Скорость реакции у человека. Эмоциональные реакции: определение, виды, сущность, выполняемые функции и их влияние на человека

admin

Попробуем разобраться, как повысить скорость реакции на примере практических упражнений. Но сначала скажем несколько о теоретической стороне вопроса.

Существует миф, что скорость реакции у всех одинаковая, но это не так. Можно запросто в этом убедиться. Достаточно пройти тест на определение скорости реакции с друзьями или родными. Вы заметите, что она различается. Даже один человек в течение дня показывает разную скорость реакции.

Другой миф говорит, что скорость реакции нельзя улучшить. Это тоже не так. Множество исследований подтверждает, что реакция заметно повышается благодаря упражнениям.

Что такое реакция

Итак, сначала разберемся, что такое реакция. Она выступает серьезным элементом самозащиты. Чем выше действие реакции, тем скорее вы справляетесь с внезапностями и тем сложнее человека застать врасплох. Реакцией именуют установленные действия в ответ на влияния извне – раздражители. Простая реакция, точнее рефлекс, происходит так:

раздражитель воздействует на рецепторы органа;
оттуда поступает сигнал в мозг;
мозг дает приказ организму;
он приводит к движению мышц, а они сокращаются и исполняют задачу.

Реакция организма на раздражители – это рефлекс, заложенный природой. Важно суметь развить его для увеличения скорости действий.

Так функционирует моргание в ответ на определенные внезапные раздражители глаз (к примеру, если попадает соринка), коленный рефлекс, а еще отдергивание пальцев от горячего и т.п.

В реальности, чаще всего, подобный путь сложнее. Нередко задействуется не только спинной, но и головной мозг. Скорость реакции замедляется, если человек сам вмешивается в цепочку. По этой причине важно развивать ее и повышать, дабы избежать помех со стороны самого себя.

Как улучшить скорость реакции

Вас интересует ответ на вопрос, как улучшить скорость реакции? Он достаточно прост: постоянные занятия. Если 3-4 раза за неделю, то для тренировки реакции потребуется прилагать усилия каждый день.

Ключевой секрет повышенной реакции – это способность в требуемый момент . Но, к несчастью, организм наш не способен длительное время быть в состоянии высокой сосредоточенности. Потому первая задача – это развить умение сменять периоды концентрации и отдыха.

Как истинный спортсмен вам требуется уметь за долю секунды перейти в состояние наивысшей концентрации. И после этого требуется по максимуму расслабиться, дабы организм отдохнул.

Скорость реакции важна во многих жизненных ситуациях, а развить ее не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Специальные онлайн-тесты учат именно этому: максимуму концентрации и максимуму расслабления в нужный момент. Для улучшения скорости реакции потребуется сконцентрировать внимание только на конкретном объекте. Требуется забыть о другом, что окружает. Это сложно, но этому реально научиться.

Если возникает вопрос, касающийся повышения скорости реакции, то тут же требуется ответить на другой вопрос: на что именно, вы собираетесь развивать реакцию? Реагируют люди на:

прикосновения;
звуки;
видимые раздражители.

Таким образом, если вы желаете заняться развитием реакции, то делать это придется на один из данных раздражителей. В будущем их можно смешать, но сначала действуйте постепенно, тренируйте их по очередности.

Ответная реакция

Вне зависимости от того, какой тип реакции развивается: зрительный, слуховой или осязательный, требуется точно понимать, что выступает ответным рефлексом в ходя занятий, то есть, какое установленное действие. Корректнее тренировать определенный чувствительный рецептор на разного рода активности. Можно развивать действие реакции даже на наиболее нелепые сигналы, но немаловажно в ходе тренировки добиться разнообразия активностей, вы должны использовать максимум мышц.

Подобные действия требуются несложные, а выполнять их важно в одно касание или движение. Эти действия бывают разными, они требуют самых разнообразных усилий: от исполнения команды «ложись» до отжимания или подтягивания. Важно, чтобы данные движения оказались простыми.

Вам важно определить, какую именно реакцию вы развиваете: слуховую, зрительную или осязательную. Все сразу тренировать не получится.

Кроме того, играет роль и смысл упражнения, оно не должно быть лишено этого, т.е. требуется, чтобы оно несло конкретное значение. Иными словами, упражнение должно пригождаться в обычной жизни. Ключевой упор при выборе здесь требуется делать на безопасность и получение различных умений: спортивных, специальных. При этом важно адекватно выбрать раздражитель. К примеру, имитацией выстрела тренируется прыжок вбок, падение, но не бессмыслица.

Требуется тренироваться помалу, начинать с несложных упражнений. Сюда относится «достань явару» или передвижения предметов. Другая отличительная черта процесса заключается в непременном наличии полностью внезапного и никак не контролируемого источника раздражений. Тренировки с приказами себе – бессмысленны и бесполезны, да и быстро наскучивают. Требуются поистине внезапные источники заданий.

Идеальным выбором станет другой человек, то есть напарник или тренер. Участие в упражнениях двух человек сразу вносит в них соревновательный элемент. Каждый пытается выиграть у второго, прикладывает усилия для усложнения задачи противнику. В роли тренера возьмите друга, родственника и т.п. Развить действие реакции мало кто откажется.

