Что такое глобус? История и современное использование глобусов. §43

3. Найди на глобусе пять океанов Земли и напиши их названия. Обозначь их цифрами на рисунках глобуса.

1. Северный Ледовитый океан .
2. Атлантический океан .
3. Индийский океан .
4. Тихий океан .
5. Южный океан .

4. Прочитай текст. Определи с помощью глобуса и напиши, о каких океанах идёт речь.

1. Берега Антарктиды омывает Южный океан .
2. Океан, который полностью находится в Северном полушарии, — это Северный Ледовитый .
3. Океаны, через которые проходит экватор: Тихий, Атлантический, Индийский .

5. Найди на глобусе материки и впиши их названия в предложения.

1. Материк, на котором находится наша страна — Россия, называют Евразия .
2. Экватор пересекает материки: Южная Америка, Африка .

6. Прочитай высказывания. Проверь их правильность с помощью глобуса. Если высказывание верное, напиши «да».

Северный Ледовитый океан находится в Северном полушарии. Да
Южный полюс находится на материке Южная Америка. Нет

Мое знакомство с географией началось еще в детстве, когда я играл с мячом в виде глобуса. Позже у меня появились и настоящий глобус, и географическая карта, так как я всерьез начал увлекаться географией после прочтения рассказов Жака-Ива Кусто. Я узнавал все больше интересных фактов.

Первые географические карты

Первые географические карты создавались в Египте и Греции еще до нашей эры. Они служили путеводителем к строительным ресурсам. Хоть в то время и не знали, что Земля круглая, но первые аналоги карт были уже заложены. Позже стали появляться карты местностей на шёлке и пергаменте. В ту пору они использовались для обозначения важных мест и недавно открытых территорий. Картографический бум пришелся на эпоху Великих географических открытий. Причиной послужило открытие новых земель. В это время начали складываться привычные виды карт, отражающие различную информацию.

Что можно узнать с помощью карт

В первую очередь, карта показывает фрагмент суши или воды, предоставленный для исследования. По карте можно определить не только координаты, но и рельеф, характерные виды животных, демографическую ситуацию и многое другое. Для удобства пользования карты поделили на несколько видов:


Что можно узнать с помощью глобуса

Для меня рассматривать глобус было куда интереснее, чем карты. Ведь когда у тебя в руках настоящая модель Земли, уменьшенная многократно, начинаешь понимать многие аспекты жизни. Например, смена дня и ночи, сезонов.


Также глобус - отличный помощник в рассмотрении планеты целостно. На нем видны все материки, океаны. С помощью глобуса можно рассмотреть климатические полюса и пояса освещенности.

