5-й класс
Правописание корня -лаг-/-лож-
Цели урока:
1) изучить правописание корня -лаг-/-лож-, знать условия (правила) употребления данного корня и уметь применять их на практике;
2) развивать умения применять слова с данным корнем и правильно их писать;
3) прививать любовь и интерес к родному языку.
таблица, текст диктанта.
ХОД УРОКА
I. Объяснение нового материала.
Ребята, как правильно написать слово положил? С о или а в корне? Правописание корня – -лаг-/-лож- будет темой нашего урока.
1) Наблюдения по записи на доске.
– Сделайте вывод, когда пишется а – о в корне -лаг-/-лож-.
Вывод: перед г пишется а, перед ж пишется о.
– Может быть, вы заметили еще некоторую особенность в написании о – а в корнях -лаг-/-лож?
Вывод: если а стоит за корнем, в корне пишем тоже а.
2) Работа с учебником: чтение правила.
II. Закрепление изученного материала.
Задание 1. От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные.
Излагать – …
Предлагать – …
Предполагать – …
Располагать – …
Слагать – …
Прилагать – …
ЗАПОМНИТЕ!!! Корень -лаг-/-лож- без приставки не употребляется, поэтому нет слов ложить, ложу и т.п., надо говорить: Кладу книгу на стол, кладу пенал в сумку и т.п.
Задание 2. Сформулируйте тему, которая объединяет данные словосочетания. Обозначьте изучаемую орфограмму, попробуйте составить (устно) небольшой рассказ, используя записанные словосочетания.
Высказать предположение; обсудить положение; расположиться на отдых; предлагать маршрут; разложить вещи; расположение комнат; прилагается счет; сложить вещи.
Задание 3. Запишите предложение и постройте его схему. Разберите по составу глагол расположились.
Ребята расположились у костра и с удовольствием ели бутерброды с овощами.
Задание 4. Самодиктант. Среди слов с корнем -лаг-/-лож- есть термины, которыми вы пользуетесь на уроках математики и русского языка. Напишите их по памяти.
(Слагаемые, сложение; прилагательное, предложение, изложение.)
Задание 5. Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.
Говорить искренне, откровенно – …руку на сердце. (Положа)
Ничего не делать, бездельничать – сидеть … руки. (Сложа)
Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – … оружие. (Сложить)
Погибнуть в сражении – … голову. (Сложить)
Перестать бороться, действовать – … руки. (Сложить)
Задание 6. Найдите четвертое лишнее:
1) сложение, положение, отложить, ложный;
2) предположение, сложение, слагаемое, изложить.
III. Подведение итогов. (Учитель читает текст, дети записывают слова на изученную на уроке орфограмму.)
Караул! У меня незавидное положение: сегодня пишем изложение! Текст надо излагать подробно. Все части расположить в соответствии с планом. Полагаться на товарища не могу, потому что расположился я как раз перед учителем. А учитель читает предложение за предложением. Полагаясь на свои знания, я старательно все излагаю. Грамотно изложенный текст – залог успеха. Отложить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное положение.
Н.Н. РОДИНА,
г. Киров,
Калужская обл.
Технологическая карта урока
Предмет русский язык
Класс 5
Тема
Правописание корней -лаг-, - лож-
Тип урока
Урок «открытия» новых знаний
Планируемые результаты (УУД)
Предметные : Знать о чередовании гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -лаг-,-лож-. Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.
Метапредметные:
1. Познавательные : владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.
3. Коммуникативные : строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.
Личностные : формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.
Основные понятия
Чередование, корень
Решаемые проблемы
Что такое прямое значение слова? На чем основано переносное значение слова? Что такое метафора? Что такое олицетворение?
Деятельностный компонент урока
Уметь:
Находить орфограмму;
Научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной
Пользоваться толковым словарем.
Формы обучения
Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения
По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.
По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.
Приемы обучения
Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.
Эмоционально-ценностный компонент урока
Знакомство с произведениями художественной литературы.
Оборудование
ЭОР: презентация, компьютер, проектор.
Бумажные: карточки с заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, ребята!
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Паустовский К. Г.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 1
- Вставьте буквы карандашом в текст
Караул! У меня незавидное пол_жение: сегодня пишем изл_жение! Текст надо изл_гать подробно. Все части распол_жить в соответствии с планом. Пол_гаться на товарища не могу, потому что распол_жился я как раз перед учителем. А учитель читает предл_жение за предл_жением. Пол_гаясь на свои знания, я старательно все излаг_ю. Грамотно изл_женный текст – залог успеха. Отл_жить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное пол_жение.
Формулируют ответы на вопросы учителя.
Слайд 1
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Организация учебного процесса на этапе 2
-- Какие буквы вы поставили? У всех одинаковая буква в одном слове? Почему так получилось? Что нам нужно сделать?
