за это был жестоко наказан. Его поместили в тюрьму, и на лице у него всегда была железная маска. Впрочем, эта версия имеет очень много спорных нюансов.

Три узника в бархатных масках.

Версия, которая больше всего подтверждена фактами.

На острове Святой Маргариты, а затем в Бастилии, в течение почти тридцати лет содержались целых три узника, чьи лица были закрыты масками. Правда, они были бархатными, а не железными. Один из них — действительно авантюрист Маттиоли. Второй — министр Николя Фуке , который попал в заточении из-за конфликта с королем. По долгу службы он знал столько королевских тайн, что допустить его контактов с другими людьми было невозможно. Фуке был настолько умен, что подстраховался: в случае его насильственной смерти, некие государственные секреты всплыли бы из рук верных Фуке людей и погубили бы короля. Поэтому Людовик XIV вынужден был оставить опального министра в живых.

И, наконец, третий узник в маске — Эсташ Доже . Считается, что это был священник, узнавший о романе Людовика XIV с мадам Монтеспан . За что и поплатился свободой.

Очень хорошо, что на ВО так много людей неравнодушных, и они очень часто подсказывают, о чем писать. Например, после материала про замок ИФ многим захотелось подробнее узнать про мифическую Железную Маску и замок на острове Сент-Маргерит, в котором его содержали по роману Дюма «Виконт де Бражелон или Десять лет спустя». И вот что обо всем этом, оказывается, можно (и должно рассказать!) Путем разных хитроумных подсчетов вроде бы удалось установить, что этот самый узник родился около 1640 года, а умер 19 ноября 1703 года. Под номером 64389000 он содержался в разных тюрьмах, включая (c 1698 г.) и Бастилию, причем содержался он там в бархатной маске (и только лишь в позднейших легендах она превратилась в железную).

Самый лучший вариант «железной маски» из одноименного кинофильма 1962 года с Жаном Маре в роли Д’Артаньяна.

Впервые об этом таинственном человеке было написано в книге «Тайные записки по истории персидского двора», напечатанной в Амстердаме в 1745 – 1746 гг., и вот там-то и сообщалось, что «Железная Маска» - это герцог Вермандуа, сын короля Людовика XIV и его любовницы Луизы де Лавальер, которого посадили в тюрьму за пощечину дофину. Впрочем, эта история абсолютно неправдоподобна, поскольку реальный Людовик Бурбонский умер в 1683 году, когда ему было 16 лет.


Фильм 1962 года: кардинал Мазарини поручает Д’Артаньяну привести узника с острова Сент-Маргерит, чтобы подменить им тяжело больного короля Франции.

Затем к драме «Железной маски» приложил свою руку великий Вольтер. В сочинении «Век Людовика XIV» (1751 г.) первым написал о том, что «Железная Маска» не кто иной, как брат-близнец Людовика XIV, абсолютно на него похожий, и потому очень опасный в качестве возможного узурпатора.


Узник в железной маске на анонимной гравюре времен Великой Французской революции.

Голландские писатели, не питавшие любви к Франции и старавшиеся бросить тень на ее королей при всяком удобном случае, заявляли, что «Железная Маска» - это… камергер и любовник королевы Анны Австрийской и потому настоящий папа Людовика XIV. Затем о «Железной маске» рассказал иезуит Гриффе, который девять лет служил духовником в крепости Бастилия, в 1769 году опубликовавший сочинение, в котором привел дневник королевского лейтенанта Бастилии, согласно которому 19 сентября 1698 года с острова Святой Маргариты сюда в портшезе доставили узника, чье имя было неизвестно, а лицо закрывала черная бархатная (но никак не железная) маска.


А вот он и остров – все точно так, как в кино!

Умер он 19 ноября 1703 года. Ну, а что касается Вольтера, то он в своем «Философском словаре» в статье про Анну Австрийскую написал, что ему известно больше, чем знал Гриффе, но так как он француз, то вынужден хранить молчание.


Зачем в кинофильме «Железная маска» 1929 года этой самой маской узнику закрыли всю голову? А как почесаться?

То есть это был старший, но незаконный сын Анны Австрийской, и что, мол, уверенность в ее бесплодности рождением этого ребенка была опровергнута; но потом у нее родился Людовик XIV от своего законного супруга, ну, а Людовик XIV, достигнув совершеннолетия, обо всем этом узнал и велел заточить братца в крепость. Тут же появились инсинуации, достойные самого Дюма: «Железная маска» - сын герцога Бэкинегэма, «Железная маска» плод брака Анны Австрийской с кардиналом Мазарини, «дитя любви» от капитана кардинальской гвардии Доже де Кавуа, принца Конде, ну и так далее, и все в таком же роде.

