Построение прямоугольника.

Билеты по геометрии для сдачи устного экзамена в 8-ом классе, декабрь

билета

Задание №1

(дать определение, перечислить свойства)

Задание №2

(доказать теорему)

Задание №3 (выполнить построение с помощью циркуля и линейки)

Дайте определение трапеции, назовите ее виды. Сделайте чертеж

Докажите свойство сторон и углов параллелограмма.

стр. 101

Постройте прямоугольник по двум смежным сторонам: 5см и 7см

Дайте определение квадрата, перечислите его свойства. Сделайте чертеж

Докажите свойство диагоналей параллелограмма. стр. 101

Постройте прямоугольник по стороне и диагонали: 6см и 9см.

Запишите формулу для вычисления площади ромба по ее диагоналям.

Сформулируйте и докажите первый признак параллелограмма стр. 102

Постройте прямоугольник по диагонали и углу между диагоналями: 10см и 45 0 .

Дайте понятие площади многоугольника, перечислите ее свойства

Сформулируйте и докажите второй признак параллелограмма. стр. 102

Постройте квадрат по стороне 6см.

Приведите примеры фигур, обладающих осевой симметрией. Постройте две точки, симметричные относительно данной прямой.

Сформулируйте и докажите третий признак параллелограмма. стр. 103

Постройте квадрат по диагонали 8см.

Дайте определение многоугольника, назовите его элементы. Сделайте чертеж.

Сформулируйте и докажите теорему Фалеса. стр. 105

Постройте параллелограмм по двум смежным сторонам и углу между ними: 3см; 5см; 50 0 .

Дайте понятие центральной симметрии. Постройте треугольник, симметричный данному, относительно точки.

Докажите, что диагонали прямоугольника равны. стр. 109

Постройте параллелограмм по двум диагоналям и углу между ними: 4см; 7см; 40 0 .

Приведите примеры фигур, обладающих центральной симметрией. Постройте две точки, симметричные относительно данной точки.

Сформулируйте и докажите признак прямоугольника. стр. 109

Постройте параллелограмм по двум смежным сторонам и соединяющей их концы диагонали: 2см; 5см; 6см.

Дайте определение прямоугольника, перечислите его свойства. Сделайте чертеж

Сформулируйте и докажите свойство диагоналей ромба. стр. 109

Разделите отрезок, равный 11см на 7 равных частей.

Дайте понятие осевой симметрии. Постройте треугольник, симметричный данному, относительно прямой.

Сформулируйте и докажите теорему о площади прямоугольника. стр. 122

Постройте равнобедренную трапецию ABCD по основанию AD , углу A и боковой стороне AB .

Запишите формулу Герона для вычисления площади треугольника.

Сформулируйте и докажите теорему о площади параллелограмма. стр. 124

Постройте равнобедренную трапецию ABCD по основанию ВС, боковой стороне AB и диагонали BD .

Дайте определение выпуклого многоугольника. Сделайте чертеж

Сформулируйте и докажите теорему о площади треугольника. стр. 125

Постройте прямоугольную трапецию ABCD по основаниям и боковой стороне AD , перпендикулярной к основаниям.

Дайте определение четырехугольника, назовите его элементы. Сделайте чертеж.

Сформулируйте и докажите теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. стр. 126

Постройте ромб по двум диагоналям: 5см и 7см.

Дайте определение ромба, перечислите его свойства. Сделайте чертеж

Сформулируйте и докажите теорему о площади трапеции

стр. 127

Постройте ромб по стороне и углу: 6см и 120 0 .

Запишите формулу для вычисления суммы углов выпуклого многоугольника.

Сформулируйте и докажите теорему Пифагора. стр. 130

Постройте прямоугольный треугольник по двум катетам: 3см и 7см.

Дайте определение параллелограмма, перечислите его свойства. Сделайте чертеж

Сформулируйте и докажите теорему, обратную теореме Пифагора. стр. 131

Постройте равнобедренный треугольник по основанию и боковой стороне: 5см и 4см.

