Идеи для олимпиады по искусству. Архитектурные достижения Древнего Рима. Праздники и обряды народов мира(2ч.)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ (10 -11 КЛАССЫ)

1. ЧАСТЬ. «ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ»

1.1. На грамотность написания исторических терминов.

Задание 1. Назовите термин.

1. Травянистое растение в форме стилизованных листьев и стеблей, использовалось как украшение на капителях колонн коринфского ордера.

2. Храмовая башня, святилище главного божества в архитектуре Двуречья, представляющая собой поставленные друг на друга высокие, наподобие усеченной пирамиды, террасы (от 3 до 7), сложенные из сырцового кирпича.

3. В индуизме воплощение бога Вишну в облике героев, животных и сказочных существ.

4. Широкий и плоский обожженный кирпич, основной строительный материал в архитектуре Византии и русском храмовом зодчестве XI - XIII вв.

5. Изображение идиллической мирной жизни пастухов и пастушек на лоне природы, их любви и безмятежного сельского духа в изобразительном искусстве.

6. Ювелирные изделия из крученых металлических нитей, обычно изогнутых в виде завитков и образующих сложный кружевной узор.

7. Головной платок египетских фараонов, обычно полосатый, с длинными спускающими на плечи концами.

8. Песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной.

Задание 2. Дайте определение термина.

1. Бусидо ; 2. Иару; 3. Рамаяна; 4. Скрипторий; 5.Трансепт ; 6. Харизма ; 7. Царские врата;

8. Эннеада.

Задание 3: Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и объясните, что обозначает термин.

1. 3...ком...ра; 2. Г...релье...; 3. Д...льм...ны; 4. Пер...пт...р; 5. М.. .м.. .р.. .альный.

Задание 4. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.

1. Пр...скений - выступающая вперед часть сценического сооружения (скене) в древнегреческом театре.

2. Энк...уст...ка - техника живописи восковыми красками, наносившимися в горячем виде.

3. Анг...ж.. .мент - приглашение артиста на какой-нибудь срок для участия в спектакле.

4. Д.. .заб.. .лье - легкая свободная домашняя одежда.

5. Кр.. .н.. .лин - особый покрой платья или юбки в XVIII - XIX вв.

Задание 5.: «Лингвистический конструктор». Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам, менять местами и пр.

1. Изобразительное искусство, культура повседневности, внутренний смысл, жанр, живопись.

2. Стиль, русская культура, вычурность, витиеватость форм, западноевропейская культура, цветовой контраст, XVII - нач. XVIII вв., причудливость, пышность, декоративность.

2. ЧАСТЬ. ЗАДАНИЯ НА ЗНАНИЕ ФАКТОВ

2.1. Ряды (продолжение перечисления, дать определение элементу ряда и т.д.)

Задание 1. Укажите лишнее имя в ряду российских художников начала XIX в.:

1) О.А. Кипренский; 2) С.Ф.Щедрин; 3) А.Д. Захаров; 4) В.А. Тропинин.

Задание 2. Что или кто является лишним в ряду (лишнее слово выпишите и кратко объясните свой выбор)?

А) Перун, Стрибог, Плутос, Сварог, Велес.

Б) Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, В.Г. Перов, К.П. Брюллов, И.И. Шишкин.

Дайте краткий ответ на вопрос по мифологии:

Задание 1.

1. Как в образном языке мифологии и поэзии именуется дерево, находящееся в центре мира?

2. Что такое "явь", "навь" и "правь" в славянской мифологии?

3. Какие богини греческой мифологии распоряжались судьбой людей?

4. Сколько лет, согласно Библии, жил Адам?

5. Его изображения в Древнем Египте служили амулетами и украшениями.

б. Красота этой богини воспевалась в гимнах древнего Вавилона: "Будь воспета богиня,

особо почитаемая среди богинь."

Задание 2 .

1. Какой скандинавский бог мог принимать любое обличье?

2. Как звали Творца всей Вселенной в древнеиндийской мифологии?

