Фразеологизм к слову соловей. Значение слова «соловей

Словарь Ушакова

Соловей

солове й , соловья, муж.

1. Певчая птица из сем. дроздовых, с серым оперением, стройного сложения, отличающаяся необыкновенно красивым пением. «Соловей в кустах лавровых нежно песни ей поет.» Пушкин . «Соловей свищет в роще березовой.» А.К.Толстой . «Соловья баснями не кормят.» (посл. ) Поет, как соловей.

2. перен. О человеке с чистым, красивым, преим. высоким голосом, славящемся своим искусством пения (разг. )

Фразеологический словарь русского языка

Соловей

Петь (или заливаться, разливаться ) соловьем - говорить о чем-либо с жаром, с увлечением, красноречиво

Соловья баснями не кормят - разговорами не накормишь того, кто хочет есть

Словарь Ожегова

СОЛОВЕ Й, вья, м. Буро-серая птичка сем. дроздовых, отличающаяся красивым пением. Трели соловья. Соловья баснями не кормят (посл.). Соловьём разливается ктон. (говорит красноречиво, увлечённо; ирон.).

| уменьш.-ласк. соловейчик, а, м.

| ласк. соловушка, и, м. и соловейко, и, м.

| прил. соловьиный, ая, ое. Соловьиное пение. С. сад (в к-ром поют соловьи).

Словарь Ефремовой

Соловей

  1. м. Маленькая певчая птица отряда воробьиных, отличающаяся красивым пением.
  2. м. разг.
    1. Человек с красивым, высоким голосом, славящийся своим пением.
    2. перен. Краснобай.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Соловей

(Erithacus) - род мелких певчих зубоклювых птиц из сем. дроздовых (Turdidae). К С. относят несколько (около 9) видов, из которых общеизвестны два европейских вида: обыкновенный , или восточный С. (E. philomela), распространенный по всей Европе кроме северных окраин ее, и западный С. (Er. luscinia), гнездящийся во всей Западной и центральной Европе. Оба вида зимуют в Африке. И тот, и другой вид окрашены сходно: верхняя сторона тела их - буровато-серая, нижняя - грязно-белая, хвост бурый с ржавым оттенком, но у восточного С. окраска в общем темнее и верхняя сторона тела с ясно выраженным оливковым оттенком. Восточный С., кроме того, крупнее (Е. philomela - 19 стм, E. luscinia - 7 стм), главное же отличие его заключается в том, что у него первые маховые перья относительно гораздо короче, чем у западного С. Все соловьи питаются исключительно насекомыми и преимущественно личинками их, отыскивая их на земле и в кустах. Кустарники, живые изгороди тенистых садов, опушки светлых рощ вблизи прудов и озер и вообще недалеко от воды - суть любимые места, в которых держатся С. Гнезда С. вьют довольно небрежно в кустах над самой землей, причем главным материалом для постройки гнезд служат старые побуревшие листья деревьев. Полная кладка (1 раз в лето) состоит из шоколадно-зеленых одноцветных яиц. В период гнездования, т. е. с начала лета и до конца июня, песнь самца раздается каждую ночь.

Ю. Вагнер.

Песня восточного С. короче, чем западного, исполняется с малыми паузами между коленами, сильно и торжественно, причем отдельные колена отличаются звонкостью, полнотой и силой звука; песня западного С. исполняется медленнее, с довольно продолжительными паузами, причем в звуке чувствуется нежность и мелодичность. Вообще, местность, состояние погоды и, главным образом, пример старых певцов имеют огромное влияние на песню С.; там, где случайно появилось несколько хороших певцов, можно ожидать встретить в течение известного периода времени наилучше поющих С. Этим объясняется, что одно время славились курские С.; потом вошли в моду киевские (собственно бердичевские); в Московской губ. особенно хорошие С. принадлежат Богородскому уезду, тогда как собственно московские плохи. В песне С. различают, в сравнении с другими певчими птицами, наибольшее число колен, доходящее у лучших экземпляров до 25 [Каждое колено соловьиной песни носит особое название; напр., по Тургеневу: пульканье, клыканье, дробь, раскат, пленканье, лешева дудка, кукушкин перелет, гусачек, юлиная стукотня, почин и т. п. Более подробные названия приведены в заметках о С. - Дементьева ("Прир. и Охота", 1880, IX) и Рябинина (там же, 1881, II)]. Но такие С., в песне которых есть все колена, чрезвычайно редки и ценятся очень дорого - иногда сотнями рублей. У хорошего С. каждое колено выходит длинно, отчетливо, сильно; самая песня отличается полнотой и имеет склад. По времени пения С. делятся на дневных , ночных и боевых (поющих и днем и ночью, но ночью неполно и отрывисто); по господствующему тону различают мажорных и минорных (меланхолических) С. На свободе С. начинают петь тотчас по прилете, в апреле, сперва тихо, а потом, особенно во время вывода птенцов, сильно и громко; оканчивают пение в июне, когда дети вылетают из гнезда; комнатные С. начинают петь после Рождества (и позже) и кончают также в июне. Ловля С. производится весной, различными снастями: наволочными сетями, которыми окутывают кусты, лучками (см. соотв. статью) "на подвязную", с помощью свистка, что называется, "на драку", самоловами и другими западнями; кроме того, во второй половине июня вынимают из гнезд молодых С. Только что пойманным С. связывают крылья и сажают в клетку с полотняными дном и верхом. С. промысел до последнего времени был развит, преимущественно, в окрестностях Бердичева; добытых С. промышленники немедленно сдавали промышленникам, без пробы голосов, причем птицы, пойманные в первые 2-3 дня прилета, ценились гуртом по 50-60 коп.; дальше цена на них спускалась до 20 коп. Промысел этот почти прекращен новейшими законами об охоте 3 февраля 1892 г., воспретившими весеннюю ловлю С.; в губ. Царства Польского, а также в Курляндской губ. ловля С. вовсе воспрещена.

