Сообщение на тему наталья савишна. Речевое поведение натальи савишны как человека из крестьянского сословия

Наталья Савишна – старушка -служанка в доме главного героя. Она работает горничной и няней вот уже 60 лет. В молодости она работала служанкой в барском доме. Наталья Савишна хотела заключить брак с возлюбленным Фокой, но ей не разрешили этого сделать. Вскоре родилась барыня, мать Николеньки, и Савишна стала ее няней, перенеся всю свою любовь на нее. А спустя много лет и на ее детей. Наталья Савишна ни с кем не дружила и гордилась этим. Единственным другом была ее собачка – моська. Даже с родным братом она не общается, но завещает ему небольшое наследство после своей кончины.

Наталья Савишна была маленькой сгорбленной седой старушкой. Ей было восемьдесят лет. Как только она стала няней она надела чепчик и уж без него трудно представить ее теперь.

Няня кроткая и трудолюбивая. Она любит барыню. Даже после того, как барыня дала няне вольную, она предпочла остаться и продолжить нянчить деток. Няня всегда была в работе, то вязала носки, то сортировала белье, то копалась в сундуках. Вся ее жизнь – жертвенная любовь к хозяевам. Она так любила и ласкала Николеньку, что он даже подумать не мог, что может быть иначе. Она понимала Николеньку. Он мог прибежать к ней в комнату и мечтать вслух. Наталья Савишна всегда поддерживала его во всех его начинаниях. Она была чуткой, искренней и честной. Наталья Савишна была настолько честным, порядочным и проверенным человеком, что ей доверяли и детей и имущевство. Со всеми своими обязанностями она превосходно справлялась. Смыслом ее жизни была барыня и ее семья. Наталья Савишна была счастлива помогать им. Была ли какая-нибудь корысть в заботе и любви? Определенно нет! Наталья Савишна бескорыстно любила и заботилась о барыне, ее детях и ее доме.

Какую роль играет Наталья Савишна в жизни главного героя повести Толстого «Детство»? Наталья Савишна играет огромную роль в жизни Николеньки. После того, как умерла мать Николеньки, няня фактически заменила ее. Она поспособствовала формированию личности Николеньки. Она научила маленького мальчика скромности, искренности, честности, любви. Она научила его уважать и ценить людей. Именно няня заложила Николеньке нравственные понятия.

Наталья Савишна в повести Л.Н. Толстого «Детство» воплотила образ чуткой, заботливой, искренней, мудрой, бескорыстной и любящей женщины. Она навсегда оставила след в сердце Николеньки. Именно она стала нравственным ориентиром для главного героя на протяжении всей его жизни.

Вариант 2

Наталья Савишна в произведении Льва Николаевича Толстого «Детство» является одним из второстепенных, но не менее значимых персонажей. Это пожилая дама, которая уже много лет служит в доме Иртеньевых. Она держит под контролем все хозяйство в доме, следит за другими служащими и помогает воспитывать Коленьку.

Наталья Савишна является крепостной крестьянкой, которой не меньше 75 лет. Когда-то она была молодой и пышногрудой девушкой, сегодня она худая старушка в чепце и седыми волосами. Она добра, несмотря на свой возраст очень умна, бескорыстна. Наталья Савишна очень любит Николеньку и его семью, и готова ради них на все. Она любит трудиться, не боится даже самой сложной работы. Ее руки всегда чем-то заняты, вязанием, подсчетом белья в сундуках.

Наталья Савишна гордится своей работой и тем, что за годы службы ни разу не украла ничего у своих хозяев. Она настолько искренна с другими людьми, что большинство из них приходят к ней рассказать о своих бедах и несчастьях. Наталья всегда пожалеет и посочувствует. Несмотря на то, что внешне можно подумать, будто женщина груба, в душе она очень любящий и сердечный человек.

Еще молодой девушкой, Наталья Савишна попала на службу к Игнатьевым. Сначала она была горничной, затем стала присматривать за матерью Николеньки. С тех пор она очень сильно полюбила женщину, а затем и ее сына, которого начала воспитывать с самого рождения. Даже когда мать мальчика вышла замуж, верная служанка пошла вместе с ней.

