Мамин сибиряк емеля охотник учит. Детские сказки онлайн

Емеля-охотник

Емеля-охотник

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович

I

Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки. В ней всего одиннадцать дворов, собственно десять, потому что одиннадцатая избушка стоит совсем отдельно, но у самого леса. Кругом деревни зубчатой стеной поднимается вечнозеленый хвойный лес. Из-за верхушек елей и пихт можно разглядеть несколько гор, которые точно нарочно обошли Тычки со всех сторон громадными синевато-серыми валами. Ближе других стоит к Тычкам горбатая Ручьевая гора, с седой мохнатой вершиной, которая в пасмурную погоду совсем прячется в мутных, серых облаках. С Ручьевой горы сбегает много ключей и ручейков. Один такой ручеек весело катится к Тычкам и зиму и лето всех поит студеной, чистой, как слеза, водой.

Избы в Тычках выстроены без всякого плана, как кто хотел. Две избы стоят над самой речкой, одна - на крутом склоне горы, а остальные разбрелись по берегу, как овцы. В Тычках даже нет улицы, а между избами колесит избитая тропа. Да тычковским мужикам совсем и улицы, пожалуй, не нужно, потому что и ездить по ней не на чем: в Тычках нет ни у кого ни одной телеги. Летом эта деревушка бывает окружена непроходимыми болотами, топями и лесными трущобами, так что в нее едва можно пройти пешком только по узким лесным тропам, да и то не всегда. В ненастье сильно играют горные речки, и часто случается тычковским охотникам дня по три ждать, когда вода спадет с них.

Все тычковские мужики - записные охотники. Летом и зимой они почти не выходят из лесу, благо до него рукой подать. Всякое время года приносит с собой известную добычу: зимой бьют медведей, куниц, волков, лисиц; осенью - белку; весной - диких коз; летом - всякую птицу. Одним словом, круглый год стоит тяжелая и часто опасная работа.

В той избушке, которая стоит у самого леса, живет старый охотник Емеля с маленьким внучком Гришуткой. Избушка Емели совсем вросла в землю и глядит на свет божий всего одним окном; крыша на избушке давно прогнила, от трубы остались только обвалившиеся кирпичи. Ни забора, ни ворот, ни сарая - ничего не было у Емелиной избушки. Только под крыльцом из неотесанных бревен воет по ночам голодный Лыско - одна из самых лучших охотничьих собак в Тычках. Перед каждой охотой Емеля дня три морит несчастного Лыска, чтобы он лучше искал дичь и выслеживал всякого зверя.

Дедко... а дедко!.. - с трудом спрашивал маленький Гришутка однажды вечером. - Теперь олени с телятами ходят?

С телятами, Гришук, - ответил Емеля, доплетая новые лапти.

Вот бы, дедко, теленочка добыть... А?

Погоди, добудем... Жары наступили, олени с телятами в чаще прятаться будут от оводов, тут я тебе и теленочка добуду, Гришук!

Мальчик ничего не ответил, а только тяжело вздохнул. Гришутке всего было лет шесть, и он лежал теперь второй месяц на широкой деревянной лавке под теплой оленьей шкурой. Мальчик простудился еще весной, когда таял снег, и все не мог поправиться. Его смуглое личико побледнело и вытянулось, глаза сделались больше, нос обострился. Емеля видел, как внучонок таял не по дням, а по часам, но не знал, чем помочь горю. Поил какой-то травой, два раза носил в баню, - больному не делалось лучше. Мальчик почти ничего не ел. Пожует корочку черного хлеба, и только. Оставалась от весны соленая козлятина; но Гришук и смотреть на нее не мог.

"Ишь чего захотел: теленочка... - думал старый Емеля, доковыривая свой лапоть. - Ужо надо добыть..."

Емеле было лет семьдесят: седой, сгорбленный, худой, с длинными руками. Пальцы на руках у Емели едва разгибались, точно это были деревянные сучья. Но ходил он еще бодро и кое-что добывал охотой. Только вот глаза сильно начали изменять старику, особенно зимой, когда снег искрится и блестит кругом алмазной пылью. Из-за Емелиных глаз и труба развалилась, и крыша прогнила, и сам он сидит частенько в своей избушке, когда другие в лесу.

Пора старику и на покой, на теплую печку, да замениться некем, а тут вот еще Гришутка на руках очутился, о нем нужно позаботиться... Отец Гришутки умер три года назад от горячки, мать заели волки, когда она с маленьким Гришуткой зимним вечером возвращалась из деревни в свою избушку. Ребенок спасся каким-то чудом. Мать, пока волки грызли ей ноги, закрыла ребенка своим телом, и Гришутка остался жив.