Конечно, если вы способны на это, то организуйте сами подобные условия, где много внезапностей. Но теперь рассмотрим некоторые упражнения, что созданы для повышения скорости реакции. Конечно, они не считаются истиной в последней инстанции, а обычным образцом, на базе него вы создадите различные, более уместные, задания.

Повышения реакции на слух

Дабы развить реакцию на слух в роли воздействия используется звук. В нем требуется четкое начало. Примером служит звук музыки, звонок, щелчок, стук и т.п. Даже звонок в дверь. При разработке реакции на звуки требуется прерывать видимую связь между тем, кто тренируется, и причиной звука. Иными словами, тренируемый не должен предугадывать момент появления звука по активности тренера-напарника. Можно создавать звук за спиной или пользоваться специальной программой для ПК.

Если идет развитие слуховой реакции для безопасности, то задания направляются на установленные действия (упор лежа, прыжок, пригибание и т.п.). Приведем примеры полезных заданий:

тренеру требуется выйти за дверь. Участнику после сигнала требуется перенести конкретный предмет (это требуется точно обозначить). Или взять предмет (с полки, из кармана, из ящика и т.п.);
тренер стоит за спиной и резко бьет линейкой по поверхности чего-либо. Тренируемому требуется сделать такой же удар;
в ходе заданий на безопасность требуется тренировать процесс отнимания оружия или того, что используется вместо него, по сигналу звуком (топот, крики, стуки и т.п.);

Упражнения простые, но действенные. Вы можете изменять их или усложнять по собственному вкусу.

напарники сидят один против другого, а перед ними расположен предмет. Тренер двигается вокруг них и внезапно возникает звук (хлопок, свист). Напарникам требуется взять лежащий предмет по звуку – кто скорее. Чтобы усложнить задачу, тренеру можно не только хлопать, но и говорить что-то вроде «бах», «бум» и т.п. Не забывайте, что напарникам нельзя стукнуться лбами.

Увеличение реакции на осязание

Теперь ведется развитие реакции на осязание, т.е. прикосновение, что не контролируется взглядом, к примеру, сзади. Это ключевой элемент безопасности. В ходе тренировок, требуется завязать глаза, если идет отработка осязаемости рук. А если выполняются задания на безопасность, то тренер располагается сзади. Приведем несколько примеров для тренировки:

человек находится на стуле с завязанными глазами, его руки требуется расположить на ширине плеч на столе. Тренер внезапно и с неопределенным промежутком времени касается рук участника. Последний, при касании, должен сделать хлопок ладонями. Важно, чтобы прошло минимум времени с момента касания до выполнения действия;
тренер стоит сзади на расстоянии протянутой руки. Он касается плеча тренируемого. Последнему нужно внезапно присесть, отпрыгнуть в одну из сторон, развернуться и стать в боевую позу.

Повышение реакции на зрение

Реакция на зрение очень важна, ведь это главное чувство. Почти все данные люди получают благодаря глазам, потому развитию реакций от «обозримого» раздражителя требуется уделять максимум времени.

Кстати, развивать его несложно. В ходе выполнения заданий важно уделить внимание не только реагированию по установленному событию, но и выбору человеком определенного события. Не нужно включать одну лампу, включите одну из двух или трех. В такой ситуации мозгу требуется оценить ситуацию и отбросить лишние раздражители. Вот несколько полезных заданий для повышения реакции на зрение:

к стене прижимается линейка. Участнику требуется поставить большой палец в 1 см от линейки на отметке 10-15 см от ее края. В момент опускания линейки, она падает. Цель – поймать ее пальцем и придавить к стенке. Чем меньшее время линейка «летит», тем выше реакция;
тренер в произвольном порядке включает одну из 2-х ламп (выключатель участнику невиден). При включении конкретной лампы требуется перенести предмет или совершить установленное действие;
из-за ширмы демонстрируются вещи. Реагировать требуется на конкретный предмет.

Действенной тренировкой выступают игры «на пальцах»: камень-ножницы-бумага и чет-нечет:

в забаве чет-нечет на пальцах показывается ведущим число 1-5. Второму участнику требуется показать собственное число, но с другим значением. Если первый участник показывает нечетное число, то второму важно показать четное;

Немало детских игр развивают зрительную реакцию. Достаточно вспомнить любимые забавы детства и начать тренировки.

игра камень-ножницы-бумага знакома нам с детства. Камнем выступает кулак, который ломает ножницы (два пальца). Последние побеждают бумагу (ладошка), а она способна покрыть камень. В простом типе игры участники «создают» предмет в один момент. В этой ситуации тренер дает время тренируемому, дабы тот успел понять и выбрать предмет, который выигрывает;
ладушки. В данной игре участники сидят за столом один против другого. Руки тоже на столе. Один ладонью пытается покрыть ладонь другого, а тому важно убрать ее до этого.

