Морской флот на дальнем востоке. Коротко о состоянии тихоокеанского флота

Тихоокеанский флот РФ защищает интересы России в том регионе, который уже стал новым экономическим центром мира и очень быстро становится центром военным и политическим. По чисто географическим обстоятельствам в случае войны он окажется изолирован от остальных трех российских флотов. Более того, внутри самого ТОФ будут изолированы друг от друга Приморская и Камчатская флотилии. При этом на самом Дальнем Востоке кораблестроение и судоремонт развиты гораздо хуже, чем в европейской части страны.

Большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев»

Что есть у России на Тихоокеанском флоте

Сегодня в состав ТОФ входят:
— 3 атомных ракетных подлодки (РПК СН или ПЛАРБ) пр. 667БДР (устарели и в ближайшее время будут списаны);
— по 5 и (из них по 3 в ремонте или консервации);
— 8 дизельных ;
— пр. 1164 (атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» пр. 1144 находится в консервации и шансов выйти из нее не имеет);
— 1 эсминец пр. 956 (еще 3 в консервации без шансов на реанимацию);
— 4 больших противолодочных корабля (БПК) пр. 1155;
— 8 МПК пр. 1124М;
— 4 малых ракетных корабля (МРК) пр. 12341;
— 10 ракетных катеров пр. 12411;
— 9 тральщиков;
— 4 больших десантных корабля (БДК), из них 1 крайне устаревший пр. 1171, 2 пр. 775 и 1 пр. 775М.

Практически все эти корабли введены в строй в 1980-е годы. Никакого реального обновления ТОФ не ожидается, если не считать 1 — весьма неудачного по конструкции корабля, рассчитанного на экспорт в развивающиеся страны, но зачем-то навязанного ВМФ РФ.

Кроме того, видимо, именно на ТОФ приткнут два французских недоразумения, известные как . Впрочем, это логично. Единственная мыслимая задача для этих железных коробок в составе ВМФ РФ – использование их в качестве транспортных судов для перевозки войск из России в Россию, т.е. с материка на Курильские острова.

Ударная мощь ТОФ США

Сравнение российского Тихоокеанского флота с другими флотами данного региона производит крайне тяжелое впечатление. Если раньше Атлантический и Тихоокеанский флоты США были практически равны по силам с точностью до корабля, то теперь приоритет отдается ТОФ США, в его составе предполагается иметь не менее 60% ВМС США.

Сегодня в составе ТОФ США :
— из подлодок — 8 ПЛАРБ и 2 ПЛАРК типа «Огайо» (на ПЛАРБ по 24 БРПЛ «Трайдент-2», на ПЛАРК по 154 КРМБ «Томагавк»), 30 ПЛА (24 типа «Лос Анджелес», 3 типа «Си Вулф», 3 типа «Вирджиния»);
— 6 атомных авианосцев типа «Нимиц»;
— 12 крейсеров типа «Тайкондерога»;
— 33 эсминца типа «Арли Берк»;
— 8 фрегатов типа «Оливер Перри»;
— 5 УДК (1 типа «Тарава», 4 типа «Уосп»);
— 5 десантных вертолетоносных кораблей-доков — ДВКД (1 типа «Остин», 4 типа «Сан Антонио»);
— 6 десантных транспортно-дока — ДТД (4 типа «Уидби Айленд», 2 типа «Харперс Ферри»).

Американский атомный авианосец «Джордж Вашингтон» в порту города Пусан, Южная Корея

В состав флота поступают новые ПЛА типа «Вирджиния», эсминцы типа «Арли Берк», ДВКД типа «Сан Антонио», списываются ПЛА типа «Лос Анджелес» и фрегаты типа «Оливер Перри», в ближайшее время уйдут последние УДК типа «Тарава» и ДВКД типа «Остин».

ТОФ США обладает гигантских ударным потенциалом, поскольку все ПЛА, крейсера и эсминцы являются носителями КРМБ «Томагавк» . Кроме того, из 5 крейсеров и 16 эсминцев ВМС США, способных решать задачи ПРО, все, кроме одного крейсера, входят в состав ТОФ.

Единственный соперник американцев – китайский флот

Единственным достойным противником американцев на Тихом океане сегодня является ВМС Китая. Китайский подводный флот является крупнейшим в мире, он насчитывает подводных лодок — 5 ПЛАРБ (1 пр. 092 и 4 пр. 094), 8 ПЛА (по 4 пр. 091 и 093) и не менее 60 ПЛ (до 10 пр. 041А, 8 пр. 636ЭМ, по 2 пр. 636 и 877, 13 пр. 039G, 5 пр. 035G, 13 пр. 035, до 8 пр. 033). Все ПЛА и ПЛ пр. 041А, 636ЭМ и 039G вооружены ПКР. Старые ПЛ пр. 033 и 035 списываются, вместо них строятся ПЛ пр. 041А, начато строительство ПЛА пр. 095 и ПЛ пр. 043.

Авианосец «Ляонин» (несостоявшийся советский «Варяг») привлекает очень большое внимание внешних наблюдателей. Однако в связи со своеобразием конструкции (трамплин вместо катапульты) и фактическим отсутствием палубных самолетов (пока имеются всего 4 самолета J-15) он навсегда останется учебно-экспериментальным кораблем, а не полноценной боевой единицей. Настоящие авианосцы собственной постройки появятся в Китае не ранее чем через 10 лет.

Эсминцев в составе ВМС НОАК насчитывается 25 : 2 пр. 956, 2 пр. 956ЭМ, 3 пр. 052С, 2 пр. 052В, 2 пр. 052, 2 пр. 051С, 1 пр. 051В, 2 пр. 051 «Люйда-3», 1 пр. 051 «Люйда-2» и 8 пр. 051 «Люйда-1» (еще один корабль пр. 051 передан Береговой охране). Все «Люйды» постепенно списываются, на замену им строятся эсминцы пр. 052С (еще 3 единицы, т.е. всего будет 6). Начиная с 3-го корабля данной серии они уже не несут российских систем вооружения. В частности, ЗРС С-300Ф с ПУ револьверного типа заменена на ННQ-9 с УВП.

Эскадренный миноносец «Харбин» во время российско-китайских учений в Желтом море

Одновременно начато строительство «китайских «Иджисов» — эсминцев пр. 052D , на которых будет размещена универсальная УВП на 64 ракеты различных классов (КРМБ, ПКР, ЗУР, ПЛУР). Их в составе китайского флота будет, как минимум, 10 единиц (сейчас строятся первые 4, из них 3 уже спущены на воду). Китай станет четвертой страной в мире (после США, Японии и Республики Корея), имеющей корабли подобного класса. Они смогут входить как в авианосные соединения в качестве кораблей охранения, так и в оперативные группы для самостоятельных действий в открытом океане, в т.ч. на значительном удалении от берегов КНР, включая нанесение ударов по береговым целям. Это придает ВМС НОАК совершенно новое качество, которого китайский флот не имел никогда в современной истории.

Фрегатов китайский флот сейчас имеет 48 : 15 пр. 054А, 2 пр. 054 и 31 пр. 053 шести разных модификаций (10 пр. 053Н3, 4 пр. 053Н2G, 6 пр. 053Н1G, 3 пр. 053Н2, 6 пр. 053Н1, 2 пр. 053Н). Кроме того, два старых фрегата пр. 053Н переданы Береговой охране, один фрегат того же проекта переделан в корабль поддержки десанта (вооружен РСЗО), один фрегат пр. 053НТ-Н используется как учебный. Фрегаты пр. 053 ранних модификаций постепенно списываются, строятся корабли пр. 054А (всего будет построено не менее 20).

