Метод фокальных объектов случайные объекты. Метод фокальных объектов (МФО) (Интуитивный метод поиска решений) Применяется на стадии поиска направлений решения задачи

Метод фокальных объектов (МФО) был предложен американцем Ч. Вайтингом. Он основан на анализе случайных объектов и их случайных признаков . Слово «фокальный» в названии метода означает, что объект находится в фокусе внимания, рассматривается и анализируется.

Смысл данного метода заключается в перенесении признаков нескольких случайно выбранных объектов на определенный объект . В результате получаются необычные сочетания, которые позволяют преодолеть психологическую инерцию, а также творческие барьеры.

Этапы метода фокальных объектов:

  • 1. Анализ всех условий задачи, определение недостатков исходного объекта.
  • 2. Выбор нескольких случайных предметов, не имеющих прямого отношения к задаче
  • 3. Определение и запись в таблицу 6-10 признаков случайных предметов.
  • 4. Генерация новых решений путем соединения признаков случайных предметов с исходным объектом, доработка и анализ полученных решений.
  • 5. Оценка найденных решений и выбор лучшего из них, отвечающего условиям задачи.

Рассмотрим действия данного метода на конкретном примере.

Выбранный объект для анализа - наручные часы. Целью применения метода является расширение ассортимента продукции завода для увеличения спроса.

Производится выбор 3-4 произвольных (наугад из словаря, технического журнала, книги) объектов (не обязательно технических). Например, лист, катер, клетка, сетка.

Следующий шаг - составление признаков случайных объектов, представленных в таблице 3.

Таблица 3.

Анализ методом фокальных объектов.

Признаки объекта

Широкий, узкий, плоский, пространственный, цветной, упругий, резной, бумажный, металлический, пластмассовый, яркий, однолетний, многолетний

Скороходный, самоходный, управляемый (изнутри, извне), нетонущий, сигнальный, морской, спасательный

Самоорганизующаяся, самонастраивающаяся, неэнергоемкая, живая, закодированная, растущая, биологическая, матричная, для зверей, с циклами жизнедеятельности

Плетеная, прочная, заградительная, игровая, звукопоглощающая, фильтрующая, арматурная, координатная, цифровая, настроечная, складная

Следующий этап - генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов. Для наглядности информация представлена в таблице 4.

Таблица 4.

Генерирование идей методом фокальных объектов

После чего происходит развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций. Рассмотрим ассоциации: часы цветные, нетонущие, складные, самонастраивающиеся. Могут применяться в морских условиях; самонастраиваются на волну спутников связи; могут быть использованы в аварийных ситуациях с целью спасательных работ. Вместе с тем удобны и компактны.

Заключительный этап - оценка полученных идей и отбор полезных решений. Здесь серьезно и профессионально могут быть обсуждены и выбраны несколько хороших вариантов решений, имеющих свои достоинства в разных условиях применения.

Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно, объектов. Отсюда другое название – метод случайных объектов . Отправные точки техники – ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения.

Впервые метод предложил профессор Берлинского университета Ф. Кунце в 1926 г. , назвав его «методом каталога ». Позже его исследованиями заинтересовался американский ученый Ч. Вайтинг , который в 1958 г. впервые применил термин «фокальные объекты », имея в виду, что совершенствуемый объект лежит в фокусе переноса характеристик . Кстати, подобную технологию предлагает и специалист в области латерального мышления Эдвард де Боно, называя её «случайное слово».

План действий

Теоретической основой МФО является алгоритм из 6 шагов, выполняемых последовательно. Это:

  1. Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать.
  2. Выбираем случайные объекты (3-5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).
  3. Определение и запись в таблицу 6-10 признаков случайных предметов.
  4. Генерация (выработка) новых технических решений путем соединения признаков случайных предметов с исходным объектом.
  5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.
  6. Оценка найденных решений и выбор лучшего из них, отвечающего условиям задачи.

Результат

Списки идей и предложений по новым модификациям объекта.

Достоинства

Метод был предложен как средство преодоления инертности мышления, активизации способности генерировать новые идеи и находить инновационные решения. Перенос на исследуемый объект свойств других объектов, никак не связанных с исходным, нередко дает сильные ответы, поскольку позволяет взглянуть на условия под иным, неочевидным углом. При этом техника применения проста и инвариантна. Ещё одним преимуществом МФО считается содействие развитию ассоциативного мышления.

Недостатки

Применяя метод, нет никакой гарантии, что вы получите сильное решение. Также слабыми сторонами являются непригодность в работе со сложными техническими задачами и отсутствие чёткости при выборе критериев оценки получаемых идей.

Пример применения МФО

Объект — кастрюля (фокальный объект). Цель — расширение ассортимента выпускаемых на предприятиях кастрюль, повышение спроса на эту продукцию.

Случайные объекты: дерево, лампа, кошка, сигарета .

Признаки случайных объектов:
Дерево — высокое, зеленое, голое, срубленное, спревшее, чахлое, железное, хлебное, пробковое, с толстой корой, с корнями, раскидистое, колючее.
Лампа — электрическая, светящаяся, настольная, электронная, разбитая, паяльная, керосиновая, газовая, волшебная, матовая, цветная.
Кошка — живая, игривая, пушистая, сибирская, царапающаяся, голодная, злая, полосатая, нюхающая, мяукающая, дикая, домашняя.
Сигарета — дымящаяся, вредная, с фильтром, с опиумом, смятая, брошенная, отсыревшая, горящая.

4) Присоединяем к кастрюле признаки дерева: высокая кастрюля, хлебная кастрюля, кастрюля с корнями, кастрюля с колючками; лампы: электрическая кастрюля, разбитая кастрюля, волшебная кастрюля, светящаяся кастрюля; кошки:
нюхающая кастрюля, мяукающая кастрюля; сигареты: дымящаяся кастрюля, кастрюля с фильтром.

5) Развиваем полученные идеи: кастрюля с корнями — кастрюля с вделанной в нее теплоизолирующей прокладкой ; разбитая кастрюля – кастрюля, разбитая на секции, в которой можно одновременно готовить несколько блюд ; нюхающая кастрюля — кастрюля с индикатором , определяющим подгорание пищи; мяукающая кастрюля — подающая сигнал об окончании варки и т.д.

можно применить этот метод в конкретных случаях.

Педагогика. Метод фокальных объектов используется в целях развития у детей дошкольного возраста (3-7 лет) воображения, речи, фантазии. Для этого созданы различные игры: от простых, где нужно постараться объединить свойства разных объектов и нарисовать что получилось, до более сложных игр «Изобретатели», «Фантастические животные».

Игра «Изобретатели» - нужно придумывать новые строения, транспортные средства, технику, продукты, одежду. В общем, все, что придет в голову. Здесь уже нет рамок жизнеспособности проекта и можно не ограничивать свою фантазию. Например, возьмем слово стол. К нему подобрались слова кот, лицо, слива.

Кот бывает пушистый, мурлыкающий, игривый, голодный, сонный, теплый. Тут же возникает гениальное решение - изобрести стол, полностью покрытый мехом, со встроенной «мурчалкой» и подогревом. И… поставить такие столы вместо задних парт в классе, чтобы там можно было поспать или просто отдохнуть. Конечно, учителя будут недовольны… Значит, надо поставить такой стол и учителю, чтобы он тоже спал на уроках. И тогда все будут счастливы.

