Метод гирлянд ассоциаций. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций для поиска креативных решений


Метод гирлянд случайностей и ассоциаций является развитием метода фокальных объектов. Этот метод, разработанный в нашей стране, помогает найти большое количество подсказок для развития и выявления идей новых, совершенно необычных товаров широкого потребления, расширения их ассортимента, предложить принципиально новые подходы к конструированию машин и оборудования с помощью ассоциаций.
Метод реализуется следующим образом.
Определяются синонимы объекта. Их последовательность (в произвольном порядке) образует первую гирлянду. Вторая гирлянда образуется из взятых наугад слов. К каждому слову составляется перечень его признаков. Генерирование идеи происходит путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Если при этом случайно возникает приемлемая идея (например, новой конструкции), то дальше можно не продолжать. В противном случае гирлянды ассоциаций генерируют из признаков случайных объектов. Затем к элементам гирлянды синонимов технического объекта присоединяют элементы гирлянд ассоциаций, что дает новый толчок генерации идей. После этого решают вопрос о необходимости продолжения генерирования гирлянд ассоциаций, оценивают и выбирают рацио-нальные варианты идей. Завершается реализация метода отбором оптимального решения.

Еще по теме Метод гирлянд случайностей и ассоциаций:

  1. О работе Ассоциации и основных направлениях деятельности Ассоциации на 2009 год Выступление на III съезде Ассоциации юристов России (3 февраля 2009 г.)

Определяем синонимы объекта:

Принтер – сканер, копир, печатающее устройство, плоттер.

Произвольный выбор случайных объектов:

Дача, техника, кино, домино.

Составляем перечень признаков случайных объектов.

Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно вы­бранных объектов.

Сканер, копир, печатающее устройство, плоттер.

Генерирование гирлянд ассоциаций:

Ремонт – дом – кирпич – глина – яма – колодец – вода – море – отпуск – фото – магазин – товар – продавец – зарплата – деньги – карточка – банкомат – чек – кредит – автомобиль – музыка – скорость – колесо – круг – солнце – свет.

Сканер – товара, копир – музыкальный, печатающее устройство – скоростное, плоттер – круглый.

Выбираем наиболее удачный вариант:

Скоростное печатающее устройство – удобно для больших объемов печати

  1. Метод контрольных вопросов

1. Перечислить все качества и определения предполагаемого изобретения. Изменить их.

Современный

Дорогостоящий

Раскладной

Скоростной

Практичный

Многофункциональный

Не большой размер

Не морозоустойчив

Дорогостоящий и морозоустойчивый нужно изменить, чтоб он был доступен как можно большему количеству людей и обеспечивал работоспособность в большом климатическом диапазоне.

2. Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формули­ровки. Определить второстепенные задачи и аналогичные задачи.

Создать принтер с удобным управлением и небольшим размером с возможностью разложить его для печати больших форматов

3. Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предположения.

Прибор получиться весьма дорогостоящий

Кто еще решил эту проблему? Чего он добился?

Retractable Printer – раскладной принтер от Lexmarx – почти добились похожего результата, но можно еше работать в этом направлении и добиться лучших результатов, а идея с голосовым управлением и оповещением не где не была замечена.

4. Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналогии.

Биологический принтер – копирует живые организмы.

Экономически очень выгодно использовать непосредственную подачу чернил. В будущем возможно появление молекулярных принтеров – высокого (молекулярного) разрешения.

      Построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую и другие модели (они точнее выражают идею, чем аналогии).

Математический принтер – принтер только в расчетах (в проекте). Гидравлический принтер – работающий за счет гидравлики (нерационален). Электронная модель – использовать вместо чернил электрические разряды. Механические модели – модели прошлого (печатные механические машинки). Магнитная модель – применяется для валов в лазерных принтерах (полностью магнитной модели не производили и рациональна такая модель может быть в космосе)

      Попробовать различные виды материалов и энергии:

Газовый принтер – неподходящее.

Жидкий принтер – неподходящее.

Принтер твердых тел – существует.

Принтер гель – неподходящее.

Принтер пены – неподходящее.

Принтер пасты – неплохая идея (использовать пасты вместо красок).