3. По отцовской линии он считал себя потомком самого Геракла, а по материнской линии - Эака, деда знаменитого Ахилла, героя Троянской войны. Отец его установил господство над всей Грецией. Кто это?

4. Какая богиня помогла Персею победить горгону Медузу?

5. Имя какого полумифического героя пользовалось огромной популярностью в ассирийской литературе?

6. Кто являлся высшим божеством всекитайского пантеона?

7. По легенде, один из апостолов Христа был в Киеве. Кто это?

Задание 3.

1 . Кто здесь лишний? Коровы Гериона, Кербер, Троянский конь, яблоки Гесперид.

2. Райская птица с человеческим лицом: Алконост, Феникс, Варган.

3. Жрецы древних кельтов, бывшие и прорицателями, и врачами, и учителями: Друиды, шаманы, знахари, волхвы.

4. Ледяной великан в скандинавской мифологии : Сурт, Трюм, Имир.

5. Персонаж русского фольклора, получеловек - полупес, наделенный конскими копытами: Кербер, Кентавр, Полкан.

6. Про какого бога Древнего Египта говорят: "У него сердце мудрое"? Ра, Осирис, Тот.

7. Какое одно из чудес света связывают с именем Навуходоносора? Галикарнасский мавзолей, Висячие сады Семирамиды, Колосс Родосский.

Дайте краткий ответ на вопросы по художественной культуре Средневековья:

Задание 1.

1 .Это книга и известие, история и учение, знание и благая весть.

2.Что являлось основными знаками папской власти и папского могущества?

3.Как в Коране изображали Бога?

4.Как назывался один из иконографических образов Богоматери, который сформировался

в средние века и имел корни в раннехристианском искусстве Византии и Древней Руси?

В чем его особенность?

Задание 2.

1. Каким архитектурным стилям средневековья посвящены следующие стихи?

Но выдает себя снаружи тайный план:

Здесь позаботилась подпружных арок сила,

Чтоб масса грузная стены не сокрушила, -

И свода дерзкого бездействует таран.

О. Мандельштам

И свод, как череп изнутри,

Вздымал надбровицы и дуги,

Без позолот и мишуры,

Лишь щеки пышно надувая,

В серебряные дудочки играют

Младенцы - ангелы в раю.

К. Некрасова

2. Этими словами начинается знаменитая поэма на старофранцузском языке -жемчужина средневековой литературы. Каково ее название?

Король наш Карл, великий император,

Провоевал семь лет в стране испанской

Весь этот горный край до моря занял,

Взял приступом все города и замки,

Поверг их стены и разрушил башни. Аой!

Не сдали только Сарагосу мавры.

Марсилий - нехристь там царит всевластно,

Чтит Магомета, Аполлона славит,

Но не уйдет он господней кары.

(Перевод Ю. Корнеева)

3. О каком характерном для науки средних веков идет речь в стихах:

И вот опять до света кальцинируй, подсвечивай, цеди и дистиллируй

Сквозь глину, мел, а то и сквозь белок, сквозь сито, буру, поташ, золу, песок,

Сквозь реальгар, вощенную холстину и с волосами смешанную глину,

Сквозь разный уголь, воск, сухой навоз; подмешивай селитру, купорос,

Сурьму и сурик, серу и мышьяк, иль винный камень, бурый железняк,

Иль сплавы всякие...

(Из поэмы Дж. Чосера "Кентерберийские рассказы"

4. О каком грандиозном сооружении, цитадели православия и ислама идет речь в стихотворении :

Прекрасен храм, купающийся в мире,

И сорок окон - света торжество;

На парусах, под куполом, четыре

Архангела прекраснее всего.

И мудрое сферическое зданье

Народы и века переживает,

И серафимов гулкое рыданье

Не покоробит темных позолот.

О. Мандельштам

Чем интересен и знаменит данный храм, почему он объединил две религии?

Задание 3.

1. Певцы - поэты в средневековой Скандинавии назывались скальды, а как они назывались в Шотландии?

2. Этот храм освящали в 537 году, и известная историческая личность, причастная к строительству этого храма, воскликнула: "Слава Господу, который удостоил меня совершить такое дело! Соломон, я победил тебя!" Что это за храм и кто эта историческая личность?

