Индустриальное развитие стран Запала во второй половине XVIII - XIX вв. Особенности индустриализации России в конце XIX – начале ХХ в

Начало капиталистической индустриализации

Для утверждения капитализма в России важнейшее значение имел промышленный переворот, который завершился к началу 1880-х гг. Промышленный переворот в России начался позднее, чем в Западной Европе, только в 1830-1840-е гг. Развитие капиталистической мануфактуры, связанное с заменой ручного труда мащинным, в России, как и во всех странах, прежде всего происходило в легкой промышленности.

На очереди встала следующая задача - капиталистическая индустриализация. Однако в течение трех десятилетий, последовавших за освобождением крестьян, рост промышленности в целом составлял 2,5-3% в год. Экономическая отсталость страны была серьезным препятствием на пути индустриализации. Вплоть до 1880 г. стране приходилось ввозить сырье и оборудование для строительства железных дорог.

С середины 1890-х гг. Россия начала двигаться по пути индустриализации. Важнейшие мероприятия в этой области связанны с именем графа СЮ. Витте. Многие современники считали, что как государственный деятель СЮ. Витте был на голову выше своих коллег, отличаясь обостренным «чувством жизни и ее потребностей». СЮ. Витте, один из крупнейших преобразователей в истории России, занимал пост министра финансов с 1892 по 1903 г. Он стремился приблизительно за десять лет догнать в промышленном отношении развитые страны Европы, занять прочные позиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Ускоренного промышленного развития он предполагал достичь за счет трех основных источников: привлечения иностранных капиталов, накопления внутренних ресурсов с помощью жесткой налоговой политики и таможенной защиты промышленности от западных конкурентов.

«Открытие» России иностранным капиталом произошло в 50-е гг. XIX в., но тогда экономика России не могла привлечь западноевропейский капитал в большом объеме ввиду отсутствия рынка свободной рабочей силы. В пореформенную эпоху западных предпринимателей стали привлекать огромные сырьевые ресурсы России, низкая конкуренция и дешевая рабочая сила, обеспечивавшие высокую норму прибыли.

Обращение СЮ. Витте к иностранному капиталу, естественно, привело к серьезной политической полемике, особенно в 1898-1899 гг., между теми деловыми кругами, которые успешно сотрудничали с ино­странными фирмами, с одной стороны, и их противниками, опасавшимися поставить Россию в подчиненное положение к иностранным вкладчикам и утратить национальную независимость, - с другой. Со своей стороны СЮ. Витте стремился ускорить процесс индустриали­зации, который позволил бы Российской империи догнать Запад. Огромные темпы промышленного роста - самые высокие в мире - были обусловлены тем, что Россия, приступая к индустриализации, могла использовать знания, опыт, технический персонал, технику, но в первую очередь - капиталы передовых держав. Таким образом, широкое привлечение иностранного капитала стало важнейшей характерной чертой капиталистической индустриализации в России.

Притоку иностранного капитала в промышленность в форме прямых инвестиций мешала неупорядоченность российских финансов. В 1850-1870-е гг. курс рубля снизился до 62 копеек золотом. К 1892 г. государство находилось на грани финансового банкротства. Финансовая реформа СЮ. Витте 1897 г. по укреплению рубля позволила повысить золотое содержание рубля, в результате чего на рубеже веков он превратился в одну из устойчивых европейских валют.

Еще одним препятствием вложению иностранного капитала служил низкий таможенный тариф, который позволял свободно ввозить товары и при котором стимул к развитию отечественной промышленности отсутствовал. В 1877 г. были введены «золотые» (в золотой валюте) пошлины, что увеличило их реальную стоимость вдвое, В 1891 г. вступили в силу новые таможенные правила, запретительные для про мышленных товаров иностранного производства.

Если в Западной Европе строительство железных дорог завершало индустриализацию, то в России оно послужило ее исходной точкой. О незамедлительном строительстве железных дорог впервые заявили в начале 60-х гг. XIX в. помещики - экспортеры хлеба и торгово-промышленная буржуазия. В 1865 г. в России насчитывалось всего 3,7 тыс. км железных дорог, тогда как в Англии - 22 тыс. км, США - 56 тыс. км.

За период 1861 -1900 гг. было построено и введено в эксплуатацию 51,6 тыс. км железных дорог, причем 22 тыс. км из них в течение одного десятилетия (1890-1900 гг.) Железнодорожная сеть России соединила хлебные районы с промышленными, центр - с окраинами.

К началу XX в. была создана общегосударственная сеть железных дорог, ставшая важнейшим фактором складывания единой капиталистической системы хозяйства. В Европейской части России окончательно формируются восемь основных железнодорожных узлов, охватывающих важнейшие экономические районы. Большое значение для экономического развития страны имело государственное крупномасштабное строительство железных дорог на окраинах страны - Транссибирской магистрали, Среднеазиатской и др. Железнодорожный транспорт стал важнейшей отраслью капиталистического хозяйства.

