Полное правило правописания о е после шипящих. Буквы е — о после шипящих в корнях слов

Тема:

Щеки, щелочь, щелка, щетка, челка, черный, черт, прическа, черточка, пчелы, наперечет, четкий, вычеркивать, расчет, бечевка, челн, черствый, чечетка.

Желтый, тяжелый, жесткий, желчь, желудь, жернов, шел, решетка, шепот, кошелка, дешевый, пшенка, шерстка, шелк.

Шов, шорох, шорник, крыжовник, обжора, трущоба.

I. 1. Черное озеро названо так по цвету воды. Вода в нем черная и прозрачная. (Пауст.) 2. Скоро, скоро оденется лес листвою, зацветет на опушке черемуха, защелкают над ручьями голосистые соловьи. (С.-М.) 3. И море, и буря качали наш челн. (Тютч.) 4. Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья. (А. Фет.) 5. Возле решетки с пронзительным криком вьются ласточки. (Дем.) 6. В тумане падали желтые листья. (Пауст.) 7. В глубокой тишине четко и осторожно отдавалось по саду чоканье соловья, пробующего в низах голос. (Бун.)

II. 1. Бежал по кустам шелковистый шум и шорох. (Бун.) 2. На пути встретилась такая буреломная трущоба, что я в нерешительности остановился. (Усп.) 3. На столе стояла тарелка со спелым крыжовником. 4. Шорник - специалист по изделиям из кожи. 5. Шомпол — стержень для чистки ствола оружия.

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Выпишите слова с е после шипящих в корне в одну колонку, с о - в другую.

1. Окна стали черными, шорохи за шторами. (А. Барто.) 2. В тишине лесной глуши шепот к шороху спешит. (В. Суслов.) 3. Волки, лисы, ястребы, совы, даже маленькие хищные горностаи и ласки издали замечают белую шерстку и белые перья на черных проталинах. (В. Бианки.) 4. Ваня отошел в сторону. Он сел на старый мельничный жернов, положил подбородок на кулаки и стал терпеливо ждать. (Кат.) 5. Я выглянул в щелку палатки. Все небо было затянуто, шел мелкий холодный дождь. (Пришв.) 6. По берегу озера бегает, ноги мочит, в черной косыночке и в черном переднике, белощекая трясогузка. (Пришв.) 7. Ветер, резкий и жесткий, несет вдоль тротуаров холодную пыль. (Прилеж.) 8. Озорница пчелка села мне на челку. На макушку - скок. Думала: цветок! (Корч.) 9. Солнце глянуло сквозь щелку, свесив огненную челку. Вышел еж с сапожной щеткой, занялся работой четкой. (Я. Козловский.)

Смотрю как-то телевизор. На экране внизу транслируются смс зрителей. Невольно читаю: «ДевчЁнки, кому скучно, звоните мне». О как, «девчЁнки», значит. А ведь правильно-то писать «девчОнки» с буквой –о в суффиксе. Возможно, грамотность не главное достоинство парней, но так сразу показать себя не с самой лучшей стороны… А вдруг ты пишешь студенткам-филологам. Что они о тебе подумают?

Не стал бы касаться этой проблемы, если бы очень часто не видел бы эту ошибку. Вопрос «девчонка или девчёнка» ставит в тупик массу людей. Не плачь, девчонка, пройдут дожди. А мы запоминаем: слово «девчонка» пишется через О .

А почему, собственно? Как не перепутать – ё нужно писать или –о? Покопаемся в правилах и узнаем, как пишутся гласные о и е(ё) после шипящих под ударением (именно это правило применяется в случае с девчонками). Напоминаю, что шипящие — это ж, ш, щ и ч.

Начнем с буквы О.

Предупреждаю, что правило сложное.

