Личные и деловые качества предпринимателя. Личностные качества предпринимателя

На сегодняшний день во многих странах успешно развивается отрасль предпринимательства, создаются как малые фирмы, так и крупные организации, которые предлагают свои товары и услуги потребителю. Спектр этих товаров и услуг настолько разнообразен, что каждый человек, который желает начать свое дело, может занять именно ту нишу, которая ему по душе. Но случается, что из-за неграмотного подхода к ведению бизнеса множество предприятий терпит поражение и не выдерживает конкуренции. Иногда бизнес рушится из-за внешних факторов, таких как экономическое или политическое положение внутри государства, нестабильность сферы деятельности, или из-за сторонних монополистических влияний. Но бывает, что организация может потерпеть поражение из-за того, что личные качества предпринимателя не были приспособлены для реализации тех или иных идей.

Для грамотного ведения предпринимательства стоит разобраться, какие личностные качества и свойства характера должен иметь индивидуальный предприниматель для достижения успехов в сфере реализации товаров и услуг в современном мире. Далее в данной статье пойдет речь о том, какими качествами должен обладать предприниматель для достижения личностных задач и целей предприятия.

Для начала стоит отметить, что руководитель любого предприятия - это человек, который должен оперативно находить решения проблем, реализацию функций и задач собственного бизнеса, а также средствами предпринимательской активности удовлетворять интересы потребителей товаров и услуг, одновременно решая социальные проблемы и извлекая собственную материальную выгоду. Антонио Менегетти выделяет три группы определений, характеризующих, какие качества индивидуального предпринимателя должны постоянно развиваться для успешного ведения бизнеса:

  1. Способности интеллектуального характера.
  2. Личностные внутренние черты.
  3. Приобретенные умения и накопленный опыт.

Для полного понимания следует детально разобрать каждую группу и перечислить все необходимые положительные качества предпринимателя, которые помогут человеку успешно развиваться внутренне.

После некоторой работы над собой человек сможет применить эти качества в бизнесе, что поспособствует успеху в делах. Для начала следует разобрать группу интеллектуального характера, способствующую развитию личностных качеств индивидуального предпринимателя.

Логическое и аналитическое мышление

При использовании логического мышления человек, основываясь на анализе данных, принимает ряд определенных решений. Следует подробно разобрать, как должно работать аналитическое мышление:

  1. Разбор общей информации на отдельные части, факторы и составляющие.
  2. Общий взгляд на каждую часть и фактор.
  3. Логическое дополнение недостающей информации.
  4. Предварительные варианты решений задач и проблем.
  5. Анализ предварительных вариантов и учет их последствий.
  6. Структурированность намеченного решения задачи.

Проницательность и любознательность

Качества, необходимые предпринимателю, помогают предугадывать возможный окончательный исход той или иной ситуации. Благодаря проницательности индивидуальный предприниматель видит и понимает подоплеку, скрытую за видимыми преподносящимися явлениями и поведением других людей. Способность выявления скрытых мотивов помогает истинно определять побуждения человеческих слов, чувств и конкретных действий.

Любопытство, в свою очередь, дает возможность предпринимателю развиваться всесторонне, что помогает ему использовать накопленные знания в нужный момент.

Сюда же можно отнести и интуицию - способность предчувствовать ту или иную ситуацию. Но, к сожалению, интуитивное качество - это врожденная способность, которая дана от природы, и не все люди способны заранее предугадывать развитие или исход ситуаций.

Способность к быстрому усваиванию новых знаний, оригинальное мышление

Эти качества предпринимателя позволяют быстро ориентироваться в современном неустойчивом мире, приспосабливать и усовершенствовать свои познания в необходимых ситуациях. Быстрая обработка информации возможна только при регулярных мозговых тренировках. В этом случае на помощь придет постоянное чтение книг. А при наличии такого качества, как оригинальное мышление, человек может нарушать консервативные правила решения тех или иных задач, что в некоторых ситуациях ведет к значительной экономии материальных и нематериальных благ.

К личностным внутренним особенностям относятся следующие перечисленные качества предпринимателя.

Честность и прямолинейность действий

Прямота и верность обязательствам помогают предпринимателю достигать поставленных целей, по мере необходимости корректируя свои задачи на пути к достижению окончательных результатов, которые закладывались при создании организации.