  • §14. Изменение экваториальных координат Солнца в течение года
  • Глава 5. Орбитальное и видимое движение планет, Луны и искусственных спутников
  • §18. Фазы и возраст Луны
  • §21. Орбитальное движение искусственных спутников
  • Глава 6. Измерение времени
  • §22. Основы измерения времени
  • §23. Звездные сутки. Звездное время. Основная формула времени
  • §26. Поясное, декретное, летнее, московское и стандартное времена, их связь с местной системой
  • §28. Понятие о точных шкалах времени
  • Глава 7. Вычисление видимых координат светил. МАЕ
  • §31. Понятие о вычислении видимых координат светил на ЭВМ
  • §32. Устройство таблиц МАЕ для расчета часовых углов и склонений светил
  • §33. Определение времени кульминации светил
  • §34. Обоснование расчета времени видимого восхода (захода) Солнца и Луны и времени сумерек
  • §35. Определение времени восхода и захода Солнца и Луны и времени сумерек по МАЕ
  • Глава 8. Измерители времени. Судовая служба времени
  • Глава 9. Звездное небо. Звездный глобус
  • §42. Устройство звездного глобуса, его установка. Понятие о других пособиях
  • §43. Решение задач с помощью звездного глобуса
  • Глава 10. Секстан
  • §44. Основы теории навигационного секстана
  • §45. Устройство навигационных секстанов
  • §46. Понятие об инструментальных ошибках секстана и их учете
  • §47. Понятие о секстанах с искусственным горизонтом
  • Глава 11. Наблюдения с навигационным секстаном
  • §48. Выверка навигационного секстана на судне
  • §50. Приемы измерения высот светил над видимым горизонтом
  • §53. Наклонение видимого горизонта. Наклонение зрительного луча
  • §55. Общий случай исправления высот светил, измеренных над видимым горизонтом
  • §56. Частные случаи исправления высот светил
  • §57. Приведение высот светил к одному зениту (месту) и одному моменту
  • §58. Определение средних квадратических ошибок поправок и измерения углов
  • §59. Определение средней квадратической ошибки измерения высот светил в море
  • Глава 13. Астрономическое определение поправки компаса
  • §60. Основы астрономического определения поправки компаса
  • §62. Пеленгование светил. Точность поправки компаса
  • §63. Определение поправки компаса. Общий случай
  • Глава 14. Теоретические основы определения места судна по светилам
  • §65. Общие принципы астрономического определения места
  • §67. Метод линий положения. Высотная линия положения
  • §72. Ошибки в высотной линии. Оценка ее точности и вес
  • Глава 16. Методы отыскания места судна и оценки его точности при наличии ошибок в высотных линиях
  • Глава 17. Определение места по одновременным наблюдениям светил. Общий случай
  • §76. Особенности определения места по одновременным наблюдениям светил
  • §77. Общий случай определения места по звездам
  • §78. Определение места днем по одновременным наблюдениям Луны и Солнца
  • §79. Определение места днем по одновременным наблюдениям Венеры и Солнца
  • §80. Определение места по одновременным наблюдениям Венеры, Луны и Солнца
  • Глава 18. Определение места судна по разновременным наблюдениям Солнца
  • §81. Особенности определения места по разновременным наблюдениям Солнца
  • §82. Влияние ошибок счисления и наивыгоднейшие условия для определения места по Солнцу
  • §83. Определение места по Солнцу в общем случае
  • §84. Определение места комбинированием навигационных и астрономических линий положения
  • Глава 19. Ускоренные способы обработки наблюдений
  • §86. Обзор приемов ускорения обработки наблюдений
  • §87. Прием перемещения счислимого места
  • §88. Определение места с предварительной обработкой (предвычислением) линий положения
  • §92. Решение астрономических задач на клавишных ЭВМ
  • Глава 20. Частные методы определения координат места судна
  • §93. Определение широты места по меридиональной и наибольшей высотам Солнца. Понятие о близмеридиональных высотах
  • §96. Определение координат места в малых широтах по соответствующим высотам Солнца
  • §97. Графический способ определения места при высотах Солнца, больших 88°
  • §98. Особенности определения места в высоких широтах
  • Глава 21. Перспективы развития методов астрономических определений в море. Краткий исторический очерк
  • §99. Понятие об астронавигационных системах и навигационных комплексах
  • §100. Краткий очерк истории мореходной астрономии
  • Список литературы
  • НО-214), но они оказались неудобными. В настоящее время для подбора звезд широко применяют таблицы типа НО-249 (см. §90), где даны h и А семи звезд по φ и SM через 1°.

    §43. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ ЗВЕЗДНОГО ГЛОБУСА

    С помощью звездного глобуса можно приближенно решить любую задачу мореходной астрономии, но практически решаются три типа задач: определение названия неопознанной звезды или планеты; получение h и А звезд или планет на заданное время и варианты этой задачи (подбор звезд для наблюдений, определение ∆А, ∆К и др.); определение времени прихода светила в заданное положение, например времени восхода светила, прихода на заданную высоту и т.п.