Постепенно, ее поставили следить за хозяйством, она стала экономкой. Все свои обязанности она выполняла с любовью и особым усердием. Наталья Савишна следит за тем, чтобы у хозяев всегда была чистая и свежая, ухоженная одежда. В итоге, за свою честную службу Игнатьевы дают ей вольную. Но женщина настолько верна и любит эту семью, что не уходит от них и остается в доме до конца своих дней. Она искренне и с трепетом относится к Николеньке. Именно Наталья Савишна сделает из мальчика настоящего и достойного человека.

Из друзей у Натальи Савишной есть любимая собачка. Она любила брать ее в свою кровать. Собака постоянно лизала руки своей хозяйке и тихо поскуливала. После того, как умерла ее мать Николеньки, любимица Натальи Савишны, пожилая женщина начинает серьезно хворать.

Когда она понимает, что скоро умрет, она пишет письмо своему родному брату, с которым, по непонятным причинам не общалась и оставляет небольшое наследство.

Образ Натальи Савишны – это образ искреннего и честного человека. Она настолько верна и преданна людям, которые к ней всю ее жизнь относились с уважением, что остается с ними до конца своей жизни. Любовь к детям и искреннее сочувствие к бедам окружающих вызывают только уважение и гордость.

Сочинение История Натальи Савишны

Наталья Савишна – второстепенный персонаж автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Она сыграла большую роль во взрослении Николеньки Иртеньева и становлении его, как личности.

Наталье Савишне посвящена тринадцатая глава в произведении «Детство» Л. Н. Толстого. Перед читателем четко вырисовывается образ доброй, кроткой, трудолюбивой старушки с чистой душой и открытым сердцем.

Давно дед Николая Иртеньева взял Наталью, когда она была еще девчонкой, к себе в прислуги. Она хорошо подходила на эту работу, трудилась усердно. Позже Наталья стала няней. В этой должности Наталья Савишна трудилась много лет, полюбив молодую госпожу всем сердцем и привязавшись к ней.

Однажды Наталья влюбилась в официанта Фоку, она пришла к хозяину и попросила благословения выйти замуж за возлюбленного. Дед Николеньки, посчитав Наталью неблагодарной, сослал ее на скотный двор. Однако, поняв, что такую няню никто заменить не может, через несколько месяцев ее вернули обратно.

После Наталья стала ответственной за кладовую, одежду и провизию. Хозяева, посчитав Наталью Савишну честной, надежной и верной работницей, доверили ей следить за своим имуществом. Полученные обязанности она выполняла так же усердно и с большой любовью.

После того, как Наталья Николаевна вышла замуж, она, желая отблагодарить Наталью Савишну за ее большой труд и привязанность, вручила ей вольную и назначила ежегодную пенсию. Няня огорчилась, подумав, что ее хотят выгнать из дома.

После смерти Натальи Николаевны у героини развилась старческая болезнь, и она не могла встать с постели. После долгих страданий от этой болезни Наталья умерла.

Наталья Савишна представлена в произведении доброй, самоотверженной, бескорыстной, верной женщиной, которая никогда не думает о себе, а посвящает себя целиком и полностью семье Николеньки. Она усердно трудилась многие годы на благо своих хозяев, даже не вышла замуж и не нашла друзей, все ее думы были направлены на то, чтобы сделать комфортнее жизнь окружающих. Ее теплая, бескорыстная любовь к людям учила их быть человечнее и добрее. Именно Наталья Савишна сыграла решающую роль во взрослении Николеньки и становлении его как личности.

Несколько интересных сочинений

  • Семплеяров в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    В произведении «Мастер и Маргарита» Булгаков описал множество образов. Одним из необычайных образов считается Аркадий Аполлонович Семплеяров. Автор придумал образ второстепенного персонажа от имени своего друга

  • Анализ рассказа Чехова Размазня сочинение

    Образ «маленького человека» нашел отражение в рассказе А.П. Чехова «Размазня». В самом начале складывается впечатление, будто размазней является главный герой рассказа: хозяин дома, отец двоих детей, так как он вычитает деньги

  • Образ Директора в рассказе Уроки французского Распутина сочинение

    Директор – один из персонажей второго плана в данном произведении. Это во многом типичный образ, демонстрирующих представления о носителе этой должности в годы, когда Валентин Распутин написал свой рассказ.

