Сценарий литературно-музыкальной композиции "а музы не молчали". Классный час на тему: Литературно-музыкальная композиция "А музы не молчат"

Муниципальное бюджетное учреждение

«Сосновоборская городская публичная библиотека»

Ленинградская область, г.Сосновый Бор

«Музыка удваивает,

утраивает армию»

Сценарий мультимедийной программы

г. Сосновый Бор

2012

СЛАЙД 1

СЛАЙД 2 «Музы не молчали…»
Песни Великого подвига

СЛАЙД 3 «Музыка удваивает, утраивает армию,

с развернутыми знаменами и громогласною музыкою

взял я Измаил»

А.В. Суворов

СЛАЙД 4

Ринулись ввысь самолеты,

Двинулся танковый строй.

С песней пехотные роты

Вышли за Родину в бой.

Песня — крылатая птица —

Смелых скликает в поход.

Смелого пуля боится,

Смелого штык не берет.

Предлагаем вам поучаствовать в мини-тест-опросе «Мо ѐ отношение к песням ВОВ»

1. Назовите известные Вам песни ВОВ

2. Нравятся ли они вам

3. Назовите известные Вам песни ВОВ

4. Назовите известных Вам композиторов песен ВОВ

без знания песен тех лет

6. Могут ли песни ВОВ «кануть в Лету» с уходом из жизни ветеранов войны

7. Верно ли старинное изречение: когда говорят пушки, музы молчат

СЛАЙД 5 Верно ли старинное изречение:
«Когда говорят пушки, музы молчат»?

Идет война - до песен ли?!. Зачем они в страшное военное время? Выжить бы… Но надо выстоять и победить! И народ поет военные песни.

Песни о войне - это песни о Родине, о Встрече и Разлуке, об Утрате и Надежде. Песни Победы! Песни, которые свяжут ниточкой эти две такие непохожие, военную и мирную, жизни.

И эта нить времен не прервется, пока будут петь военные песни.

Для одних война стала далёким воспоминанием, для других — историей. Но и сегодня ни один не остаётся равнодушным, когда слышит по радио «главную песню Великой Отечественной войны», написанную впервые её дни поэтом Лебедевым-Кумачом и композитором Александровым.

СЛАЙД 6 Священная война” - это песня-воин, песня-полководец”.

А 27 июня песня была впервые исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны.

СЛАЙД 7 «Священная война»

вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятия фашизму. Когда группа Краснознаменного ансамбля выступала на вокзалах и в других местах перед бойцами, идущими на фронт,

эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особенным порывом,

святым настроением и не только бойцы, но и мы - исполнители - нередко плакали …» Александров.

СЛАЙД 8 Лев Ошанин.

Кем был я на войне?

Полузрячим посланцем из тыла,

Забракованный напрочно всеми врачами земли.

Только песня моя с батальоном в атаку ходила,-

Ясноглазые люди её сквозь огонь пронесли.

Я подслушал в народной душе эту песню когда-то

И, ничем не прикрасив, тихонько сказал ей:

Лети!-

И за песни солдаты встречали меня как солдата.

И враги нас обоих старались убить на пути.

СЛАЙД 9 Битва под Москвой - первое победоносное сражение Великой Отечественной войны. Здесь в суровых снегах Подмосковья,

родилась знаменитая песня композитора К.Листова

на слова поэта А.Суркова «Бьётся в тесной печурке огонь»

СЛАЙД 10 Дата написания песни - ноябрь 1941года. Советский поэт, Алексей Сурков, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и

попал на минное поле. Вот где «до смерти четыре шага». Прорвавшись из окружения, он написал жене письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли. Текст письма-

стихотворения стал известен бойцам. «Землянка» объединяла людей, протягивая нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом. В начале 1942 года композитор Константин

Листов написал мелодию к тексту, которая была ожиданной и долгожданной.

«Землянку» полюбили все: и бойцы, и те, кто их ждал дома.

Полюбили за суровую правду. Такие песни были необходимы солдату.

СЛАЙД 11 «В землянке»

К. Листов, А. Сурков

Бьется в тесной печурке огонь.

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке

гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Ты сейчас далеко-далеко.

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.

Алексей Сурков говорил о своей песне: «Уже с первых дней войны мы почувствовали, что солдатское сердце ждет и ищет не только лозунга и пафосного призыва, но и теплого лирического слова, чтобы разрядиться от перегрузки тем страшным, что обрушила на него жестокая война. А родилась эта песня случайно...

Это были шестнадцать «домашних» строк из письма к жене. Написал я их в конце ноября, после тяжёлого боя под Истрой, когда пришлось мне с гвардейским полком пробираться ночью из окружения. Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы где-то в феврале не пришёл в нашу фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «что - нибудь, на что можно написать песню». И тут я вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте...»

СЛАЙД 12

И слова тех честных песен звали,
За Отчизну биться до конца,
И от песен слезы застывали
Каплями смертельного свинца.

СЛАЙД 13 *****

С первого взгляда, может,

В них ничего и нет.

Что меня вновь тревожат

Песни военных лет?

Что-то для нас святое

Скрыто в их глубине.

Строки, какие стоя

Хочется слушать мне.

Стершиеся чернила,

Выцветшая тетрадь,

Строки, с какими было

Легче нам умирать.

Песни поры военной

Что сберегли для нас,

Весь неприкосновенный

Наших сердец запас.

С.Островой.

СЛАЙД 14 «Тёмная ночь»

Трогательна и интересна история создания песни «Темная ночь».

В 1943 году режиссер Леонид Луков не мог снять эпизод написания солдатом письма в фильме «Два бойца».

Луков обратился к композитору Никите Богословскому с просьбой попробовать передать состояние солдата через песню, которую и написал Владимир Агатов, а исполнил е ѐ душевно Марк Бернес.

обстоятельствах. После этой песни особенно зло и беспощадно били фашистов. сл. В.Агатова, муз.Н.Богословского

Слушаем песню «Тёмная ночь»

СЛАЙД 15

Когда на смерть идут - поют,
А перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою -
Час ожидания атаки.

Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие.

СЛАЙД 16 Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.

А.В.Твардовский.

СЛАЙД 17 С первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же “ушли на фронт”. Песни распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды.

«Синий платочек»

СЛАЙД 18 Песня на музыку Георгия Петербургского и слова Якова Галицкого звучала и до войны. Но в 1942 году Клавдия Ивановна Шульженко, исполнительница этой песни, попросила написать для нее новые стихи: "Узнав, что я пишу стихи, - вспоминал молодой военный журналист Михаил Максимов, - Клавдия Ивановна попросила меня написать новый текст "Синего платочка".

"Песня популярна в народе, - сказала она, - у неё простая запоминающаяся мелодия. Но нужны другие слова, которые отражали бы сегодняшний день, нашу великую битву с фашизмом. Тогда песня будет нужна армии". Наутро лейтенант Михаил Максимов отдал листок, на котором были и такие слова:
"Строчит пулеметчик
За синий платочек,
Что был на плечах дорогих!"
Источник:

СЛАЙД 19 Первой исполнительницей песни на слова М.А. Максимова была

Клавдия Шульженко.

Песня «Синий платочек» была живительной силой для солдат в годы войны. Она поддерживала боевой дух, приближая тепло тех, кто ждал дома, как бы говоря о том, что дома любят, ждут и верят в победу».

СЛАЙД 20 «Синий платочек» Оркестр Ежи Петербургского

Михаил Максимов Клавдия Шульженко

СЛАЙД 21 Когда грохочут пушки, музы молчат. Но военная лирика и песни - явление уникальное. Хотя бы потому, что они опровергают эту общеизвестную формулу. Оказалось, что в суровых фронтовых буднях, как, впрочем, и в голодной повседневности тыла, поэтическое слово и песня тоже способно согревать человеческие сердца.