Создание в стране развитой транспортной сети позволяло нормаль но функционировать крупному машинному производству. Рельсовые дороги связывали.местные рынки в единый внутренний рынок, чтс способствовало дальнейшему развитию капиталистических отношений Благодаря железным дорогам были открыты новые ресурсы - земля лес, полезные ископаемые - в ранее неизвестных районах, а Росси: смогла выйти на мировой рынок зерна.

Доходы от хлебного экспорта были одним из основных источников накопления и вкладывались в развитие различных отраслей экс помики России. Ускорение грузоперевозок ускоряло и оборот кат талой Главная роль в строительстве железных дорог (70% вложеных српи-тв) принадлежала иностранному капиталу. Таким образол иностранный капитал опосредованно стимулировал развитие всей российской экономики.

В пореформенные десятилетия наибольшую сложность составляла техническая перестройка тяжелой индустрии.

В 1861 г. были приняты Правила для поощрения машиностроительного дела в России, затем в правительстве разработана новая система стимулирования роста собственного сталелитейного производства, основанная на долгосрочных казенных заказах по повышенным ценам и денежных премиях. В 1878 г. была учреждена Особая комиссия для изучения причин, задерживающих развитие горного и механического дела в России. Одновременно Общество содействия русской промышленности и торговле внесло в правительство ходатайство о финансовой поддержке только самостоятельных заводов, изготавливавших стальные рельсы из металлов отечественного производства. Но результативность мер оказалась низкой. Внутренние потребности в машинах, металле и каменном угле в два-три раза превосходили производство в стране, недостатки покрывались соответствующей долей импорта, общая стоимость которого превышала гигантскую по тем временам сумму в 1 млрд руб. серебром. Таким образом, Россия дорогой ценой расплачивалась за свою техническую отсталость.

Приток иностранного капитала сыграл значительную роль в промышленном развитии и к 1900 г. стал массовым явлением для России. В развитии отраслей тяжелой промышленности - металлургической, каменноугольной, машиностроительной, электротехнической - его доля составила 60%. В целом же с 1861 по 1890-е гг. иностранный капитал в России вырос в 23 раза, причем на первом месте была Франция, за ней шли Великобритания, Германия, Бельгия. Результаты экономической политики СЮ. Витте были впечатляющими. Промышленный взлет 1890-х гг. полностью преобразил многие области империи, вызвав развитие городских центров и возникновение новых крупных современных промышленных предприятий.

В целом крупная промышленность была неравномерно распределена по территории России и сосредоточивалась в нескольких районах: Московском, Петербургском, Польском, Прибалтийском, Уральском. К концу XIX в. к ним добавились новые районы - Южный угольно-металлургический и Бакинский нефтедобывающий. Центральный регион вокруг Москвы приобрел еще большее значение, так же как и район вокруг Петербурга, представленный таким гигантом, как Путиловский завод. Урал же, напротив, пришел к тому времени в упадок из-за своей социальной и технической отсталости. Место Урала как ведущего промышленного района заняли Украина и Юг России.

Особенностью российской промышленности было также то, что машинная индустрия сразу создавалась как крупная и крупнейшая. Таким образом, для российской тяжелой индустрии была характерна высокая концентрация производства: на 18% всех промышленных предприятий было занято более 4/5 рабочих. К 1914 г. промышленный пролетариат в Петербурге на 70% был сосредоточен на крупных предприятиях.

В 1866 г. европейские финансисты основали «Общество взаимного поземельного кредита», выпускавшее свои закладные листы через крупнейшие европейские банки, в частности банк Ротшильда. Хотя первые коммерческие банки России создавались исключительно на русские деньги, в дальнейшем организацию коммерческого кредита взял на себя иностранный капитал. Если в 1860-1880-е гг. преобладает германский капитал, то в 1890-е гг. - французский. К концу 1913 г. из 19 крупнейших банков России 11 было основано на иностранные капиталы (пять из них - на французские).

Экономический подъем в 1890-е гг. был связан и с торгово-промышленной политикой самодержавия - развитием акционерного учредительства. Ежегодно открывались десятки русских и иностранных компаний. Пик учредительства пришелся на 1899 г., когда были открыты 156 русских и 37 иностранных компаний.

К началу XX в. Россия по объему промышленного производства приблизилась к Франции, а по темпам его роста - к Германии и США. Доля России в мировом промышленном производстве выросла с 1,72% в 1860 г. до 1,88% в 1890 г., а к 1913 г. составила 3,14%, но это не отвечало имевшимся в ее распоряжении возможностям и современ­ным задачам.

С 1870-х по 1890-е гг. внутренний торговый оборот вырос в три с лишним раза, внешнеторговый оборот - в четыре раза. Главными торговыми партнерами России были Англия и Германия. Российский экспорт составляли на 3/4 сельскохозяйственные продукты, а импорт - главным образом металл, уголь, машины, хлопок.