873 0

ЗАЛИВАТЬСЯ СОЛОВЬЁМ. ЗАЛИТЬСЯ СОЛОВЬЁМ. Разг. Шутл. Говорить красноречиво, витиевато. Он ел мало… и лишь изредка вскидывал глазами на Калломейцева, который… заливался соловьем (Тургенев. Новь). Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ А. И. Фёдоров 2008


Значения в других словарях

Залиться краской

ЗАЛИВАТЬСЯ КРАСКОЙ. ЗАЛИТЬСЯ КРАСКОЙ. Прост. Экспрес. Сильно краснеть. Вот оно что! Неужели мне подарят на Рождество пишущую машинку? Ведь дома всегда говорили, что я того не стою. Чувствуя, что от смущения заливаюсь краской, я все же поднимаюсь с кресла и топаю к столу… медленно оглядываю клавиатуру (К. Кучера. Моя пишущая машинка). Умолкнув на полуслове, я залился краской и поспешно отвернулся, ...

Залиться слезами

ЗАЛИВАТЬСЯ <ГОРЬКИМИ> СЛЕЗАМИ. ЗАЛИТЬСЯ <ГОРЬКИМИ> СЛЕЗАМИ. Разг. Экспрес. Сильно, долго и безутешно плакать; рыдать. Капитан посмотрел - сказал: «Это правда, извините нас, милостивая государыня», - и сам залился горькими слезами (Карамзин. Рыцарь нашего времени). Французский генерал Сенженье, взятый им в плен под Друею в 1812 году, залился слезами, услыша о его смерти (Д. Давыдов. Вос...

Заложить душу

ЗАКЛАДЫВАТЬ <СВОЮ> ДУШУ за что. ЗАЛОЖИТЬ <СВОЮ> ДУШУ за что. Обл. Презр. Будучи предельно скупым, не останавливаться ни перед чем в стремлении разбогатеть, сохранить накопленное. С наступлением утра по многолетней привычке Федот Федотыч неутомимо набрасывался на работу, за каждое зёрнышко, за всякую соломинку готов был заложить свою душу (И. Акулов. Касьян Остудный). Фразеологический с...

Заливаться соловьём ЗАЛИВАТЬСЯ СОЛОВЬЁМ. ЗАЛИТЬСЯ СОЛОВЬЁМ. Разг. Шутл. Говорить красноречиво, витиевато. Он ел мало… и лишь изредка вскидывал глазами на Калломейцева, который… заливался соловьем (Тургенев. Новь).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Заливаться соловьём" в других словарях:

    ЗАЛИВАТЬСЯ СОЛОВЬЁМ

    ЗАЛИВАТЬСЯ КАК СОЛОВЕЙ - кто [перед кем] Говорить красноречиво, с жаром, увлекаясь своей речью. Имеется в виду, что лицо (Х) говорит красноречиво, чтобы поразить другое лицо или группу лиц (Y) своим умом, способностями. Говорится шутливо или с иронией. реч. стандарт. ✦ Х … Фразеологический словарь русского языка

    ЗАЛИВАТЬСЯ СОЛОВЬЁМ. ЗАЛИТЬСЯ СОЛОВЬЁМ. Разг. Шутл. Говорить красноречиво, витиевато. Он ел мало… и лишь изредка вскидывал глазами на Калломейцева, который… заливался соловьем (Тургенев. Новь) … Фразеологический словарь русского литературного языка