Инициативность и самостоятельность

Помочь в достижении цели могут только самостоятельные активные действия и предприимчивость, а независимость в принятии решении и поиск рациональных путей выполнения задач укрепят позицию личности предпринимателя.

Настойчивость и самообладание

Верными попутчиками при решении любых задач являются именно эти качества предпринимателя, так как только при упорстве и силе воли можно довести начатое дело до логического конца. Способность контролировать поведение и сохранять спокойствие послужит взвешенности принимаемых решений, ведь только с «холодным умом» можно определить значимость той или иной ситуации.

Коммуникативные способности

Общительные люди способны заводить правильные знакомства, которые помогут при ведении собственного бизнеса. Открытость для общения с другими людьми помогает не только получать выгоду от общения, но и узнавать много необходимых для работы сведений.

Наблюдательность и способность к быстрому усваиванию информации

Мимоходом замечаемые детали чего-либо служат генерированием собственных идей, которые возможно реализовать в рамках самостоятельного ведения бизнеса, а быстрое усваивание информации помогает запоминать важные детали определенного явления или предмета на долгий промежуток времени.

Сегодня модно быть . Во-первых, такое определение сразу же повышает ваш статус в глазах окружающих. Быть владельцем собственного бизнеса — это престижно. Во-вторых, многие просто не могут работать по найму (их раздражает отсутствие свободы действий, необходимость подчинения начальству и т.д.). И, в-третьих, собственное дело привлекает возможностью получения практически неограниченного дохода. Все зависит только от действий самого бизнесмена. Конечно же, существуют и другие причины выбора человеком пути предпринимателя, но эти являются наиболее распространенными.

Вот и получается ситуация, что в бизнес идут все кому не лень. Вот только далеко не у всех получается добиться успеха. Общеизвестная статистика говорит о том, что только один из десяти начинающих предпринимателей способен пережить первый год своей деятельности. Девять бизнесов из десяти (90%) разоряются, сходят с дистанции, исчезают в течение первых двенадцати месяцев. Но это вовсе не означает, что пережившие первый год продолжают успешно работать дальше. Многие из них также через некоторое время закрываются.

Отчего же это происходит? Причин может быть множество. От банального неправильного распределения бюджета (многие в начале своей деятельности не видят серьезных подводных камней, которые плачевно сказываются на бизнесе в будущем) до разрыва отношений с . От изменившихся условий рынка до экономических кризисов в стране. Но самая главная причина всех бед — это отсутствие определенного , которыми просто обязан обладать любой успешный предприниматель. Наличие определенного склада ума и черт характера поможет сохранить свой бизнес практически в любой ситуации. Даже крах экономики страны таким предпринимателям нипочем. Раз они так важны для успеха в бизнесе, давайте поговорим об этих качествах более подробно.

Какими качествами должен обладать предприниматель?

Прежде чем мы перейдем к обсуждению этих качеств, нужно сказать следующее. Если по ходу чтения вы обнаружите, что не обладаете некоторыми из них, не стоит расстраиваться и бежать изучать сайты с вакансиями. Ведь практически любую из перечисленных характеристик можно развить в себе. Да, это может потребовать много времени, но результат превзойдет ваши ожидания. Итак, начнем.

Ответственность . Это одно из тех качеств, без которого просто невозможно построить успешный прибыльный бизнес. Во многом, именно отсутствие желания брать на себя ответственность является частой причиной выбора людьми работы по найму. Ведь там нужно только делать то, что говорят руководители, на которых и лежит основная ответственность. В бизнесе так нельзя. Если вы решили создавать собственное дело, готовьтесь отвечать за каждый свой шаг. И не только за свои, но и за действия своих сотрудников. Людям, которые любят перекладывать ответственность на других, не стоит заниматься бизнесом. Настоящий предприниматель должен все держать в своих руках и не бояться этого.

Дальновидность . Вы должны научиться предугадывать то, что произойдет в будущем. Это вовсе не означает, что вам пора на курсы ясновидящих (если таковые имеются). Эта черта подразумевает ваше умение видеть картинку своего бизнеса в целом, и уметь предвидеть действия сотрудников, партнеров и даже клиентов. Для этого придется тщательно изучать и анализировать все процессы, происходящие внутри вашего бизнеса. Умение видеть на несколько шагов вперед позволит вам избежать многих неприятностей, в которые попадают недальновидные предприниматели.