  • Сочинение Олимпийские игры в древней Греции от лица участника

    Наступил день олимпийских игр. Мне предстоит показать все, на что я способен. Тренировкам пришлось уделить большое количество времени. Я увеличил свои силы и выносливость, и я настроен только на победу.

  • Сочинение по картине Баба-яга Билибина 5 класс

    Сегодня мне удалось познакомиться с картиной великолепного мастера - иллюстратора Ивана Яковлевича Билибина «Баба – яга», созданной к известной сказке «Василиса Прекрасная»

/ / / Образ Натальи Савишны в повести Толстого «Детство»

Наталья Савишна – персонаж второго плана знаменитой автобиографичной повести Льва Николаевича Толстого , няня главного героя произведения, Николеньки Иртеньева. Именно она сыграла решающую роль в становлении характера мальчика и в формировании его отношения к другим людям.

Наталья Савишна появилась в доме Иртеньевых очень давно. В ее обязанности входило хранение ключей от кладовой. Властный характер позволил ей снискать уважение прислуги, некоторые ее даже боялись.

В юности же Наташа была совершенно иной: кроткой девчушкой, с усердием выполняющей поручения. Эти качества и сыграли главную роль, когда Иртеньевы искали няню для Натальи Николаевны, матери Николеньки.

Наташа приступила к своим обязанностям, но вскоре влюбилась в красивого и бойкого юношу, официанта Фоку, и вышла за него замуж. Хозяева, разгневанные тем, что девушка не спросила их благословения, сослали ее на скотный двор.

На счастье Наташи, в доме ей замены не нашлось, поэтому девушку вернули обратно. Она повинилась в своем проступке, обещала, что больше такого не повторится, и самозабвенно отдала себя заботе и воспитанию маленькой барышни.

Вот в это-то время, когда на нее снова возложили должность гувернантки, девушка получила еще и ключи от кладовой. Теперь она стала степенной и важной, ходила в чепце. Наташкой ее уже не звали, величали Натальей Савишной.

Няня была преданна своей воспитаннице, и та в благодарность за труды и любовь после замужества забрала ее с собой. Следует отметить, что Наталья Николаевна презентовала своей гувернантке вольную и предложила самостоятельно сделать выбор. Наталье Савишне эта затея не пришлась по душе: она посчитала, что надоела господам, и они таким образом хотят попросту от нее избавиться. Но решающую роль сыграла просьба Натальи Николаевны: барыня уговаривала Наталью Савишну остаться, ведь без нее дом станет совсем не таким уютным, каким был.

О себе героиня говорить не любила. Она больше думала о других, о том, как создать комфорт и быть нужной. Любовь Натальи Савишны отличалась бескорыстием и честностью. И те люди, на которых она была направлена, становились человечнее.

Дети барыни, Натальи Николаевны, были для няни как родные, она их любила всей душой. Показателен такой случай с Николенькой. Мальчик пролил на скатерть квас. Наталья Савишна разозлилась не на шутку, и даже побила мальчика этой испорченной мокрой тканью. Николенька был очень расстроен. Наталья Савишна, увидев переживания мальчика, не сдержалась, пришла просить прощения и даже принесла сладкий гостинец.

Же уже обдумывал планы мести наказавшей его няне, считал, что такое отношение крепостной к барскому сыну не дозволено, но бесконечная любовь старушки и ее покаяние заставили мальчика устыдиться своих мыслей и расплакаться от переполнявших чувств.

Вот такой и была она, няня Наталья Савишна, чуткой, доброй, отзывчивой, всю себя отдававшей другим, верно и преданно служащей семье Иртеньевых.

Эти характерно толстовские пейзажные эскизы предвещают картины «Войны и мира».

Отношение к Наталье Савишне даже не объясняется: здесь Иртеньев не рассуждает, а только любит и верит – как сам Толстой. Он в «Детстве» прощается с ней как с матерью: «Мне приходит мысль: неужели провидение для того только соединило меня с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о них?..». В итоге образ Натальи Савишны воспринимается как положительный и по-своему героический образ; в нем воплощены действительно прекрасные черты русской женщины: большое и верное сердце, жертвенность и любовь, сохраненные в глубинах души наперекор всем жестокостям и страданиям жизни.