  1. При ответе на первое задание необходимо дать определение, перечислить свойства, записать формулу и т.д. Обязательно сделать чертеж!

    При ответе на второе задание необходимо сформулировать теорему и доказать ее.

    При ответе на третье задание необходимо сделать построение только с помощью циркуля и линейки! Построение будете проводить на нелинованной бумаге (А4).

Посмотрел видео? Пройди тест:

Письменное решение

Смотри решения других разделов Геометрия 8 класс:

Описание задания 413 (А)

Задание 413 на построение. Как строить перпендикуляры и откладывать отрезки заданной величины, — описано в 4 параграфе 2 главы учебника.
Построение прямоугольника по двум смежным сторонам в пункте а) нужно начать с построения перпендикуляра для того, чтобы получить прямой угол. На его сторонах нужно отложить заданные отрезки – стороны прямоугольника. Таким образом, получатся три вершины прямоугольника. 1-я – вершина угла, 2-я и 3-я – концы отрезков. А чтобы получить 4-ю вершину нужно было бы провести параллельные сторонам угла прямые через концы отрезков, то есть, построить, как минимум, еще 2 перпендикуляра. Но используя свойства прямоугольника, построение можно выполнить проще. Посмотрите, как это сделано в нашем видео.
Подробное объяснение заданий на видео только у нас!

Описание задания 413 (Б)

При построении прямоугольника по стороне и диагонали – задание 413 б) – нужно учесть свойства прямоугольника: 1. его диагонали равны, 2. все его углы прямые (см. 3 параграф 5главы учебника). Вторая сторона прямоугольника не известна, но две смежные стороны с диагональю образуют прямоугольный треугольник, который можно построить по известному катету и гипотенузе. Для этого нужно построить прямой угол, отложить на одной из его сторон известный катет, а затем из конца отрезка-катета провести окружность радиуса, равного гипотенузе. Пересечение окружности со второй стороной прямого угла и даст 3-ю вершину треугольника. А поскольку по данному катету и гипотенузе можно построить единственный прямоугольный треугольник, то и наш прямоугольник, состоящий из 2-х равных треугольников, тоже будет единственным, который можно построить по известной стороне и диагонали. Безошибочное решение заданий из учебника

Описание задания 413 (В)

В задании 413 пункт в) при построении прямоугольника нужно учесть его свойства: диагонали равны и в точке пересечения делятся пополам (см. 3 параграф 5 главы учебника). Как построить угол, равный заданному, отложить отрезок и построить середину отрезка описано в 4 параграфе 2 главы учебника.
Заданная диагональ и угол между диагоналями единственным образом определяют прямоугольник, который можно построить по этим условиям, поскольку, строя вершины прямоугольника, фактически мы строим 4 треугольника по заданным двум сторонам и углу между ними. А так как такие треугольники можно построить единственным образом, то и прямоугольник, состоящий из них, будет единственным. Объяснение правильного решения заданий по

Полезное

Делай ГДЗ по другим предметам с нами:
Узнай больше про автора учебника:


Прочитай раздел, посмотри короткое видео объяснение темы на странице:

ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКИ.

§ 16. Частные виды параллелограмма.

Прямоугольник.

388. В прямоугольнике перпендикуляры, проведённые из точки пересечения диагоналей к его сторонам, соответственно равны 4 см и 6 см. Определить периметр этого прямоугольника.

389. В прямоугольнике диагонали образуют угол, равный 50°. Определить углы между диагональю прямоугольника и его сторонами.

390. Перпендикуляр, проведённый из вершины прямого угла прямоугольника к его диагонали, делит прямой угол в отношении 2: 3. Определить:
а) углы, образованные диагоналями со сторонами прямоугольника;
б) угол, образованный проведённым перпендикуляром со второй диагональю.

391. Построить прямоугольник:
а) по двум его смежным сторонам;
б) по диагонали и углу, образованному диагональю со стороной;
в) по стороне и диагонали;
г) по диагонали и углу между диагоналями.

