Мне не нравится играть с ребенком. Что делать? Какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации? Виды предложений по цели высказывания

11.09.2017 Русский язык 3-Б Кастырина И.В.

Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Цель: формировать понятие о видах предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); развивать умение находить их в тексте и составлять самостоятельно; развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников; воспитывать взаимоуважение, толерантность.

Оборудование: карточки, таблица, иллюстрации.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Ход урока

1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

2. МИНУТКА КАЛЛИГРАФИИ

Пп пр ре ед дл ло ож же ен ни ие

Соберите слово из буквосочетаний.

Что получилось? (Предложение).

- Запишите посередине строки.

Сколько слогов в этом слове? Почему?

Какой слог ударный?

Назовите гласные звуки; согласные.

Сколько букв в этом слове?

Сколько звуков?

Почему звуков больше, чем букв?

Прочитайте пословицу:

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

Как вы понимаете эту пословицу?

Сколько в ней слов?

Связаны ли слова между собой?

Можно ли это высказывание назвать предложением? Почему?

Что такое предложение?

Предложение выражает ….

3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.

-Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Запишите тему сегодняшнего урока.

Мы сегодня должны вспомнить:

Какими бывают предложения по цели высказывания.

Какими бывают предложения по интонации.

Мы сегодня должны закрепить умения:

Находить в тексте предложения разных видов.

Самостоятельно составлять такие предложения.

4.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

Давайте прочитаем предложения и обратим внимание на то, какие они здесь разные. Одни сообщают что – то, другие – спрашивают, в третьих содержится просьба.

Мой брат живёт в Донецке.

Когда он приедет?

Принеси мне воды.

Давайте найдем предложение, в котором содержится вопрос.

Найдите предложение, в котором содержится просьба.

Прочитайте предложение, в котором о чём-то рассказывают.

Какое это предложение по цели высказывания? Почему это повествовательное предложение?

Найдите и подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

Какое основное назначение вопросительных предложений?

Вопросительные предложения служат для выражения вопроса.

Приведите свои примеры вопросительных предложений. …..

Какие знаки препинания ставятся в конце вопросительных предложений?

Какое основное назначение побудительных предложений?

Основное назначение побудительных предложений: побуждение к действию того, к кому обращена речь.

Приведите свои примеры побудительных предложений. …..

Какие знаки препинания ставятся в конце побудительных предложений?

Сделайте вывод:

Какие же бывают предложения по цели высказывания?

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут быть эмоционально окрашены, т.е. выражать отношение говорящего к сообщению или передавать его переживания. Такие предложения называются восклицательными.

Если предложение не имеет особой эмоциональной окраски, то такое предложение невосклицательное.

2. Работа у доски.

Запишем предложения и укажем какие они по цели высказывания и интонации.

Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)

Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)

Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)

Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1. Работа по карточкам.

А теперь давайте потренируемся.

Прочитайте предложения, определите их вид.

Читайте предложение и называйте, какое оно по цели высказывания и интонации.

2.Индивидуальная работа

предложения

По цели

По интонации

Какой сегодня чудесный день!

Ты записал домашнее задание?

Я сегодня на уроке старался.

Как чудесен русский лес!

Не разоряйте птичьих гнёзд.

В нашей школе три этажа.

3. Работа с учебником. Упражнение 33 с. 23.

Записать текст, обозначая начало и конец предложения.

Восстановить деформированный текст, расставить знаки препинания, определить вид предложения по цели высказывания и интонации.

ИТОГ

Наш урок подходит к концу. Давайте покажем, что он прошёл не зря и мы не только вспомнили какими бывают предложения, но и научились пользоваться своими знаниями.

Предложение – это…

Предложение выражает ….

По цели высказывания предложения бывают …

По интонации предложения бывают …

В конце повествовательного предложения ставим …

В конце вопросительного предложения ставим …

В конце побудительного предложения ставим …

8. Д/З

Выписать из художественной литературы по одному предложению разных видов.

Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!

Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!

Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!

Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!

Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!

Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!

Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!

Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!

предложения

По цели

По интонации

Какой сегодня чудесный день!

Ты записал домашнее задание?

Будьте старательны и внимательны!

Я сегодня на уроке старался.

Как чудесен русский лес!

Не разоряйте птичьих гнёзд.

