Князь серебряный читать в сокращении по главам. «Князь Серебряный

Гибелью главной героини завершается пьеса Островского «Гроза», жанр которой смело можно было бы обозначить как трагедия. Смерть Катерины в «Грозе» является развязкой произведения и несёт особую смысловую нагрузку. Сцена самоубийства Катерины породила много вопросов и трактовок такого сюжетного поворота. Например, Добролюбов считал этот поступок благородным, а Писарев придерживался точки зрения о том, что такой исход явился «совершенно неожиданным для неё (Катерины) самой». Достоевский де полагал, что смерть Катерины в пьесе «Гроза» произошла бы и без деспотизма: «это жертва собственной чистоты и своих верований». Легко заметить, что мнения критиков разнятся, но при этом каждое отчасти истинно. Что же заставило девушку принять такое решение, совершить стол отчаянный шаг? Что означает смерть Катерины - героини пьесы «Гроза»?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно подробно изучить текст произведения. Читатель знакомится с Катериной уже в первом действии. Изначально мы наблюдаем Катю как немого свидетеля ссоры Кабанихи и Тихона. Этот эпизод позволяет понять нездоровую обстановку несвободы и угнетения, в которой приходится выживать Кате. Ежедневно она убеждается в том, что прежней жизни, такой, как была до замужества, уже никогда не будет. Вся власть в доме, несмотря на патриархальный уклад жизни, сосредоточена в руках лицемерной Марфы Игнатьевны. Муж Кати, Тихон, не в состоянии защитить жену от истерик и лжи. Его безвольное подчинение матери показывает Катерине, что в этом доме и в этой семье рассчитывать на помощь нельзя.

С детства Катю учили любить жизнь: ходить в церковь, петь, любоваться природой, мечтать. Девочка «дышала полной грудью», ощущая себя в безопасности. Её учили жить по правилам Домостроя: уважать слово старших, не перечить им, слушаться мужа и любить его. И вот Катерину выдают замуж, обстановка радикально меняется. Между ожиданиями и реальностью оказывается огромная, непреодолимая пропасть. Самодурство Кабанихи не знает границ, её ограниченность в понимании христианских законов ужасает верующую Катерину. А что Тихон? Он вовсе не тот мужчина, который достоин уважения или хотя бы сострадания. К часто выпивающему Тихону Катя чувствует только жалость. Девушка признаётся, что как бы она ни старалась полюбить мужа, ничего не получается.

Ни в какой сфере девушка не может реализовать себя: ни как хозяйка дома, ни как любящая жена, ни как заботливая мать. Появление Бориса девушка расценивает как шанс на спасение. Во-первых, Борис непохож на остальных жителей Калинова, и ему так же, как и Кате, не нравятся неписаные законы тёмного царства. Во-вторых, Катю посещали мысли о том, чтобы добиться развода и после этого жить с Борисом честно, не боясь осуждения со стороны общества или церкви. Отношения с Борисом развиваются стремительно. Одной встречи хватило двум молодым людям, чтобы влюбиться друг в друга. Даже не имея возможности поговорить, Борис мечтает о Кате. Девушка сильно переживает возникшие чувства: она иначе воспитана, не может Катя гулять с другим тайно; чистота и честность «мешают» Кате скрывать любовь, делать вид, будто всё «шито крыто» и другие не догадываются.

Очень долго девушка решалась на свидание с Борисом, и всё же пошла ночью в сад. Автор не даёт описание тем десяти дням, когда Катерина виделась с возлюбленным. Это, собственно, и не нужно. Легко представить их досуг и растущее ощущение теплоты, которое было в Катерине. Сам Борис говорил «только те десять деньков и пожил». Приезд Тихона Кабанова выявил новые стороны в характерах персонажей. Оказалось, что Борис вовсе не хочет огласки, он лучше откажется от Кати, чем вовлечёт себя в интриги и скандалы. Катя же, в отличие от молодого человека, хочет рассказать о сложившейся ситуации и мужу, и свекрови. Будучи несколько мнительным и впечатлительным человеком, Катя, подгоняемая раскатами грома и словами полоумной барыни, признаётся во всём Кабановым.