392. 1) Если в четырёхугольнике три внутренних угла прямые, то его противоположные стороны параллельны. Доказать.

2*) Доказать, что если в четырёхугольнике диагонали равны и в точке пересечения делятся пополам, то этот четырёхугольник является прямоугольником.

393. Биссектрисы внутренних углов параллелограмма, пересекаясь, образуют прямоугольник. Доказать.

394. Из четырёх попарно равных планок связана рамка прямоугольной формы. Достаточно ли для проверки правильности изготовления рамки проверить равенство её диагоналей?

Разные задачи.

395. 1) Для определения расстояния АВ, которое нельзя измерить непосредственно, на местности построили прямые углы BAD и ABC с вершинами в точках А иВ
(черт. 142) и на сторонах углов отложили равные отрезки AD и ВС. Доказать, что расстояние между точками А и В равно расстоянию между точками D и С.

2) Как на местности измерить расстояние между точками А и В, используя свойство сторон параллелограмма? Приведите примеры.

396. Доказать, что в прямоугольном треугольнике медиана, проведённая из вершины прямого угла, равна половине гипотенузы.

397. 1) Через середину гипотенузы прямоугольного треугольника, равной 6 см, проведены прямые, параллельные его катетам. Определить вид полученного четырёхугольника и найти его диагонали.

2) В треугольнике ABC Z.C = 90°, АС = ВС = 5 см; через точку К, взятую на стороне АВ, проведены прямые, параллельные его катетам. Найти периметр образовавшегося четырёхугольника.

3) В прямоугольном треугольнике ABC / С = 90° и CD_|_ AB, из точки D (черт. 143) проведены отрезки DL и DK, перпендикулярные катетам треугольника. Доказать, что расстояния между точками С и D и точками К и L равны.

398. Между сторонами острого угла поместить отрезок данной длины так, чтобы он был перпендикулярен к одной из сторон данного угла.

399. 1) Найти точку, которая была бы удалена на расстояние а от данной точки и от данной прямой. Сколько решений может иметь задача?

2) Найти точку, одинаково удалённую от сторон данного угла и находящуюся на расстоянии а от данной прямой.

400. Провести биссектрису угла, вершина которого находится вне чертежа.

401. 1) Построить треугольник по двум сторонам и высоте, проведённой к одной из них.

2) Построить треугольник по стороне, высоте, проведённой к ней, и углу, который образует с этой стороной высота, проведённая к другой стороне.

3) Построить треугольник по углу и двум высотам, проведённым к сторонам этого угла.

402. 1) Построить параллелограмм по высоте, равной 4 см, стороне, равной 5 см, и диагонали, равной 6 см.

2) Построить треугольник по стороне, равной 5 см, высоте, равной 4 см, проведённой к этой стороне, и медиане, равной 6 см, проведённой к другой стороне.

3) Построить параллелограмм по двум диагоналям и высоте.

Ромб.

403. 1) Из каких двух равных треугольников можно сложить ромб?

2) Из каких четырёх равных треугольников можно сложить ромб?

404. В ромбе одна из диагоналей равна его стороне.

а) Чему равны углы ромба?

б) Найти углы, образованные диагоналями ромба с его сторонами.

405. Углы, образованные диагоналями ромба с его сторонами, относятся, как 2: 3. Определить углы ромба.

406. 1) Высоты, проведённые из вершины ромба, образуют угол в 30°. Найти: а) углы ромба; б) углы, образованные диагоналями ромба с его сторонами.

2) Высоты, проведённые из вершины ромба, образуют угол в 120°.
Найти: а) углы ромба;
б) углы, образованные диагоналями ромба с его сторонами.

407. В ромбе высота, проведённая из вершины тупого угла, делит сторону ромба пополам. Найти: а) углы ромба;
б) периметр ромба, если меньшая его диагональ равна 20 мм.

408. Достаточно ли для проверки того, что данный четырёхугольный кусок материи имеет форму ромба, проверить совпадение краёв куска при сгибании его по каждой диагонали?

