Чем знаменит колизей. Колизей Рима: фото и голая правда

Колизей является одним из главных символов Рима. Грандиозное сооружение античного мира поражает современников своим масштабом, исторической значимостью и хорошо сохранившейся формой. Даже сегодня, находясь в самом Колизее, легко представить себе события прошлого, некогда разворачивающиеся на арене этого колоссального амфитеатра.

Название сооружения «colosseus» переводится с латинского как «огромный». Конечно, в 1 веке нашей эры это было действительно громадное творение архитектуры, ведь высота других зданий в основном не превышала 10 метров. Не удивительно, что с 7 июля 2007 года Колизей принадлежит к одному из семи «Новых чудес света».

История возникновения Колизея

Строительство Колизея или амфитеатра Флавиев (Amphitheatrum Flavium) было начато в 72 году нашей эры и заняло в общей сложности около 8 лет. Примечательно, что в его возведении приняли участие два императора династии Флавиев, в честь чего стадион и получил свое первоначальное название.

Император Веспасиан (Titus Flavius Vespasianus), при котором был заложен первый камень стадиона, правил Римской империей с 69 года нашей эры. Он финансировал восстановление многих сооружений, в том числе, Капитолия. А в 72 году император решил осуществить более грандиозный проект и построить самый большой в мире амфитеатр.

Место для будущего строения было выбрано не случайно. Колизей должен был затмить «Золотой Дом» (Domus Aurea) императора Нерона (Nero Clavdius Caesar), ранее находившейся у прохода к Форумам, и тем самым символизировать власть нового правителя. Как считают историки, строительными работами занимались не менее 100 000 рабов и военнопленных, которые были захвачены после войны с иудеями.

Когда в 80-м году нашей эры император Веспасиан умер, строительство Колизея пришлось на эпоху властвования его сына — императора Тита (Titus Flavius Vespasianus). Завершение работ было отмечено праздничной церемонией и освещено именем рода — Амфитеатр Флавиев.

Происхождение названия

Считается, что второе название Колизей получил от огромной статуи жестокого императора Нерона, располагающейся перед ним, и носящей название «Колосс». Однако, это мнение не соответствует действительности. Colosseus был назван так именно из-за своих громадных размеров.

Расположение

Великолепное сооружение античной эпохи, свидетельствующее о могуществе Древнего Рима, располагается между тремя холмами: Палатином (Palatino), Кайлием (Celio) и Эсквилином (Esquilino). Он находится в восточной части Римского форума (Roman Forum).

Игры

Как известно, после того, как строительство амфитеатра подошло к концу, были организованы масштабные игры с участием гладиаторов и диких зверей, длящиеся в течение 100 дней. И далее, на протяжении многих лет, это великое сооружение служило главным развлекательным местом для горожан, где проводилось бесчисленное количество гладиаторских боев, морских сражений, казней, сражений животных, реконструкция исторический войн, а также представлений по мотивам древних мифов.

В первые столетия представления на стадионе были важнейшей частью жизни римлян. А его название – амфитеатр Флавиев — вплоть до 8 века напоминало горожанам о знаменитом императоре-основателе.

Колизей даже был выбран горожанами местом для празднования 1000-летия Рима, которое проходило в 248 году.

Девизом этого масштабного стадиона была известная фраза «Panem et circenses» («хлеба и зрелищ»). Всё, что нужно было людям, помимо еды, происходило здесь: кровавые бои и смертельные сражения.

Однако, не всех устраивала такая жестокость на арене. Впервые против кровавых представлений выступил монах Телемах в 404 г. нашей эры, когда во время соревнования он вскочил с трибуны и потребовал отмены боя. В ответ на это, зрители забили его камнями. Прошло еще немного времени, и уже в 523 году, когда Древний Рим окончательно обратился к христианству, император Гонорий Август (Flavius Honorius Augustus) запретил гладиаторские бои. Однако, сражения животных продолжались. После этого Колизей уже не пользовался такой популярностью, как раньше.

Разрушение и восстановление

Поскольку Колизей в те времена был очень популярным среди местных жителей, император Тит и его брат Домициан (Titus Flavius Domitianus), а также пришедшие им на смену императоры время от времени улучшали стадион.

Великое античное сооружение дважды в истории подвергалось большим разрушениям.

В первый раз значительный урон Колизею нанес пожар, который произошел в конце I века в эпоху властвования императора Макрина. При этом восстановлен стадион был уже во время правления императора Александра Севера (Marcus Aurelius Severus Alexandrus) в начале II столетия.

Второе существенное разрушение было причинено амфитеатру в 5 веке при нашествии варваров, после которого самое масштабное сооружение античной эпохи длительное время не использовалось и находилось в забвении.

Средневековье

В конце 6 века Колизей использовался в качестве памятного места ранних христиан, которые были обречены на тяжелую смерть. Таким образом, во внутреннем пространстве стадиона устроили святилище, а арену сделали кладбищем. В арках и нишах сооружения находились мастерские и торговые лавки.