СЛАЙД 22 Песням тех военных лет - поверьте!

Мы не зря от дома вдалеке

Пели в четырех шагах от смерти

О родном заветном огоньке.

И не зря про путь к Берлину пели -

Как он был нелегок и не скор..

Песни вместе с нами постарели,

Но в строю остались до сих пор.

Песни эти с нами и поныне!

Никогда нам петь не надоест,

Как на Запад шли по Украине

И как с боем взяли город Брест,

И что помирать нам рановато,

И про тех, кто дал нам закурить…

Вы спросите сами у солдата:

Мог ли он такое позабыть?

СЛАЙД 23 «Огон ѐ к»

И при опубликовании и при исполнении песни «Огон ѐ к» указывается: «музыка народная». Объясняется это тем, что стихи поэта распространились быстрее, чем музыка М. Блантера. Их стали переписывать, пересылать в письмах. И на фронте, и в тылу гармонисты начали подбирать музыку. Оказалось, что стихотворение легко подда ѐ тся музыкальной импровизации, само

просится, чтобы его пели. Поэтический образ огонька на окошке

превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огон ѐ к и никогда не погаснет! «Огон ѐ к»

СЛАЙД 24 Слушаем песню

Стихи М.Матусовского

Музыка М.Блантера

СЛАЙД2 5 На фронте среди солдат были очень популярны веселые, шуточные песни. В самые трудные минуты они помогали переносить тяготы войны. И недаром поэт Твардовский - устами своего героя Василия Теркина сказал:

СЛАЙД 26-27 Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки.
Шутки самой немудрой.

СЛАЙД 28 «Смуглянка»

Песня о девушке-партизанке. Написанная на основе молдавского

фольклора, она была по своему складу лирической, игровой.

«Смуглянка» полюбилась бойцам, и, хотя в ней говорилось о партизанах Гражданской войны, воспринималась она как песня сегодняшняя, песня Великой Отечественной войны. Она поднимала

бойцам настроение, вселяла надежду на победу.

Слушаем песню «Смуглянка» А.Новиков, Я.Шведов

СЛАЙД 29,30 А уж когда война закончилась, Победу праздновали и песней, и пляской!... Мирное время, - какое счастье, какая радость! Выстояли, победили!

СЛАЙД 31 Много лет отделяет нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины. В сердцах людей она жива, потому что до сих пор не залечены ее раны, не иссякла боль, не забыты те, кто отдал жизнь за великую Победу.

СЛАЙД 32 «Журавли»

Песня Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова в переводе на

русский язык Наума Гребнева.

Песня посвящена солдатам, погибшим в Великой Отечественной

войне.

СЛАЙД 33 До сих пор "Журавли" - одна из самых популярных и любимых

отечественных песен. Каждый год в День Победы она звучит как гимн, как реквием по солдатам, погибшим в Великой Отечественной войне. В музыку этой песни Ян Френкель

вложил всю свою душу, ведь он сам прошел через все ужасы войны.

Слушаем песню.

СЛАЙД 34,35 Песня военных лет… Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымленным дорогам войны до победного ее окончания. Песня делила вместе с воином и горести и радости, подбадривала их веселой и озорной шуткой, грустила вместе с ними об оставленных и любимых. Песня помогала переносить голод и холод, тяжкий многочасовой труд во имя Победы.

СЛАЙД 36 Стихи и песни вели в бой, они и стали оружием, разящим врага. Они помогали народу выстоять и победить. И помогли! И победили! Прошли годы, страна залечила военные раны, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Они ни сколько не постарели. Они и сегодня в строю. Сколько их - прекрасных и незабываемых.

Всем спасибо за внимание.

Использованные ресурсы:

  • Завадская Н. Любимые песни военных лет: Рассказы; Песни; Фотодокументы.- М.: Сов. Композитор,1987.- 120 с.: ил., нот.

  • Читаем, учимся, играем. - М.: «Либерея - Бибинформ», 1998, выпуск 6.
    http://images.yandex.ru

Подготовила Савицкая Г.Е.

«А музы не молчали»
Литература Великой Отечественной войны.
Цели урока:
1.Дать обзор поэзии времен ВОВ.
2.Показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие
патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического
героя.
3.Развивать навыки работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать,
делать записи.
4. Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к истории
страны, своей семьи, уважение к героическому прошлому нашей страны.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
А.Ахматова.
Из истории Великой Отечественной войны.
22 июня 1941 г. началась В О война –фашистская Германия вероломно
напала на СССР. В ходе первых месяцев войны враг проник глубоко внутрь
нашей страны. Под угрозой оказалась столица. В 1943 году произошел
переломный момент – Курская битва, после которой инициатива перешла в
руки Красной Армии. 16 апреля 1945 года войска вошли в Берлин. 8 мая
Германия капитулировала.
Цена победы очень велика: погибло около 27 млн. человек.
О.Берггольц
22 июня 1941 года началась война.

В Великой Отечественной войне советский народ отстоял свою
независимость.
Война унесла около 27 млн. жизней советских людей.
В годы военных испытаний 1215 писателей ушли воевать с врагом.
Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение Родины.
Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было
написано столько лирических стихов, как за годы войны.
« Когда грохочут пушки, молчат музы»,­ гласит старинный афоризм. Но в
годы ВОВ голоса муз перекрывали грохот пушек. Так прежде всего звучали
стихи военных лет, доходившиее до сердца читателей.
Поэты военного времени:
Н.Тихонов
А.Сурков
М.Исаковский
А.Твардовский
А.Прокофьев
С.Щипачев
К.Симонов
Анализ стихотворения К.Симонова «Жди меня».
Это стихотворение Константин Симонов написал в 1941 году, оно посвящено
любимой женщине Валентине Серовой. Жанр стихотворения – послание,
лирический герой обращается к любимой: «жди, ты». Основная мысль
заключена в первой строчке: «Жди меня и я вернусь» ­ задушевная мысль о
том, как важно ожидание для солдата, эта строчка звучит как рефрен,
призыв. Анафора «Жди» помогает подчеркнуть надежду. Сочетание звуков
(Ж, ЖД) – аллитерация передают монотонность хмурой солдатской жизни
(желтые дожди, жара)), усиливают мотив ожидания. Это лирический монолог­
послание.
Жанры:
собственно лирические (ода, элегия, песня)
сатирическая (басня, эпиграмма)
лиро­эпическая (поэма, баллада)
Лиро­эпическая поэзия (стихотворный эпос):

П.Антокольский «Сын»
М.Светлов «28»
М.Алигер»Зоя»
О.Берггольц «Февральский дневник»
А.Твардовский «Василий Теркин»
ПЕСНЯ «ЗЕМЛЯНКА»
Военная песня. В годы войны многие стихотворения уже в первые дни­
месяцы войны стали песнями
Бытует мнение, что стихи, песни той поры очень бедны с точки зрения языка.
Давайте докажем обратное.
Языковые особенности военной поэзии.
Практическая работа по стихотворении. А.Суркова «Землянка»
Языковые средства
Примеры
Олицетворения
Поет гармонь, шептали кусты, голос тоскует
Эпитеты
Белоснежные поля, голос живой, холодная земля, негасимая любовь
Лексический повтор
Далеко­далеко, снега и снега
Сравнение
Смола, как слеза
Противопоставление
В холодной землянке – негасимой любви
Вывод: стихотворение богато языковыми средствами: например,
олицетворения и эпитеты подчеркивают нежные чувства лирического героя.
Поэты, не вернувшиеся с войны.
Поэты, не вернувшиеся с фронта.

