Индивидуальное планирование рабочего дня руководителя (специалиста). Составление планового рабочего дня с помощью метода "Альпы"

Иногда может показаться, что 24 часов в сутки катастрофически не хватает для того, чтобы все успеть. Правильно составленный распорядок дня позволит четко Он позволит спланировать сутки так, чтобы еще осталось свободное время.

Что нужно знать, если вы не ведаете, как составить распорядок дня?

Существует четыре основных правила. Во-первых, планируйте ваш будущий день с вечера. Хорошо это сделать схематично и положить листок на видное место. Так вы сумеете сэкономить время. Как успеть все? Вот примерный распорядок дня:

  • 7.00 - подъем.
  • 7.00-8.00 - утренняя зарядка, гигиенические процедуры, завтрак.
  • 8.00-12.00 - работа.
  • 12.00-13.00 - обед, отдых.
  • 13.00-17.00 - работа
  • 17.00-19.00 - спорт.
  • 19.00-20.00 - ужин.
  • 20.00-22.00 - личное время, семейные следующего дня.
  • 22.00 - отход ко сну.

Во-вторых, планируйте только те дела, выполнение которых доставляет вам удовольствие. Если вы будете делать то, что вам не нравится, то вы быстро устанете и начнете испытывать дискомфорт. В-третьих, правильно расставляйте приоритеты. Заведите себе ежедневник (датированный) и впишите туда дела по степени важности. Например:

  1. Задачи, которые требуют немедленного решения.
  2. Важные, но не очень срочные дела.
  3. Задачи, которые можно выполнить в другой день. Ежедневник датированный необходим не только для постановки целей, но и для различных идей, приходящих вам в голову. Все запомнить невозможно, а такой способ позволит не упустить важные мысли.

В-четвертых, находите время для отдыха - это обязательно. Однако если остались невыполненные задачи, постарайтесь их решить именно в выходной день, так как завтра уже снова на работу.

Время - деньги

Как зарабатывать деньги, знает каждый деловой человек. А вот как управлять временем - единицы. Существует даже специальная наука - тайм-менеджмент. Ей обучаются те, кто не знает, как составить распорядок дня так, чтобы время работало на человека, а не наоборот. Начать необходимо с анализа и обнаружения дыр, в которые утекает бесполезное времяпровождение. Это могут быть всего десять-пятнадцать минут. Однако даже они важны. Как раз их может не хватить для выполнения поставленных на день задач. Второе, что необходимо сделать, это очертить перед собой цели: как краткосрочные, так и долгосрочные. Именно четко сформулированные желания двигают человека к их достижению. В иных случаях успех не придет. После этого можно планировать свое время. Есть семь очень действенных советов, которые помогут вам справиться с задачей:

  • Принцип 70/30. Спланировать весь день невозможно. Выделите 70% своего времени и распишите задачи. Остальные 30% оставьте для непредвиденных обстоятельств и форс-мажоров.
  • Сегодня - на завтра. Не поленитесь в письменном виде составить грядущий. Это позволит вам грамотно распределить время и приезжать на запланированные встречи без опозданий. В конце делового списка можно написать похвальные фразы: "Ты молодец! Но не расслабляйся!" или "Так держать! Но впереди еще много дел!". Они будут вас стимулировать к решению поставленных задач.
  • Помните, что основная активность приходится на утренние часы, поэтому постарайтесь большую часть дел планировать на предобеденное время. Психологически становится легче, когда понимаешь, что половина поставленных задач уже выполнена, а впереди еще целый день. Тогда обеденное время можно посвятить кратковременному отдыху и личным звонкам. А после трапезы провести парочку не очень важных деловых переговоров или небольшое совещание.
  • Делайте перерывы! Обязательно отдыхайте каждый час по 10-15 минут. Такой способ позволит работать продуктивнее и не уставать раньше времени. В минуты отдыха не обязательно лежать на диване или курить в туалете. Используйте это время с пользой: сделайте разминку, полейте цветы, переставьте папки на полке, почитайте прессу или подышите свежим воздухом.
  • Реально оценивайте свои возможности. На выполнение недостижимых целей вы потратите уйму времени и здоровья. Ставьте перед собой задачи, которые вы точно сможете решить.
  • Всегда наводите порядок на своем рабочем месте по окончании рабочего дня. Это поможет значительно сэкономить ваше время в будущем и позволит привести мысли в порядок. Всегда держите важные вещи в одном и том же месте и в свободном доступе.
  • Избавьтесь от тех вещей, которые вам не нужны. Человек привык оставлять "на потом", вдруг пригодится. Осмотритесь вокруг себя, если чем-либо вы не пользуетесь уже несколько месяцев, без сомнений отправляйте это в мусорку.

Для планирования своего времени можно вести ежедневник, блокнот или обычную тетрадку. Записывайте туда цели и задачи, мысли и идеи. И обязательно составьте свой распорядок дня. Успешного человека видно издалека!

Сова или жаворонок: это имеет значение

Ученые давно подразделяют людей на две категории, в зависимости от степени их продуктивности в разное время суток. Это Последние легко просыпаются утром. В ранние часы они бодры и активны, но к вечеру устают и не могут заниматься важными делами. Совы же, наоборот, тяжело пробуждаются, а их максимальная активность достигается вечером и ночью. Очевидно, что при планировании распорядка дня необходимо учитывать психотип человека. И, например, важные встречи для "сов" не назначать на утренние часы.

Однако в современном мире "жаворонкам" приходится полегче, так как в основном вся работа в офисе или на производстве начинается ранним утром. Ученые уверены, что любой человек в принципе при большом желании может изменить свои биоритмы. Каждый из нас способен из "совы" превратиться в "жаворонка". Однако для этого потребуется сила воли, терпение и способность придерживаться определенных правил при достижении цели.

Биологические часы

Независимо от того, к кому биологическому типу относится человек, он в любом случае подчиняется основным законам природы. А они говорят, что в различные часы наш организм ведет себя по-разному. И для того чтобы правильно использовать время, успевая все, нужно знать об этом. Биологические часы начинают свою работу еще задолго до того, как вы проснулись. Выглядит это приблизительно так:

  • 4 часа утра. Организм готовится к пробуждению, в кровь выбрасывается кортизон - гормон стресса. Это время опасно, так как высока вероятность сердечных приступов, обострения хронических заболеваний, бронхиальной астмы и т. д.
  • 5.00-6.00. Активизируется обмен веществ, повышается сахар в крови и уровень аминокислот - организм "запускает" работу всех систем.
  • 7.00. Отличное время для завтрака, так как пища легко и быстро превращается в энергию.
  • 8.00. Достигается суточный пик болевого порога. В этот час усиливаются зубные боли, с особой силой болит голова, ломит кости. Прием к стоматологу лучше перенести на время во второй половине дня, когда неприятными синдромы будут не такими выраженными.
  • 9.00-12.00. К этому времени энергия достигает своего максимума, хорошо работает мозг, усиливается кровообращение - оптимальный период для плодотворной работы: как умственной, так и физической.
  • 12.00-13.00. Обеденное время. Желудок хорошо переваривает пищу, однако мозговая активность заметно снижается. Организм начинает требовать отдыха.
  • 14.00. Работоспособность по прежнему снижена. Однако это наилучшее время для лечения зубов.
  • 15.00-17.00. Кровяное давление снова повышается, активизируются умственные процессы, наблюдается пик работоспособности.
  • 18.00. Оптимальное время для ужина, чтобы организм успел переварить пищу до сна.
  • 19.00-20.00. Эти часы идеально подходят для приема антибиотиков. Нервная система наиболее чувствительна. Часы предназначены для тихих семейных дел или дружеских посиделок.
  • 21.00. Этот период подходит для заучивания большого количества информации, так как мозг настроен на запоминание.
  • 22.00. Прекрасное время для того, чтобы уснуть. Организм настраивается на восстановление сил и энергии для следующего дня. Если вы уснете сейчас, крепкий и здоровый сон вам обеспечен.
  • 23.00-1.00. Активность обмена веществ снижается, пульс замедляется, дыхание ровное. Глубокий сон.
  • 2.00. В это время вы можете почувствовать холод, так как организм становится особенно чувствителен к понижению температуры.
  • 3.00. Час, когда чаще всего случаются самоубийства. Людей посещают депрессивные мысли. Лучше лечь спать, если вы до сих пор не сделали этого.

Планируйте ваш распорядок дня с учетом биологических часов. Тогда у вас будет все получаться!

Опыт Джека Дорси

Джек Дорси - это успешный предприниматель и основатель социальной сети Twitter. Одновременно с этим он исполняет обязанности директора всемирноизвестной фирмы Squer. Как же ему удается совмещать работу и отдых? Вполне вероятно, что распорядок дня бизнесмена мало кому придется по душе. Но опыт Джека поистине впечатляет. Он работает по 8 часов на каждой работе, то есть 16 часов в сутки. При этом только с понедельника по пятницу. Остальные два дня он оставляет на отдых. Его успех заключается в том, что он составляет тематический план работы на каждый день, которого строго придерживается. При этом поставленные задачи он выполняет в обеих компаниях. Рабочий день руководителя выглядит примерно так:

  1. В понедельник он занимается администрированием и менеджментом.
  2. Вторник посвящает выпускаемой продукции.
  3. В среду Джек занят маркетингом и связями с общественностью.
  4. Четверг направлен на налаживание и поддержание связей с бизнес-партнерами.
  5. В пятницу происходит набор новых сотрудников и решаются общие организационные вопросы.

