Московский Русско-американский институт: характер, профессионализм, христианское мировоззрение Интервью с президентом Джоном Бернбаумом - East-West Church & Ministry Report. Национальная премия в области развития общественных связей

Университет РАУ – это платформа для международного образования.
По всему миру у нас есть партнеры: языковые школы, колледжи,
университеты и работодатели. Мы помогаем абитуриентам искать
программы обучения, поступать в университеты и получать
работу в международных компаниях.

История

Университет РАУ основан в 2018 году, чтобы высшее образование в международных университетах стало ближе, доступнее и понятнее.

Новые технологии и диджитализация охватили все сферы бизнеса. Классическое образование в России часто не успевает адаптироваться к новым изменениям и не дает студентам знания и навыки, необходимые для удачной карьеры на международном рынке. Чтобы получить степень бакалавра, магистра, доктора наук или дополнительное образование, специалисты из России и стран СНГ все чаще выбирают обучение в американских вузах.

Университет РАУ появился в ответ на потребности рынка. Сегодня это связующее звено с миром образования за границей. Благодаря онлайн-курсам и дополнительным сервисам, наши студенты находят подходящие программы обучения в американских вузах, поступают в них и успешно учатся. Партнерство РАУ с университетами США делает международное образование доступным для студентов. Учеба проходит на английском языке.

Список программ обучения регулярно расширяется. Курсы начинаются несколько раз в год. Университет РАУ расположен в Москве, у нас есть представители в Бостоне.

Миссия

Мы воспитываем специалистов с большой буквы. Развиваем в студентах интеллектуальные, профессиональные и личные качества, важные для достижения успеха в глобальном сообществе. Мы уверены, что хорошее образование и глобальных взгляд улучшает жизнь людей.

Наши студенты обмениваются опытом с представителями разных стран, изучают различные дисциплины, развиваются как личности. Благодаря созданной международной экосистеме, происходит интеллектуальная трансформация и создаются условия для экономического и культурного преобразования общества.

РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ

Вы можете принять участие в любых мероприятиях в рамках Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник». Для этого Вам необходимо просто заполнить форму на нашем сайте.

Американский университет в Москве

Эдуард Лозанский, президент Американского университета в Москве, представляет проект "Актуальные проблемы сотрудничества между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки" на премию "Серебряный Лучник" - США

Телекоммуникационные технологии, наряду с другими, в современном мире развиваются с огромной скоростью. С каждым днём всё глубже пронизывая различные сферы общественной жизни. Помогают развиваться и совершенствоваться людям по всему миру. Технологический прогресс открыл доступ к тем благам, которые ещё до недавнего времени были доступны лишь малой части населения Земли. В частности, к такому важному и ценному благу, как образование. В нашем случае, речь идёт о дистанционной форме образования.

Биография

Советский физик, американо-российский публицист и общественный деятель. Академик Российской академии социальных наук, основатель и президент Американского университета в Москве. Президент Всемирного российского форума, ежегодно проводимых слушаний в Конгрессе США по вопросам американо-российского сотрудничества.

В 1961-1966 гг. учился в МИФИ. Окончил аспирантуру Института атомной энергии им. И.В.Курчатова (специальность - «теоретическая ядерная физика»). Был научным работником в Институте атомной энергии им. Курчатова и в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне . Одновременно он преподавал в Бронетанковой академии им.Р. Я. Малиновского . В 1976 году переехал на постоянное жительство в США, получил американское гражданство, живёт в

Интервью с президентом Джоном Бернбаумом

Редактор: Когда был основан Русско-американский институт и при каких условиях это происходило?

Впервые идея создания в Москве Русско-американского института была озвучена в 1988 Питером и Анитой Дейнека и их коллегой из Уитон Колледжа Иваном Фасом. Первые семена были посеяны, когда супруги Дейнека, подружившись с тогдашним министром науки и образования СССР Евгением Казанцевым, способствовали приезду в Соединенные Штаты в сентябре 1990 г. делегации советских учителей, с целью их знакомства здесь с христианскими гуманитарными колледжами и университетами.