    ЗАЛИТЬСЯ СОЛОВЬЁМ - кто [перед кем] Говорить красноречиво, с жаром, увлекаясь своей речью. Имеется в виду, что лицо (Х) говорит красноречиво, чтобы поразить другое лицо или группу лиц (Y) своим умом, способностями. Говорится шутливо или с иронией. реч. стандарт. ✦ Х … Фразеологический словарь русского языка

    РАЗЛИВАТЬСЯ СОЛОВЬЁМ - кто [перед кем] Говорить красноречиво, с жаром, увлекаясь своей речью. Имеется в виду, что лицо (Х) говорит красноречиво, чтобы поразить другое лицо или группу лиц (Y) своим умом, способностями. Говорится шутливо или с иронией. реч. стандарт. ✦ Х … Фразеологический словарь русского языка

    залиться соловьём - Зали/ться (заливаться, петь) соловьём, см. соловей … Словарь многих выражений

    петь соловьём - Петь (заливаться, разливаться) соловьём., ирон. Говорить о чём л. с жаром, с увлечением, красноречиво … Словарь многих выражений

    залиться - ЗАЛИТЬСЯ, льюсь, льёшься; ился, илась, илось и илось; лейся; ившийся; совер. 1. Покрыться сплошь водой, жидкостью. Котлован залился водой. Молока там хоть залейся (очень много; прост.). 2. Испачкаться чем н. жидким. Одежда залилась краской. 3. (1 … Толковый словарь Ожегова

    залиться - I лью/сь, льёшься; зале/йся; залился/ и зали/лся, ла/сь, ло/сь и лось; зали/вшийся; св. см. тж. заливаться 1) а) обычно чем. Покрыться или заполниться водой, жидкостью; затопиться. Равнина залилась водой. б) отт. Наполняться … Словарь многих выражений

    СОЛОВЕЙ - вья; м. Маленькая перелётная птица сем. дроздовых, с серовато бурым оперением, отличающаяся красивым пением. Трели соловья. * Соловья баснями не кормят (Погов.). ◊ Петь (заливаться, разливаться) соловьём. Ирон. Говорить о чём л. с жаром, с… … Энциклопедический словарь

«Соловей-разбойник (Одихмантьев сын, Рахманьевич, Рахматович) - в восточнославянской мифологии и былинном эпосе антропоморфный чудовищный противник героя, поражающий врагов страшным посвистом.
Изображается либо в виде человека, либо в виде загадочного громадного существа с птичьими крыльями, под которым сгибается дуб. Согласно былинам, у Соловья-разбойника крепкий двор и терем, в котором живёт его семья.» .

Рис. 1. Иван Яковлевич Билибин. Соловей-разбойник и Илья Муромец

Образу Соловья-разбойника в русской сказке также не повезло, как и Кощею Бессмертному (см. мою статью «Фразеологизм Кощей Бессмертный») и вот почему.
Легенда о происхождении образа Соловья-разбойника, найденная П. И. Мельниковым в одном из рукописных сборников XVII века от клички, данной человеку, имеет основательную почву. До христианства у мокши и эрзи были распространены имена птиц. А птичьи фамилии, которые произошли от кличек, распространены у русских не меньше чем у мордвы и рязанцев. Мне известна деревня в Ивановской области, где фамилии сплошь птичьи: Вороновы, Канарейкины, Воробьёвы, Лебедевы.
Соловей птичка вешняя, певчая, маленькая, её не видно среди пышной листвы деревьев и сравнивать её с антропоморфной чудовищной птицей, мягко говоря, не объективно. Это, конечно, может быть Див из «Слова о полку Игореве» (СПИ).
«Збися Див, кличет верху дерева, велит послушати земле незнаемой…». Див в СПИ птица-божество, враждебная, антогонистичная русичам, но до образа Соловья-разбойника в былинах не дотягивает.
Наиболее близок к истине был историк М. Забылин:
«М. Забылин (Москва 1880 г. «Русский народ его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»): «…когда во времена св. Ольги и св. Владимира, Христианская вера проникла в Россию, то она не повсюду и не сейчас подавила славянское язычество, что видим из борьбы Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, который, по сказаниям, был никто иной, как беглый жрец, скрывавшийся в лесах, что и могло случиться со многими жрецами и идолопоклонниками, державшимися упорно своего язычества и бежавшими от преследования…»» .
При археологических раскопках в Новгороде были найдены гусли в слоях XI века с надписью на деке «СЛОВИША», как констатирует Б.А. Рыбаков.

Рис. 2. Гусли гусляра Словиши.

