Закон забывания Г. Эббингауза

Сегодня я хочу вам рассказать о том, как можно эффективно использовать метод ученого Германа Эббингауз, а именно повторение полученной информации. Немецкий ученый Герман Эббингауз первый вывел формулу эффективного запоминания информации с помощью ее повторения в несколько этапов.

Сразу вспоминается пословица древних греков «Повторение мать ученья».

Ученый проводил опыты касаемо своей памяти. Он брал слоги которые не с чем не ассоциировались (щод, хиб, выб и.т.д.), и тщательно старался их запомнить. Через определенное время он пытался в точности воспроизвести весь список слогов. С помощью своих экспериментов он открыл очень полезные вещи. А именно:

спустя 20 минут забывается 40% информации, спустя час — 50%, день — 70%.

Не тяжело догадаться, что вся наша полученная информацию, которая усвоилась плохо, испаряется, как вода при нагревании, а происходит это по большей части ночью, во время сна, когда организм после тяжелого дня старается отдохнуть и сбросить весь груз ненужной, как ему кажется, информации, накопленной за прошедший день.

Современные психологи рекомендуют повторять информацию, как можно чаще, а именно:

  • Первый этап вы повторяете информацию сразу после того как выучили или усвоили что то.
  • Второй раз через 20 минут после первого повторения.
  • Третий раз через 8 часов после второго повторения.
  • Четвертый раз через 24 часа после третьего повторения.

Такой простой метод позволяет запомнить намного больше информации.

Этот способ обязателен при изучении любого иностранного языка. Ведь как известно, наша память старается избавиться от всего ненужного в кратчайшие сроки. А информацию, которую мы повторяем несколько раз, мозг начинает воспринимать как важную, а важная информация задерживается в нашей памяти намного дольше.

Вспомните школьные годы, — наиболее употребляемые повседневные слова на английском языке запоминались мгновенно. Взять, к примеру, такие слова как: мама, машина, купить, идти, пока и.т.д. Другими словами, сначала информация попадает во временную память и если после этого не повторить ее, то она мгновенно забывается.

Но если использовать метод Эббингауза, мы переносим наш лексический запас из временной памяти в долговременную память. Тем самым увеличивая наш лексический запас, и при первой возможности в разговоре с носителем языка мы без труда вспомним необходимые нам слова или фразы.

Использовать или нет этот метод решать только вам. В свою очередь хочется добавить, занимательный факт. Дети в китайских школах прописывают иероглифы множество раз. Но став взрослыми забывают некоторую часть. Часто можно увидеть как китайцы лезут за телефоном чтобы вспомнить как пишется тот или иной иероглиф. Это еще одно доказательство того, что те иероглифы, который встречаются в повседневной жизни редко, забываются, даже если иероглиф китайский, и ты сам китаец.

Невольно вспоминается и другой пример уже из собственной жизни. Все наверно помнят это непростое школьное время, когда нам нужно было выучить казавшуюся тогда огромную таблицу умножения. У всех наверно были такие цифры, которые просто никак не хотели запоминаться. Лично у меня это был пример 7*8=56. Я до сих пор помню, как родители старались помочь мне заучить этот пример. Они спрашивали меня сколько же будет семь умножить на восемь в самые неожиданные моменты: когда я только просыпался, когда поел, приходил со школы, когда смотрел телевизор, и все это было в течении нескольких дней. С тех пор я навсегда в своей жизни запомнил, что 7 умножить на 8 равняется 56!