В «Детстве»: «Необозримое, блестяще-желтое поле замыкалось только с одной стороны высоким, синеющим лесом, который тогда казался мне самым отдаленным, таинственным местом, за которым или кончается свет, или начинаются необитаемые страны». Пейзажи в повествовании Толстого далеко не безличны, они драматизируются и одушевляются. Этот прием, широко разработанный писателями конца XIX века, особенно совершенный у Чехова, обычен у раннего Толстого. В сцене душевного смятения героя, например, когда старые березы, кусты и травы «бились на одном месте и, казалось, хотели оторваться от корней», или в сцене покаяния перед ликом природы: «…я был один, и все мне казалось, что таинственно-величавая природа… и я, ничтожный червяк, уже оскверненный всеми мелкими, бедными людскими страстями, но со всей необъятной могучей силой воображения и любви – мне все казалось в эти минуты, что как будто природа, и луна, и я, мы были одно и то же».

Социальный план народной темы воплощался в другом замысле – «Романе русского помещика», начатом в 1352 году и непосредственно связанном с повествованием об «эпохах развития». Этот роман завершен не был; в 1856 году из него была отдана в печать лишь небольшая часть – замечательная повесть «Утро помещика». Суровая правдивость деревенских сцен, изображенных здесь, возродится в романе «Воскресение», где молодой помещик, тоже Дмитрий Нехлюдов, будет стремиться улучшить жизнь своих крестьян и встретит то же противодействие, даже гнев.

Но гораздо существеннее другое: в облике Натальи Савишны воплотились важнейшие черты русского национального характера и человечность вообще. Она испытывает подлинное горе у гроба рано умершей матери Иртеньева.

Немало писалось о том, что в образе Натальи Савишны уже видны «кричащие противоречия» творчества Толстого: критика крепостнической России как страны «безнаказанного беззакония» («история любви» Натальи Савишны в первопечатном тексте не была пропущена цензурой) и, с другой стороны, идеализация характера, воспитанного крепостничеством, барством и рабством. Это противоречие, конечно, есть и предвещает образы «покорных» солдат, мужиков «народных рассказов» 80-х годов, Платона Каратаева в «Войне и мире» и Акима во «Власти тьмы».

В первой книге тема народа раскрыта не так широко, как в романах и повестях, написанных Толстым в зрелые и поздние годы. Но не вполне справедливо было бы полагать, что в «Детстве», «Отрочестве» и «Юности» она лишь намечена как некий фон, оттеняющий образ героя – одного из тех, кто «через нянь, кучеров, охотников полюбил народ». В лирических воспоминаниях о Наталье Савишне, чей образ нужно считать первым в ряду классических народных образов Льва Толстого, заключена, в частности, и эта мысль. Но в общем художественном замысле книги важна не только Наталья Савишна, а все «лица народные» – и те, кому в повествовании о жизни Иртеньева посвящены целые главы (юродивый Гриша), и те, кому отведено лишь несколько строк. Все вместе они создают представление о мире, который постепенно открывается герою как реально-исторический, как родина.

Обещая читателю в конце продолжить повествование об Иртеньеве, Толстой едва ли представлял себе, что не только первая, но ни одна из его книг не получит традиционной концовки. По-видимому, лишь в пору «Войны и мира» он понял, что открытый финал – это литературный закон, впервые освоенный Пушкиным и затем утвержденный его преемниками. «Мы, русские, вообще не умеем писать романов в том смысле, в котором понимают этот род сочинений в Европе»

Наталья Савишна, раз и навсегда выбросившая «дурь из головы» (т. е. свою любовь к буфетчику Фоке) и заботившаяся лишь о барском добре, пугавшаяся «порчи и расхищения» (однажды она обидно наказала Николеньку за испорченную скатерть), не только никогда не говорила, но и не думала о себе: «Вся жизнь ее была любовь и самоотвержение». Кажется, что она не должна была сколько-нибудь серьезно повлиять на склад ума и чувств героя, чей характер во всех отношениях не сходен с ее характером. Между тем ее влияние и нравственный пример оказываются для него важными, несравненно более важными, чем все другие добрые примеры, которым он желал бы следовать и подражать.

