Энциклопедичный YouTube
1 / 1
Терри Пратчетт. Плоский мир: ведьма
Субтитры
Внешность
Любимые выражения: «справедливости нет. есть только я », «кошки - это хорошо ».
Жизнеописание
Смерть проявляет большой интерес к жизни людей и со временем стал совершать поступки, несовместимые с его профессиональной деятельностью. Сначала он обзавелся домом и земельными угодьями , которые не привязаны к определённой точке во времени и пространстве. Свои владения Смерть создал, исходя из отрывочных представлений о виденных им когда-либо вещах. Он не способен творить, но исключительно хорош в воспроизведении уже существующих вещей. Довольно часто он воспроизводит вещи неправильно, что вызвано неверным пониманием их предназначения: так, например, в ванной комнате, созданной им, водопроводные трубы сделаны из цельного куска металла, без отверстия посередине, а полотенца - твердые, как камень, красиво висящие на крючках.
В последнее время Смерть начал испытывать что-то наподобие сострадания к людям. Он спас и удочерил маленькую девочку Изабель. Спустя некоторое время Смерть, по примеру людей, решил обзавестись подмастерьем и лично выбрал на ярмарке ученика Мора. Во время событий книги «Мор, ученик Смерти » Мор и Изабель поженились и у них родилась дочь Сьюзан . Таким образом, Смерть стал дедушкой.
Часто при эпизодическом появлении Смерти (одна-две реплики) прямо не указано, что герои встречаются именно с ним - читатели узнают его по голосу, который на письме в русских изданиях передаётся ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ , тогда как в оригинале Смерть говорил
Пользователи сети простились с писателем Терри Пратчеттом его цитатами
В закладки
12 марта в возрасте 66 лет после восьми лет борьбы с болезнью Альцгеймера знаменитый английский писатель Терри Пратчетт.
Терри Пратчетт. Фото: Mirror
Остаётся неизвестным, придумал ли прощальные твиты сам автор, однако в «концовке» он отправился в «бесконечную ночь» за руку со Смертью.
AT LAST, SIR TERRY, WE MUST WALK TOGETHER.
Terry took Death"s arm and followed him through the doors and on to the black desert under the endless night.
Terry Pratchett (@terryandrob)
March 12, 2015
В августе 2007 года СМИ сообщили о том, что писатель пережил удар, а спустя несколько месяцев ему официально диагностировали болезнь Альцгеймера. Пратчетт заявил, что будет продолжать работу над своими книгами, сколько это возможно. В 2008 году писатель снял для BBC фильм о своём недуге и пожертвовал миллион долларов фонду исследования болезни Альцгеймера. В 2009 году Пратчетт заявил о своём желании пройти через процесс эвтаназии, тогда же королева Великобритании присвоила ему рыцарский титул.
Члены семьи писателя сообщили, что он скончался среди близких от естественных причин.
Плоский мир
За свою жизнь жизнь автор написал более 70 книг, переведённых на 37 языков и проданных суммарным тиражом более 70 миллионов штук. Действие около 40 из его романов происходило в «Плоском мире» - фэнтези-вселенной, где планета имеет форму диска, покоящегося на спинах слонов, стоящих на спине у гигантской черепахи. События сатирических романов Пратчетта так или иначе были связаны с Анк-Морпорком - городом, представляющим собой собирательный образ из крупнейших мегаполисов мира: грязных, перенаселённых и с разгулом преступности.
Порядок чтения книг о Плоском мире
Несколько книг Пратчетт написал совместно с другими авторами. Самая известная из них - «Добрые предзнаменования» с Нилом Гейманом. Несмотря на многочисленные попытки перенести книги автора на большой экран такими режиссёрами как Сэм Рэйми, Терри Гиллиам и Дэнни Бойл, ни одна из них не увенчалась успехом. Тем не менее по романам писателя сняли несколько телефильмов.
Как и подобает в таких случаях, пользователи сети попрощались с писателем цитатами его авторства.
"The pen is mightier than the sword if the sword is very short, &the pen is very sharp." Your pen, Mr Pratchett, was among the sharpest. RIP
Ashok (@krishashok)
March 12, 2015
Перо сильнее меча, если меч очень короткий, а перо очень острое.
Вопреки слухам, Смерть не жесток - просто ужасно, ужасно хорош в своём деле.
