Цены и требования при поступлении. Высшая нормальная школа в париже

В 1985 года школа слилась с Северской Женской школой и получила свой теперешний статус и название. Сейчас, основной задачей университета является подготовка учащихся к работе в области фундаментальных и прикладных научных исследований. Многие выпускники школы - нобелевские лауреаты. Выс-шая нор-маль-ная шко-ла- са-мое при-виле-гиро-ван-ное выс-шее учеб-ное за-веде-ние Фран-ции, за-нима-ющее пер-вые строч-ки в ми-ровых рей-тин-гах уни-вер-си-тетов. За 221 год сво-его су-щест-во-вания этот уни-вер-си-тет стал элит-ной шко-лой с ши-роким вы-бором фа-куль-те-тов, и нас-то-ящей плат-формой, на ко-торой ода-рён-ные мо-лодые лю-ди мо-гут ре-али-зовать свои ам-би-ции.

Вид университета

Государственный

Расположение и транспорт

Университет располагается на юге Парижа. Главный учебный корпус школы находится на улице Ульм 45, что в 5-ом округе столицы Франции. Также школа имеет кампуса на бульваре Журдан (Jourdan) и в пригороде Монруж (Montrouge), плюс биологическое отделение в сельской местности в Фолюиф (Foljuif). До кампуса можно удобно добраться на метро (стоимость проезда 1.40 евро) или наземном общественном транспорте (стоимость проезда 1.80 евро).

Университет широко-известен в мире и занимает 59-ю позицию в списке 500 лучших ВУЗов мира по версии THE 2012-2013 (Times Higher Education World Rankings). По состоянию на 2014 год признаётся лучшим высшим учебным заведением Франции и занимает 35 место в мировом академическом списке.

Колличество студентов

Всего студентов: 1 350 Иностранцы:450

Условия проживания

Университет не предоставляет общежитий на кампусе, однако несложно найти достойную альтернативу. The Cité - международный Университет Парижа снимает комнаты по доступной цене начиная от 400 евро в месяц. Есть возможность снять квартиру или частные общежития поблизости университета. Цены на приватные квартиры в Париже варьируют от 500 до 800 евро в месяц.

Список наград и достижений

École Normale Supérieure является самым престижнымвысшим учебным заведением всей Франции. Среди ее выпускников представлены многочисленные ученые, философы, писатели, государственные и церковные деятели самого высокого звена - Жан-Поль Сартр, Луи Пастер, Жак Деррида, Жорж Помиду, Мишель Фуко, Пьер Бурдьё и другие. В приложении к британской газете «Таймс», посвященномвысшему образованию, Высшая нормальная школа Парижа была признана лучшим вузом континентальной Европы по результатам 2006 и 2007 учебных годов.

Факультеты

Естественные науки: Кафедра биологии, химии, информатики, физики, геологии.

Гуманитарные науки и науки об обществе: Кафедра литературы и языков, философии, наук о древности, социальных наук, географии, истории,иностранных языков.

Цены и требования при поступлении

Бакалавриат

  • Школьный аттест
  • Подтверждение знания французского языка DALF/DELF, TCF уровень B2 или TEF уровень B2-C1 и/или английского языка TOEFL iBT 80+, IELTS 6.0+

Зачисление производится на конкурсной основе в соответствии с количеством свободных мест.

Стоимость обучения Бакалавриат: от € 600/ год

Магистратура

  • Диплом специалиста по смежной специальности либо диплом бакалавра
  • Средний балл диплома 4.1.- 5.0
  • Активная академическая / научная деятельность
  • Рекомендации преподавателей и / или работодателей
  • Подтверждение знания французского языка DALF/DELF, TCF уровень С1-С2 или TEF уровень от C1
  • Английский язык TOEFL ibt 80+ или IELTS 6.0+
  • Возраст кандидата не должен превышать 24 лет на момент подачи документов
  • Не допускаются кандидаты, которые ранее уже подавали заявку
  • Кандидат не должен проживать во Франции более 5 месяцев на момент подачи заявки или ранее
  • Кандидат должен предоставить диплом об окончании уровня бакалавр

Стоимость обучения Магистратура: от € 750/ год

Для иностранных студентов каждый год разыгрываются гранты (20-25 каждый год) .