Игра «Фантастические животные». В нее можно играть на словах, а можно и рисовать, если речь идет о каких-то качествах внешности. К примеру, лошадь может обзавестись павлиньими перьями вместо хвоста, курица научится петь как соловей, а рыба - отрастить ноги. Животным нужно дать названия - например, «павлошадь», «куровей» и «рыбоног». Описать, где они живут, чем питаются, как общаются с сородичами, придумать истории из их жизни.

Эти веселые игры не просто развивают творческое мышление, они очень интересны и любимы детьми.

Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект.
При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д. Они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет ИНОГДА. Например: трактор — застрявший, ветер — завывающий, лампочка — вспыхнувшая, забор — грязный, покосившийся, кошка — голодная, цветок — дырявый.
Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального объекта установите цель его усовершенствования — это будет критерием, по которому потом будут отбираться идеи.
Необходимо выписать все варианты полученных сочетаний, соединив их в читаемое словосочетание. Например, если фокальный объект — будильник, то надо выписать ВСЕ варианты — голодный будильник, покосившийся будильник и т.д. и рассматривать любые ассоциации, которые возникнут.

Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

В центре внимания многих авторов стоит развитие познавательной деятельности детей, умственных способностей . Все большее место в решении этой задачи занимает технология Г.С. Альтшуллера ТРИЗ . Главная идея теории состоит в том, то технические решения возникают и развиваются не как попало, а по определенным законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач.

Технология в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где возникла и стала развиваться вторая часть ТРИЗ творческая педагогика. В детский сад ТРИЗ пришла в 1987 г. Цель технологии ТРИЗ - развитие у детей гибкого, нестандартного, диалектического мышления, изобретательской смекалки, творческого воображения. Главное не просто развивать фантазию, а научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по становлению у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои проблемы. Исходным положением технологии по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Кроме того, она опирается на положение Л.С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. Тризовская технология подбор коллективных игр и занятий, где используются методы и приемы, разработанные еще М.В. Ломоносовым, Ф. Кунцем, Ч. Вайтингом, адаптированные к работе с детьми В.Ф. Богат, А.М. Страунинг, М.Н. Шустерманом и др. .

Методы и приемы технологии ТРИЗ

Метод фокальных объектов;

- «тайна двойного» или выявление противоречивости в объекте;

Решение сказочных задач и придумывание новых сказок;

- «метод маленьких человечков» и др.

Технология ТРИЗ рекомендует беседы с детьми на исторические темы (история изобретения колеса, карандаша, и т.п.). Рассматривание объекта в его временном разнообразии позволяет понять причину постоянных совершенствований, дополнений. Дети начинают понимать, что изобретать это значит решать противоречия . Технология ТРИЗ успешно применяется и на прогулках детьми. Используются приемы, активизирующие детскую Фантазию: оживление, динамизация, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объектов. О чем спорит ветер с солнцем? Давайте оживим ветер. его мама? Кто его друзья?



Характеристика методов и приемов технологий

Метод фокальных объектов.

Термин фокальный используются для объекта, находящегося в фокусе, в центре внимания. Данный метод позволяет ставить следующие задачи:

Придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта;

Познакомить детей с чем-то новым или закрепить ране полученные знания, рассматривая предмет с необычной стороны;

Составить рассказ или сказку о рассматриваемом объект используя найденные определения;

Проанализировать художественное произведение или картину

В рамках методов фокальных объектов можно проводить различные занятия с детьми в разных возрастных группах детского сада.

Пример1: Занятие «Ознакомление с кошкой» (средняя группа)

Воспитатель. Учился в школе волшебников лентяй. Он баловался на занятиях, не слушал объяснений учителя. Как-то раз ему предложили домашнее задание сделать сказочную, необычную кошку. А как сделать он не слышал. Пришел домой и стал думать: из чего сделать кошку? Взял свою любимую тарелку (показывает детям фарфоровую тарелку), положил ее в кастрюлю с мотором и думает: что бы еще туда положить?

Воспитатель. Как вы думаете, что можно еще положить в кастрюлю?

Дети . Дети называют любой предмет (или несколько предметов) подбирают к нему определения.

Воспитатель. Закрыл лентяй крышку, включил мотор. Все перемешалось кастрюле. Выключил мотор, открыл крышку и видит совсем обыкновенных кошек, но они... Как вы думаете, какие они,

Дети . Объединяя определения придуманных предметов со словом кошка, дети называют, какими свойствами должна обладать эта реальная кошка. Например, фарфоровая кошка, статуэтка, игрушка.

Воспитатель. Долго лентяй любовался на своих кошек. Но вдруг вспомнил, что нужно сделать необычных кошек. Снова закрыл о крышку своей кастрюли, включил мотор и произнес волшебные слова. Открывает кастрюлю, а там... Как вы думаете, какие кошки на этот раз были в кастрюле?

Дети . Дети придумывают сказочных кошек, называют их качества отталкиваясь от полученных словосочетаний. Рассматривая или изменяя какой-то объект, например яблоко, дети произвольно выбирают другой предмет (или два-три), не имеющий к нему отношения. Для такого выбора предлагаются картинки, игрушки. Когда предмет выбран ему нужно дать 5-10 определений. Например, выбран пингвин. Какой пингвин? Бегущий, летящий, прыгающий, смеющий, плавающий, заботливый. Подобранные определения подставляются к предмету, находящемуся в фокусе, яблоко и рассматриваются полученные словосочетания: прыгающее яблоко, летающее яблоко, бегущее яблоко, плавающее яблоко заботливое яблоко. Затем в понятие яблоко вводятся элементы, которые ему не свойственны. Летающее яблоко ему нужны крылья, или надуть его как шар, яблоко внутри пустое, осталась одна кожура, он легко, может летать. Бегущее яблоко - у него выросли ножки. Смеющееся яблоко - у него должны быть рот и глаза.

Пример 2. Рассматривание картин и составление описательных рассказов

Воспитатель. Выставляется картина «Собака щенятами» (из серии картин по развитию речи В.В. Гербовой). Сначала детям предлагают подобрать слова-помощники, которые подскажут, как рассказать о картине.

Дети . Затем нужно рассмотреть картину по наводящим вопросам воспитателя и, отвечая на них, использовать найденные определения.

Лев сильный, огромный, грозный, рыжий, пушистый, рычащий/пугающий, быстрый, ловкий,

крадущийся.

Свитер - новый, любимый, пушистый, колючий, легкий разноцветный.

Воспитатель . Кто на картине сильный, огромный?

Дети. Собака,

Воспитатель. А чем еще она похожа на льва?

Дет и. Она рыжая, пушистая и т.д.

В о с п и т а т е л ь. А кто на картине быстрый, ловкий?

Дети отвечают, затем самостоятельно дают описание картины, используя найденные определения.

Дети. Огромная, рыжая, пушистая собака лежала около конуры на траве. Рядом с ней лежал маленький

пушистый ребенок, ее любимый сыночек. Перед собакой и щенком стояла тарелка с едой.