«Не меньший интерес для нашей языческой темы представляют гусли, найденные в слоях XI в. южнее Детинца. Они в свое время были разломаны на части, и обломки были разбросаны.(Колчин Б. А. Гусли…, с. 361-364, рис. 2-2 и рис. 3.)
Эти пятиструнные гусли являются самыми архаичными из всех новгородских находок, так как музыковеды считают их пятиструнность соответствующей пятитоновому ладу русской народной песни.(Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России. М.; Л.,1928.) Гусли гусляра, играющего на ритуальных русалиях (Старорязанский клад), тоже пятиструнные. Резное завершение окрылка здесь настолько стилизовано, что фигура ящера лишь угадывается. Самым исторически важным является наличие имени владельца на корпусе гусель СЛОВИША. В интерпретации этого имени публикатор ограничился только словами: "Вырезанное на корытце инструмента слово СЛОВИША значит - "соловушка", что вполне уместно и логично как имя-прозвище музыканта гусляра".(Колчин Б. А. Гусли…, с. 364.) (Рис. 56).» .
«Исходя из верной расшифровки "словиша - соловей", привлечем исторические данные, сохраненные в труде В. Н. Татищева. Речь идет о сохраненной только в татищевской записи поздней Иоакимовской летописи, включившей в свой состав ряд древних преданий. Для нашей цели важен рассказ о крещении новгородцев Добрыней в 988 г. и переданный как бы от первого лица, как от очевидца, событий ("мы же стояхом на Торговой стороне").(Татищев В. Н. История Российская, т. I, с. 112.)
"В Новеграде людие, уведавше еже Добрыня идет крестити я, учиниша вече и закляшася вси - не пустити во град и не дати идолы опровергнут. И егда приидохом, они, разметавше мост великий, изыдоша со оружием. И аще Добрыня прещением и лагодными словы увещевая их, обаче они ни слышати хотяху. И вывезше 2 порока (метательных орудия) великие со множеством камения, поставиша на мосту, яко на сущие враги своя. Высший же над жрецы славян Богомил, сладкоречия ради наречен СОЛОВЕЙ, велъми претя люду покоритися. Мы же стояхом на Торговой стороне, ходихом по торжищам и улицам, учахом люди, елико можахом … И тако пребыхом два дни, неколико сот крестя. Тогда тысецкий новгородский Угоняй, ездя всюду, вопил: "Лучше нам помрети, неже боги наша дати на поругание!" Народ же оноя страны (левый берег Волхова, где был Детинец), рассвирепев, дом Добрынин разориша, имение разграбиша, жену и неких сродник его избиша … (военачальник Добрыни Путята переправился через Волхов) выше града (т. е. там, где Перынь) и вошел во град … Людие же страны оные, услышавше сие, собрашася до 5000 оступиша Путяту и бысть междо ими сеча зла. Неки шедше церковь Преображения господня разметаша и домы христиан грабляху … (Добрыня победил язычников) и а бие идолы сокруши - деревяннии сожгоша, а каменнии изломав, в реку вергоша; и бысть нечестивым печаль велика. Мужи и жены, видивше тое, с воплем великим и слезами просяще за ня, яко за сущие их боги …".(Татищев В. Н. История Российская, т. I, с. 112-113.)
В. Л. Янин считает, что разгром христианских домов и церкви Спаса происходил севернее Детинца на улице Розваже, где им установлен пожар 989-990 гг. (Янин В. Как и когда крестили новгородцев. - Наука и религия, 1983, № 3, с. 31).
Новгородцев-язычников возглавляли "предние мужи" во главе с боярином-тысяцким и "высшим жрецом" Соловьем. Могли ли принадлежать гусли с именем Словиши жрецу Соловью из предания в Иоакимовской летописи? Гибель гусель, разломанных на три части, относится по археологической стратиграфии к 1070 - 1080-м годам. Естественно, что их последним владельцем не мог быть тот Словиша, который действовал по легенде на сто лет раньше. Но сами гусли могли первоначально принадлежать кому-либо из действующих лиц 980-х годов. Найдены они близ древней Волосовой улицы, где, без сомнения (на месте церкви Власия XIV в.), в языческие времена находилось капище Волоса. По преданию, именно сюда, "выше града", и устремился противник Словиши Путята, крестивший Новгород мечом. Если гусли принадлежали Словише - Соловью, то они вполне могли передаваться по наследству и оказаться в 1070-е годы в руках его внука; степень изнашиваемости таких инструментов невелика. Их последний владелец был, по словам Б. А. Колчина, богатым новгородцем: в его доме найдены аметистовые и янтарные украшения и грамота-вексель (№ 526) на 16 гривен.(Колчин Б. А. Гусли…, с. 361.)
Уничтожение гусель (обломки которых оказались в разных частях двора) может быть связано с известным рецидивом язычества в 1060-1070-е годы: пророчества и действия волхвов в Ярославле, на Белоозере и в Киеве. В Киеве в 1068 г. был убит новгородский епископ Стефан ("свои его холопи удавиша"). В Новгороде около 1071 г. появился волхв: "творяся акы бог". Здесь тоже собирались убить епископа, и "людие вси идоша за волъхва". Только смелость и решительность князя Глеба Святославича, зарубившего языческого жреца топором, позволила восстановить положение, после чего вполне естественно предположить репрессии против язычников. Церковные писатели в это самое время писали о том, что русские люди "словом наречающеся хрестияне, а поганьскы живуще", дьявол переманивает их от бога "трубами, гуслъми, русальями".(Новгородская I летопись, с. 188. 1068 год.)
В предшествующем тексте явно ощущается наличие авторского предположения о том, что гусли принадлежали в конце X в. Словише-Соловью, а затем оказались у его потомка или наследника, сохранившего и во второй половине XI в. связь с волхвами. Предположение вполне вероятное, но, к сожалению, совершенно бездоказательное. Учитывая то, что имя Соловья почерпнуто из поздней легенды (а её позднее формирование явствует из упоминания пороков-катапульт, что не могло быть ранее XII - XIII вв.), можно допустить, что Словиша, живший близ Волосовой улицы в XI в., содействовал волхву, увлекшему за собою весь город, поплатился за это уничтожением гусель, и имя его попало в предание о языческих временах и о сопротивлении язычников церковникам, но оказалось сдвинутым в глубь десятилетий и несколько видоизмененным. Независимо от этих догадок, ритуальное значение гусель не подлежит сомнению. Былина о Садке вся пронизана этим особым, волшебным свойством гусель: играет гусляр на берегу Ильменя, и поддонный князь дарит ему небывалый улов рыбы; уклонялся разбогатевший купец Садко от уплаты дани морскому царю, и тот потребовал его к себе, в пучину, но волшебные гусли выручили принесенного в жертву купца; разбушевалось море от пляски царя и царицы Белорыбицы и порванные струны гусель внесли успокоение.» .
В имени Словиши характерно окончание с суффиксом Слови-ша. Точно такое же окончание мы встречаем в надписи на мече:
«Людоша коваль»
«слава людоше»