3. Как средневековые студенты называли свой университет? Что это обозначает?

4. В "Божественной комедии" Данте назвал шесть имен величайших, с его точки зрения, поэтов. Кто они?

5. В средневековой Европе маска была принадлежностью бродячих артистов. Как их называли? Постепенно маска стала частью комедийного театра. Так возникла комедия масок в Италии. Какое название она получила? Назовите главных героев этих комедий.

6. В 16 веке в искусстве орнамента возникает стиль "абстрактной звериной орнаментики". Что это значит?

7. Этот прием в живописи был разработан знаменитым художником Ренессанса и представлял собой в живописи и графике смягчение очертаний предметов с помощью живописного воссоздания окружающей их световоздушной среды. Что это за прием и кто его разработал?

Задание 4.

1. Во время первой религиозной реформы князем Владимиром в Киеве был установлен пантеон славянских богов. Среди названных ниже богов одно имя лишнее. Какое? Перун, Хоре, Даждьбог, Стрибог, Симаргл, Велес, Мокошь.

2. В устном народном творчестве восточных славян особое место занимал былинный эпос. Как назывались такие произведения в древности?

3. Нестор в "Повести временных лет" рассказывает об основании Киева следующее: "И было три брата: по имени Кий, другой - Щек, третий - Хорив, а сестра их была...". Как звали сестру братьев?

4. По древним славянским поверьям: домовой - добрый покровитель дома, а кто вносил в дом зло?

5. Какое слово у древних славян обозначало личное имя человека?

Задание 5.

1. Этот самый "византийский" храм был воздвигнут в Чернигове греческими мастерами в 11 веке и сохранился до наших времен почти целиком. Как он называется? Какой архитектурный элемент отличает этот храм?

2. Считается, что эта икона появилась чудесным образом после того, как посланный эдесским царем Авгарем художник не смог изобразить Спасителя. Как появился образ Христа и какое название получила икона?

Задание 6. Определите, где находится это изображение, кто на нем изображен?

Задание 7. Определите, где находится это изображение, кто на нем изображен? Что символизирует это изображение?

Задание 8. Определите, какой храм изображен на рисунке, где он находится. Опишите основные архитектурные элементы храма.

Задание 9.

3. ЧАСТЬ. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных тем:

1. "Храм как модель мира в средневековой культуре".

2."Пространство и время в Античности и в Средние века ".

3. "Вещь в культуре" .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Володинская средняя общеобразовательная школа»

Кривошеинский район Томская область

Образовательная программа

дистанционной подготовки учащихся к олимпиаде

по мировой художественной культуре

«Решение заданий по МХК»

Составила: Сабова Тамара Ивановна,

мировой художественной культуры

и изобразительного искусства.

Володино 2013г

Пояснительная записка

Курс разработан по дисциплине «Мировая художественная культура». По программе Даниловой Г.А.

    Курс называется «Решение заданий по МХК » и предназначен для дистанционной подготовки школьников к олимпиаде 9-10 классов по предмету МХК.

    Цель курса: познакомить углубленно с основными темами по МХК.

    Задачи курса:

    познакомиться с кратким содержанием тем и изучить их;

    просмотреть презентации и видеофильмы для глубокого понимания содержания курса;

    решить тестовые задания;

    обсуждать темы наиболее трудных, малоизученных тем

    Структура курса включает в себя 29 основных тем в 10 классе, 18 тем в 9 классе .

Актуальность программы

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется МХК, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Участие школьников в олимпиадах разного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:

    дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;

    создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;

    привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;

    олимпиады проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;

    по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;

    каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.

Форма обучения: очно- заочная с применением дистанционных образовательных технологий

Траектория подготовки к олимпиаде по МХК

Система подготовки:

    базовая школьная подготовка по предмету;

    подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);

    самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

    целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Условия реализации программы :

    Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

    Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.

    Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

    Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.

МХК 9 класс

Тема урока

Цивилизация и культура

Единство и многообразие культуры

Особенности художественной культуры Древнего Египта.

