Корень раст рос ращ исключения. Урок – путешествие: « буквы о и а в корнях с чередованием -раст

Урок – путешествие: « Буквы О и А в корнях с чередованием -РАСТ-,

-РАЩ- , -РОС- » 5 КЛАСС

Цели урока:

1.Познавательные:

а) повторить правило правописания корней - РАСТ-, - РАЩ- , - РОС-;

б) учить обоснованию условий выбора букв А – О в корнях с чередованием

РАСТ-, - РАЩ-, - РОС-;

в) формировать навык выбора букв в этих корнях.

2.Практические:

а) закрепить правописание чередующих гласных в корне слова -РАСТ-,

РОС-, - РАЩ-;

б) сформировать умения учащихся распознавать слова с чередующимися гласными, обосновывать свой выбор;

3.Общепредметные:

а) воспитывать языковую личность учащегося, развивающего разные виды речевой компетенции;

б) развивать способности формирования языковой компетенции учащихся как основы для формирования коммуникативных умений.

Средства обучения – учебник « Русский язык 5 класс» Р.Н.Бунеев, дидактический материал (ромашка – шаблон, карточки с заданиями для группы, тексты на карточках, шаблоны листочки) ИКТ, презентация.

    Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
А у нас всегда в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?

(Ребята проверяют порядок на партах и готовность к уроку.)

2. Актуализация. Фронтальный опрос.
-О чём мы говорили с вами на прошлом уроке? (чередовании звуков и букв в корнях слов )
-Что называется чередованием? (замена одних звуков другими в одной и той же части слова ).
-В каких частях слова (морфемах) может происходить чередование? (корень, приставка, суффикс).
-Какие звуки могут чередоваться? (согласные, гласные).

3. ПУЗ
Скажите, можем ли мы уже считать себя грамотными людьми, полностью освоившими правила чередования? (нет, мы еще многого не знаем)

Тема нашего сегодняшнего урока будет способствовать тому, чтобы мы могли сказать это с большей уверенностью.

Сообщение темы

Целью нашего урока будет – закрепить правило правописания корней – раст-,

-ращ-, -рос- и вырабатывать умение находить слова с изученной орфограммой.

Прежде чем отправиться в путешествие и в путь, запишем число и классную работу, тему

Буквы О и А в корнях с чередованием -РАСТ-, -РАЩ- , -РОС-

Закройте глаза, прислушайтесь. Что Вы услышали? Где вы? (ответы учащихся)

(звучит музыка про лес)

Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Что в глуши твоей таится?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои!

Итак, мы сегодня будем путешествовать по лесу и встречаться с лесными жителями.

Ребята, а ну-ка посмотрите вон туда. К нам из леса кто-то идет. Кто же это? Вы узнали, наверное, уже? (ответы учащихся : - Это Лесовичок!)

И мы попали на полянку повторительную. У Лесовичка для вас задание. Он просит Вас вспомнить правило о правописании корней: - раст- , (ращ), - рос-. (ответы учащихся В корне – раст- - рос- безударная а пишется перед ст, щ. Слова – исключения: росток, отрасль, ростовщик, Ростов, Ростислав)

Придумайте примеры свои на это правило? Сейчас нам не страшно прогуливаться по лесу, так как мы хорошо знаем правило.

Мы пришли на орфографическую полянку и перед нами ромашка, которая приветливо кивает своей головой. А лепестки ромашки состоят из слов, в которых пропущены буквы.

Чтобы попасть на следующую поляну вы должны правильно вставить пропущенные буквы и объяснить их правописание.

Р_астение, отр_асль, р_осток, подр_осли, прор_асти, выр_ащенный, дор_асти, р_астительность, возр_аст, прир_асти. (у доски) (отрываем лепесток и комментируем слово)

- При комментировании слов вы не сделали ошибки. Молодцы идем дальше!

А мы держим путь дальше! Следующая поляна на которую мы попали, применительная. Эта поляна со всех сторон окружена орешником. И учащимся предлагается посмотреть в учебник на стр. 74 упражнение 129 и поискать в нем орехи. А орехи находятся не простые, а орфографические. Ребята, давайте его выполним в тетрадях (комментированное письмо).

Стр.74, упр. 130.(устно)

Какие корни встречались в этих словах?