    Определение названия неопознанной звезды или планеты. На практике часто бывают случаи, когда небо покрыто облаками с просветами, в которые видны лишь отдельные звезды. В этом случае определить, какая именно звезда наблюдалась, довольно трудно и приходится прибегать к помощи звездного глобуса. Кроме того, подобные задачи решаются при изучении звездного неба. Порядок решения этой задачи следующий:

    1. После измерения высоты звезды определить ее пеленг по компасу и заметить Т с . Снять с карты φс и λс .

    SM =tE M ± λ W Ost

    3. Установить глобус по φ и S M . При установке SМ его значение приводят на середину кольца меридиана.

    4. Перевести пеленг в азимут четвертного счета. Установить дугу вертикала по азимуту и индекс вертикала по высоте.

    5. Найти под индексом звезду по ее месту в созвездии, которое приведено

    в латинском или русском написании, например из созвездия Taurus (Телец). С помощью списка звезд в МАЕ определить номер звезды. По названию и номеру

    выбрать координаты из МАЕ, так, Телец α - номер 24 (Альдебаран).

    6. Если под индексом не окажется звезды, то либо сделан промах при решении задачи, либо наблюдалась планета. Первым признаком планеты является ее расположение около эклиптики, а также ее яркость. Проверив решение и установив его правильность, опознают планету. Для опознавания планеты с глобуса снимают α и δ точки под индексом. С полученными данными и датой входят в ежедневные таблицы МАЕ и отыскивают, у какой планеты α и δ будут наиболее близкими к данным.

    Пример 43. 5 мая 1977 г. около Tс =20Ч 30M ; φс =39°55" N; λ=34°20"W (№=1W) наблюдали светило ос=21°10,5"; TXP =9ч 26м 40c ; u=+0М 55c ; КП=127°(–1°).

    Опознать светило.

    Решение. Решение производится по общей схеме вычислений линий положения.

    Тс

    20ч 30м

    Т хр

    9ч 26м 40c

    t E ГР

    178о 36,8"

    127о

    Т гр

    Т гр

    21ч 27м 35c

    5/V tE ГР

    126о

    tE M

    151о 11,7"

    о SO

    2. Устанавливаем глобус по φ=39,9° N, поднимая P N над точкой N на 39,9° (отсчет на кольце склонений у N 50,1°). Для установки по времени поворачиваем глобус до прихода на середину кольца меридиана SM =151,2°. На крестовине вертикалов ставим h=21° и А=54° SO.

    3. Под индексом читаем: α Девы (Virgo), по списку звезд в МАЕ № 92.

    КП=353°(+1°).

    Т ГРП

    6ч 30м 00c

    330о 44,4"

    353о

    T СКМ

    Т гр

    6ч 33м 13c

    t E ГР

    354о

    tE M

    139о 22"

    о NW

    Устанавливаем глобус по φ=36,2°S (над точкой S) и SM =139,4°, а вертикалы по А и h. Под индексом ничего нет, но точка близка к эклиптике. Снимаем по экватору α=136°, δ=19° N. Из МАЕ на эти даты внизу с. 120 подходит планета Сатурн.

    Получение высоты и азимута светила на заданное время.

    1. Рассчитать T с и Tгр для момента предполагаемых наблюдений и снять с карты φс и λс на это время. Чаще всего звезды наблюдают в сумерки так, что рассчитывают Тс сумерек.

    3. Установить глобус по φ и S M .

    4. Установить крестовину так, чтобы оцифрованный вертикал был ближе

    к звезде, направить индекс на место звезды, снять и записать отсчеты h и А звезды.

    5. Если требуется получить h и А планеты, то ее место предварительно наносят на глобус по и δ, как показано в §42.

    в утренние сумерки определить α и δ звезды α Волопаса (α Bootis). Решение.

    1. Определили начало гражданских сумерек T С =4Ч 22М .