Меня и мою жену Мардж, как представителей Союза Христианских Колледжей иУниверситетов (СХКУ), попросили заниматься приемом этой делегации и сопровождать ее в течение 10 дней. Мы посетили три христианских колледжа (Колледж Мессайа, Восточный Меннонитский Колледж и Восточный Колледж), а также организовали семинары по частному гуманитарному образованию.

В следующем месяце, в октябре 1990 г., во главе делегации из 12 христианских преподавателей из СХКУ я приехал в СССР в ответным визитом. Посетив российские университеты в разных уголках страны, мы вернулись в Москву, чтобы оттуда отправиться домой. Дату 26 октября 1990 г. я не забуду никогда – в этот день мне предстояло встретиться с только что назначенным министром образования Владимиром Кинелёвым, который должен был воплотить в жизнь все радикальные реформы в области высшего образования от имени Бориса Ельцина. Когда наша встреча подходила к концу, он сказал: “Доктор Бернбаум, а Вы сами приедете сюда, чтобы основать в Москве христианский колледж, такой как христианские колледжи в Соединенных Штатах?” Для меня это было знаком свыше – это навсегда изменило мою жизнь.

Ред.: Почему в Институте выбрали бизнес и социальную работу в качестве главных областей знания?

В ходе первых заседаний только что сформированного Попечительского Совета в 1994-95 гг., мы задали вопрос русским членам Совещательного комитета, какие академические программы они хотели бы видеть на первых порах работы Института. Они представили убедительные аргументы в пользу формирования “очень прагматичных” программ – бизнес (чтобы выпускники могли создавать собственный бизнес, нанимать работников и приносить финансовые ноу-хау в свои церкви и общины), и социальная работа, потому что в то время имелось очень много социальных нужд, которые не могли восполнить служители даже с семинарским образованием.

Ред.: В Институте работают преподаватели протестантского и православного вероисповедания. Как вам удается это совмещать?

Уникальность нашего института состоит в его мульти-конфессионельном характере. Наши преподаватели, сотрудники и студенты принадлежат к протестантской, православной и католической церквям, они научились ценить чужое мнение и уважать разные традиции церковного поклонения. Поскольку христианское сообщество в России (судя по еженедельному посещению храмов) составляет около двух процентов населения, кооперация между верующими имеет основополагающее значение. Ежедневно мы демонстрируем силу свободы совести и вероисповедания - краеугольные камни гражданского общества.

Ред.: Ваш институт является уникальным учебным заведением на территории Российской Федерации. В чем сходство и различия между вашим институтом и Заокским Адвентистским Университетом, а также Литовским Христианским Колледжем?

Когда наш институт распахнул свои двери в сентябре 1996 г., он был, насколько нам известно, первым частным христианским гуманитарным высшим учебным заведением в России. На тот момент существовало около 125 Библейских колледжей и институтов, которые готовили молодых россиян к служению в церкви, но не было университетов, после которых миряне стали бы “присутствием Христа” на рынке труда. Эту нишу нам и предстояло заполнить.

В отличие от Заокского Адвентистского Университета, Русско-американский институт принимает студентов из различных христианских церквей. К нам три раза поступали предложения от американских деноминаций, предлагавших нам построить здание института, если мы согласимся стать вузом, принадлежащим исключительно их деноминации, это были очень заманчивые предложения, поскольку у нас не слишком большая спонсорская база, но мы не пошли на это. На примере адвентистов мы научились многому, но свою миссию мы видим в несколько ином свете.

Литовский Христианский Колледж (ЛХК) – еще одно очень качественное учебное заведение, у которого мы многому научились, поскольку здесь также предлагается пятилетняя программа обучения. Но, повторюсь, наши миссии различны. Наш институт является би-национальным вузом, в нем проходит обучение как на русском, так и на английском языках, а абитуриенты должны быть практикующими христианами. В отличие от нас, ЛХК предлагает обучение исключительно на английском языке и принимает студентов-нехристиан. Мы не даем образование по западному образцу, как это делает ЛХК, Русско-американский институт ищет пути объединения сильных сторон российской и американской систем образования.

Ред.: Русско-американский институт недавно переехал в собственное здание около метро “Бабушкинская”. Какие преимущества это местоположение дает институту?

