Римские арки. Триумфальная арка Константина — в честь победы в гражданской войне

Рим является настолько древним городом, что в нем на каждом шагу встречаются какие-либо исторические и культурные памятники. Любой шедевр является напоминанием о каком-либо важном событии из многовековой летописи итальянской столицы. Здесь можно увидеть много арок, поставленных в честь доблестных полководцев-победителей , вернувшихся домой после долгой и тяжелой войны.

Общая информация

Один из таких уникальнейших памятников зодчества, относящихся к периоду расцвета Римской империи, находится неподалеку от знаменитого Колизея. Это Триумфальная арка Константина. Рим (Италия) всегда встречал своих победителей очень торжественно. В честь триумфатора возводилось специальное каменное сооружение, в котором увековечивался его подвиг. Мужественный воин гордо заезжал в город через построенную арку, где его с огромными почестями встречали местные жители. Однако есть исключения. Вовсе не на момент победоносного возвращения этого итальянского императора была возведена Триумфальная арка Константина в Риме.

История появления памятника

Единственное сооружение в итальянской столице, возведенное уже после победы полководца в гражданской войне, имеет совсем другую предысторию. Дело в том, что Константин, будучи дерзким и честолюбивым юношей, всегда мечтал стать императором. Ради достижения поставленной цели он был готов на все. Отец его был полководцем. Перед смертью он передал сыну собственные полномочия, а воины заранее провозгласили Константина императором. Римом в то время правил жестокий и деспотичный Максенций. Мечтавший взойти на трон доблестный Константин отправился со своей армией через Альпы на врага. Понимая, что силы Максенция ощутимо превышают число его воинов, будущий император подолгу молился в надежде получить какой-либо знак свыше.

И чудо произошло: на небе появился крест из лучей солнца, а ночью к нему во сне пришел Христос и призвал пойти войной на язычника Максенция, чтобы восстановить христианство в Римской империи. Окрыленный Константин выступил и победил армию жестокого тирана. Уже в 312-м году голову Максенция привезли в Рим, чтобы жители увидели поверженного деспота. Став победителем, Константин сел на долгожданный трон. И только спустя два года было начато строительство сооружения в память об этом событии.

Описание

Триумфальная арка Константина выстроена непосредственно рядом с Колизеем. Она, пожалуй, является самой красивой из всех трех античных аналогов, сохранившихся до наших дней в современном Риме. Это величественный монумент, установленный на дороге, по которой все римские императоры торжественно входили в столицу после каких-либо торжественных событий. Подробная надпись, сделанная на аттике, сообщает о победе императора над Максенцием и о том, что Триумфальная арка Константина в Риме была построена сенатом и народом.

Те, кому повезло увидеть ее своими глазами, бывают потрясены размерами сооружения. Ее высота составляет 21 метр, ширина - 26 метров при глубине пролета более 700 сантиметров.

Триумфальная арка императора Константина - самая поздняя из всех трех аналогичных сооружений, считается одновременно и самой крупной в античном квартале Рима. Она отличается также использованными элементами декора, а также рифлеными коринфскими колоннами.

Строительство

Возведение монумента было завершено в июле 315-го года. Заказчиком строительства выступал Сенат. Предположительно, изначально это строение венчала квадрига, которая исчезла после вторжения в Рим вестготов Алариха в 410-м году.

Во времена средневековья Триумфальная арка Константина, как и соседний Колизей, была интегрирована в систему укреплений города. И только в начале XIX столетия этот величественный монумент привели в его нынешнее состояние.

Внешний вид

Триумфальная арка Константина имеет четыре колонны, которые украшают ее фронтоны. На их цоколях сделаны рельефы богини победы Виктории, а также плененных варваров. По углам изображены фигурки божеств, олицетворяющих все времена года, а также нескольких речных духов. На рельефе, расположенном над малыми пролетами, показана вся история военного похода императора, его победа и захват власти.

Триумфальная арка Константина отлично видна из Колизея. С каждой стороны монумента находится восемь парно расположенных медальонов, относящихся к эпохе римского императора Адриана. На них можно увидеть сцены охоты и жертвоприношения. Главной фигурой на четырех медальонах является голова Константина, а на остальных - его отца Констанция I. Рельефы главного пролета принадлежат базилике Ульпия из форума Траяна.

Статуи, которые венчают колонны, изображают даков, напоминая о походе Траяна на них. Между ними попарно располагаются прямоугольные рельефы, на которых показаны сцены из Маркоманской войны императора Марка Аврелия. Триумфальная арка Константина завершается надписью-посвящением.

Современные исследователи дискутируют по поводу того, чем конкретно было вызвано использование в арке элементов из более древних строений: финансовыми трудностями во время возведения монумента и, как следствие, экономией, а может быть, авторы этого памятника таким образом захотели возвеличить своего императора в традициях ранней историографии. Одни предполагают, что еще во времена Адриана на этом месте стояла арка-предшественник, которую позже лишь дополнили аттиком и заново облицевали.

