Раздел І. Определение языкового знака

Язык, которым пользуется человек в повседневном общении, является не только исторически сложившейся формой культуры, объединяющей человеческое общество, но и сложной знаковой системой. Понимание знаковых свойств языка необходимо для того, чтобы лучше представлять себе устройство языка и правила его употребления.

Слова человеческого языка являются знаками предметов и понятий. Слова - это самые многочисленные и главные знаки в языке. Другие единицы языка также являются знаками.

Знак представляет собой заменитель предмета в целях общения, знак позволяет говорящему вызвать в сознании собеседника образ предмета или понятия.

  • Знак обладает следующими свойствами:
    • знак должен быть материальным, доступным восприятию;
    • знак направлен на значение;
    • содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, в то время как содержание вещи исчерпывается её материальными свойствами;
    • содержание и форма знака определяются различительными признаками;
    • знак - всегда член системы, и его содержание во многом зависит от места данного знака в системе.
  • Указанные выше свойства знака обуславливают ряд требований культуры речи.
    • Во-первых, говорящий (пишущий) должен заботиться о том, чтобы знаки его речи (звучащие слова или знаки письма) были удобны для восприятия: достаточно отчётливо слышимы, видимы.
    • Во-вторых, необходимо чтобы знаки речи выражали некоторое содержание, передавали смысл, причём таким образом, чтобы форма речи помогала легче понять содержание речи.
    • В-третьих, необходимо иметь в виду, что собеседник может быть менее осведомлён о предмете разговора, а значит, необходимо предоставить ему недостающие сведения, которые лишь по мнению говорящего уже содержатся в сказанных словах.
    • В-четвёртых, важно следить за тем, чтобы звуки устной речи и буквы письма достаточно четко отличались друг от друга.
    • В-пятых, важно помнить о системных связях слова с другими словами, учитывать многозначность, использовать синонимию, иметь в виду ассоциативные связи слов.

Таким образом, знания из области семиотики (науки о знаках) способствуют повышению речевой культуры.

  • Языковой знак может знаком кода и знаком текста .
    • Знаки кода существуют в виде системы противопоставленных в языке единиц, связанных отношением значимости, которое определяет специфическое для каждого языка содержание знаков.
    • Знаки текста существуют в виде формально и по смыслу связанной последовательности единиц. Культура речи предполагает внимательное отношение говорящего к связности произносимого или письменного текста.

Значение - это содержание языкового знака, образующееся вследствие отображения внеязыковой действительности в сознании людей. Значение языковой единицы в системе языка виртуально , т.е. определяется тем, что данная единица может обозначать. В конкретном высказывании значение языковой единицы становится актуальным , поскольку единица соотносится с конкретным объектом, с тем, что она реально обозначает в высказывании. С точки зрения культуры речи для говорящего важно четко направить внимание собеседника на актуализацию значения высказывания, помочь ему в соотнесении высказывания с ситуацией, а для слушающего важно проявить максимум внимания к коммуникативным намерениям говорящего.

  • Различают предметное и понятийное значение.
    • Предметное значение состоит в соотнесении слова с предметом, в обозначении предмета.
    • Понятийное значение служит для выражения понятия, отражающего предмет, для задания класса предметов, обозначаемых знаком.

Введение

Язык, которым использует человек в повседневном общении, является не только исторически сложившейся формой культуры, объединяющей человеческое общество, но и сложной знаковой системой. Понимание знаковых свойств языка необходимо для того, чтобы лучше представлять себе устройство языка и правила его использования.

Тема предлагаемой работы «Эволюция представлений о знаковом характере языка».

Актуальность работы связана с повышенным интересом к выбранной теме, а также с тем, что язык на протяжении всей своей истории остаётся центральной темой.

Целью данного исследования является изображения знака как знаковой системы.

Задачами исследования являются определение языкового знака, его репрезентация в языке, а также изображение знака как знаковой системы языка.

Объектом исследований является языковая система языка.

Предметом исследований является знак в системе языка.

Новизна работы заключается в исследовании и представлении знака в языковой системе языка.

Теоретико-методологическую основу составляют исследования по теории вопроса: Я. Грима , Л. Ельмслева , Ф. Соссюра .

Структура работы состоит из вступления, трёх разделов, выводов и списка использованной литературы. В первом разделе даётся определение языкового знака. Во втором разделе работы рассматривается сущность репрезентации знака в языке. В третьем разделе рассмотрение изображения знака как знаковой системы языка.

Список использованной литературы состоит из восьми позиций. Объём работы составляет восемнадцать страниц.

Определение языкового знака

Знаковый характер человеческого языка составляет одну из его универсальных черт и основных особенностей. Из понятия знака невыразительно исходили в своих научных спорах о сущности вещей и их наименований древние эллины, номиналисты и реалисты - последователи двух диаметрально противоположных философских направлений средних веков, классики сравнительного и типологического языкознания. На понятии знака со времен Бодуэна де Куртенэ и Ф. де Соссюра покоятся все сколько-нибудь значимые теории языка в современной лингвистической науке .