Рис. 3. Прорись надписи на мече из-под Миргорода

Чтение надписи на мече из-под Миргорода А.Н. Кирпичниковым:
«ЛЮДОША КОВАЛЬ»
Чтение надписи на мече из-под Миргорода В. А. Чудиновым:
«ЛЮДОДЬША КОВАЛЬ»

Рис. 4. Надпись на мече из Киевского музея

Чтение надписи на мече из Киева В. А. Чудиновым:
«СЛАВА ЛЮДОДЬШЕ»
моё чтение:
«СЛАВА ЛЮДОШЕ»
То есть – это клеймо автора изделия.
Точно также мы видим клеймо автора на скульптуре этрусской химеры:
«Тиниша ваял».
Славиша, Людоша, Тиниша – это славянские имена собственные изготовителей гусель, меча и скульптуры. Можно предположить, что гусли смастерил сам гусляр по имени Соловей.

Сходство фраз из разных славянских исторических источников

«tin; cvil - Тиниша ваял» - этрусский текст на скультуре «Химера»

«ESTE FRATRE CI MOT AR.SINS.A.CCC - «Кормил братство сияющее, слова рождённые Синиша царапал»/Игубинские таблицы, Tav. VIIb

«СЛОВНША – Славниша» надпись Х века на Новгородских гуслях

«Людоша коваль» - Прорись надписи на мече из-под Миргорода
«Слава Людоше» Надпись на мече из Киевского музея

«Игумен Пафнутий руку приложил» - Достоевский Ф.М. «Идиот»

На основании вышесказанного, можно предположить, что образ Соловья-разбойника попал в русскую сказку в результате гипертрофированного образа гусляра Словиши. Современные информационные войны имеют давнюю историю, когда ещё зачалось печатное слово. В них существует два способа уничтожить противника. Навсегда забыть, игнорировать антагониста, либо исказить представление о враге до неузнаваемости. Первый способ менее удачен, потому, что народ всё равно тяготел к своим сказителям. Другое дело, в печатном слове воспитывать новые поколения в ненависти к противнику.
Отрицательный образ Словиши-Соловья был искусно дополнен атрибутикой разбойника. Сладкогласые песни Словиши превратились в дикий соловьиный посвист, который сметает всё на своём пути. К имени Соловья-разбойника добавились тюркские родословные: Одихмантьев сын, Рахманьевич, Рахматович, что усилило неприятие врага.
Более того, языческий Перун превратился сначала в Илью Пророка («Илья Пророк час уволок» – начало августа – Перунов день), а затем уже в былинах трансформировался в воителя и героя Илью Муромца. Дядька Владимира Красное Солнышко – Добрыня, устраивавший крещения новгородцев, превратился в былиннного Добрыню Никитича, а поповский сын в Алёшу Поповича. Так православные богатыри стали охранять покой земли русской.