Триумфальная арка Константина, по мнению ученых, является настоящим «музеем» древнеримского искусства, расположенным под открытым небом. При ближайшем изучении этого древнего монумента специалисты легко могут проследить этапы стилистического развития римского скульптурного искусства. Триумфальная арка Константина - это самый последний римский античный памятник с великолепными рельефами самых разных стилей, который был создан незадолго до становления христианства как государственной религии. Для архитектурного искусства этот монумент имеет неоценимое значение. Вход в него для туристов свободный: арка для посещения открыта каждый день и круглосуточно.

Арка Константина – это самая большая из сохранившихся римских триумфальных арок. Она дошла до нас практически в первоначальном состоянии за исключением металлических частей, в частности, четырёхметровой квадриги на вершине. История арки, а также деяния императора Константина в Риме и за его пределами продолжают вызывать споры по сей день.

Кроме арок, вдоль или вблизи пути триумфального шествия в честь победы строили храмы, святилища, гражданские здания.

Для того чтобы понять, с какой целью римляне строили триумфальные арки, нужно понять, что представляла собой триумфальная процессия.

Северный фасад арки

Триумфальные процессии в Риме

Триумф был ритуальной церемониальной процессией, которой сенат награждал римских военачальников. Это была традиция, которая сформировалась в IV веке до н.э. для демонстрации силы и прославления императора.

Первоначально триумф представлял собой процессию, несущую сломанное оружие побеждённого противника. Согласно римскому историку Луцию Аннею Флору (ок. 70 – 140 г.), до победы Мания Курия Дентата над царём Эпира Пирром в 275 году до н.э. триумфальные шествия были не столь зрелищными: «до того времени, единственной добычей, которую можно было увидеть, был скот волциниан, стада сабинян, повозки галлов и сломанное оружие самнитов» (Флор, 1.13.26). После победы над Пирром в триумфальных процессиях можно было увидеть «молосцев, салоникийцев, македонян, бруттиев, апулийцев и луканов… статуи из золота и очаровательные тарентийские расписные панели» (Флор, 1.13.27). Чем больше Рим завоёвывал земель, тем больше денег, металлов, драгоценностей, оружия, статуй, картин, редких деревьев, животных и пленников его генералы («триумфаторы») привозили в город.

Согласно историку Титу Ливию, для римлянина не существовало награды почётнее триумфа. Для того чтобы военачальника наградили триумфом, он должен был соответствовать всем критериям :

— занимать определённую должность (диктатора, консула, проконсула, претора или пропретора);
— разбить иностранного противника равного статуса, убив не менее 5000 человек (восставшие рабы, например, не считались «равным противником»);
— быть провозглашённым своими солдатами императором;
— вернуть армию домой (т.е. завершить войну до конца);
— получить от сената одобрение на проведение триумфального шествия.

Из-за высоких требований, триумф был очень редкой и престижной наградой . До Пунических войн (264 – 146 гг. до н.э.) в год редко проходило больше одного триумфа. Во время расширения империи триумфы проводились чаще, например, с 200 по 170 г. до н.э. прошло 35 триумфальных шествий.

Приблизительный путь триумфальной процессии в Риме

Триумфатору позволялось распределять захваченную добычу между государством, армией, генералами и собой по своему усмотрению. Из своей доли каждый полководец в первую очередь часть захваченного жертвовал Юпитеру Оптиму Максиму, поскольку, отправляющийся на войну, обычно обещал ему это в обмен на поддержку. Далее из своей же части добычи триумфатор мог организовать специальные игры.

Ритуальная природа триумфальной процессии предполагала, что порядок шествия в ней был строго определён (по крайней мере, в Республиканский период). Во главе каждой процессии ехали сенаторы и другие высокопоставленные римляне, далее шли музыканты, потом везли добычу, вели животных, предназначенных для принесения в жертву на алтаре Юпитера Оптима Максима. Пленников вели перед армией, которую возглавлял триумфатор . Если в войне был захвачен кто-либо из семьи правителя покорённого народа, то его вели прямо перед триумфатором, ехавшим на квадриге. Позади него стоял раб, который должен был держать над его головой лавровый венок и в течение всего шествия шептать «respice post te! Hominem te memento!» («смотри назад! Помни, что ты человек!»).

Триумфальные процессии никогда не шли по одному и тому же пути , поскольку, во-первых, город постоянно перестраивался, а во-вторых, каждый военачальник посещал алтари и храмы, связанные с историей своей семьи.