Ежемесячная стипендия составляет 1000 евро.

Высшая нормальная школа в Париже – École normale supérieure, Paris (ENS Ulm) – престижный вуз Франции , расположенный в знаменитом V округе Парижа . Эколь Нормаль была учреждена в самый разгар Великой Французской революции – в 1794 году. На протяжении своей долгой истории она собирает в своих стенах лучшие умы, что делает ее не только наиболее элитарным вузом, но и центров французской и европейской мысли.
Эколь Нормаль – член ассоциации “Paris Sciences et Lettres” (PSL), которая объединяет ведущие вузы Латинского квартала: Коллеж де Франс, Политехническая школа , Сорбонна , Университет Пьера и Марии Кюри и другие.

Преимущества Высшей нормальной школы в Париже

С момента своего основания и по сей день в стенах Эколь Нормаль создаются новые, зачастую революционные по отношению к существующей науке теории. В первую очередь следует отметить факультет философии , где работали и учились большинство французских интеллектуалов второй половины XX века, такие как М. Фуко и Ж. Деррида. Философский факультет ENS является наиболее престижным не только по меркам Франции, но и в масштабе всего мира. Не менее значимым был и остается факультет математики , прочно входящий в мировой топ-30. В тесной связи с математикой ведет свою деятельность факультет физики , который занимает 43 позицию в мировом рейтинге.
Высшая нормальная школа знаменита высокой исследовательской активностью, особенно в направлении междисциплинарных проектов на стыке гуманитарных и научных дисциплин. Она сотрудничает с Национальным центром научных исследований (CNRS), где в рамках совместного проекта философы и специалисты из когнитивных наук изучают работу человеческого сознания. Также Эколь Нормаль может похвастаться передовыми исследованиями в области точных наук, особенно в математике и физике, которые имеют высокий индекс цитирования в академической среде.

Требования для поступления в École normale supérieure, Paris

  • Эколь Нормаль отличается от обычного университета высоким уровнем требований к абитуриентам. Как иностранцы, так и сами французы для поступления в ENS должны отучиться хотя бы два года в университете или закончить подготовительные курсы Prépa, проходящие прямо в стенах школы. Стоит отметить, что учеба на подготовительных курсах значительно повышает шансы на поступление, однако не является единственной опцией: у иностранцев есть возможность поступить в Эколь Нормаль как после подготовки во Франции, так и по окончании 2 курсов вуза за рубежом (в частности, для студентов из других стран существует специальный конкурс Séléction Internationale ).
  • При поступлении в Эколь Нормаль абитуриент должен предоставить переведенные на французский или английский язык документы о предыдущем образовании: диплом или выписку из зачетной книжки, а также школьный аттестат или диплом об окончании среднего специального образования. Нотариальное заверение диплома не требуется.
  • В качестве дополнительных документов абитуриенту требуется предоставить мотивационное письмо , два рекомендательных письма от преподавателей, резюме и план исследовательского проекта. Язык, на котором должны быть составлены документы, зависит от направления обучения: абитуриенты гуманитарных факультетов должны предоставить все дополнительные документы на французском языке, абитуриенты научных факультетов – на английском или французском.
  • Обучение в Высшей нормальной школе доступно на двух языках: французском и английском (только для студентов научных факультетов). Школа проводит свой собственный экзамен по иностранному языку, поэтому сертификаты IELTS , DALF, TOEFL и т.д. при поступлении не требуются.
  • Вне зависимости от программы или способа поступления все абитуриенты Высшей нормальной школы должны сдать вступительный экзамен по специальности. Как правило, в его программу входят эссе на заданную тему, интервью, комментарий к тексту, для поступающих на научное направление – также экзамены по математике и физике.
Дедлайны подачи документов на поступления немного варьируются в зависимости от факультета, но в основном выпадают на 10-20 января .