Начиная с 12 века, Колизей переходил из рук в руки многих известных римских семей в качестве бастиона до тех пор, пока амфитеатр снова не вернули под государственную власть Рима. Так, в 1200 Колизей был передан знатной семье Франджипани (Frangipane). А в 14 веке стадион сильно пострадал от мощного землетрясения. В результате этого внешняя сторона с юга практически полностью обвалилась.

Постепенно такое древнее сооружение начинало всё больше разрушаться, а некоторые папы и известные римляне не гнушались использовать его элементы для украшения собственных дворцов в 15 веке. Так, в XV и XVI веках папа Павел II брал из Колизея материал для строительства своего венецианского дворца, Павел III - для возведения паллацо-Фарнезе, а кардинал Риарио – для дворца канцелярии. Многие зодчие стремились выломать бронзовые перегородки из сооружения.

В 16 веке римский папа Сикст V хотел открыть на стадионе завод по переработке шерсти. С начала 17 века в Колизее устраивались бои быков – развлечение, которое пришло на смену гладиаторским боям.

Колизею снова начали уделять внимание, но уже со стороны церкви, во времена папы Бенедикта XIV в середине 18 века, который своим указом велел превратить Колизей в католическую церковь. Трудно представить Колизей в виде церкви, учитывая всю жестокость и кровопролитие, происходившие на его арене, не правда ли? Но именно в честь тысячи жертв Колизея он и принял это решение.

После папы Бенедикта XIV традиции возрождения древнего памятники архитектуры продолжали другие римские папы.

Реставрация

В течение 19 века проводились строительные работы по раскопкам арены стадиона и реставрации фасада. Свой актуальный вид Колизей получил во время правления Муссолини (Benito Mussolini).

И только в 20 веке Колизей был полностью отреставрирован. Работы длились в течение 9 лет – ровно столько же, сколько потребовалось для его строительства. Возрожденный амфитеатр вновь был открыт как историческая достопримечательность 19 июля 2000 года.

В 2007 году организацией New Open World Corporation был проведен конкурс, в котором люди по всему миру участвовали в голосовании для выбора Новых семи чудес света. И первое место среди памятников истории занял Колизей.

Современное время

Пожалуй, самая длинная очередь из туристов выстраивается у входа в Колизей. Очередь простирается до самой арки Константина. При этом желание туристов со всего света увидеть этот древний монумент не зависит от сезона.

Помимо главного туристического места, отреставрированный и вновь открывшийся в 2000 году древний Колизей на сегодняшний день также выступает в качестве арены для проведения различных зрелищных массовых мероприятий и красочных шоу.

В настоящее время в Колизее проводятся увлекательные экскурсии, которые позволяют окунуться в античное время. Это грандиозное сооружение особенно красиво ночью, благодаря специальной подсветке.

Выступления на сцене Колизея

Конечно, внутреннее пространство стадиона в настоящее время частично разрушено, но до сих пор используются примерно 1500 мест для зрителей. На сцене Колизея выступали такие мировые исполнители, как Билли Джоел (Billy Joel), Элтон Джон (Sir Elton John), Пол Маккартни (Sir Paul McCartney), Рей Чарльз (Ray Charles) в 2002 г.

Колизей в кино и искусстве

Стадион часто используется в литературе, кино, музыке и компьютерных играх. Фильмы: Римские каникулы» (Roman Holiday) и «Гладиатор» (Gladiator). Компьютерные игры: Age of Empires, Assassins’s Creed, Civilization.

Архитектура Колизея

Вместительность Колизея была рассчитана на 50 тысяч зрителей. Имея форму эллипса, диаметр его овала составляет 188 м и 156 м, а высота насчитывает 50 м. Это сооружение было действительно самым масштабным в истории античного мира.

По данным ученых, актуальный Колизей – это только третья часть от прежнего амфитеатра. И 50 000 зрителей могли разместиться в начале нашей эры в этом амфитеатре совершенно свободно, при этом еще 18 000 посетителей располагались стоя.

Строительный материал

Облицовка фасада была осуществлена травертином, как и многие строения Древнего Рима. Из этого природного известняка выполнены основные концентрические и радиальные стены строения.

Добыча травертина велась рядом с Тиволи, который находится в 35 км от Рима. Первичной обработкой и доставкой камня занимались пленные, а окончательную обработку осуществляли уже римские мастера. Конечно, качество обработки этого строительного материала подручными материалами в 1 веке нашей эры удивляет до сих пор.

Соединение блоков производилось с помощью специальных железных скоб. Общее количество металла, потраченное на эти скобы – около 300 тонн. К сожалению, в Средневековье многие железные конструкции вытащили местные мастера, поэтому сегодня на их месте можно увидеть большие дыры. Конструкция Колизея из-за этого сильно пострадала, но тем не менее, величайшее сооружение всех времен до настоящего времени сохраняет свою форму.