Сцена обрывается. Далее мы узнаём, что Марфа Игнатьевна стала ещё жёстче и требовательней. Она унижает, оскорбляет девушку намного сильнее, чем прежде. Катя понимает, что виновата не так сильно, как хочет убедить её свекровь, ведь такая тирания нужна Кабанихе лишь для самоутверждения и контроля. Именно свекровь становится главным катализатором трагедии. Тихон, скорее всего, простил бы Катю, но он может только подчиняться матери и уходить пить к Дикому.

Представьте себя на месте героини. Представьте всё то, с чем ей ежедневно приходилось справляться. То, как поменялось к ней отношение после признания. Муж, который не может перечить матери, но при любой удобной возможности находит утешение в алкоголе. Свекровь, олицетворяющее всю ту грязь и мерзость, от которой чистый и честный человек хочет держаться как можно дальше. Сестру мужа, единственную, кто интересуется твоей жизнью, но при этом не может до конца понять. И любимого человека, для которого общественное мнение и возможность получения наследства оказались гораздо важнее, чем чувства к девушке.

Катя мечтала стать птицей, улететь навсегда из тёмного мира самодурства и ханжества, вырваться на волю, лететь, быть свободной. Гибель Катерины была неизбежна.
Однако, как было указано выше, на самоубийство Катерины существуют несколько различных точек зрения. Ведь с другой стороны, неужели Катя не могла просто сбежать, не принимая таких отчаянных решений? В том-то и дело, что не могла. Не для неё было это. Быть честной перед собой, быть свободной - вот то, чего так страстно желала девушка. К сожалению, всё это можно было получить лишь ценой собственной жизни. Смерть Катерины - это поражение или победа над «тёмным царством»? Катерина не победила, но и не осталась побеждённой.

Тест по произведению

По мнению Н.А. Добролюбова, «Гроза» – «самое решительное произведение Островского». В этой пьесе автор изображает трагедию свободолюбивой, непокорной души в атмосфере безгласия и самодурства. Тем самым драматург выражает свое решительное несогласие с бездушной системой «темного царства».

Драматически оканчивается жизнь главной героини пьесы, Катерины Кабановой. Она доведена до крайности и вынуждена покончить жизнь самоубийством. Как расценить этот поступок? Был он проявлением силы или слабости?

Жизнь Катерины нельзя назвать борьбой в полном смысле этого слова, а, следовательно, трудно говорить о поражении или о победе. Между Катериной и «темным царством» не было прямых столкновений. Самоубийство героини можно назвать скорее нравственной победой, победой в стремлении обрести свободу. Ее добровольный уход из жизни – протест против полутюремных порядков в провинциальном городке и бездушия в семье Катерины.

В пьесе описан купеческий быт с его патриархальным укладом, с собственными устоявшимися понятиями о нравственности, во многом косвенными и лицемерными. Люди, живущие в этом замкнутом мирке, либо полностью поддерживают его порядок (Дикой и Кабаниха), либо вынуждены смириться с ним внешне (Варвара, Тихон). Но Катерина, оказавшись в этих условиях, не способна смириться со своим положением.

Катерина разительно отличается от окружающих ее людей. Любовь к свободе и восприимчивость к красоте присущи ей с детства. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», – вспоминает героиня. Катерина находит красоту в природе, в песнях богомолок, в церковной службе.

Для нее Бог – нравственный закон, который невозможно преступить. Религиозность Катерина светла и поэтична. Островский изображает сильную и цельную натуру, не способную на обман или притворство. Живя в доме Кабанихи, Катерина не унижается, притворяясь послушной. Она всегда остается верна себе: «Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю».