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там….
А.Твардовский
Павел Давидович Коган 1918 ­1942
Возглавлял поиск разведчиков, погиб под Новороссийском 23 сентября 1942г.
Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать!
Михаил Валентинович Кульчицкий 1919 – 1943
Погиб в боях под Сталинградом в январе 1943г.
Война ж совсем не фейерверк,
А просто – трудная работа,
Когда –
Черна от пота­
Вверх
Скользит по пахоте пехота.
Николай Петрович Майоров 1919 – 1942
Погиб 8 февраля 1942 года на Смоленщине.
Пусть помнят те, которых мы не знаем:
Нам страх и подлость были не к лицу.
Мы пили жизнь до дна
И умирали
За эту жизнь.
Не кланяясь свинцу.
Муса Мустафович Джалиль 1906 ­1944
Муса Джалиль, будучи тяжело раненным, попал в плен. В концлагере
вел активную подпольную работу. Был брошен фашистами в тюрьму Маобит

и в 1944 г. казнен. Посмертно присвоено звание Героя Сов. Союза. (100 лет со
дня рождения)
Сердце с последним дыханием жизни
Выполнит твердую клятву свою:
Песни всегда посвящал я Отчизне,
Ныне Отчизне я жизнь отдаю.
Иосиф Павлович Уткин 1903­ 1944
Военный корреспондент, погиб во время авиационной катастрофы при
возвращении с переднего края в 1944г
На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью,
А в дом только радость войдет.
Женщины на войне.
М.Исаковский «Русской женщине» (Клименко)
Ю.Друнина «Я ушла..»
«Зинка»
Женщины на войне. Говорят: «У войны не женское лицо». Но на фронт
уходили и женщины. (Они были медсестрами ­ выносили раненых с поля боя,
подносили снаряды, были снайперами и летчицами. Слово тоже было их
оружием.
Их стихи знала вся страна.)
Анна Ахматова
Ольга Берггольц
Вероника Тушнова
Юлия Друнина.

В судьбу и поэзию каждой из них вплелось военное лихолетье.
Сообщение о Юлии Друниной.
17 летняя выпускница одной из московских школ Юлия Друнина в 1941
году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного поезда. Их семью
эвакуировали из Москвы в Заводоуковск Тюменской области, едва они там
устроились, как Юля, единственный ребенок в семье, сообщила о своем
решении.
Стихотворение «Я ушла из детства»
Памяти однополчанки – Героя Советского Союза Зины Самсоновой «Зинка».
(чтение по ролям)
Итоговое слово. Поэзия в годы войны – оперативный, доходящий до самого
сердца читателя род литературы.
Оперативность
Эмоциональность
Доходчивость
Патриотические чувства
Глубоко личные переживания

ПРИЛОЖЕНИЕ
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,

Как никто другой.
Елена Ширман
Это будет, я знаю:
Нескоро, быть может, ­
Ты войдешь бородатый,
сутулый,
иной.
Твои добрые губы станут суше и
строже,
Опаленные временем и войной.
Но улыбка останется.
Так иль иначе,
Я пойму ­ это ты.
Не в стихах, не во сне.
Я рванусь,
подбегу.
И наверно, заплачу,
Как когда­то, уткнувшись в сырую
шинель:
Ты поднимешь мне голову.
Скажешь: "Здравствуй:"
Непривычной рукой по щеке проведешь.
Я ослепну от слез,
от ресниц и от счастья.
Это будет нескоро.
Но ты ­ придешь

В ЗЕМЛЯНКЕ
Слова Алексея Суркова
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега...
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти ­ четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
слова ­ ноябрь 1941
музыка ­ февраль 1942

ЛЮБИМОЙ Джалиль Муса
Быть может, годы будут без письма,
Без вести обо мне.
Мои следы затянутся землей,
Мои дороги зарастут травой.
Быть может, в сны твои, печальный, я приду,
В одежде черной вдруг войду.
И смоет времени бесстрастный вал
Прощальный миг, когда тебя я целовал.
Так бремя ожиданья велико,
Так изнурит тебя оно,
Так убедит тебя, что "нет его",
Как будто это было суждено.
Уйдет твоя любовь.
А у меня,
Быть может, нету ничего сильней.
Придется мне в один нежданный день
Уйти совсем из памяти твоей.
И лишь тогда, вот в этот самый миг,
Когда придется от тебя уйти,
Быть может, смерть тогда и победит,
Лишит меня обратного пути.
Я был силен, покуда ты ждала ­­
Смерть не брала меня в бою:
Твоей любви волшебный талисман
Хранил в походах голову мою.
И падал я. Но клятвы: "Поборю!" ­­
Ничем не запятнал я на войне.

Ведь если б я пришел, не победив,
"Спасибо" ты бы не сказала мне.
Солдатский путь извилист и далек,
Но ты надейся и люби меня,
И я приду: твоя любовь ­­ залог
Спасенья от воды и от огня.
Сентябрь 1943 г.
М. Исаковский "Русской женщине"
...Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все ­ без конца и без счета ­
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
Одной тебе ­ волей­неволей ­
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома и в поле,
Одной тебе плакать и петь.
А тучи свисают все ниже,
А громы грохочут все ближе,
Все чаще недобрая весть.
И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась ­ какая ты есть.
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой.
За все ты бралася без страха.
И, как в поговорке какой,
Была ты и пряхой и ткахой,
Умела ­ иглой и пилой.
Рубила, возила, копала ­
Да разве всего перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.Что ты молчишь, скажи хоть слово,
В огонь уходят поезда.
Зачем назвал меня любимой?
Той долгожданной ночью светлой,
Зачем назвал меня любимой?
Теперь мой путь не изменить!
Любовь должна быть неделимой.
Она, как звездный свет, бессмертна.
Любовь должна быть неделимой.
Войне любовь не разделить.
Я ухожу, чтоб возвратиться,
Смотри, уже пылает небо.
Я ухожу, чтоб возвратиться,
Над нашим счастьем поднят меч.
Я верю, встреча повторится,
С тобою буду, где б ты ни был...
Я верю, встреча повторится,
Как тысячи счастливых встреч!
Не забывайте кровь разлуки,
Сердца, сожженные войною.
Не забывайте кровь разлуки,
Во имя тех священных дней.

Пусть плечи вырастут спиною,
Пусть в цепь одну сожмутся руки,
И заслонят любовь людей!

«А музы не молчали»

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы.

Девушка: Когда страна узнала о войне,

В тот первый день, в сумятице и бреде,

Я помню, я подумала о дне,

Когда страна узнает о победе.

(Маргарита Алигер)

Юноша :

Для целого поколения людей война против фашистских захватчиков стала мерилом верности и самоотверженности, честности, благородства и бесстрашия. Поэты в числе первых бойцов вступили в бой, сражаясь и ответной пулей, и силой русского слова.

Девушка:

Война задала новую тему в литературе. Вся народная боль, вся народная скорбь, народный гнев и вера в победу - всё вылилось в поэтический вечный огонь, восславляющий великий подвиг русского народа.

Юноша:

Девушка:

Испокон веков шла песня бок о бок с русским человеком, защищала землю русскую и русскую честь. А великое русское слово придавало сил, укрепляло веру в победу.

Юноша:

Песни, родившиеся в годы самых тяжких испытаний – в годы Великой Отечественной войны – особые песни. И потому отношение к ним вдвойне трепетное. Это песни Победы, героические и лирические. И разве можно не петь в эти светлые весенние дни, когда наступает великий народный праздник - День Победы?!