Наряду с традиционным для ВМС НОАК ударным вооружением (8 ПКР С-803 в контейнерных ПУ) корабли пр. 054А стали первыми китайскими фрегатами, имеющими адекватную для кораблей такого класса ПВО: УВП на 32 ЗУР HHQ-16 (созданы на основе российского ЗРК «Штиль»). Благодаря этому данные фрегаты станут универсальными эскортными кораблями, которые можно будет использовать для охраны авианосцев вблизи своих берегов и для усиления эсминцев в открытом океане. Китай уже сейчас обладает самым большим в мире флотом фрегатов. Очевидно, что их количество будет поддерживаться на уровне около 50 единиц при постоянном улучшении их качества.

Традиционно очень развит в Китае «москитный флот». Сегодня он включает 119 ракетных катеров (83 скоростных катамарана пр. 022, 6 пр. 037-II, 30 пр. 037-IG) и до 250 сторожевых катеров . Определенной сенсацией последнего года стало массовое строительство в Китае кораблей пр. 056. Еще год назад о них вообще ничего не было известно. Первый корабль данного типа был заложен в мае 2012 года. Сегодня 6 таких корабля находятся в строю, не менее 10 строятся, либо находятся на испытаниях. Общее количество кораблей в серии заведомо превысит 20 единиц (может дойти и до 50).

Подобный темп строительства не имеет аналогов в послевоенной истории ни в одной стране мира. Он особенно впечатляет с учетом того факта, что строятся достаточно крупные корабли (водоизмещение около 1,5 тысяч тонн, длина 95 м). В самом Китае они классифицируются как фрегаты, в зарубежных источниках – как корветы. Для сравнения можно сказать, что в России схожих по размерам, водоизмещению и вооружению корветов пр. 20380 за 12 лет (первый начал строиться в 2001 году) введено в строй 3 единицы, т.е. китайский темп ввода в строй подобных кораблей в 24 (!) раза выше, чем в у нас.

Десантные силы ВМС НОАК велики, они включают 3 ДВКД пр. 071, 30 больших и до 60 средних десантных кораблей . Каждый ДВКД вмещает до 800 морских пехотинцев и 50 единиц бронетехники, которые могут перебрасываться с корабля на берег с помощью имеющихся на борту ДВКД 4 десантных катеров на воздушной подушке и 4 вертолетов. Нельзя также не отметить беспрецедентно высокие возможности китайской кораблестроительной промышленности, которые она сейчас демонстрирует.

В настоящий момент на верфях и на плаву строятся и достраиваются одновременно 6 эсминцев, 4 фрегата, не менее 9 корветов, а также около 10 атомных и дизельных ПЛ и не менее 1 ДВКД, т.е. как минимум 30 единиц только боевых кораблей . Подобные темпы строительства флота недоступны даже для США, с любой другой страной просто отсутствует возможность для сравнения.

Россия не конкурент и флотам другим тихоокеанских стран

ВМС Тайваня за последние годы сильно отстал от китайского и утратил реальные перспективы конкуренции с ним, тем не менее, его надводные силы весьма велики. Подводный флот Тайваня, состоящий из 2 ПЛ голландской постройки 1980-х годов и 2 ПЛ американской постройки 1940-х годов, можно считать несуществующим. Что касается надводного флота, то Тайвань имеет 4 американских эсминца типа «Кидд», по 8 американских же фрегатов типов «Оливер Перри» и «Нокс», 6 французских фрегатов типа «Лафайет», около 90 ракетных корветов и катеров.

ВМС Японии входят в пятерку сильнейших в мире. Все их корабли и подлодки построены в самой стране, при этом их вооружение, в основном, американского производства, либо производится в Японии по американской лицензии. В то же время Япония напрямую участвует в разработке корабельных ЗУР «Стандарт». Пресловутая система ПРО США, на самом деле, в основном является мифом. Единственный ее реально существующий компонент – морской, основанный именно на ЗУР «Стандарт» различных модификаций. И, фактически, он является не американским, а американско-японским.

Японский эсминец типа «Конго» во время американо-японских учений около острова Кауаи, Гавайи

Подводный флот Японии состоит только из дизельных (неатомных) ПЛ. Сейчас в его составе 5 ПЛ типа «Сорю» (еще 2 строятся), 11 типа «Оясио», 1 типа «Харусио» (еще 3 ПЛ этого типа используются как учебные). Все крупные надводные корабли ВМС Японии классифицируются как эсминцы, что в некоторых случаях довольно странно. Среди этих эсминцев, кроме действительно эсминцев, есть авианесущие корабли (вертолетоносцы), крейсера и фрегаты.

«Эсминцы»-вертолетоносцы — 2 корабля типа «Хьюга» и 2 типа «Сиранэ». Если эсминцы «Сиранэ» – действительно вертолетоносцы, то новейшие «Хьюга» являются по размерам и архитектуре легкими авианосцами, способными нести до 10 штурмовиков СВВП. Однако Япония таких самолетов не имеет, поэтому де-факто данные корабли используются также как вертолетоносцы. «Эсминцы», по сути, являющиеся крейсерами — 2 корабля типа «Атаго» и 4 типа «Конго». Они оснащены системой «Иджис» и, благодаря этому, могут быть составной частью морского компонента ПРО.

Среди собственно эсминцев наиболее современными являются корабли трех типов, фактически, являющихся тремя модификациями одного проекта: 2 типа «Акидзуки» (еще 2 строятся), 5 типа «Таканами», 9 типа «Мурасамэ». Имеются также более старые эсминцы: 6 типа «Асагири» (еще 2 используются как учебные), 5 типа «Хацуюки» (еще 3 как учебные), 2 типа «Хатакадзе». Наконец, «эскортные эсминцы», т.е. фрегаты — 6 кораблей типа «Абукума».

В состав ВМС Японии также входят 6 ракетных катеров типа «Хаябуса», 28 тральщиков, 3 ДТД типа «Осуми». Последние существенно повысили десантные возможности японского флота, однако в целом они остаются весьма ограниченными, проводить серьезные десантные операции ВМС и Силы самообороны в целом не могут.

ВМС Республики Корея еще два десятилетия назад состояли из американских артиллерийских эсминцев постройки 1940-х годов, посредственных собственных фрегатов типа «Улсан» и сотен корветов и сторожевых катеров, рассчитанных на борьбу с огромным «москитным флотом» КНДР. К сегодняшнему дню Республика Корея построила отличный океанский флот, вошедший в десятку сильнейших в мире, обладающий очень мощными ударными возможностями и чрезвычайно сильной ПВО.

Благодаря сотрудничеству с Германией Республика Корея за короткий срок создала с нуля один из самых мощных в мире подводных флотов, состоящий из 9 ПЛ пр. 209 и 3 ПЛ пр. 214. За не менее короткий срок были построены 12 эсминцев трех модификаций, последняя из которых (3 эсминца типа «Сэджон Тэван») представлена, по сути, самыми мощными в мире надводными боевыми неавианосными кораблями. Эти корабли, оснащенные системой «Иджис», имеют на вооружении УВП на 80 ЗУР «Стандарт», УВП на 32 КРМБ «Хюнму-3» (сравнимы по ТТХ с «Томагавком», хотя имеют меньшую дальность полета – 1,5 тысяч км) и 16 ПЛУР «Ред Шарк», а также 4х4 ПУ ПКРК «Хэсон». Все эти ракеты, кроме «Стандартов» – собственной разработки, хотя и с американским влиянием.