Помимо травертина, также использовались кирпич, бетон и вулканический туф для строительства амфитеатра. Так, кирпич и бетон применялись для внутренних перекрытий и перегородок, а туф – для возведения верхних ярусов.

Конструкция

Конструктивно Колизей состоит из 240 больших арок, расположенных в три яруса по окружности эллипса. Стены сооружения выполнены из бетона и кирпича из терракоты. Общее количество терракотового камня, которое потребовалось для амфитеатра, – около 1 млн штук.

Каркас Колизея состоит из 80 пересекающихся стен, которые отходят во все стороны от арены, а также 7 концентрических стен, выстроенных по окружности арены. Непосредственно над этими стенами располагались зрительские ряды. Концентрические стены с внешней стороны состоят из четырех ярусов, причем в первых трех ярусах выполнены арки высотой 7 метров каждая.

Входы в Колизей

Еще одно новшество, используемое при строительство амфитеатра, — равномерное расположение большого количества входов по периметру сооружения. Этот прием применяют и в современное время при возведении спортивных комплексов. Именно за счет этого зрители могли пройти и покинуть Колизей всего за 10 минут.

Помимо 76 входов для обычных граждан, существовало еще 4 входа для знатных особ. Из этих 76 ходов также 14 предназначалось для всадников. Входы для граждан были отмечены порядковым номером. Центральный выход с севера предназначался специально для императора и сопровождающей его свиты.

Для посещения амфитеатра в Древнем Риме нужно было купить билет (табел) с номером ряда и места. К своим местам зрители проходили по вомиториям (vomitorium), которые находились под трибунами. По ним также можно было быстро выйти из Колизея в случае эвакуации. Система лестниц и коридоров была хорошо продумана, так что это исключало давку и возможность встречи представителя одного сословия с другим.

Колизей внутри

Внутри древнего сооружения находились сводчатые галереи, где зрители могли отдохнуть. Тут же торговали ремесленники. Кажется, что все арки одинаковые, но в действительности они расположены под разным углом и тени на них падают также по-разному.

Арки

Войти в амфитеатр можно было через арки, находящиеся на первом ярусе, а затем уже подняться на следующие ярусы по лестницам. Зрители рассаживались вокруг арены по периметру эллипса.

Ярусы

Первый ярус Колизея насчитывает 76 пролета, предназначенных для входа на стадион. До наших дней хорошо сохранилась римская нумерация над ними.

Помимо большого количества арок, отличительную особенность Колизея составляют многочисленные опоры разного стиля. Они служили не только для защиты от разрушения строения, но и облегчали вес всей конструкции.

В самом тяжелом нижнем ярусе размещаются полуколонны дорического ордера, на бетонном втором ярусе – колонны ионического стиля, на третьем ярусе находятся коринфские колонны с богато декорированными капителями.

Некоторые источники также говорят о том, что арки на втором и третьем ярусах были дополнены статуями, выполненными из белого мрамора. Хотя подтверждения этой версии нет, возможно, такое украшение было в проекте сооружения.

Веларий (навес из парусины)

На четвертом ярусе Колизея, который был построен немного позднее, находятся прямоугольные отверстия для каменных опор, на которых крепился специальный тент. Этот тент натягивался на 240 деревянных мачтах и предназначался для защиты зрителей от солнца и дождя. Управлением навесом занимались матросы, специально обученные для этого. Общая численность матросов для натягивания тента составляла несколько тысяч человек.

Места для зрителей

Места для зрителей в амфитеатре располагались по иерархии. Ближе всего к арене сидели император и его приближенные, выше – представители городской власти. Еще выше располагались трибуны римских воителей - maenianum primum, а далее – трибуны для состоятельных граждан (maenianum secundum). Затем следовали места для обычных людей. после которых рассаживались простые римские горожане. Однако, самые низшие сословия располагались еще выше, на последних рядах.

Отдельные места отводились для мальчиков с учителями, зарубежных гостей, солдат в увольнении.

Арена

Поскольку арена имела эллиптическую форму, то это не позволяло гладиаторам или животным избежать смерти или ударов, укрывшись в углу. Доски на полу легко убирались перед морскими сражениями. В подвале под ареной располагались камеры для рабов, а также клетки для животных. Также там находились служебные помещения.

У арены существовало два входа. Первый — «Ворота Триумфа» (Porta Triumphalis), предназначался для выхода гладиаторов и зверей на арену. Те гладиаторы, которые выигрывали сражение, возвращались через эти же ворота. А тех, кто проиграл, — уносили через «Ворота Либитины» (Porta Libitinaria), получившие имя в честь богини смерти.