Девушка:

Разве можно не вспомнить самые дорогие сердцу строки русских поэтов?!

(На слайде зеленая поляна, цветы)

Чтец:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить,

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Слайд о С.Щипачеве.

Звучит аудиозапись песни «Священная война» (муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача)

Юноша:

Этими словами –«священная война» - дышала и думала вся страна в тот момент. Стихи Лебедева-Кумача потрясли всех своей гневной силой и. Поэт смог выразить словами то, что кипело на душе у каждого. «Священная война» стала главной песней Великой Отечественной.

Девушка:

24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихи Лебедева-Кумача. Руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А.Александров сразу сел за рояль. На другой день он объявил певцам и музыкантам: «Будем разучивать новую песню». И тут же мелом написал ноты на доске. Уже на следующий день эта песня «Священная война звучала на Белорусском вокзале при проводах бойцов на фронт.

Юноша:

Когда песня зазвучала, все встали, как во время исполнения гимна. С этого дня она каждое утро звучала по радио после боя кремлевских курантов.

Слайд о Б. Окуджаве .

Ах, война, что ж ты сделала, подлая;

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли –

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли, за солдатом - солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Юноша:

Поэт Булат Окуджава – фронтовик, известный автор стихов и песен про десятый батальон, про Сережку с Малой Бронной.

(Звучит мелодия песни «У деревни Крюково») Выходят девушки и поют песню .

Шел в атаку яростный 41-й год.

Все патроны кончились, больше нет гранат.

Лейтенант израненный прохрипел: «Вперед!»

У деревни Крюково погибает взвод.

Но штыки горячие бьют ненаугад.

Их в живых осталось только семеро молодых солдат.

Будут плакать матери ночи напролет.

У деревни Крюково погибает взвод.

Не сдадут позиции, не уйдут назад.

В карауле у холма печального семеро солдат.

(Звучит аудиозапись песни «Дороги» -муз. К. Листова, сл. Л.Ошанина)

На слайдах кадры).

Юноша (под мелодию песни) : Я проходил, скрипя зубами, мимо сожженных сел, городов, по горестной, по русской, по родной завещанной от дедов и прадедов земле. Крови своей, своим святыням верный, слова старинные я повторял, скорбя: «Россия, мати, свете мой безмерный, которой местью мстить мне за тебя?!»

Девушка: Дороги, дороги войны… Они пропитаны солдатской кровью, облиты горькими материнскими слезами. На дорогах войны погибали. На дорогах войны любили, верили, мечтали. На дорогах войны звучало страстное, призывное, горячее слово поэта.

Юноша:

Да, сделали все, что могли мы,

И были мы солнцем палимы,

И шли мы по сотням дорог…

Девушка:

«День на передовой, ночь в землянке, где при тусклом свете коптелки писались стихи, очерки, статьи, заметки. А утром все это уже читалось в полках и на батареях»,- вспоминает поэт Алексей Сурков. Он был рядовым солдатом. Это он написал слова песни «В землянке».

Огонек чадит в жестянке,

Дым махорочный столбом:

Пять бойцов сидят в землянке

И мечтают кто о чем. (Э.Асадов)

Девушка: «В землянке» - одна из самых лирических песен военных лет. Она «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта Алексея Суркова, которое он посвятил своёй жене и написал в письме.

Юноша :

«Это были шестнадцать домашних строк из письма моей жене Софье Антоновне,- вспоминал Сурков.- Написал я его после тяжелого боя под Истрой.»

Девушка:

В феврале 1942 года личные строки Суркова вдохновили композитора Константина Листова, и он написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни. 25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в «Комсомольской правде».

Группа ребят сидит у символического костра и исполняет один куплет песни «В землянке». (Слайд об Алексее Суркове) Затем под музыкальное сопровождение этой мелодии говорят:

Юноша: Поэзия фронтового поколения стала своеобразным лирическим дневником, честной исповедью солдатского сердца.

Ребята уходят.

Девушка : Часто стихи строились как воспоминание, как разговор с самим собой, с друзьями. Константин Симонов посвятил своему другу, Алексею Суркову, стихотворение.

(Слайд о К.Симонове)

Чтец1:

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

…………………………………….

По-русски три раза меня обняла.

Юноша: читает слова М.Исаковского «Огонек»

На позицию девушка провожала бойца,

Темной ночью простилася

На ступеньках крыльца.

И пока за туманами

Видеть мог паренек,

На окошке на девичьем

Все горел огонек.

Девушка : Война не заглушила исконной поэтической темы – темы любви. Люди видели страдания, смерть, научились ненавидеть, но не перестали любить. Они любили, верили и ждали.

Звучит песня «Смуглянка»

Юноша:

Самое личное стихотворение К.Симонова «Жди меня, и я вернусь» стало всеобщим, самым народным. Поэт так объяснил историю его создания: «Просто я уехал на фронт, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу. И я ей написал письмо в стихах. Потом это письмо было напечатано в газете и стало стихотворением».

(Звучит мелодия песни «Жди меня», юноша читает стихи)

Юноша: Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди.

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара.

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет;

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать.

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой.

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Девушка:

Давид Самойлов, как и многие его сверстники, со студенческой скамьи ушел на фронт. Самым известным произведением поэта стало стихотворение «Сороковые»

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные…

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

Как это было! Как совпало-

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые,

Война гуляет по России,

А мы такие молодые! (Д.Самойлов)

Звучит «Случайный вальс» (Один куплет)

Потом девушка под музыку говорит.

Девушка:

Ранбольные… Так мы называли наших подопечных, только что прибывших в госпиталь с фронта, пока не знали их имен и фамилий, а потом звали их, конечно, по именам, потому что большинство было наших одногодков – Васи, Пети, Андрюши, Саши… Многие, очень многие выздоравливали, отправлялись опять на фронт и писали нам, медсестрам, письма.

Юноша:

Привет с фронта! Нина, здравствуйте. Сейчас у нас на фронте затишье, но что-то томит, и настроение немного тоскливое. Вы знаете, ведь мы бодримся и в разговорах друг с другом, и в письмах родным, но умирать все-таки очень и очень не хочется. Особенно сейчас, когда весна…и где-то звучит песня «Темная ночь».

Девушка:

В 1943 году, во время работы над фильмом «Два бойца» режиссеру Леониду Лукову пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому.

Юноша: Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович через 40 минут предложил другую мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который за три часа написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимира Агатова, благодаря идее ЛеонидаЛукова, была создана любимая и поныне песня «Темная ночь».

Звучит песня «Темная ночь »

Юноша:

Дети и война – это слова несовместимые, и потому это особенная тема поэзии. Война легла тяжелым бременем на детей. Лишила их счастливого детства.

Девушка :

А дети иногда делали то, что не мог сделать взрослый. Ходили в разведку, добывали важные сведения. Александр Твардовский был потрясен мужеством мальчишек и написал об этом в стихотворении «Рассказ танкиста».

Боец:

Был трудный бой.

…………А как зовут, забыл его спросить.

Юноша: Стихи в печати появлялись иногда совсемнеобычно. Однажды в планшете умирающего солдата был найден блокнот со стихами. Через 20 лет один фронтовик переслал этот блокнот в редакцию столичной газеты

Девушка:

Так в печати появились стихи Константина Мамонтова. Но солдат, оказывается, выжил. И через много лет ему, как победителю Всесоюзного литературного конкурса имени Н.Островского, вручили медаль.

Мой стих наполнен горечью утраты,

Пропах едучей гарью городов,

Пропитан кровью русского солдата,

Облит слезами матерей и вдов.

