Начало капиталистической индустриализации
Для утверждения капитализма в России важнейшее значение имел промышленный переворот, который завершился к началу 1880-х гг. Промышленный переворот в России начался позднее, чем в Западной Европе, только в 1830-1840-е гг. Развитие капиталистической мануфактуры, связанное с заменой ручного труда мащинным, в России, как и во всех странах, прежде всего происходило в легкой промышленности.
На очереди встала следующая задача - капиталистическая индустриализация. Однако в течение трех десятилетий, последовавших за освобождением крестьян, рост промышленности в целом составлял 2,5-3% в год. Экономическая отсталость страны была серьезным препятствием на пути индустриализации. Вплоть до 1880 г. стране приходилось ввозить сырье и оборудование для строительства железных дорог.
С середины 1890-х гг. Россия начала двигаться по пути индустриализации. Важнейшие мероприятия в этой области связанны с именем графа СЮ. Витте. Многие современники считали, что как государственный деятель СЮ. Витте был на голову выше своих коллег, отличаясь обостренным «чувством жизни и ее потребностей». СЮ. Витте, один из крупнейших преобразователей в истории России, занимал пост министра финансов с 1892 по 1903 г. Он стремился приблизительно за десять лет догнать в промышленном отношении развитые страны Европы, занять прочные позиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Ускоренного промышленного развития он предполагал достичь за счет трех основных источников: привлечения иностранных капиталов, накопления внутренних ресурсов с помощью жесткой налоговой политики и таможенной защиты промышленности от западных конкурентов.
«Открытие» России иностранным капиталом произошло в 50-е гг. XIX в., но тогда экономика России не могла привлечь западноевропейский капитал в большом объеме ввиду отсутствия рынка свободной рабочей силы. В пореформенную эпоху западных предпринимателей стали привлекать огромные сырьевые ресурсы России, низкая конкуренция и дешевая рабочая сила, обеспечивавшие высокую норму прибыли.
Обращение СЮ. Витте к иностранному капиталу, естественно, привело к серьезной политической полемике, особенно в 1898-1899 гг., между теми деловыми кругами, которые успешно сотрудничали с иностранными фирмами, с одной стороны, и их противниками, опасавшимися поставить Россию в подчиненное положение к иностранным вкладчикам и утратить национальную независимость, - с другой. Со своей стороны СЮ. Витте стремился ускорить процесс индустриализации, который позволил бы Российской империи догнать Запад. Огромные темпы промышленного роста - самые высокие в мире - были обусловлены тем, что Россия, приступая к индустриализации, могла использовать знания, опыт, технический персонал, технику, но в первую очередь - капиталы передовых держав. Таким образом, широкое привлечение иностранного капитала стало важнейшей характерной чертой капиталистической индустриализации в России.
Притоку иностранного капитала в промышленность в форме прямых инвестиций мешала неупорядоченность российских финансов. В 1850-1870-е гг. курс рубля снизился до 62 копеек золотом. К 1892 г. государство находилось на грани финансового банкротства. Финансовая реформа СЮ. Витте 1897 г. по укреплению рубля позволила повысить золотое содержание рубля, в результате чего на рубеже веков он превратился в одну из устойчивых европейских валют.
Еще одним препятствием вложению иностранного капитала служил низкий таможенный тариф, который позволял свободно ввозить товары и при котором стимул к развитию отечественной промышленности отсутствовал. В 1877 г. были введены «золотые» (в золотой валюте) пошлины, что увеличило их реальную стоимость вдвое, В 1891 г. вступили в силу новые таможенные правила, запретительные для про мышленных товаров иностранного производства.
Если в Западной Европе строительство железных дорог завершало индустриализацию, то в России оно послужило ее исходной точкой. О незамедлительном строительстве железных дорог впервые заявили в начале 60-х гг. XIX в. помещики - экспортеры хлеба и торгово-промышленная буржуазия. В 1865 г. в России насчитывалось всего 3,7 тыс. км железных дорог, тогда как в Англии - 22 тыс. км, США - 56 тыс. км.
За период 1861 -1900 гг. было построено и введено в эксплуатацию 51,6 тыс. км железных дорог, причем 22 тыс. км из них в течение одного десятилетия (1890-1900 гг.) Железнодорожная сеть России соединила хлебные районы с промышленными, центр - с окраинами.
К началу XX в. была создана общегосударственная сеть железных дорог, ставшая важнейшим фактором складывания единой капиталистической системы хозяйства. В Европейской части России окончательно формируются восемь основных железнодорожных узлов, охватывающих важнейшие экономические районы. Большое значение для экономического развития страны имело государственное крупномасштабное строительство железных дорог на окраинах страны - Транссибирской магистрали, Среднеазиатской и др. Железнодорожный транспорт стал важнейшей отраслью капиталистического хозяйства.