Гипогей

Под ареной находилось глубокое подземное помещение (hypogeum). В современное время это помещение можно хорошо рассмотреть. Оно включает в себя двухуровневую систему клетей и тоннелей. Здесь содержались гладиаторы и животные.

Сцена была оснащена сложной системой поворотов и различных приспособлений для спецэффектов, многие из которых до наших дней не сохранились. Для поднятия гладиаторов и животных на арену использовалась специальная система лифтов, состоящая из 80 вертикальных подъемников. Там была даже обнаружена гидравлическая система, позволявшая быстро опускать и поднимать арену.

Гипогей связывала сеть подземных тоннелей с любыми точками амфитеатра, также существовало много ходов за пределами Колизея. Гладиаторов и животных доставляли из расположенных неподалеку бараков. Кроме того, в подземелье существовал специальный ход для нужд императора и весталок.

Рядом с Колизеем

Вблизи стадиона находилась школа гладиаторов — Ludus Magnus («Большой полигон»), а также школа Ludus Matutinus, в которой проходили тренировку войны в сражении с животными.

Как добраться до Колизея

Добраться до внушительного Колизея, расположенного неподалеку от Форума и арки Константина, можно по линии метро B, выйдя на одноименной станции Colosseo. Также до Колизея ходит трамвай номер 3, или многочисленные автобусы, которые курсируют по центру города – например, автобусы № 60, 75, 81, 85, 87, 117, 175, 271, 571, 673, 810.

Адрес Колизея: Piazza del Colosseo.

Часы работы

Время работы Колизея уменьшается на час в зависимости от пика туристического сезона и времени года. Амфитеатр открыт с апреля по сентябрь ежедневно с 9.00 до 19.00, с марта по апрель - с 9.00 до 17.00, с января по март – с 9.00 до 16.00, с октября по январь – с 9.00 до 15.00.

Не так давно на стадион можно было пройти даже ночью, но это наносило большой урон строению, поэтому было установлено время посещения только днем. Хотя ночью Колизеем можно полюбоваться с улицы – ведь он очень красиво подсвечивается.

Стоимость билета

Стоимость посещения Колизея составляет 12 Евро для взрослого, а для детей младше 18 лет, — бесплатно (по состоянию на 2019 год). За выставочные мероприятия придется заплатить еще 2 Евро. Для пенсионеров, школьников и студентов предусмотрены льготные билеты стоимостью 7,50 Евро. Билет является единым для посещения Римского Форума, Палатина и Колизея, действителен в течение двух суток со времени первого посещения.

Внимание, вы можете посетить Колизей бесплатно первое воскресенье каждого месяца!

В Колизее вы можете взять экскурсию на одном из основных европейских языков, которая проводится каждые полчаса. Цена экскурсии равняется 4,50 Евро.

Как купить билеты в Колизей без очереди

Если вы решите купить билет у входа в Колизей, то вам придется приехать очень рано, либо провести несколько часов в очереди. Для того, чтобы не стоять несколько часов в огромной очереди, можно выбрать более разумный вариант: купить единый билет за 12 Евро в кассах Палатинского холма, находящихся на улице Сан-Грегорио (Via di San Gregorio), дом 30, либо площади Санта-Мария-Нова (Piazza Santa Maria Nova), дом 53 (от Колизея всего 200 м), а также в кассах Римского Форума.

Еще один вариант — купить билет на официальном сайте с фиксированным временем посещения. За онлайн бронирование придется доплатить еще 2 Евро.

Отель с видом на Колизей

Если вы хотите остановиться в отеле, расположенном прямо у Колизея, то выбирайте отель Mercure Roma Centro 4 звезды. Он был отреставрирован в 2013 году и славится своим комфортом и уютным интерьером. Этот отель пользуется заслуженной популярностью, ведь именно у этой гостиницы есть терраса с видом на Рим и амфитеатр Флавиев. А на крыше отеля есть бассейн.

Адрес: Via Labicana, 125.

Вы можете забронировать этот или любой другой отель на сайте hotellook.ru .

Экскурсии по Риму

Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Рима?

Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте .

1. Когда, кем и для чего был построен Колизей в итальянском Риме

Безусловно, самым ярким символом итальянского Рима в представлении современного человека является знаменитый КОЛИЗЕЙ, рис. 1, рис. 2, рис. 3. В свете Новой хронологии многие представления о древней истории сильно меняются. И, естественно, возникает вопрос - когда и кем был построен Колизей в итальянском Риме? Что это - древний подлинник или поздняя бутафория? А если бутафория, то какой древний прообраз пытались в нем воспроизвести?

Рис. 1. Колизей. Фотография 2009 года.

Рис. 2. Колизей с птичьего полета. Взято из , с. 23.

Рис. 3. Арена Колизея. Фотография 2007 года.