2. Педагогический поиск. Это основное средство работы с детьми. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Если ребенок о чем-то спрашивает, не надо тут же отвечать ему. Наоборот, следует спросить, что он сам об этом думает, пригласить его к рассуждению и наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же он не задает вопроса, педагог должен указать на противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой-то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. Например, давая детям знания о свойствах дерева, воспитатель может начать с вопроса: «Что было бы, если на Земле не было бы деревьев?» Дети предлагают варианты своих суждений. Затем спросить: «Чем же полезно дерево?» Опять спектр ответов, в которых могут повторяться, но вместе с тем раскрываться и новые свойства и качества деревьев. Цепочка вопросов продолжается: «Если дерево так полезно, ли из него можно сделать столько вещей, зачем человек пучился добывать металл, изобрел пластмассу? Какие свойства дерева не нравились человеку? Чем дерево неудобно? люди выращивают лес и создают парки? Качества всех деревьев одинаковые или отличаются? Чем могут лечиться деревья? Какие предметы из дерева можно назвать?» Затем проводятся опыты, во время которых выясняются свойства дерева: тонет или не тонет в воде; горит - не горит; пропускает воду или нет; окрашивается или нет и др. Таким образом, занятия проводятся как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования дерева как вещества и дают понять, что дерево можно заменять другими материалами, которые используются при изготовлении посуды, мебели.

3. «Тайна двойного», или выявление противоречий . Противоречия ищутся в объекте, явлении.

Солнце - это хорошо, потому что светит, греет, радует. Но солнце это и плохо, потому что сушит, жжет, испепеляет. Начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного». Воспитатель должен всегда побуждать его находить противоречия в том или ином явлении. От противоречий не следует уходить, надо научиться их разрешать.

4. Разрешение противоречий . Для этого существует целая система игровых и сказочных задач. Г.С. Альтшуллер выявил 40 принципов разрешения противоречий. Перечитав многие народные и авторские сказки, мы обнаружили, что сказочные герои успешно пользовались ими при разрешении противоречий. Сделай заранее. Заранее выполняется требуемое изменение объекта. Отправляясь в дальнюю дорогу, герои разматывают ниточку клубка, разбрасывают камешки, которые потом помогут им вернуться. Обратить вред в пользу. Используются отрицательные факторы для получения положительного эффекта. В сказке братьев Гримм «Три пряхи» отрицательный фактор - уродства трех тетушек (отвисшая губа, длинный палец, огромная нога) избавили главную героиню от нелюбимой работы (положительный результат). Объединение разъединение. Ивану-царевичу и Серому Волку удалось найти молодильные яблоки только потому, что они действовали вместе, т.е. успешно объединили, согласовали свои усилия.

5. Прием копирования. Вместо настоящего объекта используется его оптическая копия. Чтобы поймать сбежавшую Людмилу, Черномор превращается в Руслана и легко добивается цели. А в «Молодильных яблоках» такой прием использует Волк, когда превращается сначала в коня, а затем царевича. Принцип дробления. Состоит в разделении объекта на независимые части. Мультфильм «Возвращение Капитошки» отлично иллюстрирует его. Капитошка рассыпался на мелкие брызги, чтобы спастись от злой тетки Волчихи, а затем снова соединился. Принцип матрешки. Основан на расположении одного предмета внутри другого. Кощей Бессмертный прячет свою смерть на кончике иглы, иглу - в яйце, яйцо - в утке, утку - в селезне, селезня - в хрустальном ларце. Принцип изменения окраски. Состоит в изменении окраски объекта или внешней среды, степени прозрачности. В мультфильме «Осьминожки» с помощью этого принципа маленькие плутишки решили массу противоречий/Например, как играть и не мыться одновременно. Для этого они просили более чистоплотного братишку поменять цвет и помыться сколько раз. А как спрятаться от папы, никуда не прячась? Для этого достаточно перекраситься в цвет ковра. Разрешение противоречий во времени. В сказке С.Я. «Двенадцать месяцев» одни месяцы появляются на новогодней поляне раньше своего срока, а другие - значительно позже. Принцип изменения агрегатного состояния. Объект переходит в другое агрегатное состояние, и от этого меняются свойства. Сердце Кая из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» превратилось в льдинку и изменило свои свойства: вместо доброго стало злым. Принцип посредника. Для выполнения действия используется промежуточный объект-переносчик. В сказке «Златовласка» муха-посредник помогла Ирижику отыскать среди шестнадцати принцесс Златовласку.

6 . Метод мозгового штурма. Он также способствует развитию познавательной деятельности. Вот так происходит мозговой штурм в старшей группе. Формирование цели занятия. Придумать новую мебель для кукол. Объявление проблемы. Мебель для кукол есть, но она очень большая, в группе для нее недостаточно места, необходима мебель небольшого размера, но тогда не поместятся все куклы. Противоречие: мебель для кукол должна быть большой, чтобы в ней помещались куклы, и в то же время должна быть маленькой, чтобы она сама помещалась в игровом уголке. Формирование ограничений. Использовать имеющийся материал для изготовления мебели; ограниченный ее размер. Сообщение воспитателя и детей о традиционном решении. Мебель бывает складная (раскладушка), раздвижная (полка, кресло-кровать и т.п.). Выявление элементов, подлежащих улучшению. Ножки и спинки у кровати и стульев; ножки у стола; высота и ширина шкафа и т.п. Выдвижение идей. Сделать: ножки складные, выкручивающиеся; кровать без ножек; столы и стулья раздвижные; мебель многоярусную, складную; в шкаф можно вкладывать кухонный стол, в стол тумбочку, в тумбочку полку, в полку стол и т.д.

7.Анализ выдвинутых идей. Отбор решений, встречающихся в художественной литературе. Гамак в «Золотом ключике», скорлупка грецкого ореха постель для Дюймовочки, отсутствие мебели у «Бременских

музыкантов». Отбор оригинальных решений, которые можно реализовать с детьми. Каждый вариант анализируется с разных сторон, выясняются качества хорошие и плохие, лучшие для данного момента. Практическое выполнение. Дети решают, что каждый из них будет делать на занятии по труду. Обсуждаются этапы коллективной работы. Итог. Из куска ткани дети сделали гамак, закрепляющийся на шкафах; стулья-подушки; шкаф-подушка для хранения кукольных вещей; постель-мех, ковер, теплая одежда; кровать перевернутый стол или сдвинутые стулья. Вся мебель разместилась в кузове грузовика. Развивать познавательную деятельность можно с использованием и задач на развитие воображения: сочинение сказок, продолжение известных сказок, «салат» из сказок, творческих заданий, занятий.

Например, «Каменное занятие». Камень выполняет роль ведущего и знакомит детей со способами

обработки и использования камней. Детям рассказывают, где и как используется камень. Затем предлагают пофантазировать: «Если все вокруг станет каменным, как они будут жить, чем питаться...».

«Сердечное занятие». В теплой, доброжелательной обстановке раскрыть природу такого нравственного качества, как сердечность, сердечное отношение к старшим, старикам, близким людям; сердечные тайны; любовь двух сердец. Затем предлагают детям как бы поговорить со своим сердцем, расспросить, что ему нужно для хорошей работы. «Дырявая прогулка». Путешествие в дырку в земле, знакомство с ее обитателями: насекомыми, корнями растений. Космическая прогулка через дырку в небе, прогулка по Млечному Пути. Прогулка по дереву, вхождение в дупло. «Дырка» на теле человека (ухо, нос, рот). Изучение человека - путешествие по его организму. «Вареная прогулка». В борщ к овощам, знакомство с ними. На стройку (кто такой сварщик, каковы свойства металла). Прогулка капельки воды, которая из тучи попадает сначала в реку, потом в водопровод, а потом в кастрюлю на плите. «Ледяная прогулка». На замерзшую реку (что произошло с рекой и ее жителями). На ледяную горку, в ледяной городок. Встреча с Ледяной королевой (соревнования или путешествие в ее царстве).

8. Использование аналогии. Особый вид работы по технологии ТРИЗ решение сказочных задач и

придумывание новых сказок с помощью специальных методов, в том числе аналогий.