Создание в стране развитой транспортной сети позволяло нормаль но функционировать крупному машинному производству. Рельсовые дороги связывали.местные рынки в единый внутренний рынок, чтс способствовало дальнейшему развитию капиталистических отношений Благодаря железным дорогам были открыты новые ресурсы - земля лес, полезные ископаемые - в ранее неизвестных районах, а Росси: смогла выйти на мировой рынок зерна.
Доходы от хлебного экспорта были одним из основных источников накопления и вкладывались в развитие различных отраслей экс помики России. Ускорение грузоперевозок ускоряло и оборот кат талой Главная роль в строительстве железных дорог (70% вложеных српи-тв) принадлежала иностранному капиталу. Таким образол иностранный капитал опосредованно стимулировал развитие всей российской экономики.
В пореформенные десятилетия наибольшую сложность составляла техническая перестройка тяжелой индустрии.
В 1861 г. были приняты Правила для поощрения машиностроительного дела в России, затем в правительстве разработана новая система стимулирования роста собственного сталелитейного производства, основанная на долгосрочных казенных заказах по повышенным ценам и денежных премиях. В 1878 г. была учреждена Особая комиссия для изучения причин, задерживающих развитие горного и механического дела в России. Одновременно Общество содействия русской промышленности и торговле внесло в правительство ходатайство о финансовой поддержке только самостоятельных заводов, изготавливавших стальные рельсы из металлов отечественного производства. Но результативность мер оказалась низкой. Внутренние потребности в машинах, металле и каменном угле в два-три раза превосходили производство в стране, недостатки покрывались соответствующей долей импорта, общая стоимость которого превышала гигантскую по тем временам сумму в 1 млрд руб. серебром. Таким образом, Россия дорогой ценой расплачивалась за свою техническую отсталость.
Приток иностранного капитала сыграл значительную роль в промышленном развитии и к 1900 г. стал массовым явлением для России. В развитии отраслей тяжелой промышленности - металлургической, каменноугольной, машиностроительной, электротехнической - его доля составила 60%. В целом же с 1861 по 1890-е гг. иностранный капитал в России вырос в 23 раза, причем на первом месте была Франция, за ней шли Великобритания, Германия, Бельгия. Результаты экономической политики СЮ. Витте были впечатляющими. Промышленный взлет 1890-х гг. полностью преобразил многие области империи, вызвав развитие городских центров и возникновение новых крупных современных промышленных предприятий.
В целом крупная промышленность была неравномерно распределена по территории России и сосредоточивалась в нескольких районах: Московском, Петербургском, Польском, Прибалтийском, Уральском. К концу XIX в. к ним добавились новые районы - Южный угольно-металлургический и Бакинский нефтедобывающий. Центральный регион вокруг Москвы приобрел еще большее значение, так же как и район вокруг Петербурга, представленный таким гигантом, как Путиловский завод. Урал же, напротив, пришел к тому времени в упадок из-за своей социальной и технической отсталости. Место Урала как ведущего промышленного района заняли Украина и Юг России.
Особенностью российской промышленности было также то, что машинная индустрия сразу создавалась как крупная и крупнейшая. Таким образом, для российской тяжелой индустрии была характерна высокая концентрация производства: на 18% всех промышленных предприятий было занято более 4/5 рабочих. К 1914 г. промышленный пролетариат в Петербурге на 70% был сосредоточен на крупных предприятиях.
В 1866 г. европейские финансисты основали «Общество взаимного поземельного кредита», выпускавшее свои закладные листы через крупнейшие европейские банки, в частности банк Ротшильда. Хотя первые коммерческие банки России создавались исключительно на русские деньги, в дальнейшем организацию коммерческого кредита взял на себя иностранный капитал. Если в 1860-1880-е гг. преобладает германский капитал, то в 1890-е гг. - французский. К концу 1913 г. из 19 крупнейших банков России 11 было основано на иностранные капиталы (пять из них - на французские).
Экономический подъем в 1890-е гг. был связан и с торгово-промышленной политикой самодержавия - развитием акционерного учредительства. Ежегодно открывались десятки русских и иностранных компаний. Пик учредительства пришелся на 1899 г., когда были открыты 156 русских и 37 иностранных компаний.
К началу XX в. Россия по объему промышленного производства приблизилась к Франции, а по темпам его роста - к Германии и США. Доля России в мировом промышленном производстве выросла с 1,72% в 1860 г. до 1,88% в 1890 г., а к 1913 г. составила 3,14%, но это не отвечало имевшимся в ее распоряжении возможностям и современным задачам.