You can"t go around building a better world for people. Only people can build a better world for people. Otherwise it"s a cage. -Pratchett
Katherine Locke (@Bibliogato)
March 12, 2015
Вы не можете взять и построить лучший мир для людей. Только люди могут построить лучший мир для людей. Иначе получится клетка.
DON"T THINK OF IT AS DYING, said Death. JUST THINK OF IT AS LEAVING EARLY TO AVOID THE RUSH. – TERRY PRATCHETT (1948-2015)
The QI Elves (@qikipedia)
March 12, 2015
НЕ ДУМАЙ ОБ ЭТОМ, КАК О СМЕРТИ, сказал Смерть. ДУМАЙ ОБ ЭТОМ КАК О ВОЗМОЖНОСТИ УЙТИ ПОРАНЬШЕ, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ СПЕШКИ.
Only Pratchett could make Death neither a friend nor enemy, but a companion who you don"t mind showing up.
pic.twitter.com/vUvQ7AbPMR
Tauriq Moosa (@tauriqmoosa)
March 12, 2015
«Я имею в виду», сказал Ипслор с горечью, «что в этом мире делает жизнь стоящей?» Смерть задумался. «КОШКИ», сказал он наконец. «КОШКИ МИЛЫЕ».
Не стоит делать чего-то, пока кто-то где-то очень сильно не захочет, чтобы вы этого не делали.
Terry Pratchett also wrote, "The world is a globe--the farther you sail, the closer to home you are."
Моркоу, к величайшему удивлению Ваймса, произнес речь. Его слова разносились над пропитанной влагой землей, эхом отражаясь от покрытых каплями дождя деревьев. Содержание речи являлось единственно приемлемым для такого события: он был моим другом, он был одним из нас, он был хорошим стражником.
Эти слова звучали буквально на всех похоронах, на которых доводилось присутствовать Ваймсу. Вероятно, их произнесут и на похоронах капрала Шноббса, правда, скрестив пальцы за спиной. Такие слова нужно говорить.
Смерть сэра Терри Пратчетта не стала трагической неожиданностью. Знаменитый писатель, автор книг о Плоском мире, болел давно и тяжело и даже пытался получить разрешение на эвтаназию, чтобы уйти из жизни поскорее. В такой ситуации принято не скорбеть, а вздыхать и говорить: «Отмучился».
Примерно это я сказал себе позавчера днем, прочитав новости. И даже успокоился — на некоторое время. А тем же вечером совершенно случайно наткнулся в сети на подзабытый отрывок из его книги. И без всякой задней мысли пошел за книгой, чтобы перечитать этот момент еще раз.
Так прошел весь вечер и почти вся ночь. Я открывал книгу за книгой, перечитывал любимые отрывки, думал над ними, вспоминал, как читал их впервые... И под утро внезапно пришло осознание: всё
. Конец. Новых книг уже никогда не будет.
И вот тогда я закрыл книгу и, неожиданно для себя, заплакал.
А потом Брута поднялся. На свой труп он даже не посмотрел.
Ха! Я ждал тебя, - сказал он.
Прислонившийся к стене Смерть выпрямился.
- Тебе очень везло.
Но столько еще можно было сделать...
Да. Как всегда.
Когда меня спрашивали, о чем пишет Пратчетт, я не задумываясь отвечал: «О жизни». Нет, он писал много о чем - в одном только «Плоском мире» не меньше пяти совершенно непохожих друг на друга сюжетных циклов... Но на самом деле, как и любой другой великий писатель, Пратчетт писал о людях. О мире. И о жизни, во всех ее проявлениях. Просто с разных точек зрения - будь то веселая комедия о трусливом ва
лшебнике Ринсвинде, или без пяти минут нуарный детектив о городской страже Анк-Морпорка, или жутковатые «народные мотивы» в цикле о ланкрских ведьмах.
Произведения Пратчетта часто называют пародийным фэнтези, и напрасно: они всегда полны иронии, иногда в них встречается едкий сарказм, иногда - острая сатира... Но вот именно пародии
там обычно кот наплакал. Если Пратчетт кого и пародирует, то в первую очередь - нас с вами.