Наблюдательность . Еще одно важное качество, которым должен обладать любой предприниматель. Оно означает, что вы всегда должны находиться на пульсе происходящих вокруг событий. Вы должны первым замечать перспективные ниши для создания нового или расширения старого бизнеса. Вы должны всегда анализировать поведение своих клиентов. Это поможет быстрее других создавать новые актуальные продукты или услуги и продвигать их на рынок с минимальными затратами. Ведь продать то, что ждут клиенты, намного проще, чем какой-то новый никому не нужный продукт.

Решительность . Эта та самая черта характера, которая отличает настоящего предпринимателя, от обычного мыслителя, который только фантазируем, мечтает, но не переходит к действиям. Бизнесмен обязан уметь быстро принимать правильные решения. Это особенно важно на тех рынках, где все меняется с молниеносной скоростью. Чтобы не отстать от конкурентов, приходится быстро думать и принимать решения. И без твердой решительности здесь никак не обойтись.

Осторожность . Хоть предприниматель должен быть твердым и решительным, он всегда должен обдумывать каждый свой шаг и быть предельно осторожным. В бизнесе никому нельзя доверять полностью. Ведь всего один неверный шаг, необдуманное решение, подписанный договор — может стать причиной разорения, краха вашего бизнеса. Поэтому, будьте осторожны, но при этом не затягивайте с обдумыванием.

Оригинальность . Начиная новый бизнес, вы всегда должны держать в голове ответ на вопрос — чем ваши продукты или услуги отличаются от конкурентов. Если они не хуже, но и не лучше других, пробиться будет очень сложно. Чтобы быть оригинальным, не обязательно придумывать что-то революционно новое. Иногда, достаточно взять уже существующую услугу или товар, и произвести серьезные доработки. Посмотрите на сферу автомобилестроения. Компаний много, конкуренция огромная. Приходится быть оригинальными. Кто-то предлагает потребителю низкие цены, кто-то, наоборот, запредельно высокие, кто-то берет скоростью и мощью, а кто-то экономичностью и экологичностью своих автомобилей. Но каждый из них стремится к оригинальности, чтобы понравиться своему потребителю. Вы должны делать то же самое.

Общительность . Здесь все ясно и без слов. Связи в бизнесе решают, если не все, то очень многое. Поэтому вы должны быть приятным, общительным человеком, с которым людям просто нравится говорить и проводить время. Вы должны постоянно искать новые контакты и налаживать полезные связи. Кто знает, когда пригодится тот или иной знакомый. Ведь бизнес часто бывает непредсказуемым.

Сосредоточенность на главном . Это очень важное качество, отсутствие которого может стать прямой дорогой к провалу. Многие люди думают, что в бизнесе главное работать, не покладая рук. Это, конечно же, правильно. Но важно сказать еще и то, что нужно уметь выделять то, над чем следует работать в первую очередь. Ведь можно круглосуточно «пахать», но так и не увидеть результата. Мелкие, незначительные, неважные дела, часто, занимают все наше время. Проанализируйте свою работу. Если описанная ситуация про вас, нужно срочно что-то менять.

Гибкость . Если что-то в бизнесе идет не так, возможно, стоит посмотреть на ситуацию под другим углом и немного изменить траекторию своего пути. Если потребители четко говорят о каком-то недостатке вашего продукта, вы должны подстроиться под их мнение и быстро предложить им доработанный товар. То есть, вы и ваш бизнес должны уметь менять, изгибаться и приспосабливаться к быстро меняющимся условиям рынка.

Новаторство . Любой успешный или стремящийся к успеху предприниматель должен быть новатором. Вы должны не только быстро приспосабливаться к изменениям на рынке, но и вводить в свою деятельность новые технологии. Например, даже сегодня, далеко не все компании и частные предприниматели пользуются возможностями интернета. И зря. Ведь это один из лучших каналов для привлечения новых клиентов, проведения маркетинговых компаний и даже осуществления продаж. Это касается не только каналов информации. Если вы занимаетесь производством, то всегда должны стараться иметь в своем арсенале только самое лучшее оборудование. И так далее.