Старому деду пришлось выращивать внучка, а тут еще болезнь приключилась. Беда не приходит одна...

II

Стояли последние дни июня месяца, самое жаркое время в Тычках. Дома оставались только старые да малые. Охотники давно разбрелись по лесу за оленями. В избушке Емели бедный Лыско уже третий день завывал от голода, как волк зимой.

Видно, Емеля на охоту собрался, - говорили в деревне бабы.

Это была правда. Действительно, Емеля скоро вышел из своей избушки с кремневой винтовкой в руке, отвязал Лыска и направился к лесу. На нем были новые лапти, котомка с хлебом за плечами, рваный кафтан и теплая оленья шапка на голове. Старик давно уже не носил шляпы, а зиму и лето ходил в своей оленьей шапке, которая отлично защищала его лысую голову от зимнего холода и от летнего зноя.

Ну, Гришук, поправляйся без меня... - говорил Емеля внуку на прощанье. - За тобой приглядит старуха Маланья, пока я за теленком схожу.

А принесешь теленка-то, дедко?

Принесу, сказал.

Желтенького?

Желтенького...

Ну, я буду тебя ждать... Смотри не промахнись, когда стрелять будешь...

Емеля давно собирался за оленями, да все жалел бросить внука одного, а теперь ему было как будто лучше, и старик решился попытать счастья. Да и старая Маланья поглядит за мальчонком, - все же лучше, чем лежать одному в избушке.

В лесу Емеля был как дома. Да и как ему не знать этого леса, когда он целую жизнь бродил по нему с ружьем да с собакой. Все тропы, все приметы - все знал старик на сто верст кругом.

А теперь, в конце июня, в лесу было особенно хорошо: трава красиво пестрела распустившимися цветами, в воздухе стоял чудный аромат душистых трав, а с неба глядело ласковое летнее солнышко, обливавшие ярким светом и лес, и траву, и журчавшую в осоке речку, и далекие горы.

Да, чудно и хорошо было кругом, и Емеля не раз останавливался, чтобы перевести дух и оглянуться назад.

Тропинка, по которой он шел, змейкой взбиралась на гору, минуя большие камни и крутые уступы. Крупный лес был вырублен, а около дороги ютились молодые березки, кусты жимолости, и зеленым шатром раскидывалась рябина. Там и сям попадались густые перелески из молодого ельника, который зеленой щеткой вставал по сторонам дороги и весело топорщился лапистыми и мохнатыми ветвями. В одном месте, с половины горы, открывался широкий вид на далекие горы и на Тычки. Деревушка совсем спряталась на дне глубокой горной котловины, и крестьянские избы казались отсюда черными точками. Емеля, заслонив глаза от солнца, долго глядел на свою избушку и думал о внучке.

Ну, Лыско, ищи... - говорил Емеля, когда они спустились с горы и повернули с тропы в сплошной дремучий ельник.

Лыску не нужно было повторять приказание. Он отлично знал свое дело и, уткнув свою острую морду в землю, исчез в густой зеленой чаще. Только на время мелькнула его спина с желтыми пятнами.

Охота началась.

Громадные ели поднимались высоко к небу своими острыми вершинами. Мохнатые ветви переплетались между собой, образуя над головой охотника непроницаемый темный свод, сквозь который только кое-где весело глянет солнечный луч и золотым пятном обожжет желтоватый мох или широкий лист папоротника. Трава в таком лесу не растет, и Емеля шел по мягкому желтоватому мху, как по ковру.

Несколько часов брел охотник по этому лесу. Лыско точно в воду канул. Только изредка хрустнет ветка под ногой или перелетит пестрый дятел. Емеля внимательно осматривал все кругом: нет ли где какого-нибудь следа, не сломал ли олень рогами ветки, не отпечаталось ли на мху раздвоенное копыто, не объедена ли трава на кочках. Начало темнеть. Старик почувствовал усталость. Нужно было думать о ночлеге.

"Вероятно, оленей распугали другие охотники", - думал Емеля.

Но вот послышался слабый визг Лыска, и впереди затрещали ветви. Емеля прислонился к стволу ели и ждал.

Это был олень. Настоящий десятирогий красавец олень, самое благородное из лесных животных. Вот он приложил свои ветвистые рога к самой спине и внимательно слушает, обнюхивая воздух, чтобы в следующую минуту молнией пропасть в зеленой чаще.

