Какая польза от лета детям? Идеи для совместных занятий на каникулах. Интересные факты из мира детей

Советует Наталья Авдеева, профессор кафедры возрастной психологии Московского городского психолого-педагогического университета :

Каникулы - это лучшее время для родителей и детей, чтобы провести его вместе. Причём не за повторением пройденного в школе, а в совместных прогулках, походах в кино, на экскурсии, выездах на природу и т. д. Сегодня нагрузка на детей в школе огромная, учёба им даётся нелегко. Дайте ребёнку как следует отдохнуть за каникулы, выспаться, пообщаться со сверстниками, с вами, наконец. В обычной жизни многие сегодняшние мамы и папы большую часть дня заняты на работе и почти не общаются с детьми. Нужно дать школьникам за каникулы как можно больше новых впечатлений - дети в них очень нуждаются, ведь их жизнь во время учебного года довольно однообразная: школа, дом, уроки, занятия... Показателем успешно проведённых каникул будет такое радостное чувство, что он прожил время очень весело и интересно, ему есть что вспомнить и рассказать друзьям. Главное - не зацикливаться на чём-то одном, а предлагать ребёнку разные способы времяпрепровождения.

Чем можно заняться вместе на каникулах?

Приготовить что-то вкусное дома своими руками. Например, слепить пельмени, испечь пироги или пиццу. А потом всей семь-ёй за красиво накрытым столом попробовать угощения.

Сходить в кино. посмотреть новый фильм или мультфильм. Обязательно поделитесь впечатлениями от увиденного. Такое общение необыкновенно ценно тем, что сближает детей и родителей, потому что даёт возможность разделить свои чувства друг с другом. А плюс к тому играет важную воспитательную роль. Родители могут обратить внимание на какие-то нравственные моменты в том же фильме или мультфильме.

Разрешите ребёнку позвать домой одноклассников. Многие об этом забывают, а это важно. Школьники общаются в виртуальных мирах, соцсетях и пере-стали ходить друг к другу в гости, как раньше. Устройте такое детское чаепитие. Дети с удовольствием придут, для них реальное общение очень ценно. А со временем это может перерасти в традицию.

Попробуйте сделать какую-нибудь поделку или сувенир своими руками. Вариантов сегодня множество: вышивание, плетение, аппликации и игрушки из различных современных материалов (в детских магазинах полно таких наборов для творчества). Здесь полезнее даже не то, что ребёнок сидит и сам делает (и при этом, кстати, развивается мелкая моторика рук), а то, что при этом родители и дети могут общаться.

Восполнить пробелы в знаниях. Подтянуть знания по предметам тоже можно, но желательно к концу каникул. Если вы видите, что ребёнок отдохнул, набрался сил, у него радостное настроение, можно немного позаниматься. Например, поиграть в игры, связанные со счётом (скажем, такие как «да» и «нет» не говорить»), весёлые шарады. Можно написать письмо бабушке, если ребёнку с трудом давалось письмо в школе. Но лучше, чтобы учебная деятельность носила характер игры и была включена в общение. Тогда это для ребёнка будет носить не характер школьных уроков, от которых он уже и так устал, а именно интересных занятий вместе со взрослыми.

Больше гулять, двигаться. Ролики, велосипеды, самокаты, подвижные игры на свежем воздухе - физическая активность должна быть как можно разнообразнее. Тогда ребёнок будет развиваться гармонично. Как ни странно, чем больше ребёнок сидит, тем больше устаёт. Чем больше двигается, тем лучше себя чувствует.

Хочется, чтобы ребёнок учился лучше. Сколько времени в день можно заниматься математикой, чтением, письмом?

Светлана Протченкова, Самара

Отвечает Наталья Красавина, директор московской школы № 91:

Как человек с большим педагогическим стажем, психолог и учитель, могу сказать - нисколько. Особенно если ребёнок учится в начальной школе. Со старше-классниками ситуация несколько иная. Дети уже готовятся поступать в вузы, поэтому те, кому не хватает знаний, добирают их летом.