Своеобразие художественной культуры Древнего Востока.

Греция – «колыбель европейской цивилизации»

Художественные достижения доколумбовой Америки.

Идеал человека в культуре народов мира.

Герой и защитник Отечества.

Образ женщины-матери сквозь века.

Человек в мире природы.

Человек. Общество. Время.

Героический эпос народов мира.

Праздники и обряды народов мира

Своеобразие архитектурных традиций.

Изобразительное искусство народов мира

Своеобразие музыкальной культуры.

Театр народов мира.

Самобытность танцевальной культуры.

1.Цивилизация и культура (2ч.)

Соотношение понятий «цивилизация « и «культура». Что значит быть культурным и цивилизованным человеком. Понятие о мировой художественной культуре. Художественные символы народов мира.

Контроль по теме: тест

2.Единство и многообразие культуры (2ч.)

Единство мировой культуры. Мировое древо как отражение единства мира. Многообразие и национальная самобытность культуры..

Контроль по теме: тест

3.Особенности художественной культуры Древнего Египта. (2ч.)

Жизнь человека в искусстве. Художественный канон в искусстве. «Дома вечности « богов и фараонов.

Контроль по теме: написание эссе

4.Своеобразие художественной культуры Древнего Востока. (2ч.)

Символический характер искусства. Природа и человек - славная тема восточного искусства. Религиозные верования и их отражение в искусстве.

Контроль по теме: тест

5.Греция – «колыбель европейской цивилизации» (2ч.)

«Страна героев и богов». Прогулка по Афинскому Акрополю. В поисках человека.

Контроль по теме: составить маршрут экскурсии по Афинскому акрополю.

6.Художественные достижения доколумбовой Америки. (2ч.)

Своеобразие культуры ольмеков. Характерные черты ацтеков.. особенности художественной культуры майя. Памятники художественной культуры инков.

Контроль по теме: сделать сравнительную таблицу культуры ольмеков, ацтеков, майя, инков.

7.Идеал человека в культуре народов мира. (2ч.)

Понятие об идеале. Идеал человека в религиях мира. Святые и святость.

Контроль по теме: сделать сравнительную таблицу идеала человека в религиях мира

8.Герой и защитник Отечества. (2ч.)

Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества. Идеал благородного рыцарства. Александр Невский – патриот Земли русской.

Контроль по теме: тест

9.Образ женщины-матери сквозь века. (2ч.)

«Венеры» первых художников Земли. Священный лик Богоматери. Мадонны Возрождения. Величавая славянка в творчестве А.Г. Венецианова. Женщина – мать в искусстве XX века.

Контроль по теме: написание эссе

10.Человек в мире природы. (2ч.)

Человек и Природа. Взгляд через века.

Контроль по теме: написание эссе

11.Человек. Общество. Время. (2ч.)

Пространство и время в зеркале мифов. Человек эпохи Римской империи. Человек «в центре мира»(эпоха Возрождения). Человек нового времени.

Контроль по теме: задание на соответствие

12.Героический эпос народов мира(2ч.).

Понятие о героическом эпосе. Герои и темы народов эпоса. Карело-финский эпос «Калевала»

Контроль по теме: написание эссе

13.Праздники и обряды народов мира(2ч.)

Всякая душа празднику рада. Религиозные праздники и обряды народов мира. Карнавалы.

Контроль по теме: составить сценарий праздник

14.Своеобразие архитектурных традиций. (2ч.)

Особенности храмового зодчества. Дом- жилище человека..

Контроль по теме: диктант по архитектуре

15.Изобразительное искусство народов мира(2ч.)

Искусство византийской мозаики. Древнерусская иконопись. Искусство книжной миниатюры. Скульптура Тропической и Южной Африки.

Контроль по теме: тест

16.Своеобразие музыкальной культуры. (2ч.)

Музыка в храме. В песне – душа народа. У истоков народной американской музыки.

Контроль по теме: эссе

17.Театр народов мира. (2ч.)

Рождение русской народной драмы. В музыкальных театрах мира. Искусство кукольного театра.