От фильма к фильму маска становилась все страшнее…

Аббат Суляви в 1790 году также утверждал, что «Железная маска» - брат-близнец Людовика XIV, которого Людовик XIII велел воспитывать в тайне, дабы предсказанные ему несчастья, связанные с рождением близнецов, не осуществились. Ну, а уже после смерти кардинала Мазарини Людовик XIV все узнал, но велел заточить брата в тюрьму, и к тому же, из-за их поразительного сходства приказал носить маску. В годы Великой французской революции эта точка зрения была общепринятой и именно на ее основе А. Дюма и написал свой роман.


И еще страшнее… и глупее!

Есть сведения, что узник в черной бархатной маске в списках Бастилии значился под именем Маттиоли. И вроде бы это был авантюрист Антонио Маттиоли, в 1678 году обещавший Людовику XIV с помощью предательства сдать крепость Казале. За это темное дело он вроде бы получил 100000 скудо, но затем выдал эту тайну одновременно Савойе, Испании и Австрии. За это его поймали и сначала держали на острове Сент-Маргерит, а после перевели в Бастилию. Это предположение поддерживало большинство историков конца XIX века.


План форта Рояль 1775 года.

Затем криптоаналитиком Этьеном Базери был расшифрован некий документ, на основании которого он сделал вывод, что несчастным узником в маске являлся генерал Вивьен де Булонд, но была и такая точка зрения, что «Железной маской» был дворянин Армуаз, который в 1672 году в испанских Нидерландах устроил заговор, направленный против Людовика XIV, но был схвачен в 1673 году и заключен в Бастилию.


Дозорная башенка и карронада форта Рояль.

Но были и такие версии, ну просто явно фантастического свойства. Например, «Железную Маску» отождествляли с опальным суперинтендантом Николя Фуке, проштрафившимся министром Людовика XIV, умершим на самом деле в Пиньероле, или английским герцогом Монмутом, который поднял восстание против короля Якова II и затем был казнен в 1685 году.


Вид на форт Рояль с моря.

Есть и такая версия, вполне достойная пера Бушкова и некоторых авторов здесь на ВО, что так враги России прятали настоящего царя Петра I, который поехал в Европу с «Великим посольством», и был подменен, а в Россию вместо него приехал подосланный иезуитами либо масонами враждебный всему русскому самозванец.


Стена форта.

В 1963 году Шарль Бенекрут, французский историк, «родил» еще одну версию: по его мнению, «Железная Маска», не кто иной, как сам кардинал Мазарини. Дескать, было так: в 1614 году из Полинезии во Францию вывезли 12-летнего туземца-альбиноса, словно две капли воды походившего на кардинала Мазарини. Сходство это в 1655 году заметил герцог де Голль. Он и решил подменить Мазарини на туземца, и это у него получилось просто замечательно. Туземец занял место первого министра (вот как некоторых «забирает»!) при Людовике XIV, а на самого Мазарини надели «железную маску».


Ворота в форт.

В 1976 году советский исследователь Ю.Татаринов высказал свое предположение, что «железных масок» было несколько: сначала это был экс-министр Фуке, потом неудачник Маттиоли и тот же Эсташ Доже. В любом случае всех этих людей везли потом на остров Сент-Маргерит – самый большой из Леринских островов, что расположен всего лишь в километре от знаменитого города Канны на Французской Ривьере. Сам этот остров протянулся с востока на запад на 3 км, а ширина его всего 900 м. Вот на этом-то участке суши и стоит главный туристический объект острова – форт Рояль, форт и одновременно тюрьма, где и держали знаменитую «Железную Маску» и где он выбрасывал тарелки в окно с призывами о помощи.


Камера «Железной Маски».

Сначала, то есть еще во времена Древнего Рима, остров назывался Леро. Потом крестоносцы, отправлявшиеся в Святую Землю, выстроили на нем часовню в честь святой Маргариты Антиохийской. В XIV веке некий Раймонд Феро, измыслил, что на этом острове обитала Святая Маргарита, возглавлявшая на нем сообществом дев-монахинь.


Церковь Св. Маргариты. Здесь узник молился и исповедовался.

Но уже в 1612 году островом стал владеть Клод де Лоран, герцог Шеврезский. А вскоре на нем построили и форт Рояль. В 1635 году остров захватили испанцы, но через два года французы их прогнали. Затем, так же, как и замок Иф, форт Рояль стал королевской тюрьмой, но зато в течение XVIII века тамошнее поселение Сент-Маргарет все росло и росло, так как ему приходилось обслуживать расположенный на острове гарнизон.


Морской музей с камерой «Железной Маски».