Целеустремленность . Бесспорно, именно этим качеством должен обладать абсолютно любой предприниматель. Без него все остальные теряют свою актуальность. Эта та черта характера, которую нужно развивать в себе в первую очередь. Все великие предприниматели и бизнесмены были настоящими фанатами своего дела. Они шли, спотыкались, падали, поднимались и двигались дальше. Они просто преодолевали препятствия, но никогда не сбивались со своего намеченного пути. И именно такие целеустремленные люди добивались, добиваются и будут добиваться самых невероятных высот в мире бизнеса. Так почему бы не следовать их пути? Желаем успехов в жизни и бизнесе!

Решительность: даже небольшой команде нужен человек, который взял бы на себя роль лидера. Владельцам бизнеса необходимо уметь показать, что они способны нести ответственность за сложные решения. Прислушиваться к советам и быть готовым выслушать мнение других очень важно, но в конечном итоге решение останется за вами.

Креативность: в мире бизнеса мечтатели отнюдь не наивны. Они способны придумывать новые вещи и нестандартно мыслить, находить решение там, где его не стали бы искать обычные люди. Способность интуитивно распознать потенциально успешную идею важна в бизнесе, как ничто другое: хорошая идея и нестандартный подход, красиво упакованные и правильно преподнесенные, – вот залог успеха.

Смелость: даже чтобы начать планировать создание собственного бизнеса, вам уже нужно быть чуточку авантюристом. Если вы не готовы рисковать, многие возможности для роста и развития вашей компании пройдут мимо вас. Но не путайте смелость с безрассудством. Владелец компании должен продумывать все до мелочей и уметь просчитывать риски.

Любовь к делу: если у вас не горят глаза при мысли о том, чем вы занимаетесь, не ждите, что сможете зажечь своей идеей других людей. Занятие бизнесом – дело, связанное с массой сложностей, и единственное, что не даст вам опустить руки и забыть о конечной цели, – это ваш собственный энтузиазм.

Находчивость: как правило, ничто в жизни не происходит точно по плану. Поэтому умение быстро реагировать и принимать решения в непредвиденных ситуациях жизненно необходимо для ведения бизнеса. Не думайте, что можете предугадать все, и будьте готовы импровизировать, когда это будет необходимо.

Честность: будьте честны со своими клиентами, партнерами, сотрудниками и всеми, с кем вам придется работать, а главное, будьте честны с собой. Не ставьте цели и сроки, которые вы не сможете выполнить, и не продавайте продукт, которого у вас нет. Лучшей маркетинговой и брендинговой стратегией будет найти то, что ваша компания действительно может предложить, а затем предоставить это в лучшем виде.

Общительность: совсем не обязательно быть профессиональным оратором или становиться лучшим другом каждого встречного, но вы должны уметь общаться с людьми. Занимаясь своим бизнесом, вам придется встречаться с огромным количеством людей, и, конечно, лучше, чтобы они считали вас профессионалом и человеком, который легко идет на контакт.

Самоотдача: нельзя делать дела наполовину. Вы должны быть готовы отдавать большую часть своего времени и усилий на ежедневные обязанности. Постарайтесь распределить свое время так, чтобы его хватало и на работу, и на личную жизнь, и следите за выполнением задач, которые вы сами себе ставите на день, неделю или месяц.

Умение предугадывать: если у вас есть свой бизнес, вы уже не можете позволить себе жить одним днем. Как минимум, на подсознательном уровне вы должны все планировать и готовить заранее. Как игрок в шахматы, вам следует продумывать свои действия на несколько ходов вперед.

Гибкость: после того, как вы уже все обсудили и подготовили, вам придется критически взглянуть на проделанную работу и проявить здоровый прагматизм. Приверженность начальному плану, не соответствующему текущей ситуации, вряд ли пойдет на пользу вашему бизнесу. В общении с клиентами, подрядчиками, потенциальными партнерами и т.д. гибкость ценится гораздо больше, чем упрямство и желание доказать свою правоту.

Всё больше и больше людей стремятся открыть свой маленький источник дохода, свой бизнес. Однако не всем удаётся достичь результатов и многие сдаются от этой идеи раз и навсегда, и начинают работать на кого то. Безжалостная статистика утверждает, что 9 из десяти предпринимателей не справляются с поставленной для себя задачей и отказываются от бизнеса. Запомните, сдаваясь от собственной идеи , мы никогда не достигнем успеха в жизни.