Существуют и другие тренировки для развития реакции на видимые раздражители:

игра для детей, в ходе которой люди стоят в кругу. Они прыгают по движения часовой стрелки, пытаясь прыгнуть соседу на ногу. Последний сдвигает ногу прыжком. Если участник прыгнул, атакуя, то ему важно замереть на месте. Если участник прыгает, отпрыгивая, то должен наступить на ногу соседу. Тот, кому наступили, покидает круг;
легкая забава под названием «слови бумажку». Один участник держит в руках бумагу, а второй кладет ладонь на его кисть, держащую эту бумагу. Первый бросает, а второй должен поймать рукой бумагу, что была на кисти первого. Если игра идет на деньги (поймал денежную бумажку – получил ее), то процесс развития реакции проходит максимально быстро;
жонглирование. Начинаете учиться жонглировать. В данной ситуации цель не только развить реакцию, но без нее не обойтись.

Для развития скорости реакции тела используется игра, где требуется поймать рукой мячик для тенниса. Все видели тренировки теннисистов. Они стоят напротив стены и прорабатывают удары. Мяч отпрыгивает от стены и снова возвращается.

Берите тоже мяч для тенниса, станьте напротив стенки и начинайте кидать его, прикладывая усилие. Действия аналогичные тренировкам теннисистов: рука-земля-стена-рука. Сначала идет тренировка одной руки, потом второй, затем все сразу. Как вариант, вы можете кидать левой рукой, а ловить только правой. Это усложнит задачу. Еще лучше делать упражнение с напарником, так вы будете ловить мячик по очередности.

24 января 2014, 15:28

ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ МАРКЕРОВ В РЕАЛИЗАЦИИ СКОРОСТИ РЕАКЦИИ ЧЕЛОВЕКА НА ВИЗУАЛЬНЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ

Смирнова Анастасия

класс 10 "М", МАОУ ОЦ Горностай, РФ, г. Новосибирск

Воронина Елена Николаевна

научный руководитель, канд. биол. наук, м.н.с. ЛФ ИХБФМ СОРАН, РФ, г. Новосибирск

Ильина Мария Владимировна

научный руководитель, учитель биологии, МАОУ ОЦ Горностай, РФ, г. Новосибирск

Статья посвящена исследованию скорости реакции человека и генов, которые влияют на нее. Было проведено исследование наличия генов MSTN и ACTN3, изучено их влияние на скорость реакции человека при использовании визуальных раздражителей. На основе предпринятого исследования был сделан вывод о том, что скорость реакции не зависит от генотипов генов MSTN и ACTN3.

1. Введение

Скорость реакции служит одним из главных качеств любого живого организма. При этом очень важно, чтобы реагирование на внешние раздражающие факторы было мгновенным, так как среди них могут встречаться не просто опасные, а даже смертельные. У человека среднее время реакции на визуальный сигнал составляет 0,1-0,3 секунды.

Скорость реакции человека определяется работой нервной системы. Когда человек реагирует на очень сильное раздражение, опасное для жизни, например, когда отдергивает руку от горячей печки, осуществляется простой рефлекс, в котором головной мозг не участвует. От рецептора сигнал по нервному волокну идет в спинной мозг и затем сразу к мышце, проходя всего по трем нервным клеткам - чувствительному нейрону, вставочному нейрону в спинном мозге и двигательному нейрону. Скорость нервного импульса по отросткам нервных клеток здесь - несколько десятков метров/сек. Определяющим является время синаптической передачи - порядка 0,1 сек. Нужно отметить, что мы сначала отдергиваем руку, а затем чувствуем боль. Это связано с тем, что от болевых рецепторов в мозг сигнал идет по нервным волокнам другого типа (всего выделяют три типа нервных волокон, отличающихся по механизму передачи импульса) с меньшей скоростью 0,5-2 метра/сек.

Если речь идет о реакции человека на летящий в него кирпич, то здесь тоже рефлекторная реакция: глаз передает сигнал о быстром движении не только в отделы головного мозга, где они обрабатываются (и мы понимаем: «летит кирпич»), но и по специальным нервным путям - к мышцам, что обеспечивает быструю реакцию избегания, например, отпрыгивания.

Скорость реакции.

Таким образом, реализация зрительного сигнала на движение мышцы происходит через следующие этапы:

1. возникновение возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;

2. передача возбуждения в центральную нервную систему;

3. переход сигнальной информации по нервным путям, ее анализ и формирование ответного сигнала;

4. проведение ответного сигнала от центральной нервной системы к мышце;

5. возбуждение мышцы.

Что влияет на скорость реакции?

Быстрота и скорость движений зависит от:

1. состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека;

2. особенностей мышечной ткани (от соотношения быстрых и медленных волокон);

3. силы мышц;

4. способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;

5. энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота - АТФ и креатинфосфат - КТФ);

6. степени подвижности в суставах;

7. координации движений при скоростной работе;

8. возраста и пола;

9. скорости получения сигнала от рецептора мозгом и передаче его в мышцы

Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60-88 % определяется наследственностью.

Цель:

Поиск генетических маркеров реализации скорости реакции человека на визуальные раздражители

Задачи:

Освоение методик тестирования и методик генетических исследований

Тестирование скорости реакции.