Жизнь с нелюбимым мужем под надзором деспотичной свекрови представляется героине адом. Катерина «завяла совсем» в этом неприветливом доме – миниатюрной копии «темного царства». Однако ее сердце не успокоилось в неволе. Героиня полюбила человека, который выделялся из купеческой среды. Для Катерины он олицетворяет иной – более светлый, свободный, добрый – мир.

Ради своей любви Катерина готова на измену мужу и поставлена перед выбором: или долг, или обман. Героиня решается на измену, считая ее тягчайшим грехом и мучаясь от этого. Еще ничего не совершив, она уже заранее испытывает ужас нравственного падения: «Точно стою я над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». Однако этот отчаянный шаг является для Катерины шансом вырваться на свободу.

Изменив мужу, Катерина мучается от осознания своей вины, хочет искупить свой грех. Следуя христианской морали, она искренне убеждена, что раскаяние частично искупает вину. Тем более, что жить обманом героиня не может, поскольку это претит ее открытой бесхитростной натуре. В этом ее существенное отличие от позиции Варвары.

Таким образом, Катерина признается во всем мужу, тем самым отрезая себе путь к спасению. Теперь жизнь в доме Кабанихи начинает вдвойне тяготить Катерину. Жизнь в духовном вакууме теряет для нее всякий смысл: «Для чего мне теперь жить, ну для чего? Ничего мне не надо…», – решает героиня. Она не видит иного способа вырваться на свободу, кроме как лишить себя жизни.

Уйти из дому Катерина не может, ведь женщина в XIX веке была почти бесправна, принадлежала мужу душой и телом, не могла самостоятельно распоряжаться собой. Уехать с Борисом Катерина тоже не могла, поскольку тот оказался совершенно ничтожным, слабым, бесхарактерным человеком, не способным на решительные действия.

Можно сказать, что, лишая себя жизни, Катерина шла против Бога, становилась великой грешницей, за которую нельзя было даже молиться. Однако героиня уверена: «Кто любит, тот будет молиться…». Смерть не страшит ее. Даже в смерти Катерина видит красоту: ей рисуется картина спокойствия и умиротворения.

Итак, самоубийство Катерины, по моему мнению, является в определенной мере оправданным действием, которое героиня видела для себя единственно возможным в данных условиях. Смерть Катерины – своеобразная нравственная победа, проявление не слабости, а силы духа. Гибель Катерины – еще один шаг к уже начавшемуся разрушению «темного царства» самодуров.

САМОУБИЙСТВО КАТЕРИНЫ. Немало сильных характеров создано мастерами русской литера­туры, немало горячих сердец воспето. Но всегда или почти всегда судьбы таких героев более чем печальны - они по-настоящему тра­гичны! Трагедия твердости духа, веры в мечту, приверженности сво­им идеалам и стремлениям, трагедия добра и красоты. Одной из та­ких трагедий стала судьба Катерины - героини драмы А. Н. Остров­ского «Гроза».

В устах Кулигина, местного механика-самоучки, звучит песня «Среди долины ровныя», которая стала поэтическим зерном всего произведения: чем богаче духовно, чем выше нравственно человек, тем меньше у него внешних опор, тем драматичнее его существова­ние. «Где ж сердцем отдохнуть могу, когда гроза взойдет?» - отча­янно спрашивает героиня. «Куда мне бедной деться? За кого мне ухватиться? »

Известный критик Н. А. Добролюбов писал, что в «Грозе» «вы­ражен русский сильный характер», который «поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам». «Не с инстин­ктом буйства и разрушения, но и не с практической ловкостью ула­живать для высоких целей свои собственные делишки, не с бессмыс­ленным, трескучим пафосом, но и не с дипломатическим, педантс­ким расчетом является он перед нами… нет, он сосредоточенно ре­шителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше ги­бель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны».