Начато строительство фрегатов типа «Инчхон» (будет от 18 до 24, они заменят 9 «Улсанов»), на вооружении которых также будет до 4 КРМБ «Хюнму-3». Построены 2 ДВКД типа «Докдо», превосходящие по своим ТТХ европейские корабли того же класса, строятся еще 2 аналогичных корабля. При этом в составе ВМС остается до 100 сторожевых катеров и корветов. Строятся новые корветы с ракетным вооружением.

Если пройти еще дальше на юг, то нельзя не упомянуть ВМС Таиланда . В их составе – легкий авианосец, 8 фрегатов (2 американских типа «Нокс», 6 китайских: 4 пр. 053, 2 типа «Наресуан» с западным вооружением), 2 учебных фрегата, 7 корветов и 6 ракетных катеров.

У ВМС Индонезии имеется 2 немецких ПЛ пр. 209, 9 фрегатов голландской постройки (один из них недавно вооружен новейшими российскими ПКР «Яхонт»), 20 корветов. В составе ВМС микроскопического Сингапура – по 6 самых современных ПЛ, фрегатов и корветов. Наконец, Австралия имеет 6 ПЛ типа «Коллинс» шведской постройки и 12 фрегатов – 4 американских типа «Оливер Перри» и 8 собственных типа АНЗАК.

Таким образом, если подводные силы ТОФ РФ хотя бы входят в пятерку сильнейших на Тихом океане, то надводные находятся в самом конце первой десятки с шансами выпасть даже из нее из-за быстрого роста ВМС Малайзии и Вьетнама . Разумеется, далеко не все из стран, от которых мы отстали, являются вероятными противниками. Тем не менее, ситуация на Дальнем Востоке складывается катастрофическая . В силу геополитической ситуации ТОФ однозначно должен быть главным из наших флотов. Но именно он находится в полнейшем загоне, причем в Москве почему-то это считают нормой.

Все европейские российские флоты и Каспийская флотилия хоть понемногу, но обновляются. ТОФ этого не удостаивается. Все европейские флоты и флотилия на своих ТВД входят в тройки сильнейших, ТОФ, в целом, не попадает и в пятерку. Но и это Москву, похоже, не волнует.

/Александр Храмчихин, зам.директора Института политического и военного анализа, rusplt.ru /

Армия любого государства создана в первую очередь для защиты государственных границ страны и разделяется на три вида войск: сухопутные войска, военно-морские и воздушные силы. Развитие и демонстрация военной мощи ВС России в каждом из этих подразделений позволяет нивелировать внешнюю агрессию других стран. Также ВС РФ выполняют миротворческие и другие военные задачи вне границ государства в соответствии с подписанными договоренностями с другими странами. Военно-морской флот представляет собой войска, обеспечивающие безопасность морских границ государства и безопасность прохождения грузовых судов на территориях подконтрольных . Территориально ВМФ распределен на зоны ответственности по всей морской границе страны.

Тихоокеанский флот России по праву считается одним из основных элементов защиты российского народа. Он обеспечивает военные гарантии ненападения со стороны Азии и Северной Америки. В составе флота на вооружении состоят боевые судна различного класса и ранга, оружие, необходимое для обороны с берега, самолеты и вертолеты. Все войска подчиняются единому командованию ТОФ и занимаются реализацией общих маневров.

Зарождение Тихоокеанского флота

Флот начинает свою историю с появления первого судна в районе Охотского моря. В 1716 году в Охотске основали порт, который следующие полтора века оставался единственным кораблестроительным центром России на азиатском побережье. В том же 1716 году построено судно “Восток” – первый русский боевой корабль Дальнего Востока. Проводя перманентные походы на ладье офицеры – геодезисты впервые составили карту восточного побережья страны. Следующие несколько десятилетий корабли, закрепленные за Охотском, выполняли как разведывательные задачи, так и осуществляли транспортировку людей и оборудования по побережью. В 1740 году в Охотске были спущены на воду 2 пакетбота (почтовые судна), которые имели на борту по 14 пушек. На них было совершено первое путешествие к берегам Америки и Японии.

С 1849 года главной базой азиатско-тихоокеанского флота стал порт в Петропавловске-на-Камчатке. Ввиду удаленности региона от российской столицы и как следствие слабым военным обеспечением охраны границ, британские и французские завоеватели приняли решение захватить эту территорию, приплыв к ней на боевых кораблях. Они рассчитывали на быструю победу, но тихоокеанская морская пехота обеспечила достойную защиту берегов и при высадке английских десантников сумела отстоять земли, взяла большое количество противников в плен и даже захватила знамя противника. На следующий год англичане снова пошли в наступление, российские разведывательные корабли узнали об этом за несколько дней до прибытия врага. И каково же было удивление европейцев, когда днем они увидели вместо города пустую выжженную землю, непригодную для жизни. Они догнали корабли с русскими моряками и жителями уничтоженного города и загнали их в залив около Сахалина, рассчитывая, что те через какое-то время будут вынуждены снова выплыть в океан. Но русские военные уже на тот момент хорошо изучили территорию побережья и знали, что Сахалин – это не полуостров (как думали британцы), а остров. Поэтому они с легкостью сумели избежать боевых действий в открытом море, в котором наверняка бы проиграли (их оборонная мощь все еще была на невысоком уровне). Вместо этого они поплыли вверх по Амуру и за два с лишним месяца построили и укрепили новый город-порт Николаевск-на-Амуре.

Во второй половине 19 века центральный штаб Тихоокеанского флота перенесли в город Владивосток, однако и на этот момент он все еще не имел мощного боевого оснащения и не мог выполнять роль полноценного военного флота. Ситуация изменилась после прибытия на восток российской эскадры Средиземноморья.

В конце 19 века Российская империя взяла у китайцев в пользование порт сроком на 25 лет. Спустя 7 лет Япония решила вернуть некогда принадлежащий ей Порт-Артур и напала на флотилию России. Одним из первых их встретил бронепалубный крейсер «Варяг», который проиграл в неравном морском бою, получил множество пробоин и по решению капитана был затоплен. Русские моряки во время русско-японской войны проявили преданность родине и невероятный героизм, однако, к сожалению, большая их часть была уничтожена. Через год Япония подняла “Варяг”, починила, а затем включила корабль в штат японского флота под названием «Соя». Впоследствии Россия выкупила судно и оно снова возобновило службу на родных берегах.

Тихоокеанский флот (ТОФ) получил свое имя в начале 1935 года. Период ВОВ для флота в Тихом океане был неспокойным. Сторонники Германии – японцы, со дня на день планировали начать атаку на СССР. Так, в период с 1941 по 1944 Япония задержала 178 советских кораблей (включая торговые) и затопила 11 транспортников. В это же время командование отправило более 150 000 тихоокеанцев на фронт для борьбы с Германией. Они воевали на других флотах СССР и в центральной части страны – под Москвой и Сталинградом, в Крыму и Ленинграде – везде, где требовалась отвага и мужество морских офицеров и солдат. Летом 1945 года Тихоокеанский флот вступил в открытую войну с Японией. Все вооружение ТОФ находилось в состоянии полной боеготовности. Первыми в атаку вступила тихоокеанская авиация. Меньше месяца потребовалось для выполнения всех поставленных задач и уже в сентябре война официально завершилась.