С 1870-х по 1890-е гг. внутренний торговый оборот вырос в три с лишним раза, внешнеторговый оборот - в четыре раза. Главными торговыми партнерами России были Англия и Германия. Российский экспорт составляли на 3/4 сельскохозяйственные продукты, а импорт - главным образом металл, уголь, машины, хлопок.
Увеличивается сельскохозяйственное производство. Российский хлебный экспорт вырос в 1860-1890-е гг. в пять раз. В конце XIX в. Россия давала до половины мирового урожая ржи, до четверти мирового урожая овса, стояла на первом месте по общему объему сельскохозяйственного производства. В России соперничали два типа аграрного капитализма: «прусский» с преобладанием помещичьих хозяйств, перешедших на новые методы хозяйствования с применением прогрессивного наемного труда, и «американский» с доминированием крестьянских хозяйств американского фермерского типа. «Американский» путь был более прогрессивным: здесь шире применялся наемный труд, меньше расходов требовалось на содержание штата управления. К началу XX в. крестьяне-предприниматели давали около половины товарного хлеба страны. Американский путь распространялся на окраинах, не знавших крепостного права: в Новороссии, Заволжье, Сибири.
Ко второй половине XVIII в. в социально-экономической области развития стран Западной Европы и США были созданы все условия для начала промышленной революции. Разрушение старых феодальных порядков, экономическое и политическое укрепление буржуазных слоев общества, рост мануфактурного производства - все это свидетельствовало о назревании глобальных изменений в сфере производства. Большое значение для начала промышленного переворота имели результаты аграрной революции XVIII века, которая привела к интенсификации сельскохозяйственного труда и одновременно к сокращению сельского населения, часть которого стала уходить в город. Индустриализация, охватившая с конца XVHI - XIX вв. всю Европу, развивалась крайне неравномерно и имела свои особенности в каждом регионе. Наиболее бурный рост был характерен для районов, имевших давние промышленные традиции, а также для областей, богатых углем, железной рудой и другими полезными ископаемыми.
Промышленный переворот начался в Англии в 60-е гг. XVIII в. Эта страна обладала густой сетью мануфактур, функционировавших на основе принципа разделения труда: организация производства здесь достигает высокой степени развития, что способствовало предельному упрощению и специализации отдельных производственных операций. Замена и вытеснение ручного труда машинами, что составляет сущность промышленного переворота, впервые происходит в легкой промышленности. Внедрение машин в этой сфере производства требовало меньших капиталовложений и приносило быструю финансовую отдачу. В 1765 г. ткач Д. Харгривс изобрел механическую прялку, в которой одновременно работали 15-18 веретен. Это изобрете-
ние, неоднократно модернизировавшееся, вскоре распространилось по всей Англии. Важной вехой в процессе усовершенствований стало изобретение Д. Уаттом в 1784 г. паровой машины, которую можно было использовать практически во всех отраслях промышленности. Новая техника потребовала иной организации производства. Мануфактура начинает вытесняться фабрикой. В отличие от мануфактуры, основанной на ручном труде, фабрика была крупным машинным предприятием, рассчитанным на выпуск огромного количества стандартной продукции. Развитие промышленности имело своим следствием рост транспортной инфраструктуры: осуществляется строительство новых каналов, шоссейных дорог; с первой четверти XIX в. активно развивается железнодорожный транспорт. К середине века протяженность железнодорожных путей в Англии составила более 8000 км. Морская и речная торговля также модернизировалЬсь с началом использования на флоте паровых машин. Успехи Англии в промышленном секторе были впечатляющими: в конце XVIII - первой половине XIX вв. ее стали называть «мастерской мира».
Промышленное развитие XIX в. характеризовалось расширением машинного производства, передачей технологи-че-ских знаний, коммерческого и финансового опыта От Англии к другим европейским странам и США. В континентальной Европе одной из первых стран, затронутых индустриализацией, стала Бельгия. Как и в Англии, здесь имелись богатые запасы угля, руды; крупные торговые центры (Гент, Льеж, Антверпен и др.) процветали благодаря удобному географическому положению между Францией и Германией. Запрет на вво$ английских товаров в ходе наполеоновских войн способствовал расцвету хлопчатобумажного производства в Генте. В 1823 г„ была возведена первая доменная печь в Льежском угольном бассейне/ Независимое существование Бельгии с 1831 г. благоприятствовало ускорению ее промышленного развития: за 20 последующих лет количество используемых машин увеличилось в шесть раз, а уровень добычи угля возрос с 2 до 6 млн тонн в год. Во Франции технологические новшества проникали, прежде всего, в крупные промышленные центры, такие, как Париж и Лион, а также в районы разви-
тия текстильной промышленности (северо-восток и центр страны). Большое значение для французской промышленности имел тот факт, что банки и финансовые учреждения активно вкладывали свои капиталы в строительство новых предприятий и совершенствование технологий. Особенно активно французская экономика развивается в эпоху Второй империи (1852-1870 гг.), когда объем экспорта вырос в 400 раз, а производство энергии - в пять раз.