В нашей книге «Ватикан» мы подробно говорим о том, что многие якобы «античные» памятники итальянского Рима были построены отнюдь не в древности, как обычно считается, а гораздо позже. Их возвели в XV–XVI веках римские папы, которые появились в итальянском Риме сравнительно недавно - лишь около 1453 года. Первые папы Рима были, по всей видимости, беглецами из Константинополя - столицы Ромейской империи, разгромленной в 1453 году турками-османами (сегодня это турецкий город Стамбул). Большинство якобы «античных» построек итальянского Рима строилось папами-беглецами как подражания подлинным сооружениям, стоявшим на их прежней родине, в Константинополе-Стамбуле. И Колизей не исключение. Одного внимательного взгляда на него достаточно, чтобы заметить, что он С САМОГО НАЧАЛА строился как «античные развалины». Следы его поздней постройки видны очень хорошо.

Известно, что «Колизей построен из камня, бетона и кирпича» , том 21, с. 604. Не странно ли, что в таком якобы очень древнем сооружении использован БЕТОН? Историки могут возразить, что бетон изобрели еще «древние» римляне более 2 тысяч лет назад. Но почему тогда его повсеместно не применяли в средневековом строительстве? По нашему мнению, все якобы «древние» постройки из бетона гораздо более позднего происхождения, чем думают историки.

Приглядимся внимательно к кирпичной кладке внутренних стен Колизея, рис. 4, рис. 5. Мы не говорим здесь о реставрированных участках. Следов ПОДЛИННОЙ реставрации в Колизее не видно вообще. Вся кирпичная кладка в нем выглядит приблизительно одинаково и сделана из единообразного кирпича. Кирпичи во многих местах аккуратно обиты с краев. Хорошо видно, что кирпичи были обиты именно ПЕРЕД КЛАДКОЙ, а не после нее. Другими словами, при постройке Колизея сразу же ИСКУССТВЕННО ИЗОБРАЖАЛСЯ ЯКОБЫ МНОГОВЕКОВОЙ ИЗНОС ЗДАНИЯ.

Рис. 4. Кирпичная стена арены Колизея выложена «под древность» из кирпича со специально обитыми краями. Причем, почти вся кирпичная кладка арены Колизея именно такова. Фотография 2007 года.

Рис. 5. Кирпичная кладка арены Колизея. Видно, что края кирпичей обиты весьма упорядочено и обивка была произведена ПЕРЕД кладкой, а не с течением веков (что пытались изобразить). Кирпичи скреплены между собой составом, весьма напоминающим цемент XIX века. Фотография 2007 года.

То же самое можно сказать и об участках якобы «обвалившейся» кирпичной кладки. Они есть внутри Колизея. Эти участки тоже явно сделаны искусственно, сразу в своем нынешнем «обвалившемся» виде, рис. 6. Если бы кирпичная кладка обвалилась по-настоящему, то ее оголившиеся внутренние кирпичи располагались бы ВДОЛЬ первоначальной поверхности стен, а не под углом к ней. Кроме того, значительная часть кирпичей в разломе была бы сколота. Ничего подобного в Колизее нет. Обвалившиеся участки стен выложены сразу в своем окончательном, «обвалившемся» виде из целых кирпичей. Большинство кирпичей нарочно повернуто под углом к поверхности стены, чтобы изобразить якобы хаотическую поверхность скола. Однако каменщики, привыкшие класть кирпичи ровно, так и не смогли добиться настоящего хаоса. В кладке «обвалов» явно проглядывает упорядоченность.

Рис. 6. Кирпичная кладка Колизея. Якобы обвалившийся «от древности» участок стены. Однако оголившиеся кирпичи расположены почему-то не вдоль, а под углом к поверхности стены и уложены достаточно упорядочено. Скорее всего, это - новодел «под древность». Фотография 2007 года.

Переделки и перекладки, встречающиеся в стенах Колизея, тоже совсем не похожи на настоящие. Аккуратно выложенные «остатки старых сводов» странно смотрятся на ровных, как с иголочки, кирпичных стенах Колизея, рис. 7. Хорошо видно, что все эти «перекладки» делались сразу же при первоначальном строительстве, чтобы изобразить «древность». Подлинные перекладки сводов, окон и дверей, неизбежные в старых, уходящих под землю зданиях, выглядят совсем по-другому. На рис. 8 мы приводим для сравнения фотографию внешней стены собора святой Ирины в Стамбуле. Там хорошо видны многочисленные следы ПОДЛИННЫХ перекладок. Обратите внимание, что верхние участки стен святой Ирины выглядят существенно НОВЕЕ нижних. Нижние участки наоборот, более старые, в них больше переделок. Но в Колизее кладка удивительным образом ОДИНАКОВА по новизне на ВСЕХ УРОВНЯХ, рис. 7.

Рис. 7. Кирпичная кладка Колизея. Бутафория «под древность». На поверхности стены аккуратно выложены «следы древних сводов», а также «след древней обвалившейся лестницы». Фотография 2007 года.