Поставленная нами цель достичь результата в бизнесе, требует от нас много работы над собой и над своим детищем. Предположим, вы решили открыть бизнес, но пустили его на самотёк, какой Вы результат получите в итоге? Естественно никакой. Хороший предприниматель много работает над своим делом.

Существует много теорий предпринимательства: как подходить к этому делу, какие ресурсы вкладывать, как пошагово идти к развитию капитала. Ни одна из этих теорий не утверждает, что мы сразу рождаемся бизнесменами. Успешный предприниматель тренирует в себе задатки лидера и свои качества.

Итак, какие качества должны быть у успешного предпринимателя:

  1. Практичность и расчётливость. Успешный предприниматель всегда на перёд знает свои шаги к успеху. Он рассчитает каждый малейший шаг, что бы прийти к успеху, будет практично подходить к любой задаче. Тренировать в себе это качество можно, создав дневник, где вы будете подробно расписывать все действия и давать на них комментарии, что получилось, что нет, что можно сделать по-другому.
  2. Организованность. Любой успешный предприниматель знает, что организованность-путь к успеху. Умея организовывать свои дела, вы не будете бросаться на мнимые цели и задачи, а будете стремиться вперёд, к заветной цели. Организованность в себе тренировать достаточно просто. Составьте себе распорядок дня, включая в него отдых и время на непредвиденные обстоятельства. Строго следуйте составленному для себя графику, в случае отклонения, наказывайте себя, уменьшая время на отдых.
  3. Наблюдательность. Данное качество предпринимателя поможет Вам изучать даже самые мелкие детали любого дела. Вы сможете понять все нюансы бизнеса, исследуя каждую деталь по отдельности. Постарайтесь развить в себе наблюдательность следующим образом: почаще обращайте внимание на людей, в чём они одеты, какого цвета у них обувь, какого цвета галстук. Запоминайте всё это. Через час постарайтесь вспомнить, в чём был одет человек, которого вы встретили на улице, поверьте, это развивает наблюдательность.
  4. Коммуникабельность. Общаясь с людьми, Вы у них чему-то сможете научиться, перенять их опыт. Не бойтесь общаться с людьми, и не будьте к ним суровы — каждый человек индивидуален и не похож на Вас. Потренируйтесь в общении и для начала попробуйте завести диалог с посторонним, абсолютно незнакомым для Вас человеком. Если Вам получиться его заинтересовать, то вы на полпути к успеху.
  5. Интуиция и предвидение ситуаций. Без интуиции в бизнесе не обойтись. Если вы не можете предугадать, что случиться с вашим бизнесом завтра, то Вас ждёт провал. Попробуйте создать мысленно какую-то ситуацию, где Вы являетесь главный герой (к примеру, свидание вслепую). Попробуйте предвидеть все исходы ситуации, и вы сами того не замечая начнёте развивать в себе интуицию.
  6. Креативность. Творческий подход нужен в любом деле, и в бизнесе не исключение. Готовность неординарно мыслить, находить необычные пути решения, создание абсолютно новых идей – вот такой подход должен быть в бизнесе. Тренировать креативность не сложно, можно, к примеру, применить следующее упражнение: загадайте мысленно слово, затем подберите к нему прилагательные, которые подходят, затем глаголы, потом ассоциации к слову. Не нужно много, хотя бы по 5 характеристик. Затем точно так же подберите характеристики, которые не подходят слову. Это упражнение очень тренирует творческое мышление, если его проводить не реже 3 раз в неделю.
  7. Гибкость и многогранность. Посмотреть на ситуацию с разных точек зрения – это целое искусство. В бизнесе гибкость поможет Вам вне зависимости от ситуации, правильно к ней подойти. Умение лавировать никому не помешает, а потренировать его можно следующим способом: представьте, что Вы опоздали на работу. У Вас строгий начальник, и Вам надо придумать минимум 5 причин, услышав которые, Вас не уволят. Причины должны быть весомые, не бойтесь использовать разные сферы жизни.
  8. Самоанализ. Умение самого себя анализировать поможет Вам поменьше допускать ошибок в своём деле. Пытайтесь каждый раз, когда предпринимаете какой то шаг, проанализировать себя: какие эмоции у вас это шаг вызывает, мысли, желания, к чему он может привести, плюсы и минусы.
  9. Разумный риск. Не бойтесь идти на разумный риск, кто не рискует, то не пьёт шампанское. Риск в деле должен быть абсолютно продуманным, особенно в условиях современной жёсткой конкуренции. Взвесьте все за и против, тренируйте уверенность в себе, каждый день говорите себе, что вы способны на многое, будьте разумны и не бойтесь идти на риск.
  10. Достижение цели. Не бойтесь ставить себе цели. Достигая ваших, казалось бы мелких целей, уже большой шаг. Поставьте, к примеру, себе цель заработать в такой-то срок определённое количество денег. Срок не должен быть большим, а сумма маленькая. Поставьте реальную цель и стремитесь к ней, работайте над её осуществлением, и лишь тогда Вас ждёт успех.