После Второй Мировой Войны в 47-м году был поделен на 2 флота с управлением во Владивостоке и Советской Гавани. Спустя 6 лет ведомства снова соединили. I атомная подлодка поступила в распоряжение ТОФ в 1961-м. Отличительной особенностью было наличие крылатых ракет П-5 с возможностью их использования по наземным и морским целям. В советское время за флотом было закреплено огромное количество известных миноносцев и крейсеров, противолодочных кораблей и субмарин. Благодаря слаженной профессиональной работе тихоокеанцев в 1972 году был очищен от взрывоопасных предметов и затонувших кораблей порт в Бангладеш, в следующие годы с целью бесперебойного судоходства проводилась охрана Суэцкого и Персидского заливов. В феврале 1981 года произошло трагическое событие для ВМС СССР и КТОФ в особенности – в авиакатастрофе погиб практически весь состав руководства флота.

Современный Тихоокеанский флот

На сегодняшний день в составе флота находится более 300 кораблей различных типов. Командующий Тихоокеанским флотом адмирал Авакянц С. И. имеет в подчинении порядка 30 000 людей, проходящих военную службу. Базирование руководства находится в городе Владивосток.

Все корабли ВМФ разделяются на ранги в зависимости от их предназначения и технической составляющей. Боевые корабли представлены в количестве 77 суден, а именно:

  1. Ракетно-артиллерийские корабли – 23 единицы – необходимы для обезвреживания кораблей и субмарин неприятеля, десантирования на берег морской пехоты и их военной поддержки со стороны моря. Также могут сопровождать и защищать транспортные корабли. Представлены кораблями I, II и IV ранга с возможностью погрузки экипажа от 8 до 1200 человек в зависимости от конфигурации и ранга судна.
  2. Противолодочные корабли – 12 единиц – используются для уничтожения субмарин и воздушных целей. В наличии корабли I и III ранга, экипаж 293 и 90 человек соответственно.
  3. Десантные корабли – 9 единиц – занимаются перевозкой десантных сил и орудия, способны осуществлять высадку людей на неприспособленные для этого берега. В составе присутствуют большие корабли II ранга проектов 11 71 и 755.
  4. Минно-тральные корабли – 10 единиц – используются при установке минных ограждений, в наличии судна серии «Морской тральщик» проект 266МЭ III ранга.
  5. Ракетные подводные крейсера стратегического назначения – 5 единиц – вступают в сражение при необходимости уничтожения стратегически значимых вражеских военных целей. На службе числятся субмарины I ранга проектов 667БДР и 955 – вместимость до 130 человек, возможность автономного плаванья достигает 80 суток.
  6. Многоцелевые подводные лодки – 18 единиц – обеспечивают безопасное сопровождение субмарин стратегического назначения, занимаются разведкой территории противника. Оснащены баллистическими ракетами, которые возможно использовать против вражеских надводных кораблей, подлодок различных видов и прочих военных объектов неприятеля, расположенных на суше.

Флагман Тихоокеанского флота представлен крейсером «Варяг» – это универсальный корабль, был построен в 1980 году в Николаеве (Украинская ССР). Вошел в состав ТОФ в 1986 году, точная его копия под названием “Москва” является флагманом . Имеет скорость хода 32 узла, экипаж составляет 480 человек. На вооружении крейсера находится артиллерия, зенитная артиллерия, 82 вида ракетного вооружения, противолодочные и минно-торпедные орудия, а также вертолет Ка-27. Командирами «Варяга» с 1986 год по настоящее время были 13 капитанов первого и второго рангов, сегодня это гвардии капитан II ранга Ульяненко А.Ю.

Одной из последних разработок в современном военном кораблестроении РФ можно назвать атомную подводную лодку стратегического назначения «Александр Невский». Эта субмарина относится к атомоходам четвертого (последнего) поколения, она оснащена новейшими техническими разработками в сфере вооружения и готова в любой момент отразить атаку врага. Благодаря особой форме винта и специальному сплаву внешнего корпуса атомоход абсолютно бесшумный и незаметный даже для радаров. АПЛ состоит на службе в Тихоокеанском флоте с 2014 года. Экипаж судна составляет свыше 100 человек, предполагается возможность автономного плаванья в течение 30 лет, длина составляет 170 метров.

День Тихоокеанского флота

Каждый год 21 мая в нашей стране празднуют день Тихоокеанского флота России. Дата избрана не случайно, в этот день в 1731 году образован Охотский военный порт – первый боевой порт в Тихом океане. В знаменательный день во Владивостоке командующие поднимают Андреевский флаг и собственный флаг Тихоокеанского флота России, возлагают цветы к захоронениям. В начале 2017 года в городе появился памятник трагически погибшему в авиакатастрофе советскому командованию.

ВМФ Российской Федерации – неотъемлемый элемент ВС державы. Корабли обеспечивают безопасность границ, изучают и анализируют обстановку в мире и готовы в любой момент отразить нападение. Командование флотом и весь офицерский состав имеют хорошую военную подготовку. Большое количество учений и занятий дают возможность солдатам ВМФ быть в идеальной физической форме и иметь отличный боевой дух. Кораблестроительные заводы находятся уже в процессе разработки еще более усовершенствованных подводных и надводных кораблей. Остается надеяться, что военная мощь России будет способствовать равноценному диалогу с другими странами и сведет агрессию Запада к минимуму.

Указом об образовании флотилии на Охотском побережье императрица Анна Иоанновна де-факто закрепила за Россией огромные неосвоенные пространства Восточной Сибири. Казаки и русские путешественники вышли к Тихому океану в середине XVII века и превратили устье реки Охота в опорную базу.

До первой половины XIX века Охотск (современный Хабаровский край) был основным портом России на Дальнем Востоке.

Однако географическое положение создавало множество объективных трудностей в развитии флотилии. В 1799 году император Павел I приказал отправить в Охотск три фрегата и три малых корабля. Это были первые полноценные боевые корабли, появившиеся на российском берегу Тихого океана.

В 1849 году главной базой флотилии стал Петропавловск-на-Камчатке (сейчас — Петропавловск-Камчатский). В 1856 году Охотская флотилия была переименована в Сибирскую с базой в Николаевске-на-Амуре вблизи Сахалина. С 1871 года и до текущего момента штаб флотилии располагается во Владивостоке.

В конце XIX века, преследуя экономические интересы, Российская империя стремилась укрепить свои позиции в Китае и Корее с помощью усиления Сибирской флотилии. Санкт-Петербург вступил в соперничество с Британской империей и стремительно возвышавшейся Японией.

  • «Варяг» после боя, 9 февраля 1904
  • Wikimedia Commons

В 1898 году Николай II утвердил программу масштабного строительства десятков боевых кораблей и судов обеспечения. Однако неудачная Русско-японская война 1904—1905 годов похоронила первые плоды трудов судостроителей и нанесла огромный ущерб дальневосточным морским силам.

