Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Гимн учёному. Анализ стихотворения маяковского гимн взятке

«Гимн здоровью» Владимир Маяковский

Среди тонконогих, жидких кровью,
трудом поворачивая шею бычью,
на сытый праздник тучному здоровью
людей из мяса я зычно кличу!

Чтоб бешеной пляской землю овить,
скучную, как банка консервов,
давайте весенних бабочек ловить
сетью ненужных нервов!

И по камням острым, как глаза ораторов,
красавцы-отцы здоровенных томов,
потащим мордами умных психиаторов
и бросим за решетки сумасшедших домов!

А сами сквозь город, иссохший как Онания,
с толпой фонарей желтолицых, как скопцы,
голодным самкам накормим желания,
поросшие шерстью красавцы-самцы!

Анализ стихотворения Маяковского «Гимн здоровью»

Художественный текст 1915 г. принадлежит к серии сатирических произведений, обозначенных автором как гимны. Подобное определение не отражает жанровые особенности, а является выражением сарказма. Восхваляющие интонации здесь уступают место обличению пороков общества, устоявшегося образа жизни. «Двуногое бессилие», «желудок в панаме» или «слепая кишка» - поэт не церемонится с адресатами своей сатиры, вкладывая едкий, язвительный смысл в метафоры и сравнения. Причудливые, абсурдные образы, созданные по законам гротеска, призваны вызвать у читателя чувства неприятия, презрения.

В анализируемом стихотворении снижаются жесткие интонации, характерные для других произведений-гимнов Маяковского. Главная цель героя - призвать часть соотечественников, еще не полностью погрязшую в буржуазной рутине, отринуть общественные условности.

Лирический субъект делит современников на две группы по признаку слабости и силы: к первой он причисляет «тонконогих» и «жидких кровью», ко второй - крепких «людей из мяса». К последней категории он относит и собственную персону, о чем свидетельствуют детали портрета - плохо двигающаяся «шея бычья» и зычный голос.

К чему призывает лирическое «я» цветущих здоровьем соплеменников? Заманчивое предложение облекается в цветистую и туманную формулу праздника, наделенного эпитетами «сытый» и «тучный». Однако речь идет не о гастрономических, а о плотских удовольствиях, которые, по мысли автора, принесут радостные удовлетворение и свободу.

Яркое сравнение планеты с банкой консервов, отсылающее к «Гимну обеду», завершает ряд кулинарных ассоциаций. Герой переключается на эпатирующую тему телесного раскрепощения: оно сулит преображение скучной действительности.

У лирического субъекта имеются предложения, адресованные сильным здоровьем собратьям. Их открывает витиеватая реплика о ловле бабочек при помощи «сети ненужных нервов». Оригинальная метафорическая конструкция указывает, что освобождение тела способно исцелить психику, избавить от душевной скованности. Структура образа позволяет усмотреть сексуальный подтекст, скрытый в загадочном высказывании.

Дальнейшие призывы более конкретны. Расправа с чрезмерно «умными психиатрами» завершает тему душевного оздоровления. Финальный эпизод содержит кульминационную картину, в которой «красавцы-самцы», успевшие обрасти первобытной шерстью, наконец встречаются с «голодными самками».

Страстный, рассчитанный на эпатаж призыв вернуться к природным инстинктам звучит и в «Любви», написанной за два года до «Гимна».

Владимир Маяковский написал множество произведений, в которых высмеивал пороки общества. И одним из таких произведений и является стихотворение «Гимн обеду». Уже исходя из названия стихотворения, можно понять, что произведение несет в себе сатирический смысл.

Гимн обычно посвящается чему-то высокому, великому, заслуживающему уважения и почитания. В данном случае же гимн посвящен обеду. Это говорит о том, что для многих обед стал занимать слишком большое место в жизни.

Поэт в своем стихотворении высмеивает обжорство, стремление человека к удовлетворению своих первичных потребностей, причем это является первоочередной задачей. Главное, хорошо поесть, и как можно больше, кроме этого героя стихотворения больше ничего не интересует, его не волнуют никакие другие проблемы.

В стихотворении Маяковский показывает, как человек постепенно превращается в животное. Удовлетворение чувства голода становится первоочередной задачей, человек забывает буквально обо всем. Для того, чтобы отразить эти качества, автор прибегает к приему гротеск, преувеличивая все до абсурда.