Язык есть одна из функций человеческого организма в самом обширном смысле этого слова» (И. А. Бодуэн де Куртене).

Что в языке принято считать знаковым? Под знаковым аспектом естественного языка понимают обычно соотнесенность языковых элементов (морфем, слов, словосочетаний, предложений и др.). К знаковой функции языковых единиц относят, далее, их свойство обобщенно выражать результаты познавательной деятельности человека, закреплять и хранить итоги его общественно-исторического опыта .

Под знаковый аспект языка подводят способность языковых элементов нести определенную информацию, выполнять различные коммуникативные и экспрессивные задания в процессе общения. Следовательно, термин «знаковый», как и синонимичный с ним термин «семиотический», - многозначны, в него вкладывается разное содержание и, применительно к естественному языку, он может быть отнесен к четырем разным функциям языковых элементов: функция обозначения (репрезентативная), обобщающая (гносеологическая), коммуникативная и прагматическая. Непосредственная связь языка с мышлением, с механизмом и логикой познания, уникальное свойство человеческого языка служить универсальной системой обозначения всего многообразия объективного мира - все это сделало знаковый аспект языка предметом изучения разных наук (философии, семиотики, логики, психологии, языкознания и др.), в силу общности объекта не всегда четко между собой разграниченных .

Сформулированные при логическом анализе языка семиотические понятия, будучи применены в различных исследовательских целях в лингвистике, несколько продвинули изучение знакового аспекта языка, вызвав к жизни новые лингвистические направления, начиная с создания «алгебраической» теории языка Л. Ельмслева, где язык сведен к формально-логическому построению, и кончая порождающей грамматикой Н. Хомского, теоретические обоснования которой в известном плане восходят к тому же источнику .

Понятия «знаковая сиcтема», «знак» применительно к естественному языку имеют определенный смысл лишь в том случае, когда они определяются чисто лингвистически и когда за презумпцией о знаковом характере языка в целом или отдельного его уровня стоит целостная теория языка, построенная на результатах изучения этих его свойств и сформулированная вследствие четких импликаций понятия языкового знака. Там, где эти термины употребляются без приданной им системы лингвистических определений, они остаются пустыми ярлыками. Именно этот факт часто создает в лингвистике ситуацию взаимонепонимания: чем менее обоснованно и определенно употребляют одни термины «знак», «знаковый», «знаковая система» без изучения их специфики, тем более категорично отклоняют другие самое идею знаковой репрезентации - основное свойство естественного языка, - также не обращаясь к исследованию этого свойства языка .

Членимость означающего и означаемого знака на компоненты, противопоставление знаков и незнаков (фигур) занимает в разработке проблемы знаковой природы языка значительное место. Кроме того большого круга вопросов, который связан с именем Ф. де Соссюра, в развитии теории знаковой сущности естественного языка в наше время обсуждаются следующие проблемы: отличие языковых знаков от «естественных знаков», типология знаков, типы значений, создание основ лингвистической семиотики и многое другое. Лингвистическая разработка проблемы знаковой природы языка, начатая Ф. де Соссюром, представлена в наши дни большим разнообразием точек зрения, которые в той или иной степени будут затронуты по ходу обсуждения отдельных проблем .

ЯЗЫК КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА

1. Знаковый характер языка

Язык, которым пользуется человек в повседневном общении, является не только исторически сложившейся формой культуры, объединяющей человеческое общество, но и сложной знаковой системой. Понимание знаковых свойств языка необходимо для того, чтобы лучше представлять себе устройство языка и правила его употребления.

Слова человеческого языка являются знаками предметов и понятий. Слова - это самые многочисленные и главные знаки в языке. Другие единицы языка также являются знаками.

Знак представляет собой заменитель предмета в целях общения, знак позволяет говорящему вызвать в сознании собеседника образ предмета или понятия.

· Знак обладает следующими свойствами:

o знак должен быть материальным, доступным восприятию;

o знак направлен на значение;

o знак - всегда член системы, и его содержание во многом зависит от места данного знака в системе.

· Указанные выше свойства знака обуславливают ряд требований культуры речи.

o Во-первых, говорящий (пишущий) должен заботиться о том, чтобы знаки его речи (звучащие слова или знаки письма) были удобны для восприятия: достаточно отчётливо слышимы, видимы.

o Во-вторых, необходимо чтобы знаки речи выражали некоторое содержание, передавали смысл, причём таким образом, чтобы форма речи помогала легче понять содержание речи.

o В-третьих, необходимо иметь в виду, что собеседник может быть менее осведомлён о предмете разговора, а значит, необходимо предоставить ему недостающие сведения, которые лишь по мнению говорящего уже содержатся в сказанных словах.

o В-четвёртых, важно следить за тем, чтобы звуки устной речи и буквы письма достаточно четко отличались друг от друга.

o В-пятых, важно помнить о системных связях слова с другими словами, учитывать многозначность, использовать синонимию, иметь в виду ассоциативные связи слов.