Для маленьких ребят главное - мотивация на учёбу, желание учиться. Если это есть, то у них всё легко получается во время учебного года. Не зря все великие психологи и педагоги выделили учебный год, а дальше - чётко определённое время каникул. Это связано с психофизиологическим состоянием ребёнка. Он, как и взрослые, устаёт. И поэтому у него должно быть время на отдых. Но активный. Учёба забирает очень много моральных и физических сил. Если ребёнок не готов физически заниматься, если его мозг не от-дохнул, не переключился, то утомляемость наступает очень быстро - а это влечёт за собой и заболевания, и отставания по школьной программе. Конечно, если ребёнок взял летом книжку в руки, надо это поощрить. Если вдруг открыл учебник математики - вместе полистать, посмотреть. Но никаких занятий через силу, из-под палки. Потому что в таком случае мы убиваем вот это сладостное слово «учёба», когда «я хочу - и я делаю». Даже если ваш школьник в начальных классах учится не очень хорошо, не стоит летом снова сажать его за «парту». По типу: вот ты сейчас погулял, а теперь 20 минут математика или письмо. Ему и так весь год не хотелось ходить в школу, так ещё и на каникулах заставляют учиться. Ребёнок должен захотеть, почувствовать радость от учения. Это и есть мотивация. Когда он чувствует постоянное напряжение (что он должен решать задачи, писать, читать), мы не получим результата. К 7-му классу такие дети, которых без конца заставляют заниматься - в выходные, на каникулах, по вечерам, - просто перестают учиться - уже выдохлись, интереса больше нет.

Как пробудить и сохранить интерес к учению и узнаванию нового?

Вывезти ребёнка из города, на просторы. На дачу, на море, к бабушке в деревню. Чтобы взгляд не упирался в стену дома или забор, а устремлялся до горизонта без ограничения видимости. Как говорят - дать простор для мысли. А когда в голове поселяется мысль, у ребёнка возникает вопрос. А учёба - это есть «вопрос - ответ». К примеру, ребёнок спрашивает: «Мама, а что это за полоса такая на небе?» Вот вам и повод почитать об этом, порассуждать. Или ребёнок посмотрел на цветы, заинтересовался, почему они разные. Опять повод узнать новое. Всё это тоже учёба. Мелкая моторика развивается не только когда ребёнок взял ручку и выписывает буквы. Помочь бабушке что-то посадить на огороде, маме нарвать цветов, собрать камушки, травинки, листочки - такие занятия ребёнку интересны и в то же время тренируют мелкие мышцы кисти, необходимые для правильного письма. Словом, учиться и познавать максимум разных впечатлений, которые в течение учебного года недоступны.

Поощрять интерес к окружающему миру. Задачки по силам можно находить где угодно. Равно как и учить таблицу умножения. Когда ребёнок изучает явления на каких-то жизненных примерах, он легче усваивает информацию. Если ребёнок даже просто сидит с компьютером на берегу реки, в саду, в огороде - это совсем другая история. Всё равно ему надо иногда встать, и при этом взгляд может уйти вдаль, отвлечься на жужжание комара или мухи, дуновение ветерка, шум дождя.

20 вещей, которые нужно успеть сделать за лето с ребёнком

1. Сплести венок из одуванчиков и ромашек.
2. Запустить воздушного змея.
3. Сходить в лес за ягодами.
4. Отметить праздник Ивана Купалы, прыгая через костёр.
5. Покачаться на тарзанке.
6. Устроить пикник.
7.
Сходить в кинотеатр под открытым небом.
8. Найти и съесть лист клевера с 4 лепестками.
9. Построить шалаш.
10. Ловить бабочек сачком, а затем отпускать.
11. Пройтись на рассвете босиком по мокрой от росы траве.
12. Сходить на рыбалку.
13. Поиграть в летающую тарелку и бадминтон.
14. Порисовать мелками на асфальте.
15. Приготовить мороженое собственноручно.
16. Поехать в маленькую деревню, чтобы посмотреть, как доят коров и выращивают овощи на грядках.
17. Поплавать на лодке.
18. Сходить в поход.
19. Покататься на аттракционах.
20. Устроить пленэр - нарисовать с натуры парк, церковь или речку.

Лето - это время, когда нужно отдохнуть от организованных школьных уроков, но это не значит, что об учебе нужно забыть на целых три месяца. Чтобы из памяти ребенка не выветрилось все, что было пройдено в течение учебного года, педагоги советуют и во время каникул выкраивать время для занятий, а к самому процессу летнего обучения подойти творчески.
Наша крыша - небо голубое

Лучше всего заниматься с детьми летом на свежем воздухе. И не только спортом и подвижными играми, но и математикой, чтением, конструированием, рисованием…

При этом перед родителями и детьми часто стоит серьезный вопрос: что именно выбрать из возможного спектра занятий? Дисциплины, в которых ребенок чувствует себя не очень уверенно, или любимые, в которых он наиболее успешен?

Лучше всего разделить время летних уроков на четыре разные части. Первая - занятие любимым делом, вторая - работа над чем-нибудь новым, интересным, третья - работа над теми предметами, в которых у ребенка есть трудности, а завершающая - развлечение и отдых.