    4ч 22м

    59о 16,3"

    3. Устанавливаем глобус по

    φ=35,3о N, SM =293,1o

    Снимаем: h=18,5o ;

    Т гр

    13ч 22м 6/V

    t E ГР

    A=80o NW:

    АКР =280о

    SM =tE M

    293о 7"

    Подбор звезд для определения места. Первой операцией является выбор времени наблюдений. Для сумеречных наблюдений вечером начало наблюдений планируют на середину гражданских сумерек, утром - на середину навигационных. После этого рассчитывают время пуска секундомера, его удобнее принимать на целые градусы S M . Далее по S M через 1 o подбирают звезды.

    При определении места по двум звездам разность азимутов их должна быть по возможности близка к 90°. При определении по трем звездам разность азимутов в каждой паре должна быть близкой к 120°, а для четырех звезд разность азимутов в каждой паре близка к 180°, между парами - к 90°. Кроме того, должна учитываться освещенность горизонта и видимость звезд. Первой подбирают самую яркую звезду вечером, слабую - утром (наблюдения лучше начинать с Ost -a). В остальном задача сводится к предыдущей.

    Пример 46. 5 мая 1977 г. в Индийском океане подобрать звезды для наблюдений в вечерние сумерки. На Тс =17Ч 30M ; φ=28°32"S; К=110°26"Os t (№=– 8), u=+0M 37c ; начать наблюдения в середину гражданских сумерек.

    Решение. 1. Определение времени начала наблюдений (см. рис. 53): Заход Солнца

    17ч 24м

    ∆Т СУМ

    ТМ

    T ГР

    18ч 14м

    Тс

    Т ХРП

    10ч 12м 58c

    4. Подбор звезд. Устанавливаем глобус φ=28,5S; SM =127o (128o и т.д.) и с помощью вертикалов подбираем звезды, начиная с яркой – Сириуса.

    62o ,5

    293o

    β Ю.Креста

    38o ,5

    215o

    Определение времени прихода светила в заданное положение (восход,

    кульминацию, заданную высоту или разность азимутов и т.п.).

    1. Снять с карты φс и λс на предполагаемое Тс явления (на вечер, ночь,

    2. Установить глобус по широте.

    3. Поворотом сферы привести намеченную звезду или планету в требуемое положение (на горизонт, на первый вертикал и т.п.).

    4. Снять отсчет t E M =SM у полуденной части кольца меридиана наблюдателя по его центру.

    5. Рассчитать tE ГР =tE M ± λ W Ost и с помощью МАЕ получить TГР и затем Тс явления (см. §33, пример 31).

    Если Тс значительно отличается от предполагаемого, то координаты φ и λ уточняют и, если нужно, решение выполняют во втором приближении.

    Пример 47 . 24 мая 1977 г. ориентировочно на Тс =12ч ; φс =34°5"N; λс =147о 40"Ost (№=-9) По звездному глобусу определить время, когда Венера и Солнце имеют наибольшую разность азимутов.

    Решение. 1. Координаты Солнца и Венеры на Тгр =3ч 24/V.

    t E ГР

    236o 36,1"

    286o 36,1"

    t ГР

    60o 46,8"

    18o 23,2"

    20,7о N

    6,4о N

    Наносим Солнце и Венеру на глобус.

    2.Устанавливаем глобус по φ и вращением его приводим Венеру и Солнце по разные стороны меридиана, при этом подбирается ∆Амакс =90°. У меридиана снимаемS M 400 .

    3. Расчет Тс по SM

    SM 40

    tE ГР 252o 20"

    МАЕ tT 241 28,7 …

    ∆tE 10o 51,3" ....

    ∆T"ГР 0ч 24/V ∆Т 43м 18c

    ∆TГР 0 43 -

    № 9

    Т ХР П 9ч 43м

    Все мы видели глобус, но всё ли мы знаем о нем? На этом уроке вы узнаете много нового о модели земного шара. Познакомитесь с представлениями древних людей о внешнем виде Земли. Узнаете об открытии шарообразности Земли Магелланом. Рассмотрите модель земного шара - глобус, и узнаете, какие линии на глобусе называются меридианами и параллелями, зачем они нужны, что такое экватор и где проходит нулевой меридиан. Узнаете об истории создания глобусов и огромном их разнообразии.