Конечно, распорядок дня успешного человека очень напоминает расписание трудоголика. Однако всегда находит время для прогулок на свежем воздухе и для релаксации.

Распорядок дня успешного человека. Пример: Уинстон Черчилль о работе дома

Всем понятно, что у Уинстона Черчилля как у главы правительства Великобритании был ненормированный рабочий день. Однако вопреки всему ему удавалось все успевать и придерживаться своего распорядка дня. Вы удивитесь, но, пробуждаясь в полвосьмого утра, Уинстон не торопился подниматься с постели: лежа, он читал свежую прессу, завтракал, разбирал свою почту и даже раздавал первые указания своему секретарю. И только к одиннадцати часам Черчилль вставал, шел умываться, одевался и спускался в сад, чтобы прогуляться под открытым небом.

Обед для руководителя страны накрывали приблизительно в час после полудня. На пиршество приглашались все члены семьи. В течение часа Уинстон мог непринужденно общаться с ними и наслаждаться обществом близких людей. После такого времяпрепровождения он с новыми силами приступал к своим обязанностям. Ни один рабочий день Уинстона Черчилля не проходил без продолжительного дневного сна. А в восемь часов за ужином вновь собирались родные и приглашенные гости. После этого Уинстон вновь закрывался в своем кабинете и работал несколько часов подряд. Таким образом, главе правительства Великобритании удавалось сочетать работу с личным общением с родными и близкими. И это непременно делало его человеком не только успешным, но и счастливым.

Распорядок дня для работы дома

Распорядок дня бизнесмена, работающего дома, крайне важен. Характер деятельности некоторых людей позволяет работать дистанционно, даже не выходя из дома. Как правило, такие работники не привыкли уделять время на планирование рабочего дня, хотя для них это было бы как нельзя кстати. Зачастую дома работают без какого-либо режима: сидят за компьютером до поздней ночи, потом просыпаются далеко за полдень, разбитыми и вялыми. Такие работники вряд ли станут когда-нибудь успешными. Другое дело, если придерживаться правильного распорядка дня, можно добиться успехов в работе. А также быть счастливым в личной жизни и при этом сохранять свое здоровье. Вот пример того, как составить распорядок дня:

  • Вставать нужно рано, не позднее 7 часов утра. После пробуждения уделите пять минут утренней зарядке, примите душ и плотно позавтракайте. После этого не стоит сразу бросаться в работу. Отдохните еще немного, позвольте организму проснуться и настроиться на рабочий лад.
  • С 9 до 12 можно поработать. Займитесь теми делами, которые требуют умственной нагрузки, так как в это время активизируется память, повышается работоспособность и лучше работает мозг.
  • 12.00-14.00 - эти два часа посвятите приготовлению обеда, принятию пищи и послеобеденному отдыху.
  • После снова можно приступить к работе, но не позднее, чем до 18 часов.
  • С 18 до 20 вечера посвятите себя тем делам, которые приносят вам удовольствие: прогулкам на свежем воздухе, занятиям с детьми, чтению художественной литературы и т. д.
  • В 20.00 можно поужинать всей семьей и собраться у телевизора для просмотра интересного фильма.
  • Лечь спать необходимо не позднее 22 часов, ведь на следующий день вам предстоит снова ранний подъем.

Как видно, работе всего посвящено 6-8 часов. Однако именно такой ваш распорядок дня позволит выполнять ее эффективно и без ущерба для здоровья и личной жизни.

Как уснуть быстро?

Очевидно, что полноценный и крепкий сон влияет на нашу активность в течение всего дня. Поэтому важно ложится вовремя и уметь уснуть. Следуйте следующим советам:

  1. Прочтите перед сном интересную книгу. Это намного полезнее просмотра телевизора или поиска новостей в Интернете. Во время чтения мозг расслабляется, и человеку легче уснуть.
  2. Занятие спортом заканчивайте за несколько часов до желаемого сна. Это необходимо для того, чтобы кровяное давление пришло в норму, мышечная активность понизилась и организм был готов отдыхать.
  3. Прогулки на свежем воздухе благоприятно скажутся на времени засыпания.
  4. Не принимайте тяжелую пищу перед сном.
  5. Перед тем как лечь спать, хорошенько проветрите помещение.
  6. Утром всегда просыпайтесь в одно и то же время, даже если вам еще чуток хочется подремать.

Очевидно, что выспавшийся и хорошо отдохнувший человек имеет здоровый вид. Он бодр, весел и настроен на продуктивное решение поставленных задач в течение рабочего дня.

Домохозяйка тоже человек

Если вам кажется, что женщина, которая сидит дома с детьми или без них, ничего не делает, то вы глубоко ошибаетесь. Для того чтобы понять, насколько загружен каждый день домохозяйки, достаточно лишь однажды побывать на ее месте. Поэтому планирование времени для нее также важно, как и распорядок дня успешного человека. Это поможет выкроить хоть пару часов для личных дел и не стать рабой домашнего хозяйства. Для того чтобы хоть немного систематизировать свою работу, женщине предлагается вести специальные записи. В таблице, представленной ниже, видно, как следует ранжировать запланированные дела.

Как видно, необходимо на каждый день составить план важных и не очень дел. Они будут выполняться независимо от ежедневных обязанностей в виде приготовления пищи, мытья посуды, прогулки с домашним питомцем и так далее. Убирая всю квартиру каждый день, вы быстро утомляетесь, делая все поверхностно. Мы вам предлагаем уделить внимание одной комнате в сутки. Однако делать это нужно тщательно и ответственно. Так вы убьете двух зайцев сразу - вам практически не придется делать генеральную уборку и вы не устанете в такой степени, как от уборки всей квартиры в целом.

В маленькие дела пусть войдут такие цели, как смена постельного белья, пересадка цветов и другое. Ежедневные обязанности тоже старайтесь выполнять в хронологическом порядке. Так вы сократите время на их решение. Например, встав утром, вначале заправьте кровати, а потом приступайте к приготовлению завтрака. Грязную посуду мойте сразу после принятия пищи, а не копите ее целый день (только если у вас нет посудомоечной машины).

Помните! У вас обязательно должен быть хотя бы один выходной день. На субботу и воскресенье не планируйте ничего грандиозного. Запишите в график те дела, которые можете выполнить вместе со своей семьей. Например, поход в магазин за продуктами. Обязательно подключайте к работе своих домочадцев и не стесняйтесь просить помощи у мужа. Заполняйте такую таблицу на неделю вперед. Тогда вы научитесь систематизировать свою домашнюю работу и сможете найти время для прогулок с подругами, походов по магазинам одежды и других приятных вещей.

Работе - время, потехе - час

Невозможно работать без перерыва. Даже деловому человеку нужно устраивать хотя бы один выходной день. Мы подскажем, как провести его с пользой для себя и своей семьи:

  1. Работающий человек проводит слишком много времени в офисе или кабинете. Потому ему просто необходимы вылазки на свежий воздух. Выходной день - оптимальное для этого время! Отправьтесь с друзьями на пикник в ближайший лес. Соберите ягоды или грибы. В летнее время обязательно езжайте на пляж к озеру или морю. Совершите водную прогулку на катамаране или лодке. Поиграйте в пляжный волейбол или возьмите на прокат велосипеды. Чем бы вы не занялись, это непременно пойдет вам на пользу.
  2. В выходные дни в городе часто устраивают различного рода ярмарки, гулянья или просто небольшие тематические праздники в парке. Там вы сможете поучаствовать в конкурсах, насладиться выступлением актеров, послушать живую музыку, поесть сладкую вату или попкорн, встретить старых друзей.
  3. Кино - также отличный повод снять напряжение прошедшей напряженной недели. Выберите тот фильм, который будет интересен всей семье. А после кинотеатра можно зайти в ближайшее кафе и побаловать себя вкусной пиццей или мороженым.
  4. Если с погодой на выходные не повезло, можно остаться дома и поиграть в настольные игры. Или посмотреть любимую передачу. Чтение интересной книги тоже доставит немало удовольствия.
  5. На выходные можно запланировать поход по магазинам. И для того, чтобы это не выглядело слишком буднично, назначьте каждого члена семьи ответственным за определенный отдел в торговом объекте. И прикажите строго придерживаться списка покупок.
  6. Суббота и воскресенье - замечательное время для приема гостей. И, конечно, не забывайте про своих родителей. Им тоже важно ваше внимание и забота.

Если вы деловой человек, не пренебрегайте отдыхом. Обязательно планируйте свой выходной день. Это позволит вам не только сохранить нервы и здоровье, но и с новыми силами и свежими мыслями приступить к очередной рабочей неделе. Таким образом, для того чтобы достичь намеченного результата, вам необходимо научиться управлять своим временем. Ваш распорядок дня и то, сколько задач вы успеете решить, во многом зависит от того, насколько грамотно вы сможете распланировать свое время.

Для этого заведите себе ежедневник и обязательно составьте режим, которого будете строго придерживаться. Изучите опыт успешных предпринимателей и следуйте тем советам, которые подходят именно вам. Определите свои биоритмы и составляйте распорядок дня исходя из ваших возможностей. Правильно расставляйте приоритеты, это позволит сохранить силы и время на выполнение незначительных задач. И не забывайте про сон и отдых. Это обязательная составляющая распорядка дня успешного человека.