Увеличивается сельскохозяйственное производство. Российский хлебный экспорт вырос в 1860-1890-е гг. в пять раз. В конце XIX в. Россия давала до половины мирового урожая ржи, до четверти мирового урожая овса, стояла на первом месте по общему объему сельско­хозяйственного производства. В России соперничали два типа аграрного капитализма: «прусский» с преобладанием помещичьих хозяйств, перешедших на новые методы хозяйствования с применением прогрессивного наемного труда, и «американский» с доминированием крестьянских хозяйств американского фермерского типа. «Американский» путь был более прогрессивным: здесь шире применялся наемный труд, меньше расходов требовалось на содержание штата управления. К началу XX в. крестьяне-предприниматели давали около половины товарного хлеба страны. Американский путь распространялся на окраинах, не знавших крепостного права: в Новороссии, Заволжье, Сибири.

Ко второй половине XVIII в. в социально-экономичес­кой области развития стран Западной Европы и США были созданы все условия для начала промышленной револю­ции. Разрушение старых феодальных порядков, экономи­ческое и политическое укрепление буржуазных слоев об­щества, рост мануфактурного производства - все это сви­детельствовало о назревании глобальных изменений в сфе­ре производства. Большое значение для начала промыш­ленного переворота имели результаты аграрной револю­ции XVIII века, которая привела к интенсификации сель­скохозяйственного труда и одновременно к сокращению сельского населения, часть которого стала уходить в го­род. Индустриализация, охватившая с конца XVHI - XIX вв. всю Европу, развивалась крайне неравномерно и имела свои особенности в каждом регионе. Наиболее бурный рост был характерен для районов, имевших давние промыш­ленные традиции, а также для областей, богатых углем, железной рудой и другими полезными ископаемыми.

Промышленный переворот начался в Англии в 60-е гг. XVIII в. Эта страна обладала густой сетью мануфактур, фун­кционировавших на основе принципа разделения труда: орга­низация производства здесь достигает высокой степени раз­вития, что способствовало предельному упрощению и спе­циализации отдельных производственных операций. Заме­на и вытеснение ручного труда машинами, что составляет сущность промышленного переворота, впервые происхо­дит в легкой промышленности. Внедрение машин в этой сфере производства требовало меньших капиталовложе­ний и приносило быструю финансовую отдачу. В 1765 г. ткач Д. Харгривс изобрел механическую прялку, в кото­рой одновременно работали 15-18 веретен. Это изобрете-


ние, неоднократно модернизировавшееся, вскоре распрос­транилось по всей Англии. Важной вехой в процессе усо­вершенствований стало изобретение Д. Уаттом в 1784 г. паровой машины, которую можно было использовать прак­тически во всех отраслях промышленности. Новая техни­ка потребовала иной организации производства. Мануфак­тура начинает вытесняться фабрикой. В отличие от ману­фактуры, основанной на ручном труде, фабрика была круп­ным машинным предприятием, рассчитанным на выпуск огромного количества стандартной продукции. Развитие промышленности имело своим следствием рост транспорт­ной инфраструктуры: осуществляется строительство но­вых каналов, шоссейных дорог; с первой четверти XIX в. активно развивается железнодорожный транспорт. К се­редине века протяженность железнодорожных путей в Англии составила более 8000 км. Морская и речная тор­говля также модернизировалЬсь с началом использования на флоте паровых машин. Успехи Англии в промышлен­ном секторе были впечатляющими: в конце XVIII - первой половине XIX вв. ее стали называть «мастерской мира».

Промышленное развитие XIX в. характеризовалось рас­ширением машинного производства, передачей технологи-че-ских знаний, коммерческого и финансового опыта От Англии к другим европейским странам и США. В конти­нентальной Европе одной из первых стран, затронутых индустриализацией, стала Бельгия. Как и в Англии, здесь имелись богатые запасы угля, руды; крупные торговые центры (Гент, Льеж, Антверпен и др.) процветали благо­даря удобному географическому положению между Фран­цией и Германией. Запрет на вво$ английских товаров в ходе наполеоновских войн способствовал расцвету хлоп­чатобумажного производства в Генте. В 1823 г„ была воз­ведена первая доменная печь в Льежском угольном бассей­не/ Независимое существование Бельгии с 1831 г. благо­приятствовало ускорению ее промышленного развития: за 20 последующих лет количество используемых машин уве­личилось в шесть раз, а уровень добычи угля возрос с 2 до 6 млн тонн в год. Во Франции технологические новшества проникали, прежде всего, в крупные промышленные цен­тры, такие, как Париж и Лион, а также в районы разви-


тия текстильной промышленности (северо-восток и центр страны). Большое значение для французской промышлен­ности имел тот факт, что банки и финансовые учреждения активно вкладывали свои капиталы в строительство но­вых предприятий и совершенствование технологий. Осо­бенно активно французская экономика развивается в эпо­ху Второй империи (1852-1870 гг.), когда объем экспор­та вырос в 400 раз, а производство энергии - в пять раз.