Букву О после шипящих под ударением (и это важно) нужно писать :

1. В окончаниях прилагательных и существительных, а также в суффиксе наречий –о (в конце наречий):

Шалашом, блиндажом, палашом, мячом, свечой, карандашом (существительные)

большого, чужого (прилагательные)

свежо, хорошо, горячо (наречия)

  1. 2. В суффиксах существительных –ок, -онк, -онок, -чонок, -об, -отк, -овщин:


мужичок , посошок

лягушонок , мышонок,

девчонк а (а вот и она!), книжонк а, собачонк а,

галчонок, арапчонок

чащоб а, «хрущоб а»,

трещотк а,

поножовщин а

3. В суффиксах прилагательных –ов, -он :

Холщов ый, камышов ый, смешон

4. В суффиксе отыменных существительных –овк, -овник:

мелочовк а, хрычовк а, плащовка

грушовник, крыжовник

(Примечание: отыменные слова – слова, образованные от существительных и прилагательных. Не путать с отглагольными словами!)

5. В суффиксе -охоньк прилагательных и наречий (встречается нечасто):

свежохонький

6. В именах существительных и прилагательных на месте так называемого беглого гласного О

поджог, изжога (жгу, жгла ); (на) рожон (рожна), кишочки (от кишки), шов (шва); очочки (очки ), смешон (смешной ).

Исключения: зачёт, учёт, расчёт, счёт - пишется буква ё

7. В корнях слов, заимствованных из других языков, и иностранных именах и фамилиях

Пижон, мажор, харчо, шорты, шоу, анчоус, шок, джокер

Джон, Джоуль, Шоу, Джойс

8. В корнях слов, к которым нельзя подобрать однокоренные слова с -Е

чокаться (полезное слово, запоминаем), шорник, шорох (шероховатый в качестве однокоренного не пройдет )

9. В некоторых собственных русских именах: Шолохов, Печора, Жора (он же Гога )

10 . Ну и еще. В русских фамилиях на шипящий + -ов , так сказать, «по паспорту» (иногда, правда, в паспорте может стоять и буква –ё – Пугачёв или Пугачов. Тут уж правилом делу не поможешь.)

В остальных случаях пишется буква –ё.

Хотелось бы так и закончить, но на всякий случай про букву –ё после шипящих мы расскажем дополнительно. Чуть позже

А также делитесь со своими друзьями ссылками на материал. Если понравился, конечно.

Для учителей русского языка

Буквы ё-о после шипящих в корне слова

Цели урока:

  1. Научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;
  2. Развивать творческие способности детей: придумывать слова на данную орфограмму;
  3. Воспитывать интерес к богатству русского языка.

Оборудование: иллюстрации, слова-исключения, магнитофон, компьютер.

Ход урока

1. Вступление учителя.

Мы с вами, ребята, находимся вот уже много дней в гостях у кого? (У мастера Словообразования.)

Король этого княжества – Корней Корнеевич. Теперь вы можете сказать уверенно, чем же он занимается? (Образованием новых слов.)

При помощи чего? (При помощи суффиксов и приставок.)

Корней Корнеевич вышел нас встречать, он очень добрый и гостеприимный хозяин, надел шляпу – суффикс – як. Что это значит?

/Он добряк, рад нас видеть и очень любит играть с гостями в разные игры – загадки. Попробуем отгадать:

Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Весь же – в дневнике я и в журнале. /Оценка/

2. Разминка. “Четвертое лишнее”:

Все ли слова будут однокоренными?

  1. Выросли, подрастать, оросили, росточек.
  2. Растение, растяпа, растительный, возраст.
  3. Роскошный, подросли, вырос, выращенный.

У Корнея Корнеевича в гостях бабушка Орфографушка с внучкой Орфограммушкой. Вы не забыли, кто это такие? Внучка очень любит прятаться в словах, бабушке приходится постоянно ее искать. Давайте поможем найти баловную внучку. Индивидуальная работа по перфокартам.

Перфокарты: (лаг – лож), (раст – рос) (2 ученика).

3. Ввод нового материала.

(Магнитофон – запись шипения змея.) Иллюстрация на доске – Змей Горыныч о 4-ех головах: ж, ш, ч, щ.