Time-менеджмент, планирование рабочего времени или управление рабочим временем – важный навык делового человека. Успех чаще всего воспринимается как высокая результативность и как достижение значимых целей. Но не стоит забывать: время, потраченное с большой отдачей, – еще один ключевой критерий успешности.

Цели time-менеджмента

Управление рабочим временем может решить массу целей и задач, современный ритм жизни заставляет относиться ко времени с большим вниманием, а модные и успешные коучеры разрабатывают массу методик, подчиняющих время деловому ритму жизни. Но что удивительно: многие из законов подчинения времени были открыты и сформулированы в середине 20 века, некоторые и того раньше – сотню и даже более лет назад, когда бизнес только начинал заявлять о себе и ритм жизни только начал ускоряться.

Закон Паркинсона гласит: «Работа заполняет время, отпущенное на нее». Этот афоризм ироничен, однако его правильность доказывается непосредственной жизнью. Наблюдая за собой, за своими близкими, а затем и за работой органов власти и официальных учреждений английский историк заметил, что как в быту, так и в общественной жизни человек готов тратить время на бесполезные дела.

Закон Паркинсона был сформулирован историком Сирилом Норткотом Паркинсоном статье, напечатанной в британском журнале «The Economist» в 1955 году.

Если человек не ограничивает себя временными рамками, он может выполнять работу снова и снова, бесконечно исправляя что-либо, корректируя, ища недостатки, как бы стремясь довести дело да абсолютного совершенства, действуя не на результат, а погружаясь в процесс.

Однако, соблюдение этого закона не догма. Наоборот, задача любого успешного человека – преодолеть инерцию этого правила, подчинить этот закон своим планам и установкам.

Цель time-менеджмента – организация рабочего времени, расстановка приоритетов, контроль за временем и трата его рационально.

Принципы планирования

Планирование всегда состоит из нескольких уровней:

  • стратегическое глобальное (планирование на несколько лет, это сверхцель или сверхцели, которые ставит перед собой человек)
  • стратегическое планирование на год или полгода (те общие задачи, которые медленно, но верно будут приближать человека к его основной, главной цели)
  • тактическое планирование на месяц и на неделю,
  • тактическое планирование на день.

К каждому из них предъявляются различные требования, методы time-менеджмента тоже заметно отличаются. Они очень индивидуальны и во многом формируются личностью самостоятельно.

Матрица Эйзенхауэра

Планирование на день тоже, конечно, индивидуально, однако в этом случае в деловой сфере накоплен большой опыт управления временем. Главный принцип каждодневного time-менеджмента основывается на так называемой матрице Эйзенхауэра.

36 президент США Дуайт Дэвид Эйзенхауэр разработал матрицу приоритетов, чтобы оптимизировать свое загруженное рабочее время. Он понял: все дела, которые необходимо выполнить человеку за день, можно условно разделить на важные и неважные, срочные и не срочные. В результате образуется следующий квадрат с 4 зонами:

Самое сложное – распределить все обязанности и заботы в эти 4 группы: понять, какие дела на самом деле важные, а какие неважные. По мнению коучеров, важные дела те, что приближают нас к намеченной цели и связаны с планированием на год.

Первый квадрат в идеале должен быть свободным, потому что если он занят, то это говорит, что важные дела не выполнялись в срок и наступил цейтнот. Неважные и несрочные дела (как правило, это социальные сети, бесцельные телефонные разговоры, компьютерные игры и т.п.) в идеале тоже можно смело отметать в сторону и концентрироваться на важных и несрочных, занимая в графике рабочего дня им ключевое место. Срочным и неважным делам можно находить оставшееся время или делегировать их исполнение коллегам или подчиненным.

Принцип Парето

Второй важный принцип согласуется с матрицей Эйзенхауэра и был назван в честь социолога Вильфредо Парето. Второе название принципа – принцип 20 /80, Парето еще в XIX в. заметил: «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий - лишь 20% результата». С этим действительно трудно спорить: большая часть усилий не дает желаемых результатов. Однако принять этот факт как данность и применять его не только к результатам, но и к потраченному времени, окажется весьма эффективным. Главное – найти эти 20% важной информации из письма или деловой беседы, которые принесут эти 80% результата. В течение дня среди круговорота дел вычленить эти 20% своих планов, выполнение которых принесет 80% успеха.

Следствие закона Парето: Обычно слишком сложно и утомительно разбираться в том, что происходит, а часто это и не нужно - необходимо лишь знать, работает ваша идея или нет, и изменять её так, чтобы она заработала, а затем поддерживать ситуацию до тех пор, пока идея не перестанет работать.

Еще один принцип time-менеджмента основывается на физиологии человека и учете его биоритмов. В течение дня человеческий организм функционирует неравномерно, кривая биоритмов выглядит примерно следующим образом:

Планируя рабочий день, важно учитывать время высокой работоспособности и обязательно оставлять время для отдыха и возможности расслабиться и отключиться, это позволить избавиться от отрицательных последствий дневного стресса.

Четвертый принцип планирования может показаться противоречащим всему, что было описано выше, но его соблюдение будет способствовать мягкому, спокойному ощущению течения времени, чувству, что оно подвластно человеку. План не может довлеть над человеком: вариативность и гибкость планирования – может быть, важнейшая установка time-менеджмента. Этот принцип подразумевает умение вовремя поменять планы, выстроить новые цепочки связей между событиями. Практически это значит – фиксировать важные и срочные дела как основные, образующие остов дня, оставляя так называемые буферные зоны для возможных изменений, новых обстоятельств, непредвиденных срочных дел.

Одним словом, продуктивность и занятость нельзя смешивать, планирование позволит избежать ситуаций нехватки времени и грамотно выстроить приоритеты, от чего продуктивность рабочего дня существенно увеличится.

10 правил планирования рабочего времени

На самом деле правил может быть столько, сколько каждый человек может выбрать из предложенного ниже списка.

  • Правило уединения. На работе желательно иметь возможность оставаться в одиночестве: для этого закрыть двери, установить неприемные часы, включить автоответчик, попросить секретаря о тишине. Время для подобной работы можно установить утром или ближе к окончанию рабочего дня, когда рабочий настрой офиса снижен.
  • Правило рабочих блоков. Всю работу в офисе можно условно разделить на блоки: телефонные переговоры и деловая переписка, совещания и встречи с коллегами, оформление документации и работа с бумагами. Выполняя работу подобными блоками, мы экономим усилия, не переключаемся с одного вида деятельности на другой.
  • Правило небольших частей – правильных ломтиков. Большое, трудное дело, стратегическую задачу невозможно выполнить однократным приложением усилий, поэтому каждодневно и методично выполняя небольшие части крупного проекта, мы тактически приближаем глобальную цель.
  • Правило делегирования обязанностей. Умение делегировать полномочия – тоже часть time-менеджмента.
  • Правило регламента и правило дедлайна. Установить четкие временные рамки деловой встречи, совещания или собеседования, а также рамки выполнения работы – значит сознательно и продуктивно нарушить закон Паркинсона, сделать его своим соратником.

Вольтер: Время довольно длинно для того, кто им пользуется; кто трудится и кто мыслит, тот расширяет его пределы.

  • Правило расстановки приоритетов. Постепенно можно выработать навык при возникновении новых дел и ситуаций мысленно присваивать каждому из них статус из матрицы Эйзенхауэра: срочное — несрочное, важное – неважное. Тогда приоритеты выстроятся автоматически.
  • Правило учета времени суток и биоритмов. Важные и срочные дела планировать лучше утром. Их выполнение будут создавать ситуацию успеха в течение рабочего дня. Планирование лучше осуществлять с вечера: по мнению психологов и коучеров, тогда подсознание за ночь само оптимально выстроит распорядок следующего дня.

  • Правило ведения записей: «Думай на бумаге». Записи необходимы: они организуют сознание, формируют наглядную картинку в голове, помогают контролировать себя в течение дня.
  • Правило итогов. Резюме в конце рабочего дня может создать ощущение успешности, продуктивности, поможет скоординировать свои действия и планы дальнейших дней.

Методы планирования рабочего времени

Основными методами time-менеджмента является ведение записей, календарей, карт рабочего дня. В этом случае за основу берётся один или несколько принципов time-менеджмента: создается общая схема, шаблон, который может быть адаптирован, использован конкретным человеком для своего распорядка и режима дня.

Одна из авторских методик изложена в книге Трейси Брайна и называется «Оставьте брезгливость, съешьте лягушку!», она подразумевает разделение планов на положительно окрашенные, приятные обязанности и неприятные. Если внимательно и сознательно проанализировать планы на день, то обязательно найдутся дела, которые выполнять не хочется (их условно можно назвать лягушками или жабами). Именно эти дела нужно сделать в первую очередь: отбросить брезгливость и метафорически «съесть это дело-лягушку в первую очередь».

Брайан Трейси: Наконец, такое наблюдение: если вам надлежит «съесть» живую лягушку, не стоит долго сидеть и смотреть на нее. Путь к достижению высокого уровня профессионализма и продуктивности труда лежит через приобретение устойчивой привычки решать самые важные задачи с самого утра, не тратя времени на другие проблемы. Вам необходимо научиться «съедать лягушку» первым делом, не пускаясь в предварительные, нередко праздные, рассуждения.

В добавление к этой методике еще один совет: чтобы послевкусие было еще приятнее, после лягушки можно «съесть дело-десерт»: сделать нечто приятное, любимое, приносящее удовольствие и радость на рабочем месте.