Таким образом, знания из области семиотики (науки о знаках) способствуют повышению речевой культуры.

· Языковой знак может знаком кода и знаком текста.

o Знаки кода существуют в виде системы противопоставленных в языке единиц, связанных отношением значимости, которое определяет специфическое для каждого языка содержание знаков.

o Знаки текста существуют в виде формально и по смыслу связанной последовательности единиц. Культура речи предполагает внимательное отношение говорящего к связности произносимого или письменного текста.

Значение - это содержание языкового знака, образующееся вследствие отображения внеязыковой действительности в сознании людей. Значение языковой единицы в системе языка виртуально, т.е. определяется тем, что данная единица может обозначать. В конкретном высказывании значение языковой единицы становится актуальным, поскольку единица соотносится с конкретным объектом, с тем, что она реально обозначает в высказывании. С точки зрения культуры речи для говорящего важно четко направить внимание собеседника на актуализацию значения высказывания, помочь ему в соотнесении высказывания с ситуацией, а для слушающего важно проявить максимум внимания к коммуникативным намерениям говорящего.

· Различают предметное и понятийное значение.

o Предметное значение состоит в соотнесении слова с предметом, в обозначении предмета.

o Понятийное значение служит для выражения понятия, отражающего предмет, для задания класса предметов, обозначаемых знаком.

2. Естественные и искусственные языки

Знаки, входящие в состав языков как средств коммуникации в обществе называются знаками общения. Знаки общения делятся на знаки естественных языков и знаки искусственных знаковых систем (искусственных языков).

Знаки естественных языков состоят как из звуковых знаков, так и соответствующих им знаков письма (рукописных, типографских, машинописных, принтерных, экранных).

В естественных языках общения - национальных языках - в более или менее явной форме существуют правила грамматики, а правила смысла и употребления - в неявной форме. Для письменной формы речи существуют также закрепленные в сводах и справочниках правила орфографии и пунктуации.

В искусственных языках, как правила грамматики, так и правила смысла и употребления задаются в явной форме в соответствующих описаниях этих языков.

Искусственные языки возникли в связи с развитием науки и техники, они применяются в профессиональной деятельности специалистов. К искусственным языкам относятся системы математических, химических символов. Они служат средством не только общения, но и выведения нового знания.

Среди искусственных знаковых систем можно выделить кодовые системы, предназначенные для кодирования обычной речи. К ним относятся азбука Морзе, морская флажковая сигнализация букв алфавита, различные шифры.

Особую группу составляют искусственные языки, предназначенные для управления работой компьютерных систем, - языки программирования. Они имеют строгое системное устройство и формализованные правила соотнесения кодовых знаков и смысла, предусматривающие выполнение компьютерной системой именно тех операций, которые требуются.

Знаки искусственных языков могут сами составлять тексты или включаться в состав письменных текстов на естественном языке. Многие искусственные языки имеют международное употребление и включаются в тексты на разных естественных национальных языках. Разумеется, что знаки искусственных языков уместно включать только в тексты, адресованные специалистам, знакомым с этими языками.

Естественный звуковой язык людей является самой полной и совершенной из всех систем общения. Другие знаковые системы, созданные человеком воплощают лишь некоторые из свойств естественного языка. Эти системы могут значительно усиливать язык и превосходить его в каком-либо одном или нескольких отношениях, но одновременно уступать ему в других (Ю. С. Степанов. Язык и метод. - М.: 1998. С. 52).

Так, например, система математических символов превосходит естественный язык краткостью записи информации, минимальностью знаков кода. Языки программирования характеризуются четкостью правил и однозначным соответствием смысла и формы.

В свою очередь естественный язык отличается значительно большей гибкостью, открытостью и динамичностью.

Естественный язык применим для описания любых ситуаций, в том числе тех, которые ещё не были объектом описания с помощью данного языка.

Естественный язык позволяет говорящему порождать новые и при этом понятные для собеседника знаки, а также использовать существующие знаки в новых значениях, что невозможно в искусственных языках.

Естественный язык известен в рамках всего национального общества, а не только узкому кругу специалистов.

Естественный язык быстрее приспосабливается к многообразным потребностям межличностного взаимодействия людей и потому является основным и в целом незаменимым средством человеческого общения.

3. Основные функции языка

"Будучи важнейшим средством общения, язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании мировоззренческих систем и национальных образов мира, обеспечивает накопление и хранение информации, в том числе относящейся к истории и историческому опыту народа и личному опыту индивида, расчленяет, классифицирует и закрепляет понятия, формирует сознание и самосознание человека, служит материалом и формой художественного творчества" (Н.Д.Арутюнова. Функции языка. // Русский язык. Энциклопедия. - М.: 1997. С. 609).

· Основными функциями языка являются:

o Коммуникативная (функция общения);

o Мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли);

o Экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего);

o Эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка).