Значительным препятствием для процесса индустриализации в Германии была политическая раздробленность этой страны. Ситуация значительно улучшилась после объединения немецких земель в 1871 г. Крупнейшим промышленным районом Германии становится Рурская область, где находились значительные месторождения угля высокого качества. Впоследствии здесь была основана компания Круппа, являвшаяся ведущим производителем стали в Германии. Другой"промышленный центр страны располагался в долине реки Вуппер. В начале века он получил известность за счет производства хлопчатобумажных тканей, добычи угля и железной руды. Именно в этом районе Германии для производства чугуна вместо древесного угля впервые стал использоваться кокс.
Индустриализация в Австро-Венгрии, Италии, Испании затронула лишь отдельные регионы, не оказав существенного влияния на экономическое развитие этих стран в целом.
В США промышленное производство начинает развиваться особо быстрыми темпами с 40-х гг. XIX века. Важнейшим промышленным районом страны были северо-восточные штаты (Пенсильвания, Нью-Йорк и др.), где уже к середине XIX века имелись крупные предприятия по производству железа, сельскохозяйственных машин, работавшие на каменноугольном топливе. Постоянно увеличивавшиеся размеры страны (к 1848 г. границы США простирались от Атлантического до Тихого океанов) способствовали бурному развитию. средств коммуникации - железнодорожныл ^иний и шоссейных дорог. Промышленное развитие Соединенных Штатов осуществлялось в условиях постоянного притока дешевой рабочей силы - эмигрантов ид Европы и Азии. Технические новшества проникают также на юг США, где в первой половине XIX
в. развивалось плантационное земледелие, основанное на использовании труда чернокожих рабов: все более широко внедряется хлопкоочистительный станок, изобретенный в 1793 г.; строятся предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. В целом индустриальное развитие США проходило наиболее быстрыми темпами со второй половины XIX в., когда были преодолены внутренние социально-политические противоречия (конфликт южных и северных штатов).
Промышленный переворот имел значительные социальные последствия^ связанные с формированием двух основных классов индустриального общества: промышленной буржуазии и наемных рабочих. Этим двум социальным группам предстояло найти точки соприкосновения и выработать эффективную систему взаимоотношений. Данный процесс протекал крайне сложно. На первом этапе индустриального развития, который можно условно обозначить как эпоху «дикого капитализма», степень эксплуатации рабочих была крайне высокой. Предприниматели стремились любой ценой сократить затраты на производство товаров, в частности, путем снижения заработной платы и увеличения продолжительности рабочего дня. В условиях невысокой производительности труда, полного отсутствия элементарной техники безопасности, а также законодательства, защищающего права лиц наемного труда, положение последних было очень тяжелым. Подобная ситуация не могла не вызвать стихийного протеста, который имел различные проявления: от разрушения машин (движение «луддитов» в Англии) до создания профсоюзов и формирования идеологических концепций, в которых пролетариату отводилась решающая роль в развитии общества. Изменился и характер взаимоотношений между промышленниками и государственной властью. Капиталистов уже не удовлетворял лишь факт учета своих интересов государством, - они постепенно начинают открыто претендовать на власть.
К концу 70-х гг. XIX в. наиболее развитые страны континентальной Европы (Франция, Германия, Бельгия, Швейцария) догнали Великобританию по основным экономическим показателям. Период британского экономического превосходства постепенно подходил к завершению. Особенно
серьезным конкурентом Англии на европейском рынке стала быстроразвивающаяся Германия, достигшая к концу XIX века значительных успехов в развитии «новых отраслей» производства (электротехники, машиностроении, химиче-ской промышленности). Серьезную конкуренцию Англии составляли и США, актизно внедрявшие новейшие европей-ские технологии. Бурное развитие промышленности начинает требовать дополнительных рынков сбыта для европейских товаров. Кризисы перепроизводства, имевшие циклический характер, к концу XIX века становятся все более серьезными и длительными. Постепенно истощается и сырьевая база европейской промышленности. Все это побуждает наиболее развитые индустриальные страны к захвату колоний. Объектами колониальной экспансии становились наименее развитые районы мира (Африка, Азия, Океания). Эти земли, не имевшие собственной промышленности, но обладавшие значительными материальными и людскими ресурсами, стали важнейшими источниками сырья и рынками сбыта для европейской индустрии. К концу XIX в. были созданы целые колониальные империи, крупнейшей из которых была Британская империя. Этот этап в развитии западной цивилизации характеризуется как эпоха империализма. Данная эпоха была не только периодом наивысшего могущества европейских индустриальных держав, но и временем, когда между ними зарождались серьезные противоречия, которые приобрели впоследствии неразрешимый характер. Экономическое соперничество, борьба за колониальные источники сырья и рынки сбыта стали основными причинами нарастания международной напряженности.