Его книги - не развенчание шаблонов фэнтези. Это, скорее, демонстрация того, как эти шаблоны работали бы на самом деле
, если б в каноничные фэнтезийные ситуации попадали не сказочные персонажи, а нормальные, живые люди
. Со всеми достоинствами и недостатками - как мы, как ваш сосед, как ваша школьная учительница, как водитель маршрутки, которая везла вас на работу. Получается смешно, но с подвохом. Примерно как с монологами Жванецкого - сначала посмеялся, а потом подумал: «А чего я смеюсь-то, как будто у меня самого все не так?»
Неужели в тебе нет ни капли романтики? - горестно воскликнула Маграт.
Нет, - сказала матушка. - Ни капельки. И звездам совершенно без разницы, чего ты там желаешь, и волшебство вовсе не делает жизнь лучше, а тот, кто сует руки в огонь, непременно обжигается.
При этом Пратчетт нисколько не идеализирует свой мир - человечество вообще с трудом поддается идеализации. В его Анк-Морпорке здания держатся на костылях и изоленте, появиться в спальном районе ночью равносильно самоубийству, а огромная река, обеспечивающая водой весь город, грязна до такой степени, что ее можно просто перейти - только очень быстро, а то обувь растворится и химические ожоги будут обеспечены. С точки зрения логики, Анк-Морпорк должен выглядеть отвратительно... Но он все равно прекрасен. Именно потому, что там постоянно бурлит жизнь
.
И ты понимаешь, что жизнь не обязана быть приятной. Что в ней чертова прорва темных полос. Что никто не гарантирует, что, вляпавшись в одну из таких полос, ты когда-нибудь сумеешь выбраться. Но это твоя
жизнь. И она прекрасна. Просто потому, что она у тебя есть. Просто потому, что другой у тебя никогда не будет. Просто потому, что прекрасна любая
жизнь.
Но ведь есть великие дела, за которые стоит отдать жизнь, - возразила Бабочка.
Нет, нет таких дел! Потому что жизнь у тебя только одна, а великих дел как собак нерезаных!
О боги, да как же можно жить с такой философией?
Ринсвинд набрал в грудь побольше воздуха.
Но любая жизнь когда-нибудь заканчивается - она не может быть настоящей без смерти. Это закон существования, с которым Пратчетт никогда не пытался бороться. И смерть в его книгах - не столько ужасная трагедия, сколько логичное завершение пути. А может быть, и начало нового. Точно не знает никто. Даже сам Смерть, который лишь указывает душам путь на ту сторону
.
И - что особенно показательно - именно поэтому любое насилие в книгах Пратчетта всегда смотрится как... несусветная глупость. Вселенский идиотизм. Дурь, которую человечество не может изжить на протяжении тысяч лет. Книги Пратчетта полны того же пацифизма, который всю жизнь пытался вложить в наши головы Гарри Гаррисон: ребята, вам что, делать нечего, у вас есть вся ваша чертова жизнь, идите и займитесь чем-нибудь умным, красивым, а лучше - полезным. Сделайте что-нибудь, о чем вам было бы интересно поговорить со Смертью, когда он будет указывать вам дорогу дальше
.
Тиффани вспомнила слова, произнесенные им над могилой Бабушки Болит почти целую жизнь тому назад. Тогда на залитом солнцем торфе, с кричащими в небе хищными птицами, слова эти казались всем, что могло быть сказано. Она повторила их сейчас:
Если и есть Освященная земля, то вот она.
Если и есть Святой день, то он пришел.
Из книг Терри Пратчетта каждый извлекает что-то свое. Кто-то (скажу сразу - я) научился у него здоровому скептицизму и критическому мышлению. Кто-то - ответственности и умению сначала думать, а потом делать. Кто-то научился тонко подшучивать, кто-то - понимать шутки и не обижаться на них. Для многих это вообще стало первой в жизни литературой
, после которой они обратили внимание на книги.
Книги Терри Пратчетта не помогают сбежать от проблем нашего мира - напротив, они мягко и ненавязчиво акцентируют на них внимание. Да так, что если раньше ты этих проблем не замечал - непременно задумаешься, а если замечал - порадуешься, что ты не единственный, кому это важно. Но, в любом случае, после каждой его книги в моей душе оставался приятный осадок. Чувство времени, потраченного с пользой. Чувство нового приобретения.
Глупо и эгоистично, но все эти годы, даже после того, как я узнал о его болезни, мне было приятно осознавать, что Терри Пратчетт просто-напросто еще жив. Теперь это ощущение исчезло и не вернется уже никогда. Сэр Терри Пратчетт умер, и с ним - как бы банально это ни звучало - умерла еще одна эпоха.