Тепло принтер – неподходящее.

Магнитный принтер – неподходящее.

Световой принтер – неподходящее.

Противоударный принтер – неплохая идея (дороговизна).

Продуктовый принтер – неплохая идея (копировать продукты).

Лазерный принтер – существует.

Стеклянный принтер – неплохая идея.

Метровый принтер – существует (большие принтеры).

Сантиметровый принтер – неподходящее.

Мраморный принтер – неподходящее (дороговизна).

Песочный принтер – неподходящее.

Ледяной принтер – неподходящее.

Принтер в огне – неподходящее.

Принтер в воде – неподходящее.

Принтер в холоде – неподходяще.

7. Установить варианты, зависимости, возможные связи, логи­ческие совпадения.

Принтер зависит от ряда вариантов необходимых для работы: струйный, лазерный, матричный.

Тип печати: цветной, черно-белой.

Максимальный формат печати: А4, А3, А2, А1, А0.

Максимальное разрешение печати: 5760x1440 dpi, 6450х2340 dpi, и т. д.

Скорость печати: 33 стр/мин, 15 стр/мин, и т. д.

8. Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей.

По мнению людей – главным в принтерах является быстрый расход краски. Для многих это главное! Выбирают сейчас принтер по стоимости катриджей.

9. Устроить сумбурное групповое обсуждение, выслушивая все и каждую идею без критики.

У многих идея улучшения принтера – поставить систему непосредственной подачи чернил.

10. Попробовать «национальные» решения: хитрое шотланд­ское, всеобъемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китайское и т. д.

Шотландское решение – красивый дизайн и корпус.

Немецкое решение – большое разрешение и скорость.

Американское решение – уменьшение размеров, увеличение функций.

Китайское решение – уменьшение стоимости.

Российское решение – установка Китайских систем непосредственной подачи чернил.

11. Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, ехать, пить, есть, играть в теннис- все с ней.

Сделать непосредственную подачу чернил.

12. Бродить среди стимулирующей обстановки (свалка лома, технические музеи, магазины дешевых вещей), пробегать журна­лы, комиксы.

Размер, формат и расходные матерьялы – главное для улудшения.

13. Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов ма­териалов и т. д. разных решений проблемы или ее частей, искать проблемы в решениях или новые комбинации.

Цены на 2014г.

14. Определить идеальное решение, разрабатывать возможные.

Поставить систему непосредственной подачи чернил.

15. Видоизменить решение проблемы с точки зрения времени (скорее или медленнее), размеров, вязкости и т. п.

В будущем должны быть универсальные принтеры использующие для расходных материалов все виды чернил и бумаг.

16. В воображении залезть внутрь механизма.

Точный механизм - недопускающий никаких внешних вмешательств

17. Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определенное звено из цепи и, таким образом, создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от нужного решения.

Проблема в специальном создании таких дорогих катриджей и установки в нутрии их все более мощных процессоров отслеживающих расход чернил. Тем самым вынуждая покупать новые принтеры.

18. Чья это проблема? Почему его?

Проблема в негласном объединении фирм создающих монополию на рынке принтеров.

19. Кто придумал это первый? История вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы имели место?

Непрерывная подача (Continuous Ink Jet) - подача красителя во время печати происходит непрерывно, факт попадания красителя на запечатываемую поверхность определяется модулятором потока красителя (утверждается, что патент на данный способ печати выдан Вильяму Томпсону (William Thomson) в 1867 году.

20. Кто еще решил эту проблему? Чего он добился?

В технической реализации такой печатающей головки в сопло под давлением подаётся краситель, который на выходе из сопла разбивается на последовательность микрокапель (объёмом нескольких десятков пиколитров), которым дополнительно сообщается электрический заряд. Разбиение потока красителя на капли происходит расположенным на сопле пьезокристаллом, на котором формируется акустическая волна (частотой в десятки килогерц). Отклонение потока капель производится электростатической отклоняющей системой (дефлектором). Те капли красителя, которые не должны попасть на запечатываемую поверхность, собираются в сборник красителя и, как правило, возвращаются обратно в основной резервуар с красителем. Первый струйный принтер, изготовленный с использованием данного способа подачи красителя, выпустила Siemens в 1951 году.