В описаниях природы, в сценах охоты, в картинах деревенского быта открывал Толстой своему герою ту же «неведанную» для него страну – родину.

Николенька Иртеньев, со всеми его достоинствами и недостатками, стал главной фигурой повествования, потому что в нем живет способность нравственного суда над собой и окружающим миром. Способность сердечная, душевная, предельно искренняя; и она притягательнее, заразительнее, чем, скажем, холодноватая и рациональная нравственная расчетливость его друга, Дмитрия Нехлюдова. Непосредственное нравственное чувство влечет героя Толстого, к простым людям – таким, как Наталья Савишна.

Образ Натальи Савишны По повести Толстого Детство

(1 вариант)

В 1852 году вышло произведение Л.Н. Толстого – автобиографическая повесть. В ней выведены образы тех людей, с которыми взаимодействует главный герой Николенька Иртеньев.

Наталья Савишна служила в доме Николеньки и ведала ключами от кладовой. С юности отличалась она «кротостью нрава и усердием», поэтому ее сделали няней родившейся девочки, матери главного героя. Непросто складывается жизнь героини: решив выйти замуж, она не получила благословения у своих господ и была сослана на скотный двор. Но перипетии судьбы не надломили чуткую женщину: по-прежнему она согревала весь дом своей любовью. Характер Наталья Савишна имела властный, поэтому прислуга в доме побаивалась ее. Решение господ о вольной Наталья Савишна восприняла как желание отделаться от нее: «…я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните». Эта редкостная женщина никогда не думала и не говорила о себе. Ее бескорыстная, нежная любовь к людям делала их добрее, человечнее. Сундуки Натальи Савишны – кладезь необходимых для жизни вещей. Николенька вспоминает происшествие со скатертью, и свое поведение в этом эпизоде, когда мысленно обругал няню: «Как! – говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез, – Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!» Этот эпизод остался в памяти мальчика навсегда, так как здесь Наталья Савишна, расстроившись, глядя на слезы мальчика, первая решила помириться. Доброта героини бесконечна, и именно она заставила Николеньку испытать настоящий стыд: «У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».

Итак, образ Натальи Савишны помогает раскрыть отношение главного героя повести к жизни, к людям. А сам характер жизни Натальи Савишны – пример подлинной любви и самопожертвования.

(2 вариант)

В главе, посвященной Наталье Савишне, Толстой сначала кратко рассказывает ее историю: дворовую девку взяли в качестве прислуги в дом, когда родилась матушка героя, она стала ее няней.

Один раз в жизни дала Наталья себе волю и попросилась замуж, за человека, понравившегося ей, чем прогневала старого хозяина, который сослал ее на полгода в степную деревню скотницей. Вернувшись из ссылки, Наталья «явилась к дедушке, упала ему в ноги и просила возвратить ей милость, ласку и забыть ту дурь, которая на нее нашла было и которая, она клялась, уже больше не возвратится. И действительно, она сдержала свое слово». Всю свою любовь она перенесла на барышню, а когда та, решив отблагодарить ее за верную службу, дала Наталье Савишне вольную, воли уже не надо было, она расценила вольную как изгнание: «Должно быть, я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните». Это предыстория. А герой помнит старушку, с которой он делился всеми своими мыслями и мечтами, к которой прибегал между уроками, которая курила «очаковское куренье», привезенное когда-то дедом героя, и была владелицей сундуков, где можно было найти все, что душе угодно, которая баловала их и заботилась о них.

Наталья Савишна жила не своей жизнью и своей волей, а жизнью и волей господ, и не представляла себе другой доли, была счастлива ею. «С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их, – тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование».

Герой вспоминает случай, когда он обиделся на старушку. Он облил скатерть, и Наталья Савишна наказала его. Маленький барчук воспринял заслуженное наказание как личное оскорбление, нанесенное ему какой-то Натальей, служанкой, и слезы злости лились из его глаз. Почувствовав его настроение, Наталья Савишна извинилась перед ним, принесла подарок, и теперь уже слезы стыда за себя душили мальчика. «Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? довольна ли?» Вопросы эти возникли в его голове гораздо позже, когда он стал взрослым.