Удачно сохранившееся до нашего времени былинное сказание о Садко повествует о гусляре Садко и о богатом госте.
«Главной своей частью предание тесно соприкасается с новгородским циклом былин о Садке. Былины о Садке содержат два исторических слоя: древнейший слой связан с бедным гусляром, играющим на берегу Ильменя, а второй повествует о "богатом госте", похваляющемся скупить все товары Великого Новгорода, строящем церковь и посылающем огромный караван кораблей с товарами за море. Эту двуслойность былин о Садке хорошо определил еще Н. И. Костомаров: "Христианское начало входит сюда слабо и притом так, что языческая подкладка ясно видна из-под новой одежды. Миф о Садке, вероятно, один из самых общих".(Костомаров Н. И. История Новгорода, Пскова и Вятки во время удельно-вечевого уклада. СПб., 1868, т. II, с. 246.) Более поздний слой хорошо связывается с конкретным историческим лицом XII в.:» .
Былине о Садко посвящены пассажи историков Б.А. Рыбакова и Г.Н. Базлова. Здесь уже Г.Н. Базлов не полимезирует с известным историком, а выдвигает свою оригинальную версию о путешествии гусляра Садко на дно морское.
Б.А. Рыбаков связывает былину о Садко с реальными новгородскими гуслями на деке которых он увидел изображения ящера и коня. Таким образом, был составлен лейтмотив легенды о Садко.
«Вся поэма о Садке построена на магической соотнесенности игры на гуслях и поведения водного божества: три дня гусляр играет на берегу Ильменя и божество награждает его небывалым уловом рыбы; пляску морского царя, вызывающую бурю, топящую корабли, можно прекратить, порвав струны на гуслях» .
Г.Н. Базлов связывает похождения Садко с обрядом инициации, с путём совершенствования души простого смертного в результате преодоления сложных препятствий и обстоятельств судьбы. В заглавии статьи поставлено сравнение имени Садко с санскритским термином s;dhu - «добродетельный человек» (санскр.), используется по отношению к личностям, которые отреклись от мира и сосредоточились на духовных практиках.
«Слово происходит от санскритского корня s;dh, который означает «достичь цели», «сделать прямым», или «возыметь силу над чем-то». Тот же самый корень используется в слове садхана (s;dhana), которое означает «духовная практика».» .
Нет сомнения в том, что санскрит имеет общие корни со славянским языком. Об этом ещё писал в своей популярной книге «Пять сенсаций» А. Н. Драгункин, приводя длинный перечень санскритских слов со славянскими корнями. Но в данном случае связь «садху» с именем Садко – это всего лишь предположение. Частое стремление соединять эпизоды русской сказки с обрядом инициации приводит иногда к непоправимым ошибкам в целом при анализе русского фольклора.
Я полагаю, что имя Садко, безусловно, имеет ключевое значении в определении фабулы сказания, как и многие имена богов и персонажей в древнегреческих мифах.
Имя Садко не связано с инициацией. Ответ, на самом деле лежит на поверхности в самом прямом смысле. Он лежит на поверхности «доски».

«Садко, подобно им, возвращаясь из похода с богатыми барышами, с такой речью обращается к своей дружине:

Ай же ты, дружина хоробрая!
Ай как сколько по морю ни ездили,
А мы морскому царю дани не плачивали.
А теперь-то дани требует морской-то царь в синё море. (II)

Они же (балтийские славяне) широко практиковали кидание жребия, для того чтобы узнать волю своих языческих богов. Мы упоминаем это лишь для того, чтобы напомнить, о том, что практики подобные описанным в былине о Садке, : кидание жребия, выделение части добычи с военного похода жрецам, широко практиковались именно на Южной Балтике и именно у славян.
Примечательно, что попадает к морскому царю, Садко, засыпая на доске, посыпается же он уже в Морском царстве. Опять же, проникновение в волшебный мир через сон, как через образ временной смерти, очень характерная для инициации черта.

А заснул Садко на той доске на дубовыи.
А как ведь проснулся Садко, купец богатый новгородский.
Ай в окиян-море да на самом дне,…

Описанная в былине дань морскому царю и последующая жеребьевка, не двусмысленно напоминают многие дохристианские обряды западных славян.

Ай же ты дружина хоробрая!
Ай возьмите-тко уж как делайте
Ай да жеребья да себе волжаны,
Ай как всяк свои имена вы пишите на жеребьи,
А спущайте жеребья на синё море…» .