И если смерть его на полуслове

Прервет, ворвавшись в узкий ход траншей,

Весь жар души, весь сгусток чувств и крови

Я завещаю Родине моей. (К.Мамонтов)

Девушка : Женщинам на войне было особенно тяжко. Многое было пережито, и права поэтесса Юли Друнина, когда признается:

Я только раз видала рукопашный.

Раз – наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Юноша:

Юлией Друниной написаны лучшие стихи о женщине на войне.

«Светлокосые солдаты» - девушки воевали наравне с мужчинами. Своей однополчанке – Герою Советского Союза Зине Самсоновой - посвящает Юлия Друнина свое знаменитое стихотворение «Зинка».

Девушка 1:

Мы легли у разбитой ели,

Ждём, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.

У меня лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется, каждый кустик

Беспокойную дочку ждет…

Знаешь, Юлька,

Я против грусти.

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг нежданный приказ: «Вперед1»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

Девушка 2:

С каждым днём становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи.

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы хотели со славой жить.

…Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Её тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

…Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У неё ты была одна.

Пахнет в хате квашнёй и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

…Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала. 1944.

Звучит мелодия песни «Журавли» на стихи Расула Гамзатова.

Ребята исполняют один куплет песни.

Девушка :

Когда все услышали по радио звучащий из блокадного Ленинграда голос Ольги Берггольц, это было большим событием для многих людей на фронте и в тылу. Юный женский голос говорил правду и только правду, без прикрас. Он прорвал ледяное пространство, вошел в нетопленые комнаты ленинградцев.

Юноша :

Ольга Берггольц была не просто поэтом: она стала голосом блокадного города, духовным символом Победы.

Я буду сегодня с тобой говорить,

Товарищ и друг Ленинградец,

О свете, который над нами горит,

О нашей последней отраде.

Товарищ, нам горькие выпали дни,

Грозят небывалые беды,

Но мы не забыты с тобой, не одни-

И это уже победа.

Девушка: Мы будем драться с беззаветной силой,

Мы одолеем бешеных зверей,

Мы победим, клянусь тебе, Россия,

От имени российских матерей!

Ольга Берггольц сама падала в снег от голода, но находила силы подняться. Она стала живой легендой, символом стойкости, мужества, веры в победу.

Юноша: Ленинградцы не выключали радио ни днем, ни ночью. Из-за недостатка электроэнергии оно не говорило, а шептало, но никогда так не слушали стихи ленинградских поэтов, как в ту зиму. Голодные, опухшие, еле живые люди слушали слова, равные пайке блокадного хлеба. Этот голос был спасением.

О, ночное воющее небо,

Дрожь земли, обвал невдалеке,

Бедный ленинградский ломтик хлеба-

Он почти не весит на руке…

Для того, чтоб жить в кольце блокады,

Ежедневно смертный слышать свист,-

Сколько силы нам, соседка, надо,

Сколько ненависти и любви…

Столько, что минутами в смятенье

Ты сама себя не узнаешь:

Вынесу ли? Хватит ли терпенья?

Вынесешь! Дотерпишь! Доживешь!

(О.Берггольц. «Разговор с соседкой»)

Звучит мелодия «В лесу прифронтовом».

Девушка1:

Да разве об этом расскажешь-

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все - без конца и без счета-

Печали, труды и заботы

Пришлось на тебя на одну.

Девушка 2:

Одной тебе волей-неволей,

А надо повсюду поспеть;

Одна ты и дома, и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,

У той, у далекой черты,

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

Девушка1:

Рубила, возила, копала,-

Да разве же все перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

Девушка 2:

И воин, идущий на битву

И встретить готовый её,

Как клятву шептал, как молитву,

Далёкое имя твоё.

Юноша:

Что драгоценнее в стихах Исаковского? Что так согревало, звало на бой? Может быть, спокойная готовность к подвигу («И что положено кому, пусть каждый совершит»). Или горьковатая мужественная шутка, разряжающая суровый драматизм военных будней («А коль придется в землю лечь, так это ж только раз»). Но каждая фраза - на устах всех русских солдат, всего русского народа.

И врага ненавистного

Крепче бьет паренек

За любимую Родину,

За родной огонёк.

(«Огонек» М.Исаковский)

Девушка: Война – это смерть, разруха, пожарища. До песен и стихов ли было? Оказалось, что поэзия, песня, были необходимы. Как глоток воздуха. Как лучик надежды. Как самый желанный кусочек хлеба. Это песни со слезами на глазах. Это строки великой памяти о пережитом. Все испытали. Выстояли! И победили!

Звучит песня «Эх путь-дорожка фронтовая»

Юноша : Все тяготы войны не заслонили ни красоты полей, ни ослепительность солнечных лучей. Мир сверкал, радовал, манил.

Бойцы помнили о родном доме, мечтали побывать в родном селе, погулять после войны, блеснуть выправкой, как Василий Теркин в поэме Александра Твардовского.

Юноша:

Нет, ребята, я не гордый,

Не заглядывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

На медаль. И то не к спеху.

Вот закончили б войну,

Вот бы в отпуск я приехал

На родную сторону.

Буду ль жив ещё? –Едва ли,

Тут воюй, а не гадай.

Но скажу насчет медали:

Мне её тогда подай.

Обеспечь, раз я достоин,

И понять вы все должны:

Дело самое простое-

Человек пришел с войны.

(Слайд «Возвращение с победой»)

Юноша: Вот так: и грустно, и весело, призывно и задорно, мужественно и нежно – звучало на войне великое русское слово поэта. Ничто не могло заставить его замолчать. Наоборот, оно стало сильнее, величественнее. Русский стих, как яркий, горящий огонек, бежал по всей бесконечной линии фронта.

Девушка:

Устами поэта говорила сама русская армия, накопившая «ярость благородную», готовая распрямиться, как тугая пружина, и отбросить врага. Устами поэта говорила сама русская земля, сама природа, выражавшая «негасимую любовь» к жизни, к Отчизне, к родному дому. Поэты навечно определили статус русского народа - быть свободным:

Юноша:

И спустя годы и десятилетия живут и будут жить в народной памяти те героические песни. Поют их прошедшие войну ветераны, поют их внуки и правнуки.

Девушка : И пока мы поем эти песни, жива наша общая память о людях, завоевавших Победу, отстоявших нашу Родину самой дорогой ценой – ценой своей жизни.

Песням тех лет поверьте!

Мы не зря от дома вдалеке

Пели в четырех шагах от смерти

О родном заветном огоньке.

Девушка :

И не зря про путь к Берлину пели

Как он был нелегок и нескор

Песни эти вовсе не стареют

И в строю остались до сих пор.

Юноша :

Песни эти с нами и поныне

Согревают душу, берегут

И через года, через долины

Славу русской армии несут.

Девушка:

Будем петь и мы, и наши внуки

Про дороги, про землянку, и пока

Бьется сердце русского народа,

Будет память о Победе жить в веках.

Выходят юноши и девушки – участники мероприятия.

Звучит песня из кн /ф «Белорусский вокзал». Все поют.

Литература.

1. Гражданская лирика советских поэтов. М. Дет.лит. 1982 г.

2.Час мужества: Поэзия периода Великой Отечественной войны. М. просвещение. 1990.

3. О.Берггольц. Я говорю с тобой из Ленинграда. Л. Дет.лит. 1987.

4. Симонов.К. Стихотворения. М. Правда. 1982.

5. Учебник. Литература 6-11 классы. М. Просвещение. 2010 год.