Сейчас - и, может быть, это тоже глупость и эгоизм - я рад, что в последние годы он так и не получил разрешения на эвтаназию. Что, несмотря на все испытания, он прожил свою жизнь. Полностью. До самой смерти. И использовал по назначению каждую минуту. Так, как учил нас.
Прощайте, сэр Терри Пратчетт. Или даже - кто знает? - до свидания.
Тиффани присела на пенек и немного поплакала, потому что это необходимо было сделать. Затем она пошла и подоила коз, потому что кто-то должен был сделать и это тоже.
Изабель
Нахождение:
Владения Смерти
Появление в книгах
Впервые появился в:
«Цвет Волшебства »
Другие детали
Замечания:
также известен как Билл Двер («Мрачный Жнец»),
Костлявый Билл («Роковая музыка»),
Господин Скребок («Роковая музыка»).
Смерть
(англ. Death
) - персонаж серии книг Терри Пратчетта «Плоский мир », «Разрушитель империй, Осушитель Океанов, Вор Времени, Последняя Реальность, Мрачный Жнец, Убийца, Который Открывает Любой Замок, Единственный Друг Бедняков и Лучший Врач для Смертельно Больных.» Антропоморфная персонификация Смерти на Плоском мире.
Внешность
У Смерти есть лошадь по имени Бинки. Эта лошадь вполне материальна и состоит из плоти и крови. Единственное отличие в том, что она намного превосходит других лошадей размерами и цветом: слишком огромная по сравнению с нормальными лошадьми и слишком белая, такая светлая, что даже светится. Бинки может двигаться со скоростью реальности, что позволяет Смерти оказываться в любом месте практически мгновенно. Обычно она не оставляет следов, но когда Бинки скачет между реальностями, в воздухе за ней остаются светящиеся следы.
Профессия и навыки
Каждый день в своем доме Смерть изучает жизнеизмерители (песочные часы , отсчитывающие положенный срок существования) всего живого на Диске. Исполняя свой мрачный удел, он приходит на Диск, чтобы встретить души умерших людей, успокоить их, объяснить им ситуацию и забрать из мира живых, перерезав своей острой косой нить, связывающую их с бренными останками. В процессе этого ему часто приходится объяснять почившим бесперспективность апелляции по поводу произошедшего, а некоторым - объяснять цели их загробного существования (например, он объяснил покойному Веренсу I, коварно убитому королю Ланкра, что тот будет вынужден скитаться в мире живых в виде призрака, ожидая восстановления справедливости и воцарения на престоле королевства его законного наследника).
Несмотря на свою профессию, Смерть очень плохо разбирается в похоронных обрядах - он крайне редко встречается с людьми на кладбищах.
В первых книгах о Плоском мире Пратчетт упомянул, что за простыми смертными Смерть самолично никогда не является, для этого у него есть подручные, его заменяющие, исключение составляют только лишь волшебники. Однако это не мешает самому Смерти регулярно нарушать это правило (практически в каждой книге).
Сверхъестественное владение косой дает Смерти также надежную профессию в мире живых, когда он вынужден там появиться, в виде простого (не Мрачного) жнеца. Работая в поле, Смерть скашивал каждую травинку по отдельности, при этом скорость работы всё равно была фантастической.
Владеет великолепными навыками езды на самых фантастических скакунах.
Крайне неудачлив в азартных играх, в которые смертные ему иногда предлагают сыграть, поставив на кон душу, за которой Смерть явился. При этом демонстрирует выдающиеся навыки игры в бильярд и дартс .
Обряд АшкЭнте
Когда волшебникам нужна какая-то достоверная информация, они проводят так называемый Обряд АшкЭнте - вызывают Смерть для разговора. Считается, что он знает обо всём на Диске и никогда не лжёт. Смерть не может не прийти, если его вызывают таким образом. Сначала церемония проведения обряда была сложной, торжественной и мрачной, но со временем она надоела как волшебникам, так и самому Смерти, и теперь для проведения ритуала достаточно нескольких минут, двух брусочков дерева и четырёх кубиков мышиной крови. Позже был открыт ещё более простой вариант проведения обряда АшкЭнте - с помощью сырого яйца (упоминается в книгах «Мрачный Жнец», «Роковая музыка»).