Отвечают на вопросы учителя.
3. Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.
Организация учебного процесса на этапе 3
Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая? Тема урока? (фоомулируем, записываем)
Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня? (происходит чередование)
Излагать, слагать, предлагать, предложить, слагаемое, изложить, сложить.
Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя корень
А О
Излагать Предложить
Слагать Изложить
Предлагать Сложить
Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.)
– Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? С.101 Корни –лаг--, -лож- это варианты одного корня.
Учащиеся обсуждают ситуацию.
Учащиеся формулируют тему урока.
Слайд 2-4
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.
Организация учебного процесса на этапе 4
Чтобы найти ответы на эти вопросы, д авайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?
-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. (Дети проговаривают шаги алгоритма).
выделить корень; подчеркнуть согласную корня:
в корне лаг \ лож перед Ж пишем О. перед Г пишем А) –
В чём сходство между правилами о правописании корней –лаг- //-лож- (написание безударных гласных корня зависит от последующих согласных)
Где его можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова?
(Индивидуальное задание - находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова.)
- Полог - слово вошло в русский язык из народной диалектной лексики.
Значение слова полог – вы найдете дома по словарю.
Главное, что нужно запомнить:
Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!
А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают?
Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей
Составление учащимися плана действий.
Слайд 5-7
5. Реализация построенного проекта
А теперь давайте вернемся к письму. Давайте расставим буквы правильно, сверяясь с алгоритмом. Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях – лаг-, -лож-.
Делают вывод.
Анализируют, сопоставляют и обобщают.
Слайд 8
Физкультминутка
Я вижу, что вы уже засиделись, давайте с вами проведем физкультминутку.
1. Если корень является главной значимой частью слова, то встали.+
2. Если окончание образует разные формы одного и того же слова, то хлопок.+
3. Если у существительных 3 склонения, женского рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак, то покачали головой.+
4. Если в слове мяч на конце пишется мягкий знак, то прыжок.-
Выполняют упражнения
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.
Организация учебного процесса на этапе 6
. Найдите четвертое лишнее:
1) сложение, положение, отложить, ложный;
2) предположение, сложение, слагаемое, изложить
Учащиеся работают, выступают с сообщениями.
Слайд 9-10
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
У чащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Организация учебного процесса на этапе 7
Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.
Говорить искренне, откровенно – …руку на сердце. (Положа)
Ничего не делать, бездельничать – сидеть … руки. (Сложа)
Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – … оружие. (Сложить)
Погибнуть в сражении – … голову. (Сложить)
Перестать бороться, действовать – … руки. (Сложить)
Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок.
8. Включение в систему знаний и повторения
Цель этапа: повторить и закрепить
Организация учебного процесса на этапе 8
От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные.
Излагать – …
Предлагать – …
Предполагать – …
Располагать – …
Слагать – …
Прилагать – …
Заполняют таблицу, работают в парах
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 9
Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.
В чём испытывали трудности?
Что помогло нам их преодолеть?
Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Составить словарную диктовку на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму.
Составить связный текст «Я изложил мысль», используя опорные слова: сложить, вложить, предположить, предлагать, переложить и.т.д.
Записывают задание.
Рассмотрите слова в рамочке.
Можно ли проверить безударную гласную одного корня другим? Почему?
Нельзя. Потому что оба корня - безударные.
Ты прав: в этих корнях гласные звуки являются безударными и в произношении совпадают, но обозначаются разными буквами. Это корни с чередованием безударных гласных. Значит, правило о проверочных словах нам подходит или нет?
Конечно, нет. Ведь тут нет проверочных слов.
Попытаемся сформулировать правило.
В корне -лаг- - -лож- в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс -а- ; буква о пишется, если за корнем нет суффикса -а- .
Предпола га ть, предполо ж ение (нет а за корнем).
447 . Составьте и запишите словосочетания с существительными из левой колонки и с подходящими глаголами из правой. Обозначьте корень в именах существительных.
448 . Запишите глаголы с корнем -лаг- - -лож- . Используйте приставки у-, по-, на-, при-, пере-, про-, с-, раз-, из-, воз-, пред-, в-, до- . Обозначьте условия выбора чередующихся букв о и а . Какие из получившихся глаголов могут сочетаться с существительными венок, помощь, путь?
449 . Спишите. Укажите слова с корнем -лаг- - -лож- , которые наиболее часто употребляются в речи учителя на уроках русского языка.
Изл..жите изученное подробно. Пол..жите ручки, сядьте ровно. Я предпол..гаю, что это изложение вы хорошо напишете. Запишите это предл..жение. Распол..жите трудные слова по алфавиту.
450 . Опишите рисунок, употребляя глаголы с корнем -лаг- - -лож- : отложить, предлагать, располагаться, расположиться, уложить .