Например, детям предлагают спасти колобка от лисы, выручить семерых козлят, самому спастись от Бабы Яги, придумать сказку о том, как вместо большой-пребольшой репка выросла маленькой-премаленькой и т.д. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности игровую, речевую* рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д. Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратился в кустик? О чем шепчутся твои листочки?» «Представь себя на месте божьей коровки. Для чего ты живешь? Кто твои друзья? Что ты любишь есть?»

8.Другим интересным методом, применяющимся в ТРИЗ, является синектика (У.Дж. Гордон, США, 1950-е гг.). Синектика (греч.) объединение разнородных элементов. По Гордону, существуют два вида процессов творчества:

Неоперативный (неуправляемый) - интуиция, вдохновение;

Операционный (управляемый) - использование различного вида аналогий.

Если ребенка и взрослого целенаправленно учить применять аналогии, то можно повысить ффективность творческого мышления. Для творческого процесса важно уметь превращать непривычное в привычное и наоборот. Главное, за новой, непривычной проблемой, ситуацией увидеть нечто знакомое и,

следовательно, решаемое известными путями. Аналогия бывает разных видов: прямая и фантастическая.

9. Прямая аналогия. Объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств и отношений. Для знакомства детей с прямой аналогией можно прочитать стихи. На свете все похоже:

Змея - на ремешок из кожи;

Луна - на круглый глаз огромный;

Журавль - на тощий кран подъемный.

Различают несколько видов аналогий.

Компонентная (структурная) аналогия по сходству элементов, составляющих объект. Выяснив примерную структуру объекта, необходимо найти объекты аналогичной структуры. Снег одеяло, вата облако, тополиный пух мука, пена сладкая вата. Функциональная аналогия. Надо определить, какие функции выполняет рассматриваемый объект, что он делает? Затем в окружающем мире найти объект, который выполняет аналогичные функции. Искать следует в противоположных областях. Техника природа: машина лошадь, ослик, червяк, муравей, поезд, сороконожка, велосипед, птица, листья на ветру. Ветер пылесос, вентилятор, движение. Аналогия по форме, когда рассматриваемые предметы похожи по внешнему виду. Сосулька карандаш, нож, ручка, нос; фонарный столб жираф, удочка, крючок, двойка, курица, ищущая цыплят. Аналогия по цвету. Солнце - одуванчик, лампа, лимон, лиса. Зеленый лист - огурец, виноград, танк, машина, ель. Аналогия по ситуации или по различным положениям и состояниям явления или предмета. Тихий час утро в лесу, закат, затишье перед бурей. Умывание весенний водопад, паводок. Аналогия по свойствам, требующим ответа на вопрос: Какой? Шарик (какой?) резиновый соска, калоша, купальная шапочка; упругий мяч, зонт, ветер, жвачка, струя. Комплексная аналогия при

рассматривании одного объекта. Например, обсуждается объект дверь.

По форме: плитка шоколада, картина, фантик.

По функции: веки, рот, крыша, зонт, чемодан.

По свойствам: деревянная сундук, шкаф, ветка; крашеная веки, ногти, обложка; легкая бабочка,

лепесток; скрипучая дерево, стул.

По цвету: облако, снег, вата, мороженое.

Развивая и комбинируя различные виды прямой аналогии, Г.Я. Буш предложила метод гирлянды ассоциации. Гирлянды аналогий формируются в виде списка слов. Отталкиваясь от исходного слова, составляют цепочку слов. Каждая новая ассоциация подбирается не по первому, а по последнему слову.

Например, дети много шумят, бегают, листопад, капли, фонтан, лед, зеркало, лужа, прогулка, дети. Цепочка ассоциаций может быть короткой или длинной, значения не имеет. Каждый находит ту аналогию, которая ближе ему по характеру, настроению, темпераменту.

10. Фантастическая аналогия. При решений различных задач и закреплении знаний фантастическая аналогия позволяет отказаться от стереотипов, снять психологическую инерцию, пойти неизвестным ранее путем. Она способна любую ситуацию перенести в сказку и использовать волшебство, фантастических зверей, насекомых, пришельцев из других миров для решения задачи, для выхода из создавшейся ситуации. Когда удается найти фантастическое решение задачи, необходимо понять, что мешает решить задачу таким же образом в реальных условиях, и постараться обойти это препятствие. Дети будут высказывать неожиданные идеи, если предложить им описать, как они представляют себе сказочные детский сад, занятие, прогулку, праздник, обед, выходной, игру и т.п. В таких рассказах дети интуитивно выражают свои потаенные мысли и желания. Обучение новому делу или закрепление навыков проходит более продуктивно, если ситуацию перенести в сказку. Можно вместе с детьми придумать сказку о предстоящем деле, сложившейся ситуации. Например: «Каша сегодня волшебная. Она называется "попрыгунчик". Тот, кто съест всю кашу, будет очень хорошо прыгать. Мы проведем соревнования, кто дальше прыгнет». Помимо перечисленных методов развития творческого мышления, ТРИЗ опирается на различные виды изобразительного творчества детей: рисование, аппликации, лепки, конструирование, моделирование и др., и таким образом эта технология способствует развитию воображения, фантазии детей. Итак, инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников характеризуют дошкольную педагогику как развивающуюся науку, направленную на изучение и познание реальных педагогических явлений. Профессионально образованному и компетентному педагогу знание педагогических инноваций поможет эффективно организовать жизнедеятельность ребенка-дошкольника.

Метод фокальных объектов - эвристический метод, ориентированный на поиск идей в неожиданных направлениях. Автором методики является Ч. Вайтинг (1958г.).

Метод прост в освоении, легок в применении и позволяет за весьма короткое время создать большое количество инновационных идей, не имеющих аналогов на рынке.

Фокальный объект – объект (отдельный предмет, вещь, товар или услуга, организация в целом или ее отдельное подразделение), попавший в фокус нашего внимания.

Суть МФО : перенос на фокальный объект свойства других случайно выбранных объектов или явлений.

В МФО используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайностей. Результативность поиска с помощью этого метода во многом определяется умением пользователя выстраивать ассоциативные цепочки.

Метод предъявляет высокие требования к воображению пользователя.

Использование случайностей позволяет быстро получать оригинальные нестандартные решения. На поиск аналогичных решений обычными способами (перебор вариантов, мозговой штурм) потребовалось бы затратить многократно большее время. Эффективность объясняется тем, что посредством специальной процедуры различные знания и признаки случайных объектов фокусируются на объекте обновления (этим объясняется название метода).

МФО включает следующие шаги:

    Определение объекта изменения/обновления фокального объекта. Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, организация в целом или ее отдельные подразделения.

    Выбор случайных объектов . Случайные объекты никак не должны быть связаны с фокальным. Если в качестве фокального объекта выбрано «окно», то в качестве случайных объектов не рекомендуется выбирать подоконник, стены или шторы.

Если в качестве фокального объекта выбрана услуга или какое-либо «действо», то в качестве случайных объектов необходимо выбрать:

    «живые» объекты, например: растения, животные, профессии и т.д.;

    объекты «действо», например: цирк, сумасшедший дом, завод и т.д.;

    явления природы, например: гроза, водопад, пожар и т.д.

Определение свойств случайных объектов , отобранных на шаге 2. У случайных объектов необходимо найти и выписать максимум их свойств, характеристик и функций, при этом надо стараться избегать общеупотребительных терминов, таких как, красивый, удобный, модный, надежный и т.д. Эти термины подходят почти к любому объекту и несут в себе большой заряд психологической инерции, поэтому высока вероятность того, что на четвертом и пятом шаге они дадут «пустое» соотношение. Найденные параметры случайных объектов формулируются одним словом и заносятся в таблицу автоматически, не раздумывая.