Таким образом, к кбнцу XIX века в целом завершился процесс становления индустриального капиталистического общества в Западной и Центральной Европе и в Северной Америке. Страны Запада явились зоной ускоренного, «передового» развития капитализма, его «первым эшелоном». Юго-Восточная и Восточная Европа, а также некоторые страны Азии (Япония) также вступили на путь реформ. В конце XIX в. окончательно сформировалась система мирового хозяйства. Вывоз товаров и капиталов связал многие регионы мира с европейскими центрами промышленности и банками. Индустриализация способствовала глубочайшему перевороту в развитии мировой цивилизации. Она зат-
ронула все без исключения сферы жизни общества, решив и, в то же время, породив множество проблем- Вторая половина XIX века была временем преобладания оптимистических настроений в европейском обществе. Европейцы верили в прогресс, во всемогущество техники и человеческого гения и с уверенностью смотрели в будущее.
Особенности индустриализации России в конце XIX – начале ХХ в. Переход к «современным темпам экономического роста. Реформа Витте.
После отмены крепостного права в 1861 году и буржуазных реформ в России утверждается капитализм. Из аграрной, отсталой страны Россия превращалась в аграрно-индустриальную: быстро создавалась сеть железных дорог, развивалась крупная машинная индустрия, возникали новые виды промышленности, складывались новые районы капиталистического промышленного и сельскохозяйственного производств, формировался единый капиталистический рынок, происходили важные социальные сдвиги в стране.
Индустриализация требовала значительных капиталовложений из бюджета͵ что должно было обеспечить реализацию разработанной политики. Одним из направлений осуществленной им (Витте) реформы было введение в 1894 ᴦ. государственной винной монополии , ставшей основной доходной статьей бюджета (365 млн. руб. в год). Были увеличены налоги , в первую очередь косвенные (они в 90-е годы выросли на 42,7 %). Был введен золотой стандарт, ᴛ.ᴇ. свободный размен рубля на золото.(1897)
Последнее позволило привлечь иностранный капитал в российскую экономику, т.к. иностранные инвесторы могли теперь вывозить из России золотые рубли. Таможенный тариф ограждал отечественную промышленность от иностранной конкуренции, правительство поощряло частное предпринимательство. В годы экономического кризиса 1900 - 1903 гᴦ. правительство щедро субсидировало и казенные, и частные предприятия. Получает распространение концессионная система , выдача казенных заказов предпринимателям на длительный срок по завышенным расценкам. Все это было хорошим стимулятором отечественной промышленности.
При этом процесс индустриализации в России шел противоречиво. Капиталистические методы хозяйствования (прибыль, себестоимость и т.д.) не коснулись государственного сектора экономики - крупнейшего в мире. Это были заводы оборонного значения. И это создавало определенный дисбаланс в капиталистическом развитии страны.
В своей реформаторской деятельности Витте пришлось испытывать сопротивление со стороны аристократии и высшего чиновничества, имевших большое влияние на царствующих особ. Наиболее активным противником Витте был министр внутренних дел В.К. Плеве . Его курс социальной политики - это противодействие реформам, отстаивание консервативного принципа развития , сохраняющего неизменно привилегии дворянства на власть, а, следовательно, сохранение феодальных пережитков. Эта тенденция противоборства реформ и контрреформ на рубеже двух веков закончилась не в пользу Витте.
Изменения мировой экономической конъюнктуры на рубеже XIX - XX вв. привело к кризису отраслей, интенсивно развивавшихся в 90-е гᴦ. - металлургии, машиностроения, нефте и угледобывающей промышленности. Противники министра обвинили его в спаде российского производства, называли его политику авантюрной и губительной для России Недовольство политикой Витте привело к отставке в 1903 ᴦ.
Особенности индустриализации России в конце XIX – начале ХХ в. Переход к «современным темпам экономического роста. Реформа Витте. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности индустриализации России в конце XIX – начале ХХ в. Переход к «современным темпам экономического роста. Реформа Витте." 2017, 2018.
Развитие портрета в XIX веке предопределила Великая Французская революция, которая способствовала решению новых задач в этом жанре. В искусстве довлеющим становится новый стиль - классицизм, и поэтому портрет теряет пышность и слащавость работ XVIII века и становится более... .
В течение нескольких веков собор продолжал стоять в незавершённом виде. Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремлённые ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства, кёльнский собор стоял незаконченным каркасом,... .
Вариант №1 Инструкция для студентов КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ Оценка «5»: 53-54 балла Оценка «4»: 49-52 баллов Оценка «3»: 45-48 баллов Оценка «2»: 1-44 баллов На выполнение работы необходимо 1 час 50 мин. – 2 часа.Уважаемый студент! Вашему вниманию... .