Вообще, более глубокое размышление над произведением заставляет задуматься читателя. Ведь здесь скорее автор хотел показать не только то, каким смешным выглядит человек, смысл жизни которого состоит в том, чтобы побольше и повкуснее поесть. Здесь высмеивается даже не сам порок обжорства, все гораздо глубже.

Общество потребления, которое не хочет само ничего создавать, а желает только пользоваться всеми благами, лень, обжорство, что в конце концов приводит к полной деградации человека до уровня животного, подчиняющегося исключительно инстинктам. Стихотворение «Гимн обеду» заставляет призадуматься над тем, каким станет общество, если оно будет и дальше идти по тому же пути.

Маяковский своими произведениями старается привлечь внимание общества к существующим проблемам, обратить внимание на свои пороки и как-то постараться это изменить. Иначе общество придет к разложению, люди скатятся до уровня неразумных существ.

Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Гимн учёному»

Стихотворение Маяковского «Гимн ученому» входит в серию гротескно-сатирических «гимнов», созданных поэтом до революции 1917 года. В них художник рисует недостатки современной ему жизни в самых различных сферах, выражает свое отношение к ним.
Так, в «Гимне ученому» (1915) Маяковский описывает «человека от науки», который, по представлениям поэта, является типичным «книжным червем». Ученый полностью оторван от жизни, хотя и «нагружен» большим количеством знаний. Это делает «великого ученого» полностью нежизнеспособным, убогим и жалким.
Стихотворение начинается с вступления, в котором описывается небывалый ажиотаж, вызванный появлением ученого. Все, от солнца до сороконожки, «с отчаянным любопытством висят на окошке», желая увидеть «фигуру знаменитого ученого». Однако публику ждет грандиозное разочарование:
Смотрят: и ни одного человеческого качества.
Не человек, а двуногое бессилие,
с головой, откусанной начисто
трактатом «О бородавках в Бразилии».
Все интеллектуальные усилия этого человека ушли на то, чтобы изучать мизерную, оторванную от жизни, не представляющую большой ценности проблему (что-то вроде «О бородавках в Бразилии»). И теперь этот человек «носится» со своей темой, «высасывая» из нее последнее, но это выглядит убого и жалко. Автору такой ученый напоминает вымирающего ихтиозавра.
И действительно, внешне и, что страшнее, внутренне, знаменитый ученый похож на ископаемое - согнутый позвоночник, потухший взор, мертвая душа:
Просочится солнце в крохотную щелку,
как маленькая гноящаяся ранка,
и спрячется на пыльную полку,
где громоздится на банке банка.
Ничто вокруг не радует его, ничто не может заставить полноценно жить.
Маяковский находит точные и образные сравнения для своего героя. Он похож на «сердце девушки, выпаренное в иоде», «окаменелый обломок позапрошлого лета».
Человек, изучающий жизнь и мир вокруг, ненавидит все это. Закрывшись в своей темной комнате, он сидит целыми днями, и все, что происходит снаружи, его лишь злит и раздражает. Возможно, такого человека можно было бы пожалеть, ведь он действительно несчастен. Можно было бы, если бы он не был ученым, который обязан исследовать явления жизни и, тем самым, улучшать эту жизнь, делать ее более легкой, радостной и счастливой.
Однако мы видим, что «знаменитый ученый» на это совершенно неспособен. Больше того, к реальной жизни, с ее настоящими заботами и проблемами, он не имеет никакого отношения, потому что безнадежно отстал от современности, ему совершенно безразлично все, кроме «бородавок в Бразилии»:
Проходят красноухие, а ему не нудно,
что растет человек глуп и покорен;
ведь зато он может ежесекундно
извлекать квадратный корень.
Сатирический портрет псевдоученного поэту помогают создать оригинальные художественные средства. Это, прежде всего, яркие метафоры («не человек, а двуногое бессилие»; «с головой, откусанной начисто трактатом «О бородавках в Бразилии»; Сердце девушки, выпаренное в йоде»; «Окаменелый обломок позапрошлого лета» и т.д.) и сравнения («Так, должно быть, жевал вымирающий ихтиозавр случайно попавшую в челюсти фиалку»; «Искривился позвоночник, как оглоблей ударенный»; «как маленькая гноящаяся ранка» и др.)
В своем стихотворении Маяковский «разворачивает» определение «буквоед» в сатирическую метафору: «Вгрызлись в букву едящие глаза, ах, как букву жалко!» Ярким приемом Маяковского является и так называемая тавтология, которая в данном стихотворении усиливает значение слов и делает изображаемую картину более яркой и четкой: «люди, птицы, сороконожки, ощетинив щетину, выперев перья, с отчаянным любопытством висят на окошке».
В «Гимне ученому» «господствует» инверсия, которая приближает стихотворение к разговорному языку – языку улицы. Кроме того, инверсия позволяет интонационно выделять значимые в произведении слова, обращать на них дополнительное читательское внимание:
И солнце интересуется, и апрель еще,
даже заинтересовало трубочиста черного
удивительное, необыкновенное зрелище -
фигура знаменитого ученого.
Большую роль в данном стихотворении играет аллитерация – сочетание согласных звуков помогает Маяковского создать более зримую и яркую образную картину: «Просочится солнце в крохотную щелку, как маленькая гноящаяся ранка, и спрячется на пыльную полку, где громоздится на банке банка».
Таким образом, «Гимн ученому» - это сатира Маяковского, направленная на мир «книжных людей», оторванных от жизни, боящихся и ненавидящих все, кроме своей «буквоедской» работы.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Маяковский В.В. / Гимн учёному / Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Гимн учёному»