Значительным препятствием для процесса индустриа­лизации в Германии была политическая раздробленность этой страны. Ситуация значительно улучшилась после объединения немецких земель в 1871 г. Крупнейшим про­мышленным районом Германии становится Рурская об­ласть, где находились значительные месторождения угля высокого качества. Впоследствии здесь была основана ком­пания Круппа, являвшаяся ведущим производителем ста­ли в Германии. Другой"промышленный центр страны рас­полагался в долине реки Вуппер. В начале века он полу­чил известность за счет производства хлопчатобумажных тканей, добычи угля и железной руды. Именно в этом районе Германии для производства чугуна вместо древес­ного угля впервые стал использоваться кокс.

Индустриализация в Австро-Венгрии, Италии, Испании затронула лишь отдельные регионы, не оказав существенно­го влияния на экономическое развитие этих стран в целом.

В США промышленное производство начинает разви­ваться особо быстрыми темпами с 40-х гг. XIX века. Важ­нейшим промышленным районом страны были северо-вос­точные штаты (Пенсильвания, Нью-Йорк и др.), где уже к середине XIX века имелись крупные предприятия по производству железа, сельскохозяйственных машин, ра­ботавшие на каменноугольном топливе. Постоянно увели­чивавшиеся размеры страны (к 1848 г. границы США простирались от Атлантического до Тихого океанов) спо­собствовали бурному развитию. средств коммуникации - железнодорожныл ^иний и шоссейных дорог. Промыш­ленное развитие Соединенных Штатов осуществлялось в условиях постоянного притока дешевой рабочей силы - эмигрантов ид Европы и Азии. Технические новшества проникают также на юг США, где в первой половине XIX


в. развивалось плантационное земледелие, основанное на использовании труда чернокожих рабов: все более широ­ко внедряется хлопкоочистительный станок, изобретен­ный в 1793 г.; строятся предприятия по переработке сель­скохозяйственной продукции. В целом индустриальное развитие США проходило наиболее быстрыми темпами со второй половины XIX в., когда были преодолены внут­ренние социально-политические противоречия (конфликт южных и северных штатов).

Промышленный переворот имел значительные соци­альные последствия^ связанные с формированием двух ос­новных классов индустриального общества: промышленной буржуазии и наемных рабочих. Этим двум социальным груп­пам предстояло найти точки соприкосновения и вырабо­тать эффективную систему взаимоотношений. Данный про­цесс протекал крайне сложно. На первом этапе индустри­ального развития, который можно условно обозначить как эпоху «дикого капитализма», степень эксплуатации рабо­чих была крайне высокой. Предприниматели стремились любой ценой сократить затраты на производство товаров, в частности, путем снижения заработной платы и увеличе­ния продолжительности рабочего дня. В условиях невысо­кой производительности труда, полного отсутствия элемен­тарной техники безопасности, а также законодательства, защищающего права лиц наемного труда, положение пос­ледних было очень тяжелым. Подобная ситуация не могла не вызвать стихийного протеста, который имел различные проявления: от разрушения машин (движение «луддитов» в Англии) до создания профсоюзов и формирования идеоло­гических концепций, в которых пролетариату отводилась решающая роль в развитии общества. Изменился и харак­тер взаимоотношений между промышленниками и государ­ственной властью. Капиталистов уже не удовлетворял лишь факт учета своих интересов государством, - они постепен­но начинают открыто претендовать на власть.

К концу 70-х гг. XIX в. наиболее развитые страны кон­тинентальной Европы (Франция, Германия, Бельгия, Швей­цария) догнали Великобританию по основным экономиче­ским показателям. Период британского экономического пре­восходства постепенно подходил к завершению. Особенно


серьезным конкурентом Англии на европейском рынке ста­ла быстроразвивающаяся Германия, достигшая к концу XIX века значительных успехов в развитии «новых отрас­лей» производства (электротехники, машиностроении, химиче-ской промышленности). Серьезную конкуренцию Англии составляли и США, актизно внедрявшие новей­шие европей-ские технологии. Бурное развитие промыш­ленности начинает требовать дополнительных рынков сбы­та для европейских товаров. Кризисы перепроизводства, имевшие циклический характер, к концу XIX века ста­новятся все более серьезными и длительными. Постепен­но истощается и сырьевая база европейской промышлен­ности. Все это побуждает наиболее развитые индустриаль­ные страны к захвату колоний. Объектами колониальной экспансии становились наименее развитые районы мира (Африка, Азия, Океания). Эти земли, не имевшие собствен­ной промышленности, но обладавшие значительными ма­териальными и людскими ресурсами, стали важнейшими источниками сырья и рынками сбыта для европейской ин­дустрии. К концу XIX в. были созданы целые колониаль­ные империи, крупнейшей из которых была Британская империя. Этот этап в развитии западной цивилизации ха­рактеризуется как эпоха империализма. Данная эпоха была не только периодом наивысшего могущества евро­пейских индустриальных держав, но и временем, когда между ними зарождались серьезные противоречия, кото­рые приобрели впоследствии неразрешимый характер. Экономическое соперничество, борьба за колониальные источники сырья и рынки сбыта стали основными причи­нами нарастания международной напряженности.