Южный фасад арки

История арки и вопросы

После того, как Константин завершил гражданскую войну и со своей армией отправился в Рим, римский Сенат распорядился начать строить в честь него триумфальную арку. Как на ней и написано, она была посвящена одновременно десятилетию императорского правления Константина и его победе над правившим тогда императором Максенцием в битве у Мульвийского моста , которая произошла 28 312 года. Официальное открытие этой триумфальной арки состоялось 25 315 года. В этом же году в Риме состоялись Деценналии – спортивные игры, которые проводили в честь богов один раз в десять лет правления императора.

Арка насчитывает 25,7 метра в ширину, 21 метр в высоту и 7,4 метра в глубину. Она была построена из использованного проконессийского мрамора (современный турецкий остров Мармара).

Поскольку арка состоит из деталей разных периодов , история её строительства вызывает множество споров. Многие учёные считают, что это была триумфальная арка Адриана, которую частично перестроили при Константине.

Другие придерживаются мнения, что арку построили, или, по крайней мере, начали строить, при Максенции (306 – 312). Этот император отличался тем, что, в отличие от своих предшественников, сконцентрировал внимание не на охране границ, а на восстановлении города, за что даже заслужил эпитет «conservator urbis suae» («хранитель своего города»). Константина же, помимо всего прочего, воспринимали как человека, который сверг одного из самых больших благодетелей Рима, из-за чего ему пришлось издать указ о «проклятии памяти» («damnatio memoriae») Максенция, и стереть его имя со всех памятников. Поэтому существует вероятность того, что изначально это была триумфальная арка не Константина, а побеждённого им Максенция.

В Средние века арка Константина была превращена в укрепление для одной из богатых римских семей (такая же участь постигла, например, и ). Первые реставрационные работы прошли здесь в XVIII веке, а последние археологические раскопки – в конце 1990-х. Во время летней Олимпиады 1960 года арка Константина служила финишной чертой в соревнованиях по бегу.

Вид на арку Константина со второго уровня Колизея

Выбор места для арки Константина

Триумфальные арки в Риме стояли обычно вдоль пути триумфальной процессии. Перед архитекторами Константина стояла непростая задача : им нужно было поставить арку в том месте, где дорога (названная в наше время «Триумфальная дорога») заходила на площадь Флавия, и при этом из-за асимметрии им нужно было выбирать между ориентацией арки по дороге или по площади. Сложности добавляло то, что на пересечении уже стоял фонтан Мета Суданс, который не имел отношения к военным победам и своим видом мог разрушить символическое наполнение будущей арки. Архитекторы нашли необычайно изящное решение всех этих топографических проблем. Они выбрали место не на самой дороге, а несколько к северу, из-за чего арка оказывалась на площади. Благодаря этому они избавились от необходимости размещать центральный пролёт арки над дорогой и сдвинули его на два метра к востоку. Это не было сильно заметно современникам, но из-за такого сдвига архитекторы смогли добиться того, что высокий конус фонтана Мета Суданс практически полностью скрывался за второй опорой арки. Кроме того, благодаря этому сдвигу через центральный пролёт стала видна гигантская бронзовая статуя бога Солнца («Колосс», по которому и получил второе название театр Флавия), которая находилась от неё в 108 метрах. Создание ассоциации между богом Солнца («Непобедимым солнцем» или Sol Invictus) и императором было необходимо в период гражданских войн и усиления восточных провинций.

Арка Константина и круглое основание фонтана Мета Суданс

Описание арки

Северный фасад (со стороны Колизея)

Северный фасад арки посвящён мирной деятельности императора Константина.

На широкой верхней части арки над каждой колонной стоит по скульптуре дака , создание которых относится к периоду правления императора Траяна (98 – 117). Даки стоят на квадратных пьедесталах из серого каристийского мрамора с греческого острова Эвбея.

Над центральной частью расположена надпись , идентичная с обоих фасадов. Она гласит:

IMP · CAES · FL · CONSTANTINO · MAXIMO
P · F · AVGUSTO · S · P · Q · R
QVOD · INSTINCTV · DIVINITATIS · MENTIS
MAGNITVDINE · CVM · EXERCITV · SVO
· TAM · DE · TYRANNO · QVAM · DE · OMNI · EIVS
FACTIONE · VNO · TEMPORE · IVSTIS
REMPVBLICAM · VLTVS · EST · ARMIS
ARCVM · TRIVMPHIS · INSIGNEM · DICAVIT

«Императору Цезарю Флавию Константину, великому, добродетельному и благословенному Августу: за то, что он, вдохновлённый высшей силой и своим великим умом, своей армией и силой оружия освободил государство от тирана и от всех его последователей, Сенат и народ Рима посвятил ему эту триумфальную арку».

Надпись на южной стороне арки

Первоначально эта надпись была сделана бронзовыми буквами , но к настоящему времени сохранились лишь хорошо читаемые лакуны.