В таблице 4 приведен пример заполнения таблицы для случайных объектов. В качестве фокального объекта выбрана настольная лампа.

Таблица 4 – Таблица свойств случайных объектов

4. Связывание найденных на шаге 3 параметров с фокальным объектом . Этот этап важен. Необходимо совместить фокальный объект со всеми свойствами случайных объектов, соединив их в читаемое словосочетание, не пропустив ни одного из них.

Все варианты полученных сочетаний для рассматриваемого примера:

ФО + А1 = меховая настольная лампа

ФО + А2 = настольная лампа мяукает

ФО + А3 = прыгающая настольная лампа

ФО + А4 = теплая настольная лампа

ФО + А5 = полосатая настольная лампа

ФО + В1 = переносная настольная лампа

ФО + В2 = вместительная настольная лампа

ФО + В3 = настольная лампа ранец

ФО + В4 = кожаная настольная лампа

ФО + В5 = закрывающаяся настольная лампа

  1. Поиск ассоциативных решений конкретной проблемы по аналогии с полученными на шаге 4 соотношениями.

Самый творческий этап МФО, когда необходимо творчески подойти к рассмотрению каждого получившегося словосочетания и не только представить себе получившийся объект, но и подобрать ему новое применение. На этом шаге необходимо ответить на несколько вопросов: «Что получилось?», «Где это можно использовать?», «Кому это надо?».

На вопрос «Что получилось?», необходимо подобрать несколько вариантов. Если окажется, что полученное сочетание не ново или уже используется и присутствует на рынке, попробовать подобрать другой вариант.

Например, в сочетании ФО + А4 у нас получилась теплая настольная лампа. Можно пройти мимо этого сочетания, т.к. любая лампа накаливания нагревается, а можно усилить это сочетание и записать, что лампа не только освещает, но и обогревает помещение или, наоборот, остужает.

На вопрос «Где это можно использовать?», можно и даже нужно предлагать неожиданные варианты и места использования. Например, в сочетании ФО + В3 = настольная лампа ранец - лампа, встроенная в ранец школьника, может освещать ему дорогу или служить предупредительным сигналом для водителей, при переходе школьником дороги, особенно выполненная в виде знака «Stop».

Ответ на вопрос «Кому это надо?» помогает определиться с целевой аудиторией. Кто и зачем будет «Это» покупать и платить за «Это» деньги.

Например, ФО + В4 = кожаная настольная лампа можно продавать ее в магазинах дорогой мебели, как аксессуар для кожаных диванов или кресел (на журнальный столик), для кабинетов (под старину) из дуба или ореха.

Меховая настольная лампа может быть декоративная лампа, обитая мехом, используемая в спальне или в детской комнате, в зависимости от дизайна. Покупателями будут женщины.

Настольная лампа мяукает - может быть лампа, издающая звуки, например, со встроенным будильником, магнитофоном или радио. Может включать и выключать свет в запрограммированное время или записывать разговоры. Лампа-будильник и лампа-радио рассчитаны на широкие массы. Лампа-магнитофон может поставляться в офисы коммерческих организаций.

Вместительная настольная лампа может быть лампа, в которой предусмотрены места для хранения авторучек, карандашей, фломастеров, ластиков, линеек и прочей канцелярии. Используется на рабочем столе. Покупатели родители школьников и/или организации.

Формулировка отобранных на шаге 5 идей в виде готовых решений . На этом шаге необходимо выписать наиболее интересные идеи решения обновленного продукта, которые прошли «испытание тремя вопросами» и являются уникальными, т.е. эта идея еще не эксплуатируется, и на рынке похожих решений еще нет. В нашем случае готовые решения обновленных продуктов мы можем записать как:

1. Лампа со встроенными электронными часами, будильником, радиоприемником и таймером включения/выключения света/звука.

2. Лампа-пенал, с предусмотренными в ней местами хранения/размещения канцелярских принадлежностей.

Меховую лампу как продукт можно отбросить из-за сомнительности идеи (она может быть пожароопасная) и узкой целевой аудитории.

Лампа-магнитофон не подходит из-за того, что подслушивающие устройства и так уже вставляют в любые предметы, а магнитофоны со встроенными фонарями на рынке уже продаются.

    Разработка плана реализации полученного решения .

На этом шаге может быть использовании любой метод организационного или технического проектирования.



МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕЙ

Идеи – это капиталы, которые приносят проценты лишь0 в руках таланта.

(Антуан де Ривароль )

Все возникающие проблемы должны быть решены по возможности с положительным эффектом, однако не всегда существуют готовые решения. В процессе осуществления своей хозяйственной деятельности, руководство организации принимает много решений по всем направлениям, проводит поиск вариантов для ликвидации проблем, а также разрабатывает методики формирования новых идей на базе своей организации для быстрого разрешения подобных вопросов.

Самыми распространенными методами формирования идей часто называют следующие методы:

«мозговой штурм» и его разновидности;

Индивидуальный, письменный, прямой и массовый виды, а также известны двойной метод, метод с оценкой идеи, обратный метод, метод «корабельного совета», метод «конференции идей»;

Метод фокальных объектов;

Морфологический анализ;

В зависимости от конкретной проблемы или задачи, может применяться тот метод, который будет наиболее эффективен, или несколько методов, их перекрестное применение часто дает наиболее высокий конечный результат.

1. МЕТОД «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

Процесс генерации подразумевает быстрый сбор различных вариантов ответов (решений) по конкретному поставленному вопросу для дальнейшей экспертной обработки и прогнозирования результативности отобранных вариантов решения.

«Мозговой штурм» – это метоп, который основан на процессе генерации информации, проводимом группой специалистов.

Существуют некоторые принципы, сформировавшиеся в процессе использования метода «мозгового штурма».

1. Цели и ограничения должны быть четко обозначены.

2. Всем участникам метода должна быть предоставлена максимальная свобода, выражающаяся в:

Безграничной свободе идей;

Обязательном высказывании мнения каждого участника.

3. Формирование состава участников должно быть тщательным, необходимо помнить:

Об ограничении количества группы;

Об определении наименований специальностей, необходимых для выполнения поставленной задачи;

Создании соответствующей психологической атмосферы;

Об определении уровня квалификации участников;

Возможности целенаправленного введения в группу инакомыслящего участника.

4. Нужно заранее определить, как будет протекать «мозговой штурм». Например, сбор всех вариантов на каждом уровне, затем оценка жизнеспособности каждого варианта и выбор лучшего, а затем «расширение» каждого одобренного варианта.

5. Роль ведущего в группе подразумевает следующее:

Наличие навыков создания необходимой атмосферы;

Наличие навыков управления группой.

В процессе использования метода «мозгового штурма» в различных ситуациях во многих сферах жизнедеятельности, данный метод разделился на девять видов, которые могут быть использованы в соответствии с предъявляемыми требованиями области исследования. Виды «мозгового штурма»:

Можно сказать, что данный метод имеет несколько особенностей, например, таких, как высокая вероятность возникновения конфликтов, большой объем работы, а также зависимость результатов от профессионализма участников.

Индивидуальный метод;

Письменный метод;

Прямой метод;

Массовый метод;

Двойной метод;

«мозговой штурм» с оценкой идей;

Обратный метод;

«корабельный совет»;

«конференция идей».