Естественно это не все качества, которые должны быть у успешного предпринимателя. Успех любит людей, которые к нему стремятся, поэтому никогда не стойте на месте, развивайте в себе качества предпринимателя и двигайтесь к своей мечте, шаг за шагом покоряя всё новые и новые вершины!

По данным исследований предпринимательскими качествами обладает 7-8% населения. Предприниматель - это прежде всего новатор. Типичными деловыми качествами предпринимателя являются следующие:

Способность генерировать деловые идеи, восприимчивость к инновациям, умение видеть новые идеи и предугадывать их использование в производстве;
- способность найти свою нишу на рынке, сделать первоначальные предпринимательские расчеты и создать собственное производство;
- умение адекватно оценить ситуацию на рынке, предугадать изменения рыночной конъюнктуры;
- способность брать на себя ответственность и принимать решения, основанные на принципе максимизации собственной прибыли и выгод потребителя;
- способность руководить производством, умение сформировать команду;
- способность поддерживать деловые коммуникации со всеми необходимыми людьми, организациями, властными структурами;
- способность к разумному риску. Личностными качествами предпринимателя являются: способность к творчеству, уверенность в себе, умение перехватить инициативу на рынке, организаторские способности, стремление к успеху, воля к победе.

На вопрос, какой совокупностью личных качеств должен обладать индивидуум, чтобы стать преуспевающим предпринимателем, нельзя ответить однозначно, однако исторический опыт развития цивилизованного предпринимательства позволяет сделать некоторые обобщения.

Прежде всего, предпринимателю требуется уверенность в себе и своих способностях. Не верящий в свои силы человек, не способен довести дело до конца в любой сфере, не только в предпринимательстве. Правда, необходимо остерегаться того, чтобы это качество не перешло в самоуверенность, не явилось бы основой собственной переоценки, что для предпринимателя гибельно. Такие опасения сводятся к минимуму, если он реалистично смотрит на себя и окружающую действительность, что требует взвешенной экспертной оценки своих идей.

Сложилось мнение, что цивилизованные и преуспевающие предприниматели должны обладать следующими чертами: быть честными, компетентными, целеустремленными, инициативными, проявлять лидерство, уважать мнение других, позитивно относиться к людям, постоянно учиться, быть готовыми к принятию риска, уметь преодолевать сопротивление окружающей среды, проявлять настойчивость в достижении поставленной цели, обладать чувством ответственности, упорства, большой силой воли, иметь творческое начало, быть трудолюбивыми и иметь высокую работоспособность, уметь привлекать необходимых партнеров, иметь коммерческий и финансовый склад ума, уметь законным путем получать причитающиеся ему и другие качества.

Бизнесмену нужно учиться управлять своей психикой, готовя себя к работе с повышенными нагрузками, научиться воспринимать неудачи как естественную часть своей деятельности. Он должен забыть такие понятия, как “нормированный рабочий день”, “выходные дни”. Ему необходимы трудолюбие, работоспособность, постоянная потребность начинать что-то, способность гибко реагировать на изменение ситуации, рисковать. Ему противопоказано быть робким и застенчивым.