Рис. 8. Кирпичная стена собора святой Ирины в Стамбуле. Видны многочисленные, разнородные, накладывающиеся друг на друга следы перекладки сводов и окон. Нижняя часть стен (ниже растущей травы) находится в раскопе, сделанном вокруг храма. Фотография 2007 года.

Далее, в подлинных старых зданиях нижняя часть постройки находится обычно под землей или в раскопе. Например, собор святой Ирины стоит в примерно 4-метровом раскопе, рис. 8. Но вокруг Колизея НИКАКОГО РАСКОПА НЕТ. Не заметно никаких следов его сколь-нибудь существенного погружения в землю. Неужели за 2 тысячи лет, якобы протекшие со времен строительства, вокруг Колизея так и не вырос культурный слой, заметный невооруженным глазом? Это очень странно.

Отметим, что достройка Колизея продолжается и в наши дни. На фотографии, приведенной на рис. 9, хорошо видно, как продвигается работа по надстройке кирпичной стены Колизея «древним» белым камнем. Делается это откровенно, на виду у туристов, с помощью передвижных строительных лесов.

Рис. 9. Стены Колизея растут до сих пор. На фотографии видно, как идет надстройка кирпичной стены Колизея современным белым камнем «под древность» с помощью передвижных строительных лесов. Фотография 2007 года.

Итак, когда был построен Колизей на самом деле? Оказывается, в Ватикане это особенно и не скрывается.

Так, например, в Ватиканском дворце на всеобщее обозрение выставлена фреска, изображающая, как ТОЛЬКО ЧТО СПРОЕКТИРОВАННЫЙ КОЛИЗЕЙ сходит с бумажного листа, претворяясь в действительность, рис. 10. Причем - СРАЗУ В ВИДЕ РАЗВАЛИН (!), Рядом нарисован ангел с циркулем и строительным углом. Он помогает строить Колизей. Но кому? Неужели - язычнику-императору (что было бы неуместно для ангела)? Отнюдь нет. Имя строителя, а также год строительства прямо указаны на фреске. Рядом с изображением Колизея, читаем: «СЕДЬМОЙ ГОД ПАПЫ ПИЯ VII» («PIVS.VII.P.M.ANNO.VII»), рис. 11. Поскольку папа Пий VII правил в 1800–1823 годах, то речь идет о 1807 годе н. э. (!)

Рис. 10. Фреска в Ватиканском дворце. Колизей сходит с бумажного листа проектировщика, претворяясь в действительность. Прямо указано, что происходит это при папе Пие VII (1800–1823), на 7-м году его правления, то есть в 1807 году. Фотография 2007 года.

Рис. 11. Фрагмент предыдущего рисунка. Табличка с датой «PIVS.VII.P.M.ANNO.VII», то есть «СЕДЬМОЙ ГОД ПАПЫ ПИЯ VII». Это 1807 год. Фотография 2007 года.

Этот же год повторен еще раз в надписи под фреской. Написано следующее, рис. 12:

AMPHITHEATRVM.FLAVIUM

A.PIO.VII.CONTRA.RVINAM.EXCELSO.FVLCIMENTO.SOLIDATVM

ET.PLVRIFARIAM.SVBSTRVCTIONE.MVNITVM

Рис. 12. Большая мраморная доска с крестом, висящая над входом в Колизей, торжественно сообщает, что «восстановление» Колизея («АМФИТЕАТРА ФЛАВИЕВ», AMPHITEATRVM FLAVIVM) закончено при папе Пие IX в 1852 году, на 7 году его правления. Фотография 2009 года.

Дадим буквальный перевод на русский язык, пользуясь латинско-русским словарем И.Х. Дворецкого .

АМФИТЕАТР ФЛАВИЕВ

ПИЙ VII, РУИН ВОЗВЫШЕННО ПОКОЯЩИХСЯ НА ТВЕРДЫНЕ И, СВЕРХ ТОГО, НА МНОГООБРАЗНЫХ ОСНОВАНИЯХ, СТРОИТЕЛЬ

Не вникая в тонкости перевода, отметим, что СТРОИТЕЛЕМ РАЗВАЛИН (РУИН) КОЛИЗЕЯ здесь недвусмысленно назван папа Пий VII. Причем сказано, что начало строительства - или быть может, только одобрение проекта - случилось в 1807 году.

Итак, в Ватиканском дворце откровенно изображено строительство Колизея СРАЗУ КАК «АНТИЧНЫХ» РАЗВАЛИН В 1807 ГОДУ Н.Э. Причем, показано, что дело началось с составления проекта. Что, вероятно, означает, что в 1807 году Колизей только начал возводиться.