Стоимость обучения и стипендии в Высшей нормальной школе в Париже

ENS является государственным учреждением, поэтому обучение в ней бесплатное, как и во всех государственных вузах Франции. Однако студенты обязаны ежегодно вносить €500-600 в качестве платы за обязательное социальное страхование, что является обычной практикой в стране. Основную часть расходов составит проживание в Париже: аренда частного жилья обойдется от €600 в месяц, а расходы на питание и транспорт – еще около €500. Однако многим студентам (в первую очередь тем, кто прошел отбор по программе Séléction Internationale) доступно проживание в общежитии Школы, которое обойдется всего в €300 в месяц.
Высшая нормальная школа финансово поддерживает иностранных студентов по программе Séléction Internationale: каждый студент, поступивший таким способом, получает стипендию размером €1,000 в месяц, что покрывает практически все расходы на учебу и жизнь. В год выделяется 20 стипендий SI.
Помимо стипендии от самой школы иностранцы могут претендовать на различные стипендии от французского или российского Правительства: программа "Глобальное образование", стипендия Eiffel, стипендия Copernic и др. Надо отметить, что в большинстве случаев стипендиальные программы рассчитаны на будущих магистров и докторов.

Обустройство Высшей нормальной школы

Главный корпус Эколь нормаль располагается в именитом Латинском квартале, за которым закрепилось звание центра студенческой жизни в Париже. Здесь маленькие улочки отделяют друг от друга самые престижные университеты Франции: Сорбонна, Коллеж де Франс, Эколь Нормаль и другие.
Помимо этого ENS находится среди популярных исторических достопримечательностей. Студент без труда может дойти до Люксембургского парка или Пантеона, Парижских катакомб или побережья Сены.
Эколь Нормаль принадлежат еще два кампуса. Один расположен недалеко от парка Монсури на улице Журдан. Второй находится на юго-западе Парижа – в Монруж.

Известные преподаватели и выпускники

  • Феликс Эдуар Жюстен Эмиль Борель – математик и политический деятель. Вместе с Рене Бэром и Анри Лебергом он является создателем теории меры, где мера множества (неотрицательная величина) интерпретируется как размер или объем множества.
  • Эмиль Дюркгейм – философ и социолог. Считается основоположником социологии как науки. Его труды «Элементы социологии» (1889 год), «Правила социологического метода» (1895 год) и другие являются классикой социологической мысли;
  • Жан-Поль Сартр – эссеист, писатель и философ атеистического экзистенциализма. Его перу принадлежат такие культовые произведения как роман «Тошнота» (1938 год), пьеса «За закрытыми дверями» (1943 год) и философский труд «Бытие и ничто» (1943 год).