Сбор образцов для выделения ДНК.

Выделение ДНК

Определение полиморфных вариантов генов.

2. Ход работы

2.1 Тестирование скорости реакции.

Проводили тестирование 56 человек на сайте http://www.humanbenchmark.com/tests/reactiontime для определения скорости их реакции на визуальные раздражители. Суть программы в том, что человек должен нажать на клавишу мышки в момент изменения цвета экрана. Для каждого тестируемого человека было проведено 5 измерений и записано среднее время реакции. Все измерения проводились утром (все находились в равных условиях). В результате было обследовано 16 человек из 8 класса, 17 человек из 9 класса, 23 человека из 10 класса.

Наибольшее количество людей имело скорость реакции в районе 265 ms (рис. 1).

Рисунок 1. Скорость реакции обследованных участников. Синими точками обозначены значения ожидаемые при нормальном распределении (р<0,001)

В 8 классе средняя скорость реакции 338 ms, в 9 классе - 276 ms, в 10 классе - 232 ms.

Рисунок 2. Зависимость скорости реакции от класса обучения

Из рисунка 2 видим, что с увеличением класса скорость реакции увеличивается (на отклик затрачивается меньше времени, человек реагирует быстрее). При статистической обработки результатов выяснили, что вероятность того, что результаты случайны - менее 0,1 % (р<0,001). Следовательно, выявленная нами зависимость увеличения скорости реакции тестируемых людей с возрастанием класса не случайно, а закономерно.

Рисунок 3. Статистическая оценка зависимость скорости реакции от класса обучения

2.2 Сбор образцов для выделения ДНК.

У всех учеников, которые выполнили тест на скорость реакции был проведен сбор буккального эпителия с помощью ватных палочек. Затем они были помещены в пробирки объемом 1,5 мл с 250 мкл лизирующего раствора а1 и перемешаны на вортексе. Пробирки были прогреты 5 мин при температуте 65 ˚С и снова перемешаны на вортексе до полного растворения материала. Затем палочки были извлечены, добавлено 20 мкл ресуспендированного на вортексе сорбента. Содержимое пробирки было перемешано на вортексе и, оставлено в штативе на 2 мин для осаждения сорбента. Суспензия была еще раз перемешана и отстояна 7-9 мин. Далее сорбент осадили на микроцентрифуге в течение 30 с, отобрали супернатант, добавили по 400 мкл отмывочного раствора а2 в каждую пробирку, перемешали на вортексе до полного ресуспендирования сорбента. Потом осадили на "Микроспине" в течение 30 с и отобрали супернатант. Процедуру отмывки раствором а2 повторили еще раз, тщательно отобрали супернатант. Аналогичным образом осадок промыли 70 % этиловым спиртом 1 раз, тщательно отобрали супернатант и высушили осадок сорбента при открытых крышках пробирок в термостате при 56 ˚С. Далее добавили 100 мкл элюирующего буфера а3, тщательно ресуспендировали сорбент, поместили в термостат при 56˚С на 10 мин. Суспензию осадили на микроцентрифуге при 13000 об/мин в течение 2 минут. Супернатант содержит очищенную ДНК, проба готова к постановке ПЦР.

2.3 Определение полиморфных вариантов генов.

Образцы ДНК по 5 мкл помещали в пробирки 0,2 мл. К ДНК добавляли смесь праймеров для определения нуклеотидных замен в генах ACTN и MSTN. Далее в пробирки добавляли Taq-ДНК-полимеразу, нуклеотиды и буфер для полимеразы и помещали смесь в амплификатор для прохождения ПЦР. Принцип определения нуклеотидной замены состоит в многократном копировании участка ДНК, содержащего нуклеотидную замену и взаимодействия этого участка с меченными зондами. Один из зондов комплементарен нуклеотидной последовательности с «нормальной» буквой, а другой - «мутантной». В результате на графике мы видим свечение одного из зондов если у человека только одна буква (гомозигота) или обоих зондов в случае гетерозиготы (рис. 4).

Рисунок 4. График накопления флуоресценции при генотипе G / A гена MSTN

Таким образом, нами были протипированны все собранные образцы ДНК (рис. 5).

Рисунок 5. Графики накопления флуоресценции для всех исследованных образцов (а. ACTN , б. MSTN )

К сожалению, не все образцы удалось протипировать. Результаты генотипирования приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты исследований для собранных образцов

Ген MSTN кодирует белок миостати́н (также известный как фактор роста и дифференцировки 8) - белок, который подавляет рост и дифференцировку мышечной ткани. Исследования на животных показывают, что блокирование действия миостатина приводит к значительному увеличению сухой мышечной массы с практически полным отсутствием жировой ткани. Исследованная нуклеотидная замена G->A приводит к преждевременному появлению стоп-кодона в 313 положении белка и таким образом снижает количество миостатина, что приводит к увеличению мышечной массы и улучшает скоростные показатели.