Социалистический реализм Неопластицизм Пуризм Кубофутуризм Арт... .
Физиологический очерк - жанр, основной целью которого является наглядное представление определённого социального класса, его жизни, среды обитания, устоев и ценностей. Жанр физиологического очерка зародился в 30-40годах XIX века в Англии и Франции, а позднее появился и в... .
Одеяние Одежда для боя.На наличие специальных типов боевой одежды источники прямо не указывают. Вероятно, у чукчей еще не было четкой специализации мирной и военной одежды. Вообще же, на взгляд европейцев, чукчи одевались легко для их сурового климата. Мужчина обычно...
Дальнейшее развитие технического прогресса в XIX в. и крупнейшие открытия в области естествознания - физике, математике, биологии, химии послужили основой для мощного толчка промышленности ведущих стран мира.
Обоснование закона сохранения и превращения энергии позволило сделать вывод о единстве мира и неуничтожаемости энергии. Открытие электромагнитной индукции проложило путь к превращению электрической энергии в механическое движение. В XIX в. проявилась тенденция к интеграции научных исследований, опережающему развитию естественных наук как основе развития техники и технологий. Новым явлением стало возникновение связей между научно-технической и производственной деятельностью.
В металлургии английским инженером Бессемером изобретен конвертер - вращающаяся печь для переработки чугуна в сталь. Француз Мартен сконструировал печь для выплавки стали более высокого качества. В конце XIX в. появились электропечи. Менялась энергетическая основа промышленности. Совершенствовалась паровая машина, был создан мощный тепловой двигатель - паровая турбина. Подлинную революцию в энергетике произвело использование электричества. Широко стала применяться энергия угля, торфа, сланца для выработки электрического тока, который можно передавать на расстояние. Решающее значение для технического прогресса имело создание динамо-машины, используемой в качестве электродвигателя.
Создание машин с помощью других машин привело к возникновению машиностроительных заводов, оснащаемых разнообразными станками. В конце XIX в. машиностроение располагало пятью типами станков - токарными, сверлильными, строгальными, фрезерными, шлифовальными. Основной линией развития машиностроения стал переход к специализированным станкам, предназначенным для одной или нескольких операций. Сужение функций станков вело к упрощению выполняемых операций и создавало условия для использования автоматических процессов. В 1873 г. американцем X. Спенсером был создан один из первых станков-автоматов.
В XIX в. в жизнь людей вошла железная дорога. Впервые железнодорожный транспорт появился в Англии в 1825 г. Во второй половине XIX в. наибольший размах железнодорожное строительство получило в США. Здесь в 1869 г. была открыта первая трансконтинентальная железнодорожная линия, соединившая Атлантическое побережье с Тихоокеанским. Улучшались грунтовые дороги. После 1830 г. во Франции появилось первое шоссе. Происходили изменения во внутригородском транспорте. В 80-е гг. конка стала заменяться трамваем. Развивался морской транспорт. Появились пароходы. Миграция населения из Европы в Америку, Австралию, Новую Зеландию побуждала создавать новые объемные суда. На морские маршруты вышли и суда специального назначения. В 1886 г. англичане построили первый танкер. В 1864 г. был построен русскими первый ледокол «Пилот», проводивший суда от Кронштадта до Ораниенбаума. Развитие морского транспорта явилось толчком для строительства Суэцкого канала, продолжавшееся с 1859 по 1869 г.
Совершенствовались средства связи. В 1844 г. изобретатель Морзе из США создал телеграфный аппарат, а в 1866 г. был проложен первый трансатлантический кабель длиной в 3240 км. В 1876 г. американец А. Белл создал телефон, обеспечивающий слышимость на небольшое расстояние. Вскоре Э. Юз изобрел важнейшую часть телефона - микрофон, а затем Т. А. Эдисон разработал коммутационное оборудование. В 1887 г. немецкий физик Г. Герц открыл возможность искусственного возбуждения электромагнитных волн. Идея беспроводной связи материализовалась А. С. Поповым. В 1895 г. появилось радио.
Промышленная революция и ее особенности. Промышленная революция, начавшись в 80-е гг. XVIII в. в Англии, в первой половине XIX в. охвати-ла остальные страны Европы и Северную Америку. К середине XIX в. фабрика уже доминировала в Англии. С 1826 по 1850 г. вывоз машин из Англии увеличился в шесть раз. Во многих других странах все же мануфактура и мелкое ремесленное производство еще преобладали и, несмотря на ускорение, промышленный переворот здесь завершился в последней трети XIX в.