Программы - Бакалавриат - Высшая нормальная школа, Париж

Бакалавриат Art History and Theory
Бакалавриат Biology
Бакалавриат Chemistry
Бакалавриат Classics
Бакалавриат Cognitives Sciences
Бакалавриат Computer Science
Бакалавриат Geography
Бакалавриат Geosciences
Бакалавриат History
Бакалавриат Literature et Languages
Бакалавриат Philosophy
Бакалавриат Physics
Бакалавриат Social Sciences
Бакалавриат Theorical and Applied Mathematiques Masters Degree Programs
Бакалавриат Analysis, arithmetics and geometry
Бакалавриат Analytical, physical and theoretical chemistry
Бакалавриат Astronomy and astrophysics
Бакалавриат Biochemistry and molecular biology
Бакалавриат Cellular biology and development
Бакалавриат Chemical engineering
Бакалавриат Chemistry: Materials
Бакалавриат Cinema and audiovisual studies
Бакалавриат Cognitive neurosciences Mind and Brain Sciences
Бакалавриат Cognitive sciences
Бакалавриат Computer science
Бакалавриат Contemporary philosophy
Бакалавриат Droit administratif prepENA
Бакалавриат Ecology, biodiversity, evolution
Бакалавриат Economic Analysis and Politics
Бакалавриат Fundamental concepts of physics
Бакалавриат Fundamental mathematics
Бакалавриат Genetics
Бакалавриат Geopolitics
Бакалавриат History: The Mediterranean world in medieval times:Byzantium-Islam-Latin West
Бакалавриат Immunology
Бакалавриат Interdisciplinarity in the social sciences
Бакалавриат Literature and Civilizations: Medieval studies
Бакалавриат Literature: from the Renaissance to the Enlightenment
Бакалавриат Logics and basis of computer science
Бакалавриат Logics, philosophy, history and sociology of sciences
Бакалавриат Mathematics
Бакалавриат Mathematics of modelisation
Бакалавриат Microbiology
Бакалавриат Molecular chemistry
Бакалавриат Neurosciences
Бакалавриат Ocean, atmosphere, climate and teledetection
Бакалавриат Partial differential equations and scientific calculus
Бакалавриат Partial differential equations, random and determinist modelisation
Бакалавриат Physics and biological systems
Бакалавриат Plant development and growth
Бакалавриат Probabilities and applications
Бакалавриат Probabilities and statistics
Бакалавриат Public and Private Law - Comparative analysis of law
Бакалавриат Public and Private Law - Theory and analysis of law
Бакалавриат Random modelisation
Бакалавриат sciences of cognition and complex systems
Бакалавриат Sciences of materials and nano-objects
Бакалавриат Sciences of the Earth, environment and planets
Бакалавриат Sociology: Sociology and Statistics
Бакалавриат Theater studies
Бакалавриат Theoric and descriptive linguistics Doctoral Programs
Бакалавриат Archeology
Бакалавриат Art History
Бакалавриат Arts and Media
Бакалавриат Brain, Cognition and Behaviour
Бакалавриат Cognition, Behaviour, and Human Conduct
Бакалавриат Concepts and Languages
Бакалавриат Condensed Matter and Interfaces
Бакалавриат Dynamic et Physico-chemistry of the Earth and the planets
Бакалавриат Earth Sciences
Бакалавриат Economics Doctoral School Panthéon Sorbonne
Бакалавриат Elementary Constituants – Complex Systems
Бакалавриат Environmental Sciences
Бакалавриат French and Comparative Literature
Бакалавриат iViv – Interdisciplinary Graduate School for the Life Sciences
Бакалавриат Mathematical Sciences
Бакалавриат Molecular Chemistry
Бакалавриат Physical Chemistry and Analytic Chemistry
Бакалавриат Social Sciences Doctoral School

Высшая нормальная школа (фр. cole normale suprieure другие названия: «ENS Ulm», «ENS de Paris», «Normale Sup» или просто «Ulm») французское государственное учреждение в сфере высшего образования во Франции в подчинении министерства народного образования Франции. Нынешний директор Моника Канто-Спербэ (Monique Canto-Sperber).

Главный кампус расположен на рю д"Ульм (Ульмская улица, улица Ульм, rue d" Ulm), 45 в V округе Парижа (отсюда название: Высшая Нормальная школа (Ульм)).
История, статус и задачи
ВНШ в Париже является частью Высшей нормальной школы вместе с Высшей нормальной школой в Кашане и Высшей нормальной школой в Лионе. Тем не менее, только парижская ВНШ, в силу солидного срока существования и престижа в законодательных или нормативных текстах называется просто «Высшей нормальной школой» без дополнительных помет.

Нынешняя ВНШ была создана в результате слияния в 1985 году Парижской Высшей нормальной школы, и Севрской женской Высшей нормальной школы. (До слияния женщины имели право держать конкурс в парижской ВНШ. Два замечательных примера - Симона Вайль, поступившая из женской ВНШ в парижскую 1928 году, и академик Жаклин де Ромилли - в 1933).

Парижская высшая нормальная школа была основана 9 брюмера III года Республики (30 ноября 1794) Национальным конвентом, который выразил желание, чтобы в Париже была учреждена «нормальная Школа, где были бы призваны из всех частей Республики уже образованные в полезных науках граждане, чтобы под руководством наиболее учёных во всех областях профессоров обучаться искусству преподавания».