Открытая книга

Все, конечно же, знают, что на каникулы школьники получают список литературы для чтения на лето с обязательным ведением читательского дневника.

При этом большинство детей активно выражают свое недовольство: они считают это покушением на каникулярный отдых.

Педагоги же всерьез озабочены тем, как сформировать у ребят положительное отношение к этому процессу, ведь чтение дает навыки развития речи, прививает умение формулировать свои мысли, стимулирует творческие способности и фантазию - словом, обойтись без него невозможно.

И помощь родителей школьникам очень пригодится. Постарайтесь обсуждать с детьми прочитанные книги - это поможет им в ведении читательского дневника.

Ученики - особенно когда это касается начальной школы - далеко не всегда могут выразить свои эмоции словами, поэтому им потребуется ваша помощь и поддержка.

Читайте с ребенком вместе, и не важно, прочел он текст сам, или вы ему вслух, главное, чтобы он понял, о чем идет речь, не пропустил какие-либо мысли произведения. А потом возьмите и нарисуйте то, что произвело впечатление: вы - свой рисунок, а малыш - свой. Обсудите с ним оба рисунка, пусть он объяснит свой взгляд на полученную информацию, а вы расскажете ему о своем.

С детьми старшего возраста можно попробовать нарисовать карту «Острова сокровищ» или острова, где жил Робинзон Крузо (конечно, придется заглядывать в книгу, но, поверьте, это будет очень занимательно и для вас). Вместе с пересказом содержания можно выбирать цитаты, которые больше всего понравились или отражают действия, происходящие в книге.

Полезно будет также посмотреть экранизацию произведения, чтобы сравнить, как воспринимаются одни и те же книжные события другими людьми.

Дневник на лето

Читательский дневник - уникальное издание, существующее только в одном экземпляре: в нем школьники делятся своими впечатлениями о прочитанных книгах, делают рисунки, отвечают на вопросы.
У каждого учителя есть свои требования к заполнению этих дневников, и форма ведения может быть разной - от четко оговоренной до абсолютно свободной.

В любом случае двумя обязательными пунктами будут «Автор» и «Название книги». В третьем пункте педагоги обычно просят перечислить действующих лиц и написать краткое содержание, а в пункте 4 -свое мнение о книге.

В некоторых дневниках могут быть указаны даты, в которые прочитана книга, количество страниц и даже подтверждающая подпись родителей.

Даже если учитель вашего ребенка требует строго стандартного ведения читательского дневника, не сводите свое участие в процессе заполнения к минимальному - поставить подпись. Принимайте активное участие, чтобы привить ребенку желание читать и умение обрабатывать полученную информацию.

Цифры и факты

За летние каникулы чтение ухудшается более чем у 50% учеников, письмо - у 67%, а вычислительные навыки - у 75% учеников.

Для того чтобы сохранить уровень учебных умений и навыков, достаточно тренироваться ежедневно 15 минут во время летних каникул. Эта закономерность положена в основу организации летних занятий во многих странах мира. Летние уроки лучше начинать с 16 июля по 26 августа, по 5 занятий в неделю.

Слово "каникулы" означает по-латыни "собачьи дни" (canicula - букв. "собачка"). По одной версии, в летнее каникулярное время улицы были заполнены дамами с прогуливающимися собачками, откуда и произошло название этой поры.

Вторая версия более запутанная, но, скорее всего, ближе к истине. В жаркое время года солнце находится на небосклоне недалеко от звезды Сириус, которую греки называли "псом Ориона". Они считали, что именно эта звезда посылает на землю свой жар, поэтому называли лето "собачьей жарой". На английском и сейчас "dog days" называют самый горячий пик лета.

Английские каникулы - "vacation" также латинского происхождения и означают "пустые" дни (школы и университеты в эти дни действительно пустеют!). Кстати, в русском языке есть парочка родственников этого слова - вакуум и вакантный.

Другое слово - "holidays" имеет религиозный подтекст: это святые дни (holy days), в которые первоначально отмечались религиозные праздники (впрочем, и сейчас есть рождественские и пасхальные каникулы, так что все логично).

Летние каникулы - пора, когда замученные учебой школьники могут полноценно отдохнуть, набраться сил, оздоровиться… Согласно статистическим данным, большая часть российских ребят проводит лето дома. А чем в это время занимаются их сверстники, живущие по всему миру?