Накануне Второй мировой войны на острове Сент-Маргерит были построены два бетонных дота для обороны острова.

Сегодня весь остров Сент-Маргерит зарос густым лесом из эвкалиптов и пиний. В поселке на острове имеется около двадцати строений, рассчитанных, прежде всего, на обслуживание туристов. Ну, а в самом форте открыт Морской музей, где можно увидеть находки, обнаруженные на затонувших римских и арабских кораблях, и где для туристов открыты бывшие камеры, ну и, разумеется, камера «Железной Маски» и римские цистерны, в которых римляне держали свежевыловленную рыбу. Для любителей военных мемориалов там имеются небольшое кладбище французских солдат-участников Крымской войны, и также кладбище североафриканских солдат, что воевали за Францию в годы Второй мировой войны. Есть там и небольшое имение, принадлежащее Виджая Малльи - индийскому миллионеру и владельцу команды «Формула 1 Форс Индия». Ну, такой вот он эксцентричный субъект, что пожелал иметь там для себя виллу, однако этим достопримечательности там и исчерпываются.

19 ноября 1703 года на кладбище Сан-Поль при печально известной тюрьме Бастилия был похоронен мужчина, который провел последние четыре десятилетия своей жизни в различных тюрьмах Франции. Он, без сомнения, самый известный заключенный в истории Франции, хотя никто не знает, почему половину жизни ему пришлось провести в камере, к тому же, как утверждает история, в почти идеальной изоляции и с закованным в железную маску лицом.

Первая известная запись об этом несчастном восходит к июлю 1669 года, когда маркиз де Лувуа в письме к Бениньи д’Овернь де Сен-Марс, управляющему тюрьмой Пинероля, обмолвился о неком Эсташе Доже, которого следовало бы арестовать за его действия против короны. Отличный претендент на звание «Железной маски».

Но было ли это его настоящим именем? Это невозможно подтвердить или опровергнуть, так как анализ письма показал, что имя преступника было подписано другим человеком, возможно даже, что после написания послания самим автором. И это еще одна тайна, которая окутала и без того неразрешимую загадку истории.

Мы также имеем многочисленные ссылки на этого человека в работах литераторов того времени, которые вызывают больше доверия. Например, Вольтер упоминает его в своей работе Le siècle de Louis XIV («Эпоха Людовика XIV»). Как известно, Вольтер был заключен в Бастилию в 1717 году, где провел около года. Естественно, он встречался со многими заключенными, а некоторые из них заявляли в разговоре с мыслителем просвещения, что, якобы, вступали в контакт с таинственным заключенным, пока тот был жив.

Существование человека в железной маске также отмечалось в других исторических справках, таких как Le mémoire secret pour servir à l’histoire de la Percy («Таинственное воспоминание») неизвестного автора, сочинения одного из самых известных журналистов французской революции, барона Фридриха Мельхиора фон Гримма и личный дневник Этьена де Жюнка, одного из служащих Бастилии, который застал смерть узника.

Однако, источником, который сделал этого заключенного известным в массах, была книга Александра Дюма «Человек в железной маске», которая была третьей и последней в серии историй, начавшихся с приключений трех мушкетеров. Книга, хотя и считается полностью выдуманной, кажется, содержит некоторые достоверные данные, так как автор провел довольно подробное расследование этого дела. Французская классическая литература часто была вдохновлена реальными историями людей, вокруг которых затем создавались дополнительные детали и происходили красочные действа (это также касается и «Графа Монте-Кристо», который был написан на основе биографических рассказов реального человека).

В любом случае, как уже упоминалось, приказ о лишении свободы Доже был дан маркизом де Лувуа, секретарем Людовика XIV по военным делам. Среди прочего, было оговорено, что Доже должен был содержаться именно в тюрьмах строгого режима, где он имел бы право общаться только с очень узким кругом людей (в частности, тюремщиками и иными высокопоставленными чинами). И если он когда-либо осмелится заговорить с кем-нибудь о том, что не относится к его естественным нуждам и потребностям, его должны были немедленно казнить. Для достижения этой цели Доже был помещен под присмотр самого Бениньи д’Овернь де Сен-Марс, который должен был следить за выполнением всех приказов «сверху» до конца жизни узника.

Но, как говорится в ранних отчетах о жизни Доже за решеткой, эти жесткие правила со временем стали забываться. Например, он получили разрешение стать тюремным слугой для бывшего министра финансов Николя Фуке, когда его слуга был болен. Единственным условием было то, что он не должен был встречаться с кем-либо еще, кроме Фуке. Если в камере находились посторонние, Доже не должен был туда заходить. Но почему Фуке были предоставлены такие удобства? Было предположение, что, хотя он и должен был оставаться в тюрьме до конца жизни, ему не запрещалось принимать гостей или вести переписку с влиятельнейшими людьми того времени.