Приказ №1

В 1922 году в Советской России были созданы Морские силы Дальнего Востока (МСДВ) на основе Амурской флотилии и базировавшихся во Владивостоке кораблей. Ослабленное последствиями гражданской войны новое советское государство не имело ресурсов для того, чтобы развивать морскую группировку.

В 1926 году МСДВ подверглись расформированию. Но вскоре рост военного могущества Японии заставил Москву передумать. 18 сентября 1931 года Квантунская армия вошла в Китай и создала на восточных границах СССР марионеточное государство Манчжоу-Го.

В конце 1920-х годов Морские силы Дальнего Востока пребывали в плачевной ситуации. Практически весь флот состоял из судов, построенных в царские времена. В 1931 году советское правительство распорядилось заложить десятки небольших боевых кораблей на верфях в Ленинграде и Николаеве.

11 мая 1932 года МСДВ получили 12 торпедных катеров типа Ш-4, а в сентябре 1934 года — 12 подводных лодок типа «Щ» («Щука») V серии.

  • Подводная лодка «Щ-311»
  • Wikimedia Commons

28 апреля 1934 года в состав МСДВ вошли две субмарины типа «М» («Малютка»). В августе 1935 года Морские силы Дальнего Востока, переименованные к тому времени в Тихоокеанский флот, располагали 28 «Малютками».

Во второй половине 1930-х годов ТОФ были поставлены шесть сторожевых кораблей типа «Ураган» и 13 дизель-электрических подлодок типа «С» («Средняя»). К 1939 году Тихоокеанский флот насчитывал более 100 кораблей и субмарин. В тяжёлых финансовых условиях акцент был сделан на усилении ударной мощи подводного флота.

В послевоенное время руководство СССР изменило концепцию развития ТОФ. В годы противостояния с Западом костяк Тихоокеанского флота составляли крупные надводные корабли и атомные подводные лодки, вооружённые баллистическими ракетами с ядерными боеголовками.

Смена ориентиров

В 1990-е годы Тихоокеанский флот переживал период упадка из-за недостатка финансирования. В рамках сокращения Вооружённых сил были списаны авианесущие крейсера «Минск» и «Новороссийск», атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев», большие десантные корабли (БДК) проекта 1174 «Носорог»; противолодочные корабли (БПК) проекта 1134Б «Беркут», эсминцы проекта 956 «Сарыч», атомный разведывательный корабль «Урал».

  • Тяжелый авианесущий крейсер «Минск»
  • РИА Новости

Согласно общепринятой классификации, данные корабли относились к первому рангу (водоизмещением более 5000 тонн). Они обеспечивали прочное присутствие СССР на Тихом океане, а также в Южной Азии и на Ближнем Востоке. ТОФ понёс колоссальные потери, хотя они во многом имели вынужденный характер.

С распадом СССР поменялись задачи, которые стояли перед Вооружёнными силами. Москва больше не стремилась к паритету с США и не воспринимала американских союзников (Японию и Южную Корею) как угрозу. К тому же поддержание в боеспособном состоянии огромных боевых кораблей требовало значительных расходов.

В 2000-е годы запущенные в РФ масштабные программы модернизации Вооружённых сил практически не затронули ТОФ. Первостепенное внимание уделялось состоянию Западного военного округа и Северного флота — главного звена ядерных сил России на море.

Оборонительная стратегия

В последние годы внимание к Тихоокеанскому направлению стало возвращаться. Принятая в июле 2015 года новая редакция Морской доктрины закрепила круг задач ТОФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

Дислоцированные на Дальнем Востоке военно-морские силы должны прежде всего защищать экономические интересы РФ и охранять природные ресурсы региона. С этой целью Москва укрепляет береговую оборону региона.

До 2020 года планируется построить сотни объектов различного назначения на Курилах, которые являются воротами России в Тихий океан. В частности, военные городки появятся на островах Итуруп и Кунашир.

В ноябре 2016 года Россия разместила на Курильских островах противокорабельные комплексы «Бал» и «Бастион» и намерена перебросить ещё несколько дивизионов в 2017 году.

  • Береговой противокорабельный ракетный комплекс «Бал»
  • Wikimedia Commons

В течение 2017 года 18-ю пулемётно-артиллерийскую дивизию, которая охраняет архипелаг, сменит новое соединение. Помимо «Бала» и «Бастиона» дивизия на Курилах получит комплексы дистанционного наблюдения (беспилотники) «Элерон-3» и современную бронетехнику.

По мнению экспертов, в ближайшие годы на острове Матуа может появиться пятый пункт базирования Тихоокеанского флота. Этот остров, куда в июне Минобороны РФ отправит очередную экспедицию, расположен в середине Курильской гряды.

На Матуа будет возведена либо сухопутная часть, либо пункт базирования кораблей ближней морской зоны. Сейчас ТОФ пользуется инфраструктурой четырёх портов: во Владивостоке, в Фокино и в Большом Камне (Приморский край), а также в Вилючинске (Камчатка).

План модернизации

Главной проблемой ТОФ является износ крупных кораблей и деградация оборудования. С 2014 года надводные корабли и подлодки проходят процедуру ремонта и модернизации.

В январе 2017 года с Амурского судостроительного завода в порт Владивостока вернулась дизельная подводная лодка «Комсомольск-на-Амуре» проекта 877 «Палтус». До 2022 года ТОФ должен получить шесть улучшенных дизель-электрических субмарин проекта 636 «Варшавянка», который реализуется на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге.

Модернизация ожидает большой противолодочный корабль «Адмирал Трибуц» (проект 1155 «Фрегат»). По информации СМИ, судно оснастят пушками А-192 «Армат», ракетами «Калибр» и новейшим комплексом ПВО «Редут».

  • Большой противолодочный корабль «Адмирал Трибуц»
  • РИА Новости

Сейчас ремонт проходит противолодочный корабль «Маршал Шапошников» проекта 1155. В первой половине 2017 года ТОФ получит многоцелевой сторожевой корабль ближней морской зоны корвет «Совершенный» проекта 20380.

Из открытых данных по состоянию на конец апреля 2017 года следует, что в состав ТОФ входят 23 субмарины: десять атомных подлодок с баллистическими и крылатыми ракетами, восемь дизельных субмарин и пять многоцелевых атомных подлодок.

Количество надводных кораблей оценивается в 51 единицу. Флагман ТОФ — атомный ракетный крейсер «Варяг» проекта 1164 «Атлант».

Боевую мощь Тихоокеанского флота подкрепляют ещё один ракетный крейсер, четыре больших противолодочных корабля, четыре больших десантных корабля, три эсминца, десять тральщиков, восемь малых противолодочных кораблей, четыре малых ракетных корабля и 16 катеров.

Успехи и ожидания

Эксперты полагают, что нынешняя структура и состав Тихоокеанского флота позволяют выполнять все требования, прописанные в Морской доктрине.

«Сегодня ТОФ развивается по трём направлениям: охрана морских границ, береговая оборона и ядерное сдерживание. Однако в связи с сирийским конфликтом наши корабли стали проводить в океане больше времени, чем в период холодной войны. Выучка экипажа находится на очень высоком уровне», — отметил в беседе с RT старший научный сотрудник НИУ ВШЭ Василий Кашин.

При этом эксперт констатировал, что интенсивные дальние походы приводят к изнашиванию крейсеров и противолодочных кораблей. В связи с этим требуется плановая замена всех кораблей первого ранга, которые были построены в советский период.