Корней Корнеевич приготовил нам сюрприз. К нам кто спешит на урок и так грозно шипит? (Змей Горыныч начитанный о 4-ех головах.) Вы все слышали, как шипит змея. 4 согласных звука похожи на звуки, издаваемые змеей. Вот почему эти звуки и называют шипящими.

Какое правило мы уже знаем после шипящих? (Буквы и, у, а после шипящих в корне слов.) Вспомним это правило!

Создание словарного диктанта по картинкам. (Запись на доске и в тетради с обозначением орфограммы № 4.)

4. Объяснение нового материала. (Таблица на компьютере.)

Посмотрите внимательно на примеры слов. (Зачитываются.)

Какие же буквы могут писаться после шипящих в корне слова? (е, е, о).

А теперь посмотрите внимательно на рисунок и попробуйте догадаться, когда же мы будем писать в корне после шипящих е?

Вывод о правописании слов: в корне под ударением после шипящих звук о обозначается буквой е, если есть однокоренная пара с е. Во всех русских словах для того, чтобы сохранить одинаковые буквы, обозначающие звуки о под ударением после шипящих пишется е. Ведь буквы е и е очень похожи.

А что же за слова с правой стороны? У этих слов нет однокоренных пар в нашем языке, поэтому в них пишется о. Эти слова будем считать исключениями. А чтобы их легче запомнить, послушайте и посмотрите такую сценку:

Наш “о” сегодня разозлен
Шов в капюшоне сделал он.
Накинув вышитый наряд,
Полез за ягодами в сад,
Но шов цеплялся за крыжовник,
И шорох услыхал садовник.

Вывод о правописании слов с е – о после шипящих.

5. Закрепление нового материала в форме “Поле чудес”.

По рисунку и лексическому значению слова попробуем подобрать слова на правило с данной орфограммой, запишем рядом однокоренные слова без ударения и обозначим орфограмму. (10 рисунков и 10 значений):

  1. Ткань из нитей, получаемых из коконов южного насекомого. (шелк – шелковый) Рис. 1.
  2. Плод дуба. (желудь – желудевый) Рис. 2.
  3. Лежит кучка поросят,
  4. Кто не тронет – завизжат. (пчелы – пчелиный) Рис. 3.
  5. Предмет для чистки зубов. (щетка – щетина) шофер-шотландец . С ним рядом в машине – жонглер, жокей , переводчик Жора-обжора . Все они едут к нам в Россию на веселое шоу . Настроение у всех мажорное . Каждый занят своим делом. Жонглер жонглировал крыжовником . Жокей рассматривал новые шоры для лошади и обдумывал, какие лучше взять, ведь на скачках в Шотландии он слыл лучшим наездником лошадей. Жора пока не был занят своим профессиональным делом – переводом на русский язык, а поэтому он ел шоколад и запивал его крюшоном. Вдруг раздался шорох , все были шокированы происшедшим. Это у обжоры лопнул шов на шортах.

    Беседа с классом:

    1. Кто ехал в машине?
    2. Куда ехали?
    3. Что ел и пил Жора?
    4. Какое настроение у всех было?

    7. Рефлексия. Выборочный диктант. Найди слова на изученную орфограмму, выбери их, правильно запиши и обозначь орфограмму.

    Солнце глянуло сквозь щелку,
    Свесив огненную челку.
    Вышел еж с сапожной щеткой,
    Занялся работой четкой.

    (Ммагнитофон.) Выписать слова из “Сказки о попе и работнике его Балде”.

    Жили-были в лесу две елочки,
    Одевались они с иголочки.
    Натирались смолой душистою,
    Утирались травой пушистою.
    А на старом крутом пригорке,
    Там, где спрятался желудь в норке,
    Дуб стоял. Бородастый. Бурый.
    Очень жилистый, очень хмурый.
    И смеялись над дубом елочки,
    Распустив смоляные челочки.
    И забыли они, что ночью,
    В час, когда поднялась гроза,
    Он прикрыл их от смерти. Молча,
    Встретив бурю глаза в глаза.