Коммуникативная функция заключается в способности языка служить средством общения между людьми. Язык располагает единицами, необходимыми для построения сообщений, правилами их организации и обеспечивает возникновение сходных образов в сознании участников общения.

Язык также обладает специальными средствами установления и поддержания контакта между участниками коммуникации.

С точки зрения культуры речи коммуникативная функция предполагает установку участников речевой коммуникации на плодотворность и взаимную полезность общения, а также общую нацеленность на адекватность понимания речи.

Достижение функциональной эффективности общения невозможно без знания и соблюдения норм литературного языка.

Мыслеформирующая функция заключается в том, что язык служит средством оформления и выражения мысли. Структура языка органически связана с категориями мышления.

"Слово, которое одно способно сделать понятие самостоятельной единицей в мире мыслей, прибавляет к нему многое от себя" - писал основоположник языкознания В. фон Гумбольдт (В.Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. М.: 1984. С. 318).

Это значит, что слово выделяет и оформляет понятие, и при этом устанавливается отношение между единицами мышления и знаковыми единицами языка. Именно поэтому В.Гумбольдт полагал, что "язык должен сопутствовать мысли. Мысль должна, не отставая от языка, следовать от одного его элемента к другому и находить в языке обозначение для всего, что делает её связной" (там же, С. 345). По Гумбольдту, "чтобы соответствовать мышлению, язык, насколько это возможно, своим строением должен соответствовать внутренней организации мышления" (там же).

Речь образованного человека отличается ясностью изложения собственной мысли, точностью пересказа чужих мыслей, последовательностью и информативностью.

Экспрессивная функция позволяет языку служить средством выражения внутреннего состояния говорящего, не только сообщать какую-то информацию, но и выражать отношение говорящего к содержанию сообщения, к собеседнику, к ситуации общения. Язык выражает не только мысли, но и эмоции человека.

Экспрессивная функция предполагает эмоциональную яркость речи в рамках принятого в обществе этикета.

Искусственные языки не имеют экспрессивной функции.

Эстетическая функция заключается в установке на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата. Эстетическая функция характерна в первую очередь для поэтической речи (фольклора, художественной литературы), но не только для неё - эстетически совершенной может быть и публицистическая, и научная речь, и обыденная разговорная речь.

Эстетическая функция предполагает богатство и выразительность речи, её соответствие эстетическим вкусам образованной части общества.

4. Русский язык как мировой

· Русский язык и электронная письменная речь в компьютерных технологиях

В начале 21 века в мире в той или иной мере владеют русским языком свыше 250 миллионов человек. Основная масса говорящих на русском языке проживает в России (143,7 млн. по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г.) и в других государствах (88,8 млн.), входивших в состав СССР.

На русском языке говорят представители разных народов мира, общаясь не только с русскими, но и между собой.

Так же, как английский и некоторые другие языки, русский язык широко используется за пределами России. Он применяется в различных сферах международного общения: на переговорах стран-участниц СНГ, на форумах международных организаций, в том числе ООН, в мировых системах коммуникации (на телевидении, в интернете), в международной авиационной и космической связи. Русский язык является языком международного научного общения, используется на многих международных научных конференциях по гуманитарным и естественным наукам.

Русский язык по абсолютному числу владеющих им занимает пятое место в мире (после китайского, хинди и урду вместе, английского и испанского языков), но не этот признак является главным при определении мирового языка. Для "мирового языка" существенно не само число владеющих им, особенно как родным, но глобальность расселения носителей языка, охват им разных, максимальных по числу стран, а также наиболее влиятельных социальных слоёв населения в разных странах. Большое значение имеет общечеловеческая значимость художественной литературы, всей культуры, созданной на данном языке (Костомаров В.Г. Русский язык в международном общении.//Русский язык. Энциклопедия. М.: 1997. С. 445).

Русский язык изучается в качестве иностранного во многих странах мира. Русский язык и литература изучаются в ведущих университетах США, Германии, Франции, Китая и других стран.

Русский язык, как и другие "мировые языки", отличается высокой информативностью, т.е. широкими возможностями выражения и передачи мысли. Информационная ценность языка зависит от качества и количества информации, изложенной на данном языке в оригинальных и переводных публикациях.

Традиционной сферой использования русского языка за пределами Российской Федерации были республики в составе Советского Союза; он изучался в странах Восточной Европы (Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, ГДР), а также студентами из разных стран мира, обучавшимися в СССР.

После начала реформ в России страна стала более открытой для международных контактов. Граждане России стали чаще бывать за рубежом, а иностранцы чаще бывать в России. Русский язык стал привлекать большее внимание в некоторых зарубежных странах. Его изучают в Европе и США, Индии и Китае.

Интерес к русскому языку за рубежом во многом зависит как от политических факторов (стабильность общественной обстановки в России, развитие демократических институтов, готовность к диалогу с зарубежными партнерами), так и культурных факторов (интерес в России к иностранным языкам и культурам, совершенствование форм и методов преподавания русского языка).