«Но в ближайшие годы не произойдёт серьёзного обновления ТОФ, и на это есть объективные причины. Из-за разрыва отношений с Украиной возникли проблемы с газотурбинными двигателями для ВМФ. Но вопрос с локализацией их производства в РФ скоро будет решён», — пояснил Кашин.

Приморский военный эксперт, писатель Алексей Суконкин настроен более оптимистично. По его словам, в настоящее время происходит модернизация стоящих на службе кораблей и подлодок. В то же время ТОФ готовится к поступлению новых кораблей и субмарин.

«ТОФ будет передано не менее четырёх корветов проекта 20380. Сегодня на ходу три больших противолодочных корабля, эсминец «Быстрый» и ракетный крейсер «Варяг», способный уничтожить авианосец. На Камчатке в боевой состав вошли два новых атомных подводных ракетных крейсера стратегического назначения», — рассказал RT Суконкин.

  • Гвардейский ракетный крейсер «Варяг»
  • РИА Новости

Эксперт уверен, что подготовка военнослужащих ТОФ «сейчас такая, какой не было даже в советское время». Высокий уровень боевой подготовки был достигнут благодаря интенсивным учениям и постоянному присутствию флота в стратегически важных регионах Мирового океана.

«Кроме того, идёт пополнение морской авиации. В планах — создание трёх соединений морской пехоты — одного большого и двух маленьких. 72-я и 520-я береговые ракетные бригады будут полностью оснащены новыми противокорабельными комплексами, что позволит исключить возможность десантной операции противника на Курилах, Сахалине или в Приморье», — добавил Суконкин.

Варяг (до 19 июня 1990 года - «Рига»), тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.6

6 декабря 1985 года заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве
(заводской № 106), спущен на воду 25 ноября 1988 года.

В 1992 году при 67 % технической готовности строительство было приостановлено, корабль законсервирован.
В 1993 году по договору между Украиной и Россией «Варяг» отошёл Украине.

В апреле 1998 продан компании Chong Lot Travel Agency Ltd за $20 млн.
- при стоимости готового порядка 5-6 миллиардов долларов.
С 2008 года - переименован в «Shi Lang»


Основная информация

Тип: Авианесущий крейсер
Государство флага: Флаг Китая Китай
Порт приписки: Далянь
Строительство начато: 6 декабря 1985
Спущен на воду: 25 ноября 1988
Введён в эксплуатацию: не достроен
Современный статус: продан

Киев - тяжёлый авианесущий крейсер Северного флота Военно-Морского Флота СССР (ВМФ СССР).

Строился с 1970 по 1975 год в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе.
В 1993 году в связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, значительной выработки ресурса вооружения, механизмов и оборудования, выведен из боевого состава флота, после - разоружён и продан правительству КНР. В начале 1994 года его отбуксировали в Циньхуандао, где переоборудовали под музей.
В сентябре 2003 года «Киев» отбуксировали в Тяньцзинь.

Основная информация
Тип: ТАКР

Верфь: Черноморский судостроительный завод в Николаеве (СССР, ныне Украина)
Строительство начато: 21 июля 1970
Спущен на воду: 26 декабря 1972
Введён в эксплуатацию: 28 декабря 1975
Выведен из состава флота: 30 июня 1993
Современный статус: Продан китайской компании в парк развлечений.

Минск - тяжёлый авианосный крейсер Черноморского флота ВМФ СССР, а позже - ВМФ России.

«Минск» был спущен на воду 30 сентября 1975 года.
Вступил в строй в 1978 году.
В ноябре 1978 года бы включён в состав Тихоокеанского флота.

В 1993 году было принято решение о разоружении «Минска», его исключении из состава ВМФ России с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. В августе 1994 года после торжественного спуска Военно-морского флага он был расформирован.

В конце 1995 года «Минск» был отбуксирован в Южную Корею для разделки его корпуса на металл. После авианосец был перепродан китайской компании Shenzhen Minsk Aircraft Carrier Industry Co Ltd. В 2006 году, когда компания обанкротилась, «Минск» стал частью военного парка Minsk World в Шэньчжэне. 22 марта 2006 года авианосец был выставлен на аукцион, однако покупателей не нашлось. 31 мая 2006 года авианосец снова был выставлен на аукцион и был продан за 128 миллионов юаней.

Основная информация
Тип: ТАКР.
Государство флага: Флаг СССР СССР.
Верфь: Черноморский судостроительный завод.
Спущен на воду: 30 сентября 1975.
Выведен из состава флота: 30 июня 1993.
Современный статус: Продан на развлекательный центр.

Новороссийск - авианосец Черноморского и Тихоокеанского флотов Военно-Морского Флота СССР (ВМФ СССР) в 1978-1991 гг.

Впервые в СССР авианосец был рассчитан на размещение десанта на борту, прием тяжелых транспортных вертолетов и базирование истребителей Як-38П.

Строился с 1975 по 1978 год в верфи в Николаеве (Черноморский судостроительный завод, директор Ганькевич). Изменения, вносимые в проект во время постройки, задержали срок сдачи в эксплуатацию до 1982 г. С 1978 г. спущен на воду и достраивался в плавучем состоянии.

15 августа 1982 г. на корабле был торжественно поднят Военно-морской флаг СССР, а 24 ноября он был включен в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота.

Основная информация
Тип: авианосец
Государство флага: Флаг СССР СССР
Спущен на воду: 26 декабря 1978
Выведен из состава флота: 1991
Современный статус: продан Южной Корее

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков»

(до 4 октября 1990 года назывался «Баку», затем переименован в «Адмирал флота Советского Союза Горшков», но в последнее время в официальных документах именуется в упрощенном виде «Адмирал Горшков») - советский и российский тяжёлый авианесущий крейсер, единственный корабль проекта 1143.4, продан Индии 20 января 2004 года. 5 марта 2004 года крейсер исключен из боевого состава ВМФ РФ, действующее наименование аннулировано, торжественно спущен Андреевский флаг. В настоящее время корабль после полной перестройки введен в состав ВМС Индии в качестве авианосца «Викрамадитья» и находится на достройке на плаву, у одного из причалов Северного машиностроительного предприятия.

Основная информация
Тип: Тяжёлый авианесущий крейсер пр. 1143.4
Государство флага: Флаг России Россия
Спущен на воду: 1987
Выведен из состава флота: 2004
Современный статус: продан Индии 20 января 2004

«Ульяновск» (заказ С-107) - советский тяжёлый атомный авианосец водоизмещением 75 000 т, Проект 1143.7.

Заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 25 ноября 1988 года, строительство прекращено в 1991 году. К концу 1991 года была сформирована большая часть корпуса атомного авианосца, однако после прекращения финансирования готовый почти на треть корабль был разрезан на стапеле. Пошёл в переплавку и металл, предназначенный для второго корабля этого типа.

«Ульяновску», который должен был стать флагманом ВМФ, предполагалось иметь авиагруппу, включающую до 70 аппаратов, таких как вертолёты и самолёты Су-27К, Су-25, Як-141 и Як-44. Корабль оснащался двумя катапультами, трамплином и аэрофинишёром. Для хранения ЛА под палубой имелся ангар размером 175×32×7,9 м. На полётную палубу они поднимались при помощи 3 подъёмников грузоподъёмностью по 50 т (2 по правому борту и 1 по левому). В кормовой части размещалась оптическая система посадки «Луна».