Красота нового здания института, его размеры и помещения, позволяющие удовлетворить требования самых различных программ, дали Институту возможность предложить студентам широкий спектр курсов и семинаров в течение всего года. Раньше, когда мы выступали лишь в качестве арендаторов, такие возможности относились к области фантастики. Кроме того, на Институте теперь не лежат тяжким бременем расходы на аренду. Для ценящей крепкие связи славянской культуры то, что мы построили здесь здание такого уровня и масштаба, имеет огромное значение, это говорит о том, что мы всерьез намерены здесь остаться и продолжать совместную с русскими коллегами работу в области образования. Новое здание дает возможность Институту расти и постепенно увеличить количество студентов до 500 человек, если Совет решит двигаться в этом направлении.

Ред.: Какую роль Ваша личная вера сыграла на Вашей позиции руководителя Института?

Ощущение призвания всегда было центральным для меня как руководителя Института. В течение многих лет во мне горело желание учить молодых христиан, призывая их стать «солью и светом» современного общества. Бог дал мне стремление стать учителем, когда я еще учился в старших классах школы. Конечно, мне и в голову не приходило, что я стану президентом колледжа в России. Мне очень нравится то, что я делаю, и хотя моя работа никогда не была легкой, я не представляю себя на другом месте. Я уверен, что главным героем удивительной истории становления Института является

Бог, и для меня большая привилегия то, что Он использует меня в этом деле, и что я вижу, как оно растет в таких трудных условиях. Я видел так много чудес, был свидетелем стольких невероятных событий, что просто не могу вообразить себе более увлекательной работы! Она наполнена стрессами и сложностями, но то, что я полагаюсь каждый день на Бога, помогало мне преодолеть все трудности, и я очень благодарен такой возможности для служения.

Ред.: Опыт какой работы в прошлом помог Вам больше всего в вашей нынешней позиции в руководстве Институтом?

Оглядываясь назад я вижу, как Господь использовал самый разный опыт, чтобы подготовить меня к данной роли, к которой я не только не стремился, но и не мечтал! Моя докторская диссертация, посвященная европейской и русской истории, дала мне статус и вес в российском научном мире. Четыре года работы в Государственном Департаменте США дали мне дополнительный багаж знаний в дипломатической сфере. Еще одним кусочком мозаики стали 20 лет, проведенные в Совете Христианских Колледжей и Университетов, где я приобрел бесценный опыт, работая над созданием нетрадиционных и дистанционных программ обучения для разных частей света. Я был как бы предпринимателем в области образования. Однако, тут сказались не только мои заслуги, это был результат усилий многих людей – русских и американцев, работавших вместе как одна команда. Именно командный дух был тем, что вдохновляло меня в течение этих 20 лет!

В последние годы работы в СХКУ мне несколько раз предоставлялась возможность занять позицию президента колледжа, но я каждый раз отклонял такую мысль, потому что чувствовал призвание работать за пределами своей страны. Я не мог себе вообразить, что мне предложат место президента только что открытого колледжа в России, в котором вообще нет студентов, нет преподавателей, нет здания и нет финансирования. Как однажды сказала моя дочь: “Этого мы от тебя, папа, и ждали! Именно такую ты выбрал жизнь – жизнь на грани”.

Ред.: Какие еще важные факторы повлияли на развитие Института в последние 13 лет?

Русско-американского института не было бы сейчас, если бы не Попечительский Совет, который помогал его формированию и щедро поддерживал его финансово на протяжении долгих лет. Я проработал в сфере высшего образования более 30 лет и ни разу за свою практику не встречал подобного Попечительского Совета. Его члены играли ключевую роль в сборе средств и привлекли к партнерству с нами огромное число волонтеров. Совет помог мне найти наших ключевых спонсоров, ставшими затем нашими близкими друзьями, которые верно жертвовали значительные суммы для продолжения учебы студентов и постройки здания. Кроме того, у нас отличный административный коллектив, состоящий в основном из молодых русских христиан, которые, несмотря на свою молодость, прекрасно справляются со своими ответственными должностями. Наш административный корпус вместе с преподавательским составом помогли выйти Институту на высокий качественный уровень. Добавим сюда американских преподавателей, постоянно преподающих в Институте, и более 100 профессоров из США, приезжавших сюда во время своего творческого отпуска для проведения летних модулей, одного семестра или учебного года, чтобы понять, какая это огромная командная работа!