409. 1) Доказать, что всякий параллелограмм, у которого одна из диагоналей делит его угол пополам, есть ромб.

2) Если в четырёхугольнике ABCD диагонали являются биссектрисами всех его углов, то этот четырёхугольник - ромб. Доказать.
Указание. Сначала рассмотреть треугольники ABC и CDА, а затем треугольники BCD и ABD.

410. Построить ромб:
а) по стороне и диагонали;
б) по двум диагоналям;
в) по стороне и прилежащему углу;
г) по высоте и диагонали;
д) по углу и диагонали, проходящей через вершину этого угла;
е) по диагонали и противолежащему ей углу.

411. В равнобедренном треугольнике угол при вершине равен 120°, а боковая сторона равна 14 см. Построить треугольник, симметричный данному относительно середины его основания, и определить периметр и меньшую диагональ полученного четырёхугольника.

412. Пользуясь только линейкой с параллельными краями, провести перпендикуляр к отрезку через его середину (длина отрезка больше ширины линейки).
Указание. Пользуясь только двусторонней линейкой, построить ромб, одной из диагоналей которого является данный отрезок, а высота равна ширине линейки (черт. 144).

413. Пользуясь только линейкой с параллельными краями, провести перпендикуляр к прямой через данную на ней точку.
Указание. Построить ромб, диагональ которого лежит на данной прямой и делится в данной точке пополам.

414* . По схемам раздвижного кронштейна и раздвижной решётки, данным на чертеже 145, объяснить, почему точки А, В, С, D всегда располагаются на одной прямой.

415. Из каких двух равных треугольников можно сложить квадрат? Из каких четырёх равных треугольников можно сложить квадрат (два решения)?

416. Достаточно ли для проверки того, что данный четырёхугольник - квадрат, проверить равенство и перпендикулярность его диагоналей?

417. Доказать, что всякий ромб, у которого диагонали равны, есть квадрат.

418. Середины сторон квадрата последовательно соединены. Определить вид полученной фигуры.

419. Построить квадрат: а) по данной его стороне а ; б) по данной его диагонали b .

420. Дан квадрат ABCD. На каждой из его сторон отложены, как указано на чертеже 146, равные отрезки АА 1 , BB 1 , CC 1 и DD 1 ; точки A 1 , В 1 , С 1 и D 1 последовательно соединены. Доказать, что полученный четырехугольник A 1 B 1 C 1 D 1 является квадратом.

421. Диагональ квадрата равна 12 см. Через вершины квадрата проведены прямые, параллельные его диагоналям. Определить вид и периметр полученного четырёхугольника.

422. Дан квадрат, сторона которого равна 1 м; его диагональ служит стороной другого квадрата. Найти диагональ второго квадрата.

423. Диагональ квадрата равна 6 м. Его сторона служит диагональю второго квадрата. Определить сторону второго квадрата.

424. В равнобедренный прямоугольный треугольник вписан квадрат, имеющий с ним общий угол. Найти периметр квадрата, если катет треугольника равен а .

425*. Доказать, что если диагонали четырёхугольника равны, делят его углы пополам и взаимно перпендикулярны, то такой четырёхугольник есть квадрат. Какое условие является лишним?

Свойство отрезков, отсекаемых параллельными прямыми.

426. В треугольнике ABC АВ=12 см, АС = 24см. Сторона ВС разделена на 4 равные части, и через точки деления проведены прямые, параллельные стороне АВ. Найти отрезки этих прямых, заключённые внутри треугольника, и отрезки, полученные на стороне АС.

427. Используя свойство отрезков, отсекаемых параллельными прямыми, на прямых решить задачу 387.

428. Для того чтобы резделить полосу шириной АВ на несколько, например на пять, одинаковых полос, масштабную линейку расположили так, как это указано на чертеже 147, и отметили точки, соответствующие сантиметровым делениям.

Затем через отмеченные точки провели прямые, параллельные краю полосы. Почему отрезок АВ разделился этими параллельными прямыми на пять равных частей?