Поскольку Смерть несколько раз за отрезок времени, известный читателям, переставал выполнять свои обязанности, с помощью обряда АшкЭнте в этих случаях вызывали не его, а Мора («Мор - ученик Смерти»), Сьюзан («Роковая музыка») и даже Аудитора реальности («Мрачный Жнец»).
Альберто Малих пробовал провести обряд «наоборот», надеясь в результате избежать встречи со Смертью и стать бессмертным. Однако вместо этого в результате обряда он сам попал во Владения Смерти. Впрочем, поскольку в доме Смерти время не течёт по-настоящему, фактически он получил бессмертие (стареет только при необходимости возвращаться на Диск, см. ниже).
Родственники и коллеги
- Изабель - приёмная дочь («Мор - ученик Смерти »). Настоящие родители Изабель погибли, пересекая Великий Неф, и Смерть, по словам самой Изабель, «Подумал жалость» к ней и забрал к себе.
- Мортимер (Мор) - подмастерье Смерти, впоследствии зять. Был нанят им на работу в канун Дня Всех Пустых на ярмарке в Овцекряжье. После обучения некоторое время работал вместо Смерти, но вызвал нарушение в ходе истории, после чего сразился со Смертью, был побеждён, но пощажен. Впоследствии женился на Изабель.
- Сьюзан Сто Гелитская - внучка Смерти, дочь Мора и Изабель. Обладает многими сверхъестественными способностями, унаследованными от деда, в частности: может останавливать время, видеть антропоморфические сущности (страшилы, Смерть и т. д.), свободно перемещаться в пространстве, проходить сквозь стены и т. д. Всё время стремится стать нормальным человеком, но по различным причинам ей часто приходится заменять деда на работе или выполнять другие сверхъестественные поручения.
- Смерть Крыс и Смерть Блох - составные части Смерти (Мрачный Жнец). Во время смещения Смерти с поста образовались отдельные Смерти для каждого вида живых существ, кроме человека. По восстановлении в должности Смерть снова объединил в себе их всех за исключением Смерти Крыс и Смерти Блох - к первому он успел привязаться, а за второго вступился сам Смерть Крыс. Смерть Крыс представляет собой крошечную фигурку в виде крысиного скелета, затянутого в балахон, с миниатюрной косой, с которой он является своим испускающим дух крысам. В отличие от Мрачного Жнеца, ходит пешком, но при необходимости - подсаживается к Смерти. Известен патологическим шкодничеством в адрес кошек. Любимые (они же - единственные) выражения: «ПИСК» и «СНИХ-СНИХ-СНИХ!» (крысиное хихиканье). Для общения с Альбертом и Сьюзан пользуется услугами переводчика - ворона. Про Смерть Блох известно только то, что он крошечный.
- Новый Смерть - был выдвинут на место Смерти во время его отсутствия (Мрачный Жнец). Существовал очень недолго. Сразился со Смертью, был побеждён и уничтожен. В отличие от старого Смерти, носил корону.
- Азраил - Тот, Кто Притягивает К Себе Все И Вся, Смерть Вселенных, начало и конец времени. Смерть является его воплощением.
- Альберто Малих - слуга Смерти. В прошлом - Великий Маг, основатель Незримого Университета. Провёл Обряд АшкЭнтэ «наоборот», надеясь стать бессмертным, но вместо этого попал во Владения Смерти. Там Альберт не стареет и служит Смерти уже тысячи лет. В его жизнеизмерителе песка осталось лишь на два месяца реальной жизни, поэтому Альберт старается поменьше возвращаться на Диск, а если ему и приходится покинуть дом Смерти ради каких-либо важных дел в мире живых, торопится вернуться обратно. Большой ценитель холестерина.
- Всадники (временами - Пешеходы) Абокралипсиса: Голод, Чума, Война («
Имя:
Терри Пратчетт (Terry Pratchett)
Возраст:
66 лет
Деятельность:
писатель-фантаст
Семейное положение:
был женат
Терри Пратчетт: биография
Современного читателя сложно удивить, потому что, казалось бы, все сказано и все написано. Например, чуть ли не каждый год появляются новые писатели, которые, под впечатлением от книг и , окунаются в сказочный мир фэнтези. Страницы их произведений пестрят выдуманными ведьмами, магическими заклинаниями, эльфами, гномами и другими сверхъестественными вещами и существами. Однако не все литераторы, описывающие волшебные миры, получили лавры почета.