Таким образом, к кбнцу XIX века в целом завершился процесс становления индустриального капиталистического общества в Западной и Центральной Европе и в Северной Америке. Страны Запада явились зоной ускоренного, «пе­редового» развития капитализма, его «первым эшелоном». Юго-Восточная и Восточная Европа, а также некоторые страны Азии (Япония) также вступили на путь реформ. В конце XIX в. окончательно сформировалась система миро­вого хозяйства. Вывоз товаров и капиталов связал многие регионы мира с европейскими центрами промышленности и банками. Индустриализация способствовала глубочайше­му перевороту в развитии мировой цивилизации. Она зат-


ронула все без исключения сферы жизни общества, решив и, в то же время, породив множество проблем- Вторая по­ловина XIX века была временем преобладания оптимисти­ческих настроений в европейском обществе. Европейцы ве­рили в прогресс, во всемогущество техники и человеческо­го гения и с уверенностью смотрели в будущее.

Особенности индустриализации России в конце XIX – начале ХХ в. Переход к «современным темпам экономического роста. Реформа Витте.

После отмены крепостного права в 1861 году и буржуазных реформ в России утверждается капитализм. Из аграрной, отсталой страны Россия превращалась в аграрно-индустриальную: быстро создавалась сеть желœезных дорог, развивалась крупная машинная индустрия, возникали новые виды промышленности, складывались новые районы капиталистического промышленного и сельскохозяйственного производств, формировался единый капиталистический рынок, происходили важные социальные сдвиги в стране.

Индустриализация требовала значительных капиталовложений из бюджета͵ что должно было обеспечить реализацию разработанной политики. Одним из направлений осуществленной им (Витте) реформы было введение в 1894 ᴦ. государственной винной монополии , ставшей основной доходной статьей бюджета (365 млн. руб. в год). Были увеличены налоги , в первую очередь косвенные (они в 90-е годы выросли на 42,7 %). Был введен золотой стандарт, ᴛ.ᴇ. свободный размен рубля на золото.(1897)

Последнее позволило привлечь иностранный капитал в российскую экономику, т.к. иностранные инвесторы могли теперь вывозить из России золотые рубли. Таможенный тариф ограждал отечественную промышленность от иностранной конкуренции, правительство поощряло частное предпринимательство. В годы экономического кризиса 1900 - 1903 гᴦ. правительство щедро субсидировало и казенные, и частные предприятия. Получает распространение концессионная система , выдача казенных заказов предпринимателям на длительный срок по завышенным расценкам. Все это было хорошим стимулятором отечественной промышленности.

При этом процесс индустриализации в России шел противоречиво. Капиталистические методы хозяйствования (прибыль, себестоимость и т.д.) не коснулись государственного сектора экономики - крупнейшего в мире. Это были заводы оборонного значения. И это создавало определœенный дисбаланс в капиталистическом развитии страны.

В своей реформаторской деятельности Витте пришлось испытывать сопротивление со стороны аристократии и высшего чиновничества, имевших большое влияние на царствующих особ. Наиболее активным противником Витте был министр внутренних дел В.К. Плеве . Его курс социальной политики - это противодействие реформам, отстаивание консервативного принципа развития , сохраняющего неизменно привилегии дворянства на власть, а, следовательно, сохранение феодальных пережитков. Эта тенденция противоборства реформ и контрреформ на рубеже двух веков закончилась не в пользу Витте.

Изменения мировой экономической конъюнктуры на рубеже XIX - XX вв. привело к кризису отраслей, интенсивно развивавшихся в 90-е гᴦ. - металлургии, машиностроения, нефте и угледобывающей промышленности. Противники министра обвинили его в спаде российского производства, называли его политику авантюрной и губительной для России Недовольство политикой Витте привело к отставке в 1903 ᴦ.

Особенности индустриализации России в конце XIX – начале ХХ в. Переход к «современным темпам экономического роста. Реформа Витте. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности индустриализации России в конце XIX – начале ХХ в. Переход к «современным темпам экономического роста. Реформа Витте." 2017, 2018.

  • - Портрет XIX века

    Развитие портрета в XIX веке предопределила Великая Французская революция, которая способствовала решению новых задач в этом жанре. В искусстве довлеющим становится новый стиль - классицизм, и поэтому портрет теряет пышность и слащавость работ XVIII века и становится более... .


  • - Кёльнский собор в XIX в.

    В течение нескольких веков собор продолжал стоять в незавершённом виде. Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремлённые ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства, кёльнский собор стоял незаконченным каркасом,... .


  • - Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.