Сейчас, в соответствии с декретом от 26 августа 1987, «Высшая нормальная школа при высоком уровне культурного и научного образования готовит учащихся к работе в области фундаментальных или прикладных научных исследований, к преподаванию в университетах и на подготовительных курсах высшей школы, а также в среднем образовании и, более общим образом, к службе в государственной администрации и административно-территориальных образованиях, их публичных учреждениях и на предприятиях».
Наука и образование
Парижская ВНШ отличается от других высших школ Франции тем, что здесь в сопоставимых объёмах занимаются и словеснотью, и науками. Ввиду этого ВНШ состоит из отделения словесности (в широком смысле) и отделения наук. В каждом отделении свой заместитель директора (directeur adjoint) и директор по учёбе. Отделение наук Кафедра биологии
Кафедра химии
Кафедра информатики
Кафедра математики и её приложений
Кафедра физики
Кафедра «Земля-атмосфера-океан» (геология и т. д.)

Отделение словесности Кафедра литературы и языков
Кафедра философии
Кафедра наук о древности
Кафедра социальных наук
Кафедра географии
Кафедра истории
Кафедра когнитивных исследований
Коллектив «История и философия науки» (Collectif Histoire et Philosophie des Sciences, CHPS)
Платформа «Окружающая среда» (Plateforme environnement)
Переход искусств (La Passerelle des Arts)
Пространство иностранных культур и языков (Espace des Cultures et Langues d’Ailleurs, ECLA)

Интересные факты
В Высшей нормальной школе распространён особый жаргон (jargon normalien).
Литература
Collectif, Le livre du centenaire , Hachette, 1895
Collectif, Les Normaliens peints par eux-mmes , Chamerot et Renouard, 1895
Paul Dimoff, La Rue d’Ulm la Belle poque (1899-1903) , imp. G. Thomas, 1970
Franois Dufay et Pierre-Bertrand Dufort, Les normaliens. De Charles Pguy Bernard-Henri Lvy, un sicle d’histoire , J.C. Latts, 1993 (ASIN 2709613077) ;
Edouard Herriot, Normale , Socit nouvelle d’dition, 1932
Michle Ferrand, Franoise Imbert et Catherine Marry, L’Excellence scolaire: une affaire de famille. Le cas des normaliennes et normaliens scientifiques , L’Harmattan, coll. " Bibliothque de l"ducation ", 1999 (Высшая школа экономических и коммерческих наук

Википедия

Высшая нормальная школа (Париж)
(ENS )
Оригинальное название

École normale supérieure
rue d"Ulm - Paris

Международное название

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Прежние названия

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Девиз

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Год основания
Год закрытия

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Реорганизован

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Год реорганизации

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Тип

Высшая нормальная школа

Целевой капитал

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ректор

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Президент

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Научный руководитель

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ректор

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Директор

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Студенты
Иностранные студенты
Бакалавриат

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Специалитет

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Магистратура

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Аспирантура

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Докторантура
Доктора

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Профессора

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Преподаватели
Цвета

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Расположение
Метро

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Кампус

Ульм, Журдан, Монруж

Юридический адрес

ул. Ульм, 45

Сайт
Логотип

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Координаты : К:Учебные заведения, основанные в 1794 году

Высшая нормальная (педагогическая) школа (фр. École normale supérieure другие названия: «ENS Ulm», «ENS de Paris», «Normale Sup» или просто «Ulm») - французское государственное учреждение в сфере высшего образования во Франции в подчинении министерства высшего образования и научных исследований Франции . Нынешний директор - Марк Мезар (фр. Marc Mézard ).

Высшая нормальная школа - одно из самых престижных высших учебных заведений Франции, для поступления в которое необходимо по окончании лицея проучиться несколько лет в специальных подготовительных классах ("les classes préparatoires"), чтобы затем пройти строгий конкурсный отбор.

Главный кампус расположен на рю д’Ульм (улица Ульм, rue d" Ulm), 45 в V округе Парижа (отсюда название: Высшая Нормальная школа (Ульм)).

По состоянию на 2014 год признаётся лучшим высшим учебным заведением Франции и занимает 35 место в мировом академическом списке .