Контроль по теме: анализ драматического произведения

18.Самобытность танцевальной культуры. (1ч.)

Фламенко..Радуга русского танца. Искусство индийского танца.. Под звуки тамтамов. (танцы народов Африки)

Контроль по теме: тест

МХК 10 класс

Календарно-тематический план

Тема урока

Искусство первобытного человека.

Художественная культура Древней и Передней Азии.

Архитектура Древнего Египта.

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

Художественная культура Мезоамерики.

Эгейское искусство.

Архитектурный облик Древней Эллады.

Изобразительное искусство Древней Греции.

Архитектурные достижения Древнего Рима.

Изобразительное искусство Древнего Рима.

Театр и музыка Античности.

Мир византийской культуры.

Архитектура западноевропейского Средневековья.

Изобразительное искусство Средних веков.

Театр и музыка Средних веков.

Художественная культура Киевской Руси.

Развитие русского регионального искусства

Искусство единого Российского государства.

Театр и музыка.

Художественная культура Индии.

Художественная культура Китая.

Искусство Страны восходящего солнца.

Художественная культура исламских стран.

Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения.

Архитектура итальянского Возрождения.

Титаны Высокого Возрождения.

Мастера венецианской живописи.

Искусство Северного Возрождения.

Музыка и театр эпохи Возрождения.

1.Искусство первобытного человека.

Первые художники земли. Древнейшие сооружения человечеств.

Музыка, танец и пантомима.

Контроль по теме: тест

2.Художественная культура Древней и Передней Азии.

Возникновение письменности. Архитектура Месопотамии. Изобразительное искусство. Музыкальное искусство.

Контроль по теме: написание эссе

3.Архитектура Древнего Египта.

Пирамиды –«жилища вечности» фараонов. Скальные храмы и гробницы.

Контроль по теме: тест

4.Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

Скульптурные памятники. Рельефы и фрески. Сокровища гробницы Тутанхамона. Музыка, театр, поэзия.

Контроль по теме: тест

5.Художественная культура Мезоамерики.

Художественная культура классического периода. Художественная культура ацтеков. Художественная культура майя. Художественная культура инков.

Контроль по теме: сделать сравнительную таблицу культур

6.Эгейское искусство.

Шедевры архитектуры. Фрески Кносского дворца. Вазопись стиля Камарес.

Контроль по теме: написание эссе

7.Архитектурный облик Древней Эллады.

Архитектура архаики: греческая ордерная система. Архитектура классики. Афинский Акрополь.

Архитектура эллинизма. Пергамский алтарь.

Контроль по теме: составить маршрут экскурсии

8.Изобразительное искусство Древней Греции.

Скульптура и вазопись архаики. Изобразительное искусство классического периода. Скульптурные шедевры эллинизма.

Контроль по теме: тест

9.Архитектурные достижения Древнего Рима.

Архитектура периода Римской республики. Шедевры архитектуры эпохи Римской империи.

Контроль по теме: сделать сравнительную таблицу культуры Древней Греции и Римской империи

10.Изобразительное искусство Древнего Рима.

Римский скульптурный портрет. Фресковые и мозаичные композиции.

Контроль по теме: написание эссе

11.Театр и музыка Античности.

Трагики и комедиографы греческого театра. Театральное и цирковое искусство Древнего Рима.

Музыкальное искусство Античности.

Контроль по теме: сделать сравнительную таблицу

12.Мир византийской культуры.

Достижения архитектуры. Мерцающий свет мозаик. Искусство иконописи. Музыкальная культура.

А) Перед Вами четыре изображения Христа, выполненные в Италии в период с IV по IX век нашей эры. Расставьте изображения так, чтобы получившийся ряд отображал изменение образа Христа от античного к типично средневековому.

Запишите номера изображений в том порядке, который отражает хронологическое развитие образа Христа от более раннего к более позднему.




Ответ : 3, 2, 1, 4.

За каждое правильно указанное место в хронологическом ряду – по 1 баллу.

Всего за часть А – максимум 4 балла.