Ген ACTN3 характерен для мышечных волокон типа 2 (быстро сокращающихся) скелетных мышц. Ген ACTN3 содержит полиморфизм, R577X, что приводит к замене аргинина (аллель С) в положении 577 в стоп-кодон (аллель Т). Присутствие данной мутации приводит к тому, что мышцы не содержат белка a-актинин-3. Однако патологии мышц у таких людей не наблюдается, так как a-актинин-2 компенсирует его отсутствие в Z-дисках мышечных волокон. Вместе с тем наличие 577R аллеля, свидетельствующего о присутствии в скелетных мышцах белка a-актинина-3, дает индивидуумам преимущество в проявлении скоростно-силовых физических качеств.

В нашем исследовании статистически значимых зависимости скорости реакции от генотипов не выявлено (рис. 6) - для гена ACTN уровень совпадения результатов в разных группах 97 %, для MSTN - 80 %.

Рисунок 6. Зависимость значения скорости реакции от генотипов (а. ACTN , б. MSTN )

Возможно, это связано с тем, что часть образцов осталась не протипирована на генотип. Также возможно, что реализация скорости реакции человека на визуальные раздражители зависит от других генов.

3. Результаты

· Проведен сбор образцов ДНК.

· Проведено определение скорости реакции тестируемых.

· Мы показали, что скорость реакции увеличивается (на отклик затрачивается меньшее время) с увеличением класса.

· Проведено определение генотипов генов ACTN и MSTN для части тестируемых.

· Не обнаружено статистически значимой зависимости скорости реакции от генотипов.

4. Вывод

Мы исследовали генетические маркеры реализации скорости реакции человека на визуальные раздражители. Было установлено, что скорость реакции увеличивается (уменьшается время реакции) с увеличением класса и не зависит от генотипов генов ACTN и MSTN.

Дальнейшие планы

Закончить определение генотипов для всех образцов по генам ACTN и MSTN. Провести исследование других генетических маркеров (влияющих на скорость передачи нервного сигнала).

Список литературы:

1.Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Анатомия человека. В 3 томах. М. 1998. Т. 3.

2.Физиология человека/ Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1996, т. 1.

Друзья, есть 2 новости - плохая и хорошая:

Плохая: скорость вашей реакции физиологически изменить нельзя, она врожденная.

Хорошая: а вот психологические условия появления реакции варьировать можно – и я расскажу как.

О важности скорости реакции для трейсера писать не будем – она очевидна.

Скорость реакции – это время от начала подачи сигнала до ответной реакции организма.

В лаборатории Вундта русский психолог Ланге открыл существование двух различных типов реакции, которые он назвал двигательной и сенсорной.

Сенсорная реакция – время от начала подачи сигнала до его восприятия (осознания), т.е. внимание субъекта направлено на ожидание сигнала.

Двигательная- время от начала подачи сигнала до совершения ответного движения, т.е. внимание направлено на предстоящее действие.

Поразительно, но двигательная реакция практически в 2 раза быстрее сенсорной.

Объясняется это тем, что двигательная реакция не является в полной мере психической реакцией, а лишь мозговым рефлексом, так как действие уже вложено в «программу» и, в отличие от сенсорной – в ней нету процесса восприятия и волевого решения, только рефлекс. Это происходит так же потому, что за двигательную реакцию отвечает спинной и продолговатый мозг – «более простой, но быстрый компьютер» по сравнению с другими отделами мозга.

Время реакции человека зависит от модальности стимула -от вида сигнала-раздражителя, интенсивности раздражителя, тренированности, настроенности на восприятие сигнала, возраста и пола, сложности реакции.

Например, быстрее всего воспринимается зрительная информация. Нормальный человек воспринимает зрительно 3-5 тысячи знаков в минуту. При тренировке скорость восприятия информации увеличивается. В книге рекордов Гиннесса зафиксировано чтение текста со скоростью 150 тысяч знаков в минуту. Слуховая информация воспринимается медленнее. Максимальная скорость восприятия колеблется от 300 до 1000 знаков в минуту. Медленнее всего воспринимаются запахи. Человек воспринимает один запах от нескольких секунд до десятка минут.

Так что хорошо, что при падении мы будем ориентироваться на показания тактильной, визуальной и вестибулярной чувствительности, а не на (возможное) появление специфического запаха сероводорода J .

Для дальнейшего рассмотрения опишем 3 различные ситуации:

1) Когда человек отдергивает руку от горячего предмета, в действие вступает простой рефлекс, в котором головной мозг не принимает участия. От рецептора сигнал по нервному волокну идет в спинной мозг и затем сразу к мышце, проходя всего по трем нервным клеткам (да, всего лишь 3): чувствительному нейрону, вставочному нейрону в спинном мозге и двигательному нейрону. Скорость нервного импульса по отросткам нервных клеток здесь - несколько десятков метров/сек. Определяющим является время синаптической передачи - порядка 0,1 сек. Сперва человек отдергивает руку, а затем чувствует боль.

2) Если речь идет о реакции человека на летящий в него камень, то здесь тоже рефлекторная реакция: глаз передает сигнал о быстром движении не только в отделы головного мозга, где они обрабатываются (и мы понимаем: “летит камень”), но и по специальным нервным путям - к мышцам, что обеспечивает быструю реакцию избегания - ухода в сторону, отпрыгивания и т.п.