Тот факт, что Доже стал чьим-то слугой, а затем служил в качестве рабочего в той же тюрьме, также является значительным. Учитывая правила той эпохи, если бы он принадлежал королевскому роду или даже просто имел высокопоставленных родственников, или состоял в родстве с графами, маркизами и виконтами, ему бы не позволили прислуживать. Кто-то королевской крови попал в тюрьму пожизненно на основании сомнительных обвинений? Превосходно! (таким заключенным полагался целый штат слуг и иные льготы дворянства). Быть «на посылках», имея благородные корни? Немыслимо.

В любом случае, главной причиной, по которой мы все еще помним именно этого бедолагу, а не сотню других заключенных, является его маска. Почему его лицо было скрыто от общественности? Некоторые историки утверждают, что это не что иное, как трюк амбициозного Бениньи д’Овернь де Сен-Марс, который придумал это во время передачи заключенного в Сен-Маргерит в 1687 году, чтобы произвести впечатление на толпу, указав на важность преступника, которого сам король поручил ему охранять. Именно после этого «трансфера» в народе появился слух, что заключенный вынужден был всегда носить маску из железа.

18 сентября 1698 года Сан-Марс получил очередное повышение в должности и на этот раз стал управляющим Бастилии. Именно в этот момент Доже вновь был переведен в парижскую тюрьму. По мнению Вольтера и прочих заключенных, которые видели мужчину в железной маске в стенах старой крепости, этот мужчина никогда не снимал маску. Тем не менее, следует отметить, что вышеупомянутый лейтенант де Жюнка, который служил там же, неоднократно утверждал, что маска, на самом деле, была изготовлена из черного бархата.

Доже умер в тюрьме 19 ноября 1703 года. Сан-Марс описал его как «расположенного к воле Божией и к королю» в отличие от большинства заключенных. Если правда, что он был вынужден скрывать лицо под маской и прислуживать Фуке, то, возможно, этот узник был узнаваем или имел очевидное сходство с другим человеком, скорее всего из высшего общества (будь то прямое родство или чистое совпадение).

Но остается вопрос, был ли он просто скромным слугой или имел несчастье быть свидетелем чего-то, что король хранил в тайне, или же был похожим на одного из представителей правящих верхов? Почему недовольный король и французские власти просто не убили его? Выходцы из крестьянского сословия могли быть легко казнены из-за малейших обвинений (не всегда справедливых), например, за связь с дьяволом или воровство колосьев с королевских полей. Почему они рискнули и оставили его в живых, хотя и предприняли меры по сохранению его анонимности? И если он был королевской крови, почему ему было разрешено работать в качестве прислуги? И уж если на то пошло, почему ему позволили регулярно общаться с Фуке, которому он мог рассказать свой секрет, а тот, в свою очередь, проговорился бы о нем в одном из своих писем на волю? Значит не такой уж большой секрет хранился за этой маской.

Само собой разумеется, незначительный исторический факт не привел бы, в конце концов, к появлению многочисленных спекуляций, теорий и поисков доказательства в поддержку какой-либо из них. Согласно Вольтеру, человеком в железной маске был старший незаконнорожденный брат Людовика XIV (от связи Анны Австрийской с кардиналом Мазарини), в то время как в соответствии с мнением Дюма, таинственным узником был не кто иной, как близнец Людовика XIV, который появился на свет минутой раньше и, таким образом, должен был стать законным королем Франции.

Другая теория состоит в том, что он был настоящим отцом короля Людовика XIV. Все знают, что Людовик XIII был довольно старым в момент «чудесного» рождения Людовика XIV. Но наследник был необходим, чтобы брат Людовика XIII Гастон Орлеанский не получил трон. Кардинал Ришелье и сама королева были против него ввиду различных политических причин. Поэтому, как утверждают защитники этого предположения, кардинал и Анна нашли другого мужчину, который и стал биологическим отцом дофина. Как и в других теориях, фактического доказательства тому нет, но, по крайней мере, это объясняет, почему заключенный так любил короля, несмотря на то, что этот же король и упрятал его в тюрьму на всю жизнь. Конечно, было бы жестоко заставлять собственного отца жить в тюрьме в качестве раба, предполагая, что Людовик знал о том, что это его отец. А если он не знал, тогда зачем держать его в живых или вообще сажать в тюрьму? Тогда не было ДНК-экспертиз, да и народ не поверил бы, если бы какой-то мужчина говорил о связи с королевой.