Наибольшее количество споров в этой надписи вызывает выражение «INSTINCTV · DIVINITATIS», т.е. «вдохновлённый высшей силой /божеством». Его принято считать символом начала смены религиозных предпочтений императора Константина. Раннехристианские писатели Лактанций и Евсевий Кесарийский ссылались на историю о том, что перед битвой у Мульвийского моста 28 октября 312 года христианский бог послал Константину знак в виде большого креста на небе (оригинального креста, который позже стал частью лабарума). С этого же года император начал поддерживать христиан, хотя вплоть до 324 года в официальных документах (в т.ч. на монетах) значился только бог Солнце. Размытой формулировкой «вдохновлённый высшей силой» автор надписи на арке, вероятно, хотел угодить и язычникам и христианам. Как и было принято, побеждённый противник не называется, а именуется просто «тираном», подчёркивая правомерность его убийства.

По сторонам от надписи , над малыми арками, находится по паре рельефных панелей из каррарского мрамора, которые были сняты с неизвестного строения, возведённого в честь победы Марка Аврелия над маркоманами и сарматами, благодаря чему он был награждён триумфом в 176 году. На панелях изображено (слева направо):
— император, возвращающийся в Рим после военной кампании;
— император, выезжающий из города, которого приветствует персонификация улицы Фламиния;
— император, раздающий деньги народу (здесь затёрта фигура Коммода, сына Марка Аврелия, которого наказали «проклятием памяти»);
— император, допрашивающий германского пленника.

Две панели слева и два дака

Две панели справа

Пары круг лых рельефов из белого каррарского мрамора диаметром около 2 метров, расположенные над каждой из двух боковых арок, датируют временем правления императора Адриана (117 – 138), поскольку они сделаны в стиле начала – середины второго века и в одной из сцен на заднем плане стоит близкий друг императора Адриана Антиной. Тем не менее, их идентификация представляет проблему, потому что некоторые из них не закончены.

На медальонах изображены сцены охоты и жертвоприношений (слева направо):
— охотна на кабана;
— принесение жертвы Аполлону;
— охота на льва;
— принесение жертвы Геркулесу

Голова императора Адриана была переделана на всех медальонах: в сценах охоты на Константина, а в сценах жертвоприношений – на Лициния или Констанция I. Пространство вокруг круглых рельефов было отделано порфиром , однако эта отделка сохранилась лишь вокруг правой пары медальонов на этой стороне.

Медальоны слева, надпись VOTIS X и панель с обращением Константина к римлянам с ростры

Два медальона с порфирным обрамлением справа, надпись VOTIS XX и панель, на которой Константин раздаёт деньги римлянам

Выше круглых рельефов на этой стороне арки написано «VOTIS X » (слева) и «VOTIS XX » (справа). Эти надписи можно перевести как «священная клятва на 10 годовщину» и «священная клятва на 20 годовщину». Они относятся к 10 годовщине правления Константина, которое он праздновал в Риме летом 315 года (согласно другой версии, он уехал из Рима в начале 313 года и вернулся только в 326 году).

Ниже круглых рельефов как на длинных, так и на коротких сторонах, находятся длинные узкие «исторические» панели , созданные при Константине. Они иллюстрируют его военную компанию против императора Максенция, в которой он одержал победу и за которую ему и был дарован триумф. На западной короткой панели изображено отбытие войска из Милана («профекцио»). История продолжается на южном фасаде, где изображена осада Вероны («обсидио») слева и битва у Мульвийского моста («прелиум», справа), в которой армия Константина разгромила противника и загнала его в Тибр. На панели на восточном узком фасаде армия Константина входит в Рим («ингрессус»), но не в форме триумфальной процессии, поскольку Константин, вероятно, не хотел демонстрировать свой триумф. На северном фасаде, смотрящем в сторону города, изображены его действия после того, как он стал единоличным правителем: он обращается к римлянам на форуме с ростры, за которой видны арки Септимия Севера и Тиберия («орацио», слева), и раздаёт им деньги («либералитас», справа).

С каждой длинной сторон на арке Константина находится по четыре коринфских колонны с каннелюрами на высоких основаниях. Семь колонн высечены из нумидийского жёлтого мрамора, а восьмая – из белого мрамора, поскольку оригинальная колонна была перевезена в Латеранскую базилику (позже и там она была заменена на колонну из жёлто-фиолетового фригийского мрамора). Основания всех колонн украшены рельефами, сходными с рельефами арки Септимия Севера и разрушенной Новой арки Диоклетиана. На передней части изображена богиня победы Виктория, которая или делает надпись на щите или держит пальмовые ветви, а на боковых сторонах сделаны рельефы в виде пленных варваров либо пленных варваров и римских солдат. Вероятно, подобные украшения являлись стандартными для триумфальных арок своего времени. Основания колонн были сделаны во время правления императора Константина.