В нашей школе три этажа.

Какие книги вы прочитали летом?

предложения

По цели

По интонации

Какой сегодня чудесный день!

Ты записал домашнее задание?

Будьте старательны и внимательны!

Я сегодня на уроке старался.

Как чудесен русский лес!

Не разоряйте птичьих гнёзд.

В нашей школе три этажа.

Какие книги вы прочитали летом?

предложения

По цели

По интонации

Какой сегодня чудесный день!

Ты записал домашнее задание?

Будьте старательны и внимательны!

Я сегодня на уроке старался.

Как чудесен русский лес!

Не разоряйте птичьих гнёзд.

В нашей школе три этажа.

Какие книги вы прочитали летом?

предложения

По цели

По интонации

Какой сегодня чудесный день!

Ты записал домашнее задание?

Будьте старательны и внимательны!

Я сегодня на уроке старался.

Как чудесен русский лес!

Не разоряйте птичьих гнёзд.

В нашей школе три этажа.

Какие книги вы прочитали летом?

1. Предложения, в которых о чём-то сообщаем, повествуем , называются______________

2. Предложения, в которых спрашиваем, называются____________

6.Индивидуальная работа

предложения

По цели

По интонации

Какой сегодня чудесный день!

Ты записал домашнее задание?

Будьте старательны и внимательны!

Я сегодня на уроке старался.

Как чудесен русский лес!

Не разоряйте птичьих гнёзд.

В нашей школе три этажа.

Какие книги вы прочитали летом?

Тема: «Виды предложений по цели высказывания»

Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык» 3 класс

Цель: дать ученикам знания о том, что в русском языке существуют предложения, разные по цели высказывания.

Задачи:

Дидактические:

Наблюдение за предложениями, различающимися по цели высказывания;

Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;

Формирование элементарных лингвистических представлений.

Развивающие:

Развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;

Развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.

Воспитательные:

Воспитание навыка самостоятельности;

Формирование чувства языка;

Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Используемые технологии: технология дифференцированного обучения, элементы диалогического обучения.

Ход урока:

I этап. Организационный момент.

Сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями и начнём наш урок.

Как настроение? Я вам желаю удачи на сегодняшнем уроке. У вас всё получится.

Откройте тетради.

Проговорим орфографически число. Запишите число, классная работа.

II этап. Актуализация знаний.

Вспомните, что такое предложение?

Предложение

Слова связаны по смыслу.

Выражает законченную мысль.

Прочитайте запись на доске и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.

Запись на доске

на, созрел, урожай, поля;

как, быстро, пролетело, лето;

небу, тучи, по;

наступает, золотая, осень;

Почему вы считаете, что это предложения?

Запишите предложения в тетрадь.

Проверка – два ученика записывают предложения на доске.

Почему разные знаки препинания в конце предложений?

Итак, предложения по интонации бывают восклицательные и невосклицательные.

Предложения

по интонации?

Посмотрите, в нашей таблице есть знак вопроса. Какие же ещё бывают предложения? На этот вопрос вам и предстоит ответить.

III этап. Сообщение темы и целей урока.

Сейчас вы будете работать в парах. Возьмите карточки со скрепкой. Разложите карточки на столе. Разделите слова на три группы – зачем, с какой целью мы говорим.

Проверка на доске: распределить карточки по задачам общения.

сообщить спросить повлиять

Итак, общаясь, люди ставят перед собой разные цели. Посмотрите ещё раз на нашу таблицу.

Предложения

по интонации?

восклицательные невосклицательные

Итак, мы знаем, какие бывают предложения по интонации. А что бы вы написали на месте вопросительного знака?

Какая тема урока?

Тема:

Предложения по цели высказывания.

По интонации предложения делятся на две группы. Как вы думаете, а по цели высказывания будет деление на какие – либо группы?

Наша задача – узнать, какие бывают предложения по цели высказывания.

IV этап. «Открытие» нового знания.

А помогут вам в этом слова – волшебники. Возьмите карточку с глаголом и магнит. Надо распределить глаголы по трём основным группам – задачам общения.

Подумайте, в какую группу вы определите свой глагол.

Выходите к доске все вместе.