Интересная методика планирования рабочего дня предложена Александром и Дмитрием Цыглиными, представителями школы Франклина:

Видео о составлении карты на день

Бенджамин Франклин, автор известно афоризма «Время – деньги», отмечал и следующее: Богатство зависит главным образом от двух вещей: от трудолюбия и умеренности, иначе говоря - не теряй ни времени, ни денег и используй и то и другое наилучшим образом.

Современная форма составления планов на день – специальные программы для смартфонов и КПК (органайзеры), которые за основу берут календарь или возможности электронной таблицы, что позволяет отражать дату, время, указывать временные рамки каждого события, оставлять записи и комментарии, а также создавать не только тактические планы на день, но и видеть стратегическое движение к главной цели. Они мобильны, удобны и главное – эффективны в современных условиях жизни.

Примерные программы

Объединяя несколько методик и учитывая как можно больше принципов и правил time-менеджмента, можно создать шаблон программы.

Важно понять главное: перечень дел – это еще не план. Планом он станет только тогда, когда он сможет соответствовать правилу Брайана Трейси: «Планированием предваряют правильные поступки и предотвращают плохие».

Если потратить несколько минут, то будет ясно, какие дела можно объединить в блоки, какие дела слишком глобальны, но важны и несрочны (их, наоборот, разделить на «ровные ломтики»), какие дела можно считать «лягушками», какие станут приятным и вкусным «десертом». Можно изобразить их в виду схем или диаграмм, можно выкрасить в различные цвета.

чБЦОЩН РХОЛФПН ЧљУЙУФЕНЕ РМБОЙТПЧБОЙС СЧМСЕФУС ЛПОФТПМШ ЪБљТБГЙПОБМШОЩН ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН ТБВПЮЕЗП ЧТЕНЕОЙ. ьФП ДБЕФ ТХЛПЧПДЙФЕМА ЧПЪНПЦОПУФШ ЧЩСЧМСФШ ТЕЪЕТЧЩ ДМС ДБМШОЕКЫЕЗП УПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙС УЧПЕК ТБВПФЩ ЙљТБГЙПОБМШОПЗП ЙУРПМШЪПЧБОЙС ТБВПЮЕЗП ЧТЕНЕОЙ.

чљРТПГЕУУЕ ЙОДЙЧЙДХБМШОПЗП РМБОЙТПЧБОЙС ЙљХРТБЧМЕОЙС УЧПЕК ДЕСФЕМШОПУФША ТХЛПЧПДЙФЕМШ МХЮЫЕ ХЪОБЕФ УЧПА ТБВПФХ, ТЕУХТУЩ ЙљЧПЪНПЦОПУФЙ УПФТХДОЙЮЕУФЧБ; РПМХЮБЕФ ПВПУОПЧБООЩЕ ДБООЩЕ ПљУЧПЙИ РТБЧБИ, ПЗТБОЙЮЕОЙСИ ЙљПВљЙУРПМШЪПЧБОЙЙ ТБВПЮЕЗП ЧТЕНЕОЙ. чљТЕЪХМШФБФЕ ТХЛПЧПДЙФЕМШ РПЪОБЕФ УБНПЗП УЕВС, ЮФП РПЪЧПМСЕФ ОЕљРТПУФП ТБВПФБФШ, БљДПУФЙЮШ ЧЩУПЛЙИ ТЕЪХМШФБФПЧ.

рТЕДМБЗБЕН УЖПТНХМЙТПЧБООЩЕ ОБНЙ ДЕУСФШ «ЪПМПФЩИ» РТБЧЙМ, ЧЩРПМОЕОЙЕ ЛПФПТЩИ РПНПЦЕФ ЧБН ДПВЙФШУС МХЮЫЕК ПТЗБОЙЪБГЙЙ ЧБЫЕК ТБВПФЩ ЙљХУРЕЫОПЗП РМБОЙТПЧБОЙС УЧПЕЗП ЧТЕНЕОЙ.

жПТНЙТХКФЕ ТБВПЮЙЕ ВМПЛЙ, ЧљЛПФПТЩЕ ЧЩљВХДЕФЕ ЧЛМАЮБФШ ЧЩРПМОЕОЙЕ ЛТХРОЩИ ЙМЙ УИПДОЩИ РПљИБТБЛФЕТХ ЪБДБОЙК

фПНХ, ЛФП РПУФПСООП РТЕТЩЧБЕФ УЧПА ТБВПФХ ЙМЙ ЛПНХ НЕЫБАФ РПУФПТПООЙЕ, ДМС ЧЩРПМОЕОЙС ЪБДБОЙС ОХЦОП ЪОБЮЙФЕМШОП ВПМШЫЕ ЧТЕНЕОЙ, ЮЕН УПУТЕДПФПЮЙЧЫЕНХУС ЙУЛМАЮЙФЕМШОП ОБљЧЩРПМОЕОЙЙ ТБВПФЩ ФБЛПЗПљЦЕ ПВЯЕНБ. рЕТЕТЩЧЩ ФТЕВХАФ ДПРПМОЙФЕМШОЩИ ЪБФТБФ ЧТЕНЕОЙ ЙљХУЙМЙК ДМС ПЮЕТЕДОПЗП «ТБЪВЕЗБ» Йљ«РПЗТХЦЕОЙС» ЧљТБВПФХ. еУМЙ ПВЯЕДЙОЙФШ ЧЩРПМОЕОЙЕ ОЕУЛПМШЛЙИ ОЕВПМШЫЙИ РПљПВЯЕНХ, ОПљУИПДОЩИ РПљИБТБЛФЕТХ ТБВПФ (ОБРТЙНЕТ, ФЕМЕЖПООЩЕ ТБЪЗПЧПТЩ, ПФЧЕФЩ ОБљРЙУШНБ ЛПТТЕУРПОДЕОФПЧ, ПВУХЦДЕОЙЕ УМХЦЕВОЩИ ЧПРТПУПЧ УљУПФТХДОЙЛБНЙ) ЧљТБВПЮЙЕ ВМПЛЙ, ФПљЬЛПОПНЙС ЧТЕНЕОЙ ВХДЕФ ОБМЙГП.

оБНЕТЕООП ХЕДЙОСКФЕУШ ЙљХУФБОБЧМЙЧБКФЕ ОЕРТЙЕНОЩЕ ЮБУЩ

дМС ЧЩРПМОЕОЙС ЮТЕЪЧЩЮБКОП ЧБЦОЩИ ЪБДБОЙК ОЕПВИПДЙНП ЙНЕФШ ЧПЪНПЦОПУФШ ТБВПФБФШ УРПЛПКОП, ВЕЪ ЛБЛЙИ-МЙВП РПНЕИ ЙЪЧОЕ. оЕДПРХУФЙНП, ЮФПВЩ ДЧЕТЙ ЧБЫЕЗП ТБВПЮЕЗП ЛБВЙОЕФБ ВЩМЙ ПФЛТЩФЩ ЧУЕЗДБ ЙљДМС ЧУЕИ. лТПНЕ ФПЗП, ЧУЕ ТБЧОП ОЕЧПЪНПЦОП ХУФТПЙФШ ФБЛ, ЮФПВЩ ЧБУ ЧУЕЗДБ НПЗМЙ ЪБУФБФШ РПљФЕМЕЖПОХ, ЧЕДШ ЧТЕНС ПФљЧТЕНЕОЙ РТЙИПДЙФУС ЧЩЕЪЦБФШ ЛљЛМЙЕОФБН, ОБљРЕТЕЗПЧПТЩ Й Ф. Р. ъОБЮЙФ, ОЕПВИПДЙНП ХУФБОПЧЙФШ МЙЮОЩЕ ОЕРТЙЕНОЩЕ ЮБУЩ. дМС ЬФПЗП УМЕДХЕФ РЕТЕЛМАЮЙФШ ФЕМЕЖПО ОБљУЕЛТЕФБТС, ЛПММЕЗ ЙМЙ ЧПУРПМШЪПЧБФШУС БЧФППФЧЕФЮЙЛПН. фПМШЛП ЧљЬФПН УМХЮБЕ ЧљЧБЫЕН ТБВПЮЕН ТБУРЙУБОЙЙ РПСЧЙФУС РТПНЕЦХФПЛ ЧТЕНЕОЙ, ЛПЗДБ ЧЩљУНПЦЕФЕ, НБЛУЙНБМШОП УПУТЕДПФПЮЙЧЫЙУШ, ДПВЙФШУС ОБЙЧЩУЫЕК РТПЙЪЧПДЙФЕМШОПУФЙ ФТХДБ ЙљТЕЪХМШФБФЙЧОПУФЙ. оБљРПУФХРЙЧЫЙЕ ЧљЬФПФ РЕТЙПД ФЕМЕЖПООЩЕ ЪЧПОЛЙ НПЦОП ВХДЕФ ПФЧЕФЙФШ РПЪДОЕЕ.

