Буквы о а в корне лаг лож примеры. Слова с корнями "лаг"-"лож": примеры и правила написания

5-й класс

Правописание корня -лаг-/-лож-

Цели урока:

1) изучить правописание корня -лаг-/-лож-, знать условия (правила) употребления данного корня и уметь применять их на практике;

2) развивать умения применять слова с данным корнем и правильно их писать;

3) прививать любовь и интерес к родному языку.

Необходимый материал:

таблица, текст диктанта.

ХОД УРОКА

I. Объяснение нового материала.

Ребята, как правильно написать слово положил? С о или а в корне? Правописание корня – -лаг-/-лож- будет темой нашего урока.

1) Наблюдения по записи на доске.

– Сделайте вывод, когда пишется а – о в корне -лаг-/-лож-.

Вывод: перед г пишется а, перед ж пишется о.

– Может быть, вы заметили еще некоторую особенность в написании о – а в корнях -лаг-/-лож?

Вывод: если а стоит за корнем, в корне пишем тоже а.

2) Работа с учебником: чтение правила.

II. Закрепление изученного материала.

Задание 1. От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные.

Излагать – …

Предлагать – …

Предполагать – …

Располагать – …

Слагать – …

Прилагать – …

ЗАПОМНИТЕ!!! Корень -лаг-/-лож- без приставки не употребляется, поэтому нет слов ложить, ложу и т.п., надо говорить: Кладу книгу на стол, кладу пенал в сумку и т.п.

Задание 2. Сформулируйте тему, которая объединяет данные словосочетания. Обозначьте изучаемую орфограмму, попробуйте составить (устно) небольшой рассказ, используя записанные словосочетания.

Высказать предположение; обсудить положение; расположиться на отдых; предлагать маршрут; разложить вещи; расположение комнат; прилагается счет; сложить вещи.

Задание 3. Запишите предложение и постройте его схему. Разберите по составу глагол расположились.

Ребята расположились у костра и с удовольствием ели бутерброды с овощами.

Задание 4. Самодиктант. Среди слов с корнем -лаг-/-лож- есть термины, которыми вы пользуетесь на уроках математики и русского языка. Напишите их по памяти.

(Слагаемые, сложение; прилагательное, предложение, изложение.)

Задание 5. Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.

Говорить искренне, откровенно – …руку на сердце. (Положа)

Ничего не делать, бездельничать – сидеть … руки. (Сложа)

Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – … оружие. (Сложить)

Погибнуть в сражении – … голову. (Сложить)

Перестать бороться, действовать – … руки. (Сложить)

Задание 6. Найдите четвертое лишнее:

1) сложение, положение, отложить, ложный;

2) предположение, сложение, слагаемое, изложить.

III. Подведение итогов. (Учитель читает текст, дети записывают слова на изученную на уроке орфограмму.)

Караул! У меня незавидное положение: сегодня пишем изложение! Текст надо излагать подробно. Все части расположить в соответствии с планом. Полагаться на товарища не могу, потому что расположился я как раз перед учителем. А учитель читает предложение за предложением. Полагаясь на свои знания, я старательно все излагаю. Грамотно изложенный текст – залог успеха. Отложить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное положение.

Н.Н. РОДИНА,
г. Киров,
Калужская обл.

Технологическая карта урока

Предмет русский язык

Класс 5

Тема

Правописание корней -лаг-, - лож-

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Планируемые результаты (УУД)

Предметные : Знать о чередовании гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -лаг-,-лож-. Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.

Метапредметные:

1. Познавательные : владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные : строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные : формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.

Основные понятия

Чередование, корень

Решаемые проблемы

Что такое прямое значение слова? На чем основано переносное значение слова? Что такое метафора? Что такое олицетворение?

Деятельностный компонент урока

Уметь:

Находить орфограмму;

Научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной

Пользоваться толковым словарем.

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.

Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.

Эмоционально-ценностный компонент урока

Знакомство с произведениями художественной литературы.

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.

Бумажные: карточки с заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, ребята!

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Паустовский К. Г.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 1

- Вставьте буквы карандашом в текст

Караул! У меня незавидное пол_жение: сегодня пишем изл_жение! Текст надо изл_гать подробно. Все части распол_жить в соответствии с планом. Пол_гаться на товарища не могу, потому что распол_жился я как раз перед учителем. А учитель читает предл_жение за предл_жением. Пол_гаясь на свои знания, я старательно все излаг_ю. Грамотно изл_женный текст – залог успеха. Отл_жить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное пол_жение.

Формулируют ответы на вопросы учителя.

Слайд 1

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Организация учебного процесса на этапе 2

-- Какие буквы вы поставили? У всех одинаковая буква в одном слове? Почему так получилось? Что нам нужно сделать?