Научная деятельность

Стал известным благодаря сочинению «Über das Gedächtnis». Это сочинение представляет собой первую, оригинальную по концепции и весьма плодотворную по результатам попытку применения экспериментальных методов исследования к изучению душевных явлений в собственном смысле. Автор ставит задачу выяснить условия механической памяти. С этой целью он производил опыты заучивания и воспроизведения материала, не заключавшего в себе никакой логической связи. Таким материалом он избрал бессмысленные ряды слогов. Чтобы слоги представляли одинаковые трудности для заучивания, все они были построены по одному и тому же типу. Каждый слог состоял из трёх букв: гласной и двух согласных. Гласная стояла в середине, а согласные по бокам (бар, вис, гет и т. д.). При соединении слогов соблюдалось следующее правило: слоги, стоящие рядом, не должны образовывать каких-либо понятного слов или фраз. В состав рядов входили новые слоги, пока не исчерпывался их запас (до 2300). Когда запас истощался, слоги перемешивались и из них образовывались новые ряды. Построенные таким образом ряды заучивались через повторное прочитывание их вслух. Читались слоги под определённый такт, с повышением голоса на известных слогах и с определённой скоростью , которая регулировалась сначала ударами метронома , а потом звуками карманных часов . Ряд слогов считался заученным, когда без запинки воспроизводился на память без ошибок. Чтобы знать, сколько повторений требуется для заучивания того или другого ряда слогов, Эббингауз пользовался ниткой шариков, наподобие монашеских чёток , передвигая эту нитку на один шарик после каждого повторения. По окончании опыта передвинутые шарики подсчитывались, и таким образом определялось число сделанных повторений. Эббингауз приступил к опытам лишь тогда, когда приобрёл посредством предварительного упражнения навык лёгкого читать слоги и передвигать нитку с шариками установленным способом. Опыты проводились в течение двух лет , в - и - гг., причём опыты, принадлежащие к одной серии, начинались и оканчивались в одни и те же часы. Все эти ограничения были приняты так, чтобы при произвольном изменении одного какого-либо условия механической памяти прочие условия оставались неизменными и открывалась возможность точно определить влияние данного условия. Своими опытами Эббингауз пытался проследить зависимость механической памяти от четырёх условий:

  1. объёма заучиваемого материала, или числа слогов;
  2. числа сделанных повторений;
  3. промежутка времени между заучиванием ряда слогов и его воспроизведением;
  4. способа построения слоговых рядов.

Единицей прочности запоминания он брал число повторений, необходимых для безошибочного воспроизведения данного ряда. Схема его опытов была чрезвычайно проста. Он изменял по определённому плану одно какое-либо условие запоминания, например длину ряда, и замечал, как отражается это изменение на числе повторений, необходимых для заучивания до возможности безошибочного воспроизведения. Главнейшие результаты опытов следующие:

  1. Кривая забывания . Под влиянием времени ряды, однажды заученные, забываются, причём забывание сначала проходит очень быстро, а потом начинает происходить все медленнее и медленнее. При заучивании рядов устанавливается ассоциация между слогами или вообще фактами не только прямая, но и обратная, не только между смежными слогами, но и разделёнными один от другого большим или меньшим числом промежуточных членов.
  2. С увеличением количества заучиваемого материала увеличивается и количество работы, но увеличивается не прямо пропорционально, а в большей степени.
  3. В пределах 64-х повторений сбережение работы через 24 часа равняется приблизительно 1 / 3 первоначальной работы.

Полученные автором результаты нашли блестящее подтверждение и дальнейшее развитие в работах гёттингенского профессора Мюллера и его учеников - Пильзекера, Шумана , Иоста и Стэфенса. Из других сочинений Эббингауза заслуживает внимания «Grundzüge der Psychologie».

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб .: 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Эббингауз" в других словарях:

    Эбингхауз (Ebbinghaus), Герман (24 янв. 1850 – 26 февр. 1909) – нем. психолог, представитель ассоциативной психологии. Профессор ун тов Бреславля (с 1894) и Галле (с 1908); организатор (совместно с А. Кёнигом) Журнала психологии u физиологии… … Философская энциклопедия

    Эббингхауз (Ebbinghaus) Герман (24.1.1850, Бармен, 26.2.1909, Галле), немецкий психолог, представитель Ассоцианизма. Профессор университетов Бреслау (1894 1905) и Галле (1905 09); организатор (совместно с А. Кёнигом) журнала «Zeitschrift… … Большая советская энциклопедия