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Среди тонконогих, жидких кровью,
трудом поворачивая шею бычью,
на сытый праздник тучному здоровью
людей из мяса я зычно кличу!

Чтоб бешеной пляской землю овить,
скучную, как банка консервов,
давайте весенних бабочек ловить
сетью ненужных нервов!

И по камням острым, как глаза ораторов,
красавцы-отцы здоровенных томов,
потащим мордами умных психиаторов
и бросим за решетки сумасшедших домов!

А сами сквозь город, иссохший как Онания,
с толпой фонарей желтолицых, как скопцы,
голодным самкам накормим желания,
поросшие шерстью красавцы-самцы!

Владимир Маяковский - Среди тонконогих, жидких кровью (Гимн здоровью)

Семантическое ядро

Семантическое ядро отсутствует.

Если у вас есть свой анализ стихотворения Владимира Маяковского «Среди тонконогих, жидких кровью» (Гимн здоровью) - оставьте комментарий с вашим вариантом! Нужно определить тему, идею и основную мысль стихотворения, а также описать какие были использованы литературные приёмы, метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, художественные и изобразительно-выразительные средства.

Комментарии

Gimn zdorovyu

Sredi tonkonogikh, zhidkikh krovyu,
trudom povorachivaya sheyu bychyu,
na syty prazdnik tuchnomu zdorovyu
lyudey iz myasa ya zychno klichu!

Chtob beshenoy plyaskoy zemlyu ovit,
skuchnuyu, kak banka konservov,
davayte vesennikh babochek lovit
setyu nenuzhnykh nervov!

I po kamnyam ostrym, kak glaza oratorov,
krasavtsy-ottsy zdorovykh tomov,
potashchim mordami umnykh psikhiatrov
i brosim za reshetki sumasshedshikh domov!

A sami skvoz gorod, issokhshy kak Onania,
s tolpoy fonarey zheltolitsykh, kak skoptsy,
golodnym samkam nakormim zhelania,
porosshiye sherstyu krasavtsy-samtsy!

Ubvy pljhjdm/

Chtlb njyrjyjub[, ;blrb[ rhjdm/,
nheljv gjdjhfxbdfz it/ ,sxm/,
yf csnsq ghfplybr nexyjve pljhjdm/
k/ltq bp vzcf z psxyj rkbxe!

Xnj. tityjq gkzcrjq ptvk/ jdbnm,
crexye/, rfr ,fyrf rjycthdjd,
lfdfqnt dtctyyb[ ,f,jxtr kjdbnm
ctnm/ ytye;ys[ ythdjd!

B gj rfvyzv jcnhsv, rfr ukfpf jhfnjhjd,
rhfcfdws-jnws pljhjds[ njvjd,
gjnfobv vjhlfvb evys[ gcb}