Старый Емеля завидел оленя, но он слишком далеко от него: не достать его пулей. Лыско лежит в чаще и не смеет дохнуть в ожидании выстрела; он слышит оленя, чувствует его запах... Вот грянул выстрел, и олень, как стрела, понесся вперед. Емеля промахнулся, а Лыско взвыл от забиравшего его голода. Бедная собака уже чувствовала запах жареной оленины, видела аппетитную кость, которую ей бросит хозяин, а вместо этого приходится ложиться спать с голодным брюхом. Очень скверная история...

Ну, пусть его погуляет, - рассуждал вслух Емеля, когда вечером сидел у огонька под густой столетней елью. - Нам надо теленочка добывать, Лыско... Слышишь?

Собака только жалобно виляла хвостом, положив острую морду между передними лапами. На ее долю сегодня едва выпала одна сухая корочка, которую Емеля бросил ей.

III

Три дня бродил Емеля по лесу с Лыском и все напрасно: оленя с теленком не попадалось. Старик чувствовал, что выбивается из сил, но вернуться домой с пустыми руками не решался. Лыско тоже приуныл и совсем отощал, хотя и успел перехватить пару молодых зайчат.

Приходилось заночевать в лесу у огонька третью ночь. Но и во сне старый Емеля все видел желтенького теленка, о котором его просил Гришук; старик долго выслеживал свою добычу, прицеливался, но олень каждый раз убегал от него из-под носу. Лыско тоже, вероятно, бредил оленями, потому что несколько раз во сне взвизгивал и принимался глухо лаять.

Только на четвертый день, когда и охотник и собака совсем выбились из сил, они совершенно случайно напали на след оленя с теленком. Это было в густой еловой заросли на скате горы. Прежде всего Лыско отыскал место, где ночевал олень, а потом разнюхал и запутанный след в траве.

"Матка с теленком, - думал Емеля, разглядывая на траве следы больших и маленьких копыт. - Сегодня утром были здесь... Лыско, ищи, голубчик!.."

День был знойный. Солнце палило нещадно. Собака обнюхивала кусты и траву с высунутым языком; Емеля едва таскал ноги. Но вот знакомый треск и шорох... Лыско упал на траву и не шевелился. В ушах Емели стоят слова внучка: "Дедко, добудь теленка... и непременно, чтобы был желтенький". Вон и матка... Это был великолепный олень-самка. Он стоял на опушке леса и пугливо смотрел прямо на Емелю. Кучка жужжавших насекомых кружилась над оленем и заставляла его вздрагивать.

"Нет, ты меня не обманешь..." - думал Емеля, выползая из своей засады.

Олень давно почуял охотника, но смело следил за его движениями.

"Это матка меня от теленка отводит", - думал Емеля, подползая все ближе и ближе.

Когда старик хотел прицелиться в оленя, он осторожно перебежал несколько сажен далее и опять остановился. Емеля снова подполз со своей винтовкой. Опять медленное подкрадывание, и опять олень скрылся, как только Емеля хотел стрелять.

Не уйдешь от теленка, - шептал Емеля, терпеливо выслеживая зверя в течение нескольких часов.

Эта борьба человека с животным продолжалась до самого вечера. Благородное животное десять раз рисковало жизнью, стараясь отвести охотника от спрятавшегося олененка; старый Емеля и сердился и удивлялся смелости своей жертвы. Ведь все равно она не уйдет от него... Сколько раз приходилось ему убивать таким образом жертвовавшую собою мать. Лыско, как тень, ползал за хозяином, и когда тот совсем потерял оленя из виду, осторожно ткнул его своим горячим носом. Старик оглянулся и присел. В десяти саженях от него, под кустом жимолости стоял тот самый желтенький теленок, за которым он бродил целых три дня. Это был прехорошенький олененок, всего нескольких недель, с желтым пушком и тоненькими ножками; красивая головка была откинута назад, и он вытягивал тонкую шею вперед, когда старался захватить веточку повыше. Охотник с замирающим сердцем взвел курок винтовки и прицелился в голову маленькому, беззащитному животному...

Еще одно мгновение, и маленький олененок покатился бы по траве с жалобным предсмертным криком; но именно в это мгновение старый охотник припомнил, с каким геройством защищала теленка его мать, припомнил, как мать ею Гришутки спасла сына от волков своей жизнью. Точно что оборвалось в груди у старого Емели, и он опустил ружье. Олененок по-прежнему ходил около куста, общипывая листочки и прислушиваясь к малейшему шороху. Емеля быстро поднялся и свистнул, - маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.