История, статус и задачи

ВНШ в Париже является частью Высшей нормальной школы вместе с Высшей нормальной школой в Кашане и Высшей нормальной школой в Лионе . Тем не менее, только парижская ВНШ, в силу солидного срока существования и престижа, в законодательных или нормативных текстах называется просто «Высшей нормальной школой» без дополнительных уточнений.

Нынешняя ВНШ была создана в результате слияния в 1985 году Парижской Высшей нормальной школы и Севрской женской Высшей нормальной школы. (До слияния женщины имели право держать конкурс в парижской ВНШ. Два замечательных примера - Симона Вейль , поступившая из женской ВНШ в парижскую 1928 году , и академик Жаклин де Ромийи - в ).

Парижская высшая нормальная школа была основана 9 брюмера III года Республики (30 октября ) Национальным конвентом , который выразил желание, чтобы в Париже была учреждена «нормальная Школа, где были бы призваны из всех частей Республики уже образованные в полезных науках граждане, чтобы под руководством наиболее учёных во всех областях профессоров обучаться искусству преподавания».

Сейчас, в соответствии с декретом от 26 августа 1987 года , «Высшая нормальная школа при высоком уровне культурного и научного образования готовит учащихся к работе в области фундаментальных или прикладных научных исследований , к преподаванию в университетах и на подготовительных курсах высшей школы, а также в среднем образовании и, более общим образом, к службе в государственной администрации и административно-территориальных образованиях, их публичных учреждениях и на предприятиях».

Наука и образование

В ВНШ Парижа (а с 2010 года также и Лиона) занимаются не только естественными, но и в равной мере гуманитарными науками и науками об обществе.

В Высшей нормальной школе распространён особый жаргон (jargon normalien).

Директора школы

Известные выпускники

Напишите отзыв о статье "Высшая нормальная школа (Париж)"

Литература

  • Collectif, Le livre du centenaire , Hachette, 1895
  • Collectif, Les Normaliens peints par eux-mêmes , Chamerot et Renouard, 1895
  • Paul Dimoff, La Rue d’Ulm à la Belle époque (1899-1903) , imp. G. Thomas, 1970
  • François Dufay et Pierre-Bertrand Dufort, Les normaliens. De Charles Péguy à Bernard-Henri Lévy, un siècle d’histoire , J.C. Lattès, 1993 (ASIN 2709613077) ;
  • Edouard Herriot, Normale , Société nouvelle d’édition, 1932
  • Michèle Ferrand, Françoise Imbert et Catherine Marry, L’Excellence scolaire: une affaire de famille. Le cas des normaliennes et normaliens scientifiques , L’Harmattan, coll. " Bibliothèque de l"éducation ", 1999 (ISBN 2-7384-8221-X) ;
  • Pascale Hummel, Humanités normaliennes. L’enseignement classique et l"érudition philologique dans l"École normale supérieure au s-XIXe , Belles Lettres, coll. " Études anciennes ", n° 298, 1995 (ISBN 2-251-32645-6) ;
  • Pascale Hummel, Regards sur les études classiques au XIXe siècle. Catalogue du fonds Morante , Paris, Presses de l’École normale supérieure, 1990.
  • Pascale Hummel, Pour une histoire de l’École normale supérieure: sources d’archives (1794-1993) , en collaboration avec A. Lejeune et D. Peyceré, Paris, Archives nationales - Presses de l’École normale supérieure, 1995.
  • Nicole Masson, L"École normale supérieure: les chemins de la liberté , Gallimard, coll. " Découvertes ", 1994 (ASIN 2070532844) ;
  • Alain Peyrefitte, Rue d’Ulm. Chroniques de la vie normalienne , Fayard, 1994 (réed.) ;
  • Robert Flacelière, Normale en péril , Presses universitaires de France, 1971
  • Romain Rolland, Le cloître de la rue d’Ulm , Albin Michel, 1952 ;
  • Jean-François Sirinelli, École normale supérieure: le livre du bicentenaire , PUF, 1994.