3) Если речь идет о реакции при игре в теннис, то постепенное улучшение реакции связано с формированием стереотипных рефлексов, позволяющих реагировать без участия коры больших полушарий (без размышления). А когда мы только учимся делать новое движение, идет сложное взаимодействие: мышце подается сигнал о действии, от нее обратно поступает сигнал о результате действия, и идет корректировка. Во всех этих процессах участвуют разные области мозжечка и некоторые другие структуры головного мозга.

Иногда от скорости реакции зависит жизнь, но и без экстремальных условий умение быстро отвечать на внешние события будет полезным. Активизируйте реакции и ваши движения станут скоординированными и точными.

Реакция – это способность мозга быстро отвечать на внешние раздражители. Скорость реакции – это время, которое проходит от момента действия внешнего раздражителя до реакции организма на него.

Сначала наши органы чувств воспринимают какой-либо раздражитель и реагируют на него: нервные импульсы передаются от рецепторов (нервных окончаний) в кору головного мозга. Здесь происходит распознавание сигналов, их обработка, классификация и оценка. Затем подключается зона, контролирующая движения тела, и в работу включаются мышцы. Каждый такой этап требует времени.

У всех людей скорость реакции разная. Встречаются и крайности, когда поведение одних напоминает замедленную съемку, а реакция других молниеносна. Например, японская секретарша Миит за одну минуту ставит 100 печатей. Самый быстрый стрелок в мире Дж. Микулек за полсекунды делает 5 выстрелов из револьвера. Японец Макисуми собирает кубик Рубика за 12,5 секунды.

Любопытно, что самая быстрая мышечная реакция – у хладнокровных животных. Например, пальмовая саламандра, заметившая жертву, выбрасывает свой язык со скоростью 15 м в секунду. Быстрой реакцией обладают мангусты – благодаря ей они заслужили славу лучших охотников на змей. Молниеносная реакция и у наших любимых кошек.

Для человека быстрая реакция, казалось бы, утратила былое жизненно важное значение: ему уже не нужно быстро уворачиваться от лап диких животных, чтобы не быть съеденным, или же, наоборот, охотиться за ними, чтобы не остаться без обеда.

Однако думать, что быстрая реакция нам ни к чему, было бы ошибочно. Она необходима спортсменам – футболистам, хоккеистам, теннисистам, боксерам, дзюдоистам и др. И не только для того, чтобы ставить рекорды, но и во избежание травм. Быстрая реакция требуется представителям многих профессий – пилотам, водителям, капитанам, машинистам, хирургам и пр. Людям с быстрой реакцией отдают предпочтение и многие работодатели, например в сферах, где нужно быстро реагировать на изменения рынка.

По сути, быстрая реакция нужна всем, чтобы максимально обезопасить себя на улице и дома: правильно вести себя в критической ситуации, несущей угрозу для здоровья или жизни.

Скорость реакции измеряется в мс – миллисекундах. 1 секунда – это 1 000 мс. Чем меньше будет эта величина, тем выше будет скорость реакции. У большинства людей она составляет 230–270 мс. Показатели от 270 мс и выше говорят о замедленной реакции. Пилоты истребителей, спортивные звезды показывают результаты 150 – 170 мс.

Наиболее быстрая реакция у людей в возрасте примерно от 18 до 40 лет. Ее скорость повышается в середине дня – в период наивысшей работоспособности . У утомленного человека она снижается. Это может быть незаметно, если работа не требует быстрой реакции, но при совершении сложных действий возможность совершить ошибку возрастает.

Замедляется реакция и под воздействием алкоголя и наркотических средств. Кроме того, имеет значение психическое состояние человека: негативные эмоции угнетают нервную деятельность, что неблагоприятно сказывается на его реакциях, позитивные же их значительно ускоряют.

На скорость реакции влияет и вид раздражителя: быстрее всего люди реагируют на тактильные и звуковые раздражители, несколько медленнее – на зрительные.

Как стать быстрее

Есть несколько способов научиться реагировать быстрее:

1. Загружать мозг работой

У людей старшего возраста процесс обработки информации, поступающей в головной мозг от органов чувств, замедляется. Это происходит по разным причинам, в том числе и потому, что большинство из них перестают учиться, не стремятся к познанию нового и не хотят выходить из привычной им зоны комфорта . Безделье, просмотр бессмысленных передач, не заставляющих мозг напрягаться, запускают процесс деградации личности , влияющий и на скорость реакции.

Чтобы мозг со временем не атрофировался, его нужно постоянно загружать работой, ставить перед ним новые задачи, и тогда не придется сетовать на замедленную реакцию.

2. Исключаем вредные привычки

У человека, что называется, «перебравшего» создается ложное впечатление, что под влиянием выпитого он становится более раскованным, свободным и в состоянии сконцентрироваться и управлять своим поведением. Но практика показывает обратное: из-за отсутствия быстрой реакции пьяные очень часто становятся жертвами преступлений и участниками аварий.