Ишь какой бегун... - говорил старик, задумчиво улыбаясь. - Только его и видел: как стрела... Ведь убежал, Лыско, наш олененок-то? Ну, ему, бегуну, еще надо подрасти... Ах ты, какой шустрый!..

Старик долго стоял на одном месте и все улыбался, припоминая бегуна.

На другой день Емеля подходил к своей избушке.

А... дедко, принес теленка? - встретил его Гриша, ждавший все время старика с нетерпением.

Нет, Гришук... видел его...

Желтенький?

Желтенький сам, а мордочка черная. Стоит под кустиком и листочки пощипывает... Я прицелился...

И промахнулся?

Нет, Гришук: пожалел малого зверя... матку пожалел... Как свистну, а он, теленок-то, как стреканет в чащу, - только его и видели. Убежал, пострел этакий...

Старик долго рассказывал мальчику, как он искал теленка по лесу три дня и как тот убежал от него. Мальчик слушал и весело смеялся вместе с старым дедом.

А я тебе глухаря принес, Гришук, - прибавил Емеля, кончив рассказ. - Этого все равно волки бы съели.

Глухарь был ощипан, а потом попал в горшок. Вольной мальчик с удовольствием поел глухариной похлебки и, засыпая, несколько раз спрашивал старика:

Так он убежал, олененок-то?

Убежал, Гришук...

Желтенький?

Весь желтенький, только мордочка черная да копытца.

Мальчик так и уснул и всю ночь видел маленького желтенького олененка, который весело гулял по лесу со своей матерью; а старик спал на печке и тоже улыбался во сне.

  1. Обобщить прочитанное в форме диалога «учитель-ученик».
  2. Формировать интеллектуальные чувства (любознательность, удивление, чувство новизны).
  3. Развивать навыки умственного труда и умения его организовывать.
  4. Развивать самостоятельность и творчество.
  5. Воспитывать разум, чувства ребёнка.
  6. Прививать любовь к природе, уважение к матери.

Ход урока:

Сегодня, ребята, мы с вами обобщим работу над рассказом Д. Н. Мамина – Сибиряка «Емеля – охотник».

I) Беседа по прочитанному:

  • Какие два мира живут на страницах книг Мамина – Сибиряка?
  • Назовите главных героев рассказа «Емеля – охотник».
  • Дайте характеристику каждому из них (выборочное чтение).
  • Почему так трудно живут дед с внуком?
  • По отношению к внуку дед, какой?
  • Как вы назвали I часть рассказа («Вот бы телёночка добыть…»)?
  • Что, по-вашему, самое главное во II части рассказа?
  • Почему так много солнца в этой части рассказа?
  • Давайте в этом ещё раз убедимся. (Чтение наизусть отрывков о природе).
  • Кого вы больше жалеете в этой части?
  • С какой стороны открылся Емеля во II части рассказа? (Старый опытный охотник)
  • Как назовём вторую часть («Охота началась …»)?

II) Работа с текстом до чтения.

Беседа с учащимися.

  • Можно ли развязку рассказа назвать счастливой?
  • Такого ли финала вы ждали?
  • Какие минуты радости вы пережили, дочитывая текст?

Проверка качества чтения (работа на листочках):

О ком говорится в предложениях?

  • Весело гулял по лесу со своей матерью (оленёнок).
  • Упал в траву и не шевелился (Лыско).
  • Осторожно перебежал несколько сажен далее и опять остановился (олень).
  • Долго стоял на одном месте и всё улыбался (Емеля).

III) Работа с текстом во время чтения (после смысловых частей):

  • Как состоялась встреча охотников с оленихой?
  • Почему олениха – мать названа благородным животным?
  • Почему так подробно описывается маленький оленёнок?
  • Почему Емеля сам спугнул оленёнка?
  • Расстроился ли Гришутка, дождавшись деда с охоты?
  • О чём говорят сны внука и деда?

IV) Работа с текстом после чтения:

  • Почему Емеля – охотник не выполнил просьбу Гришутки?
  • Какой эпизод жизни ему вспомнился?
  • Почему автор сопоставляет олениху и мать Гришутки?
  • Что проявляют обе матери? (Cвою материнскую любовь).

Слов дороже нет на свете!
По какой бы ты ни шёл тропе,
Мамина любовь над нею светит,
Чтобы в трудный час помочь тебе.
Мама озаряет светом нежным
Дни, дороги и дела твои.
Оправдай же мамины надежды –
Повседневно лишь добро твори!

Лучше и мудрее, чем народ, наверное, никто ещё не сказал о матери! Послушайте пословицы и поговорки, и сами убедитесь в этом:

На свете всё найдешь, кроме матери.