Во Франции переход к созданию фабрик начался прежде всего в текстильной промышленности. По производству шелка Франция вышла на первое место в мире, ее ткани находили сбыт внутри страны и на внешнем рынке. Предметы роскоши традиционно играли важную роль во французском экспорте. Фабричное производство постепенно утверждалось в металлургии и машиностроении. Париж в 1828 г. перешел к газовому освещению и к асфальтированию улиц. Особенно быстро развивалась экономика в годы Второй империи (1852 - 1870).
В германских государствах промышленная революция развернулась в 30-е гг. Она стала возможной благодаря появлению свободной рабочей силы вследствие разорения ремесленников и крестьян, накоплению крупных капиталов, росту городского населения и увеличению его покупательского спроса. Фабричное производство утверждалось прежде всего в хлопчатобумажной промышленности Саксонии, Рейнско-Вестфальского района, Силезии. После создания Таможенного союза в 1834 г. началось формирование экономического единства при сохранении государственной раздробленности Германии. Технический прогресс и железнодорожное строительство сыграли важную роль в промышленном перевороте. В Пруссии началось строительство шоссейных дорог. Формировались крупные центры машиностроения - Берлин, Рур.
Более интенсивным становилось применение машин в Чехии, Нижней Австрии, итальянских землях, Испании. Переход от средневековых форм производства здесь проходил быстрее в текстильной промышленности, затем в металлургии.
Промышленная революция создала условия для преобразования общества из аграрного в индустриальное. Капиталистические формы в сельском хозяйстве раньше всего были внедрены в Англии и Голландии. В начале XIX в. они вводились в некоторых районах Франции, на севере Италии. Прусские юнкеры (помещики) перестраивали свои имения на капиталистической основе при сохранении полуфеодальных порядков.
В сельскохозяйственном производстве стали шире применяться орудия из железа, расширялись посевные площади, улучшались севообороты, использовались удобрения, другие достижения агрономии, первые сельскохозяйственные машины. В целом же деревня медленнее переходила к новым формам хозяйствования.
Промышленный переворот и индустриализация вызвали кризисы перепроизводства, сопровождавшиеся внезапным спадом, сокращением производства, ростом безработицы. Первый циклический кризис перепроизводства разразился в 1825 г. в Англии. Кризисы повторялись каждое десятилетие. Они вызывались вытеснением ручного труда машинным, сокращением числа рабочих рук, что вело к падению покупательной способности населения. В результате внутренний рынок перенасыщался товарами, которые не раскупались, ибо основная масса покупателей состояла из людей, работавших по найму. В период кризисов падал объем производства, ухудшалось положение трудящихся, что обостряло социальные противоречия.
Расширение экономических и торговых связей привело к тому, что кризисы приобретали международный характер. Первый мировой экономический кризис разразился в 1857 г. Большой урон экономике Европы нанес мировой аграрный кризис начала 70-х гг., вызванный притоком в европейские страны дешевого американского хлеба.
Экономика европейских стран развивалась неравномерно. Стало меняться соотношение сил в группе наиболее развитых стран. Если в первой половине XIX в. Англия занимала первое место в мировом промышленном производстве, то к концу XIX в. она переместилась на третье место в мире, уступив США и Германии. Соответственно Франция переместилась со второго места на четвертое.
С завершением промышленного переворота в большинстве западных стран ускорился процесс концентрации производства и капиталов. Отдельное предприятие из-за ограниченности капиталов не могло выжить в ожесточенной конкурентной борьбе. Возникали акционерные общества в форме картелей, синдикатов, трестов, контролировавшие целые отрасли экономики.
В Германии Рейнско-Вестфальский каменноугольный синдикат сконцентрировал в своих руках значительную часть добычи угля страны. «Всеобщая компания электричества» (АЭГ), «Сименс» стали монополистами в электротехнической промышленности, предприниматели Крупп и Штумм - в военном производстве.
Во Франции металлургическая промышленность оказалась в руках двух компаний - «Комите де форж» и Шнейдер-Крезо.
В Англии важную роль играли военные концерны Виккерса и Армстронга и Англо-иранская нефтяная компания. Стальная корпорация Моргана и нефтяной трест Рокфеллера подчинили себе значительную часть металлургии и нефтедобычи США. Эти монополии контролировали мелкие и средние предприятия, диктуя им свои условия.
Крупнейшие банки монополизировали финансовую сферу. Происходило сращивание банковского капитала с промышленным и образование на этой основе финансовой олигархии, существенным образом влиявшей на внутреннюю и внешнюю политику своих государств. Монополиям становилось тесно в национальных рамках, возникли международные монополии.
Хотя к концу XIX в. многие народы земного шара еще находились на доиндустриальной стадии развития, капитализм ведущих промышленных стран через колониальную политику, экспорт капиталов, торговлю, транспорт втягивал их в мировой рынок. Сложилась мировая капиталистическая система хозяйства.