Г.Н. Базлов вполне конкретно отвечает на этот вопрос. Садко был спущен на воду, чтобы стоять на доске. А что такое доска?
Садко – sadko > dska – доска (слав.)(перест. s/d)/sudko > sudnshko – судёнышко (слав.)(пропуск nsh).
Здесь присутствует метафора, которая так часто применяется в русском фольклоре. Садко посадили на доску или лодку, чтобы отправить к морскому царю. Ему выпал такой жребий. Садко выпал жребий жертвоприношения морскому царю.
Здесь явственно прослеживается погребальный обряд викингов и русов, когда умершего клали на лодку и отправляли в свободное плавание на море или реке, а всё остальное – это только красивое обрамление к легенде.

Сокращения

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет

Ссылки
1. Соловей-разбойник, Википедия
2. Б.А. Рыбаков, «Язычество Древней Руси», Москва, 1987 г.
3. Г.Н. Базлов, статья «Садху – инициация гусляра», http://www.buza.su/article/pogs/17-sadhu.html

(ориг. орф.)

Соловьем петь

Соловьемъ пѣть, - расходиться (иноск. ) краснобайствовать, разговориться, развеселиться.

Ср. Порфирій Владиміровичъ почувствовалъ, что праздникъ на его улицѣ наступилъ и разошелся соловьемъ .

Салтыковъ. Г-да Головлевы. 1.

См. Будет и на нашей улице праздник.

  • - Ср. По нужде и закону премена бывает. - "Что и говорить! В нужде и кулик соловьем свищет. И святые в нужде согрешили, не то, что мы грешные!" Салтыков. Г-да Головлевы. 3. См. нужда закон изменяет...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - кто Говорить красноречиво, с жаром, увлекаясь своей речью. Имеется в виду, что лицо говорит красноречиво, чтобы поразить другое лицо или группу лиц своим умом, способностями. Говорится шутливо или с иронией...

    Фразеологический словарь русского языка

  • - кто Говорить красноречиво, с жаром, увлекаясь своей речью. Имеется в виду, что лицо говорит красноречиво, чтобы поразить другое лицо или группу лиц своим умом, способностями. Говорится шутливо или с иронией...

    Фразеологический словарь русского языка

  • - Разг. Ирон. Говорить с излишним увлечением о чём-либо незначительном. молчат оба, а она соловушкой разливается и про то и про сё, и про город, и про театры, и про писателей, и про школу...
  • - краснобайствовать, разговориться, развеселиться Ср. Порфирий Владимирович почувствовал, что праздник на его улице наступил, и разошелся соловьем. Салтыков. Г-да Головлевы. 1. См. будет и на нашей улице праздник...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Въ нуждѣ и куликъ соловьемъ свищетъ. Ср. По нуждѣ и закону премѣна бываетъ - «Что̀ и говорить! Въ нуждѣ и куликъ соловьемъ свищетъ. И святые въ нуждѣ согрѣшили, не то, что мы грѣшные! Салтыковъ. Г-да Головлевы. 3...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - ЗАЛИВАТЬСЯ СОЛОВЬЁМ. ЗАЛИТЬСЯ СОЛОВЬЁМ. Разг. Шутл. Говорить красноречиво, витиевато. Он ел мало… и лишь изредка вскидывал глазами на Калломейцева, который… заливался соловьем...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - См. ПОХВАЛА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Пск. О боевом, лихом парне. СПП 2001, 71...

    Большой словарь русских поговорок

  • - прил., кол-во синонимов: 15 бурливший витийствовавший говоривший говоривший красноречиво говоривший с жаром говоривший с увлечением гутаривший ораторствовавший певший...

    Словарь синонимов

  • - разливаться соловьем,...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 10 бурливший витийствовавший говоривший красноречиво говоривший с жаром говоривший с увлечением заливавшийся соловьем ораторствовавший ...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 14 бурливший витийствовавший говоривший говоривший красноречиво говоривший с жаром говоривший с увлечением заливавшийся соловьем ...

    Словарь синонимов

  • - фразерствовать, говорить, пустословить, заливаться соловьем,...

    Словарь синонимов

"Соловьем петь" в книгах

ГРУЗИНСКИЙ СОЛОВЕЙ СТАЛ СОЛОВЬЕМ МОСКОВСКИМ. ТАМАРА ГВЕРДЦИТЕЛИ

Из книги Сильные женщины. Их боялись мужчины автора Медведев Феликс Николаевич

ГРУЗИНСКИЙ СОЛОВЕЙ СТАЛ СОЛОВЬЕМ МОСКОВСКИМ. ТАМАРА ГВЕРДЦИТЕЛИ С детских лет девочку Тамрико, родившуюся на свет в тбилисской семье, считали музыкальным чудом, феноменом. Ее мама вспоминала потом, что она была обычным шаловливым ребенком, как и все, любила сладкое и

Петь или строить?