В условиях расширения международного общения на русском языке качество речи людей, для которых русский язык является родным, становится существенным фактором его дальнейшего развития, так как речевые ошибки исконных носителей языка воспринимаются людьми, изучающими русский язык в качестве языка межнационального общения или в качестве иностранного языка, как правильные речевые образцы, как норма русской речи.

Процессы интеграции, происходящие в современном мире, способствует повышению роли "мировых языков", углублению взаимодействия между ними. Растёт международный фонд научной, технической и культурной лексики, общий для многих языков. Всемирное распространение получают компьютерные термины, лексика, имеющая отношение к спорту, туризму, товарам и услугам.

В процессе взаимодействия языков русский язык пополняется международной лексикой, и сам является источником лексических заимствований для языков соседних стран.

Русский язык и электронная письменная речь в компьютерных технологиях

Глобализация процессов коммуникативного сотрудничества в современном мире в результате распространения компьютерных сетей ведет к расширению числа лиц, использующих в общении "мировые" языки. Это приводит, с одной стороны, к универсализации и стандартизации средств общения, навыков использования языка, а с другой стороны, к быстрому распространению индивидуальных и региональных особенностей речи в результате отсутствия редакторской и корректорской проверки в электронной среде общения. Противоречивость этих тенденций, вызванная новыми условиями коммуникации, ведет к появлению новых факторов, воздействующих на развитие языка, способствует как его обогащению, так и снижению речевой культуры. В этих новых условиях становится особенно важной забота о правильности электронной письменной речи, соблюдение традиций письменного общения, внимание к функциональной и стилевой дифференцированности жанров речи.

Новые условия коммуникации повышают ответственность каждого человека за судьбу родного языка и других языков, которые он использует в общении, правильность их употребления, а технические возможности компьютерных технологий помогают современному человеку проверить правильность написания и точность употребления слов, отредактировать и красиво оформить текст. Однако никакая технология не поможет наполнить текст нужным содержанием, сделать речь человека одухотворённой, красивой не только по форме, но и по сути.

Свобода слова - необходимое, но не достаточное условие для того, чтобы слово улучшало жизнь людей. Поэтому в новых условиях устного (публичного, телевизионного, интерактивного) и письменного (электронного) общения роль культуры речи должна повышаться и, прежде всего, благодаря глубокому внутреннему осознанию участниками информационного обмена своей личной роли и ответственности за то, как будет развиваться родной язык и другие языки, которыми пользуется человек.

5. Русский язык как государственный язык

· Связь русского языка с историей и культурой народа

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (1993) русский язык является государственным языком РФ на всей её территории. Одновременно русский язык является государственным или официальным ряда республик, входящих в РФ, наряду с языком коренного населения этих республик.

Знание государственного языка является обязательным для должностных лиц государственных учреждений, именно на нём составляется вся официальная документация.

Как государственный русский язык активно функционирует во всех сферах общественной жизни, имеющих всероссийскую значимость. На русском языке работают центральные и местные учреждения федерального уровня, осуществляется общение между субъектами федерации. Русский язык используется в армии, центральной и местной печати, на телевидении, в образовании и науке, в культуре и спорте.

Русский язык является вторым государственным языком в Белоруссии, официальным языком в Казахстане.

Связь русского языка с историей и культурой народа

Язык - это не только система знаков, но также исторически сложившаяся форма культуры народа. По словам В.Гумбольдта, "язык не есть мёртвый часовой механизм, но живое творение, исходящее из самого себя" (В.Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. М.:1984. С. 275). Естественный язык возникает не в результате математического расчета группы "языкотворцев", а в результате многовековых усилий людей, принадлежащих к одной национальной общности, сделать свою речь общепонятной в рамках национального коллектива.

Русский язык складывался в течение многих веков. Его словарь и грамматический строй сформировались не сразу. Словарь постепенно включал в себя новые лексические единицы, появление которых диктовалось новыми потребностями общественного развития. Грамматический строй постепенно приспосабливался к более точной и тонкой передаче мысли вслед за развитием национального общественного и научного мышления. Таким образом, потребности культурного развития стали двигателем развития языка, и язык отразил и сохранил историю культурной жизни нации, в том числе, те её этапы, которые уже ушли в прошлое.

Благодаря этому язык является для народа уникальным средством сохранения национальной идентичности, самой крупной истоко-культурной ценностью.

Как писал В.Гумбольдт, "язык, какую бы форму он не принимал, всегда есть духовное воплощение индивидуальной жизни нации" (В.Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. М.: 1984. С. 72) и более того "язык есть дыхание, сама душа нации" (там же, С. 303). Таким образом, культура речи является важной частью национальной культуры в целом.

Вестник Челябинского государственногоуниверситета. 2015. № 27 (382). Филологические науки. Вып. 98. С. 175-178.

А.Ж. Суюнбаева

ЗНАКОВЫЙ ХАРАКТЕР ЯЗЫКА: ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ИСКУСТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ

Разъясняется знаковый характер языка и его основные особенности в системе знаков. Раскрывается появление естественных и искуственных языков и их функции. Определяется состав языка как средства коммуникации в обществе, основные функции языка.