    8. Подведение итогов. Домашнее задание по выбору:

    1. Составить шуточный рассказ со славами-исключениями и с буквой е после шипящих – “Шипящий детектив”.
    2. Упр. № 444.

Тема: Фонетика. Графика. Орфография

Урок: Буквы О, Ё после шипящих в корне слова

Учебное наблюдение

Посмотрите на транскрипцию слов [шо́рах], [ шо́пат]. Как видите, и в первом, и во втором слове под ударением [о]. А теперь обратите внимание на написание этих слов:

[шо́рах] - шорох, [шо́пат] - шёпот. В слове шорох под ударением мы написали о , в слове шёпот также под ударением мы написали букву ё .

Запоминаем правило

Рис. 1. Гласные О, Ё после шипящих в корне слова ()

После шипящих в корнях слов пишется буква ё , если можно подобрать однокоренное слово или другую форму того же слова с буквой е . Если мы не можем подобрать однокоренное слово или другую форму слова с буквой е , то после шипящих в корне слова пишется буква о . В заимствованных словах в корне после шипящих под ударением и без ударения пишется буква о : шоссе, жонглёр, шорты .

Учебное наблюдение

Он случайно ож г руку.

Он получил сильный ож г .

Злоумышленник подж г дом.

Злоумышленник совершил подж г дома.

Все слова в этих предложениях написаны правильно. Как же это объяснить? Подумайте: в первом и втором предложении выделено одно и то же слово? А в третьем и четвертом? Перед нами разные слова. Почему это разные слова?

Запомните: с буквой Ё пишется глагол, а существительное пишем с буквой О:

ож г, подж г - глаголы; ож г, подж г - имена существительные.

Домашнее задание

Задание №1

Подберите к данным словам другие формы или однокоренные слова с буквой е . Найдите слово, в котором допущена ошибка.

Чёрный, щёчка, пчёлка, расчёска, учёба, чёлка, шёл, щёлка, обжёра.

Задание №2

Составьте 10 словосочетаний с заимствованными словами на изученную орфограмму.

1. Русская Литература XIX и XX века ().

2. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ ().

Дополнительное задание

Литература

1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.

3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 КЛАСС

ТЕМА: "БУКВЫ Ё - О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА"

(с графическим заданием)

Словарные диктанты

1. Учёный, вёрстка, чёрточка, печёнка, шорох, жёлуди, пчёлы, шоссе, счёт, шёлк, шов, шоколад, учёба, шёлковый, холщовый, расчёска, пшённый, тяжёлый, жёсткий, щёки.

2. Крыжовник, чёткий, чёлка, зачёт, чёрт, шёл, щёточка, почёт, шофёр, капюшон, расчёт, чёрствый, жернов, щёлочь, пощёчина, пчёлка, шоковый, щёлочка, решётка.

Выборочный диктант

Распределите слова в два столбика:

а) с буквой ё после шипящих в корне слова;

б) с буквой о после шипящих в корне слова.

Учёный, челн, шёрстка, крыжовник, пчёлы, жёлуди, ворох, счёт, решётка, шёпот, шоколад, трущобы, шорты, капюшон, вечёрка, щётка, жокей, шофёр, шотландский.

Объяснительный диктант

Графически объясните выбор гласной о - ё после шипящих в корне.

1. Зажёг свет, громкий шёпот, осторожный шорох, спелый крыжовник, жёлтый тюльпан, цирковой жонглёр, горький шоколад, чёткий почерк, пшенная каша.

2. В тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Ещё всё спит. Не слышно ни звука, ни шороха.

Котелок сердится и бормочет на огне. Мы говорим шёпотом - боимся спугнуть рассвет. Со свистом проносятся тяжёлые утки. Туман клубится над водой. Мы наваливаем в костёр горы сучьев и смотрим, как поднимается огромное белое солнце.