Основания (плинты) колонн на северной стороне арки

Крайний плинт справа на северной стороне

В пазухах сводов центральной арки с обеих сторон сделаны горельефы в виде Викторий, держащих трофеи. В пазухах сводов боковых арок находятся горельефы в виде речных богов. Все они, как и основания колонн, датируются эпохой Константина.

Виктории в пазухах сводов центральной арки на северной стороне

Речные боги над аркой слева

Речные боги над правой аркой

Южный фасад (со стороны форума)

Южный фасад арки посвящён военной деятельности императора Константина.

На верхних рельефах
— пленённый вражеский военачальник, которого привели к императору;
— пленник, которого привели к императору;
— император произносит речь перед армией;
— император собирается принести в жертву свинью, овцу и быка

Даки и две панели слева

Даки и панели справа

Ниже в круглых медальонах над боковыми арками изображено (слева направо):
— отправление на охоту;
— принесение жертвы Сильвану;
— охота на медведя;
— принесение жертвы Диане

На этих медальонах голова Адриана была переделана на Лициния или Констанция I в сценах охоты и на Константина в сценах жертвоприношений.

Медальоны слева, надпись SIC X и панель с изображением осады Вероны

Два медальона справа, надпись SIC XX и рельефная панель с изображением битвы у Мульвийского моста

Выше медальонов на этой стороне арки написано «SIC X » (слева) и «SIC XX » (справа), т.е. «как на 10, так и на 20 годовщину». Как и на противоположной стороне, эти надписи сделаны в честь десятой годовщины правления Константина.

Плинт в центре

Крайний левый плинт на южной стороне (Виктория в центре, пленники справа)

Виктории в пазухах свода центральной арки с южной стороны

Речные боги над левой аркой с южной стороны

Речные боги в пазухах свода над правой аркой на южной стороне

Короткие стороны

На верхней части коротких сторон, а также внутри центральной арки, встроены высокие (3 м) панели с изображением сцен войны Траяна с даками. Изначально они составляли большой фриз из пентелийского мрамора, который находился или на форуме Траяна или на бараках императорской конной стражи, стоявших на холме Целий. Эти панели также относятся к 98 – 117 годам.

Верхняя панель на западной стороне

Верхняя панель на восточной стороне

Ниже на коротких сторонах арки находится по медальону с рельефами, изображающими восходящее солнце (восточная сторона) и луну (западная сторона). Оба в виде женщин на колесницах. Они, в отличие от медальонов на длинных сторонах, были сделаны при Константине. Их присутствие на арке является символом вечности столицы Рима и связывает его правление с бесконечным процветанием.

Медальон с луной и панель с изображением отбытия войска Константина из Милана

Персонификация солнца и панель с изображением того, как армия Константина входит в Рим (восточная сторона)

Внутренняя часть арки Константина

Внутри центральной арки находятся две панели с изображением войны Траяна (переделанного в Константина) с даками. На одной он изображён на коне сражающим врагов, а на другой – стоящим в ожидании коронования Викторией в присутствии персонифицированных Чести и Добродетели.

Над каждой из панелей центральной арки сделана надпись , подчёркивающая, что Константин воевал не ради захвата чего-либо, а ради освобождения Рима от тирана:
«LIBERATORI VRBIS» («освободитель города»)
«FUNDATORI QVIETIS» («основатель мира»)

Панель внутри центральной арки с Траяном (Константином) на коне и надписью «освободитель города»

Внутри боковых арок в каждой из сторон вырезано по два бюста (всего 8), деградировавших до такой степени, что их нельзя идентифицировать.

Бюсты в боковой арке

Бюсты в боковой арке

Пояснение к описанию

Арка Константина является важным примером разрушения классического греческого скульптурного канона , который произошёл в Риме в IV веке. На арке очень хорошо виден контраст между панелями, сделанными при Траяне, Адриане и Марке Аврелии и панелями времени правления Константина. Например, на медальонах эпохи Адриана сцены охоты сделаны так, что создаётся ощущение свободного пространства, в котором люди могут идти, куда им захочется, тогда как на панелях эпохи Константина люди стоят очень плотно друг к другу, их жесты не скоординированы, а позы нелогичны. Кроме того, у этих фигур диспропорционально большие головы, короткие ноги, одинаковые причёски-шапки и угловатые накидки. Их ранг показан не с помощью композиции, а очень грубо – путём изменения размера всего тела.

Почему произошла деградация как стиля, так и исполнения?

Этот вопрос породил длительную дискуссию, которая не завершилась единым выводом. Возможные причины:
— разрушение процесса передачи мастерства из-за политического и экономического кризиса третье го века;
— усиление влияния восточных и других доклассических региональных стилей с окраин империи (маловероятно);
— усиление влияния простого «народного» или «италийского» стиля, существовавшего параллельно с высоким греческим стилем для нужд небогатых римлян;
— сознательное отторжение классического стиля.