рТЙ РТПЧЕДЕОЙЙ РЕТЕЗПЧПТПЧ ХУФБОБЧМЙЧБКФЕ ТЕЗМБНЕОФ, БљФБЛЦЕ ПРТЕДЕМСКФЕ ОЕПВИПДЙНЩЕ ЪБФТБФЩ ЧТЕНЕОЙ ДМС ЧЩРПМОЕОЙС ПРТЕДЕМЕООЩИ ЪБДБОЙК

рТПДПМЦЙФЕМШОПУФШ ЧЩРПМОЕОЙС ФПК ЙМЙ ЙОПК ТБВПФЩ ПВЩЮОП ЪБЧЙУЙФ ПФљЙНЕАЭЕЗПУС ЧљТБУРПТСЦЕОЙЙ ЧТЕНЕОЙ. еДЧБљМЙ ОЕљЛБЦДЩК ДЕМПЧПК ЮЕМПЧЕЛ ЦБМХЕФУС ОБљУМЙЫЛПН ЪБФСЦОЩЕ ЙљНБМПТЕЪХМШФБФЙЧОЩЕ РЕТЕЗПЧПТЩ. пВУХЦДБФШ УМЕДХЕФ ЧУЕ, ЮФП ОЕПВИПДЙНП, ОПљОЕљВПМЕЕ ЮБУБ. ьФПЗП ЧТЕНЕОЙ ЧРПМОЕ ДПМЦОП ИЧБФЙФШ ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ ЧЩУМХЫБФШ ЧУЕ ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ЙљРТЙОСФШ ПУОПЧОЩЕ ТЕЫЕОЙС. рПТПК ДЕМПЧЩЕ ЧУФТЕЮЙ РТЕЧТБЭБАФУС ЧљВЕУРПМЕЪОХА «ЗПЧПТЙМШОА». юБЭЕ ЧУЕЗП ЙИљОБЪОБЮБАФ ОБљ10 ЮБУПЧ ХФТБ, ЙљРЕТЕЗПЧПТЩ ДМСФУС ДПљПВЕДБ. нЕЦДХ ФЕН, ЕУМЙ ЧУФТЕЮХ ОБЪОБЮБФШ ОБљ11 ЮБУПЧ ХФТБ, ФПљПОБ ФБЛЦЕ ОЕРТЕНЕООП ЪБЛПОЮЙФУС ЛљПВЕДХ, РТЙЮЕН, ЧПЪНПЦОП, УљМХЮЫЙН ТЕЪХМШФБФПН. йФБЛ, УМЕДХЕФ ХУФБОБЧМЙЧБФШ ЦЕУФЛЙЕ ЧТЕНЕООЩЕ ТБНЛЙ РТЙ РТПЧЕДЕОЙЙ РЕТЕЗПЧПТПЧ, УПЧЕЭБОЙК Й Ф. Р. чТЕНСљ— ДЕОШЗЙ, ЙљЕУМЙ РПУМЕДОЙЕ РПУФПСООП УЮЙФБАФ, ФПљЪБФТБФЩ ЧТЕНЕОЙ, ЧљЛПОЕЮОПН ЙФПЗЕ ФПЦЕ ЙНЕАЭЙЕ УЧПЕ ДЕОЕЦОПЕ ЧЩТБЦЕОЙЕ, ХЮЙФЩЧБАФ ЛТБКОЕ ТЕДЛП.

рТЙДЕТЦЙЧБКФЕУШ РТЙОГЙРБ ХУФБОПЧМЕОЙС РТЙПТЙФЕФПЧ РТЙ ЧЩРПМОЕОЙЙ ЧУЕИ ЧЙДПЧ ТБВПФ

оЙЛФП ОЕљЧљУПУФПСОЙЙ УРТБЧЙФШУС УПљЧУЕНЙ ДЕМБНЙ, ЛПФПТЩЕ ОЕПВИПДЙНП ЙМЙ ИПФЕМПУШљВЩ УДЕМБФШ. ыЙТПЛП ТБУРТПУФТБОЕООЩН СЧМЕОЙЕН ЙљРТПВМЕНПК СЧМСЕФУС УФТЕНМЕОЙЕ УДЕМБФШ УТБЪХ УМЙЫЛПН НОПЗП ДЕМ. пДОБЛП ЧљУХФЛБИ МЙЫШ 24 ЮБУБ. юФПВЩ ЛБЛ-ФП ТБУФСОХФШ УЧПК ТБВПЮЙК ДЕОШ, ОЕЛПФПТЩЕ РТЙИЧБФЩЧБАФ, ЧљУМХЮБЕ ЛТБКОЕК ОЕПВИПДЙНПУФЙ ЕЭЕ ЙљЮБУФШ ОПЮЙ. оЕљЪБВЩЧБКФЕ, ЮФП УФТЕУУ ЧПЪОЙЛБЕФ ОЕљПФљФПЗП, ЮФП НЩљУДЕМБМЙ, БљПФљФПЗП, ЮФП НЩљОЕљХУРЕМЙ УДЕМБФШ. оБУ ХЗОЕФБЕФ УПЪОБОЙЕ ФПЗП, ЮФП НЩљОЕљХУРЕМЙ ЪБЛПОЮЙФШ ТБВПФХ. еДЙОУФЧЕООБС ЧПЪНПЦОПУФШ УРТБЧЙФШУС УљРПФПЛПН ЪБДБОЙК, ДЕМПЧЩИ ЧУФТЕЮ, ДПЗПЧПТЕООПУФЕКљ— ЬФП ЮЕФЛП ЙљПДОПЪОБЮОП ХУФБОПЧЙФШ ДМС ОЙИ РТЙПТЙФЕФЩ, ПТЙЕОФЙТХСУШ ОБљДПУФЙЦЕОЙЕ УПВУФЧЕООЩИ ГЕМЕК ЙљЧЩРПМОЕОЙЕ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ЧБЦОЩИ ДЕМ. вМБЗПДБТС ЬФПНХ НПЦОП ОБЙМХЮЫЙН ПВТБЪПН ЙУРПМШЪПЧБФШ ЛБЦДЩК ДЕОШ, ЮБУ ЙљНЙОХФХ. чљРЕТЧХА ПЮЕТЕДШ ГЕМЕУППВТБЪОП ВТБФШУС ЪБљФПљДЕМП, ЛПФПТПНХ ПФЧПДЙФУС РТЙПТЙФЕФ №љ1.

рПљЧПЪНПЦОПУФЙ ЧЩРПМОСКФЕ ФПМШЛП ДЕКУФЧЙФЕМШОП ЧБЦОЩЕ ДЕМБ (рТЙОГЙР рБТЕФП)

чЙМШЖТЕДП рБТЕФП ЧљXIXљЧ. ПВОБТХЦЙМ, ЮФП МЙЫШ ОЕВПМШЫБС ЮБУФШ ТЕЪХМШФБФБ ЛБЛПК-МЙВП ДЕСФЕМШОПУФЙ РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК ДЕКУФЧЙФЕМШОХА ГЕООПУФШ. фБЛ, ЛљРТЙНЕТХ, 80% ХУРЕИБ ЖЙТНЩ ДПУФЙЗБЕФУС ВМБЗПДБТС МЙЫШ 20% ЛМЙЕОФПЧ ЙМЙ ФПМШЛП Чљ20% ФЕЛУФБ УФБФШЙ ЙМЙ ГЙТЛХМСТОПЗП РЙУШНБ УПДЕТЦЙФУС 80% ЧУЕК ЙОЖПТНБГЙЙ. еУМЙ НЩљРТЙ ЮФЕОЙЙ, ОБљУПЧЕЭБОЙСИ, РТЙ ЪБОЕУЕОЙЙ ДБООЩИ ЧљЛПНРШАФЕТ Й Ф. Р. ПЗТБОЙЮЙНУС ФЕН, ЮФП СЧМСЕФУС ДЕКУФЧЙФЕМШОП ЧБЦОЩН, ФП, ЙУРПМШЪПЧБЧ МЙЫШ 20% УЧПЕЗП ТБВПЮЕЗП ЧТЕНЕОЙ, НЩљРПМХЮЙН 80% ТЕЪХМШФБФБ. зМБЧОБС ФТХДОПУФШ ЪБЛМАЮБЕФУС ЧљФПН, ЮФПВЩ ЧЩСЧЙФШ ФЕљ20%, ПФљЛПФПТЩИ ЪБЧЙУЙФ ХУРЕИ ДЕМБ. чљДБООПН УМХЮБЕ НБМПЕ ТЕЫБАЭЙН ПВТБЪПН ПРТЕДЕМСЕФ НОПЗПЕ!