21. Определить общепринятые граничные условия и причины их установления.

Границы на ограниченное использование принтеров определяют крупнейшие фирмы: CANON, EPSON, HP, XEROX и т.д.

Системное решение проблем Лапыгин Юрий Николаевич

14.7. Метод гирлянд ассоциаций

Если идея с самого начала не абсурдна, то у нее нет никакой надежды.

Альберт Эйнштейн

Метод гирлянд ассоциаций и метафор представляет собой развитие метода фокальных объектов и включает процедуры, отраженные на рис. 14.8.

Вначале дается определение синонимов объекта, в результате которого образуется гирлянда синонимов (например: стол – парта – бюро – пюпитр…). Затем происходит выбор случайных существительных, при помощи которых генерируется гирлянда этих существительных (например: карандаш – окно – пол – лампа…).

Осуществляется комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных. Причем некоторые из комбинаций представляют идеи для решения задачи (например, стол как карандаш – стол в виде окна – стол, совмещенный с полом, – стол в виде лампы…).

Далее составляется список признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды случайных существительных, что позволяет сформировать гирлянду признаков, например: карандаш деревянный – музыкальный – цветной – …; окно пластиковое – прозрачное – голубое – …. Затем осуществляется комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд признаков, в результате чего могут появиться идеи по решению проблемы, например: стол деревянный (в виде дерева), музыкальный (с встроенным плейером), цветной (меняющий цвет в зависимости от времени суток или освещенности помещения).

Для генерирования гирлянд свободных ассоциаций исходным моментом служит каждый элемент гирлянды признаков. Количество гирлянд свободных ассоциаций равно числу элементов гирлянд признаков. А сами гирлянды образуются при помощи многократной постановки вопроса «О чем напоминает слово…?». Ответ на вопрос, полученный на основе ассоциации, представляет собой новый элемент гирлянды, который является исходным для повторной постановки вопроса. Например: «О чем напоминает слово «зеленый»?» – «О траве». – «О чем напоминает трава?» – «О поле». – «О чем напоминает поле?» – «О холоде». И т. д. Гирлянда ассоциаций содержит слова «трава», «поле», «холод».

Комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд свободных ассоциаций позволяет получить новые варианты решения проблемы.

Необходимость продолжения ассоциаций определяется по результатам анализа всех полученных вариантов решений. Если решений достаточно, то осуществляется выбор оптимального варианта. В противном случае генерируются вторичные гирлянды, элементы которых комбинируются с элементами гирлянды синонимов, в результате чего возникают новые идеи.

В любом случае необходимо осуществить классификацию всех идей на нерациональные (непригодные, плохие), полурациональные (привлекательные), рациональные (хорошие). Нерациональные идеи отбрасываются, рациональные образуют ядро для выбора оптимального варианта, а полурациональные (которые чем-то привлекательны, но имеют видимые недостатки) снова анализируются, после чего включаются в список нерациональных или рациональных.

Из книги Черный PR. Защита и нападение в бизнесе и не только автора Вуйма Антон

Из книги Рекламный текст. Методика составления и оформления автора Бердышев Сергей Николаевич

Из книги Практика рекламного текста автора Назайкин Александр

Приложение Рабочий словарик ассоциаций (Составлен по «Словарю ассоциативных норм русского языка» и электронному ресурсу www.busbook.narod.ru) БАБУШКА: сильные ассоциации – дедушка, старая, старенькая, добрая, моя, старушка, хорошая, внучка, милая; средние ассоциации – седая,

Из книги iПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса автора Галло Кармин

Из книги Инструменты McKinsey. Лучшая практика решения бизнес-проблем автора Фрига Пол

Метод Кавасаки Джобс использует сценический реквизит на каждом выступлении, обычно во время демонстраций. В книге «Путь Macintosh» («The Macintosh Way») Гай Кавасаки пишет, что мастера коммуникаций всегда организуют хорошие демонстрации. «Хорошая демонстрация стоит не очень

Из книги Маркетинг: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Метод McKinsey Модель обслуживания клиентов McKinsey ориентируется на отношения, а решающий фактор удержания клиентов – оправдать и превзойти их ожидания. Рассмотрим, как Фирма этого добивается. Тщательно планируйте внедрение рекомендаций. McKinsey понадобилось немало времени,