Отвечают на вопросы учителя.

3. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.

Организация учебного процесса на этапе 3

Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая? Тема урока? (фоомулируем, записываем)

Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня? (происходит чередование)

Излагать, слагать, предлагать, предложить, слагаемое, изложить, сложить.


Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя корень

А О

Излагать Предложить

Слагать Изложить

Предлагать Сложить

Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.)

Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? С.101 Корни –лаг--, -лож- это варианты одного корня.

Учащиеся обсуждают ситуацию.

Учащиеся формулируют тему урока.

Слайд 2-4

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.

Организация учебного процесса на этапе 4

Чтобы найти ответы на эти вопросы, д авайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?

-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. (Дети проговаривают шаги алгоритма).

выделить корень; подчеркнуть согласную корня:

в корне лаг \ лож перед Ж пишем О. перед Г пишем А) –

В чём сходство между правилами о правописании корней –лаг- //-лож- (написание безударных гласных корня зависит от последующих согласных)

Где его можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова?

(Индивидуальное задание - находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова.)

- Полог - слово вошло в русский язык из народной диалектной лексики.

Значение слова полог – вы найдете дома по словарю.

Главное, что нужно запомнить:

Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!

А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают?

Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей

Составление учащимися плана действий.

Слайд 5-7

5. Реализация построенного проекта

А теперь давайте вернемся к письму. Давайте расставим буквы правильно, сверяясь с алгоритмом. Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях – лаг-, -лож-.

Делают вывод.

Анализируют, сопоставляют и обобщают.

Слайд 8

Физкультминутка

Я вижу, что вы уже засиделись, давайте с вами проведем физкультминутку.
1. Если корень является главной значимой частью слова, то встали.+
2. Если окончание образует разные формы одного и того же слова, то хлопок.+
3. Если у существительных 3 склонения, женского рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак, то покачали головой.+
4. Если в слове мяч на конце пишется мягкий знак, то прыжок.-

Выполняют упражнения

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Организация учебного процесса на этапе 6

. Найдите четвертое лишнее:

1) сложение, положение, отложить, ложный;

2) предположение, сложение, слагаемое, изложить

Учащиеся работают, выступают с сообщениями.

Слайд 9-10

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

У чащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Организация учебного процесса на этапе 7

Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.

Говорить искренне, откровенно – …руку на сердце. (Положа)

Ничего не делать, бездельничать – сидеть … руки. (Сложа)

Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – … оружие. (Сложить)

Погибнуть в сражении – … голову. (Сложить)

Перестать бороться, действовать – … руки. (Сложить)

Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок.

8. Включение в систему знаний и повторения

Цель этапа: повторить и закрепить

Организация учебного процесса на этапе 8

От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные.

Излагать – …

Предлагать – …

Предполагать – …

Располагать – …

Слагать – …

Прилагать – …

Заполняют таблицу, работают в парах

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 9

Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.

В чём испытывали трудности?

Что помогло нам их преодолеть?

Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    Составить словарную диктовку на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму.

    Составить связный текст «Я изложил мысль», используя опорные слова: сложить, вложить, предположить, предлагать, переложить и.т.д.

Записывают задание.

Рассмотрите слова в рамочке.

Можно ли проверить безударную гласную одного корня другим? Почему?

Нельзя. Потому что оба корня - безударные.

Ты прав: в этих корнях гласные звуки являются безударными и в произношении совпадают, но обозначаются разными буквами. Это корни с чередованием безударных гласных. Значит, правило о проверочных словах нам подходит или нет?

Конечно, нет. Ведь тут нет проверочных слов.

Попытаемся сформулировать правило.

В корне -лаг- - -лож- в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс -а- ; буква о пишется, если за корнем нет суффикса -а- .

Предпола га ть, предполо ж ение (нет а за корнем).

447 . Составьте и запишите словосочетания с существительными из левой колонки и с подходящими глаголами из правой. Обозначьте корень в именах существительных.

448 . Запишите глаголы с корнем -лаг- - -лож- . Используйте приставки у-, по-, на-, при-, пере-, про-, с-, раз-, из-, воз-, пред-, в-, до- . Обозначьте условия выбора чередующихся букв о и а . Какие из получившихся глаголов могут сочетаться с существительными венок, помощь, путь?

449 . Спишите. Укажите слова с корнем -лаг- - -лож- , которые наиболее часто употребляются в речи учителя на уроках русского языка.

Изл..жите изученное подробно. Пол..жите ручки, сядьте ровно. Я предпол..гаю, что это изложение вы хорошо напишете. Запишите это предл..жение. Распол..жите трудные слова по алфавиту.

450 . Опишите рисунок, употребляя глаголы с корнем -лаг- - -лож- : отложить, предлагать, располагаться, расположиться, уложить .