Ключевые слова: знаковая система, единицы языка, семиотика, языковой знак, естественные языки, искусственные языки, языки программирования, коммуникативная, экспрессивная, эстетическая функция, профессиональная ситуация, операционные языки.

Язык, применяемый в ежедневных отношениях людей, - не только форма культуры, объединяющая человеческое общество, укоренившееся с исторической точки зрения, но и сложная знаковая система. Понимание знаковой особенности языка нужно для того, чтобы понять строение языка и правила использования этого строения. Слова в языке человечества являются знаками предметов и понятий. Слово - обширный и основной знак языка. Древние единицы языка тоже считаются знаком. Знак в человеческом общении называет предмет, дает возможность говорящему создать облик или понятие в сознании собеседника. Основные особенности знаков: в материальном воспроизведении знак должен быть легким, основываться на сообщении понятия; содержание знака не соответствует материальному описанию, но зрелищно дает проявление, определяется самыми различными знаками, знак всегда бывает в составе системы, поэтому его содержание связано с местом в системе .

Знаковая система - это система однообразно интерпретируемых и трактуемых сообщений сигналов, которыми можно обмениваться в процессе общения. Иногда знаковые системы помогают структурировать процесс общения с целью придания ему некой адекватности в плане реакций его участников на те или иные знаки. В качестве примера знаковой системы обычно приводят язык (как в письменной форме, так и в случае естественных языков - в форме речи) .

Названные особенности знаков ставят следующие условия культуре речи говорящего. Первое, говорящий (пишущий) при разговоре (письме) должен стремиться, чтобы знаки (звуковые слова или письменные знаки) были

удобными для восприятия, ясно звучать, ясно выражаться на письме. Второе, знаки речи должны воспроизводить определенное содержание; понятие и форма речи должны быть ориентированы на легкое понимание. Третье, нужно учитывать, что, возможно, у собеседника мало осведомленности о теме разговора, нужно дать конкретное недостающее сведение о разговоре. Четвертое, нужно обратить внимание на то, что в устной и письменной речи буквы должны ясно различаться. Пятое, нужно помнить о системной связи слов с другими словами, обращать внимание на многозначность слов, употреблять синонимы, ассоциативную связь слов. Знания в сфере семиотики (науки о знаках) помогают повышать культуру речи .

Языковой знак может быть кодовым или текстовым знаком. Кодовые знаки используются противоположной системой в единицах языка, связанные с определением содержания смысловых отношений. Кодовые знаки используются для определения содержания своеобразных знаков каждого языка, используются для противоположной друг другу системы единицы языка. Текстовые знаки используются в виде формальной и содержательной последовательности единиц. Культура общения требует от говорящего обратить внимание на связь устного или письменного текста .

Смысл - это содержание языкового знака, отражающее истинную правду в сознании человека вне языка. Смысл языковой единицы определяется виртуально, то есть какое значение дает данная единица. Смысл языковой единицы в конкретном общении станет актуальным, потому что языковая единица в разговоре с осведомляющим совпадает в конкретном объекте. С точки зрения культуры общения,

для говорящего важно обратить внимание собеседника на суть проблемы, а ему (собеседнику) нужно помочь понять связь общения и ситуаций, слушателю главное - понять коммуникативную цель говорящего. Есть понятие сути и понятие предмета. Предметное понятие обозначает название предмета, сочетаемость слова с предметом. Понятие сути служит сообщению понятия предмета, группы предметов, обозначающихся знаками .

Знаками, входящими в состав языка как средства коммуникации в обществе, являются все знаки общения. Знаки естественных языков состоят из звуковых знаков и письменных знаков (рукопись, типографические, на машинке, через принтер, показанные на экране). В естественных языках общения - в национальных языках - бывают правила на определенном уровне, а правила применения смысловых языковых единиц особо не замечаются. В письменном общении, в сборниках и справочниках бывают орфографические и пунктуационные правила. Искусственные языки - знаковые системы, являющиеся результатом целенаправленной деятельности людей, что отличает их от естественных языков, которые формировались стихийно вместе с развитием человеческого общества .

Искусственные языки появляются в связи с развитием науки и техники и используются в профессиональной службе специалистов. К искусственным языкам относятся математические и химические системы знаков. Они являются не только языком общения, но и средством осваивания новых знаний. Среди искусственных знаковых систем можно определить кодовые системы для кодирования обычного общения. К ним относятся азбука Морзе, знаки, передаваемые флажками в море, и разные шифры.