Одна из наиболее убедительных теорий на сегодняшний день с точки зрения истории и правдоподобности исходит от закодированного письма короля Людовика XIV о генерале Вивьене де Бюлонд, который вызвал гнев правителя, когда бежал от приближающихся войск Австрии, бросив на растерзание противнику раненых солдат и провизию. После того, как шифровка была разгадана, ученые смогли прочитать следующее:

«Его Величество знает лучше, чем любой другой человек, последствия этого акта, и он также знает о том, как глубоко наше поражение навредило нашему делу, это провал, который мы должны компенсировать в течение зимы. Его Величество желает, чтобы вы сразу же арестовали генерала Бюлонда и препроводили его в крепость Пинероль, где он будет заперт в клетке под охраной, а также к нему должны быть предприняты меры 330 и 390».

А что такое «меры 330 и 309»?
Как считают ученые, «330» означало ношение маски, а «309» — пожизненное заключение, но, опять же, это только выводы историков. Возможно, король просто имел склонность к заковыванию особо ему не приглянувшихся заключенных в маски в качестве наказания. Но главная нестыковка в этой теории в том, что генерал Вивьен де Бюлонд умер в 1709 году, тогда как «Железная маска» скончался на шесть лет раньше (в соответствии с найденными записями в архивах).

А как тогда быть с Эсташем Доже? Значит ли это, что с его именем не связана эта загадка великой Бастилии? Доподлинно известно, что Эсташ Доже де Кавой, сын капитана гвардии кардинала Ришелье, действительно существовал и родился в 1637 году. В юности он присоединился к армии, но был вынужден уйти в отставку с позором после убийства молодого парня в пьяной драке. Позже, он был заключен в тюрьму. Из-за бесконечных жалоб о его содержании за решеткой своей сестре и писем королю с просьбой улучшить его условия, в 1678 году Людовик приказал запретить ему переписку и велел оградить его от всех посетителей, кроме случаев, когда на «свидании» присутствовал священник.

Проблема с историей Кавоя заключается в том, что он содержался в Сен-Лазар, а человек в железной маске был в Пинероле. Кроме того, Кавой не вписывается в описание Сан-Марса как «расположенного к воле Божией и к королю», а среди документов того времени есть доказательства, что он умер в 1680-е годы, задолго до того, как на тот свет отправился другой известный нам Эсташ Доже.

Мы знаем совсем немного о человеке в железной маске и не уверены, был ли он на самом деле виновен в ужасном преступления против короля или был вынужден скрывать лицо, чтобы никто не узнал в нем другого человека. А может он действительно был обычным парнем по имени Эсташ Доже и простым слугой, который «насолил» королю, но не так сильно, чтобы убить его. Хотя, в чем должен провиниться слуга, чтобы быть запертым в сырой камере, кишащей крысами, без возможности общаться с людьми и с унизительной обязанностью носить уродливую маску? Кто знает, возможно, в деле замешана любимая фаворитка короля? Но с другой стороны, это настолько интригующая история, что ученые еще не один век будут биться, чтобы разгадать личность и судьбу «Железной маски».


Легенда о Железной Маске, самом таинственном из всех узников, существует уже более двух веков. Впервые о нем поведал миру Вольтер, и его изыскания легли в основу сюжетов о Железной Маске.

"Через несколько месяцев после смерти Мазарини, - пишет Вольтер, - произошло беспрецедентное событие... В замок на острове Св. Маргариты (близ Прованса) был отправлен неизвестный узник, молодой, обладающий благороднейшей осанкой. В пути он носил маску со стальными задвижками на нижней ее части, которые позволяли ему есть, не снимая маски. Был отдан приказ убить его в случае, если он снимет маску. Он оставался на острове до того момента, пока доверенный офицер Сен-Мар, губернатор Пинероля, приняв командование Бастилией, в 1690 г.не отправился на остров Св. Маргариты и не отвез узника в Бастилию, где тот был устроен настолько хорошо, насколько это вообще было возможно в таком месте. Ему не отказывали ни в чем, что бы он ни попросил.

Узник имел пристрастие к чрезвычайно тонкому белью и кружевам - и получал их. Играл часами на гитаре. Ему готовили самые изысканные блюда, и старый врач Бастилии, лечивший этого человека, имевшего своеобразные болезни, говорил, что никогда не видел его лица, хотя часто осматривал его тело и язык. По словам врача, узник был замечательно сложен, его кожа была немного смуглая; голос поражал уже только одними своими интонациями. Этот человек никогда не жаловался на свое состояние, ни разу и ничем не выдал своего происхождения. Неизвестный умер в 1703 г. Что вдвойне удивительно - когда его привезли на остров Св. Маргариты, в Европе не было зафиксировано ни одного исчезновения из известных людей".