чљРПМОПК НЕТЕ ЙУРПМШЪХКФЕ ДЕМЕЗЙТПЧБОЙЕ ЛБЛ ПРМБЮЙЧБЕНХА ХУМХЗХ

оЙљПДЙО ДЕМПЧПК ЮЕМПЧЕЛ, ДПТПЦБЭЙК УЧПЙН ЧТЕНЕОЕН, ОЕљДПМЦЕО ДЕМБФШ ЧУЕ УБН. фЕљЪБДБОЙС, ЧЩРПМОЕОЙЕ ЛПФПТЩИ НПЗМЙљВЩ ЧЪСФШ ОБљУЕВС ДТХЗЙЕ, ОЕРТЕНЕООП ДПМЦОЩ ЧЩРПМОСФШ ЙНЕООП ПОЙ. фПНХ, ХљЛПЗП УПЧУЕН ОЕФ РПДЮЙОЕООЩИ ЙМЙ УПФТХДОЙЛЙ ОЕљПВМБДБАФ ДПУФБФПЮОПК ЛЧБМЙЖЙЛБГЙЕК, УМЕДХЕФ ОБВТБФШ РПДЮЙОЕООЩИ УљУППФЧЕФУФЧХАЭЕК РПДЗПФПЧЛПК ЙМЙ РПЪБВПФЙФШУС ПВљПВХЮЕОЙЙ ХЦЕ ЙНЕАЭЕЗПУС РЕТУПОБМБ. рПУЛПМШЛХ ДЕМЕЗЙТПЧБОЙЕ РПМОПНПЮЙК ЧМЕЮЕФ ЪБљУПВПК ЪОБЮЙФЕМШОХА ЬЛПОПНЙА ЧТЕНЕОЙ, ЧЩЗПДОЕЕ ЙљДЕЫЕЧМЕ ЧУЕЗП ДМЙФЕМШОПЕ ЧТЕНС РПМШЪПЧБФШУС РМБФОЩНЙ ХУМХЗБНЙ ЧОЕ УЧПЕК ЖЙТНЩ, РТЙВЕЗБС ЛљРПНПЭЙ ТБЪМЙЮОЩИ БЗЕОФУФЧ, ЛПОУХМШФБГЙПООЩИ ЖЙТН ЙљПТЗБОЙЪБГЙК, ПЛБЪЩЧБАЭЙИ ТБЪМЙЮОЩЕ ХУМХЗЙ. чљУПЧТЕНЕООЩИ ХУМПЧЙСИ ОБљТЩОЛЕ ХУМХЗ РТЕДМБЗБЕФУС МАВБС ЛЧБМЙЖЙГЙТПЧБООБС РПНПЭШ. ъБФТБФЩ ОБљЙУРПМШЪПЧБОЙЕ РМБФОЩИ ХУМХЗ «ОБљУФПТПОЕ» ВХДХФ ЧљМАВПН УМХЮБЕ НЕОШЫЕ, ЮЕН ЪБФТБФЩ ТБВПФПДБФЕМС ОБљУПДЕТЦБОЙЕ ДПРПМОЙФЕМШОПЗП ЫФБФОПЗП УПФТХДОЙЛБ.

лТХРОЩЕ ЪБДБОЙС ЧЩРПМОСКФЕ ОЕВПМШЫЙНЙ ЮБУФСНЙ (ФБЛФЙЛБ «ОБТЕЪБОЙС УБМСНЙ»)

еЭЕ бМШВЕТФ ьКОЫФЕКО РПДНЕФЙМ, ЮФП ВПМШЫЙОУФЧХ МАДЕК ОТБЧЙФУС ТХВЙФШ ДТПЧБ РПФПНХ, ЮФП РТЙ ЬФПН ЪБљДЕКУФЧЙЕН УТБЪХ УМЕДХЕФ ТЕЪХМШФБФ. йНЕООП ЙЪ-ЪБ ФПЗП, ЮФП ТЕЪХМШФБФ ПФДБМЕО РПљЧТЕНЕОЙ, МАДСН УЧПКУФЧЕООП «ХЧЙМЙЧБФШ» ПФљЛТХРОЩИ ЙљОЕРТПУФЩИ ЪБДБОЙК ЙМЙ НЕДМЙФШ УљЙИљЧЩРПМОЕОЙЕН, ЙОБЮЕ ЗПЧПТС, ПФЛМБДЩЧБФШ ЙИљ«ЧљДПМЗЙК СЭЙЛ». дБЦЕ УЙМШОП РТПЗПМПДБЧЫЙУШ, ЮЕМПЧЕЛ ОЕљЧљУПУФПСОЙЙ УЯЕУФШ УТБЪХ ГЕМПЗП ВЩЛБ, ПОљНПЦЕФ ЛБЦДЩК ДЕОШ УЯЕДБФШ РТЙНЕТОП ДЧБ ВЙЖЫФЕЛУБ. гЕМЙ ЙљРТПЕЛФЩ ФБЛЦЕ УМЕДХЕФ ДЕМЙФШ ОБљОЕВПМШЫЙЕ РПТГЙЙ ЙљЧЩРПМОСФШ ЙИљЧљФЕЮЕОЙЕ ДПУФБФПЮОП ДМЙФЕМШОПЗП ЧТЕНЕОЙ, ЛБЦДЩК ДЕОШ ПФЧПДС ОБљЬФХ ТБВПФХ РТЙНЕТОП РПљДЧБ ЮБУБ. рПљДПУФЙЦЕОЙЙ РЕТЧПК РТПНЕЦХФПЮОПК ГЕМЙ ЧЩСЧСФУС ЙљПРТЕДЕМЕООЩЕ ТЕЪХМШФБФЩ, ЛПФПТЩЕ ВХДХФ УФЙНХМЙТПЧБФШ ЧЩРПМОЕОЙЕ ПУФБЧЫЙИУС ЪБДБЮ.

хУФБОБЧМЙЧБКФЕ ДМС УБНПЗП УЕВС УТПЛЙ ЧЩРПМОЕОЙС ДЕМ ЛБФЕЗПТЙЙ «б» (гдж)

чљВМБЗЙИ ОБНЕТЕОЙСИ, ЛБЛ РТБЧЙМП, ОЕДПУФБФЛБ ОЕФ, ОЕљИЧБФБЕФ ПВЩЮОП ЧТЕНЕОЙ, ЮФПВЩ ЧЩРПМОЙФШ ЪБДХНБООПЕ. рТЙЮЙОБ РТПУФБ: ФПМШЛП УПВЕТЕЫШУС ЧЪСФШУС ЪБљОБНЕЮЕООПЕ, ЛБЛ ОХЦОП РТПЧЕУФЙ ОЕЪБРМБОЙТПЧБООХА ДЕМПЧХА ЧУФТЕЮХ, ЪБФСЗЙЧБАФУС РЕТЕЗПЧПТЩ, ЧПЪОЙЛБАФ ОЕРТЕДЧЙДЕООЩЕ ПВУФПСФЕМШУФЧБ ЙМЙ РТПУФП ПФЧМЕЛБАФ НЕМЛЙЕ, РПЧУЕДОЕЧОЩЕ ДЕМБ, ЙљФПЗДБ РТЙИПДЙФУС ПФЛБЪЩЧБФШУС ПФљЪБДХНБООПЗП. еУМЙљЦЕ ЪБТБОЕЕ, ОБРТЙНЕТ ЧљОБЮБМЕ НЕУСГБ, ЧљТБВПЮЕН ЛБМЕОДБТЕ ЪБТЕЪЕТЧЙТПЧБФШ ПРТЕДЕМЕООЩЕ ЧТЕНЕООЩЕ ВМПЛЙ ДМС ЧЩРПМОЕОЙС УЧПЙИ ОБЮЙОБОЙК ЙљЧПУРТЙОЙНБФШ ЙИљЛБЛ ЪБТБОЕЕ ЪБРМБОЙТПЧБООЩЕ ДЕМПЧЩЕ ЧУФТЕЮЙ ЙМЙ УПЧЕЭБОЙС, ДБљЛљФПНХљЦЕ РПНЕФЙФШ ЙИљФЕНљЦЕ ГЧЕФОЩН НБТЛЕТПН, ЛПФПТЩК ЧЩљЙУРПМШЪХЕФЕ ДМС ПВПЪОБЮЕОЙС ЧУЕИ УЧПЙИ ЧБЦОЩИ ДЕМ, ФПљЬФП РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙ ОБУФТПЙФ ЧБУ ОБљПВСЪБФЕМШОПУФШ ЙИљЧЩРПМОЕОЙС. лПЗДБ ЧЩљУФБОЕФЕ ЧљДБМШОЕКЫЕН ЪБОПУЙФШ ЧљЛБМЕОДБТШ УТПЛЙ ОПЧЩИ РЕТЕЗПЧПТПЧ, УПЧЕЭБОЙК Й Ф. Р. , ФПљОЕЧПМШОП «УРПФЛОЕФЕУШ» ПљУЧПА РТЕЦОАА ЪБРЙУШ ЙљВХДЕФЕ ЧЩОХЦДЕОЩ РЕТЕОЕУФЙ ОБНЕЮБЕНПЕ НЕТПРТЙСФЙЕ ОБљДТХЗПК УТПЛ. ьФПЗП ОЕљУМХЮЙФУС, ЕУМЙ ЧљЛБМЕОДБТЕ ВХДЕФ ПФУХФУФЧПЧБФШ ЪБРЙУШ ПљЪБДХНБООПН ЧБНЙ ДЕМЕ. фПМШЛП ФБЛ НПЦОП ЪБУФБЧЙФШ УЕВС ОЕРТЕНЕООП ЧЩДЕМЙФШ ЧљУЧПЕН ТБУРЙУБОЙЙ ЧТЕНС ДМС ЧЩРПМОЕОЙС ДЕКУФЧЙФЕМШОП ЧБЦОЩИ ДМС ЧБУ ДЕМ, ПФОПУСЭЙИУС ЛљФБЛ ОБЪЩЧБЕНПК ЛБФЕЗПТЙЙ «б», ЙМЙ б-ДЕМ. ъБРЙУЙ ПљРМБОЙТХЕНЩИ УПВУФЧЕООЩИ б-ДЕМБИ ФПЮОП ФБЛљЦЕ, ЛБЛ ЙљЪБРЙУЙ ПљДЕМПЧЩИ ЧУФТЕЮБИ, УПЧЕЭБОЙСИ Й Ф. Р. , ОХЦОП ДПРПМОЙФШ ЛПОЛТЕФОЩНЙ УЧЕДЕОЙСНЙ, Ф. Е. ГЙЖТБНЙ, ДБФБНЙ ЙљЖБЛФБНЙ (гдж). лПЗДБ УТПЛЙ РТПЧЕДЕОЙС ТБЪМЙЮОЩИ НЕТПРТЙСФЙК ВХДХФ УПЗМБУПЧЩЧБФШУС УљДТХЗЙНЙ УПФТХДОЙЛБНЙ, «ДПЗПЧПТЕООПУФЙ УљУБНЙН УПВПК» УМЕДХЕФ ОЕРТЕНЕООП ХЮЙФЩЧБФШ РТЙ РМБОЙТПЧБОЙЙ ЧУЕИ ПУФБМШОЩИ ДЕМ.