сообщить спросить повлиять

повествовать узнать побудить к действию

оповестить расспросить запретить

обменяться опросить защитить

(впечатлениями) выяснить (словом)

информировать разузнать проинструктировать

объяснить выспросить приказать

осведомлять выпытать подействовать

объявить выведать воспретить

рапортовать разведать воздействовать

Прочитайте первую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – сообщить, повествовать?

Прочитайте вторую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – узнать, спросить?

Прочитайте третью группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – повлиять, побудить к действию?

Таким образом, предложения по цели высказывания бывают…..

Сравните наши выводы с таблицей.

Таблица «Предложения по цели высказывания».

Молодцы! Замечательно поработали, открыли новые знания. Какую теперь задачу поставим перед собой?

V этап. Применение новых знаний на практике.

Вернёмся к предложениям, записанным в тетрадях.

Как быстро пролетело лето! Наступает золотая осень.

Можно ли сказать, что это фрагмент какого-то текста? Почему?

Какие записаны предложения по цели высказывания? Составьте побудительное и вопросительное предложения так, чтобы получилось продолжение текста.

Запишите предложения.

Работа по учебнику, стр. 41 упр. №1.

Прочитайте текст, определите границы предложений. Спишите упражнение.

Проверка.

Любите ли вы играть? Такой вопрос покажется вам смешным. Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол, «в войну». Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!

Читайте предложение и называйте, какое оно по цели высказывания и интонации.

Физминутка

VI этап. Закрепление.

Работа у доски.

Запишем предложения и укажем, какие они по цели высказывания и интонации.

Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)

Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)

Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)

Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)

Приготовьте листочки с квадратиками.

Я вам читаю предложение, а вы ставите в квадратиках знак препинания, который, по вашему мнению, должен стоять в конце предложения.

Начинаем работу с верхней левой клетки.

1. С деревьев опадают листья.

2. Подул холодный ветер.

3. У народа глаз верен, а ум догадлив.

4. Давай помолчим.

5. Девочка, почему ты плачешь?

6. Не утонет в речке мяч!

7. В нашей школе три этажа.

8. Сегодня идёт дождь.

9. Не обижайте маленьких и слабых.

10. Какие книги вы прочитали летом?

11. Как чудесен русский лес!

12. Мы шли по узкой тропе.

13. Лужи покрылись льдом.

14. Под деревьями спрятались грибы.

15. Наступило ясное солнечное утро.

Закрасьте квадратики, в которых стоят точки. Что получилось?

VIII этап. Рефлексия.

Какие бывают предложения по цели высказывания?

Какова цель высказывания у повествовательного предложения?

Какова цель высказывания у вопросительного предложения?

Какова цель высказывания у побудительного предложения?

Молодцы, вы были очень активны, старались. Спасибо за урок.

IX этап. Домашнее задание.

Составить и записать три предложения. Указать, какое предложение по цели высказывания и интонации.

«Мама, поиграешь со мной в поезд?» - спрашивает моя дочь, выстраивая в комнате линию из стульев. «Давай, где мое место?» - говорю я, представляя, как мы сейчас отправимся в старый-добрый мир понарошку. На то оно и детство, ведь да?

«Можешь сесть вот здесь. Ваш билет, пожалуйста!» - говорит она мне. Я нахожу кусочек бумаги и протягиваю ей. И уже через пару минут после начала игры мне становится скучно.

«Уважаемые пассажиры! Посадка окончена!» - объявляю я и слышу возмущенный крик. «Не-е-е-ет! Это я должна говорить», - говорит она. Я схожу с поезда. «Нет, он же еще едет», - звучит в ответ. Я возвращаюсь и протягиваю ей новый билет. «Нет, не надо. Ты же уже показала мне билет», - опять недовольна она.

Не так я себе представляла радость игры с ребенком. Да и моя дочь наверняка тоже думала, что проведет время как-то иначе. Я бы хотела быть одной из тех мам, которые правда любят играть с детьми. И получают от этого удовольствие. Неужели я для этого не создана?

Почему нам не было весело?

Нам не было весело, потому что вообще-то я даже не играла. Определение игры - это включение в некую деятельность с целью получить удовольствие и отдохнуть. Смысл игры в радости, а не в обязанности.