Почему были использованы детали других памятников ?

— помещение рельефов с деяниями Константина рядом с рельефами императоров «золотого» второго века символически приравнивало его к ним;
— арка строилась всего три года, и, возможно, у мастеров не было времени, чтобы с нуля создать необходимое количество рельефов;
— скульпторы эпохи Константина считали, что они не способны превзойти своих предшественников;
— у римлянам IV века недоставало мастерства, чтобы сделать работу, достойную императора.
Вероятно, в той или иной степени все эти причины вместе привели к тому, что в арке Константина были использованы старые скульптурные панели.

Вид на северный фасад арки с Колизея

Достопримечательности поблизости: Колизей, форум, Палатинский холм, Золотой дом Нерона, Лудус Магнус

Полезная информация о триумфальной арке Константина в Риме

Где находится:
Между Колизеем и форумом

Как добраться:
Станция метро Колизей (Colosseo) на линии В (синей)

Остановка туристического автобуса Colosseo

Триумфальная арка Константина в Риме расположена между Палатином и Колизеем – двумя главными достопримечательностями города. Она была возведена в 315 году в ознаменование победы римского императора в битве, которая проходила у Мильвийского моста в 312 году. Это самая поздняя арка из всех сохранившихся, в которой прослеживаются элементы декора, ранее использованные в более древних монументах.

Триумфальная арка императора Константина символизирует закат великой Римской империи, хотя и выглядит приземистой. На фоне ее арочных украшений особенно выделяются коринфские колонны – кажется, что вся арка опирается только на них.

На аттике – декоративной стенке над карнизом – находятся восемь мраморных статуй, позаимствованных с форума Траяна – последнего из императорских форумов Рима. Меньшие пролеты декорированы медальонами, на которых можно рассмотреть сцены охоты.

Историческая справка


Строительство Арки Константина велось в течение трех лет и было закончено только в 315 году. Сооружение достигает в высоте 21 метра и состоит из трех пролетов. Основная часть арки выполнена из беломраморных блоков внушительных размеров. Общий дизайн похож на дизайн арки Септимия Севера, расположенной здесь же, в Риме. Обе имеют скульптурные панно, антаблементы – балочные перекрытия пролетов, и восемь колонн украшают два фронта арки.

Архитектурные особенности

Колонны арки выполнены из желтого мрамора, на основаниях видны рельефы с изображением пленных варваров, римских солдат и богини победы Виктории. Богиня изображена и на своде главного пролета. Все рельефы относятся к эпохе Константина.

Медальоны двухметрового диаметра, относящиеся ко времени правления римского императора Адриана, расположились над боковыми арками. На них изображены охота на вепря, льва и медведя, принесение жертвы богам Аполлону, Геркулесу, Диане.

В сценах охоты, размещенных на северной стороне, головы Адриана заменены головами Константина, в жертвоприношениях — Лициния и Констанция Хлора; на южной стороне наоборот. Поход Константина против Максенция иллюстрирует рельефный фриз. На медальонах с боковых сторон арки изображены божества Солнца и Луны на колесницах.

Аттик выполнен из попарно составленных восьми барельефов, снятых с памятника эпохи Марка Аврелия. По северной стороне изображены: возвращение императора в Рим, император покидает город, раздает деньги народу, допрашивает пленника.

На южной стороне – германский вождь перед императором, обращение к войскам, принесение в жертву богам овцы, свиньи и быка. Вершины колонн увенчаны фигурами даков – группы фракийских племен. Есть предположение, что они взяты с форума Траяна. Оттуда же позаимствованы барельефы, расположенные на боковых стенах аттика арки Константина. Они иллюстрируют празднование победы над даками.

Декор

Декор для арки использован тот же, что и в ранее возведенных римских постройках, предполагаемая причина — у создателей сооружения (в силу необходимости быстрого возведения арки) не было времени на его скульптурное оформление.

Историки предлагают другое объяснение – символическое объединение Константина с правителями прошлого. На отдельных элементах декора угадываются изображения ранее правивших римских императоров – им придали сходство с Константином.

Как добраться

Арка Константина находится на улице Виа Сакра. Добраться до нее можно на метро, доехав до станции Колизей линии В. Это всего две остановки от вокзала Термини. Уже выйдя с метро, можно увидеть, насколько это массивное сооружение. Также в этот район ходят автобусы и трамвай. При желании можно заказать такси – водитель быстро доставит до места назначения.

Арка доступна для туристов ежедневно, без перерывов и выходных. Вход бесплатный для всех.