6. Читаем, учимся, играем. Журналы -2004г М. «Либерея-библиопринт»

Сценарий
музыкального- поэтического вечера
« А музы не молчали…»
Для учащихся ДШИ и их родителей
Составила: Шигапова Н.Н1.Фрагмент из фильма «Командир счастливой щуки», звучит песня «,Давным-давно была война», на стихи Л.Дербенева, музыка А.Хачатуряна.
Ведущий:«Никто не забыт и ничто не забыто»
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет,
И музы все о войне воспевают.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
2.« На грозную битву вставайте» , Т. Хренников, из к/ф « В 6 часов вечера после войны» (хор)
Ведущий: С первых дней Великой Отечественной войны искусство было призвано помогать делу борьбы с фашизмом. Композиторы писали оратории, кантаты, симфонии, посвященные обороне родной страны, воспевающие мужество и героизм советских людей.
Четырехлетие Великой Отечественной войны в полной мере подтвердило гражданскую зрелость советской музыки, ее способность жить интересами своего народа. Перед деятелями музыкального искусства в то время стояла одна главная задача: воспитание мужества и стойкости в борьбе с фашистким нашествием. За короткий срок было создано очень много выдающихся произведений. Одно из них – Седьмая симфония («Ленинградская») Д. Шостаковича.
Седьмая симфония сразу после своего первого исполнения получила огромный резонанс в мире. Триумф был всеобщим – музыкальное поле сражения тоже осталось за Россией. Гениальное произведение Шостаковича наряду с песней "Священная война" стало символом борьбы и победы в Великой Отечественной войне.
“Эпизод нашествия”, живущий как бы отдельной от других разделов симфонии жизнью, при всей карикатурности, сатирической заостренности образа совсем не так прост. На уровне конкретной образности Шостакович изображает в нем, конечно, фашистскую военную машину, вторгшуюся в мирную жизнь советских людей.
3.Звучит фонограмма. Отрывок из Седьмой симфонии « Ленинградская» Д.Шостаковича.
ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич
Жизнь Прокофьева С.С во время войны:
Летом 1941 Прокофьев был эвакуирован на Северный Кавказ, где вскоре написал струнный квартет № 2. В том же году он начал работать над оперой «Война и мир» по роману Л. Н. Толстого. Работа эта растянулась на 11 лет. В военные годы Прокофьевым было создано еще одно крупное сценическое произведение - балет «Золушка» (1945, Москва). Среди произведений военных и первых послевоенных лет - симфонии № 5 и 6 .
Александров Александр Васильевич
Личная жизнь Александра АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич (1883-1946), российский композитор и хоровой дирижер, народный артист СССР (1937), генерал-майор (1943). Организатор (1928) и художественный руководитель Ансамбля песни и пляски Советской Армии. Автор песни «Священная война» (1941), музыки к государственному гимну СССР. Государственная премия СССР (1942, 1946). В 1918 г. Александрова приглашают в Московскую консерваторию, уже в роли преподавателя, после четырёх лет работы, создаёт собственный ансамбль, с которым он объезжает весь Советский Союз и половину мира.
ВОЕННЫЕ ГОДЫ Александрова В 1941 г. по личному распоряжению Сталина, ансамбль не распускают, и Александр Васильевич с новой силой включается в творческий процесс, во время Великой Отечественной Войны им создаются такие песни, как «Священная война», «В поход! В поход!», «Несокрушимая и легендарная». и др. Во время войны Сталин решает, что страна должна иметь свой государственный гимн, мелодию, которая бы соединила страну в единый мощный кулак. Дело доверяется Александрову совместно с авторами слов Сергеем Михалковым и Г. А. Эль-Регистаном. В 1941 г. по личному распоряжению Сталина, ансамбль не распускают, и Александр Васильевич с новой силой включается в творческий процесс, во время Великой Отечественной Войны им создаются такие песни, как «Священная война», «В поход! В поход!», «Несокрушимая и легендарная». и др. Во время войны Сталин решает, что страна должна иметь свой государственный гимн, мелодию, которая бы соединила страну в единый мощный кулак. Дело доверяется Александрову совместно с авторами слов Сергеем Михалковым и Г. А. Эль-Регистаном.
4.«Священная война» (запись)
Ведущий:
"Там, где переходы и завалы,Рваная колючка на столбах,Умирали наши запевалыС недопетой песней на губах." .
Ведущий: Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады.
5.« Огонек» (Василина, поет В.Ю)
Ведущий: Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей:
Лидию Русланову, Клавдию Шульженко.
6.(Запись. Клавдия Шульженко « Синий платочек».) 7.« Синий платочек»(Таня)
8. Л. Русланова « Валенки» (запись)
Ведущий:
Советский поэт, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот где «до смерти четыре шага». После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его, и солдатские жены, невесты получали это стихотворное послание. В начале 1942 года композитор К. Листов написал мелодию к тексту. Так была создана песня «Землянка».
9.« В землянке» (Даша)
Ведущий: Война шла пять лет, и каждый год рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности, которым не было числа...
.
"… Еще мальчишками когда-тоВ войну играли мы в солдаты. Как о пути в чужие дали – Танкистами мы стать мечтали." 10.« Три танкиста» (Таня)
Журавли
слова Р. Газматова, музыка Я. Френкеля Песня о подвиге солдат, песня – плач, пронзительная память о тех, кого нет, возвышая солдат. Помимо поэта, переводчика и композитора, создателем песни «Журавли» следует назвать и её первого исполнителя Марка Бернеса. Он сумел убедить поэта и переводчика в необходимости переделок стихотворного текста, доведя его до песенного. Песня о подвиге солдат, песня – плач, пронзительная память о тех, кого нет, возвышая солдат. Помимо поэта, переводчика и композитора, создателем песни «Журавли» следует назвать и её первого исполнителя Марка Бернеса. Он сумел убедить поэта и переводчика в необходимости переделок стихотворного текста, доведя его до песенного.
11.« Журавли» (Стас)
Ведущий: Во время маленьких перерывов между боями Вы собирали боевых товарищей, пели песни, что-то рассказывали, читали вслух письма из дома, в которых писали, как Вами гордятся, верят в победу и ждут Вас.
12.« Моя любимая» (Владлена) сл. Е. Долматовского, Музыка М. Блантера13.Фрагмент из к/ф « Мы из будущего»Ведущий: «В бой идут одни старики» Будучи режиссёром и исполнителем главной роли Леонид Быков, спел и «Смуглянку». Согласно легенде, впервые эту песню Быков услышал в поезде, где её пели двое военных, ехавших в Молдавию на могилы своих товарищей, и настолько "Смуглянка" запала актёру в душу, что ни о каком другом гимне «поющей эскадрильи» не могло быть и речи.
14.Фрагмент из к/ф « Смуглянка»
15.« Степная кавалерийская» Книпер (Кристина) (хор)
Ведущий:
Дед, расскажи мне, как там было?Как ты под пулями бежал...Как с ног сбивало каждым взрывомИ ты «за Родину» орал...Как впереди зловещим трескомСвинцом плевался пулемет,А политрук грозя наганомКричал: «родимые, вперед!»Как пули страшно выли рядомИщя кого-то в зыбкой мгле,Как августовским звездопадомСверкали трассеры во тьме...Как ты укрывшись мертвым теломНе целясь, наугад стрелялИ обыскав труп неумелоПатроны у него искал...Дед, расскажи, как в рукопашнойВ тебя смотрел зловещий ствол,Который немец, с мордой страшнойТебе прямо в лицо навелКак в холостую боек брякнулИ немец с криком побежал,А ты, догнав, по рукояткуПод сердце сунул свой кинжал...Дед прокряхтел: «да, все забылось...»,И что там попусту болтать,Ты лучше глянь, земля прогреласьПора бы скоро и пахать...
16.« Разговор с дедушкой «Д. Чупатов (Ярослав)
17.« Помни» (песня)
Испытало нас время свинцом и огнем,
Стали нервы железу под стать.
Победим, И вернемся. И радость вернем.
И сумеем за все наверстать.
Неспроста к нам приходят неясные сны
Про счастливый и солнечный край.
После долгих напастей недружной весны
Ждет и нас ослепительный май.
18. « День Победы»(запись)

И пушки грохотали, и музы не молчали

ЦЕЛИ:
- Познакомить учащихся с литературно-музыкальным творчеством композиторов и поэтов, военного времени;
- способствовать формированию патриотического воспитания, познавательного интереса, активности и расширения кругозора у слушателей;
- содействовать приобретению учащимися коммуникативных умений и навыков посредством участия в коллективной творческой деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ:
- Магнитофон, диски и кассеты с записью песен военного времени
- Класс украшен шарами, цветами, на экране фото военных лет.