Особую группу составляет искусственные языки программирования - управление работой компьютерной системы. Они подчиняются структурам строгой последовательности компьютерных систем, требующих выполнения операций, направленных кодовым знаком и приведенных в соответствии с формальными правилами. Знаки искусственных языков сами образуют текст или входят в состав письменных текстов естественных языков. Будет правильным использование знаков искусственных языков в составе текста для знакомых с этим языком специалистов. Естественный звуковой язык является самым полнокровным и совер-

шенным видом систем общения человечества. Об этом пишет Ю. С. Степанов: «Другие знаковые системы, созданные человечеством, выполняют только некоторые возможности естественного языка. Такие системы усиливают язык, но с другой стороны создают недостатки» . Математические системы символов обособляются письменной передачей информации и малочисленностью кодовых знаков. Языки программирования характеризуются точностью правил, содержание и вид границ соответствует одинаковости. Естественный язык выделяется своей приспосабли-ваемостью, ясностью и динамичностью. Естественный язык склонен к применению в любой ситуации, в том числе и не описанной через этот язык. Если естественный язык порождает понятные знаки, дает возможность использования применяемых знаков в новом понятии, то искусственный язык этого не может. Естественный язык знаком не только специалистам языка, но и всему национальному обществу. Естественный язык быстро приспосабливается к выполнению межличностных отношений, поэтому является основным и бесценным орудием человечества. Н. Д. Арутюнова в своем труде «Функции языка» пишет: «Язык, являясь самым важным орудием общения человечества, объединяет людей, налаживает их межличностные и социальные отношения, приводит в соответствие практические услуги, участвует в системе мировоззрения и образа национального мира, обеспечивает сбор и сохранение информации, относящейся к истории, к историческому опыту народа, к личному опыту индивида, разъединяет понятие в сознании, группируют и размещает, совершенствует разум и самого себя, служит формой и материалом художественного творчества» . Основные функции языка: коммуникативная (услуга общения), восстановление мыслей (умозаключение и услуга доведения до собеседника), экспрессивная (услуга выявления внутреннего состояния говорящего), эстетическая (услуга понимания красоты через язык).

Коммуникативная функция является средством общения между людьми. Язык состоит из единиц, выстраиваемых информаций и использования организованных правил, обеспечивает появление схожих образцов в сознании беседующих. Также в языке бывают специальные средства, устанавливающие связь между участниками коммуникаций для оживления разговора. С точки зрения культуры речи,

Знаковый характер языка: естественные и искусственные языки

коммуникативная функция стремится, чтобы общение участников коммуникации было плодотворным, понятным друг другу. Без соблюдения норм литературного языка невозможны функционально-рациональные отношения. Услуга восстановления мыслей показывает, что язык является средством сосредоточения мыслей и доведения их до собеседника. Строение языка связано с мыслительной категорией и с органической точкой зрения. «В мире мыслей слово, показывающее понятие как особая единица, может добавить многое», - пишет основоположник общего языкознания В. Гум-больдт.

В силу огромной значимости речи данная цитата показывает, что слово, поясняя, восстанавливает связь между единицей мысли и знаковыми единицами языка. Поэтому язык должен быть основой совершенствования мыслей. Дальше В. Гумбольдт сказал: «Мысли не должны уходить далеко от языка, охватывая элементы один за другим, должны дать словесные названия в мыслях» . По его мнению, «чтобы соответствовать мысли, язык должен по возможности своего строения, внутренне организовать мысль» .

Слова образованного человека отличаются ясным объяснением своей мысли, точной передачей мысли другим, соблюдением последовательности общения, передачей полной, ясной информации. Экспрессивная услуга не только передает определенную информацию говорящему, но и становится средством отношения его к содержанию информации, собеседнику, то есть осведомляет свое внутреннее состояние. Язык выражает не только мысли, но и эмоции человека. Экспрессивная услуга обеспечивает в рамках принятого этикета ясность эмоционального состояния общения . Ис-

кусственные языки не могут выполнить экспрессивную службу. Эстетическая функция направлена на удовлетворение эстетического чувства адресата в пределах видов содержания. Эстетическая функция свойственна, в первую очередь, поэтическому стилю (фольклор, художественная литература), но на этом не останавливается - не может не быть эстетического смысла в публицистическом, научном стиле и в устном общении. Эстетическая услуга нацелена на огромное богатство и удобство общения, эстетический вкус ученой среды в обществе .

Специально образованные для использования в определенной системе языки называются операционными. Применение естественных языков удобно в решении конкретных обязанностей, выгодно в профессиональных ситуациях. Универсальность операционных языков не сильная, но по сравнению с естественными языками удобна в выполнении конкретных обязанностей. Есть конкретные ограничения операционных языков: здесь употребляются редко встречающиеся слова и определенные лексические единицы. Слово в операционных языках обычно имеет только одно значение. Своеобразная грамматическая особенность операционных языков видна в совокупности ограниченных правил .

Таким образом, можно сказать, что понимание знаковых свойств языка необходимо для того, чтобы лучше представлять себе устройство языка и правила его употребления. Также требует внимания и дальнейшего исследования его лексико-семантические, функциональные аспекты. Проанализированный нами материал обусловлен попыткой систематизирования, а также расширения взглядов на их функциональные действия.

Список литературы

1. Степанов, Ю. С. Язык и метод / Ю. С. Степанов. - М.: Прогресс, 1998. - 52 с.