Узник был, без сомнения, знатным человеком. Губернатор сам накрывал ему на стол и затем удалялся, предварительно заперев камеру. Однажды узник нацарапал что-то ножом на серебряной тарелке и выбросил ее в окно к лодке, находившейся у берега, прямо у подножия башни. Рыбак в лодке подобрал тарелку и привез губернатору. Последний, чрезвычайно озабоченный, спросил рыбака, читал ли он то, что здесь нацарапано, и видел ли кто-нибудь это в его руках? Рыбак ответил, что не умеет читать и никто тарелку не видел.

Вольтер застал в живых последнего человека, который знал тайну Железной Маски - бывшего министра де Шамияра. Его зять, маршал де Ла Фейяд, на коленях умолял своего умирающего тестя открыть ему, кем был на самом деле человек в железной маске. Шамияр ответил, что это государственная тайна и он дал клятву никогда ее не разглашать.

Естественно, что Вольтер не преминул высказать ряд гипотез по поводу загадочного узника. Перебирая имена вельмож, погибших или пропавших при загадочных обстоятельствах, он заключил, что это, безусловно, не был ни граф де Вермандуа, ни герцог де Бофор, который пропал только при осаде Канди и которого не смогли опознать в обезглавленном турками теле.


"Железная Маска, без сомнения, был старшим братом Людовика XIV, мать которого обладала тем особым вкусом по отношению к тонкому белью. После того, как я прочитал об этом в мемуарах той эпохи, пристрастие королевы напомнило мне ту же самую склонность у Железной Маски, после чего я окончательно перестал сомневаться в том, что это был ее сын, в чем меня уже давно убеждали все другие обстоятельства... Мне кажется: чем больше изучаешь историю того времени, тем более поражаешься стечению обстоятельств, свидетельствующих в пользу этого предположения", - писал Вольтер.

Но это легенда. Единственное можно утверждать с уверенностью: после 1665 г. в замок Пинероль в ведение губернатора Сен-Мара поступил заключенный, и этим заключенным был Человек в Железной Маске. Дата его прибытия в Пинероль неизвестна. В противном случае можно было бы сразу установить, кто скрывался под маской. Дело в том, что документы архивов, касающиеся тюрьмы, начальником которой был Сен-Мар, сохранились, и они очень точны: детально информируют нас о событиях, происходивших в Пинероле, - прибытии узников, их именах, причинах их заключения, болезнях, смертях, освобождении, если таковое изредка происходило.

Бесспорно установлено, что человек в маске следовал за Сен-Маром до самой Бастилии. Впрочем, маска появилась на его лице только через много лет, при переезде в Бастилию. В 1687 г. Сен-Мар стал губернатором острова Св. Маргариты; заключенный тоже был переведен туда. Прошло 11 лет. Тюремщик и узник старели вместе. Наконец, в возрасте 72 лет Сен-Мар был назначен начальником Бастилии. Давнишнее предписание тем не менее сохраняло свою силу: никто не должен ни видеть узника, ни говорить с ним.

Министр Барбезью писал Сен-Мару: "Король находит возможным, чтобы Вы покинули остров Св. Маргариты и отправились в Бастилию с Вашим старым узником, приняв все меры предосторожности к тому, чтобы никто его не видел и не знал о нем".

Но как сохранить тайну? У Сен-Мара возникла идея: почему бы вместо того, чтобы скрывать своего узника, не спрятать только его лицо? Именно благодаря этой "находке" и родился Человек в Железной Маске. Отметим еще раз - никогда до этого момента таинственный узник не носил маски. Сен-Мару удалось надолго сохранить его тайну. В первый раз узник надел маску во время путешествия в Париж. В таком обличье он и вошел в историю...


Вообще-то, маска была из черного бархата. Вольтер снабдил ее стальными задвижками. Авторы, бравшиеся за эту тему после него, писали о ней, как о сделанной "целиком из стали". Дошло до того, что историки обсуждали вопрос, мог ли несчастный узник бриться; упоминали маленький пинцет, "тоже из стали", для удаления волос. (Более того: в 1885 г. в Лангре, среди старого железного лома, нашли маску, которая отлично подходила под описание Вольтера. Никакого сомнения: надпись на латыни подтверждала ее подлинность...)