    ЭББИНГАУЗ - (Ebbinghaus) Герман (24.1.1850, Бармен, 26.2.1909, Галле), нем. психолог, представитель ассоциативной психологии. Учился в ун тах в Галле и Берлине. Преподавал в Берлинском ун те (в 1880 86 доцент, в 1886 93 проф.). Проф. ун тов Бреслау (1894… … Российская педагогическая энциклопедия

    ЭББИНГАУЗ - (Ebbinghaus) Герман (1850 1909) немецкий психолог, представитель ассоциативной и экспериментальной психологии. Создатель первой профессиональной организации немецких психологов (Немецкое общество экспериментальной психологии) и Журнала психологии … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Эббингауз Г. - Э́ББИНГАУЗ, Эббингхауз (Ebbinghaus) Герман (1850–1909), нем. психолог, представитель ассоциативной психологии. Положил начало эксперим. исследованиям высш. психич. функций. Осн. соч. – О памяти (1885); вывел забывание как функцию… … Биографический словарь

    Эббингауз Герман - (1850 1909) немецкий психолог. Под впечатлением психофизики Фехнера реализовал идею о количественном и экспериментальном изучении не только простейших психических процессов (ощущений), но и памяти («О памяти», 1885). Исходным материалом для этих… … Большая психологическая энциклопедия

    ЭББИНГАУЗ (Эббингхауз) (Ebbinghaus) Герман (1850 1909) немецкий психолог, представитель ассоциативной психологии. Положил начало экспериментальным исследованиям высших психических функций. Основное сочинение О памяти (1885); вывел забывание как… … Большой Энциклопедический словарь

    - (24.01.1850 26.02.1909) немецкий психолог, один из основателей экспериментальной психологии. Выступал оппонентом В. Дильтея. Осуществил экспериментальные исследования памяти на основе запоминания слогов (1885). Разработал несколько методик для… … Психологический словарь

    Эббингауз, Эббингхауз (Ebbinghaus) Герман (24.1.1850, Бармен, ‒ 26.2.1909, Галле), немецкий психолог, представитель ассоцианизма. Профессор университетов Бреслау (1894‒1905) и Галле (1905‒09); организатор (совместно с А. Кёнигом) журнала… … Большая советская энциклопедия


Герман Эббингауз родился 24 января 1850 г в Германии. Родители Германа хотели, чтобы их сын получил профессию, приносящую хороший доход, но мальчик очень интересовался наукой. Несмотря на возражения семьи, он поступил в университет, где познакомился с основами теории психофизики, созданной Г. Фехне-ром. Особенность теории Фехнера состояла в том, что он считал возможным измерить все психические процесы количественным методом После окончания учебы Эббингауз решил проводить свои эксперименты в русле этой теории Он исходил из того, что количественными и экспериментальными методами можно исследовать не только элементарные психические процессы, но и такие сложные феномены, как, например, память

Экспериментальная психология в то время была еще недостаточно развита, Вильгельм Вундт только в 1879 г открыл в Лейпциге свою первую лабораторию экспериментальной психологии. Эб-бингаузу пришлось создать свои методы изучения различных феноменов, а в качестве объекта исследований он выступал сам.

Основным направлением исследований ученого было исследование проблем психологии памяти количественными методами. В 1885 г. Эббингауз выпустил книгу «О памяти», где привел некоторые закономерности этого отдела психологии Он определял память как систему, состоящую из запоминания, сохранения и воспроизведения информации в дальнейшем Основой этой работы стали эксперименты, проведенные им на себе. Пытаясь вывести определенные законы запоминания материала и его последующего воспроизведения, ученый составил 2300 трехбуквенных слов, состоящих из двух согласных и гласной между ними. Эти слова не неели никакого смысла и, кроме того, не вызывали никаких смысловых ассоциаций.