При солнце тепло, а при матери добро.

Материнская молитва со дна моря достанет.

Птица радуется весне, а младенец матери.

Мать и бьёт, так гладит, а чужая и гладит, так бьёт.

Без матушки родной и цветы не цветно цветут.

Нет такого дружка, как родная матушка.

  • Какую же историю мог вспомнить старый Емеля? (Творческий пересказ)
  • Только ли охотничьи качества Емели привлекают в нём автора?
  • Чем вас привлекает старый охотник?
  • Назовите третью часть этого рассказа («Пожалел малого зверя»).

Слово учителя:

«Емеля – охотник» - первый опубликованный детский рассказ Мамина – Сибиряка (1884 г.). Он сразу же был замечен и оценён: в этом же году рассказ был отмечен премией педагогического общества. Именно с этого рассказа для Мамина – Сибиряка началось воспитание детской души маленького читателя. Его сказки, рассказы дают ненавязчивые уроки доброты, учат сочувствовать всему живому, бережно относиться к природе. А пример подают простые люди, такие как Емеля – охотник, пожалевший маленького оленёнка, которого он долго выслеживал.

Этот рассказ закончился благополучно, хотя, конечно, впереди у Емели и Гришутки больше трудностей и лишений, чем радости и счастья. Такова была позиция автора – не скрывать от детей жестокой правды жизни, говорить с ними не только о доброте, но и о несправедливости, неравенстве, тяготах жизни.

Д/З: Подготовить чтение по ролям эпизода встречи Емели и Гришутки, ответить на вопросы после текста.

Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки. В ней всего одиннадцать домов, собственно десять, потому что одиннадцатая избушка стоит совсем отдельно, но у самого леса. Кругом деревни зубчатой стеной поднимается вечнозеленый хвойный лес. Из-за верхушек елей и пихт можно разглядеть несколько гор, которые точно нарочно обошли Тычки со всех сторон громадными синевато-серыми валами. Ближе всех стоит к Тычкам горбатая Ручьевая гора, с седой мохнатой вер­шиной, которая в пасмурную погоду совсем прячется в мутных, се­рых облаках. С Ручьевой горы сбегает много ключей и ручейков. Один такой ручеек весело катится к Тычкам и зиму и лето всех поит студеной, чистой, как слеза, водой.

Избы в Тычках выстроены без всякого плана, как кто хотел. Две избы стоят над самой речкой, одна - на крутом склоне горы, а ос­тальные разбрелись по берегу, как овцы. В Тычках даже улицы нет, а между избами колесит избитая тропа. Да тычковским мужикам со­всем и улицы, пожалуй, не нужно, потому что и ездить по ней не на чем: в Тычках нет ни у кого ни одной телеги. Летом эта деревушка бывает окружена непроходимыми болотами, топями и лесными тру­щобами, так что в нее едва можно пройти пешком только по узким лесным тропам, да и то не всегда. В ненастье сильно играют горные речки, и часто случается тычковским охотникам дня по три, а то и больше ждать, когда вода спадет с них.

(По Д. Мамину-Сибиряку) (225 слов)

Задание

8 Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: «Д. Н. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»

Остаф Елена Ивановна, учитель начальных классов

КГУ "Общеобразовательная средняя школа № 16

" г. Актау,Мангыстауской области, Казахстан

Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»

Цель: формирование представлений о взаимосвязи человека и природы; развитие сочувствия к животным и понимания необходимости защиты животного мира.

Задачи: понимание и осмысление содержание рассказа, умение прокомментировать основную идею произведения:

человек – часть природы и должен заботиться о ней; развитие лучших нравственных качеств души человека – доброты

к животным; развивать способность языкового анализа художественных произведений и мышления, связной речи, творческого воображения, умения составлять литературный портрет героя; умения выразительно читать рассказ по ролям, размышлять над прочитанным, высказывать свою точку зрения, принимать участие в дискуссии; развитие коммуникативных навыков, посредством групповой работы.

Ход урока

Организационный момент.

Прозвенел звонок

Начитается урок.

Повторение правил работы в группах.

Распределения обязанностей в группе (самостоятельно - 1 мин).

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.(3 мин)

С каким произведением познакомились на прошлом уроке?

Д. Н. Мамин – Сибиряк – выдающийся русский писатель. Настоящая его фамилия Мамин, Сибиряк – псевдоним.

Детство и юность писателя прошли в далекой глуши Уральских гор. На всю жизнь он сохранил искреннюю

любовь к родному краю. Его удивительной природе.