Ред.: Начинается новое десятилетие, есть ли у вас новый “пятилетний план” для Института?

Попечительский совет и администрация Института в течение нескольких лет обсуждали различные сценарии будущего для нашего вуза, однако, мы убедились в том, что в российских условиях долгосрочное планирование имеет очень сомнительную ценность. Переходный период после распада СССР был не только непростым, но и гораздо более сложным, чем предсказывали западные аналитики. Динамику развития российского общества, как оказалось, очень трудно предугадать. Вследствие этого, нам просто необходимо быть гибкими. Мы стараемся оставаться фактором созидания в данном контексте, чего бы это нам ни стоило.

Политическая ситуация также влияет на Институт - по мере потепления или охлаждения отношений между двумя нашими странами, чиновники на всех уровнях власти получают указания Кремля и относятся к нам соответствующим образом. Например, в начале 1990-х гг. западных профессоров встречали с распростертыми объятиями, в настоящее время этот дух сотрудничества практически сошел на нет. То же самое можно сказать и о Соединенных Штатах. Для многих официальных лиц США Россия уже не представляет особого интереса. Тем не менее, я уверен, что Россия и Соединенные Штаты когда-нибудь вновь станут хорошими друзьями, потому что нас многое связывает. Сейчас у нас хорошие отношения во многих областях – культура и искусство, научные исследования, технологии, образование и т.д. – везде, за исключением политики и военной сферы. Когда со временем мы преодолеем эти политические и военные преграды, Институт окажется в самом выгодном положении, чтобы послужить мостом между этими двумя великими народами.

Идея Русско-американского христианского гуманитарного вуза впервые зародилась у российских преподавателей и ученых, посетивших в 1990 году христианские колледжи и университеты Соединенных Штатов Америки. Качество образования и внедрение нравственных идей и ценностей в процесс обучения произвели столь сильное впечатление на российских педагогов, что они обратились к руководству Коалиции христианских колледжей (ныне Коалиция христианских колледжей и университетов) с предложением создать подобное учебное заведение в Москве.

После нескольких лет работы (начавшейся по обе стороны Атлантического океана в сентябре 1992 года), в продолжение которых обсуждалась и планировалась деятельность будущего института, весной 1995 года РАХИ открыл свои двери перед слушателями, начав свою деятельность с ряда вечерних курсов, целью которых было ознакомление российской молодежи с концепцией христианского высшего гуманитарного образования. Летом этого же года "Институт изучения английского языка" (так в то время именовался РАХИ) успешно провел языковые курсы для 100 студентов.

В течение 1995-1996 учебного года институт вновь организовал серию вечерних курсов. В июле 1996 года "Институт изучения английского языка" предложил свою летнюю программу для 120 студентов. Опираясь на очевидный успех проведенных "пробных" занятий, в 1996-1997 учебном году РАХИ начал свою полноценную работу. На два открывшихся факультета дневного отделения - "Бизнес и экономика" и "Социальная работа" - поступило 43 студента.

В сентябре 1997 года было принято еще 45 человек, и общее количество студентов составило 85. Было сформировано отделение английского языка под руководством д-ра Дэвида Броерсма. В конце 1997-1998 учебного года Йоханнес Фертер заменил д-ра Стэнли Кларка на посту проректора. Сьюзан Кларк, в Москве занимавшая должность директора по делам студентов и связям с общественностью, после возвращения в США стала работать помощником президента РАХИ.

К началу осеннего семестра 1998 года общее число студентов составило 103 человека, включая 35 первокурсников. Многие из них приехали в Москву из других городов и регионов. Несмотря на быстрый рост и развитие РАХИ, жизнь института была достаточно стабильна; вуз был зарегистрирован в Москве и получил лицензию на право ведения образовательной деятельности. Одним из важных факторов успешной работы стало возросшее число штатных преподавателей и служащих. Д-р Памела Индал, ранее преподававшая английский язык и курс "Социальная работа", была назначена заведующей кафедрой "Социальная работа" и вплоть до своего отъезда весной 1999 года управляла развитием этой быстро растущей кафедры. Отделение информационных технологий также претерпело значительные изменения благодаря расширению и обновлению компьютерной лаборатории и компьютерного класса института. Все эти новшества соответствовали общему устремлению РАХИ - стать полноценным гуманитарным вузом, основывающим свою деятельность на христианских принципах.