Англичанин Терри Пратчетт – один из тех, чьи книги лежат на полках заядлых любителей фантастики. Он не только рассказал книголюбам про загадочный Плоский мир, но и наделил свои произведения сатирой, а также глубокой, но ненавязчивой философией. Этот автор знаком по книгам «Творцы заклинаний» (1987), «Мрачный жнец» (1991), «Маскарад» (1995) и другим примечательным произведениям.
Детство и юность
Терри Пратчетт родился 28 апреля 1948 года. Родина писателя – город Беконсфилд, находящийся в церемониальном графстве Бакингемшир (Великобритания). О родителях Терри информации мало, известно, что мальчик рос и воспитывался единственным ребенком в семье Давида и Эйлин Пратчетт.
Терри начал проявлять любовь к чтению еще с самого раннего детства, вместо игр с друзьями он перелистывал книги и увлекался изучением Вселенной. Мальчик собирал астрономические вкладыши, которые попадались в чае известной английской марки.
Юный Пратчетт хотел, подобно , всю жизнь смотреть в телескоп, но, чтобы стать астрономом, ему не хватало математических навыков, ибо Терри был истинным гуманитарием (однако учился в школе с техническим уклоном).
Затем юноша стал интересоваться научной фантастикой, его привлекали произведения и , который сочинил «Машину времени». Также известно, что после окончания школы Терри не стал продолжать грызть гранит науки. Вместо того чтобы подать документы в университет, Пратчетт, с разрешения родителей, отправился в свободное плавание и устроился журналистом в местную газету Bucks Free Press.
Литература
Терри взялся за чернильницу и перо в тринадцатилетнем возрасте, тогда мальчик презентовал друзьям и близким свой первый рассказ под названием «Бизнес-соперники» («The Hades Business»). Юноша выдумал нетривиальный сюжет, вращающийся вокруг человека по имени Крусибл, который находит в своей квартире Дьявола в облаке серного дыма.
Позже дебютное произведение Терри было опубликовано в школьной газете, а затем напечатано в журнале Science Fantasy. Кстати, «The Hades Business» принес мальчику первые деньги - издание выплатило юному таланту £14. Следующее произведение – «Night Dweller» – увидело свет только в 1965 году.
В том же 1965-м Терри становится штатным корреспондентом (прошел курсы подготовки журналистов) и продолжает оттачивать свои писательские навыки на просторах Bucks Free Press. Молодой человек выдумал около восьмидесяти рассказов для детей, которые печатались в газете под псевдонимом «дядя Джим».
Стоит отметить, что ранние персонажи Пратчетта встречаются в произведении «Люди ковра» (1971). К слову, эта книга вышла благодаря Питеру Бандеру ван Дюрену, директору издательства, у которого Терри брал интервью. Журналист обмолвился, что написал роман «Люди ковров», и Питер согласился дать этому произведению жизнь, сказав, что Пратчетт – неоспоримый талант.
Далее Терри стал автором еще двух научно-фантастических романов: он сочинил «Темную сторону Солнца» (1976) и «Страту» (1981). Писатель признавался, что данные произведения были выдуманы темными зимними вечерами, когда у него не оставалось других дел.
В 1982 году Терри Пратчетта постигла неудача. Так как у молодого писателя было мало продаж, издательство New English Library отказалось от сотрудничества с литератором. Благо Терри не опустил руки и не усомнился в своем таланте, продолжая усиленно работать. Стоит сказать, что позже Пратчетт, по некоторым данным, являлся самым продаваемым писателем Великобритании тех времен.
Вскоре благодаря приятелю он стал публиковаться в издательстве Corgi, таким образом вышла книга «Цвет волшебства» (1983), давшая начало популярному циклу «Плоский мир», в который вошло 41 произведение. Среди них - «Творцы заклинаний» (1987), «Посох и шляпа» (1988), «Вещие сестрички» (1988), «Стража! Стража!» (1989), «К оружию! К оружию!» (1992), «Маскарад» (1995) и т.д.
Терри Прачетт обзавелся признанием, славой и многомилионной армией поклонников, в чем ему помогла Диана Пирсон, организовавшая шестисерийный фильм на радио BBC, в передаче «Woman’s Hour». Действия в книгах из серии «Плоский мир» происходят на вымышленной планете, которая имеет форму диска. Примечательно, что Терри не опирался на законы , и , а придумал собственную физику.