Ваши ответы верные. Вы сделали правильные выводы.

Смотрите, какая красивая яблонька выросла. Солнышко её пригревает, и яблочки на ней поспевают. А как они поспевают, об этом мы прочитаем в стихотворении “Яблонька”.

Ребята прочитайте стихотворение про себя. (учащийся читает стихотворение) (раздаю текст на парты с заданиями)

Р…сти, р…сти,яблонька,
Подр…стай!
Цв…ти, цв…ти,яблонька,
Расцв…тай!
З…лотое солнышко,
Жарче грей!
Выр…стайте,яблоки,
Поскорей!
Р…сла, р…сла яблонька,
Подр…сла.
Цв…ла, цв…ла яблонька,
Отцв…ла.
Отр…хнула яблонька
Свой наряд,
И поспели яблоки
Для ребят.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Над какими орфограммами работали?

Впереди нас ждет занимательная поляна. Жители данной поляны. Предлагают провести лексический диктант

« Угадай слово»

Увеличиваться в росте - расти;

Молодой побег растения - росток;

Мальчик или девочка в возрасте от 12 до 14 лет - подросток;

Количество лет кому-либо - возраст;

Отдельная область науки, производства – отрасль.

Ярко светит солнце. Что это блестит на берегу в волнах?

- А в бутылке находится несколько листочков. И оказались мы на групповой полянке.

Это письма для каждой группы. Ребята разделитесь на 5 групп по 4 человека. Выберите ответственного, в группе. Я Вам раздам письма. Вы прочитайте про себя, читайте внимательно, чтобы ваша группа ответила на вопросы быстро и правильно.

Сад вырос.

У нас во дворе есть садик. Его вырастили ребята нашего дома. Сначала двор был плохой. Только у забора росла едва заметная травка. Потом мы посадили деревья, стали их выращивать.

Появились первые ростки. Мы оберегали каждое растение. Цветы росли на наших глазах. Деревья заметно подрастали. Наш двор стал зеленым, а садик всё растет и хорошеет.

5. Рефлексия

О чём говорили сегодня на уроке?

От чего зависит написание буквы А – О в корнях - РАСТ-, - РОС-,- РАЩ-?

6. Оценивание

7. Домашнее задание стр.75 упр.131

Словарные диктанты

1. Выращенный, выросла, подросла, отрасль, водоросли, растение, растительный, Ростов, Ростиславль, взращенный, заросли, росток, подрастала, росточек.

2. Вырасти, подрастала, разрастаются, поросль, ростовщик, отрастить, возраст, нарастание, недоросль, разросшийся, прорасти.

Выборочный диктант

Распределить слова в два столбика:

а) с буквой а в корне;

б) с буквой б в корне.

Отрасль, разрастаются, взращенный, поросль, прорасти, Ростов, росточек, возраст, разросшийся.

Объяснительный диктант

Графически объясните написание а - о в корнях -раст- - -рос- .

Возраст ребенка, молодой росток, быстро выросла, домашнее растение, густые заросли, промышленная отрасль, выращенный в тепле, морские водоросли, скупой ростовщик, тропическая растительность, быстро повзрослеть, нежная поросль, выращу заботливо, быстро срослись, быстро повзрослеть.

Проверочный диктант

1. Город Ростов находится на берегу реки Дон.

2. Машиностроение - одна из промышленных отраслей.

3. Ребята спрятались в густых зарослях малины.

4. В саду подросли молодые росточки ежевики.

5. Кактусы произрастают в пустыне.

6. Высокое растение с пышными белыми цветами украшало наш сад.

Контрольные диктанты

Слова "расти", "растение", "возраст" лукавы: почему они пишутся через "ра", если их родные братья "рост", "рослый", "подросток" придерживаются буквы "о"? Может быть, это покажется легче объяснимым, если вы узнаете, что все они произошли от древнейшего праславянского "орсти". От него в русском языке образовалось "рости". Но позднее, когда центр русской языковой культуры оказался в Москве, московское "акающее" произношение стало общепринятым. И все слова, произведенные от рост- , в которых ударение падало не на слог ро- , стали произноситься, а потом и писаться "на московский манер". Те же родственные им слова, где ударение приходится на корень, не имели никаких причин измениться.