– Случайно ли он выбрал себе этот псевдоним? Что хотел этим подчеркнуть? (Духовную близость

с суровой природой Сибири.) (слайд 1)

С какими произведениями Д. Мамина-Сибиряка мы знакомы? Что их объединяет? (слайд 2)

К какому жанру относится произведение? Почему вы так считаете?

Кто главный герой рассказа?

Как вы считаете, в какой исторический отрезок времени жил Емеля-охотник? Почему вы так считаете?

На какого литературного героя похож Емеля-охотник? Как вы думаете почему?(Слайд 3) (Дедушка Мазай,

Н. Некрасов. Описывается один и тот же исторический период, жизнь в деревне, герои – охотники, любят природу, разумно

подходят к охоте на животных и т.д.)

Почему рассказ называется «Емеля-охотник»?

Из скольких частей состоит рассказ?

Проверить в группах план. Прочитайте наиболее удачный (1 человек от группы). (2 мин)

Чтение стихотворений, сочиненных дома по данному началу. (2 мин)

Охотник Емеля внука любил...

Актуализация знаний. (4 мин)

Проверка качества чтения. Записать на листочках. Самооценивание.

О ком так говорится?

А) Весело гулял по лесу со своей матерью. (Оленёнок)

Б) Упал в траву и не шевелился. (Лыско)

Г) Долго стоял на одном месте и всё улыбался. (Емеля)

Д) Уснул и всю ночь видел маленького жёлтого оленёнка. (Гришук)

Проверка по слайду. Самооценивание.

Работа над содержанием произведения. (5 мин)

Выборочное чтение к иллюстрациям к рассказу (слайды 7-15).

Восстановим в памяти сюжетную линию.

Слайд 7- «Гришуку было всего 6 лет, и он лежал теперь второй месяц на широкой деревянной лавке под тёплой

оленьей шкурой. Мальчик простудился ещё весной, когда таял снег и всё не мог поправиться…»

Слайд 8 – «… Емеля скоро вышел из своей избушки с кремнёвой винтовкой в руке, отвязал Лыска и направился к лесу.

На нём были новые лапти, котомка с хлебом за плечами, рваный кафтан и тёплая оленья шапка на голове».

Слайд 9 – «- Ну, Лыско, ищи …- говорил Емеля, когда они спустились с горы и повернули с тропы в сплошной дремучий

Лыску не нужно было повторять приказание. Он отлично знал своё дело и, уткнув свою острую морду в землю,

исчез в густой зелёной чаще».

Слайд 10 – « Это был великолепный олень-самка. Он стоял на опушке леса и пугливо смотрел на Емелю».

Слайд 11 – « Это был прехорошенький оленёнок, всего нескольких недель, с жёлтым пушком и тоненькими ножками;

красивая голова была откинута назад, и он вытягивал тоненькую шею вперёд, когда старался захватить веточку

Слайд 12 - «Охотник с замиравшим сердцем взвёл курок и прицелился в голову маленькому животному…»

Слайд 13 – «…. Но именно в это мгновение старый охотник припомнил, с каким геройством защищала телёнка

его мать, припомнил, как мать его Гришутки спасла сына от волков своим телом…»

Слайд 14 – «Емеля быстро поднялся и свистнул – маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии».

Слайд 15 – «Старик долго рассказывал мальчику, как он искал телёнка по лесу три дня и как тот убежал от него.

Мальчик слушал и весело смеялся вместе со старым дедом».

« Мальчик с удовольствием поел глухариной похлёбки и, засыпая, всё спрашивал старика:

Так он убежал, оленёнок –то?»

Физминутка. (1,5 мин)

Работа в группах. (10 мин)

1 группа. Составление композиции. (Соедините части композиции стрелками. В нижней строке внесите ответы.

Запишите, какой цифре, какая буква соответствует.)

Что такое «композиция»?

Экспозиция

Развитие событий.

Кульминация

Развязка

Ответ: 1- D , 2 – Е, 3 – В, 4 – А, 5 – С.

Такого ли финала вы ждали?

использует такой приём?

Заполните сравнительную таблицу.

Главный герой рассказа Д. Н. Мамина- Сибиряка - ___________. Он ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А) (Емеля и внук). ____________________________________________________

Б) (Емеля и природа) _________________________________________________

2. - Где мы ещё встречаемся с понятием портрет? Если бы были художниками, какие цвета использовали

для портрета Емели? Почему?

Что бы вы хотели передать цветом: внешний вид или душу человека?