Во время опытов он испробовал и просчитал время и объем их заучивания, нашел закономерности забывания. «Кривая забывания», выведенная им на основе этих опытов, является одним из основополагающих элементов психологии памяти. Она показывает, что около половины запоминаемого материала забывается в первые полчаса после заучивания, а в течение первого часа - уже около 60 % полученной информации. Постепенно скорость процесса забывания уменьшается, и через неделю в памяти находится 20 % информации, которые уже могут сохраниться надолго.

Эта кривая, наряду с кривой заучивания, в психологии является классической и часто берется за основу при отработке профессиональных навыков, а также при решении различных психологических проблем. Кроме того, Эббингауз в своей работе изложил некоторые особенности воспроизведения материала различного объема, а также различных по порядку фрагментов этого материала. Разработав математичекие модели памяти, Г. Эббингауз стал первым, кто показал, что процессы запоминания и забывания имеют нелинейный характер

Все исследования, которые проводил ученый, основывались на запоминании бессмысленных буквосочетаний. Осмысленный же материал запоминается несколько быстрее, кроме того, при запоминании информации, несущей конкретную смысловую нагрузку, действуют определенные эффекты и закономерности. Так, например, при запоминании задачи действует особенный эффект. Если решение задачи не доведено до конца, она запоминается лучше и остается в памяти дольше, решенная же задача запоминается значительно хуже.

Кроме этого, действует эффект края. Та информация, которая находится ближе к краю списка, т.е. либо в конце, либо в начале, запоминается лучше, а то, что расположено в середине, быстрее исчезает из памяти.

Проводя различные опыты, Г. Эббингауз установил, что срок, на который запоминается информация, зависит от установки, действующей во время запоминания. Один из опытов был связан с учащимися, которым задали запомнить два рассказа. Им было сказано, что первый рассказ будет проверен на следующий день, а второй - еще нескоро. На самом же деле оба рассказа были проверены через месяц. Оказалось, что второй рассказ учащиеся запомнили лучше, чем первый. Таким образом, Эббингауз предложил

такой метод для лучшего сохранения информации в памяти: при запоминании нужно рассчитывать на то, что данная информация обязательно потребуется в дальнейшем.

Так же при запоминании большого объема различной информации существует эффект «затаптывания следов». Чем больше сходных по содержанию и форме данных человек пытается запомнить, тем хуже ему это удается. При изучении этих закономерностей Г. Эббингауз разработал несколько методик, с помощью которых можно исследовать процессы памяти.

От исследований памяти Эббингауз вполне естественно перешел к изучению различных проблем педагогики Память ребенка очень активная и емкая, дети и подростки при желании могут запомнить гораздо больше информации, чем взрослые, скорость запоминания у них также гораздо выше. Однако дети при запоминании совершают гораздо больше ошибок, что становится причиной быстрой потери информации.

Г. Эббингауз выпустил ряд статей, предназначенных как для педагогов и родителей, так и для детей. В этих работах он предложил ряд практических рекомендаций по улучшению качества запоминания. Информация, которую ребенок получает на уроке, должна восприниматься им активно. Если в процессе получения знаний он старается обдумывать их, формулировать вопросы и комментарии, то процесс запоминания будет более эффективным.

Информация, которую получают учащиеся, должна быть эмоционально насыщенной, тогда она будет легче запоминаться, если же эмоциональная окраска отсутствует, то ее нужно «придумать». Другими словами, Г. Эббингауз советовал придумывать, как можно в будущем применить полученную информацию или же создавать для нее юмористическую интерпретацию

При запоминании большого объема материала нужно особенно тщательно заучивать информацию, содержащуюся в середине учебного материала, поскольку именно она обычно быстрее всего выпадает из памяти. Для того чтобы избежать действия эффекта «затаптывания следов», нужно постоянно менять специфику запоминаемого материала. Ученый советовал хотя бы чередовать естественные предметы с гуманитарными, а также менять форму подачи материала.