Катерина Островского живет в ту эпоху, когда все нравственные ценности и устои постепенно отмирают, когда невозможна гармо­ния между стремлениями отдельного человека и правилами окру­жающей его среды, когда все отношения держатся лишь на угнете­нии, насилии и жестокости.

Чуткой душе героини чужд и противен этот мир. И что самое ужасное, почти все, кто принадлежит к этому миру по рождению и воспитанию, не видят этих перемен. «Да ведь и у нас то же самое», - восклицает Варвара, выслушав рассказ Катерины о жизни до за­мужества. Но для самой героини эта разница очевидна: в доме свек­рови для нее все «будто из-под неволи!». А раньше было иначе.

В родительском доме Катерина жила, «точно птичка на воле»: день ее начинался и кончался молитвой, а остальное время занима­ли прогулки по саду. Ее юность овеяна таинственными, светлыми снами: ангелы, златоглавые храмы, райские сады. И это лучшее свидетельство незаурядности ее натуры.

В семье Кабановых героиня не только вынуждена жить в чуждой ей среде, но и сама она начинает меняться под влиянием правил этого мира. Нет, в моральной ценности своих нравственных пред­ставлений Катерина не сомневается. Только она отчетливо начинает понимать, что никому в окружающем ее мире нет дела до подлин­ной сути этих ценностей.

Девушка входит в чужую семью с желанием любить, почитать свекровь и мужа. Но и от мужа она ожидает такой же любви и под­держки. Только Тихон не оправдал ее ожиданий. Он совершенно не отвечает нравственному идеалу героини, ее представлениям о том, каким должен быть муж.

В своих поступках, поведении Катерина привыкла исходить не из внешних требований и обстоятельств, а из своих внутренних ка­честв - искренности, стремления к добру, красоте, справедливос­ти, к свободе чувств. .

Попав в неволю, столкнувшись с миром самодурства, ханжества, отсутствия любви и взаимного уважения, она испытывает возрос­шую потребность жить свободно. А возможность удовлетворить та­кую потребность видит в любви. Постепенно Катерина приходит к тому, что начинает сама нарушать те неписаные законы, которые годами формировались и укреплялись в ее душе. В этом и заклю­чается основная трагедия героини.

Когда «падение» свершилось, Катерина словно поднимается над самой собой, она ощущает в себе невиданные силы, она чувствует волю, и это придает ей необыкновенную смелость: «Я для тебя гре­ха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!» - говорит она Бори­су. Печально, что возлюбленный Катерины оказался человеком без­вольным, находящимся в зависимости от своего дяди, сознательно терпящим его самодурство.

Любовь дала Катерине ощущение свободы, которой ей так не хватало. Но именно с этого ощущения, с этого прилива смелости и сил начинается главная трагедия Катерины. Сознание совершенно­го греха охватывает ее целиком и становится совсем нестерпимым, когда короткое счастье на воле заканчивается. И сознание это тем более мучительно, что сама героиня исключает для себя прощение и милосердие - это исключает ее вера, ее глубокая религиозность. Она не видит другого выхода, кроме смерти. Гибель Катерины не­избежна, и ее уже ничто не может остановить и предотвратить. Хотя бы потому, что ни самосознание самой героини, ни общественный уклад, в котором она существует, не позволяют проснувшемуся в ней чувству воплотиться в бытовой жизни.

Решение покончить с собой приходит к Катерине вместе с внут­ренним самооправданием. В ее сердце исчезает страх, она чувству­ет себя готовой предстать перед нравственным судом. Ведь в народе говорят: «Смерть по грехам страшна». Так что если Катерина не боится, значит, грехи ее искуплены. Она умирает в тот момент, когда смерть для нее становится единственным достойным исходом, един­ственным спасением того высшего, что сохранилось в ней. Эта ги­бель напоминает нам молитву юной героини в храме, возвращая нас к началу трагедии. И это особенно укрепляет нас в мысли, что смерть Катерины на самом деле является нравственной победой, торжеством настоящей русской души над силами «темного царства» Диких и Кабановых.