  • Арка Константина стала образцом для многих подобных сооружений, возведенных в более поздние периоды.
  • В период правления Нерона вокруг арки был установлен фонтан, в котором после боя купались гладиаторы. До наших дней от него дошли только частицы фундамента в виде полукруга.
  • Арка Константина в Риме – единственная, построенная в честь победы в гражданской войне.

Триумфальная арка Константина в Риме – это трехпролетная арка, построенная в честь императора Константина и посвященная победе над императором Максенцием в 312 году.

История создания

Возвращавшихся после успешных побед полководцев и императоров в Древнем Риме встречали всегда торжественно. Чтобы увековечить их подвиги, возводили специальные триумфальные арки. Это были мощные каменные сооружения, украшенные статуями выдающихся людей и рельефами с изображениями их великих деяний.

Традиционно у арки было три пролета. Триумфатор в колеснице, запряженной четверкой лошадей, проезжал в центральную. За ним следовали музыканты, воины, которые вели знатных военнопленных, несли на специальных носилках захваченные трофеи: оружие, драгоценности. Народ приветствовал победителей радостными криками и цветами.

Давайте тогда разберемся, чем же прославился Константин и почему ему решили воздвигнуть арку.

С 24 лет Константин мечтал стать императором и для этого готов был пойти на любые жертвы. План был таков – найти союзника в достижении этой цели и победить императора. Для этого он уехал в Британию к своему умирающему отцу Констанцию Хлору -римскому полководцу, объявленным цезарем Запада. Отец перед смертью наделил Константина полномочиями полководца, а войска провозгласили его римским императором. Шел 306 год.

В Риме в то время правил Максенций - тиран и необузданный в своих желаниях правитель . Жители быстро пожалели, что помогли ему стать императором. И тогда Константин, знавший о событиях в Риме, с войском выступил из Британии, перешел Альпы и в 312 году на территории Италии разбил части Максенция .

Голову Максенция доставили в Рим для демонстрации жителям Рима - прежний император повержен. Как только горожане увидели голову прежнего императора, сразу начали возводить арку для Константина, но закончить не успели . Поэтому, когда Константин вошел в Рим с почестями триумфатора, то своей арки не увидел, так как её ещё попросту не докончили.

Арка Константина – это единственная в Риме триумфальная арка, которую соорудили в честь победы не над внешним врагом, а над своим деспотом.

Закончили арку только в 315 году, и на ней выбили «Императору Флавию Константину, величайшему, благочестивому, счастливому…», дальше перечислялись все подвиги императора. Но Константин не оценил позднее внимание, проявленное к нему со стороны сената и граждан Рима. Он разлюбил этот город и в 326 году перенес столицу государства в Византий (в 330 г. его переименовали в Константинополь), создав там новое государственное устройство.

В эпоху средневековья арка Константина, как и Колизей, была интегрирована в систему городских укреплений. В начале 19-го века монумент был приведен в нынешнее архитектурное состояние. В современном Риме эта арка, как и многие другие античные памятники архитектуры, очень сильно страдает от выхлопных газов автомобилей и мотоциклов.

Архитектурные особенности

Триумфальная арка Константина является крупнейшей и самой поздней из трех триумфальных арок, сохранившихся в античном квартале города вокруг Римского форума.

Высота арки составляет 21 метр, ширина 25,7 метра, а глубина пролета – более 7 метров.

По четыре колонны, украшающих фронтоны арки, придают ей архитектурное сходство с триумфальной аркой Септимия Севера, которая послужила для неё образцом.

Основная часть арки сделана из мощных мраморных блоков. В стены впрессованы рельефы с изображением победных эпизодов императора Константина . Некоторые декоративные элементы для монумента были взяты с других, более ранних римских сооружений. Например, с форума императора Трояна перенесли статуи, медальоны со сценами охоты, со здания императора Марка Аврелия - барельефы с изображением его триумфа.

Триумфальная арка Константина – это настоящий музей древнеримского искусства под открытым небом. При ближайшем рассмотрении монумента прослеживается стилистическое развитие римского скульптурного искусства на протяжении 200 лет.

Этот последний античный римский памятник с великолепными рельефами различных стилей, созданный незадолго до утверждения христианства в качестве государственной религии, имеет для науки и архитектурного искусства неоценимое значение.

Как добраться

Арка находится около Колизея, на метро станция Colosseo по линии B

Полезная информация

  • Адрес : улица Via di San Gregorio, Рим
  • Стоимость : бесплатно

Древний город Рим полон историко-культурных достопримечательностей. Каждый архитектурный шедевр рассказывает о важных событиях многовековой истории столицы Италии. Одно из уникальных творений зодчества расцвета расположено недалеко от величественного Колизея.

Арки в честь победителей

Доблестных полководцев, вернувшихся с победой после долгой войны, всегда встречали самым торжественным образом. Древний Рим не был исключением. Издавна в честь триумфаторов возводились специальные каменные сооружения, в которых увековечивался их подвиг. Мужественные воины гордо заезжали в город через построенные арки, где их торжественно встречали с почестями местные жители.