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МЕТОД

При использовании данного метода число участников может быть сведено до минимума, до одного человека. Суть его в том, что в течение десяти минут сотрудник должен зафиксировать на диктофон или на бумагу свою идею, но без оценки.

Положительный эффект индивидуального метопа заключается и экономии и оперативности получения результата.

ПИСЬМЕННЫЙ МЕТОД

Письменный метод чаще всего используется при большой удаленности участников группы. Все возможные варианты решения, идеи фиксируются в письменном виде и передаются ведущему данного мероприятия. Эффективность этого метода в том, что есть возможность привлечь самых высококвалифицированных специалистов из одной или нескольких стран.

К недостаткам этого метода можно отнести длительность самого процесса.

ПРЯМОЙ МЕТОД

Прямой метод характерен тем, что его проведение сведено к минимуму времени и максимуму общения. Другими словами, ведущий может прямо спросить каждого участника, ограничив при этом его время и область изысканий. В группе создается неформальная атмосфера, что должно расположить участников к общению и творчеству.

МАССОВЫЙ МЕТОД

Главная характерная черта этого метода заключается в том, что вся глобальная проблема разбивается на составные части и по каждой части проводится «мозговой штурм». Затем проводится сбор руководителей всех групп, принимавших участие в решении проблемы, на котором обсуждаются все выявленные идеи и варианты решения проблемы.

При возникновении сложных и массовых проблем часто используется «массовый метод» как разновидность «мозгового штурма».

МЕТОД «КОНФЕРЕНЦИИ ИДЕИ»

Данная разновидность «мозгового штурма» отличается тем, что на ней разрешена положительная критика. Таким образом, обстановка менее формализована, а значит, общение протекает естественнее.

МЕТОД «КОРАБЕЛЬНОГО СОВЕТА»

Метод «корабельного совета» является разновидностью метода «мозговой штурм». Его главное и единственное отличие – это строгая последовательность высказывания своего мнения. К недостаткам метода относят тот факт, что после прохождения своей очереди и уже высказанного мнения участник не имеет права голоса и не может добавить свои новые мысли и идеи. Таким образом, потери при использовании данного метода могут быть очень существенными для организации.

ОБРАТНЫЙ МЕТОД

При использовании этого метода – разновидности «мозгового штурма» – весь процесс поиска новой идеи делится на отдельные этапы, которые должны быть выполнены правильно, иначе произойдет срыв всего процесса из-за неверного выполнения одного этапа. Чаще всего данный метод может содержать следующие этапы:

Составление перечня всех вероятных недостатков, которые уже существуют, могут появиться, а могут не появиться в будущем.

Последующее их ранжирование по уровню сложности или объему возможного ущерба.

Метод называется обратным, так как он используется не для создания новых идей, а для анализа уже существующих явлений или планов на предмет наличия недостатков.

МЕТОД «С ОЦЕНКОЙ ИДЕЙ»

Метод «с оценкой идей» по своей сути является суммой нескольких методов: обратного, двойного и индивидуального. Такое сложение свойств и качеств трех методов позволяет решить сверхсрочные проблемы. Метод «с оценкой идей» может состоять из нескольких этапов, которые зависят от самой поставленной перед участниками задачи:

Генерации идеи;

Выяснения участниками всех сторон каждой идеи, сбора комментариев и самостоятельных оценочных балов по каждой идее;

Отбора лучших вариантов, при этом обязательно указание положительных и отрицательных сторон каждого варианта;

Обсуждения каждого варианта с использованием «мозгового мини-штурма»;

Отбора из лучшего списка самых жизнестойких вариантов;

Проведения презентаций каждого варианта;

Коллективного ранжирования всех оставшихся вариантов.

Использование этого метопа возможно только в том случае, когда есть возможность собрать высококвалифицированную команду с опытом, знаниями и навыками по определенным специальностям, другими словами, к участникам предъявляются повышенные требования.

ДВОЙНОЙ МЕТОД

Двойной метод как разновидность метода «мозгового штурма» отличается от всех остальных методов тем, что содержит дополнительный этап обязательной критики каждой идеи. В зависимости от поставленной задачи, перечень этапов может быть разным, например таким:

«мозговой штурм»;

Обсуждение каждого выдвинутого варианта;

Выдвижение новых идей на основании изученных выше двух этапов.

2. МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

Данный метод основан на возможности переноса случайно выбранных объектов на исследуемый объект, находящийся в фокусе переноса.

Целью метода является совершенствование или развитие конкретного объекта на основании получения большого количества различных вариантов с разными свойствами. Смысл метода определяется по названию, т. е. «фокальный» буквально означает «находящийся в фокусе», в центре внимания. Чаще всего в начале работы разрабатывают и уточняют план действий:

Деление объекта, который необходимо усовершенствовать;

Уточнение цели;

Отбор случайных объектов;

Описание каждого случайного объекта по характерным свойствам, признакам;

Перенесение свойств, случайно выбранных объектов на заданный объект, смешение и получение новых свойств и признаков;

Применение свободных ассоциаций для получения новых свойств на основе смешения различных признаков и свойств в предыдущих этапах;

Письменная фиксация новых ассоциаций и идей относительно поставленной задачи, объекта;

Проведение оценки всех полученных вариантов;

Отбор жизнеспособных вариантов.

Оригинальным подходом считается поиск и последующее развитие различных сочетаний Г тем свободных ассоциаций, связанных с поставленной задачей.

К отрицательным сторонам – невозможность применения при решении сложных задач, а также сложность разбора по критериям полученных свойств для готового объекта с его старыми свойствами.

В результате, при использовании данного метода можно получить новые по своим свойствам и качествам варианты исследуемого объекта. Метод фокальных объектов имеет свои достоинства и недостатки. Так, к положительным качествам относят безграничность поиска новых вариантов, оригинальность идей, а также простоту в применении.

3. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Сущность метода морфологического анализа состоит в том, что поставленная проблема разделяется участниками процесса на более мелкие этапы, которые в последующем будут проанализированы и оценены отдельно друг от друга. В процессе анализа составляются все возможные варианты сочетаний вероятных свойств и принципов действий, затем для каждого составляется соответствующий проект. Общепринято использование следующего порядка применения данного метода.

1. Отбор необходимой системы и определение целей.

2. Построение «морфологического ящика», т. е. оси координат. На данном этапе вероятны затруднения с выбором осей «ящика», в таком случае можно воспользоваться некоторыми шагами:

Расширить варианты систем осей координат для «ящика»;

Провести сравнения между найденными вариантами;

Выявить главные и существенные свойства осей, выбрать те оси, которые отвечают требованиям поставленной задачи.

3. Составление окончательного варианта осей координат «ящика».

4. В случае необходимости – введение «универсальных осей», которые могут служить добавочным критерием при проведении оценки вариантов решения проблемы. Например, можно использовать такие оси «ящика», как «энергопитание», «назначение», «соответствие» и т. д.

5. Составление графического вида готовой таблицы, в которую необходимо занести все выбранные данные по конкретной проблеме.

6. Отбор только тех сочетаний, которые соответствуют заданным требованиям.

7. Анализ полученных результатов по всем возможным направлениям и описание каждой вероятной ситуации.

Существуют некоторые особенности проведения морфологического анализа проблемы. Во-первых, при составлении морфологического ящика необходимо проводить сравнение, как минимум, двух объектов; во-вторых, участники процесса должны чувствовать и четко понимать весь процесс и все предлагаемые составные части «ящика», все грани осей. И, в-третьих, в таблице необходимо ввести понятия «начало», «нуль», отправной точки всего процесса.