2. Соломоник, А. Семиотика и лингвистика / А. Соломоник. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 12 с.

3. Арутюнова, Н. Д. Функции языка / Н. Д. Арутюнова // Русский язык. Энциклопедия. - М.: Диалог, 1997. - 609 с.

4. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию / В. Гумбольдт. - М.: Прогресс, 2000. -400 с.

5. Моррис, Ч. У. Основания теории знаков / Ч. У. Моррис // Семиотика. -М.: Радуга, 1983. - 63 с.

6. Кожин, А. Н. Функциональные типы русской речи/А. Н. Кожин, О. А. Крылова, В. В. Одинцов. - М.: Высш. шк., 1982. - 156 с.

7. Васильева, А. Н. Функциональное направление в лингвистике и его значение в преподавании русского языка как иностранного: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / А. Н. Васильева. - М.: Наука, 1981.-45 с.

Суюнбаева Алтынгуль Жакиповна - старший преподаватель кафедры государственного языка Военного института Сил воздушной обороны (Республика Казахстан, г. Актобе). [email protected]

Bulletin ofChelyabinskState University. 2015. No. 27 (382). Philology Sciences. Issue 98. Pp. 175-178.

THE ICONIC CHARACTERISTICS OF THE LANGUAGE: NATURAL AND ARTIFICIAL LANGUAGES

A. Zh. Sujnbayeva

Airforces defenceMilitary institute, Republic ofKazakhstan, Aktobe. [email protected]

Explain significant features of the language, the main features of characters and its systems, language signs. Describes the occurrence of natural and artificial languages and their functions. The structure of a language as a means of communication in society, basic functions oflanguage.

Keywords: semiotic system, units of language, semiotics, linguistic sign, natural languages, artificial languages, programming languages, communicative, expressive, aesthetic function, professional situation, operating languages.

1. Stepanov Ju.S. Jazyk i metod . Moscow, 1998. 52 p. (In Russ.).

2. Solomonik A. Semiotika i Ungvistika . Moscow, 1995. 12 p. (In Russ.).

3. ArutjunovaN.D. Funkciijazyka . Russkijjazyk. Jenciklopedija . Moscow, 1997. 609 p. (In Russ.).

4. Gumbol"dt V. Izbrannye trudypojazykoznaniju . Moscow, 2000. 400 p. (InRuss.).

5. Morris Ch.U. Osnovanijateorii znakov . Semiotika . Moscow, 1983. 63 p. (In Russ.).

6. Kozhin A.N., Krylova O.A., Odincov V.V. Funkcional"nye tipy russkoj rechi , Moscow, 1982. 156 p. (In Russ.).

7. Vasil"eva A.N. Funkcional"noe napravlenie v Ungvistike i ego znachenie v prepodavanii russk-ogojazyka kak inostrannogo . Moscow, 1981. 45 p. (In Russ.).

Прежде чем приступить к решению вопроса о знаковом характере языка, надо возможно точнее определить и установить природу и сущность явлений, о которых идет речь.

Сначала, естественно, надо определить, что такое знак. Видимо, это понятие может истолковываться в разных аспектах (в том числе и в философском); нас здесь интересует только лингвистическое его определение. Оно также не является единообразным.

Иногда знаком называют лишь внешнее и доступное чувственному восприятию обнаружение или указание какого-либо понятийного содержания. Но такое истолкование знака невозможно принять, так как без соотнесения с содержанием или, как иногда говорят, с внутренней его стороной знак не есть знак — он ничего не означает. Поэтому правильнее вместе с Соссюром толковать знак как комбинацию внутренней и внешней сторон или как целое, составными элементами которого являются означающее и означаемое.

Вместе с тем при лингвистическом раскрытии этих частных понятий (означающее и означаемое) представляется необходимым внести существенные коррективы в объяснение их Соссюром. Он говорит о том, что «языковой знак связывает не вещь и имя, но понятие и акустический образ», он пытается лишить знак всех качеств материальности (довольно безуспешно, так как сам же говорит о чувственности акустического образа) и называет его «двухсторонней психической сущностью».

В дальнейшем развитии языкознания и был сделан этот необходимый корректив. Когда говорят о знаковой природе языка, ныне обычно имеют в виду характер взаимоотношений звуковой оболочки слова с его смысловым содержанием или значением. Следовательно, вопрос о знаковом характере языка самым тесным образом переплетается с вопросом о сущности лексического значения.

Совершенно очевидно, что принципиально и неизбежно по-разному должен решаться вопрос о знаковой природе языка в зависимости от того, определяется ли лексическое значение слова как специфическая в своих особенностях часть языковой структуры, т. е. как чисто лингвистическое явление, или же оно выносится за пределы собственно лингвистических явлений. В этом последнем случае говорят о том, что слово служит для обозначения понятий или предметов, которые, следовательно, и составляют значение слова.

В.А. Звегинцев. Очерки по общему языкознанию - Москва, 1962 г.