    Тема: Планета,на которой мы живем

    Урок: Глобус - модель земного шара

    Правильное представление о Земле и ее форме сложилось у разных народов не сразу и не в одно время, а опирались люди, прежде всего, на мифы. Некоторые народы считали, что Земля плоская и держится на трех китах, которые плавают в безбрежном всемирном океане.

    Рис. 1. Мифическое представление глобуса

    Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат слоны, стоящие на огромной черепахе.

    Рис. 2. Индийское представление глобуса

    В давние времена люди верили, что если очень долго идти в одну сторону, то можно добраться до места, где небо встречается с землей. Конечно, человеку хотелось знать, что за краем Земли. У людей было множество вопросов, на которые представления о плоской Земле не давали ответа. Например, почему корабль, отдаляясь от берега, исчезает из вида? Почему, если подняться на возвышенность, расширяется горизонт?

    Рис. 3. Корабль, отдаляющийся от берега

    Рис. 4. Возвышенность

    Португальский мореплаватель возглавил экспедицию, состоявшую из пяти парусников. Они отправились от берегов Испании к островам пряностей (к Молуккским и Филиппинским островам) за перцем, гвоздикой, корицей, - эти пряности в Европе стоили очень дорого.

    Рис. 5. Фернан Магеллан

    Рис. 6. Купанг - архипелаг Кай (Молуккские острова)

    Рис. 7. Палаван, пятый по величине остров Архипелага, расположен к западу, в отдалении от основной части Филиппинских островов.

    Путешествие было очень трудным: первый парусник разбился о скалы, команда второго вернулась домой с полпути, третий парусник так сильно обветшал, что его пришлось сжечь, команда четвертого попала в плен, а сам Магеллан погиб. Спустя три года парусник «Виктория», что значит победа, достиг родного берега. Это была экспедиция, которая совершила первое известное кругосветное путешествие и доказала правильность предположения о шарообразности Земли. И этим великим открытием мы обязаны славному мореходу Фернану Магеллану.

    Чтобы лучше представить себе внешний вид Земли, люди создали её модель - глобус (от лат. globus - шар), который имеет такую же форму, как и Земля, только во много раз меньше.

    Рис. 8. Модель глобуса

    С помощью глобуса легко представить себе шарообразную форму Земли. Почему мы говорим именно шарообразную, а не шар? Искусственные спутники помогли получить точные знания о форме Земли. Облетая Землю, спутники все время посылали радиосигналы - сообщения о своей удаленности от Земли.

    Рис. 9. Спутник, облетающий Землю

    По этим сигналам специальные электронные машины определили высоту полета спутников, а пишущие устройства помогли «нарисовать» форму Земли. Оказалось, наша Земля не правильный шар - она немного сплюснута у полюсов. Глобус закреплен на оси, но наша планета вращается вокруг воображаемой оси. Обратите внимание, точка, где ось выходит из глобуса сверху, называется Северным географическим полюсом (от лат. polus - ось), а нижняя точка - Южным географическим полюсом Земли .

    Рис. 10. Вращение Земли вокруг воображаемой оси

    Если рассмотреть глобус внимательнее, вы увидите, что по его поверхности проведены круговые линии. Они помогают определять точное местоположение различных земных объектов. Линии на глобусе или на карте, условно проведённые по поверхности Земли от одного полюса к другому, называются меридианами (от лат. meridianus - полуденный). Направление тени от предметов в полдень совпадает с направлением меридиана в данной точке на земной поверхности. Меридиан можно провести через любую точку на Земле, и он всегда будет направлен с севера на юг. Все меридианы имеют одинаковую длину. Мысленно путешествуя по любому меридиану, вы обязательно окажетесь либо на самой северной точке земли - Северном полюсе, либо на самой южной - Южном полюсе. Нулевым условно считают меридиан , который проходит через старейшую астрономическую обсерваторию города Гринвич в Великобритании.