(По Л. Успенскому)

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба чёрные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою, росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.

Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение многочисленных птиц и шёпот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня.

(По И. Соколову-Микитову)

Одно из семи чудес света

По приказу царя Вавилона в честь его жены воздвигли висячие сады. Это поразительное сооружение. Сады располагались на широкой четырехъярусной башне. Ярусы поднимались уступами и были выложены плитами розового и белого цвета.

Царица тосковала по прохладе и тени горных лесов, среди которых она росла на своей родине. По приказу царя в Вавилон привезли её любимые растения. Они напоминали царице о родине. В садах росли роскошные цветы, великолепные пальмы. Аромат садов, тень и прохлада в безлесном Вавилоне казались людям чудом.

(Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой "Семь чудес света")

Земли с травянистой растительностью называются лугом. Самые ценные луга располагаются в поймах рек. Ежегодно весной во время половодья поймы заливаются водой. Вода спадает, и луговые растения во влажной земле растут быстро. Под ярким солнцем луга зеленеют и покрываются густым ковром душистых трав.

Много интересного можно увидеть на лугу! Вот сидит на травинке небольшой жук, прыгнул и скрылся в траве кузнечик. В танце пролетели бабочки. Гудит домовитый шмель.

В лугах расположились перепела, куропатки, гнездится редкая птица дрофа. В некоторых местах обитают журавли. Здесь можно встретить зайца, потому что он очень любит бобовые растения. В густой луговой траве живут кроты, мыши, лягушки.

Луга используют как сенокосы и пастбища. На них косят траву, заготавливают сено. Коровы, лошади, овцы с аппетитом поедают луговые растения.

(Из энциклопедии)

Графические задания:

1. 1-й вариант: выпишите слова с чередованием гласных в корне -раст-, -рос-. Графически объясните выбор гласной.

2-й вариант: выпишите слова с чередованием гласных в корне -лаг-, -лож-. Графически объясните выбор гласной.

2. 1-й вариант: выпишите однокоренные слова с корнем -вод-, разберите их по составу.

2-й вариант: выпишите однокоренные слова с корнем -луг-, разберите их по составу.

Случится в лесу страшный пожар. На большом участке выгорит вся растительность. Первым деревом, которое вырастет на пепелище, будет берёза. Она любит свет и простор, не боится лютых морозов и весенних заморозков, встречается на вечной мерзлоте.

Растет берёза быстро, недаром лесоводы называют ее гонким деревом. Уже через несколько лет после пожара поднимется на горелом месте молодая поросль. Пройдёт еще несколько лет, и многие светлолюбивые березки зачахнут в тени своих рослых собратьев. Тогда появятся под пологом березового леса молоденькие ели, пихты, лиственницы и сосны. А через 60 - 80 лет березу полностью вытеснят. Зашумит здесь хвойный бор.

А на опушке или поляне берёза проживёт долго и станет настоящей великаншей. Возраст таких отдельных деревьев достигает 150 лет.

(Из журнала)

Графические задания:

1. Найдите слова с корнем -раст-, -рос-. Графически объясните выбор гласной в корне.

2. 1-й вариант: найдите сложное предложение и подчеркните его грамматические основы.

2-й вариант: найдите предложение с однородными членами и подчеркните их.

  • < Назад
  • Вперёд >

МОУ Саранинская СОШ

Урок русского языка в 5классе

с использованием ИКТ

на тему «Правописание корней раст/ ращ/ рос».

Цели урока :

1. Научить учащихся применять способ действия при выборе гласных

о – а в корнях раст/ращ/рос.

2. Формировать познавательный интерес учащихся через разнообразные формы учебной деятельности .

Ход урока.

I. Организационный этап .

II. Повторение.

На доске (можно на интерактивной) записаны слова с пропущенными гласными на правописание корней лаг/лож: прил..гать, перел..жить, сл..гаемое, прол..гать, обл..жили, нал..гать. дол..жить. отл..жить. предл..гать. сл..жить.

Задание:записать слова в два столбика. Проверка по столбикам.

Вывод: в каких корнях пищется гласная а, в каких – о?

Рассказать правило по таблице.