В его рассказах в радуге - восемь цветов, скорость света имеет маленькое значение, а магия – это не нечто фантастическое, а материальное и обыденное. Цикл делится на несколько подциклов, а главными героями выступают Ринсвинд, Ланкрские Ведьмы, Смерть, Мойст фон Липвиг и другие персонажи.
Плоский мир населяют сказочные существа. Пролистывая книги Терри, читатель встречается с троллями, вампирами, эльфами и даже кровожадными зомби. Довольно интересно Пратчетт описал магию Ланкрских Ведьм, которые добывают огонь, смотря на бревно: полену становится неловко и оно сгорает со стыда.
Вторым произведением Терри из этой серии стала книга под названием «Безумная звезда», вышедшая в 1986 году. Сюжет вращается вокруг волшебника-недоучки Ринсвинда, который знает всего одно заклинание из книги Октаво, но не помнит и его. Пратчетт не стал наделять главного героя положительными качествами, поэтому вниманию книгочеев предстает трусливый чародей, попадающий в неприятности.
В 1987-м творческая биография писателя пополнилась четвертой книгой из цикла – «Мор, ученик Смерти», оказавшейся бестселлером. Терри рассказал о юноше, которому нечем было заняться на ферме своего родителя. Поэтому парень отправился в подмастерья, где его наставником оказалась сама Смерть. Правда, скелет в черном балахоне решил взять выходной, поэтому возможность забрать людей в мир иной предоставляется Мору.
Кстати, мало кто знает, что фантаст помог стать популярным писателем. Дело в том, что автор «Американских богов» показал ему черновики своего дебютного произведения, а Терри настолько был впечатлен потугами начинающего писателя, что предложил сотрудничество. Так увидела свет книга «Благие знамения» (1990), написанная Гейманом и Терри Пратчеттом.
Сюжет «Благих намерений» рассказывает читателю об ангеле и демоне, пытающихся предотвратить апокалипсис. Представитель тьмы и посланник света решили, что конец света не приведет ни к чему хорошему, независимо от исхода битвы. Поэтому ангел и демон начали участвовать в воспитании будущего Антихриста, который ни в коем случае не должен склониться ни к одной из сторон.
Книга получила положительные отзывы критиков, а Александр Гагинский отметил, что в это произведение Пратчетт внес больший вклад, нежели Гейман.
Личная жизнь
В жизни Терри Пратчетт был не только улыбчивым человеком, но и примерным семьянином, женатым на Лин Пратчетт. В браке родилась единственная дочь Рианна, которая занимается журналистикой и пишет сценарии к компьютерным играм.
Также известно, что Терри обожал хвостатых животных, которым поклонялись в Древнем Египте. Пратчетт даже стал автором юмористической книги «Кот без прикрас» («Кот без дураков», 1989), которая является своеобразной энциклопедией от имени вымышленной организации, борющейся за «настоящих котов», то есть беспородных, непослушных и капризных.
Смерть
В 2007 году в СМИ просочилась информация, что Терри Пратчетт страдает редкой формой болезни Альцгеймера (на ранней стадии). В 2009 году стало известно, что Терри задумался о добровольной эвтаназии и запланировал отправиться в Швейцарию, где практикуется легальное ассистируемое самоубийство. Парадокс заключается в том, что Пратчетт часто улыбался и пропитывал свои книги юмором, но многократно высказывался о добровольном уходе из жизни.
В 2012 году здоровье Терри пошло на спад. Талантливому человеку было сложно писать и читать, но, чтобы отвлечься от тщетности бытия, он продолжал работать над произведениями, диктуя предложения своему товарищу (порой использовал специальные программы распознавания речи).
Неожиданная смерть избавила гения литературы от страшного греха, порицаемого религиями. Терри скончался от болезни 12 марта 2015 года. Примечательно, что в последние минуты жизни Пратчетт успел написать значимый, но лаконичный твит – «The End». После смерти писателя его скорбящие поклонники придумали красивую легенду о том, что якобы за Терри пришел герой его произведения – Смерть.
Цитаты
«Жизненно важный ингредиент успеха - это не знать, что задуманное вами невозможно выполнить»
«Люди – интересные существа. В мире, полном чудес, им удалось придумать скуку»