Предполагалось построить 4 корабля. 4 октября 1988 года головной «Ульяновск» (заводской № 107) был включён в списки кораблей ВМФ и 25 ноября заложен на Черноморском судостроительном заводе № 444 в Николаеве. Вступление в строй планировалось на декабрь 1995 года.

Основная информация
Тип: Тяжёлый авианесущий крейсер
Государство флага: Союз Советских Социалистических Республик СССР
Порт приписки: Севастополь
Современный статус: утилизирован

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

Он же «Советский союз» (проект),
он же «Рига» (закладка),
он же «Леонид Брежнев» (спуск на воду),
он же «Тбилиси» (испытания))
- тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5, единственный в составе ВМФ России в своём классе (по состоянию на 2009 год). Предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак вероятного противника.

Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза. Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе.

На авианесущем крейсере во время походов базируются самолёты Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования - Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования - Североморск-1).

5 декабря 2007 года «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» возглавил отряд боевых кораблей, отправившихся в поход в Атлантический океан и Средиземное море.

Таким образом, ВМФ России возобновил своё присутствие в мировом океане.

Большие противолодочные корабли типа «Комсомолец Украины» (проект 61, код NATO - Kashin).

На 2009 год в составе Черноморского флота ВМФ Российской Федерации находится лишь один (СКР «Сметливый») из 20 кораблей проекта, вошедших в состав ВМФ СССР в период с 1962 по 1973 года. Остальные 19 кораблей в настоящее время списаны и разобраны на металл.

№ Название Верфь Заложен Спущен В строю Списан Флот
1. Комсомолец Украины Николаев 15.09.1959 31.12.1960 31.12.1962 24.06.1991 Ч
2. Сообразительный Николаев 20.07.1960 04.11.1961 26.12.1963 03.07.1992 Ч,С
3. Проворный Николаев 10.02.1961 21.04.1962 25.12.1964 21.08.1990 Ч
4. Огневой Ленинград 05.05.1962 31.05.1963 31.12.1964 25.04.1989 Б,С
5. Образцовый Ленинград 29.07.1963 23.02.1964 29.09.1965 30.06.1993 Б
6. Одарённый Ленинград 22.01.1963 11.09.1964 30.12.1965 19.04.1990 С,Т
7. Отважный Николаев 10.08.1963 17.10.1964 31.12.1965 12.11.1974† Ч
8. Славный Ленинград 26.07.1964 24.04.1965 30.09.1966 24.06.1991 Б
9. Стройный Николаев 20.03.1964 28.07.1965 15.12.1966 12.04.1990 С
10. Стерегущий Ленинград 26.07.1964 20.02.1966 21.12.1966 30.06.1993 Т
11. Красный Кавказ Николаев 25.11.1964 09.02.1966 25.09.1967 01.05.1998 Ч
12. Решительный Николаев 25.06.1965 30.06.1966 30.12.1967 01.11.1989 Ч
13. Смышлёный Николаев 15.08.1965 22.10.1966 27.09.1968 22.02.1993 С
14. Строгий Николаев 22.02.1966 29.04.1967 24.12.1968 30.06.1993 Т
15. Сметливый Николаев 15.07.1966 26.08.1967 25.09.1969 - Ч
16. Смелый Николаев 15.11.1966 06.02.1968 27.12.1969 05.03.1988 Ч,Б
17. Красный Крым Николаев 23.02.1968 28.02.1969 15.10.1970 24.06.1993 Ч
18. Способный Николаев 10.03.1969 11.04.1970 25.09.1971 06.01.1993 Т
19. Скорый Николаев 20.04.1970 26.02.1971 23.09.1972 22.11.1997 Ч
20. Сдержанный Николаев 10.03.1971 25.02.1972 30.12.1973 29.05.1991 Ч
21. DD51 Rajput (Надёжный) Николаев 11.09.1976 17.09.1977 30.11.1979 04.05.1980 Индия
22. DD52 Rana (Губительный) Николаев 29.11.1976 27.09.1978 30.09.1981 10.02.1982 Индия
23. DD53 Ranjit (Ловкий) Николаев 29.06.1977 16.06.1979 20.07.1983 24.11.1983 Индия
24. DD54 Ranvir (Твёрдый) Николаев 24.10.1981 12.03.1983 30.12.1985 28.10.1986 Индия
25. DD55 Ranjivay (Толковый) Николаев 19.03.1982 01.02.1986 01.02.1986 15.01.1988 Индия

Противолодочные крейсера-вертолётоносцы.

Москва - продан Индии, разрезан на металлолом.

Ленинград - увели на буксире в Индию, где разделали на металл.

Крейсера проекта 1164

«Москва» - (бывшее название - «Слава») является флагманом Черноморского флота

«Маршал Устинов» - входит в состав Северного флота.

«Варяг» - флагман Тихоокеанского флота.

«Украина» (бывший «Адмирал Флота Лобов»)

В 1993 году вошёл в состав ВМС Украины, решение о его достройке было принято в 1998 году, но ввести его в строй Украина не может, и потому крейсер стоит у пирса, рассматриваются варианты продажи крейсера.

Итого:
-Из СЕМИ тяжелых авианесущих крейсеров готов к защите России ОДИН.
Пять ПРОДАНЫ.
Один утилизирован.

Из двух Противолодочных крейсеров-вертолётоносцев
ПРОДАНЫ ДВА.

Из 20 БПК (проект 61)
19 кораблей списаны и разобраны на металл.

Из четырех ракетных крейсеров проекта 1164
3 действующие.
1 на предпродажной стадии.

P.p.s.:
ПОСТРОЕННЫЕ и строящиеся корабли и подлодки ВМФ России:
за последние годы:
Пр. 20380 «Стерегущий» Россия, 2008 г. Корвет--- 2 построены +2 строятся
Пр. 22460 «Рубин» Россия 2009 г. ПСКР --- 1 построен
Пр. 22350 «Адмирал Горшков» Россия 2011 г. Фрегат --- 2 строится (не путать с одноименным авианосцем "А. Горшков"!))
Пр. 21630 «Буян» Россия 2007 г. МАК (малый артиллерийский корабль) --- 1 построен в 2006 г. +2 строятся
Пр. 20370 Россия, 2001 г. Катер Связи --- 4 построены
Пр. 20180 «Звёздочка» Россия, 2007 г. ПТС --- 1 в 2007 г. +1 строится В серии ожидается 5-6 шт. минимум
Пр. 20120 Россия, 2008 г. Экспериментальная ДЭПЛ 1 построена СФ - Б-90 «Саров»
Пр. 18280 Россия, 2004 г. Корабль Связи 1 построен «Адмирал Ю. Иванов»,+1 в постройке. ССВ, то есть разведчик
Пр. 11711 «Иван Грен» Россия, 2012 г. БДК(большой десантный корабль) 1 строится +5 в перспективе БалтФ
Пр. 16810 Россия, 2007 г. Глубоководный аппарат 2 построены "Русь" и "Консул"
Пр. 14230 «Сокжой» Россия, 2002 г. ПК 2 построены
Пр. 1244,1 «Гром» Россия, 2009 г. СКР 1 в 2009 г. ныне "Бородино", учебный корабль
Пр. 1431 «Мираж» Россия, 2001 г. ПК 3 БФ – 2, КФ – 1.
Пр. 1166,1 «Гепард» Россия, 2001 г. МПК 2 построены "Татарстан" и "Дагестан" Серия - 10.
Пр. 1244,1 «Гром» Россия, 2011 г. Фрегат 1 к 2011 г.
Пр. 266,8 «Агат» Россия, 2007 г. МТ 1 построен БФ (=пр.02268 "Адм. Захарьин" сдан на ЧФ)
Пр. 10410/2 «Светляк» СССР, 1987 г. ПК, всего построено около тридцати, из них с начала 2000-х примерно десять штук. 1 строится.
Пр. 955/А «Борей»/«Касатка» Россия, 2007 г. РПКСН 1 построен + 3 строятся, готовится к закладке 1
Пр. 885 «Ясень» Россия, 2010 г. ПЛАРК 1 уже почти построена. 1 строится. Планируется к закладке еще 1 в течении года.
Пр. 677 «Лада» Россия, 2010 г. ДПЛТ 1 построена. 3 строятся.
Пр. 10830 «Калитка» Россия, 2003 г. АГС 1 построен