Преимущество данного метода в том, что его может использовать даже один сотрудник при необходимости решить срочную задачу или проблему.

Проведение морфологического анализа предполагает построение двухмерной таблицы, в которой обе оси координат – это свойства некоторой системы, а клетки в этой таблице – пустые места для записи различных идей.

4. ТРЕНИНГИ

Понятие «тренинг» чаще всего используется как термин групповой работы людей. Изначально это понятие зародилось в научной психологии, но с течением времени стало очень распространенным во многих сферах современной жизни, в том числе и в менеджменте.

Если рассматривать конкретный «морфологический ящик», то можно понять суть действия данного метода. Осями координат выбраны идеи, в данном случае всегда будет срабатывать прямая зависимость количества вариантов решений от числа идей по обеим осям. Если же ввести третью ось координат, то количество вариантов увеличится пропорционально данным третьей оси координат.

Тренинг – это занятие, на котором человеку даются необходимые навыки, предоставляется возможность их отработать и закрепить.

В менеджменте тренинги используются как способ повышения уровня знаний сотрудников без отрыва от производства, улучшения психологической атмосферы в коллективе, а также для выявления новых потенциалов в каждом человеке. Кроме того, тренинги могут использоваться с целью ускоренного решения некоторых срочных проблем, вопросов и задач на производстве. Таким образом, область применения тренингов в различных сферах деятельности человека постоянно расширяется и углубляется.

На данный момент тренинги чаще всего применяются:

Для приобретения недостающих знаний;

Для устранения и исправления некоторых недостатков сотрудников;

Для закрепления полученных навыков;

Для обретения повышенной устойчивости к негативным влияниям.

Одним из важных моментов использования тренингов в организациях является возможность обыграть определенную ситуацию, возможные последствия и так далее, наработать определенные рефлексы, способные оказать положительную помощь сотруднику в работе и в жизни.

Очень распространено на данный момент использование тренингов в качестве обучения сотрудников в группе, т. е. применяется командный метод работы с сотрудниками в организации.

Положительными факторами использования и применения тренингов в организации служат не только повышение эффективности коллективного труда, но и вклад отдельно взятого человека в общий труд, повышение уровня его профессиональной компетенции, снижение числа конфликтных ситуаций на рабочих местах, выравнивание общей поведенческой линии каждого участника тренингов и улучшение общего психологического климата.

В качестве вывода можно сказать, что применение тренингов в деятельности человека, организации стало постоянным инструментом управления жизненными процессами при осуществлении хозяйственной деятельности на современном рынке товаров и услуг.

СУЩНОСТЬ ТРЕНИНГА

Сущность тренинга включает в себя в числе прочего:

Повышение квалификации специалистов путем развития их профессиональных навыков;

Развитие организационно-управленческих связей в организации.

Со стороны организации следует найти баланс, который уровняет возможности сотрудников и организации и удержит их в лоне организации.

В целом, тренироваться можно в любой области производства и науки, следовательно, предметом тренинга могут быть любые направления жизнедеятельности. Различное значение в сущность тренинга вкладывают потребители и организации, предоставляющие услуги по бизнес-тренингу. Например, такие организации предлагают:

Достижение нового уровня с помощью их тренеров;

Получение новых возможностей личностного роста в организации;

Улучшение коммуникационного обмена;

Другие преимущества в зависимости от вашего уровня.

Следовательно, при выборе тренинга необходимо проявлять максимум внимания. Дело в том, что сотрудники будут рады получить дополнительное обучение за счет организации, а затем могут оценить себя выше и уйти в другую. Это естественный риск, но не нужно из-за него снижать качество обучения. Желательно найти компромисс, условия которого могли бы удовлетворить обе стороны.

ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИНГА

Тренинги имеют некоторые существенные различия с общеизвестными семинарами, среди которых можно назвать самые главные:

Активное участие участников тренинга;

Активное слушание участников тренинга;

Возможность самореализации и самовыражения участников тренинга.

Активное участие участников

Одним из главных отличий тренинга от семинаров является то, что участники тренинга вынуждены принимать очень активное и непосредственное участие в процессе проведения тренинга. Это обеспечивает получение практических навыков на тренингах и практических решений тактических проблем на рынке товаров и услуг.

Активное слушание участников

Для того чтобы повысить отдачу от тренинга, участники должны не только слушать тренера, но и обдумывать его слова, реагировать на них. Такой метод называется активным слушанием участников тренинга. Грамотное использование психологического ритма человеческого мозга тренерами-консультантами на тренингах обеспечит необходимую степень эффективности запоминания теоретического и практического материала. Также положительной особенностью активного слушания является возможность управления мыслительными процессами и вниманием всей группы с помощью различных ролевых игр и других методик педагогики.

Приобретение таких знаний и навыков способствует повышению эффективности работы, сотрудники становятся более самостоятельными, ответственно принимают решения.

Возможность самореализации участников

Если в обыденной жизни сотрудники не могут или не имеют возможности донести свои мысли, дела до общества, своих коллег и руководства, то на тренингах такие возможности даются каждому человеку. Очень часто многие люди просто не знают о том, какие способности «дремлют» в их подсознании, и при грамотной помощи консультанта такие способности открываются, что может привести к повышению самооценки сотрудника и пересмотру его жизненных позиций. Кроме того, участие в тренингах дает возможность взаимно обмениваться опытом среди присутствующих на данном мероприятии.

ПРОБЛЕМЫ ТРЕНИНГА

Как у каждого мероприятия, так и у любого тренинга есть свои проблемы, которые часто являются препятствием для выполнения своих функций, а также повышения качественного профессионального уровня. Самой распространенной проблемой тренингцентров считается недостаток профессионалов, которые могли бы проводить учебные мероприятия. Также российской организации сложно найти специалиста, владеющего русскими разработками и методиками, а не преподающего традиционные и инновационные методики Запада, так как западные методики не всегда могут способствовать развитию российского бизнеса. Современное положение на российском рынке сложилось так, что при росте популярности бизнес-тренеров, уровень стоимости услуг на их профессиональные услуги снижается.

Тренинг предоставляет участникам возможность самореализоваться.

Кроме перечисленных проблем существует еще одна очень странная проблема, которая может просуществовать сравнительно долго: после проведения консультаций клиент может отказаться от рекомендаций И предпочитает действовать по собственному плану.

Нехватка специалистов

Одна из главных проблем тренинговых организаций – это явная нехватка кадров: тренеров, консультантов, экспертов. Общеизвестно, что даже самый лучший специалист не может выполнять больше работы, чем позволяют человеческие способности. Очень часто бывает так, что один квалифицированный специалист несет на себе ответственность за все, что только можно: за проведение тренингов, за аналитическую работу по отраслям, за внутренние работы организации по сбору и распространению тренинговой информации и т. д. Для того, чтобы организации могли осуществлять свою деятельность на рынке в полном объеме и на высоком уровне необходимо располагать обязательным ресурсом кадров, от профессиональности которых зависит процесс развития многих хозяйствующих субъектов рынка.

Засилие западных методик

Отсутствие современных отечественных методик на российском рынке привело к тому, что популяризовались западные методики проведения тренингов и обучения сотрудников различных организаций без адаптации к российским реалиям рыночной структуры. На создание российских методов требуется время, и на данном этапе участникам рынка – организациям придется использовать западные методики, приспосабливая их к нашим условиям, внося свои изменения, найденные опытным, практическим путем.