Из книги Музыка жизни автора Архипова Ирина Константиновна

Петь или строить? Несмотря на успехи в занятиях пением, в концертах нашего вокального кружка и на то, что сам Иван Владиславович Жолтовский «присвоил» мне титул институтской «примадонны», я вовсе не думала о карьере певицы, а очень серьезно готовилась к работе

Я начинаю петь

Из книги Апология памяти автора Лещенко Лев Валерьянович

Я начинаю петь Если говорить по большому счету, то моя, так сказать, вокальная карьера началась еще во втором классе средней школы, когда я жил в Сокольниках. К тому времени, в 1950 году, у меня прорезался высокий чистый дискант, и потому при наличии хорошего слуха меня

ПЕТЬ С УМОМ

Из книги Я пел с Тосканини автора Вальденго Джузеппе

ПЕТЬ С УМОМ Случилось так, что во время работы над партией Яго мне пришлось вырвать больной зуб. Но я все равно пришел на занятие к маэстро, чтобы он видел мое усердие. Маэстро очень ценил самоотверженность в певцах. Однако петь я не смог, рана беспокоила меня, особенно

Петь

Из книги Как заработать денег автора Дельцов Виктор

Петь Преимущества:Получение огромного морального и материального удовлетворения от собственного исполнения.Недостатки:Большая конкуренция;Сложности с тем, как попасть на «большую сцену».Необходимые умения:Поставленный голос;Умение выступать перед

Разливаясь соловьем на собрании, помните, что другие тоже имеют право голоса

Из книги Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей автора Адизес Ицхак Калдерон

Разливаясь соловьем на собрании, помните, что другие тоже имеют право голоса E нужна аудитория, и он стремится создавать ситуации, в которых сможет высказаться. При этом он терпеть не может слушать, как выступают другие. В дискуссии E любит играть первую скрипку и часто

Часть II Коль нашла ворона розу, мнит себя уж соловьем

Из книги Заговор маршалов. Британская разведка против СССР автора Мартиросян Арсен Беникович

Петь научишься…

Из книги Молотов. Полудержавный властелин автора Чуев Феликс Иванович

Петь научишься… Поехал к Вячеславу Михайловичу со старшим сыном Иваном. Ему десять лет. Это моя сотая встреча с Молотовым.- А моя вторая, - сказал Иван.- Ну как отдохнул? - спросил меня Молотов. - Купался?- Купался. Правда, море холодное было.- А сколько

Ла́заря петь

Из книги автора

Ла?заря петь В царской России повсюду в людных местах собирались толпы нищих, калек, слепцов с поводырями, выпрашивавших со всевозможными жалобными причитаниями милостыню у прохожих. Слепцы особенно часто при этом распевали сочинённую по евангельскому сюжету песню «О

Мастерица петь

Из книги Я познаю мир. Насекомые автора Ляхов Петр

Мастерица петь Цикады в переводе с немецкого – поющие кобылки. Их называют так потому, что самец издает звуки, похожие то ли на стрекотание, то ли на чириканье, то ли на пение.По поэтическому сказанию древних греков, два музыканта Эвн и Аристон устроили состязание, во время

Петь аллилуйю

автора Серов Вадим Васильевич

Петь аллилуйю см. Аллилуйщина.

Петь Лазаря

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Петь Лазаря Первоисточник - Библия. В Новом Завете (Евангелие от Луки (гл. 16, ст. 20-21) есть притча о бедном Лазаре: «Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы приходя лизали

Пой лучше хорошо щегленком, / Чем дурно соловьем

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Пой лучше хорошо щегленком, / Чем дурно соловьем Из басни «Скворец» (1816) И. А. Крылова (1769-1844).Иносказательно: лучше хорошо справляться со своим, хорошо известным тебе делом, нежели претендовать на чужую, пусть и значительную, роль и плохо с ней

Соловьем залетным

Из книги Награда и муки автора Астафьев Виктор Петрович

Соловьем залетным О КольцовеС радостью и трепетом написал я несколько слов о Кольцове. И тысячной доли не выразил того, что хотелось бы сказать о поэте, который с детства вошел в мою жизнь, но я думаю, все истинные россияне скажут о нем с любовью свои слова и дополнят друг

«Мало поэту быть соловьём...»

Из книги Литературная Газета 6478 (№ 36 2014) автора Литературная Газета

«Мало поэту быть соловьём...» Без малого сорок лет я был счастливо одарён тёплой и жизнетворной дружбой удивительного этого человека. Дружбой, начало которой, увы, не сулило продолжения. Первая встреча со знаменитым поэтом, любимцем России - в Твери, на берегу Волги –