Б) Посмотрите на мозаику из античного города Филиппополиса, на которой изображён античный герой Орфей. Этот образ, особенно популярный в эпоху поздней античности и раннего христианства, был во многом близок образу Христа, который сложился в первые века нашей эры. Найдите среди первых четырёх изображений то, которое, на Ваш взгляд, наиболее близко образу Орфея. Кратко опишите символическое и стилистическое сходство и разницу между образом Орфея и выбранным Вами образом Христа.

Критерии оценки рассуждения

Всего за часть Б – максимум 6 баллов.

Всего за задание 1 – максимум 10 баллов.

Задание 2

Перед Вами мозаика монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция, X век), картина художника Якопо Тинторетто (Венеция, XVI век) и фрагмент текста 13-й главы Евангелия от Иоанна. Все они посвящены одному эпизоду последних дней земной жизни Иисуса Христа, происходившему во время Тайной вечери, так называемому «Омовению ног».

Сравните, как изображён один и тот же сюжет в тексте Евангелия и в произведениях изобразительного искусства. Обратите внимание на то, как каждый из авторов показывает главного героя, его облик, действия. Как выглядят рядом с ним другие действующие лица и как они соотносятся с главным героем? На какие детали обращают внимание читателя/зрителя авторы? Как выглядят пространство и место действия? Какую роль в восприятии изображения играют цвет и колорит? Как построена композиция?

В чём сходство и в чём различие трактовки этой сцены в тексте, мозаике и на картине?

Опираясь на эти вопросы и свои наблюдения, напишите небольшое рассуждение (100‒110 слов 1) на тему «Сцена омовения ног в Евангелии и произведениях изобразительного искусства».

1 Здесь указан минимальный оцениваемый объём рассуждения, максимальный объём не ограничен .

ОМОВЕНИЕ НОГ

(Евангелие от Иоанна, Глава 13, стихи 1‒20)

1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришёл час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.

2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, 3 Иисус, зная, что Отец всё отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, 4 встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. 5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. 6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебели умывать мои ноги? 7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. 8 Пётр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. 9 Симон

Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. 10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. 11 Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.

12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? 13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. 14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.

15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. 16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. 17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете. 18 Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: «ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою». 19 Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я. 20 Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня.

(Евангелие от Иоанна, Глава 13, стихи 1 20)



Критерии оценивания письменного рассуждения

Критерии оценивания письменного рассуждения выстроены таким образом, чтобы в работах участников максимально высоко ценилось умение раскрыть и описать смысл художественного произведения через анализ средств выразительности.

При оценке работ следует руководствоваться следующими критериями:

А. Интерпретация и понимание

Работа демонстрирует способность участника последовательно и обоснованно:

  • сравнивать разнородные тексты;
  • видеть глубокие смыслы;
  • делать тонкие наблюдения для их выявления;
  • привлекать для выявления смыслов широкий круг ассоциаций.

Шкала оценок: 0–9–17–25.

Всего по критерию А максимум 25 баллов.

В. Создание текста

В работе присутствует:

  • постоянная опора на анализируемое произведение (цитаты, описание деталей, примеры и т. п.);
  • композиционная стройность, логичность повествования;
  • стилистическая однородность.

Шкала оценок: 0–3–7–10.

Всего по критерию В максимум 10 баллов.

С. Грамотность

В работе отсутствуют языковые, речевые и грамматические ошибки.

Шкала оценок: 0–2–3–5.

Всего по критерию С максимум 5 баллов.

Примечание : Сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусмотрена. При наличии в работе языковых, речевых и грамматических ошибок, серьёзно затрудняющих чтение и понимание текста (в среднем более пяти грубых ошибок на 100 слов), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Всего за задание 2 – максимум 40 баллов.

Пояснение к шкале оценок

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соотносится с привычной для российского учителя четырёх-балльной системой: первая оценка – условная двойка, вторая – условная тройка, третья – условная четвёрка, четвёртая – условная пятёрка. Баллы, находящиеся между оценками, также можно ставить – они соответствуют условным плюсам и минусам в традиционной школьной системе.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Максимум за работу 50 баллов.