Не способствует стабильности и то, что процесс решения российских проблем К проводится с помощью западных методик, которые не всегда дают желаемый результат.

Обесценивание услуг консультанта

На российском рынке товаров и услуг на фоне появления новых видов организаций, предоставляющих услуги по проведению тренингов, снижается уровень спроса на данную (новую!) услугу. Вероятно, это связано с тем, что не еще все субъекты рыночной экономики осознали необходимость использования данных услуг. Организации отказываются предоставлять своим сотрудникам возможность обучения на производстве и оплачивать из своего бюджета, довольствуясь дипломами вузов. Надежда на то, что можно воспользоваться временными бесплатными консультациями иностранных специалистов-консультантов отрицательно влияет на развитие консультативного бизнеса в России.

Проведение аналитической работы в организации с последующими тренингами для сотрудников не всегда оказываются эффективными. Подобные случаи не редкость на российском рынке товаров и услуг: тратятся значительные финансовые ресурсы, но по определенным причинам (недоверие, самоуверенность или простое непонимание) не используются полученные результаты, которые могли бы в подавляющем большинстве случаев повысить эффективность деятельности организации.

САМООБУЧЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

Само понятие «самообучение в организации» подразумевает самостоятельную работу сотрудника по повышению уровня своего образования, опираясь на помощь коллег и руководства. Значение данного метода обучения сотрудников уже известно на практике, оно широко применяется во многих сферах жизнедеятельности, постоянно расширяя свои возможности на всех уровнях управления. В зависимости от вида деятельности организации процесс самообучения сотрудников на базе организации может быть различным, но общие основы всегда одинаковы. Таким образом, процесс самообучения можно представить как несколько последовательных этапов, например:

Постановка и описание проблемы;

Проведение активного слушания хозяина проблемы;

Поиск вариантов решения проблемы методом «мозгового штурма» и использование чужого опыта;

Процесс принятия решения хозяином проблемы;

Осуществление положительной обратной связи.

После того как проблема была названа и определились все ее составляющие, можно перейти к следующему шагу – это поиск необходимых ресурсов.

Использование техники активного слушания позволяет повышать уровень пропаж в торговле, увеличивать объемы заказов, а также завоевывать новые ниши на рынке товаров и услуг.

Постановка и описание проблемы

Процесс постановки проблемы и ее последующее описание являются первым этапом в цепочке решения проблемы. Только после осмысления и обозначения проблемы можно сделать следующий шаг по направлению к результату. Суть постановки проблемы состоит в том, чтобы понять разницу между настоящим, текущим положением дел и желаемым уровнем, который необходимо достичь. Кроме того, необходимо понять и тот факт, что сама по себе проблема не есть некоторая неприятность, которая имеет статус нерешаемости, и в ней не надо никого винить. Ресурсы для решения проблемы желательно искать среди доступных ресурсов в организации, т. е. использовать собственные ресурсы. В случае, когда недостаточно собственных ресурсов, надо искать и использовать сторонние ресурсы, т. е. чужие ресурсы, например чужой опыт при решении подобной проблемы.

Активное слушание

Активное слушание заслуживает более внимательного изучения, чем простои интерес, уже только потому, что оно универсально в применении. Эту технику можно использовать в любой сфере жизнедеятельности, в том числе в профессиональной и в обыденной жизни. Техника «активное слушание» чаще всего включает в себя несколько шагов, которые раскрывают весь процесс использования данной техники.

Слушатель не должен много говорить и давать советы;

Слушатель должен быть терпеливым, не должен торопиться завершить разговор;

Слушатель не должен выражать агрессию, не должен притворяться в собственных высказываниях.

Необходимо создавать раскрепощенную атмосферу для общения. Вторым шагом можно использовать стадию встречных вопросов по обсуждаемой теме. Однако необходимо помнить о том, что некоторые вопросы могут остановить разговор и решение проблемы не будет найдено, поэтому не нужно использовать критику, спорить.

Достоинства техники «активное слушание» немногочисленны, но неоспоримы: экономия рабочего и личного времени обеих сторон, отсутствие передачи проблемы в другие руки, получение навыков самостоятельного поиска решения проблем, а также укрепление дисциплины.

На фоне раскрепощенной обстановки сотрудник быстрее изложит суть своей проблемы.

Желательно использовать все возможные вербальные и невербальные методы общения для того, чтобы сотрудник четко понял искреннюю заинтересованность в его проблеме.

«Мозговой штурм» и чужой опыт

Следующим этапом в общей последовательности должен быть поиск вариантов решения с использованием методов «мозгового штурма». Все участники группы должны высказать все возможные и невозможные идеи по обозначенной теме в определенный срок. В качестве дополнительной помощи при поиске решений используется опыт присутствующих участников группы, так как существует большая вероятность того, что кто-то из участников уже имеет определенный опыт решения проблем в аналогичной сфере или владеет некоторой информацией по данной теме. Положительными эффектами являются экономичность, расширенные возможности поиска решения проблемы, а также извлечение дополнительных результатов из работы группы, например получение новой информации, нового сотрудничества, обогащение чужим опытом.

Процесс принятия решения

На основании набранного материала относительно конкретной проблемы, можно провести отбор самых жизнеспособных и интересных вариантов решения поставленной задачи, проблемы. Часто таких вариантов несколько, и между ними может быть определенная конкуренция, т. е. выбранные варианты должны быть подвергнуты дополнительной обработке и анализу. Чаще всего используется повторение предыдущего этапа – проведение «мозгового штурма» и использование чужого опыта присутствующих участников группы. При повторном анализе выбирается основной вариант решения, а в «запасе» необходимо оставить те варианты, которые набрали очень высокие баллы в процессе оценки всех предложенных на рассмотрение вариантов решений.

В результате, за небольшое время появляется не общий вариант решения проблемы, а несколько рабочих и несколько запасных вариантов.

Заключительный этап называется обратной связью, тан паи по законам психологии любой результат необходимо закреплять только положительными эмоциями.

Положительная обратная связь

После того как выскажутся все участники группы самообучения модератор (ведущий) должен закрепить эффект положительными высказываниями участников в адрес выступавшего хозяина проблемы.

Существует несколько оснований для образования положительной обратной связи всех участников:

Повышение уверенности в своих профессиональных возможностях;

Укрепление внутреннего человеческого самосознания;

Повышение уровня мотивации, поиску новых ориентиров в процессе работы.

ОБУЧЕНИЕ С ТРЕНЕРОМ

Главное преимущество этого метода в том, что в групповом общении раскрываются скрытые возможности всех участников, одни знания дополняются другими, происходит обмен практическим и теоретическим, а также жизненным опытом. Тренер выполняет несколько функций: ведет мероприятие, контролирует поведение всех участников тренинга, а также является лектором и т. д. Такой метод распространен в организациях, в которых постоянно требуется обучение сотрудников новым навыкам. Это актуально при большой текучести кадров, в связи с расширением структуры или изменением направлений деятельности, по другим причинам.

«Обучение с тренером» обычно подразумевает общение в группе.

5. МЕТОД АНАЛОГИЙ

Основой метода аналогий является принцип заимствования подобных идей из совершенно других областей и сфер жизни и науки. Для того чтобы использовать на практике метод аналогий, необходимо провести следующие действия:

Выделить основную причину затруднений; максимально приблизить ее к форме понимания специалистами других областей науки и производства;

Определить цели и ограничения;

Найти и определить родственные области науки и производства;

Организовать группу специалистов;

Организовать проведение процесса «мозгового штурма»;

Отобрать варианты решения из общей массы предложенных.