VI. Проверочная работа с помощью матриц. Слова записаны на доске.

Задание: прописать под соответствующими номерами только букву а

1. р…стительность

2. взр…щенный

3. выр…сла

4. подр…стает

6. вр…сли

7. прор…сти

8. пор…сль

9. р…сток

10. выр…стим

VII. Подведение итогов урока .

Что нового мы узнали на уроке?

Чему научились?

Расскажите правило правописания корней раст/ращ/рос.

Что можем сказать принцессе Орфографии?

VIII. Домашнее задание:

1. Выучить правило стр.178 (орфограмма № 13)

2. Выполнить упражнение 441.

учитель русского языка

МОУ Саранинская СОШ

с использованием ИКТ

на тему: «Буквы о - е после шипящих на конце наречий».

Тип урока: изучение новой темы.

Цели урока:

1. Изучить способ действия при выборе написания о-е после шипящих на конце наречий.

2. Работать над развитием коммуникативных навыков учащихся.

3. Формировать познавательный интерес учащихся через активные формы учебной деятельности.

Ход урока.

I. Организационный этап.

II . Повторение.

1. На доске текст (можно на интерактивной):

Люблю май и терпеливо жду его в январскую стужу, в февральские метели, в апрельское половодье. Но май всегда приходит неожиданно. Звонко зажурчат ручьи, буйно зацветет сирень в моем саду. Май весь в цвету!

Задания учащимся:

Прочитайте текст.

Изменилось ваше настроение? Почему?

Назовите наречия, которые встречаются в тексте.

По каким признакам вы определили, что это наречия?

2. Лингвистическая игра «Четвертое лишнее» (на интерактивной доске). Способ действия: вставь пропущенную букву, подчеркни орфограмму, найди лишнее слово, расскажи правило.

· Солнц…м, встреч…й, ландыш…м, луч…м.

· Свинц…вый, ландыш…вый, парч…вое, камыш…вые.

Сформулируйте общее правило.

Таким образом, мы определили основные условия выбора этой орфограммы: часть речи , морфема, ударение.

III . Определение цели урока.

Как вы думаете, почему для игры использовались слова именно с этими орфограммами?

Какую тему мы должны изучить на уроке?

Какая проблема стоит теперь перед нами?

IV. Изучение новой темы.

1.Начнем с наблюдения. Но доске примеры:

ГОРЯЧ…

ПЕВУЧ…

Вопросы и задания учащимся:

К каким частям речи относятся слова?

В каких морфемах пропущены буквы?

Какие гласные нужно написать на конце наречий?

После каких согласных пишутся гласные о и е?

Сформулируйте правило.

2. Чтение правила по учебнику.

Что показалось знакомым?

Что нового появилось в правиле правописания наречий?

3. Вывешивается таблица.

Расскажите правило по таблице.

V. Тренировочные упражнения.

1. Упражнение 212 самостоятельно

В каких наречиях вы написали букву о после шипящих? По какому правилу?

Что нужно запомнить о наречии ещё ?

Какое правило мы изучили на сегодняшнем уроке?

Сформулируйте общее правило правописания существительных, прилагательных, наречий.

VI. Проверочная работа.

На доске слова (можно на интерактивной).

О или е?

1. больш…й

2. пейзаж…м

3. похож…

4. манящ…

5. хорош…

6. сердц…м

7. свеж…

8. ещ…

9. роднич…к

10. свеч..й

11. общ…

12. о лучш…м

13. зайч…нок

14. скрипуч…

Заполняются перфокарты и сдаются учителю на проверку.

Ответы: О – 1, 5, 7, 9,10,11, 13

Каким правилом пользовались, выполняя задание?

Какое слово является исключением?

VII . Домашнее задание.

1. Выучить правило.

VIII . Работа по развитию речи.

Вспомним еще раз цветущий май. Рассмотрите картины «Сирень» и саранинской художницы Н. Наумовой.

Выберите одну из картин и сочините миниатюру, используя наречия (на доске):свежо, ещё, хорошо, благоухающе, кипуче. волнующе, маняще, освежающе, зовуще.

А музыка поможет создать весеннее настроение.

Звучит пьеса «Белые ночи».

Учащиеся читают миниатюры.

Какую роль выполняют наречия в тексте?

Какое правило правописания наречий использовали в творческой работе?