3. Высыпаемся

Постоянно находиться в состоянии максимальной сосредоточенности и концентрации невозможно. Непременно наступит сбой, когда мы не сможем вовремя отреагировать на опасность. Поэтому периоды концентрации должны чередоваться с периодами расслабления. И полноценный сон – прекрасная возможность дать нервной системе «перезагрузиться», пополнить свои энергетические запасы. Кроме того, при недостатке сна снижается острота зрения, что также негативно сказывается на скорости реакций.

4. Контролируем эмоции

Прежде всего нужно научиться не поддаваться страху. С одной стороны, страх сигнализирует об опасности. С другой, - он не мобилизует человека, а тормозит процесс обработки информации в мозгу. Многим знакомо чувство, когда в минуты опасности человек ощущает себя словно парализованным и не в силах сдвинуться с места. Его реакции замедленны, и он не способен дать адекватный ответ. Правильно и быстро отреагировать на раздражитель можно лишь в состоянии отсутствия страха.

Благодаря специальным тренировкам, несущим смысловую нагрузку, то есть имитирующим опасность в реальной жизни, можно избавиться от некоторых страхов и приобрести навыки быстрого реагирования, которые пригодятся в сложной ситуации.

К примеру, звук щелчка, произведенного напарником, может имитировать выстрел и служить сигналом к тому, что надо быстро отскочить в сторону, пригнуться или упасть на землю. Эффект должен быть внезапным – мы не должны контролировать раздражитель, то есть действия напарника.

Избавиться от страха, в частности падения при гололеде, поможет заранее разработанный «план». Например, падая на спину, мы должны быстро прижать подбородок к груди, чтобы не травмировать голову. Свои действия в данном случае мы можем проигрывать мысленно. Это ускорит нашу реакцию, благодаря чему если все-таки упадем, то избежим травмы.

5. Играем

Игры в футбол, волейбол, настольный и большой теннис прекрасно развивают быструю реакцию, поэтому стоить выбрать ту, которая по душе, и начать играть. Можно заняться жонглированием.

Любопытно, что скорость реакции развивают и компьютерные игры – это доказали ученые одного из американских университетов. В ходе эксперимента игроки показали высокие результаты по быстрому принятию решений не только в самой игре, но и в тестах на определение скорости реакции.

6. Тренируемся

Упражнения будут целесообразны лишь в том случае, если проводить их ежедневно, а не время от времени.

Наши подсознательные, интуитивные реакции (за них отвечает правое полушарие мозга) быстрее сознательных, аналитических, которыми ведает левое полушарие. Огромная роль последнего несомненна, но в критические моменты первым реагирует подсознание . И поскольку на раздражитель в первую очередь отзывается именно оно, тренировать скорость реакции можно, многократно повторяя одни и те же движения – до 200 за раз.

Приступая к тренировкам, стоит определиться, на что именно мы будем увеличивать скорость реакции: на слух, прикосновение или зрительный раздражитель. Вначале их лучше разделить, а уж потом тренировать все вместе.

Тренируем скорость слуховой реакции. Например, двое сидят за столом, где лежит какой-нибудь предмет. Третий ходит вокруг них и внезапно хлопает в ладоши. По этому сигналу каждый должен стремиться первым схватить данный предмет.

Тренируем скорость реакции на прикосновение. Тот, кто тренируется, не должен видеть своего тренера (можно завязать ему глаза). Один человек сидит за столом, второй, которого он не видит, должен неожиданно дотронуться до его плеча. В ответ тот должен хлопнуть в ладоши, прыгнуть в сторону и т. п.

Тренируем скорость зрительной реакции. Это очень важно, потому что большая часть информации поступает в мозг благодаря зрению.

Игра в «хлопушки». Двое становятся друг против друга, у обоих руки согнуты в локтях и подняты, ладони развернуты в сторону напарника. Один бьет своей ладонью по ладони другого. Его задача – угадать и вовремя убрать руку, по которой хочет ударить напарник.

Как вариант: руки обоих лежат на столе перед собой. Каждый по очереди старается одной рукой накрыть руку другого, а тот должен успеть ее отдернуть.

Кстати, эти игры многим знакомы с детства.

Но, конечно же, самый результативный способ увеличить скорость реакции – это заняться командными видами спорта, теннисом или единоборствами.

Определение быстроты реакции

Есть ли человек, который не слышал словосочетание «быстрота реакции»? Сколько раз мы в последний момент «спасали» кружки и тарелки? Сколько раз она определяла результат соревнований, эстафет и конкурсов? С любым человеком и дома, и на улице в любую минуту могут случиться неожиданности, и тогда
его здоровье будет напрямую зависеть от быстроты реакции. Но требуется она не только для обычной жизни. Это профессионально-важное качество для космонавтов, летчиков, моряков, военных, спортсменов, водителей, операторов. Сотни профессий, тысячи ситуаций, ежедневно.

Наверное, у многих возникает желание узнать быстроту своей реакции или получить ответ на вопрос: «Смогу ли я сравняться с Шумахером». Смогу ли я стать летчиком или просто немного увеличить быcтроту реакции?
Что для этого надо сделать?