1999-2000 учебный год можно было охарактеризовать как подготовку к важнейшему этапу в жизни института - прохождению государственной аккредитации в Министерстве образования РФ. На протяжении осеннего и весеннего семестров в РАХИ проводился ряд встреч и заседаний с целью определить изменения, которые необходимо внести в учебные программы для приведения их в соответствие с требованиями государственного стандарта.

На заседании Совета директоров в мае 2000 года было официально одобрено создание центра информационных систем РАХИ (РАХИ ЦИС), основание которому было положено двумя годами ранее созданием внутренней сети и подключением к глобальной сети Интернет. Этот шаг в развитии института отвечает общим задачам РАХИ - обеспечить хорошую техническую поддержку работе преподавателей и штатного персонала и развить программы дистанционного обучения (ДО) и профессионального образования.

2000-2001 учебный год был полон перемен и знаменательных событий. Вице-президентом по учебной работе и проректором института был назначен д-р Ларри Орт. Изменилась учебная программа института; учебный план претерпел изменения, с целью прохождения самоаттестации и государственной аккредитации. 19 мая 2001 года состоялся первый выпуск. Стены РАХИ покинули двадцать выпускников: 11 воспитанников факультета бизнеса и экономики и 9 - факультета социальной работы.

В 2001-2002 учебном году к программе института добавилось новое направление - "Филология". Особенность этого направления заключается в том, что студенты специализируются как в переводе, так и в преподавании английского языка. На факультете изучается немецкий как второй иностранный язык.

Назначение Дэвида Броерсма на должность вице-президента по учебной части и проректора РАХИ является началом нового этапа развития института. Дэвид Броерсма имеет огромный опыт работы, т.к. с 1997 г. он возглавлял отделение лингвистики и литературы в РАХИ.

РАХИ зарегистрирован как частное (негосударственное) образовательное учреждение и имеет лицензию Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации на ведение образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования. 12 ноября 2003 г. по решению Коллегии Министерства образования по аккредитации вузов России РАХИ получил государственную аккредитацию. Наличие аккредитации повышает статус института. Теперь студенты могут получать ряд социальных льгот, в частности предоставляется отсрочка от армии. По окончании РАХИ выдается диплом государственного образца. Это значит, что дипломы вуза получают широкое признание, а его выпускники становятся более востребованны, в том числе и государственными учреждениями.

В 2003 году выпускники института организовали Ассоциацию выпускников РАХИ.

2010: Закрытие дневных программ

12-13 ноября 2010 года на встрече Cовета попечителей Русско-американского института, состоявшейся в г. Чикаго (США), было принято решение изменить направление деятельности вуза и сосредоточить усилия на развитие новых образовательных программ, которые будут способствовать укреплению всего христианского сообщества в России. Совет попечителей не сомневается в актуальности и роли Института в России. Более того, Совет готов поддерживать существующие и новые образовательные инициативы, включая расширение деятельности английской языковой школы и курсов повышения квалификации для христианских душепопечителей с целью подготовки их к выполнению реальных потребностей общества. Руководство Института ищет новые возможности для укрепления российского гражданского общества и христианского сообщества через программы, которые были бы оценены по достоинству и нашли поддержку российской стороны. Кроме того, руководство Института рассматривает инициативы для построения отношений между следующими поколениями лидеров в России и США и для разработки образовательных программ с привлечением Русской Православной Церкви и евангельских церквей. Данный пересмотр миссии Института требует закрытия существующих дневных программ бакалавриата. Этот процесс будет постепенно происходить в течение 2010-2011 учебного года. Из-за резкого и значительного спада уровня рождаемости в начале 90-х годов Россия испытывает беспрецедентное уменьшение количества абитуриентов (почти на 50%), что стало причиной государственных решений, направленных на защиту государственных вузов. В свою очередь это вызвало невозможность существования и дальнейшего развития малых частных вузов. Учитывая новые возможности и принимая во внимание изменившуюся ситуацию, Совет попечителей принял решение о закрытии дневных программ бакалавриата. Доктор Джон Э. Бернбаум, президент Русско-американского института, изложил свое понимание относительно сложившейся ситуации следующим образом: «Руководство Института сожалеет о необходимости закрытия дневных программ бакалавриата, но в то же время надеется на дальнейшее успешное движение в решении задач, возникающих в свете нынешнего состояния образования в РФ. Этот день - начало нового этапа развития Института.»