Характерно, что в развитых странах даже государственные органы дают свои рекомендации по данной проблеме. Так, Администрация малого бизнеса США (малого предпринимательства) считает, что предпринимателю должны быть присущи следующие пять наиважнейших характерных черт, гарантирующих ему успех в самом рискованном предприятии:

а) энергия, умение заставить работать;

б) умение думать;

в) умение строить взаимоотношения с людьми;

г) коммуникабельность;

д) знание техники и технологии.

  • Я сам начинаю дело?
  • Насколько я в ладу с людьми?
  • Обладаю ли я достаточным запасом физических сил и эмоциональным потенциалом для успешного ведения дела?
  • Насколько хорошо я планирую и организую свои дела?
  • Достаточно сильно ли мое желание придерживаться намеченной цели?

Как ведение бизнеса отразится на моей семье?

Практический интерес имеют исследования, проведенные американской фирмой “Мак-Берэнд Компани” при поддержке Американского агентства по международному развитию и Национального научного фонда США, которые позволили определить 21 личное качество, постоянно демонстрируемое удачливыми предпринимателями. Ниже приводятся наиболее важные личностные качественные характеристики предпринимателей:

  • поиск возможностей и инициативность (видит и использует новые или необычные деловые возможности; действует до того, как его к этому вынудят события);
  • упорство и настойчивость (готов к неоднократным усилиям, чтобы встретить вызов или преодолеть препятствие; меняет стратегии, чтобы достичь цели);
  • готовность к риску (предпочитает ситуации “вызова” или умеренного риска; взвешивает риск; предпринимает действия, чтобы уменьшить риск или контролировать результаты);
  • ориентация на эффективность и качество (находит пути делать вещи лучше, быстрее и дешевле; стремится достигнуть совершенства, улучшить стандарты эффективности);
  • вовлеченность в рабочие контакты (принимает на себя ответственность и идет на личные жертвы для выполнения работы; берется за дело вместе с работниками или вместо них);
  • целеустремленность (явно выражает цели; имеет долгосрочное видение; постоянно ставит и корректирует краткосрочные задачи);
  • стремление быть информированным (лично обобщает информацию о клиентах, поставщиках, конкурентах, используя в этих целях личные и деловые контакты для своей информированности);
  • систематическое планирование и наблюдение (планирует, разбивая крупные задачи на подзадачи; следит за финансовыми результатами и использует процедуры слежения за выполнением работы);
  • способность убеждать и устанавливать связи (использует осторожные стратегии для выполнения и убеждения людей, а также деловые контакты как средство достижения своих целей);
  • независимость и самоуверенность (стремится к независимости от правил и контроля других людей; полагается лишь на себя перед лицом противостояния или в случае отсутствия успеха; верит в свою способность выполнять трудные задачи).

Разумеется, приведенные личностные характеристики не являются генетически приобретенными, они вырабатываются человеком в процессе предпринимательской деятельности, во многом определяются личностью индивидуума, его притязаниями, предпринимательской средой.

Большинство исследователей проблемы о личностных качествах предпринимателей приходят к выводу, что это люди, обладающие склонностью к поиску и внедрению новых идей, изобретений, технологий, люди постоянной инициативы и творчества, неуемной энергии. Они готовы на разумный, строго рассчитанный риск, ибо, без риска нет предпринимательства.

Предприниматели - это люди, способные постоянно и много трудиться, учиться на чужих ошибках, из своих ошибок извлекать уроки. Это люди, уверенные в своих силах, поэтому они постоянно учатся, изучают все проблемы, связанные с их бизнесом. Удачливые предприниматели понимают, что постоянно пополняемые знания являются базой предпринимательства. Инструментом, основным рычагом развития предпринимательства являются инновации, нововведения. Это смелые люди, но смелость их ограничена уровнем разумных притязаний.

Какими личными качествами должен обладать индивидуум, чтобы стать предпринимателем и добиваться успеха? Однозначно, что этот вопрос ответить нельзя. Многочисленные исследователи этой актуальной проблемы в западных странах выделяют различные черты характера, навыки и знания.

М. Стори, автор монографии “Самые быстрорастущие компании США. Взгляд изнутри”, размышляя о качествах предпринимателей, рассказывает, с какими трудностями им приходится сталкиваться. Это постоянная перестройка своего бизнеса, внесена изменений и улучшений, способность начать все сначала, умет преодолевать косность и рутину окружающей среды, и прочие трудности. Умение преодолевать сопротивление агрессивной внешней окружающей среды особенно характерно для российских предпринимателей, что объективно связано с прошлым (да и настоящим) общественным менталитетом, неразвитостью рыночных отношений и незащищенностью российских граждан сонма чиновников, рэкетиров и грабителей.