    Вариант №1 Инструкция для студентов КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ Оценка «5»: 53-54 балла Оценка «4»: 49-52 баллов Оценка «3»: 45-48 баллов Оценка «2»: 1-44 баллов На выполнение работы необходимо 1 час 50 мин. – 2 часа.Уважаемый студент! Вашему вниманию... .


  • - XIX век

    Социалистический реализм Неопластицизм Пуризм Кубофутуризм Арт... .


  • - Консерватизм в России XIX столетия

  • - Физиологическая проза в русской журналистике XIX в.

    Физиологический очерк - жанр, основной целью которого является наглядное представление определённого социального класса, его жизни, среды обитания, устоев и ценностей. Жанр физиологического очерка зародился в 30-40годах XIX века в Англии и Франции, а позднее появился и в... .


  • - Чепец с вырезом на макушке оленных чукчей (рубеж XIX - XX вв.).

    Одеяние Одежда для боя.На наличие специальных типов боевой одежды источники прямо не указывают. Вероятно, у чукчей еще не было четкой специализации мирной и военной одежды. Вообще же, на взгляд европейцев, чукчи одевались легко для их сурового климата. Мужчина обычно...

  • Дальнейшее развитие технического прогресса в XIX в. и крупнейшие открытия в области естествознания - физике, математике, биологии, химии послужили основой для мощного толчка промышленности ведущих стран мира.

    Обоснование закона сохранения и превращения энергии позволило сделать вывод о единстве мира и неуничтожаемости энергии. Открытие электромагнитной индукции проложило путь к превращению электрической энергии в механическое движение. В XIX в. проявилась тенденция к интеграции научных исследований, опережающему развитию естественных наук как основе развития техники и технологий. Новым явлением стало возникновение связей между научно-технической и производственной деятельностью.

    В металлургии английским инженером Бессемером изобретен конвертер - вращающаяся печь для переработки чугуна в сталь. Француз Мартен сконструировал печь для выплавки стали более высокого качества. В конце XIX в. появились электропечи. Менялась энергетическая основа промышленности. Совершенствовалась паровая машина, был создан мощный тепловой двигатель - паровая турбина. Подлинную революцию в энергетике произвело использование электричества. Широко стала применяться энергия угля, торфа, сланца для выработки электрического тока, который можно передавать на расстояние. Решающее значение для технического прогресса имело создание динамо-машины, используемой в качестве электродвигателя.

    Создание машин с помощью других машин привело к возникновению машиностроительных заводов, оснащаемых разнообразными станками. В конце XIX в. машиностроение располагало пятью типами станков - токарными, сверлильными, строгальными, фрезерными, шлифовальными. Основной линией развития машиностроения стал переход к специализированным станкам, предназначенным для одной или нескольких операций. Сужение функций станков вело к упрощению выполняемых операций и создавало условия для использования автоматических процессов. В 1873 г. американцем X. Спенсером был создан один из первых станков-автоматов.

    В XIX в. в жизнь людей вошла железная дорога. Впервые железнодорожный транспорт появился в Англии в 1825 г. Во второй половине XIX в. наибольший размах железнодорожное строительство получило в США. Здесь в 1869 г. была открыта первая трансконтинентальная железнодорожная линия, соединившая Атлантическое побережье с Тихоокеанским. Улучшались грунтовые дороги. После 1830 г. во Франции появилось первое шоссе. Происходили изменения во внутригородском транспорте. В 80-е гг. конка стала заменяться трамваем. Развивался морской транспорт. Появились пароходы. Миграция населения из Европы в Америку, Австралию, Новую Зеландию побуждала создавать новые объемные суда. На морские маршруты вышли и суда специального назначения. В 1886 г. англичане построили первый танкер. В 1864 г. был построен русскими первый ледокол «Пилот», проводивший суда от Кронштадта до Ораниенбаума. Развитие морского транспорта явилось толчком для строительства Суэцкого канала, продолжавшееся с 1859 по 1869 г.

    Совершенствовались средства связи. В 1844 г. изобретатель Морзе из США создал телеграфный аппарат, а в 1866 г. был проложен первый трансатлантический кабель длиной в 3240 км. В 1876 г. американец А. Белл создал телефон, обеспечивающий слышимость на небольшое расстояние. Вскоре Э. Юз изобрел важнейшую часть телефона - микрофон, а затем Т. А. Эдисон разработал коммутационное оборудование. В 1887 г. немецкий физик Г. Герц открыл возможность искусственного возбуждения электромагнитных волн. Идея беспроводной связи материализовалась А. С. Поповым. В 1895 г. появилось радио.
    Промышленная революция и ее особенности. Промышленная революция, начавшись в 80-е гг. XVIII в. в Англии, в первой половине XIX в. охвати-ла остальные страны Европы и Северную Америку. К середине XIX в. фабрика уже доминировала в Англии. С 1826 по 1850 г. вывоз машин из Англии увеличился в шесть раз. Во многих других странах все же мануфактура и мелкое ремесленное производство еще преобладали и, несмотря на ускорение, промышленный переворот здесь завершился в последней трети XIX в.