зМБЧОЩЕ ЪБДБЮЙ ЧЩРПМОСКФЕ ТБОП ХФТПН (ПЭХЭЕОЙЕ ХУРЕИБ)

«хФТЕООЙК ЮБУ ДБТЙФ ЪПМПФПН ОБУ». лФП ОЕљРЕТЕЦЙЧБМ ФБЛПЗП: ХЦЕ ЧљОБЮБМЕ ТБВПЮЕЗП ДОС ЧУЕ РМБОЩ ОБТХЫБАФУС ЙЪ-ЪБ ОЕРТЕДЧЙДЕООЩИ ПВУФПСФЕМШУФЧ: ОБЗТПНПЦДЕОЙЕ ОЕЪБРМБОЙТПЧБООЩИ ТБЪЗПЧПТПЧ, ФЕМЕЖПООЩИ ЪЧПОЛПЧ Й Ф. Р. РЕТЕЮЕТЛЙЧБЕФ ЧУЕ УБНЩЕ ИПТПЫЙЕ ЪБДХНЛЙ? пДОБЛП ФП, ЮФП ЧЩРПМОЕОП ЪБТБОЕЕ (ОБРТЙНЕТ, РЕТЕД ЧУЕНЙ РПЧУЕДОЕЧОЩНЙ ДЕМБНЙ, ФБЛЙНЙ, ЛБЛ ТБЪЗПЧПТЩ РПљФЕМЕЖПОХ, ПФЧЕФЩ ОБљДЕМПЧЩЕ РЙУШНБ, УПЧЕЭБОЙС Й Ф. Р.), УПЪДБЕФ ПЭХЭЕОЙЕ ЙУФЙООПЗП ХУРЕИБ; ТЕЪХМШФБФ ТБООЕК ТБВПФЩ ОЙЛФП ХЦЕ ОЕљУНПЦЕФ ХљЧБУ ПФОСФШ ЙМЙ ЙУРПТФЙФШ. уЕЛТЕФ ХУРЕИБ НОПЗЙИ РТЕДРТЙОЙНБФЕМЕК ЪБЛМАЮБЕФУС ЧљФПН, ЮФП ПОЙ ЕЭЕ ТБООЙН ХФТПН ДПНБ ЙМЙ ОБљТБВПЮЕН НЕУФЕ ОЕРПУТЕДУФЧЕООП РЕТЕД ОБЮБМПН ТБВПЮЕЗП ДОС ХУРЕЧБАФ ЧЩРПМОЙФШ ФПљЙМЙ ЙОПЕ ЧБЦОПЕ ДМС ОЙИ ДЕМП ЙМЙ, РПљЛТБКОЕК НЕТЕ, ОБЮБФШ ЕЗП. рПДПВОПЕ ТЕЫБАЭЕЕ ПРЕТЕЦЕОЙЕ ЧљМАВПН УМХЮБЕ ПЛХРБЕФУС.

уПЪОБФЕМШОП ХЮЙФЩЧБКФЕ ЧљТБВПЮЙИ РМБОБИ ЛПМЕВБОЙС ХТПЧОС ТБВПФПУРПУПВОПУФЙ

вПМШЫЙОУФЧП ЙЪљОБУ ОБљУЕВЕ ПЭХЭБЕФ, ЮФП РТПЙЪЧПДЙФЕМШОПУФШ ФТХДБ ЧљФЕЮЕОЙЕ ТБВПЮЕЗП ДОС НЕОСЕФУС, ПОБ ФПљДПУФЙЗБЕФ РЙЛБ, ФПљТЕЪЛП УОЙЦБЕФУС. рТПЙУИПДЙФ ЬФП ОЕЪБЧЙУЙНП ПФљФПЗП, СЧМСЕФУСљМЙ ЮЕМПЧЕЛ «ЦБЧПТПОЛПН» ЙМЙ «УПЧПК». чљМАВПН УМХЮБЕ УМЕДХЕФ РМБОЙТПЧБФШ ЧЩРПМОЕОЙЕ ОБЙВПМЕЕ ЧБЦОЩИ ТБВПФ ОБљРЕТЙПДЩ РПЧЩЫЕОЙС ТБВПФПУРПУПВОПУФЙ. чљЬФП ЧТЕНС ЮЕМПЧЕЛ ЮХЧУФЧХЕФ УЕВС РПМОЩН УЙМ ЙљХУРЕЧБЕФ УДЕМБФШ ЪОБЮЙФЕМШОП ВПМШЫЕ ЙљУљМХЮЫЙН ТЕЪХМШФБФПН, ЮЕН ЧљРЕТЙПД УРБДБ ТБВПФПУРПУПВОПУФЙ. тБВПФЩ ТХФЙООПЗП ИБТБЛФЕТБ, ОЕљЙНЕАЭЙЕ ВПМШЫПЗП ЪОБЮЕОЙС, УМЕДХЕФ ЧЩРПМОСФШ ЧљРПУМЕПВЕДЕООПЕ ЧТЕНС. рТЙ РМБОЙТПЧБОЙЙ ДЕМ ОБљДЕОШ УМЕДХЕФ РПНОЙФШ, ЮФП УБНЩЕ ЧБЦОЩЕ ДЕМБ ЧЩРПМОСАФУС ЧљОБЮБМЕ ТБВПЮЕЗП ДОС. чљРЕТЙПД ОБЙЧЩУЫЕК ТБВПФПУРПУПВОПУФЙ ГЕМЕУППВТБЪОП РТПЧПДЙФШ УПВЕУЕДПЧБОЙС УљУПФТХДОЙЛБНЙ, УПЧЕЭБОЙС ЙљДЕМПЧЩЕ ЧУФТЕЮЙ УљЛМЙЕОФБНЙ. рЕТЙПД УРБДБ ТБВПФПУРПУПВОПУФЙ РПУЧСФЙФЕ ЛПОУХМШФБГЙСН ЙљФЕМЕЖПООЩН ЪЧПОЛБН.
љ

лПННЕОФБТЙЕЧ ОЕФ.

– это то, чему многие из нас учатся по необходимости. Проблема в том, что если навык был приобретен по необходимости, то с ним приходят и плохие привычки. И хотя сам по себе навык очень полезен, мы не можем использовать его в полной мере. Потратьте время на чтение информации по планированию рабочего времени, и вы можете достичь отличных результатов.

Возможно, вы сможете похвастаться такими результатами:

  • Избавление от привычки тянуть время и уклоняться от работы
  • Более быстрая и легкая оценка своей работы и способностей
  • Меньше беспокойства о срыве сроков
  • Большая производительность труда
  • Больше времени для отдыха и горящие туры

– это навык, который позволит вам выделить время на развитие. И каждому в этом поможет что-то свое. Лучше всего было бы попробовать самые разные подходы, пока вы не поймете, что ваше восприятие и отношение к работе изменились.

1. Делайте записи: записывайте все, что сможете. Заведите себе ежедневник или блокнот для записей, если у вас его еще нет. Лично я предпочитаю небольшой простой блокнот с белой бумагой, потому что он не ограничивает вас четкими графами и клеточками, как стандартный ежедневник.

Обычный список того, что надо сделать, будет полезен любому из нас, но мне больше всего нравятся «Три Списка Трех Методов». Ваша цель – стараться не создавать слишком длинные списки, которые сбивают с толку при первом же взгляде на них.

2. Используйте время, когда вы не работаете: используйте то время, когда вы гуляете, ведете машину, стоите под душем или делаете еще что-то «непродуктивное», для планирования. Подумайте о своих целях на сегодняшний или на следующий день. Какие цели будут самыми важными? Самое главное – верно расставить приоритеты.

3. Поощряйте себя: когда вы что-то заканчиваете, особенно, если это было чем-то важным, обязательно оставьте себе время на поощрение. Автор «Заводного апельсина» Энтони Берджес для завершения необходимых дел использовал «Метод мартини». Берджес ставил перед собой цель – 1000 слов в день. Когда он выполнял свою дневную норму, он мог расслабиться с мартини и устроить себе выходной. Возможно, для кого-то из вас мартини будет не самой лучшей наградой, но сам метод неплох.

4. Сосредоточьтесь на чем-то одном: человеческий мозг работает наиболее эффективно во время концентрации. Как мы увидели раньше, работа со многими заданиями одновременно представляет собой помеху для хорошей производительности. Сконцентрируйтесь на чем-то одном и доведите дело до конца. Следите, чтобы задания не перепутались между собой. Иногда выполнение сразу нескольких задач может оказаться более эффективным, но в основном это не так.

5. Любыми способами избегайте затягивания работы: если вы стремитесь к максимальной производительности труда и рациональному использованию времени, ни в коем случае нельзя откладывать работу. Если об этом не позаботиться, то о производительности труда можно забыть.