Через некоторое время после нашей с дочкой неудачной игры я, к несчастью, наткнулась на статью психолога, в которой говорилось, что игра - один из самых важных элементов в процессе развития ребенка. Они учатся, играя. Понарошку примеряя на себя роли взрослых, они могут попробовать ощутить на себе, каково это - готовить, управлять или пользоваться общественным транспортом, работать в саду или заботиться о малыше.

Мы, взрослые, все это и так уже умеем - и именно поэтому нам скучно во все это играть. Человеческий мозг может заворожить новизна и обучение навыкам, которые нам пригодятся в будущем. Так что игра в воображаемый транспорт или посудку кажется нам такой унылой. Это все равно что заново учить алфавит. Невообразимо скучно.

Ну ладно, я - не единственный в мире родитель, который не любит играть. И что теперь?

Так что же? Как мне проводить время с детьми, если я не люблю играть, но хочу, чтобы им было весело? Разве не совместная игра - это залог укрепления связи с ребенком и качественного совместного досуга?

И да, и нет. Играть в месте, конечно, важно, но, как было сказано выше, цель игры - получить удовольствие. Именно радость от проведенного вместе с детьми времени и формирует наши приятные воспоминания.

А теперь подумайте об этом. Много ли у вас приятных воспоминаний, в которых кто-то явно страдает от того, что ему необходимо вас развеселить? Ничего хорошего в этом нет. И игра должна быть радостью, а не долгом. Другими словами, если вам не весело и не радостно во время игры, значит, вы не играете.

Ключом к радости от совместной игры является поиск такой деятельности, от которой обе стороны получат удовольствие. Так что я поняла, почему у нас не получилось весело провести время вместе - потому что мне было невесело.

Простая истина, которая может здорово изменить вашу жизнь. Есть некоторые занятия, которые совершенно точно мне не нравятся. И от которых я откажусь со спокойной совестью. Представить, что мы кошки? Не. Катать игрушечные поезда и машинки? Тоже не пойдет. Дочки-матери со сложным сюжетом? Так скучно, что хочется плакать.

Вместо этого я теперь пытаюсь спланировать наше совместное время так, чтобы оно состояло из занятий, которые нравятся мне и при этом не бесят детей. Например:

  • прогулки на природе
  • катание на велосипеде
  • плавание
  • рисование
  • чтение книг
  • настольные игры
  • выпечка.

Что делать, когда дети просят нас поиграть с ними?

Прежде всего помните, что предложение поиграть вместе - это просьба уделить внимание, включиться. Им хочется тусоваться с нами. Они хотят, чтобы мы присутствовали в их жизни. Они нуждаются в нас. И мы можем предложить им другие способы взаимодействия.

  • Сильно-сильно заобнимать
  • Включить музыку и потанцевать
  • Погонять их по дому, поймать и затискать
  • Предложить какое-нибудь совместное занятие, которое вам нравится.

Веселитесь так, чтобы вам тоже было весело. Именно это и есть источник надежной связи с ребенком. Если нам что-то не по нраву, это всегда видно.

Тема: «Виды предложений по цели высказывания»

Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык» 3 класс

Цель: дать ученикам знания о том, что в русском языке существуют предложения, разные по цели высказывания.

Задачи:

Дидактические:

Наблюдение за предложениями, различающимися по цели высказывания;

Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;

Формирование элементарных лингвистических представлений.

Развивающие:

Развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;

Развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.

Воспитательные:

Воспитание навыка самостоятельности;

Формирование чувства языка;

Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Используемые технологии: технология дифференцированного обучения, элементы диалогического обучения.

Ход урока:

I этап. Организационный момент.

Сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями и начнём наш урок.

Как настроение? Я вам желаю удачи на сегодняшнем уроке. У вас всё получится.

Откройте тетради.

Проговорим орфографически число. Запишите число, классная работа.

II этап. Актуализация знаний.

Вспомните, что такое предложение?

Предложение

Слова связаны по смыслу.

Выражает законченную мысль.

Прочитайте запись на доске и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.

Запись на доске

на, созрел, урожай, поля;

как, быстро, пролетело, лето;

небу, тучи, по;

наступает, золотая, осень;

Почему вы считаете, что это предложения?

Запишите предложения в тетрадь.

Проверка – два ученика записывают предложения на доске.

Почему разные знаки препинания в конце предложений?