Но кто же тогда ЗАКОНЧИЛ его строительство? Ответ, вероятно, содержится на торжественной мраморной доске, висящей прямо над входом в Колизей, рис. 11. Крупными буквами здесь написано имя папы Пия IX (1846–1878). Указан также и год завершения «восстановления» Колизея. Это знаменательное событие произошло в 1852 году, на седьмом году правления Пия IX. Что, скорее всего, и есть ПОДЛИННАЯ ДАТА ОКОНЧАНИЯ ПОСТРОЙКИ КОЛИЗЕЯ. Это 1852 год, то есть середина XIX века.

После своей постройки Колизей был сильно разрекламирован. А 7 июля 2007 года он даже попал в список так называемых «новых семи чудес света», заняв там второе место после Великой китайской стены .

Но если Колизей был построен в XIX веке, то на каком же основании его приписали императору Флавию Веспасиану, жившему якобы в I веке н. э.?

Обратимся к общепринятой истории Колизея.

«Колизей - самый большой из древнеримских амфитеатров и одно из самых замечательных зданий в целом мире. Находится в Риме … на том месте, где некогда был пруд … Постройка этого здания начата императором Веспасианом, после его побед в Иудее, и окончена в 80 г. после Р.Х. императором Титом … Первоначально Колизей назывался, по фамилии упомянутых государей, амфитеатром Флавиев, нынешнее его название (лат. Colosseum, Colosaeus, итал. Coliseo) утвердилось за ним впоследствии.

Долгое время Колизей был для жителей Рима любимым местом увеселительных зрелищ … Нашествия варваров привели его в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он служил КРЕПОСТЬЮ ДЛЯ ЗНАТНЫХ РИМСКИХ РОДОВ … особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римскому сенату и народу. Еще в 1332 году местная аристократия устраивала здесь БОЙ БЫКОВ (в 1332 году бои быков происходили, скорее всего, не в нынешнем Колизее, а в том городском театре итальянского Рима, который позднее был переделан в замок святого Ангела, см. нашу книгу «Ватикан» - Авт. ), но с этой поры началось систематическое разрушение Колизея … Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио - для дворца Канцелярии (Cancelleria), Павел III - паллацо-Фарнезе (Колизей тут не при чем - просто камень и кирпич старого города XIV века использовался для папских построек XV–XVI веков, ПОСЛЕ ЧЕГО старая часть итальянского Рима и превратилась в развалины, см. нашу книгу «Ватикан» - Авт. ). Однако … значительная часть его уцелела … Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства СУКОННОЙ ФАБРИКИ, а Климент IX на самом деле ПРЕВРАТИЛ КОЛИЗЕЙ В ЗАВОД ДЛЯ ДОБЫВАНИЯ СЕЛИТРЫ. Лучшее отношение пап к величественному памятнику … НАЧАЛОСЬ НЕ ПРЕЖДЕ СЕРЕДИНЫ XVIII СТОЛЕТИЯ … Бенедикт IV (1740–1758) … приказал водрузить посреди его арены ГРОМАДНЫЙ КРЕСТ, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году (вероятно, они слишком уж сильно противоречили мнимой древности Колизея, придавая ему откровенно христианский облик, потому их и убрали - Авт. )» , статья «Колизей».

Итак, при Клименте IX (1592–1605) на месте Колизея работала суконная фабрика, а до того там, вероятно, был просто ПРУД. Никакого Колизея в те времена, скорее всего, не было и в помине. Вероятно первым, кому пришло в голову воздвигнуть Колизей, был папа Бенедикт XIV (1740–1758). Но и он явно намеревался воздвигнуть не «античный памятник», а памятник христианским мученикам. Однако его преемники повели дело в другую сторону. При них и начинается подлинное строительство современного Колизея, изображаемое как якобы «легкая реставрация древнего памятника». Вот что сообщает Энциклопедический Словарь:

«Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII … подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением (читайте: построили стены Колизея - Авт. ), а Пий IX исправил в нем некоторые из внутренних лестниц (читайте: выстроил внутреннюю часть Колизея - Авт. ). Еще с большим вниманием охраняется Колизей нынешним итальянским правительством, по распоряжению которого, под руководством ученых археологов … на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда к тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных, деревья и другие декорации, или наполнять ее водой и поднимать вверх корабли, когда представлялись наумахии» , статья «Колизей».

Особенно нелепо звучит мысль историков о «наумахиях» - морских сражениях, представляемых на заполненной водой арене Колизея. При этом не дается никаких сколь-нибудь вразумительных объяснений - как именно и при помощи каких механизмов вода могла наполнять арену Колизея? Где сливные и наливные трубы? Водонапорные устройства?

Водонепроницаемые стены со следами заполнения водой? Ничего подобного в Колизее нет. Ниже мы объясним подлинную подоплеку этих легенд о «наумахиях».

Но - скажут нам - если Колизей был построен в XIX веке, как вы говорите, то, следовательно, авторы XVII–XVIII веков еще ничего не знали о нем. Так ли это?