6. Устанавливайте себе крайние сроки: никому не нравятся ограничения по срокам. Они вызывают стресс, раздражение, беспокойство – и снова стресс. Гарантированный способ смягчить этот стресс – установить себе срок еще раньше реального. Ставьте выполнимые цели, но при этом будьте требовательны к себе. Бросайте себе вызов, и при этом, согласно пункту 3, награждайте себя за то, что приняли этот вызов. В конечном счете, это не только сэкономит вам время и повысит производительность труда, но и оставит запас времени до реальных сроков, срыв которых чреват штрафными санкциями за просрочку. Кстати, не надо злоупотреблять отсутствием штрафов, разработайте свои собственные санкции за срыв ваших личных сроков.

8. Записывайте свои планы в ежедневник: в рутине будней мы часто теряем видение наших планов в перспективе. Если вы заведете ежедневник для записи планов, рассчитанных на отдаленное время, это поможет вам разработать концепцию долгосрочных планов и усовершенствовать выполнение текущих задач. Каждый раз, когда вам начнет лезть в голову мысль «Зачем мне надо делать эту работу прямо сейчас? Лучше я пойду домой, посмотрю «Остаться в живых», просто посмотрите в свой ежедневник. Вы вспомните о выплатах по ипотеке или о том, что подошло время оплаты обучение ребенка. Каждый месяц просматривайте свой ежедневник, чтобы проверить актуальность планов.

9. Воспользуйтесь программами, такими, как RescueTime : это простое приложение, которое записывает и изображает в виде графика, каким образом вы провели время за компьютером. Эти «двухминутные» перерывы (всего лишь для того, чтобы почитать новости, быстренько сыграть в он-лайн игру или написать тетушке Бетти электронное письмо) тянут очень много времени и снижают производительность труда. RescueTime поможет вам четко увидеть, как именно вы распределяете свое время и даже будет еженедельно отправлять отчет вам на почту.

10. Работайте с командой: этот совет имеет много общего с пунктом 7. Хотя некоторым страшно представить, как они могут отказаться от своих обязанностей, это неоценимый метод повышения производительности всей команды. Удостоверьтесь, что цели команды ясны и понятны, и что каждый знает, за какую часть работы он отвечает. Удостоверьтесь, что вам доступны все средства связи. Невозможность выйти вовремя на связь сказывается на производительности не лучшим образом. Давайте задания тем, кто может выполнить их лучше остальных, и дело пойдет быстрее.

11. Избегайте эмоционального и физического истощения: это случается тогда, когда ваше тело и разум не могут больше справляться с теми задачами, которые вы на них возлагаете. Не заставляйте себя сделать невозможное. Выделите время для действительно важных заданий, но всегда обязательно оставляйте время для того, чтобы расслабиться. Вспомните все свои последние достижения, и вы почувствуете себя хорошо. Это помогает приобрести уверенность, а чем больше уверенности, тем выше производительность.

Тот, кто умеет хорошо планировать рабочее время, всегда имеет преимущества перед остальными. Постарайтесь использовать эти рекомендации в своей повседневной жизни, и вы увидите, насколько лучше вы стали работать.

Каждый день руководителю (специалисту) приходится принимать решения о том, как наиболее целесообразно использовать свое рабочее время. Планирование представляет собой проект процессов труда на предстоящий временной период. И очень важно органично связать планирование рабочего времени и желаемые результаты деятельности. Этого можно добиться, используя на практике основные принципы и правила планирования рабочего времени.

Основные принципы и правила планирования:

1. Правило 60:40 («золотое» правило планирования).

2. Анализ видов деятельность и расхода времени.

3. Сведение задач воедино. Составление плана действий. Установление приоритетности.

4. Регулярность, системность и последовательность планирования.

5. Реалистичность планирования..

6. Восполнение потерь времени.

7. Письменная форма.

8. Перенос несделанного.

9. Фиксация результатов вместо действия. В планах лучше фиксировать результаты, или цели (конечное состояние), а не просто какие-либо действия. «Не позвонить», а «согласовать».

10. Установление временных норм.

11. Срок исполнения.

12. Установление приоритетов (степени важности).

13. Избавление от «тирании» спешности. Самое срочное дело не всегда бывает самым важным.

14. Делегирование (перепоручение) дел.

15. «Поглотители времени» и резервы времени.

16. Переработка – перепроверка.

17. Свободное время, время для планирования и творчества.

18. Альтернативы. Выбор наилучшего пути для решения проблем.

19. Разнообразие.

20. Согласование временны х планов.

Система планирования рабочего времени.

Для получения как можно лучших результатов при планировании рабочего времени руководителю (специалисту) необходимо использовать такое понятие, как «периоды планирования»: день, неделя, месяц, год. Каждый период планирования должен рассматриваться отдельно.

В деловой жизни оправдали себя следующие плановые периоды:

    долгосрочные цели – 3-5 лет (или более) – планы на несколько лет;

    среднесрочные цели – 1-3 года – годовой план;

    текущие планы – 1 неделя – 3 месяца – месячные, декадные планы.

Периоды планирования.

    Годовой план. В конце уходящего года необходимо установить наиболее существенные задачи и цели на ближайшие 12 месяцев. При этом в большинстве случаев бывает достаточно разбивки на кварталы.

    Квартальный план. Служит инструментом контроля за выполнением годового плана. В течение года через равные промежутки времени следует обдумать события истекшего периода и при необходимости внести изменения или перенести сроки (промежуточный контроль). В конце каждого квартала возможно установить ориентиры на ближайшие три месяца и определить какие задачи в следующем квартале надо вычеркнуть, какие – перенести, а какие добавить.

    Месячный план. Учитываемые в месячном плане задачи и цели переносятся из квартального плана, а также в случае надобности из плана истекшего месяца. Поскольку с приближением временного горизонта повышается точность планирования, в месячном плане задачи учитываются уже с большей детализацией (расход времени ведется в часах).

    Декадный план. Предполагает еще более детальный, более точный прогноз предстоящего периода.

    Дневной план. Строится на базе декадного плана. В нем устанавливается, какие задачи и дела должны быть выполнены в течение соответствующего рабочего дня, причем к предусмотренным ранее, запланированным прибавляются непредусмотренные.

Дневной план представляет собой последнюю и одновременно самую важную ступень в системе планирования времени, конкретное воплощение (реализацию) поставленных целей.

На примере дневного плана рассмотрим пять стадий системного планирования времени.

Составление планов рабочего дня с помощью метода «Альпы».

Пять стадий метода «Альпы».

Данный метод относительно прост и его достаточно легко запомнить, так как он основывается на мемотехнике: начальные буквы символизируют предметные понятия.

Метод включает пять стадий:

1. Составление перечня рабочих действий и мероприятий, намеченных к исполнению.

2. Предварительная оценка продолжительности намеченных рабочих действий и мероприятий.

3. Резервирование рабочего времени с помощью правила 60:40.

4. Принятие решений по установлению приоритетов, перепоручению или отказу от некоторых намеченных к исполнению рабочих действий и мероприятий.

    Контроль и перенос несделанного.

Рассмотрим каждую из стадий более подробно.

1. Составление перечня рабочих действий и мероприятий, намеченных к исполнению.

Запись под соответствующими рубриками формуляра «План дня» все, что нужно сделать на следующий день:

    задачи из списка дел или из недельного (месячного плана);

    невыполненное накануне;

    добавившиеся дела;

    сроки, которые надо соблюсти;

    периодически возникающие задачи.

При этом следует употреблять сокращения, соответствующие виду деятельности или рубрикам в формуляре «План дня»: В – визиты, совещания, Д – делегирование дел, К – контроль и т.д.

Список заданий следует составлять так:

    в первом приближении распределять их по приоритетности;

    подразделять их на затяжные и «краткие», непродолжительные;

    перепроверять задания, связанные с личным контактом на предмет возможности выполнения их более рациональным путем (например, с помощью телефона).

Однако это только начало составления плана дня. Реалистичный план дня должен быть всегда ограничен тем, что фактически возможно сделать.

2. Предварительная оценка продолжительности намеченных рабочих действий и мероприятий.

Теперь против каждого задания нужно проставить приблизительное время для его выполнения, просуммировать и определить ориентировочно общее время. Оценить продолжительность каких-либо дел возможно после наблюдений и приобретения опыта.

3. Резервирование рабочего времени с помощью правила 60:40.

При составлении плана дня нужно придерживаться основного правила планирования времени, согласно которому планом должно быть охвачено не более 60% времени и приблизительно 40% должно быть оставлено в качестве резервного времени для неожиданных дел.

4. Принятие решений по установлению приоритетов, перепоручению или отказу от некоторых намеченных к исполнению рабочих действий и мероприятий.

5. Контроль и перенос несделанного.

Контроль за ходом выполнения плана позволяет руководителю (специалисту) получить необходимую информацию для проведения анализа и определения путей совершенствования своей работы.

Преимущества использования метода «Альпы»: лучший настрой на предстоящий рабочий день; планирование следующего дня; четкое представление о задачах дня; упорядочение течения дня; преодоление забывчивости; концентрация на наиболее существенном; достижение целей дня; выделение более важных и менее важных дел; принятие решения об установлении приоритетов и о перепоручении; рационализация посредством группировки задач; сокращение помех и нежелательных перерывов; самодисциплина при выполнении задач; уменьшение стрессов и нервного перенапряжения; спокойное восприятие непредусмотренных событий; улучшение самоконтроля; повышение удовлетворенности и мотивации; ощущение успеха в конце рабочего дня; рост личных результатов; выигрыш во времени за счет методичной организации труда.