Сравните Емелю из рассказа «Емеля-охотник» Д. Н. Мамина- Сибиряка и деда Мазая из стихотворение

Заполните круги Вена.

Руководство по подготовке.

Разделитесь на две подгруппы.

Презентация работ групп. Оценивание группами выступлений. (5 мин)

Итог. - Какое слово главное в рассказе? (доброта)

Какова же идея произведения?

Человек должен быть не только хранителем природы, он должен внести в природу элемент высшей человечности,

как это делает Емеля-охотник.

Почему человек должен беречь природу?

На экране – радуга. (Слайд 17).

Прочитайте высказывания на экране. Какое из них наиболее полно отражает идею произведения?

Какое высказывание вы бы взяли для себя? Почему?

Самое дорогое – это жизнь: у больших – большая, у маленьких – маленькая, но у каждого она одна.

Без природы человек пропадёт.

Она воспитывает человека: погубишь, потом ничего не получишь. Она учит брать только необходимое.

На экране. Любовь к живому сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится жизнь.

Доброта и любовь спасут мир.

Домашнее задание (слайд 18)

1. Для всех и каждого: пересказ отрывка по выбору.

По выбору: Написать сочинение – миниатюрe. «Я напишу письмо Емеле», отзыв.

Рефлексия. Напишите на стикерах ключевые слова, главную идею произведения.

1 группа. Составление композиции.

(Соедините части композиции стрелками. В нижней строке внесите ответы. Запишите, какой цифре, какая

буква соответствует.)

Что такое «композиция»?

Композиция рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник»

Экспозиция

Охотник прицелился в голову маленькому животному. Ещё мгновение - и оленёнок покатится по траве. Емеля увидел ещё раз лосиху, которая не уходила. Вспомнил мать Гришутки и не стал стрелять.

Три дня старик плутал в лесу, пока не встретил олениху с оленёнком.

Развитие событий.

Старик долго рассказывал мальчику о поисках, тот слушал и весело смеялся. Вместе со старым дедом.

Кульминация

В той избушке, которая стоит у самого леса, живёт старый охотник Емеля со своим внуком

Развязка

Гришук попросил деда добыть теленочка. Емеля отправляется на охоту.

Ответ: 1- ____ , 2 – _____ , 3 – ____ , 4 – ____ , 5 – _____ .

Можно ли развязку назвать счастливой?

Такого ли финала вы ждали?

Как вы думаете, что ждёт Емелю и внука в дальнейшем?

Почему писатель использует такой приём?

Какие из этих слов являются синонимами?

Какими бы ещё словами вы могли назвать героя рассказа?

Многие писатели через описание природы раскрывают свои чувства, мысли, переживания и настроение героев.

Заполните сравнительную таблицу.

(Слова- подсказки: мощь, старый, непоколебимость, слабый, больной, вечность, красота, разруха, бедность,

громада, голод, беспросветная жизнь, торжественность)

Начните свое выступление следующими словами:

Многие писатели через описание природы раскрывают свои чувства, мысли, переживания и настроение героев.

В своём рассказе Д. Н. Мамин-Сибиряк использует приём противопоставления, для того чтобы _______________

_____________________________________________________

(Громко, чётко прочитайте записи в таблице.)

Составьте литературный портрет Емели.

(Возраст, внешность, лицо, одежда, характер)

Главный герой рассказа Д. Н. Мамина- Сибиряка - _________. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Занятие) Емеля был _____________.

(Взаимоотношение с окружающими):

А) (Емеля и внук). ___________________________________________________

Б) (Емеля и природа) ___________________________________________________

Где мы ещё встречаемся с понятием портрет?

Если бы были художниками, какие цвета использовали для портрета Емели? Почему?

Что бы вы хотели передать цветом: внешний вид или душу человека

Сравните Емелю из рассказа «Емеля-охотник» Д. Н. Мамина- Сибиряка и деда Мазая

из стихотворение

«Дедушка Мазай и зайцы» Н. А. Некрасова.

Заполните круги Вена.

Подготовьтесь к диспуту «Охота: за и против!».

Руководство по подготовке.

Заполните таблицу: ««Охота: за и против!».

Разделитесь на две подгруппы.

Одно подгруппа читает один аргумент «за охоту», вторая подгруппа – один аргумент «против охоты».

Сделайте вывод:

По каким законам должен жить человек?

О ком так говорится?

О ком так говорится?

А) Весело гулял по лесу со своей матерью. (______________)

Б) Упал в траву и не шевелился. (_____________)

Г) Долго стоял на одном месте и всё улыбался. (__________________)

Д) Уснул и всю ночь видел маленького жёлтого оленёнка. (_________)

О ком так говорится?