Ведущая:

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В суровое военное время советская массовая песня стала мощным идейным оружием. Она звала в бой за Родину и получала живой отклик в сердце каждого советского человека. Начало Великой Отечественной войны в памяти нашего народа навсегда связалось с суровыми, набатными интонациями песни «Священная война». 24 июня руководитель ансамбля Красноармейской песни и пляски профессор А.В. Александров прочитал в газете «Известие» стихотворение В.И. Лебедева-Кумача

Вставай страна огромная,
Вставай на смертный бой.
С фашисткой силой темной,
С проклятою ордой

А через три дня песня «Священная война» была исполнена в зале ожидания Белорусского вокзала в Москве, откуда бойцы уезжали на фронт. «Эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особым порывом, светлым настроением, и не только бойцы, но и мы, исполнители, нередко плакали»,- вспоминал Александров. Эта песня вошла в историю как своего рода «музыкальная эмблема» военного четырехлетия. «Песня - фронту» - таков был патриотический лозунг советских композиторов и поэтов.

Звучит песня «Священная война»

Ведущая:

О тяжелой борьбе партизан, народных мстителей, повествует песня «Шумел сурово Брянский лес», которая долгое время бытовала как народная. Композитор Кай и поэт Софронов не возражали. «Это высшее признание творчества», - говорили они.

Шумел сурово Брянский лес,
Спускались синие туманы,
И сосны слышали окрест,
Как шли тропою партизаны.

Другая партизанская песня «Ой, туманы мои, растуманы» , - отличается задушевностью и в тоже время несокрушимой силой, выражая непреклонную веру народа в победу над врагом. Ее написали композитор В. Захаров и поэт Исаковский.

Ой, туманы мои, растуманы,
Ой, родные поля и луга!
Уходили в поход партизаны,
Уходили в поход на врага.

Матросская баллада «Заветный камень », основанная на подлинном эпизоде из военной хроники, повествует о последнем моряке, покинувшем Севастополь, временно захваченный гитлеровцами. Композитор Б. Мокроусов и поэт А. Жаров, развивая традицию русских матросских песен, достигает этой мелодией подлинного драматизма.

Звучит песня Заветный камень»

Ведущая:

Осенью 1941 года младший лейтенант Марк Лисянский, ехавший на фронт через Москву, забежал в редакцию, положил на стол перед секретаршей листок, и, не дожидаясь, когда она прочтет, ушел. А вскоре по радио поэт услышал песню, написанную композитором И. Дунаевским на его стихотворение «Моя Москва». На двадцать третьем километре, подъезжая к Москве по Ленинградскому шоссе, стоят противотанковые ежи. Это памятник. На постаменте отчеканены слова из этой песни:

«И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова…»

Ленинград. Август 1941 года. Новая песня Соловьева - Седого на слова Чуркина «Вечер на рейде» не успела прозвучать в родном городе, как началась блокада. Композитор выехал на фронт и решил показать свою работу бойцам. Песня говорила о разлуке с родным городом и о возвращении домой, и пришлась бойцам по сердцу, ее запели везде. Как она попала в блокадный Ленинград, до сих пор неизвестно.

Споемте, друзья, ведь завтра в поход
Уйдем в предрассветный туман.
Споем веселей, пусть нам подпоет
Седой боевой капитан.

Популярнейшее стихотворение М. Исаковского «Огонек». (На позицию девушка, провожала бойца…) было распето в народе, на мелодию довоенной эстрадной песни мало известного композитора, так стихийно родилась одна из самых распространенных песен военного времени, взволновавшая солдат своим лиризмом.

В середине 30-х годов М. Блантер в соавторстве с М. Исаковским создал песню «Катюша» . Могли ли тогда предполагать композитор и поэт, что через несколько лет, когда разразится тяжелая и кровопролитная война, эта песня станет одной из самых популярных. Ее пели повсюду, переделывали, она имела несколько вариантов, а затем перелетела и в другие страны. Ее мелодия стала основой боевого гимна итальянских партизан - антифашистов. Песенный образ, любящий бойца девушки, вдруг стал олицетворением всего прекрасного в жизни, что безжалостно разрушила война, и что следовало защищать. Не случайно именно Катюшей прозвали на фронте реактивный многоствольный миномет.

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.

Звучит песня «Катюша»

Ведущая:

«Давай закурим» Так называется песня композитора Табачникова и поэта И. Френкеля. Нелегко приходилось бойцам Южного фронта осенью 1941 года. Наступила рано зима для этих мест, в ноябре уже выпал первый снег, потом вдруг потеплело, снег растаял, дороги покрылись непролазной грязью. Вязли машины, солдатские сапоги. Родились стихи:

Теплый ветер дует, развезло дороги
И на Южном фронте оттепель опять,
Тает снег в Ростове, тает в Таганроге,
Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать.

Написал эти стихи старший батальонный комиссар Илья Френкель. Военная судьба свела поэта с композитором Модестом Табачниковым. Это был очень радостный день. Стихи так увлекли композитора, что уже на следующее утро он сыграл товарищам новую песню. Впервые она прозвучала на 24 годовщине Октября, 7 ноября 1941 года. На фронте часто поводом к обращению служило «Нет ли, закурить?», а то и привычное соглашение «Давай закурим». Чиркнет огонек, выдохнется струйка. «Давай закурим» - чем плох этот пароль! Так возникла солдатская песня. Она вместила в себя и гнев против фашистских захватчиков, и гордость за великое фронтовое товарищество советских воинов, спасенных единой волей к победе над ненавистным врагом.

«В землянке» Кто не помнит одну из самых известных песен во время войны. Ее авторы композитор Листов, поэт Сурков. Когда поэт писал строчки стихотворения, он не предполагал его опубликовывать и тем более не думал, что оно может стать песней. Это были строчки из письма к жене. Писал он действительно в землянке, «В белоснежных полях под Москвой», в конце 1941 года, под впечатлением от трудного, боевого дня, когда ему, корреспонденту фронтовой газеты, пришлось вместе со штабом одной из частей вести тяжелый бой с гитлеровцами. В начале 1942 года проездом заехал Листов, захватил у поэта стихи - письмо жене… «Прочти, может, что и получится» …Стихи Суркова захватили Листова своей лиричностью, искренностью. Через неделю он пришел в редакцию фронтовой газеты «Красноармейская правда», взял гитару и спел песню. Вначале песня вызвала критические замечания. Строчки «до тебя мне дойти нелегко, а до смерти 4 шага» - упадническое настроение, не мобилизующее. Суркова попросили заменить строчку, но он наотрез отказался от переделок. Песня лирическая, немного грустная. Но не тоску она вызывала у бойцов, а звучала, как вызов, презрение к смерти. Ее пели перед атакой, идя в бой. Десантники 18 армии под командованием Героя Советского Союза Куникова, овладели скалистым, неприступным мысом под Новороссийском. Несколько месяцев герои - десантники стояли на смерть на этом родном клочке земли. И «Землянка» была любимой песней героев, и в самые напряженные минуты боя, бойцы пели:

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.