. Япония

Официальный «день знаний» в этой стране - 1 апреля, а день окончания очередного учебного года - 1 марта. Интересно, что маленькие японцы обучаются в классах, состав которых постоянно меняется. И это очень неплохо: ребята, у которых не складываются отношения с одноклассниками, вполне могут перейти в другую группу учащихся, где и завести себе настоящих друзей-приятелей. Японцы много учатся, поскольку это помогает им впоследствии найти высокооплачиваемую работу. Считается, что каникулы «созданы» для того, чтобы с пользой потратить время на постижение сложных для понимания предметов. Многие ребята «на отдыхе» занимаются выполнением назначенных преподавателями заданий или развивают умение рисовать и писать иероглифы.

. Италия

Итальянские школьники учатся с сентября по июнь. Отдыхают трижды - в период Рождества (пару недель), весной - в апреле или марте (около недели) и летом. Итальянцы склонны баловать своих детей, не подвергая строгому контролю успехи чад на ниве образования, из-за чего детишкам приходится самостоятельно оценивать результаты своего труда. Как правило, отдыхают ребята в кругу семьи.

. Франция

Распорядок работы образовательных учреждений (и каникулы в том числе) Франции зависит от региона страны. Всего за время учебного года ребята отдыхают пять раз - и это не считая дней общенациональных праздников. Надо сказать, что французские мамы стремятся к тому, дабы их дети учились как можно лучше, а потому на каникулах большинству ребят приходится ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях.

. Испания

В большинстве испанских школ «лето» начинается 20-23 июня. Стартует же новый учебный год примерно в середине сентября. Так что летний отдых у маленьких испанцев несколько короче, чем у их российских сверстников. Чаще всего юные члены семьи коротают время в компании старшего поколения - дедушек и бабушек, поскольку родители заняты на работе. В Испании распространены своеобразные летние лагеря - «кампаменто», расположенные обычно в живописных горных районах или на морском побережье. Во многих из них школьников обучают национальному пению или танцам. Однако самыми популярными считаются учреждения, предлагающие молодежи углубленное изучение иностранных языков.

. США

Здесь школьные каникулы «привязаны» к трем праздникам - Рождеству, Пасхе и Дню благодарения. Их длительность и точные даты в разных штатах могут отличаться. В маленьких американцах с детских лет культивируют самостоятельность, а потому свой досуг они планируют сами. Чаще всего ребята общаются в сети Интернет или смотрят телевизионные передачи.

. Канада

Продолжительность учебного года в этой стране - 10 месяцев. Образовательная программа одного класса разбита на два семестра: сентябрь - декабрь, январь - июнь. Обретение навыков общения относится к числу приоритетных направлений канадского образования, а потому в течение учебного года классы периодически «переформатируют» (в них меняется состав учителей и учеников). Местные психологи убеждены, что именно так дети находят свое место в социуме. В каникулы же учащиеся обычно совершают путешествия в составе организованных групп.

. Австралия

Поскольку Австралия и Россия расположены в разных полушариях, то в пору, когда наши юные соотечественники наслаждаются долгими летними - маленькие австралийцы довольствуются короткими зимними каникулами. И наоборот. Справедливости ради отметим, что продолжительность летнего отдыха австралийцев не так уж и велика - чуть более одного месяца. В это время ребят всячески побуждают к активности, организуя для них многочисленные фестивали и спортивные мероприятия.

Даже отдыхая, малыш должен развиваться - ведь недостаток свежих впечатлений неизбежно заставит дитятко заскучать. При этом возможностей для саморазвития существует немало - огромный и заманчивый мир уже ждет юного исследователя! А в процессе познания загадочного и неизвестного ребенку наверняка пригодится опыт сверстников, обитающих в разных концах света.

Вот и лето уже к нам пришло. И вместе с ним наступает самый детский праздник на планете — Международный день защиты детей.

Чествовать юных жителей стали еще в 1949 году. Тогда на конгрессе Международной демократической федерации женщин собрались неравнодушные к вопросам защиты детей представительницы разных стран и постановили учредить такой праздник. Впервые мероприятия по этому поводу прошли в 1950 году. С тех пор 1 июня отмечается ежегодно.

Подробнее о истории праздника и символике, а также выбрать стихи к празднику можно на блоге.

Все мы помним свое беззаботное детство, долгожданные летние каникулы и праздник — . В этот день всегда проводят в городах праздник для детишек. Дети рисуют мелками на асфальте добрые и мирные картинки: голубое небо, яркое солнышко, маму, папу и себя рядом.

Им не всегда понятно, кто и кого должен защищать, да это вряд ли вообще их волнует. Но дети ждут праздник, ждут развлечений, сюрпризов. В этот день им хочется, чтобы мамы и папы были рядом с ними, отдохнули, погуляли всей семьей.