Активно занявшись проблемами детской психологии, Г. Эббингауз провел исследования умственных способностей детей различного возраста, результатом которых стала шкала умственных возможностей. Для того чтобы получить количественное выражение этих

способностей, ученый изобрел тест, получивший название «тест Эббингауза».

С начала 1890-х гг. Эббингауз работал в лаборатории, где проводил множество экспериментов. Он эмпирическим путем изучал проблемы чувственного ощущения, в частности зрительного восприятия. Набрав достаточно фактов, ученый выпустил несколько статей по этой проблеме.

Герман Эббингауз умер 26 февраля 1909 г. Его научная деятельность была в основном посвящена проблемам памяти. Он изучал закономерности запоминания и забывания информации, вывел кривую, показывающую нелинейный характер процесса забывания.

Кроме этого, Г. Эббингауз является одним из основателей экспериментальной психологии. Все свои научные разработки он обосновывал с помощью экспериментально полученных данных. Сначала он проводил опыты на самом себе, а затем - в лабораториях. Поскольку экспериментальная психология в то время была еще совершенно не развита, Эббингаузу приходилось самостоятельно разрабатывать методы для работы.

В главное меню

Герман Эббингауз (Эббингхауз ; нем. Hermann Ebbinghaus ; 24 января 1850 года - 26 февраля 1909 года) - немецкий психолог-экспериментатор . Занимался изучением закономерности запоминания, для чего разработал метод бессмысленных слогов. Основной труд - монография «О памяти» (нем. Über das Gedächtnis ). Автор «кривой забывания».

Научная деятельность

Книга «О памяти» представляет собой первую, оригинальную по концепции и весьма плодотворную по результатам попытку применения экспериментальных методов исследования к изучению душевных явлений в собственном смысле. Автор ставит задачу выяснить условия механической памяти. С этой целью он производил опыты заучивания и воспроизведения материала, не заключавшего в себе никакой логической связи. Таким материалом он избрал бессмысленные ряды слогов. Чтобы слоги представляли одинаковые трудности для заучивания, все они были построены по одному и тому же типу. Каждый слог состоял из трёх букв: гласной и двух согласных . Гласная стояла в середине, а согласные по бокам (бар, вис, гет и т. д.). При соединении слогов соблюдалось следующее правило: слоги, стоящие рядом, не должны образовывать каких-либо понятных слов или фраз. В состав рядов входили новые слоги, пока не исчерпывался их запас (до 2300). Когда запас истощался, слоги перемешивались и из них образовывались новые ряды. Построенные таким образом ряды заучивались через повторное прочитывание их вслух. Читались слоги под определённый такт, с повышением голоса на известных слогах и с определённой скоростью , которая регулировалась сначала ударами метронома , а потом звуками карманных часов . Ряд слогов считался заученным, когда без запинки воспроизводился на память без ошибок. Чтобы знать, сколько повторений требуется для заучивания того или другого ряда слогов, Эббингауз пользовался ниткой шариков, наподобие монашеских чёток , передвигая эту нитку на один шарик после каждого повторения. По окончании опыта передвинутые шарики подсчитывались, и таким образом определялось число сделанных повторений. Эббингауз приступил к опытам лишь тогда, когда приобрёл посредством предварительного упражнения навык легко читать слоги и передвигать нитку с шариками установленным способом. Опыты проводились в течение двух лет , в - и - гг., причём опыты, принадлежащие к одной серии, начинались и оканчивались в одни и те же часы. Все эти ограничения были приняты так, чтобы при произвольном изменении одного какого-либо условия механической памяти прочие условия оставались неизменными и открывалась возможность точно определить влияние данного условия. Своими опытами Эббингауз пытался проследить зависимость механической памяти от четырёх условий:

  1. объёма заучиваемого материала, или числа слогов;
  2. числа сделанных повторений;
  3. промежутка времени между заучиванием ряда слогов и его воспроизведением;
  4. способа построения слоговых рядов.