Звучит песня «В землянке»

Ведущая:

«На безымянной высоте» Музыка Баснера, слова Матусовского. 1943 год. Корреспондент газеты Матусовский в одной из командировок на передовую, услышал историю о том, как 18 бойцов, сибиряков - коммунистов, добровольно вызвались овладеть высотой, что близ поселка Битлицы. Фашисты, засевшие там, мешали продвижению нашим войскам. И вот ночью, под покровом темноты, 18 советских солдат вплотную подползли к немецким позициям, и после ожесточенного боя, уничтожив около 100 фашистов, взяли эту высоту. Прошли годы, для кинофильма «Тишина» Матусовскому и Баснеру надо было написать песню о подвиге друзей - однополчан. Матусовский и вспомнил эту историю, и родилась песня.

Дымилась роща под горою
И вместе с ней горел закат…
Нас оставалось только трое
Из 18 ребят…

На самом деле же деле из 18 ребят в живых остались только двое: Герасим Лапин полуживой пробился к своим, Константин Власов попал в плен, затем бежал к партизанам. На той самой высоте «Безымянной» на стыке Брянской и Смоленской областях воздвигнут необычайный мемориальный комплекс. Он не из бронзы и мрамора, как поется в песне, а вокруг памятника 16 гранитных глыб, по числу погибших героев. Внутри землянки стол, на нем гильза, каска и другие солдатские вещи. А над столом металлическая доска, на которой выбито:

Мы не забудем, не забудем, атаки яростные те,
У незнакомого поселка, на Безымянной высоте…

«Орленок» Композитор В. Белый, поэт Шведов. Песня «Орленок» была написана в 1936 году. Часто эту песню исполнял Александр Окаемов. В 1941 году он стал бойцом. Долго ничего не было известно о его судьбе, лишь в конце 50-х годов мы узнаем о подвиге Окаемова. В феврале 1943 года Окаемов был арестован в небольшом белорусском городке Кричеве, оккупированном фашистами. Пытки не сломили его духа, и он оставался, до конца верен своему патриотическому долгу. Стоя у свежевырытой могилы, Окаемов запел: «Орленок, орленок, взлети выше солнца…»
«Орленок» и сегодня остается популярной песней.

Звучит песня «Орленок»

Ведущая:

«Случайный вальс» Музыка Фрадкина, слова Долматовского.2 февраля 1943 года победоносно закончилась Сталинская битва. Наступила непривычная тишина. Через несколько дней поэт Долматовский вместе с композитором Фрадкиным ехали на новое место назначения будущую Курскую дугу. Поезд шел медленно часто останавливался. Матусовский вспоминает: «Я заметил, что никакая сложность обстановки, смертельная опасность, разруха, беда не смогут заглушить и отвергнуть все то, что принадлежит мирным временам и именуется лирой. Стоит военной колонне остановиться на ночевку в прифронтовом селе или городке, уже возникают знакомства, откровенные разговоры, влюбленность. Однажды летчику - офицеру пришлось побывать летним вечером в небольшой деревушке в прифронтовой полосе, вдруг он услышал музыку - танцевала молодежь под старый патефон. Он подошел поближе и увидел одиноко стоящую девушку. Лейтенант пригласил ее на вальс. Разговорились, но тут пришло время проститься - сигналил шофер, пора в путь. Прошло много времени, но офицер не может забыть эту девушку. «Офицерский вальс» так была названа песня, но она была и солдатской, поэтому песню назвали «Случайный вальс». Авторы сами исполняли свою песню на всех остановках.

Ночь коротка, спят облака.
И лежит у меня на ладони
Незнакомая ваша рука.

«Последний бой» Песня написана к киноэпопее «Освобождение». Слова и музыка Михаила Ножкина. О чем могли петь и думать бойцы в те памятные дни 1945 года перед последним штурмом фашистского логова? А тут автор вспомнил свое детство, его он провел в затемненной Москве, жил недалеко от военного госпиталя. Отец был на фронте, мать целый день на работе. Маленький Миша целые дни проводил с раненными бойцами. Они хорошо относились к мальчику, делились хлебом, сахаром. Рассказывали о фронтовой жизни, о своих родных, близких, мечтали о победе, о том какой счастливой будет жизнь, как они вернуться домой к мирному труду. И Ножкин понял, что песня должна быть простой по смыслу, и по звучанию. Песня прозвучала с экрана в исполнении автора и обрела самостоятельную жизнь.

Мы так давно, мы так давно не отдыхали,
Нам было просто не до отдыха с тобой.
Мы пол Европы по-пластунски прошагали,
И завтра, завтра, наконец, в последний бой.

«Солнце скрылось за горою» Музыка Блантера, слова Коваленкова. Эта песня была задумана в Берлине в 1945 году. По всей линии фронта шли ожесточенные бои, но, не смотря на это у всех было, от рядового до командира, приподнятое настроение. Лица воинов светились радостью, уверенностью к близкой победе. После подписания о капитуляции немецких войск, прозвучало немало песен. Блантер, глядя на радостные лица солдат, захотел написать песню о том, как солдаты - победители будут возвращаться домой. В 1948 году встретившись с поэтом фронтовиком Коваленковым, написали песню «Солнце скрылось за горою» Так возникла суровая, походная, маршевая песня.

Солнце скрылось за горою,
Затуманились речные перекаты,
А дорогою степною
Шли с войны домой советские солдаты.

Звучит песня «Солнце скрылось за горою»

Ведущая:

В истории советского песенного искусства особое, ни с чем несравнимое, место занимают песни, созданные в период Великой Отечественной войны. Они и до сих пор продолжают жить, волновать и тревожить души как бывших фронтовиков, так и людей послевоенных поколений. В походах, в боях, в землянках песни получали путевки в жизнь. Именно с тех пор советская песня приобрела одно из ценнейших качеств - умение шагать в ногу с народом, помогать ему, строить и жить, бороться и побеждать: умение передавать душевную настроенность людей. И самое главное - любовь к Отчизне. Песня всегда несла на своих крыльях идеи дружбы, мира, интернационализма. В песнях борьбы за мир эти тенденции выявились с особой полнотой. И не случайно советскую песню подхватили далеко за рубежами страны. Ее мелодии стали своего рода паролем прогрессивных деятелей культуры.

Использованная литература

1. Медушевский В.В. Энциклопедический словарь юного музыканта.- М.: Педагогика, 1985 г.
2. Луковников А. Друзья-однополчан - М.: Музыка, 1985г.
3. Ситникова Н. От песни до симфонии. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1989г.
4. Тарасов Л. Музыка в семье муз. Ленинград: Детская литература,1985г.
5. Нестьев. И. Учитесь слушать музыку - М.: Музыка, 1987г.

Песни и музыка
1. Священная война. Музыка Александрова, слова Лебедева-Кумача.
2. Заветный камень Музыка Мокроусова, слова Жарова.
3. Катюша, Музыка Блантера, слова Исаковского.
4. В землянке. Музыка Листова, слова Суркова.
5. Орленок. Музыка Белого, слова Шведова.
6. Солнце скрылось за горою. Музыка Блантера, слова Коваленкова.

Каюкова Галина Леонидовна

г. Добрянка