Из книги Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии автора Прает Дуглас Ван

Метод McKinsey Маккинзиевцы охотно рассказывали о том, как они шли по тернистому пути к успеху в Фирме. Найдите себе наставника. Воспользуйтесь опытом других – найдите среди старших сотрудников организации человека, который сможет быть вашим наставником. Даже если в вашей

Из книги Системное решение проблем автора Лапыгин Юрий Николаевич

Метод McKinsey Маккинзиевцы часто жалуются, что у них нет времени на личную жизнь. Но все равно они смогли предложить две рекомендации на эту тему. Как относиться к командировкам. В современном бизнесе не обойтись без поездок. Попытайтесь увидеть в командировках интересные

Для изложения данного метода сначала будет представлен его алгоритм в словесном выражении, а дальше будет обстоятельно выложен пример.

ПЕРВЫЙ ШАГ. Определение синонимов объекта.

ВТОРОЙ ШАГ. Выбор случайных объектов.

ТРЕТИЙ ШАГ. Составления комбинаций из элементов гирлянды, синонимов объекта и элементов гирлянды случайных объектов.

Комбинации состоят из двух элементов путем попытки объединения каждого синонима рассмотренного объекта с каждым случайным объектом.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ. Составление перечня признаков случайных объектов.

Определяются признаки случайно избранных объектов с возможно большим количеством признаков в течение ограниченного времени (2‑ 3 минуты). Успех поиска в значительной мере зависит от широты охватывания признаков случайных объектов, поэтому целесообразно применять как основные, так и второстепенные признаки. Для удобства складывается таблица признаков, в одном столбце которой отмеченные случайные объекты, а в другом (напротив) – признаки этих случайных объектов.

ПЯТЫЙ ШАГ. Генерация идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно избранных объектов.

ШЕСТОЙ ШАГ. Генерация гирлянд ассоциаций. В порядке очереди из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируют свободную ассоциацию, потом к ней генерируют свободную ассоциацию и т.д. Таким образом, получаем гирлянды свободных ассоциаций. Для каждого из отдельных признаков они могут быть практически неограниченно длинными, поэтому генерацию стоит ограничить по времени или количеством элементов гирлянды. Если генерация гирлянд ассоциаций проводится коллективно, то каждый член коллектива занимается этим самостоятельно.

СЕДЬМОЙ ШАГ. Генерация новых идей. К элементам гирлянд синонимов технического объекта пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций.

ВОСЬМОЙ ШАГ. Выбор альтернативы. На этом шаге решается вопрос – продолжать генерацию гирлянд ассоциаций или их уже достаточно для отбора полезных идей. Если по предыдущей оценке таких идей имело, можно продолжить создание гирлянд ассоциаций, начиная с какого-либо нового элемента гирлянд, созданных на шестом шаге, и действуя подобным же образом.



ДЕВЯТЫЙ ШАГ. Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Среди множества нерациональных, тривиальных и даже бессмысленных идей, как правило, всегда находятся оригинальные и рациональные. Если в течение короткого времени можно найти несколько десятков вариантов решения, то вполне удовлетворит положение, при котором хотя бы 5-6 вариантов окажутся рациональными.

ДЕСЯТЫЙ ШАГ. Выбор оптимального варианта.

Пример использования метода

Для демонстрации метода гирлянд поставим задачу расширения ассортимента часового завода, поэтому возьмем для модернизации такой объект как часы.

1. На первом шаге мы получим гирлянду синонимов слова часы: часы – будильник – секундомер – хронометр.

2. На втором шаге выберем пять случайных объектов, используя для этого орфографический словарь и генератор случайных чисел. Генератор чисел выдает группу из трех чисел, которые определяют страницу, номер столбца и номер слова в столбце. При проведении эксперимента вышла следующая пятерка слов: кассета, подснежник, транспарант, постель, фетр.

3. На третьем шаге получаем следующую комбинацию синонимов и случайных объектов: часы с кассетой, часы с подснежником, часы на транспаранте, часы в постели, часы в фетре, будильник с кассетой, будильник для постели, будильник с фетром, секундомер с кассетой и т.д.