(По К. Паустовскому)

Проверочный диктант

Трудолюбивые пчёлы, спелый крыжовник, жёлтый одуванчик, одинокий челн, щёлканье соловья, мягкая шёрстка, почётный караул, поджёг бумагу, поджог сена, жёсткий диван, дешёвые товары, чёрствый хлеб, чёрный шёлк, разошёлся шов.

Контрольные диктанты

Шёлковую нить прядёт гусеница бабочки, которую зовут тутовым шелкопрядом. Почему шелкопрядом - понятно, а почему тутовым? Оказывается, гусеница тутового шелкопряда ест только листья тутового дерева и никаких других не признаёт. Перед тем как стать куколкой, гусеница выпускает две тонюсенькие паутинки. Они склеиваются между собой в нить, которой гусеница опутывает себя "с головы до ног". Получается шёлковый кокон. А люди разматывают кокон - да не один, а миллионы, и в каждом - километр, а то и больше шёлковой нити. Её перематывают на катушки и везут на ткацкую фабрику.

Шёлковую нить прядёт для людей еще один шелкопряд - дубовый. Вернее, его гусеница. Из её шёлковой нити ткут более грубую, но очень прочную ткань. Она называется чесуча.

(М. Константиновский)

И вот однажды встречаю медведицу с тремя медвежатами. Медведи копаются в земле. Я быстро щёлкаю затвором фотоаппарата.

Первыми на меня уставились медвежата. Но для их неопытных глаз я, видимо, просто сошёл за пень. Потом на меня посмотрела мамаша. Но и у неё я не вызвал интереса. Покопавшись в земле ещё минут двадцать, мохнатая семейка покосолапила в лес.

Я свистнул и хлопнул в ладоши. Медведи рассыпались в цепь и чёрными колобками укатились в кусты.

(По Н. Сладкову)

Мы пришли в цирк

Заиграла музыка, и все расселись. Вдруг из-за красной занавески вышли люди в красных костюмах с жёлтыми полосками. Между ними прошёл их начальник в чёрном костюме. Он что-то прокричал, и заиграла музыка. А на арену выбежал жонглёр и началась потеха! Он кидал шарики и ловил их. Потом схватил полосатый мяч. Он подшибал его головой, затылком, лбом, по спине катал и каблуком наподдавал. Мяч катался по его телу как намагниченный. Это было очень красиво. И вдруг жонглер кинул мячик в публику. Началась настоящая суматоха, потому что я поймал мяч и бросил его в Валерку, а Валерка - в Мишку, а Мишка нацелился прямо в дирижера, но не попал. Мяч попал в барабан, барабанщик рассердился и бросил его обратно жонглеру. Но мяч не долетел. Он угодил одной тетеньке в причёску. У неё получилась не причёска, а нахлобучка. И мы все так хохотали, что чуть не померли.

(По В. Драгунскому)

Однажды я шёл на лыжах по снежной целине. Торчащие из снега чёрные кусты да прошлогодние зонтики борщевика обозначали ручей, который теперь был занесен снегом. Вокруг стояла такая тишина, какая бывает только в зимний день.

Вдруг лёгкий шорох привлёк моё внимание. Я повернулся и увидел, как из снега вынырнул белый зверёк с округлыми ушами. Горностай! Минуты две мы с интересом рассматривали друг друга, потом горностай юркнул в снег.

Зимой горностай очень красив. Он весь белый, чёрные только нос, глаза и кончик хвоста. На Руси царскую мантию шили из горностая. Хвостики оставляли, чтобы на ней получился пунктир от чёрных кончиков.

Горностай - ловкий и быстрый хищник. Летом он живёт в густой траве вдоль ручьёв. Нет от него спасенья полёвкам, землеройкам, мышам и злобным крысам. Стремительный, как молния, горностай догонит каждого.

(По А. Тамбиеву)

Графические задания:

1. Выпишите слова с орфограммой "Буквы о, е после шипящих в корне слова". Объясните выбор написания.

2. Подчеркните грамматические основы предложений 2-го абзаца. Определите вид предложений по количеству грамматических основ.

3. Произведите синтаксический разбор 1-го предложения последнего абзаца.