В августе 1698 г. Сен-Мар и его пленник отправились в путь. В журнале для регистрации заключенных Бастилии господин дю Жюнка, королевский лейтенант, сделал следующую запись: "Сентября 18 числа, в четверг, в 3 часа пополудни г-н де Сен-Мар, комендант крепости Бастилия, прибыл для вступления в должность с острова Св. Маргариты, привезя с собой своего давнего узника, содержавшегося под его надзором еще в Пинероле, который должен все время носить маску, и имя его не должно называться; его поместили, сразу по прибытии, в первую камеру Базиньерской башни до ночи, а в 9 часов вечера я сам... перевел узника в третью камеру Бертольерской башни".

Четырьмя годами позже господин дю Жюнка был вынужден открыть регистрационный журнал Бастилии еще раз. Случилось грустное событие: господин Сен- Мар потерял своего самого старого заключенного. Дю Жюнка записал следующее: "В тот же день, 1703 г., ноября 19 числа этот неизвестный узник в маске из черного бархата, привезенный г-ном де Сен-Маром с острова Св. Маргариты и охраняемый им в течение долгого времени, скончался около десяти часов вечера после того, как накануне после мессы почувствовал небольшое недомогание, но в то же время он не был серьезно болен. Господин Жиро, наш священник, исповедовал его. По причине внезапности смерти наш духовник совершил таинство исповеди буквально в последний момент его жизни; этот столь долго охранявшийся узник был похоронен на приходском кладбище Сен-Поль; при регистрации смерти господин Розарж, врач, и господин Рей, хирург, обозначили его неким именем, также неизвестным".

Через некоторое время дю Жюнка удалось узнать, под каким именем был заявлен узник. Тогда он занес это имя в журнал, и здесь мы приводим неисправленный текст: "Я узнал, что с тех пор, как был зарегистрирован г-н де Маршьель, было уплачено 40 л. за погребение".


Господин де Маршьель... Уж не имя ли это загадочного узника? Дело в том, что в числе заключенных в Пинероле находился граф Маттиоли, министр и посланник герцога Мантуи, арестованный 2 мая 1679 г. Кандидатура Маттиоли имеет горячих и ревностных сторонников. Каковы же аргументы "маттиолистов"?

Когда Человек в Железной Маске умер, покойный был записан под именем Маршиали или Маршиоли. Здесь можно увидеть намек на искаженное Маттиоли. Горничная Марии-Антуанетты сообщила, что Людовик XVI однажды поведал Марии Антуанетте, что Человек в Маске был "просто заключенным с характером, внушающим опасения своей склонностью к интригам; подданным герцога Мантуи". Из перехваченной переписки также известно, что то же сказал Людовик XVI мадам Помпадур: "Это был один из министров итальянского принца".

Но история Маттиоли вовсе не была ни для кого тайной. Его предательство, арест, заключение - газеты разнесли эту историю по всей Европе. Более того, враги Франции - испанцы и савойцы - опубликовали рассказ о его деятельности и аресте для того, чтобы поколебать общественное мнение в пользу Маттиоли. Кроме того, Маттиоли умер в апреле 1694 г., а Железная Маска - в 1703 г.

Кем же он был? Весьма вероятно, что Железной Маской был некий Эсташ Доже. В 1703 г. он скончался в Бастилии, проведя в заключении 34 года. Какое преступление совершил Доже - неизвестно. Но оно должно было быть серьезным для того, чтобы повлечь за собой суровое обращение и тягостную изоляцию в течение стольких лет.


19 июля 1669 г. Сен-Мару из Парижа пришло предписание о прибытии в Пинероль узника: "Господин Сен-Мар! Государь приказал отправить в Пинероль некоего Эсташа Доже; при его содержании представляется крайне важным обеспечить тщательную охрану и, кроме того, обеспечить невозможность передачи узником сведений о себе кому бы то ни было. Я вас уведомлю об этом узнике с тем, чтобы Вы приготовили для него надежно охраняемую одиночную камеру таким образом, чтобы никто не мог проникнуть в то место, где он будет находиться, и чтобы двери этой камеры надежно закрывались с тем, чтобы ваши часовые не могли ничего услышать. Необходимо, чтобы Вы сами приносили заключенному все необходимое раз в день и ни при каких условиях не слушали его, если он захочет что-нибудь заявить, угрожая ему смертью в том случае, если он откроет рот для того, чтобы сказать что-либо, если только это не будет относиться к высказыванию его просьб. Вы обставите камеру для того, кого Вам привезут, всем необходимым, приняв во внимание, что это всего лишь слуга и ему не нужно каких-либо значительных благ..."

Какое преступление повлекло за собой подобное наказание? Этот человек был "всего лишь слугой", но, без сомнения, он был замешан в какой-то серьезной истории. Он должен был знать некие тайны, которые были настолько важными, что никто, даже Сен- Мар, не знал истинной вины этого человека.