Единицей прочности запоминания он брал число повторений, необходимых для безошибочного воспроизведения данного ряда. Схема его опытов была чрезвычайно проста. Он изменял по определённому плану одно какое-либо условие запоминания, например длину ряда, и замечал, как отражается это изменение на числе повторений, необходимых для заучивания до возможности безошибочного воспроизведения. Главнейшие результаты опытов следующие:

  1. Кривая забывания . Под влиянием времени ряды, однажды заученные, забываются, причём забывание сначала проходит очень быстро, а потом начинает происходить все медленнее и медленнее. При заучивании рядов устанавливается ассоциация между слогами или вообще фактами не только прямая, но и обратная, не только между смежными слогами, но и разделёнными один от другого большим или меньшим числом промежуточных членов.

Эббингауз Герман (24.01.1850 - 26.02.1909) -- немецкий психолог, один из основателей экспериментальной психологии. Выступал оппонентом В. Дильтея. Осуществил экспериментальные исследования памяти на основе запоминания слогов (1885). Разработал несколько методик для исследования процессов памяти. Открыл ряд феноменов психологии памяти, в частности, «фактор края», то есть более эффективное запоминание первых и последних слогов ряда. Построил кривые заучивания и забывания, которые показывают, что эти процессы носят нелинейный характер. Также обнаружил, что осмысленный материал запоминается лучше, чем бессмысленный.

Эббингауз решил проводить свои эксперименты в русле теории Фехнера. Он исходил из того, что количественными и экспериментальными методами можно исследовать не только элементарные психические процессы, но и такие сложные феномены, как, например, память. Эббингаузу пришлось создать свои методы изучения различных феноменов, а в качестве объекта исследований он выступал сам.

Основным направлением исследований ученого было исследование проблем психологии памяти количественными методами.

В 1885 г. Эббингауз выпустил книгу О памяти, где привел некоторые закономерности этого отдела психологии.

Он определял память как систему, состоящую из запоминания, сохранения и воспроизведения информации в дальнейшем.

Основой этой работы стали эксперименты, проведенные им на себе.

Пытаясь вывести определенные законы запоминания материала и его последующего воспроизведения, ученый составил 2300 трехбуквенных слов, состоящих из двух согласных и гласной между ними.

Эти слова не имели никакого смысла и, кроме того, не вызывали никаких смысловых ассоциаций.

Во время опытов он испробовал и просчитал время и объем их заучивания, нашел закономерности забывания.

Кривая забывания, выведенная им на основе этих опытов, является одним из основополагающих элементов психологии памяти.

Она показывает, что около половины запоминаемого материала забывается в первые полчаса после заучивания, а в течение первого часа - уже около 60 % полученной информации.

Постепенно скорость процесса забывания уменьшается, и через неделю в памяти находится 20 % информации, которые уже могут сохраниться надолго.

Эта кривая, наряду с кривой заучивания, в психологии является классической и часто берется за основу при отработке профессиональных навыков, а также при решении различных психологических проблем.

Кроме того, Эббингауз в своей работе изложил некоторые особенности воспроизведения материала различного объема, а также различных по порядку фрагментов этого материала.

Разработав математические модели памяти, Г. Эббингауз стал первым, кто показал, что процессы запоминания и забывания имеют нелинейный характер.

Все исследования, которые проводил ученый, основывались на запоминании бессмысленных буквосочетаний.

Осмысленный же материал запоминается несколько быстрее, кроме того, при запоминании информации, несущей конкретную смысловую нагрузку, действуют определенные эффекты и закономерности.

Так, например, при запоминании задачи действует особенный эффект.

Если решение задачи не доведено до конца, она запоминается лучше и остается в памяти дольше, решенная же задача запоминается значительно хуже.

Кроме этого, действует эффект края. Та информация, которая находится ближе к краю списка, т.е. либо в конце, либо в начале, запоминается лучше, а то, что расположено в середине, быстрее исчезает из памяти.