Для начала её надо измерить. Нетрудно догадаться, что быстрота или скорость реакции измеряется временем, точнее - временем простой условнорефлекторной реакции.

Измеряют его, и сложными приборами - хронорефлексометрами,

и очень простыми и доступными средствами, например, школьной линейкой. Кстати, не менее точно.
Помните, … всё гениальное - просто.

Измерение простой условнорефлекторной реакции

Простая условнорефлекторная реакция осуществляется как простое движение в ответ на простой сигнал. Соотношение сигнал - движение задается инструкцией, произносимой лаборантом.


Инструкция
«Вам предлагается тест измерения времени реакции с помощью школьной линейки. Требуется поймать её
в свободном падении.

Измерение производится стоя. Ведущую руку (для правшей - правую) держать на уровне груди. Большой
и указательный палец необходимо максимально сблизить, но не касаться поверхности линейки. Нулевая отметка должна располагаться на уровне верхнего края указательного пальца. Как только Вы увидите, что линейка падает Вам следует её схватить. Никакой дополнительной команды подаваться не будет.
Измерение проводится 3 раза. Готовы? Будьте внимательны.»


Процедура проведения
Измерение проводится вдвоём. Показания считываются у верхней границы указательного пальца.


Интерпретация результатов измерений
После измерения вычисляется среднее арифметическое трёх измерений и сравнивается с нормами.

Нормы

Видеофайл «Измерение времени реакции»

А теперь информация для тех, кто всё-таки хочет получить ответы на вопросы.

Как перевести сантиметры в миллисекунды?


Чем ограничена скорость реакции человека

Скорость реакции человека определяется работой нервной системы. Когда человек реагирует на очень сильное раздражение, опасное для жизни, например, когда отдергивает руку от горячего предмета -
в действие вступает простой рефлекс, в котором головной мозг не принимает участия. От рецептора сигнал
по нервному волокну идет в спинной мозг и затем сразу к мышце, проходя всего по трем нервным клеткам - чувствительному нейрону, вставочному нейрону в спинном мозге и двигательному нейрону. Скорость нервного импульса по отросткам нервных клеток здесь - несколько десятков метров/сек. Определяющим является время синаптической передачи - порядка 0,1 сек.

Сначала человек отдергивает руку, а затем чувствует боль. Это связано с тем, что от болевых рецепторов в
мозг сигнал идет по нервным волокнам другого типа с меньшей скоростью.

Если речь идет о реакции человека на летящий в него камень, то здесь тоже рефлекторная реакция: глаз передает сигнал о быстром движении не только в отделы головного мозга, где они обрабатываются (и мы понимаем: «летит камень»), но и по специальным нервным путям - к мышцам, что обеспечивает быструю реакцию избегания - ухода в сторону, отпрыгивания и т.п.

Если речь идет о реакции при игре в теннис, то постепенное улучшение реакции связано с формированием стереотипных рефлексов, позволяющих реагировать без участия коры больших полушарий (без размышления), и, главное, такие реакции осуществляются без обратной связи, то есть не происходит постоянной корректировки движения. А когда мы только учимся делать новое движение, идет сложное взаимодействие: мышце подается сигнал о действии, от нее обратно поступает сигнал о результате действия,
и идет корректировка, т.е. мышца движется под постоянным контролем, на что требуется много времени.
Во всех этих процессах участвуют разные области мозжечка и некоторые другие структуры головного мозга.

Как повысить скорость реакции

Скорость реакции человека можно увеличить. Можно научиться реагировать на раздражители, предшествующие действию. Например, не на удар боксёра, а на подготовку к нему - ведь прежде чем
ударить противник обязательно посмотрит на цель, сменит позу, напряжет мышцы, вдохнет... Времени более чем достаточно. Нужно только выработать условный рефлекс, заложить в подсознание новый раздражитель
и ответную реакцию на него.

В этом Вам может помочь упражнение:

Игра в хлопушки.
Первый партнер становится и располагает открытую ладонь так, чтобы второму было удобно по ней бить. Например, становится боком ко второму, открытую ладонь держит перед собой. Второй партнер бьет по
ладони первого в произвольные моменты времени. Задача первого - убрать ладонь, задача второго - попасть. Можно вести счет. Затем партнеры меняются. Принцип, заложенный в этой игре можно перенести на другие технические действия, например, на подсечки и уходы от ударов ног по нижнему уровню.

Известно, что подсознательная реакция, связанная с правым полушарием головного мозга, намного быстрее сознательной, связанной с левым полушарием. Логично предположить, что именно в подсознании должны
быть заложены ответные действия на определенный раздражитель. А это достигается путем многократного повторения движений на тренировках. Всего нужно набрать около 5-10 тыс. повторений, причем за раз не имеет смысла делать более 300 повторений. 300 цифра достаточно большая, в основном получается
не более 200 движений за тренировку, тогда выходит, что для подсознательного усвоения двигательного шаблона требуется в идеале около двух месяцев. Двигательные реакции должны осуществляться на уровне условных рефлексов, а для этого, как видите, необходима серьезная тренировка.