Доже постоянно находился в полной тишине и абсолютном одиночестве. Боязнь того, что Доже заговорит, стала навязчивой мыслью тюремщиков и министров. Из Парижа неоднократно в страхе спрашивали Сен-Мара: не выдал ли Доже своей тайны?

Исследователь Морис Дювивье идентифицирует Эсташа Доже с неким Эсташем д\"Оже де Кавоем, который еще ребенком играл вместе с Людовиком XIV. Именно последнее обстоятельство стало причиной того, что король не отдал его в лапы правосудия и лично приговорил к пожизненному заключению. Причина его заточения все равно остается загадкой. Скрывался ли под этим именем другой человек? Этого мы не знаем. Во всяком случае, он не был братом Людовика XIV.

19 ноября 1703 года, 310 лет назад, в Бастилии умер узник, прославившийся как «человек в железной маске». Имя таинственного заключенного до сих пор достоверно неизвестно, но историки высказывают самые невероятные версии: так, узником мог оказаться незаконнорожденный брат Людовика XIV (тогдашнего правителя Франции) или его брат-близнец. Вполне возможно, что в маске отбывал наказание кто-либо из государственных преступников или изменников — например, Эрколь Антонио Маттиоли , который обещал помочь Людовику XIV заполучить крепость Казале, но не сдержал свое слово.

Рассказал о «заключенном» иезуит Гриффэ , служивший в Бастилии 9 лет духовником. Согласно его словам, загадочного узника привезли на носилках 19 сентября 1698 с острова Святой Маргариты, и его лицо закрывала плотная черная бархатная маска. Позже она «превратилась» в железную — уже в легендах.

Крепость Эксиллес, где в последний раз видели узника в маске Фото: Commons.wikimedia.org

«Век Людовика XIV» (1751)

Философ-просветитель Вольтер первым написал о Железной маске, предположив, что узник — брат Людовика XIV. Его герой описан так: «ростом выше среднего, молодой, обладающий благороднейшей осанкой. В пути он носил маску со стальными задвижками на нижней ее части, которые позволяли ему есть, не снимая маски. Был отдан приказ убить его в случае, если он снимет маску».

«Виконт де Бражелон» (1847-1850)

Александр Дюма (отец) продолжил тему, заданную Вольтером, в своем романе «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» (последняя часть трилогии о ).

Узник в железной маске на анонимной гравюре времён Французской революции Фото: Commons.wikimedia.org

Согласно книге, узника по имени Марчиали (брата короля) в тюрьму заключил кардинал Мазарини. Пленник содержался лучше, чем его товарищи, но надзор за ним был строже. Мушкетеры совершили подмену и освободили несчастного узника, оставив на его месте настоящего Людовика XIV. Правда, спустя сутки, бывший пленник был снова возвращен под стражу на остров Св.Маргариты - в этот раз уже навечно.

Наиболее известной частью трилогии «Виконт де Бражелон» стала «Человек в железной маске». Позже автор написал о загадочном герое еще раз — в «Узнике Бастилии».

«Тюрьма» (1822)

«Человек в железной маске» (англ. The Man in the Iron Mask) Фото: Commons.wikimedia.org

Другого француза, Альфреда де Виньи , в истории узника больше интересовали вопросы морали и философии. Писатель задается вопросом, что такое настоящая свобода (внешняя и внутренняя), а его герой в своем воображении сам создает то, чего ему так не хватает: общения с другими людьми, права передвигаться в любом направлении, любви. Даже в название де Виньи выносит слово «Тюрьма». Его персонаж, в отличие от Дюма-отца, так и не покидает стен темницы и умирает в заточении.

«Близнецы» (1839)

Еще один исследователь истории о человеке в железной маске — Виктор Гюго . Пьесу «Близнецы» он написал не в самый удачный период: его предыдущая пьеса, «Рюи Блаз», не имела громкого успеха, и Гюго был этим разочарован. Интересно, что даже в истории таинственного узника писатель находит место для любви: человек в железной маске влюблен в девушку, песни которой он слышит за стенами его камеры.

«Человек в железной маске» в кинематографе

История несчастного узника впервые появилась на экране еще в 1929 году — в немом фильме «Железная маска» (в главной ролиДуглас Фэрбенкс ). Книгу Дюма после этого экранизировали несколько раз: самой известной версией стала лента 1998 года «Человек в железной маске» с Леонардо ди Каприо (режиссер — Рэндел Уоллес ). Авторы перекроили сюжет на свой лад: мушкетерам все же удается освободить узника (его по фильму звали Филиппом), а в тюрьму посадить его брата Людовика XIV в железной маске. Д’Артаньян, согласно сценарию, был родным отцом Филиппа и Людовика.