См. также

Примечания

Ссылки


Отрывок, характеризующий Высшая нормальная школа (Париж)

Светлана в 10 лет

– Это... что-о это? – аж с придыхом спросила малышка. – А можно с ним поиграть?.. Он не обидится?
Мама видимо мысленно её строго одёрнула, потому что девочка вдруг очень расстроилась. На тёплые коричневые глазки навернулись слёзы и было видно, что ещё чуть-чуть – и они польются рекой.
– Только не надо плакать! – быстро попросила Стелла. – Хочешь, я тебе сделаю такого же?
У девочки мгновенно засветилась мордашка. Она схватила мать за руку и счастливо заверещала:
– Ты слышишь, мамочка, я ничего плохого не сделала и они на меня совсем не сердятся! А можно мне иметь такого тоже?.. Я, правда, буду очень хорошей! Я тебе очень-очень обещаю!
Мама смотрела на неё грустными глазами, стараясь решить, как бы правильнее ответить. А девочка неожиданно спросила:
– А вы не видели моего папу, добрые светящиеся девочки? Он с моим братиком куда-то исчез...
Стелла вопросительно на меня посмотрела. И я уже заранее знала, что она сейчас предложит...
– А хотите, мы их поищем? – как я и думала, спросила она.
– Мы уже искали, мы здесь давно. Но их нет. – Очень спокойно ответила женщина.
– А мы по-другому поищем, – улыбнулась Стелла. – Просто подумайте о них, чтобы мы смогли их увидеть, и мы их найдём.
Девочка смешно зажмурилась, видимо, очень стараясь мысленно создать картинку своего папы. Прошло несколько секунд...
– Мамочка, а как же так – я его не помню?.. – удивилась малышка.
Такое я слышала впервые и по удивлению в больших Стеллиных глазах поняла, что для неё это тоже что-то совершенно новенькое...
– Как так – не помнишь? – не поняла мать.
– Ну, вот смотрю, смотрю и не помню... Как же так, я же его очень люблю? Может, и правда его больше нет?..
– Простите, а вы можете его увидеть? – осторожно спросила у матери я.
Женщина уверенно кивнула, но вдруг что-то в её лице изменилось и было видно, что она очень растерялась.
– Нет... Я не могу его вспомнить... Неужели такое возможно? – уже почти испуганно сказала она.
– А вашего сына? Вы можете вспомнить? Или братика? Ты можешь вспомнить своего братика? – обращаясь сразу к обеим, спросила Стелла.
Мама и дочь отрицательно покачали головами.
Обычно такое жизнерадостное, личико Стеллы выглядело очень озабоченным, наверное, никак не могла понять, что же такое здесь происходит. Я буквально чувствовала напряжённую работу её живого и такого необычного мозга.
– Придумала! Я придумала! – вдруг счастливо заверещала Стелла. – Мы «оденем» ваши образы и пойдём «погулять». Если они где-то есть – они нас увидят. Правда же?
Идея мне понравилась, и оставалось только мысленно «переодеться» и пойти на поиски.
– Ой, пожалуйста, а можно я с ним побуду, пока вы не вернётесь? – упорно не забывала своего желания малышка. – А как его зовут?
– Пока ещё никак, – улыбнулась ей Стелла. – а тебя?
– Лия. – Ответила малышка. – А почему всё-таки вы светитесь? Мы один раз видели таких, но все говорили, что это ангелы... А кто же тогда вы?
– Мы такие же девочки как ты, только живём «наверху».
– А верх – это где? – не унималась маленькая Лия.
– К сожалению, ты не можешь туда пойти, – пыталась как-то объяснить, попавшая в затруднение Стелла. – Хочешь, я тебе покажу?
Девчушка от радости запрыгала. Стелла взяла её за ручку и открыла перед ней свой потрясающий фантастический мир, где всё казалось таким ярким и счастливым, что не хотелось в это верить.
Глаза у Лии стали похожими на два огромных круглых блюдца:
– Ой, красота-а кака-ая!....А это что – рай? Ой ма-амочки!.. – восторженно, но очень тихо пищала девчушка, как будто боясь спугнуть это невероятное видение. – А кто же там живёт? Ой, смотрите, какое облако!.. И дождик золотой! А разве такое бывает?..