    Рис. 11. Гринвичская обсерватория.

    Он был признан начальным по специальному международному соглашению в 1884 году. До этого соглашения каждая страна называла нулевым меридианом тот, который проходил через ее столицу. Например, в Испании отсчет начинался от Мадрида, в Италии - от Рима. В России долгое время нулевым считался Пулковский меридиан, проходивший через главную астрономическую обсерваторию страны, которая была основана недалеко от Санкт-Петербурга.

    Обсерват ория (от лат. observo - наблюдаю) - это научное учреждение, где производят наблюдения и исследования погоды, атмосферы, астрономических тел.

    Рис. 12. Пулковская обсерватория.

    Линия Гринвичского нулевого меридиана делит земной шар на Западное и Восточное полушария .

    Рис. 13. Западное и Восточное полушарие

    На равном расстоянии от полюсов проходит условная линия, которая называется экватор (от лат. aequador - уравнитель). Экватор делит земной шар на Северное и Южное полушария . На линии экватора день всегда равен ночи, а Солнце бывает в зените дважды в году - в дни весеннего и осеннего равноденствия.

    Если посмотреть на глобус сверху, мы увидим Северное полушарие и Северный полюс, а снизу - Южный полюс и Южное полушарие. Наша родина Россия находится в Северном полушарии.

    Параллельно экватору на глобусах и картах проведены параллели (от греч. parallelos - идущий рядом), все они направлены с запада на восток.

    Самая длинная параллель - экватор , длина других параллелей уменьшается к полюсам, а на полюсе параллель превращается в точку. Пересекаясь, параллели и меридианы образуют градусную сетку.

    Рис. 14. Северное и Южное полушарие

    Известно, что модель земного шара впервые построил хранитель Пергамской библиотеки Кратес Малосский во II в. до н.э., однако она, к сожалению, не сохранилась.

    Рис. 15. Глобус Кратеса

    Первый дошедший до нас земной глобус был изготовлен в 1492 г. немецким географом и путешественником Мартином Бехаймом (1459-1507). Бехайм разместил на своей модели, которую называли «земным яблоком», карту мира древнегреческого ученого Птолемея. Естественно, на этом глобусе не хватало очень многих объектов.

    Рис. 16. «Земное яблоко» Бехайма

    Позже глобусы стали очень популярны. Их можно было увидеть в покоях монархов, в кабинетах министров, учёных и купцов. Карманные глобусы в специальных футлярах предназначались для путешествий. Изготовленные для кабинетов глобусы среднего размера часто снабжались механизмом, который приводил их в движение, вращая вокруг оси.

    В прошлом глобусы устанавливали на морских судах, а сейчас на космических кораблях.

    Некоторые глобусы превышают человеческий рост, и на них умещаются не только красочные карты поверхности Земли или неба, но и сведения о разных странах, растениях и животных, а возвышенности сделаны выпуклыми.

    1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
    2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
    3. Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.
    1. Фестиваль педагогических идей ().
    2. Shack.ru ().
    3. Планета Земля ().
    1. Возьмите обычную нитку и определите длину различных меридианов на глобусе. Что вы можете сказать о них? (Они имеют одну и ту же длину).
    2. Определите с помощью нитки длины параллелей. Что вы о них можете сказать? (Самая большая параллель - это экватор. Длина параллелей уменьшается в сторону полюсов).
    3. Какие параллели самые короткие? (Это Северный и Южный полюс).
    4. Отвечайте «да» или «нет» на приведенные утверждения:

    1) На глобусе можно увидеть тончайшие линии, покрывающие поверхность глобуса. (Да)

    2) Эти линии воображаемые, на самом деле на земной поверхности их нет. (Да)

    3) Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют параллелями. (Нет)

    4) Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют меридианами. (Да)

    5) Все меридианы пересекаются на Северном и Южном полюсах (Да)