В некоторых штатах дополнительно к системе университетов существует система колледжей - учебных заведений, предлагающих профессиональное обучение, подготовку к поступлению в вузы Америки и другие программы. Вместе с тем, некоторые колледжи в США предлагают и полноценные программы первого высшего образования.

Частные университеты Америки самостоятельно определяют политику приема и вступительные требования – и зачастую они жестче и обширнее, чем в государственных, основные критерии которых базируются на академической успеваемости. Также стоимость обучения в частных университетах Америки для иностранцев и местных жителей выше, чем в государственных, но и стипендий они предлагают больше.

Полностью бесплатных университетов и колледжей в США не существует даже для американцев – однако для них стоимость обучения существенно дешевле, чем для иностранных студентов и они имеют достаточно широкие возможности для получения финансовой помощи от вуза или неправительственных организаций. Иностранные же студенты, поступающие в американские вузы, могут претендовать на стипендии на обучение в США , которые частично или полностью покроют их расходы.

Парадоксально, но факт: самые престижные университеты США - вузы, занимающие самые высокие позиции рейтингов вузов США - могут оказаться более доступными для иностранцев по цене за счет значительных стипендиальных фондов. Так, плата за обучение в Принстонском университете начинается от $40000 в год, а с учетом стипендий или грантов может составить чуть менее $7500; в Йельском университете сумма от $44000 таким же образом может быть снижена до $5600. Кончено, чтобы рассчитывать на столь привлекательные варианты, студент должен продемонстрировать значительные предыдущие заслуги и высокий потенциал.

Самые известные университеты США входят в число постоянных триумфаторов рейтингов ведущих вузов планеты. В их числе такие престижные вузы США, как Гарвард , Стэнфорд , Йель, Принстон, MIT и другие.

Технические вузы США специализируются, в первую очередь, в области науки, технологий, инженерного дела и математики – эти предметные области в англоязычных источниках называют STEM. В последнее время в США растет спрос на технических специалистов и уровень их оплаты, поэтому Forbes называет деньги, потраченные на оплату их программ, одной из лучших инвестиций в ближайшие годы.

Наиболее значительное количество технических степеней присваивают такие университеты США, как , Colorado School of Mines, Missouri University of Science & Technology, Worcester Polytechnic Institute in Massachusetts, Massachusetts Institute of Technology. Oregon University предлагает востребованные рынком программы в робототехнике, исследовании космоса и возобновляемых источников энергии.

Самыми привлекательными штатами для иностранных студентов являются Нью-Йорк, Калифорния и Техас. Наиболее привлекательные университеты в США для иностранцев, по данным U.S. News:

  • Northeastern University in Boston, Massachusetts – около 50 % иностранцев от общего количества студентов;
  • Carnegie Mellon University in Pittsburgh, Pennsylvania - около 50 % иностранцев от общего количества студентов
  • Нью-Йоркский университет - 30 % иностранцев от общего количества студентов.

Русскоязычные же студенты, выбирающие университеты Америки, часто стремятся поступить в вузы Нью-Йорка и Бостона.

Отличным дополнением к американскому диплому станет возможность пройти стажировку в американской компании после окончания обучения. В свою очередь, стажировка и опыт работы в США помогут найти в этой стране постоянное место работы и остаться на постоянное место жительства.

США – невероятно разнообразная страна географически, поэтому каждый сможет подобрать себе климат и ландшафт по душе. Учеба в амеркианском университете – отличная возможность окунуться в космополитичную атмосферу американского общества и попутешествовать по этой огромной и гостеприимной стране.