Проводя различные опыты, Г. Эббингауз установил, что срок, на который запоминается информация, зависит от установки, действующей во время запоминания.

Один из опытов был связан с учащимися, которым задали запомнить два рассказа. Им было сказано, что первый рассказ будет проверен на следующий день, а второй - еще нескоро.

На самом же деле оба рассказа были проверены через месяц.

Оказалось, что второй рассказ учащиеся запомнили лучше, чем первый.

Таким образом, Эббингауз предложил такой метод для лучшего сохранения информации в памяти: при запоминании нужно рассчитывать на то, что данная информация обязательно потребуется в дальнейшем.

Так же при запоминании большого объема различной информации существует эффект затаптывания следов.

Чем больше сходных по содержанию и форме данных человек пытается запомнить, тем хуже ему это удается.

При изучении этих закономерностей Г. Эббингауз разработал несколько методик, с помощью которых можно исследовать процессы памяти.

От исследований памяти Эббингауз вполне естественно перешел к изучению различных проблем педагогики.

Память ребенка очень активная и емкая, дети и подростки при желании могут запомнить гораздо больше информации, чем взрослые, скорость запоминания у них также гораздо выше.

Однако дети при запоминании совершают гораздо больше ошибок, что становится причиной быстрой потери информации.

Г. Эббингауз выпустил ряд статей, предназначенных как для педагогов и родителей, так и для детей.

В этих работах он предложил ряд практических рекомендаций по улучшению качества запоминания. Информация, которую ребенок получает на уроке, должна восприниматься им активно. Если в процессе получения знаний он старается обдумывать их, формулировать вопросы и комментарии, то процесс запоминания будет более эффективным. Информация, которую получают учащиеся, должна быть эмоционально насыщенной, тогда она будет легче запоминаться, если же эмоциональная окраска отсутствует, то ее нужно <<придумать>>.

Другими словами, Г. Эббингауз советовал придумывать, как можно в будущем применить полученную информацию или же создавать для нее юмористическую интерпретацию.

При запоминании большого объема материала нужно особенно тщательно заучивать информацию, содержащуюся в середине учебного материала, поскольку именно она обычно быстрее всего выпадает из памяти.

Для того чтобы избежать действия эффекта затаптывания следов, нужно постоянно менять специфику запоминаемого материала. Ученый советовал хотя бы чередовать естественные предметы с гуманитарными, а также менять форму подачи материала.

Активно занявшись проблемами детской психологии, Г. Эббингауз провел исследования умственных способностей детей различного возраста, результатом которых стала шкала умственных возможностей.

Для того чтобы получить количественное выражение этих способностей, ученый изобрел тест, получивший название «тест Эббингауза».

С начала 1890-х гг. Эббингауз работал в лаборатории, где проводил множество экспериментов.

Он эмпирическим путем изучал проблемы чувственного ощущения, в частности зрительного восприятия. Набрав достаточно фактов, ученый выпустил несколько статей по этой проблеме.

Все свои научные разработки он обосновывал с помощью экспериментально полученных данных. Сначала он проводил опыты на самом себе, а затем - в лабораториях. Поскольку экспериментальная психология в то время была еще совершенно не развита, Эббингаузу приходилось самостоятельно разрабатывать методы для работы.

Заметим, что если человек запоминает осмысленную информацию, то процесс ее забывания проходит иначе, гораздо медленнее, чем при запоминании бессмысленного материала. Систематическое повторение запомненного материала еще более замедляет процесс забывания. Время от времени забытый материал может самопроизвольно восстанавливаться в памяти человека, и это явление носит название реминисценции. Реминисценция мало изучена в психологии, и до сих пор неясно, когда и при каких условиях она может происходить. Таким образом, можно констатировать, что в реальной действительности процесс забывания происходит гораздо сложнее, чем это предполагал, формулируя свой закон, Г. Эббингауз.