4. На четвертом шаге получим таблицу случайных объектов и их признаков:

5. Комбинируя предмет, который модернизируем, и его синонимы с признаками случайных объектов получаем: пластмассовые часы, хрупкий будильник, голубые часы, музыкальные часы, маленькие часы, будильник с запахом, большие часы, тяжелый будильник, красочный секундомер, чистые часы, мягкий будильник, теплые часы, широкий секундомер, теплый секундомер, густые часы, колючий будильник и т.д.

На данном шаге будем генерировать гирлянды свободных ассоциаций, основой которых будут признаки случайных объектов:

6. Синтезируя гирлянду ассоциаций и синонимы предмета, который модернизируем, получим следующие комбинации: часы в ручке, огненные часы, стеклянные часы, водные часы, солнечные часы, часы в парфюмериях, женские часы, цветные часы, спортивные часы, призовые часы, стеклянный будильник, водный будильник, призовой будильник, водный секундомер, компьютерный секундомер и т.д.

7. На данном шаге решаем не продолжать процесс генерации идей, потому что их уже достаточно.

8. Выбирая из множества идей только рациональные и отсевая те решения, которые уже воплощены в жизнь (будильник с кассетой, часы с музыкой, женской часы, подводной часы, спортивной часы, часы в ручке и т.д.), получим следующие комбинации: будильник с запахом, часы в парфюмериях, теплые часы, призовые часы .

На последнем этапе выбор решений должны делать "представители производства".

Изложения данного метода начнём с представления его алгоритма в словесном выражении, ну, а далее будет подробно изложен пример.

АЛГОРИТМ

ПЕРВЫЙ ШАГ. Определение синонимов объекта.

ВТОРОЙ ШАГ. Выбор случайных объектов.

ТРЕТИЙ ШАГ. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов объекта и элементов гирлянды случайных объектов.

Комбинации составляются из двух элементов путем попытки объединения каждого синонима рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом .

ЧЕТВЁРТЫЙ ШАГ Определяются признаки случайно выбранных объектов с возможно большим количеством признаков в течение ограниченного времени (2-3 мин.). Успех поиска в значительной мере зависит от широты охвата признаков случайных объектов, поэтому целесообразно перечислять как основные, так и второстепенные признаки. Для удобства составляется таблица признаков, в одном столбце которой указаны по порядку случайные объекты, а в другом (напротив) - признаки этих случайных объектов.

ПЯТЫЙ ШАГ. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов .

ШЕСТОЙ ШАГ. Генерирование гирлянд ассоциаций.

Поочередно из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируют гирлянды свободных ассоциаций. Для каждого из отдельных признаков они могут быть практически неограниченной длинны, поэтому генерирование следует ограничить по времени или количеству элементов гирлянды.

Если генерирование гирлянд ассоциаций проводится коллективно, то каждый член коллектива занимается этим самостоятельно.

СЕДЬМОЙ ШАГ. Генерирование новых идей. К элементам гирлянд синонимов технического объекта пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций.

ВОСЬМОЙ ШАГ. Выбор альтернативы.

На этом шаге решается вопрос - продолжать генерирование гирлянд ассоциаций или их уже достаточно для отбора полезных идей. Если по предварительной оценке таких идей мало, можно продолжить создание гирлянд ассоциаций, начиная с какого-нибудь нового элемента гирлянд, созданных на шестом шаге и действуя подобным же образом.

ДЕВЯТЫЙ ШАГ. Оценка и выбор рациональных вариантов идей.

Среди множества нерациональных, тривиальных и даже нелепых идей, как правило, всегда находятся оригинальные и рациональные. Если в течение короткого времени можно найти несколько десятков вариантов решения, то вполне удовлетворит положение, при котором хотя бы 5-6 вариантов окажутся рациональными.

ДЕСЯТЫЙ ШАГ. Выбор оптимального варианта.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

От греч. heurískō - отыскиваю, открываю, нахожу.

Философский словарь, Сократические беседы; см. Майевтика .

Советский энциклопедический словарь

Советский энциклопедический словарь