    6) Самый длинный меридиан - это экватор. (Нет)

    7) Экватор - это самая длинная параллель. (Да)

    8) Экватор делит земной шар на два полушария - Северное и Южное. (Да)

    9) Экватор - это линия, которая делит все меридианы пополам. (Да)

    10) Самые маленькие параллели - это Северный и Южный полюса Земли. (Да)

    11) Все меридианы Земли имеют разную длину (Нет)

    12) Все меридианы Земли имеют одинаковую длину. (Да)

    Глобус - это точная, но уменьшенная в миллионы раз копия нашей планеты. Без этой модели весьма сложно представить себе такую науку, как география. Глобус "изобрели" еще в XV веке, но и сегодня он активно используется в различных сферах человеческой жизни.

    Что такое глобус?

    Следует признать, что первым картографическим изображением поверхности Земли была карта. Вернее, это был рисунок местности, начерченный на стене пещеры. Глобусы появились намного позже, когда человек осознал масштабы нашей планеты и выяснил, что она имеет шарообразную форму.

    Что такое глобус? Каковы основные свойства этого способа изображения земной поверхности?

    Ответ на вопрос "что такое глобус" должен знать каждый школьник. В переводе с латыни слово globus означает "шар". Таким образом, глобус - это изображения земной поверхности, при котором сохраняется геометрическая форма нашей планеты, а также все линии, площади и контуры изображаемых объектов. Единственное уточнение: все это уменьшается в миллионы раз.

    По сравнению с географической картой на глобусе все искажения земной поверхности минимальны. Материки, океаны, моря и острова на нем полностью соответствуют их расположению на Точно наносить все географические объекты на глобус помогает градусная сетка, состоящая из линий

    Свойства и использование глобуса

    К основным свойствам глобуса следует отнести следующие:

    • сохраняется шарообразность Земли;
    • сохраняется взаимное расположение полюсов, параллелей и меридианов;
    • масштаб одинаков на всех участках модели;
    • формы всех фигур на земной поверхности не искажаются.

    На протяжении XVII-XVIII веков глобусами активно пользовались мореплаватели, путешественники и первооткрыватели. Сейчас же они применяются исключительно в научной и образовательной (намного чаще) деятельности. Глобус школьный является неотъемлемым атрибутом любого кабинета географии.

    История глобуса

    Древнейший глобус, который сохранился до наших дней, датируется 1492 годом. Его создал - немецкий ученый и путешественник. За основу он взял данные Птолемея и Тосканелли. Глобус Бехайма хранится в музее в Нюрнберге. Так как Америка на то время еще не была открыта, на ее месте Бехайм изобразил восточную оконечность Азии, а также множество не существующих островов.

    Однако самый первый глобус, согласно письменным античным упоминаниям, был изготовлен 1700 лет назад. Его автором стал ученик Аристотеля - древнегреческий мыслитель Кратес. Он создал шарообразную которая, однако, не дошла до наших дней. Но другие античные философы описывают, что на ней была изображена сплошная суша, разделенная на четыре части двумя перпендикулярно пересекающимися реками.

    Разновидности глобусов

    • малые (до 60 см в диаметре);
    • средние (от 60 до 120 см);
    • большие (свыше 120 см в диаметре).

    Кроме земных, также существуют глобусы других небесных тел Солнечной системы (Луны, Марса, Меркурия и т. д.), а также звездного неба. Шарообразные модели нашей планеты также могут изготавливаться из разных материалов. Это может быть пластик, бумага, стекло или камень.

    Заключение

    Итак, что такое глобус? Теперь вы с легкостью сможете ответить на этот вопрос. Это модель Земли, которая в точности повторяет её форму, не искажая при этом площади и контуры объектов на всех участках поверхности. Считается, что самый первый глобус создал немецкий ученый Мартин Бехайм в 1492 году. Однако самые ранние упоминания о подобных приборах датируются еще третьим столетием до нашей эры.