ПЛАНИРУЮТСЯ К ПОСТРОЙКЕ:
Пр. 677 «Лада» Россия, 2010 г. ДПЛТ 3 строятся 4 к 2015 г. Планируется постройка 20-25 пока.
Пр. 955/А «Борей»/«Касатка» Россия, 2007 г. РПКСН 1 + 3 заложены Планируется постройка от 5 до 8
Пр. 885 «Ясень» Россия, 2010 г. ПЛАРК 1 строится, 1 заложена Планируется постройка минимум 10
Пр. 20180 «Звёздочка» Россия, 2007 г. ПТС 1 в 2007 г. +1 строится 6 в перспективе
20380 «Пр. Стерегущий» Россия, 2008 г. Планируется постройка 20
Пр. 21630 «Буян» Россия, 2007 г. МАК 1 в 2006 г. +2 строятся КФ
Планируется постройка от 5 до 7-15 до 2020 г.
Пр. 22350 «Адмирал Горшков» Россия, 2011 г. Фрегат 1 строится + 1 заложен Планируется постройка 20

Ссылки в дополнение:
1) Атомная подводная лодка "проекта 210" "Лошарик"построена в 2003 году
http://www.newsru.ru/russia/12aug2003/losharik.html
2) В 2008 году на вооружение Каспийской флотилии (КФ) России поступили два малых десантных катера «Серна» и 1 на ЧФ (план - 30 штук) Всего построено 7 штук, один в постройке.
http://prospekta.net.ru/np11770.html
3) Сторожевой корабль нового поколения для Пограничной службы спущен на воду
http://www.itar-tasskuban.ru/news.php?news=2302
всего заказ для ПВ - 20 кораблей этого типа, в ноябре 2009 сдан сторожевой корабль-ледокол для ПВ, водоизмещением 1000 т.
плюс для ПВ ещё заказ 30 катеров ПСКА пр.12200 "Соболь" и 20 катеров пр.12150 "Мангуст", плюс новые патрульные катера "Спрут" и пограничные сторожевые корабли "Мираж"(не путать с ракетным катером "Мираж")
4) Программа восстановления тяжелых ракетных крейсеров типа "Киров" (проект 1144 и его модификации).
Сейчас в составе ВМФ РФ находится один атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Обсуждается возможность восстановления и модернизации атомного крейсера «Адмирал Нахимов», а также «Адмирал Лазарев».По словам Владимира Поповкина, Минобороны считает целесообразным нахождение в составе ВМФ до трех таких кораблей: один из них будет на Тихоокеанском флоте и два – на Северном.
http://www.oborona.ru/1001/1010/index.shtml?id=4213

Дополнение к списку.
Для ВМФ РОССИИ ещё строятся:
*Базовый тральщик проекта 12700 "Александрит" . В настоящее время строится два корабля этого проекта.Прим.- тральщики-искатели мин, а не обычные МТ
* Малый десантный корабль на воздушной каверне проекта 21820 "Дюгонь".
В настоящее время строится один корабль этого проекта, анонсирован заказ до десяти "Дюгоней".
*Судно связи проекта 18280 . В настоящее время строится одно судно этого проекта, анонсирован заказ в общей сложности двух судов проекта 18280.
*Спасательное судно проекта 21300С.В настоящее время строится одно судно данного типа, анонсирован заказ в общей сложности четырех судов проекта 21300С.
*Спасательное судно "Игорь Белоусов"
Строится ОАО "Адмиралтейские верфи". Заложено 24 декабря 2005 года. Сдача флоту анонсирована на 2011 год.
*Морской транспорт вооружения проекта 21130 "Дискант". В настоящее время строится один корабль этого проекта. Заложен в 2008-м сдача в 2011.
*Морской транспорт вооружения (поисково-транспортное судно) проекта 20180. В настоящее время строится один корабль этого проекта.
*Крановое судно-погрузчик проекта 20360 "Дубняк" . В настоящее время строится одно судно этого проекта, анонсирован заказ двух "Дубняков".
*Опытовое судно проекта 11982 . В настоящее время строится одно судно."селигер" Заложено 8 июля 2009 года. Сдача флоту анонсирована на 2011 год.
*Морской спасательный буксир проекта 22030 . В настоящее время строится одно судно этого проекта, анонсирован заказ трех таких буксиров. Сдача первого - 2011 год.
*Морской спасательный буксир проекта 745МБ "Морж" . настоящее время строится два корабля этого проекта (в модификации 745МБ), анонсирован заказ в общей сложности четырех "Моржей".
*Малое гидрографическое судно проекта 19910 .Головное судно ("Вайгач") вошло в состав флота в 2008 году. В настоящее время строится одно судно этого типа, анонсирован заказ в общей сложности четырех судов проекта 19910.
*Большой гидрографический катер проекта 19920 (19920Б) . Головной катер этого проекта БГК-2090 вошел в состав флота в 2008 году. В настоящее время строится один катер данного типа.
*Рейдовый буксир проекта 90600. С 2003 года построено 18 буксиров проекта 90600 (в том числе один для ВМФ РФ). В настоящее время строится 2 судна этого проекта, анонсирован заказ ВМФ РФ в общей сложности пяти буксиров.
* Кроме этого заказаны:

ОАО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь"" (г. Калининград) Океанографическое судно проекта 22010 2013 год
ОАО "Восточная верфь" (г. Владивосток) Десантный катер 2011 год
ОАО "Окская судоверфь" (г. Навашино, Нижегородская обл.) Крановое судно-погрузчик проекта 20360 2010 год
ОАО "Хабаровский судостроительный завод" Два морских спасательных буксира проекта 22030 2011 год
ОАО "Зеленодольский завод им. А. М. Горького" (г. Зеленодольск, Татарстан) Два морских спасательных буксира проекта 745МБ 2010 и 2011 годы
Астраханский судоремонтный завод Рейдовый буксир проекта 705Б 2011 год
ОАО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла"" Два рейдовых буксира проекта 90600 2010 и 2011 годы
ОАО "Сокольская судоверфь" (п. Сокольское, Нижегородская обл.) Рейдовый катер проекта 1388НЗ 2010 год
ОАО "Судостроительный завод им. Октябрьской революции" (г. Благовещенск, Амурская обл.) Две самоходные баржи 2009 и 2010 годы
35-й судоремонтный завод (г. Мурманск) Катер проекта 1394 2010 год.

"/>