– А ты когда-нибудь видела красного дракончика? – Лия отрицательно мотнула головой. – Ну, вот видишь, а у меня бывает, потому что это мой мир.
– А ты тогда, что же – Бог??? – Но ведь Бог не может быть девочкой, правда же? А тогда, кто же ты?..
Вопросы сыпались из неё лавиной и Стелла, не успевая на них отвечать, засмеялась.
Не занятая «вопросами-ответами», я стала потихонечку осматриваться вокруг и совершенно поразилась открывающимся мне необыкновенным миром... Это был и в правду самый настоящий «прозрачный» мир. Всё вокруг сверкало и переливалось каким-то голубым, призрачным светом, от которого (как должно было бы) почему-то не становилось холодно, а наоборот – он грел каким-то необыкновенно глубоким, пронизывающим душу теплом. Вокруг меня, время от времени, проплывали прозрачные человеческие фигуры, то уплотняясь, то становясь прозрачными, как светящийся туман... Этот мир был очень красивым, но каким-то непостоянным. Казалось, он всё время менялся, точно не зная, каким бы остаться навсегда...
– Ну что, ты готова «погулять»? – вырвал меня из моих мечтаний бодрый Стеллин голосок.
– А куда пойдём? – очнувшись, спросила я.
– Пойдём искать пропавших! – весело улыбнулась малышка.
– Милые девочки, а вы всё же разрешите мне постеречь вашего дракончика, пока вы будете гулять? – ни за что не желая его забыть, потупив свои круглые глазки, попросила маленькая Лия.
– Ну ладно, стереги. – Милостиво разрешила Стелла. – Только никому не давай, а то он ещё малыш и может испугаться.
– Ой, ну что-о вы, как можно!.. Я его буду очень любить, пока вы вернётесь...
Девчушка готова была просто из кожи лесть вон, только бы получить своего невероятного «чудо-дракона», а это «чудо» дулось и пыхтело, видимо стараясь изо всех сил понравиться, как будто чувствовало, что речь идёт именно о нём...
– А вы когда ещё придёте? Вы очень скоро придёте, милые девочки? – в тайне мечтая, что мы придём очень нескоро, спросила малышка.
Нас со Стеллой отделила от них мерцающая прозрачная стена...
– С чего начнём? – серьёзно спросила озабоченная не на шутку девчушка. – Такого я никогда не встречала, но я ведь здесь ещё не так давно... Теперь мы должны что-то делать, правда же?.. Мы ведь обещали!
– Ну, давай попробуем «надеть» их образы, как ты и предлагала? – долго не думая, сказала я.
Стелла что-то тихонько «поколдовала», и через секунду стала похожа на кругленькую Лию, ну а мне, естественно, досталась Мама, что меня очень рассмешило... А надевали мы на себя, как я понимала, просто энергетические образы, с помощью которых мы надеялись найти нужных нам, пропавших людей.
– Вот это есть положительная сторона использования чужих образов. А существует ещё и отрицательная – когда кто-то использует это в плохих целях, как та сущность, которая надела на себя бабушкин «ключ», чтобы могла меня бить. Это мне всё Бабушка объясняла...
Забавно было слышать, как эта малюсенькая девчушка профессорским голоском излагала такие серьёзные истины... Но она и впрямь относилась ко всему очень серьёзно, несмотря на её солнечный, счастливый характер.
– Ну что – пошли, «девочка Лия»? – уже с большим нетерпением спросила я.
Мне очень хотелось посмотреть эти, другие, «этажи» пока ещё хватало на это сил. Я уже успела заметить, какая большая разница была между этим, в котором мы находились сейчас, и «верхним», Стеллиным «этажом». Поэтому, было очень интересно побыстрее «окунуться» в очередной незнакомый мир и узнать о нём, по-возможности, как можно больше, потому что я совсем не была уверена, вернусь ли сюда когда-то ещё.