    Во Франции переход к созданию фабрик начался прежде всего в текстильной промышленности. По производству шелка Франция вышла на первое место в мире, ее ткани находили сбыт внутри страны и на внешнем рынке. Предметы роскоши традиционно играли важную роль во французском экспорте. Фабричное производство постепенно утверждалось в металлургии и машиностроении. Париж в 1828 г. перешел к газовому освещению и к асфальтированию улиц. Особенно быстро развивалась экономика в годы Второй империи (1852 - 1870).

    В германских государствах промышленная революция развернулась в 30-е гг. Она стала возможной благодаря появлению свободной рабочей силы вследствие разорения ремесленников и крестьян, накоплению крупных капиталов, росту городского населения и увеличению его покупательского спроса. Фабричное производство утверждалось прежде всего в хлопчатобумажной промышленности Саксонии, Рейнско-Вестфальского района, Силезии. После создания Таможенного союза в 1834 г. началось формирование экономического единства при сохранении государственной раздробленности Германии. Технический прогресс и железнодорожное строительство сыграли важную роль в промышленном перевороте. В Пруссии началось строительство шоссейных дорог. Формировались крупные центры машиностроения - Берлин, Рур.

    Более интенсивным становилось применение машин в Чехии, Нижней Австрии, итальянских землях, Испании. Переход от средневековых форм производства здесь проходил быстрее в текстильной промышленности, затем в металлургии.

    Промышленная революция создала условия для преобразования общества из аграрного в индустриальное. Капиталистические формы в сельском хозяйстве раньше всего были внедрены в Англии и Голландии. В начале XIX в. они вводились в некоторых районах Франции, на севере Италии. Прусские юнкеры (помещики) перестраивали свои имения на капиталистической основе при сохранении полуфеодальных порядков.

    В сельскохозяйственном производстве стали шире применяться орудия из железа, расширялись посевные площади, улучшались севообороты, использовались удобрения, другие достижения агрономии, первые сельскохозяйственные машины. В целом же деревня медленнее переходила к новым формам хозяйствования.

    Промышленный переворот и индустриализация вызвали кризисы перепроизводства, сопровождавшиеся внезапным спадом, сокращением производства, ростом безработицы. Первый циклический кризис перепроизводства разразился в 1825 г. в Англии. Кризисы повторялись каждое десятилетие. Они вызывались вытеснением ручного труда машинным, сокращением числа рабочих рук, что вело к падению покупательной способности населения. В результате внутренний рынок перенасыщался товарами, которые не раскупались, ибо основная масса покупателей состояла из людей, работавших по найму. В период кризисов падал объем производства, ухудшалось положение трудящихся, что обостряло социальные противоречия.

    Расширение экономических и торговых связей привело к тому, что кризисы приобретали международный характер. Первый мировой экономический кризис разразился в 1857 г. Большой урон экономике Европы нанес мировой аграрный кризис начала 70-х гг., вызванный притоком в европейские страны дешевого американского хлеба.

    Экономика европейских стран развивалась неравномерно. Стало меняться соотношение сил в группе наиболее развитых стран. Если в первой половине XIX в. Англия занимала первое место в мировом промышленном производстве, то к концу XIX в. она переместилась на третье место в мире, уступив США и Германии. Соответственно Франция переместилась со второго места на четвертое.

    С завершением промышленного переворота в большинстве западных стран ускорился процесс концентрации производства и капиталов. Отдельное предприятие из-за ограниченности капиталов не могло выжить в ожесточенной конкурентной борьбе. Возникали акционерные общества в форме картелей, синдикатов, трестов, контролировавшие целые отрасли экономики.

    В Германии Рейнско-Вестфальский каменноугольный синдикат сконцентрировал в своих руках значительную часть добычи угля страны. «Всеобщая компания электричества» (АЭГ), «Сименс» стали монополистами в электротехнической промышленности, предприниматели Крупп и Штумм - в военном производстве.

    Во Франции металлургическая промышленность оказалась в руках двух компаний - «Комите де форж» и Шнейдер-Крезо.

    В Англии важную роль играли военные концерны Виккерса и Армстронга и Англо-иранская нефтяная компания. Стальная корпорация Моргана и нефтяной трест Рокфеллера подчинили себе значительную часть металлургии и нефтедобычи США. Эти монополии контролировали мелкие и средние предприятия, диктуя им свои условия.

    Крупнейшие банки монополизировали финансовую сферу. Происходило сращивание банковского капитала с промышленным и образование на этой основе финансовой олигархии, существенным образом влиявшей на внутреннюю и внешнюю политику своих государств. Монополиям становилось тесно в национальных рамках, возникли международные монополии.