Итак, предложения по интонации бывают восклицательные и невосклицательные.

Предложения

По интонации?

Посмотрите, в нашей таблице есть знак вопроса. Какие же ещё бывают предложения? На этот вопрос вам и предстоит ответить.

III этап. Сообщение темы и целей урока.

Сейчас вы будете работать в парах. Возьмите карточки со скрепкой. Разложите карточки на столе. Разделите слова на три группы – зачем, с какой целью мы говорим.

Проверка на доске: распределить карточки по задачам общения.

сообщить спросить повлиять

Итак, общаясь, люди ставят перед собой разные цели. Посмотрите ещё раз на нашу таблицу.

Предложения

По интонации?

восклицательные невосклицательные

Итак, мы знаем, какие бывают предложения по интонации. А что бы вы написали на месте вопросительного знака?

Какая тема урока?

Тема:

Предложения по цели высказывания.

По интонации предложения делятся на две группы. Как вы думаете, а по цели высказывания будет деление на какие – либо группы?

Наша задача – узнать, какие бывают предложения по цели высказывания.

IV этап. «Открытие» нового знания.

А помогут вам в этом слова – волшебники. Возьмите карточку с глаголом и магнит. Надо распределить глаголы по трём основным группам – задачам общения.

Подумайте, в какую группу вы определите свой глагол.

Выходите к доске все вместе.

сообщить спросить повлиять

повествовать узнать побудить к действию

оповестить расспросить запретить

обменяться опросить защитить

(впечатлениями) выяснить (словом)

информировать разузнать проинструктировать

объяснить выспросить приказать

осведомлять выпытать подействовать

объявить выведать воспретить

рапортовать разведать воздействовать

Прочитайте первую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – сообщить, повествовать?

Прочитайте вторую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – узнать, спросить?

Прочитайте третью группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – повлиять, побудить к действию?

Таким образом, предложения по цели высказывания бывают…..

Сравните наши выводы с таблицей.

Таблица «Предложения по цели высказывания».

Молодцы! Замечательно поработали, открыли новые знания. Какую теперь задачу поставим перед собой?

V этап. Применение новых знаний на практике.

Вернёмся к предложениям, записанным в тетрадях.

Как быстро пролетело лето! Наступает золотая осень.

Можно ли сказать, что это фрагмент какого-то текста? Почему?

Какие записаны предложения по цели высказывания? Составьте побудительное и вопросительное предложения так, чтобы получилось продолжение текста.

Запишите предложения.

Работа по учебнику, стр. 41 упр. №1.

Прочитайте текст, определите границы предложений. Спишите упражнение.

Проверка.

Любите ли вы играть? Такой вопрос покажется вам смешным. Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол, «в войну». Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!

Читайте предложение и называйте, какое оно по цели высказывания и интонации.

Физминутка

VI этап. Закрепление.

Работа у доски.

Запишем предложения и укажем, какие они по цели высказывания и интонации.

Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)

Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)

Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)

Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)

Приготовьте листочки с квадратиками.

Я вам читаю предложение, а вы ставите в квадратиках знак препинания, который, по вашему мнению, должен стоять в конце предложения.

Начинаем работу с верхней левой клетки.

1. С деревьев опадают листья.

2. Подул холодный ветер.

3. У народа глаз верен, а ум догадлив.

4. Давай помолчим.

5. Девочка, почему ты плачешь?

6. Не утонет в речке мяч!

7. В нашей школе три этажа.

8. Сегодня идёт дождь.

9. Не обижайте маленьких и слабых.

10. Какие книги вы прочитали летом?

11. Как чудесен русский лес!

12. Мы шли по узкой тропе.

13. Лужи покрылись льдом.

14. Под деревьями спрятались грибы.

15. Наступило ясное солнечное утро.

Закрасьте квадратики, в которых стоят точки. Что получилось?

VIII этап. Рефлексия.

Какие бывают предложения по цели высказывания?

Какова цель высказывания у повествовательного предложения?

Какова цель высказывания у вопросительного предложения?

Какова цель высказывания у побудительного предложения?

Молодцы, вы были очень активны, старались. Спасибо за урок.

IX этап. Домашнее задание.

Составить и записать три предложения. Указать, какое предложение по цели высказывания и интонации.