Участники конференции по предпринимательству, которую в 90-х годах проводил Станфордский университет, пришли к выводу, что ключевую роль для успешного предпринимательства играет стремление к совершенству, а также такие качества предпринимателя, как нетерпеливость, нежелание перепоручать что-либо кому-то другому, энергичность, стремление усердно работать и так же всецело предаваться развлечениям, умение выделять существо проблемы. Как видим, это не столько качества, сколько мотивы поведения предпринимателей, которые во многом связаны с личными характеристиками.

М. Стори, давая оценку черт предпринимателей, возглавляющих быстрорастущие фирмы, пишет, что предприниматели работают, когда остальные спят, путешествуют, когда другие сидят за обедом, планируют, когда другие развлекаются. Общими характерными чертами всех быстрорастущих предпринимателей являются настойчивость и целеустремленность . Предприниматель очень редко бывает робким и застенчивым человеком. Его неотъемлемой чертой является умение пойти на разумный риск, но при этом он должен помнить, что деньги не являются основным мотивирующим фактором предпринимателя. Тот человек, который своей целью поставит добиться только больших доходов, обязательно доведет свою фирму до финансового краха.

Таким образом, Стори определяет основные черты преуспевающих предпринимателей:

Вот, кто такие удачливые предприниматели по мнению М. Стори. Конечно, не все согласятся с приведенными характеристиками, потому что отдельные из них, например упрямство, капризность, противоречивы и не обязательно будут способствовать успеху предпринимателя. Однако большая часть вышеназванных качеств и мотивов поведения присуща и многим российским предпринимателям.

Обсудим принципы, сложившиеся в российском предпринимательстве к началу XX столетия:

  1. Уважай власть. Власть - необходимое условие для эффективного ведения дела. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти.
  2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Предприниматель должен быть безупречным носителем добродетели, честности и правдивости.
  3. Уважай право собственности. Свободное предпринимательство - основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица трудиться на благо своей отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.
  4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение.В таких условиях возникает гармония интересов, что создает основу развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.
  5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. “Единожды солгавши, кто тебе поверит”. Успех.в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие тебе доверяют.
  6. Живи по средствам. Не “зарывайся”. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.
  7. Будь целеустремлен. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение двум “господам” противоестественно.
  8. В стремлении достичь заветной цели не переходи границ дозволенного. Никакая ценность не может заменить моральные ценности.

Конечно, современные российские предприниматели не всегда придерживаются в своей деятельности названных выше принципов, однако значительная часть из них является цивилизованными и законопослушными субъектами хозяйственных отношений.

Резюме:

  1. Предприниматель - это собственник капитала, владелец собственного дела, управляющий им, часто совмещающий, особенно на первой стадии функционирования собственного капитала (дела), собственнические функции с личным производительным трудом. Мотивы, руководящие предпринимателем - получение прибыли (дохода) путем производства продуктов (выполнения работ) и их реализации потребителям с учётом спроса.
  2. Предприниматель - хозяйствующий субъект, принимающий на себя все виды рисков, которые могут возникнуть в процессе осуществления предпринимательской деятельности и прежде всего из-за неопределенности исхода этой деятельности. Чтобы добиться успехов при реализации предпринимательских проектов, необходимо научиться предвидеть риск и заранее разработать меры по предупреждению его последствий.
  3. Исторический опыт позволяет дать наиболее общие характеристики преуспевающих предпринимателей. Они должны быть честными, компетентными, целеустремленными, инициативными, проявлять лидерство, уважать мнение других, позитивно относиться к людям. Предпринимателям постоянно необходимо учиться, быть готовыми к принятию риска, уметь преодолевать сопротивление окружающей среды, проявлять настойчивость в достижении поставленной цели. Кроме этого, они должны обладать чувством ответственности, упорства, большой силой воли, иметь творческое начало, быть трудолюбивыми и иметь высокую работоспособность, уметь привлекать необходимых партнеров, иметь коммерческий и финансовый склад ума, уметь законным путем получать причитающееся им.