А) Весело гулял по лесу со своей матерью. (______________)

Б) Упал в траву и не шевелился. (_____________)

Г) Долго стоял на одном месте и всё улыбался. (__________________)

Д) Уснул и всю ночь видел маленького жёлтого оленёнка. (_________)

О ком так говорится?

А) Весело гулял по лесу со своей матерью. (______________)

Б) Упал в траву и не шевелился. (_____________)

Г) Долго стоял на одном месте и всё улыбался. (__________________)

Д) Уснул и всю ночь видел маленького жёлтого оленёнка. (_________)

В далеких Уральских горах в лесной глуши спряталась небольшая деревня Тычки. Было здесь 10 дворов, а одиннадцатый стоял у самого леса. Одна избушка только – ни сарая, ни забора вокруг. Жил в ней старый охотник Емеля да внучок Гриша. Мать мальчика заели волки, гулявшие зимними вечерами по деревне. Отец заболел горячкой и три года назад умер. Так и остался старик в одиночестве воспитывать внука.

Хворал дед сильно, зрение уже стало подводить и оттого на охоту ходил редко. Заболел и Гриша. Простудившись еще весной, он уже второй месяц лежал под оленьей шкурой на лавке. Кроме черного хлеба и не ел ничего. Хотя у Емели и не было ничего, кроме хлеба да соленой козлятины.

Однажды вечером мальчик попросил добыть ему теленка оленя. Больно было Емеле смотреть на угасавшего ребенка, и он согласился.

Оставил старик внука на попечение соседки Маланьи, да и ушел на охоту. Он давно хотел выбраться в лес за дичиной, но беспокоился о внуке.

Чудными красками сиял лес в конце июня, в воздухе дивно пахли душистые травы, а вдали журчала в осоке речка. Забрел старик в самый дремучий ельник и приказал собаке Лыску искать следы. Исчез пес в зарослях леса, и Емеля остался один.

Долго бродил он по чаще, пытаясь отыскать оленей, пока не услышал повизгивание Лыска. Пес нашел прекрасного оленя с большими рогами. Но зверь был далеко для попадания, поэтому выстрел охотника прогремел впустую. Голодный пес разочарованно взвыл.

Три дня бродил охотник по лесу, но все было напрасно. Олень с теленком не попадались. Старик уже выбивался из сил, но с пустыми руками не хотел возвращаться домой.

На четвертый день они напали не след оленьей самки с теленком. Вскоре олени показались в кустах. Мать старалась отвести охотника в сторону от своего дитя, но Емелю было тяжело обмануть.

Желтенький теленок стоял под кустом жимолости. Старик вскинул ружье и прицелился ему в голову.

И вспомнил, как мать Гришки до последнего защищала сына от волков, закрывая собой.

Емеля опустил ружье, громко свистнул. Олени убежали.

Домой вернулся старик без обещанного теленка и с одним лишь глухарем. Он рассказал внуку, как ходил три дня по лесу, увидел олененка, но пожалел. Гришка радовался и смеялся рассказам. Он даже улыбался во сне, где ему снился гуляющий олененок.

Так зародившееся добро охватывает и чужие сердца.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Мамин-Сибиряк. Все произведения

  • Алёнушкины сказки
  • Емеля охотник
  • Умнее всех

Емеля охотник. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Сетон-Томпсон Лобо

    Произведение «Лобо», написанное канадским писателем Эрнестом Томпсоном, рассказывает о вожаке стаи свирепых волков, которые держали в страхе жителей долины. Хищники никого не боялись, убивали домашних животных.

  • Краткое содержание Купер Прерия

    Книга «Прерия», написанная американским классиком приключенческой литературы Джеймсом Фенимором Купером, является заключительным пятым романом о кровавой истории завоевания Америки белыми людьми.

  • Краткое содержание Чехов Душечка

    А.П.Чехов – писатель, борющийся всю жизнь с негативными явлениями человеческой личности, выступающий против пошлости и мерзости создает в 1899 году рассказ «Душечка».

  • Краткое содержание Пушкин Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

    Сказка о мертвой царевне и семи богатырях многим напоминает сказку о Белоснежке и семи гномах. И, действительно, связь прослеживается.

  • Краткое содержание Дядюшкин сон Достоевского

    Одна из жителей города Мордасова была Марья Александровна Москалева. Она могла, и пыль пустить в глаза и строго обернуть человека словом, причем за ней значился титул «первой леди».