    Хотя к концу XIX в. многие народы земного шара еще находились на доиндустриальной стадии развития, капитализм ведущих промышленных стран через колониальную политику, экспорт капиталов, торговлю, транспорт втягивал их в мировой рынок. Сложилась мировая капиталистическая система хозяйства.

    п.1 вопросы и задания к пункту параграфу стр. 91

    Вопрос. Заполните таблицу и сделайте выводы о значении технических достижений второй половины XIX в.

    п.2 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 93

    Вопрос. Проанализируйте признаки разных видов монополий и объясните, что их отличает друг от друга. Как степень централизации управления определяла собой конкретный вид монополии?

    Виды монополий от картели до концерна отличаются укрупнением своих позиций: если в картели предприниматели договариваются о ценах и объемах, то концерн объединяет предприятия разных отраслей, находящихся под одним контролем и управлением.

    п.3 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 96

    Вопрос 1. Составьте логическую схему, показав на ней причины экономических кризисов в XIX в. и их социальные последствия.

    Вопрос 2. Каковы были положительные и отрицательные следствия монополизации рынков и сфер производства? Почему во второй половине XIX в. предпринимателям стал более выгоден вывоз капиталов, а не товаров из индустриальных стран?

    Предприниматели быстро наращивали выпуск товаров на который был спрос, однако насытившись товаром, начинался спад производства. Причем спад, начавшийся в одной отрасли, охватывал всю экономику.

    п.4 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 97

    Вопрос 1. Какие перемены происходили в составе наёмных работников в процессе индустриализации?

    В составе наемных работников происходит расслоение: административные кадры, служащие, квалифицированные рабочие, неквалифицированные.

    Вопрос 2. Как менялось положение наёмных работников?

    Эти слои различались по уровню доходов, образованию.

    п.5 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 98

    Вопрос. Какие новые черты приобрело профсоюзное движение в индустриальных странах на рубеже ХIХ-ХХ вв.? Назовите четыре и более отличий.

    Профсоюзы объединялись в общенациональном масштабе. Развивались связи между профсоюзами разных государств. Создан Международный секретариат профсоюзов, который обеспечивал сотрудничество и взаимоподдержку профсоюзных центров разных стран.

    Они объединяли в основном высококвалифицированных рабочих одной профессии. Впоследствии происходило объединение на уровне отраслей и включение в свои организации неквалифицированных рабочих.

    Вопросы и задания к параграфу стр. 98

    Вопрос 1. Что из перечисленного ниже характеризовало промышленное и социальное развитие стран Европы и США в первой половине XIX в., а что - во второй:

    1) вывоз машин и оборудования; 2) вывоз капиталов; 3) завершение промышленного переворота; 4) индустриализация; 5) конвейерное производство; 6) концентрация производства; 7) модернизация производства; 8) монополизация производства и рынков; 9) первый кризис перепроизводства; 10) превращение профсоюзов во влиятельную политическую силу; 11) расслоение наёмных работников; 12) слияние банковского капитала с промышленным; 13) становление рабочего движения; 14) формирование рабочего класса; 15) централизация производства?

    Завершение промышленного переворота; формирование рабочего класса; становление рабочего движения; модернизация производства; конвейерное производство; концентрация производства; централизация капитала; слияние банковского капитала; кризис перепроизводства; монополизация производства и рынка; вывоз капитала; индустриализация; расслоение наемных рабочих; превращение профсоюзов во влиятельную политическую силу.

    Вопрос 2. Из этого перечня составьте пары понятий, означающих причины и следствия экономических и социальных процессов XIX в.; объясните свой ответ. Пример: индустриализация -расслоение наёмных работников.

    индустриализация - расслоение наемных рабочих;

    завершение промышленного переворота - модернизация производства - конвейерное производство;

    формирование рабочего класса - становление рабочего движения;

    концентрация производства – централизация капитала;

    монополизация производства и рынка - слияние банковского

    капитала – вывоз капитала;

    кризис перепроизводства – монополизация рынков.

    Вопрос 3. Подумайте, почему во второй половине XIX в. в индустриальных странах уже не было таких массовых общественных движений, как чартизм.

    Массовых общественных движений в индустриальных странах не было, так как получило развитие профсоюзное движение, которые боролись за права рабочих.

    Вопрос 1. Что в положении общества, и конкретно рабочих, беспокоило главу Католической церкви в конце XIX в.?

    Церковь желает, чтобы неимущие жили лучше, призывает людей к добродетели и воспитывает их нравственно.

    Вопрос 2. Для чего папа римский предлагает рабочим организовать профсоюзы? В чём должна заключаться их деятельность?

    Деятельность профсоюзов должна заключаться (по мнению Папы Римского) в обращении к Богу, заниматься религиозными наставлениями, обучение тому, что составляет обязанности Богу, чему он верит, на что надеется и что его ведет к вечному спасению.

    Вопрос 3. О чьих интересах заботилась Церковь, предлагая создавать католические профсоюзы?

    Анализируя данные высказывания, понимаешь, что Церковь заботится не в интересах рабочего класса.