Средняя линия треугольника.

429. Раствор АВ полевого циркуля (черт. 148) обычно равен 1 м или 2 м. Найти длину распорки MN, придающей ему жёсткость, если она соединяет середины ножек циркуля.

430. 1) Стороны треугольника относятся, как 3:4:5, периметр его равен 60 см. Найти периметр и стороны треугольника, вершины которого находятся в серединах сторон данного треугольника.

2) Стороны треугольника относятся, как 7:8:9. Периметр треугольника, вершинами которого служат середины его сторон, равен 24 см. Найти стороны данного треугольника.

431. Стороны параллелограмма равны 6 см и 8 см. Каждая диагональ параллелограмма разделена на четыре равные части, и точки, делящие диагонали в отношении 1:3 и 3:1, последовательно соединены (черт. 149), Найти вид полученного четырёхугольника и вычислить его периметр.

432. Середины сторон произвольного четырёхугольника соединены так, как это показано на чертеже 150. Найти длины этих отрезков, если не пересекающая их диагональ равна 24 см.

433. В четырёхугольнике ABCD АВ = ВС и CD = AD. Середины сторон четырёхугольника последовательно соединены. Доказать, что полученный четырёхугольник является прямоугольником.

434. 1) Прямые, проведённые через вершины А, В и С треугольника ABC параллельно противолежащим сторонам, образуют треугольник A 1 B 1 C 1 , стороны которого делятся точками А, В и С пополам. Доказать.

2) Найти стороны треугольника, построенного, как указано в предыдущей задаче, если АВ = 6 см, ВС = 12 см, АС = 15 см.

435. Через точку М, данную внутри угла ABC, провести прямую, отрезок которой, заключённый между сторонами угла, делится в этой точке пополам.

436. Через вершину угла С треугольника ABC проведена вне его прямая (черт. 151); проекции сторон АС и ВС на проведённую прямую равны 10 см и 6 см. Найти проекции на эту прямую всех медиан треугольника.

437. Объяснить, как, пользуясь свойством средней линии треугольника, можно определить расстояние между двумя точками Aи В, одна из которых недоступна (черт. 152).Как должна быть выбрана третья точка (точка С)? Обязательно ли угол А должен быть прямым?

438. В прямоугольнике меньшая сторона равна 20 см и образует с диагональю угол, равный 60°. Середины сторон прямоугольника последовательно соединены. Определить вид и периметр полученного четырёхугольника.

439. В треугольнике ABC MN - средняя линия (черт. 153). через точку В проведён отрезок BD до пересечения с продолжением стороны АС (точка D). На какие части делится отрезок BD продолжением средней линии MN?

440* На чертеже 154 BD - высота треугольника ABC, BK = KD и AL = LC,
MN || АС. Доказать, что отрезок РQ, параллельный высоте BD, делится отрезком KL пополам. Какое условие яаляется лишним?

389. 25° и 65°. 390. а) 36° и 54°; б) 18°. 397. 1) 3 см; 2) 10 см. 404 . а) 60° и 120°; б) 30° и 60°. 405. 72° и 108°. 406. 1)30° и 150°; б) 15° и 75°; 2) а) 60° и 120°; б) 30° и 60°. 407. а) 60° и 120°; б) 80 мм. 411. 56 см и 11 см. 421. 48 см. 422. 2 м. 423. 3 м. 424. 2 а . 426. 3 см, 6 см, 9 см, 6 см. 429. 0,5 м или 1 м. 430. 1) 30 см, 7,5 см, 10 см, см12,5 см;
2) 14 см, 16 см, 18 см. 431. 14 см. 432. 12 см, 12 см. 436. 2 см, 11 см, 13 см. 438. 80 см

Прямоугольником называется такой параллелограмм, смежные стороны которого взаимно перпендикулярны. Ясно, что параллелограмм будет прямоугольником уже в том случае, когда хотя бы один из его углов прямой, так как тогда будут прямыми и остальные его углы. Если же заранее неизвестно, является ли данный четырехугольник параллелограммом, то придется проверить-, что три угла его прямые, тогда, конечно, и четвертый угол будет прямой, так как сумма углов любого четырехугольника равна четырем прямым. Важно также следующее отличительное свойство прямоугольника:

Диагонали прямоугольника равны.