п.1 вопросы и задания к пункту параграфу стр. 91
Вопрос. Заполните таблицу и сделайте выводы о значении технических достижений второй половины XIX в.
п.2 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 93
Вопрос. Проанализируйте признаки разных видов монополий и объясните, что их отличает друг от друга. Как степень централизации управления определяла собой конкретный вид монополии?
Виды монополий от картели до концерна отличаются укрупнением своих позиций: если в картели предприниматели договариваются о ценах и объемах, то концерн объединяет предприятия разных отраслей, находящихся под одним контролем и управлением.
п.3 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 96
Вопрос 1. Составьте логическую схему, показав на ней причины экономических кризисов в XIX в. и их социальные последствия.
Вопрос 2. Каковы были положительные и отрицательные следствия монополизации рынков и сфер производства? Почему во второй половине XIX в. предпринимателям стал более выгоден вывоз капиталов, а не товаров из индустриальных стран?
Предприниматели быстро наращивали выпуск товаров на который был спрос, однако насытившись товаром, начинался спад производства. Причем спад, начавшийся в одной отрасли, охватывал всю экономику.
п.4 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 97
Вопрос 1. Какие перемены происходили в составе наёмных работников в процессе индустриализации?
В составе наемных работников происходит расслоение: административные кадры, служащие, квалифицированные рабочие, неквалифицированные.
Вопрос 2. Как менялось положение наёмных работников?
Эти слои различались по уровню доходов, образованию.
п.5 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 98
Вопрос. Какие новые черты приобрело профсоюзное движение в индустриальных странах на рубеже ХIХ-ХХ вв.? Назовите четыре и более отличий.
Профсоюзы объединялись в общенациональном масштабе. Развивались связи между профсоюзами разных государств. Создан Международный секретариат профсоюзов, который обеспечивал сотрудничество и взаимоподдержку профсоюзных центров разных стран.
Они объединяли в основном высококвалифицированных рабочих одной профессии. Впоследствии происходило объединение на уровне отраслей и включение в свои организации неквалифицированных рабочих.
Вопросы и задания к параграфу стр. 98
Вопрос 1. Что из перечисленного ниже характеризовало промышленное и социальное развитие стран Европы и США в первой половине XIX в., а что - во второй:
1) вывоз машин и оборудования; 2) вывоз капиталов; 3) завершение промышленного переворота; 4) индустриализация; 5) конвейерное производство; 6) концентрация производства; 7) модернизация производства; 8) монополизация производства и рынков; 9) первый кризис перепроизводства; 10) превращение профсоюзов во влиятельную политическую силу; 11) расслоение наёмных работников; 12) слияние банковского капитала с промышленным; 13) становление рабочего движения; 14) формирование рабочего класса; 15) централизация производства?
Завершение промышленного переворота; формирование рабочего класса; становление рабочего движения; модернизация производства; конвейерное производство; концентрация производства; централизация капитала; слияние банковского капитала; кризис перепроизводства; монополизация производства и рынка; вывоз капитала; индустриализация; расслоение наемных рабочих; превращение профсоюзов во влиятельную политическую силу.
Вопрос 2. Из этого перечня составьте пары понятий, означающих причины и следствия экономических и социальных процессов XIX в.; объясните свой ответ. Пример: индустриализация -расслоение наёмных работников.
индустриализация - расслоение наемных рабочих;
завершение промышленного переворота - модернизация производства - конвейерное производство;
формирование рабочего класса - становление рабочего движения;
концентрация производства – централизация капитала;
монополизация производства и рынка - слияние банковского
капитала – вывоз капитала;
кризис перепроизводства – монополизация рынков.
Вопрос 3. Подумайте, почему во второй половине XIX в. в индустриальных странах уже не было таких массовых общественных движений, как чартизм.
Массовых общественных движений в индустриальных странах не было, так как получило развитие профсоюзное движение, которые боролись за права рабочих.
Вопрос 1. Что в положении общества, и конкретно рабочих, беспокоило главу Католической церкви в конце XIX в.?
Церковь желает, чтобы неимущие жили лучше, призывает людей к добродетели и воспитывает их нравственно.
Вопрос 2. Для чего папа римский предлагает рабочим организовать профсоюзы? В чём должна заключаться их деятельность?
Деятельность профсоюзов должна заключаться (по мнению Папы Римского) в обращении к Богу, заниматься религиозными наставлениями, обучение тому, что составляет обязанности Богу, чему он верит, на что надеется и что его ведет к вечному спасению.
Вопрос 3. О чьих интересах заботилась Церковь, предлагая создавать католические профсоюзы?
Анализируя данные высказывания, понимаешь, что Церковь заботится не в интересах рабочего класса.