Однако Константина, о которой пойдет речь в статье, не была достроена на момент победоносного возвращения императора. Это единственное сооружение в Риме, возведенное после победы в гражданской войне, ведь чаще всего такие строения создавались в честь триумфа над внешним врагом.

Император Константин и его заслуги

Дерзкий и честолюбивый Константин с детства желал стать императором, и ради этой цели он шел на все, убирая неугодных и мешающих ему со своего пути. Отец юноши - известный полководец - перед своей смертью передает сыну свои полномочия, а римские воины заранее провозглашают Константина своим императором.

В то время в Риме правил жестокий деспот Максенций, которого ненавидели городские жители. Мечтавший о троне доблестный воин, избравший своей религией христианство, отправляет свою армию на врага через Альпы. Зная, что силы Максенция намного превышают его армию, Константин долго молится, ожидая какой-либо небесный знак.

Знак свыше

В летописях есть упоминание о чуде, поразившем армии противника и удивившем самого Константина. После его просьб о помощи в предстоящем сражении в небесах появляется крест из солнечных лучей, и якобы в облаках становится видимой надпись «Сим побеждай». Будущий император растерялся, не зная, что ему делать, а ночью к нему приходит Христос во сне, призывая идти войной на язычников и восстановить христианство во всей огромной империи.

30-летний Константин, окрыленный знамениями, выступает в бой и побеждает многочисленную армию тирана. В 312 году голова Максенция была привезена в Рим, чтобы все жители смотрели на поверженного деспота, а сам Константин садится на долгожданный императорский трон.

Перенос столицы

Лишь 2 года спустя появляется посвященная победе Триумфальная арка Константина. Рим заплатил за столь долгое ожидание императора тем, что столица была перенесена в город Византий ставший христианским религиозным центром, а сам правитель был причислен к лику святых. Даже упоминание всех ратных подвигов на огромной арке не остановило молодого императора, не оценившего столь запоздалое внимание.

Самая крупная арка

Триумфальная арка Константина, возведенная на собранные сенатом и народом деньги, - самая «молодая» постройка подобного рода. Монументальное сооружение состоит из 3 пролетов, в самый крупный - центральный - и должен был торжественно въезжать победитель на украшенной колеснице. Гигантские размеры и толщина мраморной арки делают ее одной из самых крупных в мире. С двух сторон мощное сооружение окружают колонны, стены украшены изысканными барельефами, изображающими сцены побед доблестного императора.

Заимствование из других памятников

Известно, что для оформления арки использовались перенесенные с других зданий декоративные статуи и медальоны. Барельефы, посвященные победе Константина, на самом деле были сняты с исторического памятника, возведенного в честь победы другого славного полководца, - Марка Аврелия. Двухметровые медальоны, расположенные между колоннами, описывали события, связанные с другим императором, только голова древнеримского правителя Адриана была заменена на изображение неустрашимого победителя.

Такое заимствование элементов из других памятников истории объясняется тем, что Триумфальная арка императора Константина в Риме возводилась в очень сжатые сроки. Хотя многие не согласны с такой версией, считая необычную «эклектику» простым недостатком денежных средств. Исследователи, тщательно изучившие документы тех эпох, сходятся во мнении, что огромному сооружению требовались элементы, которые придали бы ему особый статус, и поэтому оформление арки выполнялось столь необычным образом. Как бы то ни было, монумент удивительной красоты поражает мощью и великолепием всех ныне живущих.

Щедро украшенный шедевр

Триумфальная арка Константина в Риме, архитектура которой была скопирована с подобного сооружения, посвященного возведена таким образом, что всем кажется, будто она опирается исключительно на могучие колонны. На их щедро украшенных рельефах изображаются сцены пленения диких варваров римскими солдатами. Над центральным пролетом арки возвышается скульптурное изображение богини победы - Виктории. Эти декоративные украшения относятся к эпохе правления победителя язычников.

С боковых сторон Триумфальная арка императора Константина украшена медальонами, на которых божества Луны и Солнца мчат на колесницах. Внутренние и внешние поверхности памятника, посвященного главному триумфу императора, заполнены скульптурными произведениями.

Погружение в древнюю историю

Триумфальная арка Константина обнесена высокой оградой, чтобы туристы со всего земного шара не растащили на сувениры древний шедевр мировой культуры. Надо сказать, что желтый мрамор сильно страдает от погодных условий и выхлопных газов.

Тысячи приезжих ежедневно рассматривают удивительные картины, погружаясь в древнюю историю с продолжительными войнами и яркими, знаменательными победами. Внушительное сооружение позволяет прикоснуться каждому к вечности, забыть о суетности бренного мира.