Доказательство. Рассмотрим треугольники ABD и ACD (рис. 235). Эти треугольники прямоугольные, катет AD у них общий и катеты АВ и CD равны, следовательно, равны и гипотенузы: BD = AC, что и требовалось доказать.

Если известно, что данный четырехугольник - параллелограмм, то данное свойство будет для прямоугольника характеристическим:

Если диагонали параллелограмма равны, то он является прямоугольником.

Доказательство. Из равенства диагоналей BD и АС (рис. 235) в свою очередь следует равенство треугольников и,значит, равенство углов BAD и ADC; но, составляя в сумме два прямых и будучи равными, эти углы должны быть прямыми; значит, параллелограмм - прямоугольник.

195. Ромб. Квадрат. Параллелограмм, у которого все стороны равны, называется ромбом. Для того чтобы проверить, что данный параллелограмм является ромбом, достаточно показать, что две его смежные стороны равны; тогда равенство всех сторон будет вытекать из свойства 1 п. 193. Если заранее неизвестно, является ли данный четырехугольник параллелограммом, то достаточно проверить равенство всех сторон, чтобы убедиться, что мы имеем ромб:

Четырехугольник, у которого все стороны равны, является ромбом.

(Заметим, что это уже утверждение, требующее доказательства, а не определение!)

Доказательство. Если у четырехугольника все стороны равны, то, в частности, попарно равны и противоположные стороны и четырехугольник является параллелограммом (свойство 1 п. 193). Но параллелограмм с равными сторонами будет ромбом (в силу определения ромба). Укажем еще одно свойство ромба:

Параллелограмм, диагонали которого взаимно перпендикулярны, является ромбом.

Доказательство. Рассмотрим прямоугольные треугольники АОВ и СОВ (рис. 236); они равны в силу того, что катет ОВ у них общий, а катеты АО и СО равны по свойству диагоналей параллелограмма. Значит, АВ = ВС, и потому все четыре стороны параллелограмма равны, т. е. он будет ромбом.

Предлагается читателю доказать теорему:

Диагонали любого ромба взаимно перпендикулярны. Прямоугольник, стороны которого равны, называется квадратом. Таким образом, квадрат является также и ромбом (стороны равны!) с прямыми углами. Можно иначе сказать: квадрат - это четырехугольник, одновременно являющийся ромбом и прямоугольником. Квадрат обладает всеми свойствами параллелограмма, ромба и прямоугольника.

Задача 1. Доказать, что диагонали ромба служат биссектрисами его углов.

Решение. Возвращаясь к рис. 236, напомним, что мы обнаружили равенство треугольников АОВ и СОВ, следовательно, углы АВО и ОВС равны, т. е. диагональ BD - биссектриса угла В. Для второй диагонали применяем те же рассуждения.

Задача 2. Высота ромба составляет восьмую часть его периметра. Определить углы ромба.

Решение. Если высота ромба составляет восьмую часть его периметра, то она равна половине стороны ромба. Таким образом, в треугольнике АВМ (рис. 237), отсеченном от ромба его высотой ВМ, проведенной через вершину тупого угла, катет ВМ равен половине гипотенузы АВ и угол А содержит 30°. Тупой угол будет равен 150°.

Упражнения

1. Построить параллелограмм по стороне АВ, острому углу А и высоте ВН, перпендикулярной к стороне CD.

2. Доказать, что параллелограмм, имеющий равные высоты - ромб.

3. Построить прямоугольник по диагонали и стороне.

4. Построить ромб по малой диагонали и острому углу.

5. Показать, что середины сторон ромба служат вершинами прямоугольника, а середины сторон прямоугольника - вершинами ромба.