Да, по-видимому, так и было. Чтобы проверить это, мы обратились к имеющимся у нас источникам XVII века, которые, по всей видимости, должны были упомянуть о таком замечательном сооружении как Колизей, если хоть что-нибудь знали о нем. Но оказалось, что ни в одном из этих источников о Колизее НЕ ГОВОРИТСЯ НИ СЛОВА. Приведем два наиболее ярких примера.

Прежде всего, откроем ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД - подробное изложение всемирной и русской истории, обычно датируемое XVI веком. Кстати, по нашему мнению, Лицевой свод был изготовлен не в XVI, а в XVII веке, но в данном случае это не важно. Долгое время Лицевой свод был совершенно недоступен для изучения, однако в 2006–2008 годах московское издательство «АКТЕОН» выпустило полное факсимильное издание всех 10 томов Лицевого свода . Во втором и третьем томах подробно описывается история древнего Рима. Причем, что удачно, особенно много места уделено именно правлению императора Флавия Веспасиана, который, по мнению историков, заложил Колизей, см. выше.

Отметим, что Лицевой летописный свод - далеко не простая летопись. Во-первых, она ОЧЕНЬ ПОДРОБНАЯ. Во-вторых, она предназначалась для царя и его окружения, а потому писалась особо тщательно. На ее изготовление были затрачены огромные средства. «Лицевой свод XVI века - крупнейшее в отечественной письменности историческое иллюстрированное произведение» , с. 27. Некоторые тома Лицевого свода находились библиотеке московских царей, принадлежали лично Петру I , с. 15–21. Лицевой свод содержит более шестнадцати тысяч прекрасных цветных рисунков, в том числе, множество рисунков, изображающих город Рим. Поэтому если ДАЖЕ ТАМ нет упоминаний о Колизее - ни в тексте, ни на рисунках - то приходится заключить, то в Москве XVI–XVII веков о Колизее ЕЩЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЛИ. Поразительно, что таких упоминаний действительно НЕТ.

Но может быть, Лицевой свод умалчивает о Колизее просто потому, что вообще не касается построек, воздвигнутых императором Веспасианом в Риме? Нет, это не так. В Лицевом своде достаточно подробно рассказано о том, как Веспасиан, вернувшись в Рим с Иудейской войны, тут же затеял строительство огромных и удивительных зданий. Но Колизей в их числе не упомянут. И вообще, о театре ничего не сказано. Говорится только о храмах, сокровищницах, библиотеках. В Лицевом своде, кстати, подробно ИЗОБРАЖЕНО - что именно строил в Риме Веспасиан. См. рис. 13. Показаны плотники с топорами, возводящие различные здания. Никакого театра среди них нет, рис. 13.

Рис. 13. Император Веспасиан по возвращении с Иудейской войны строит «жертвенник кумиру» в Риме. Но это - отнюдь не Колизей, а храмовые здания с «золотым кумиром». Завесами и книгами. Колизей вовсе не изображен и не упомянут в тексте Лицевого свода. Взято из , книга 2, с. 2850.

Приведем для полноты отрывок Лицевого свода, говорящий о постройках Веспасиана в Риме. Как мы уже говорили, Веспасиан задумывает их сразу по возвращении с Иудейской войны.

«Уеспасианъ же ища создати жертвеник кумиру, и скоро зда и паче человеческия мысли скончаша. И вся многоценная вложи вонь и бысть видети вся невидимая и необретаемая ту собрана. Ихже деля человецы по всему миру ходятъ, труждающеся и жадающе обрести видети а. Повеси же ту июдейски катапетазме аки хваляся има, и вся златомъ строеныя ризы, законы яже книги в полате повеле хранити» , книга 2, с. 2850–2851.

Перевод на современный русский язык:

«Веспасиан задумался о том, как создать жертвенник кумиру и скоро воздвиг то, что превзошло всякое человеческое воображение. И все многоценные одеяния положил туда и все чудесное и недоступное было там собрано и положено на виду. Ради всего этого люди по всему миру путешествуют и трудятся, лишь бы только увидеть собственными глазами. Повесил же [Веспасиан] там иудейские завесы, как бы гордясь ими, и все золотом шитые ризы, а книги с законами повелел хранить в палате» , книга 2, с. 2850–2851.

Как видим, Лицевой свод не преминул рассказать о замечательных постройках Веспасиана в Риме, возведенных после Иудейской войны. Но Колизей среди них не упомянут.

Ничего не знает о Колизее и Лютеранский хронограф 1680 года - всемирная летопись, подробнейшим образом описывающая римские события. Она, так же, как и Лицевой свод, сообщает лишь о сооружении Веспасианом некоего «храма мира» по окончании Иудейской войны: «Лета Христова 77, храмъ мира сооружается, въ немже возлагаются украшения храма Иеросалимскаго, сиесть сосуды Иудейския златыя. Законъ же и покровы багряныи въ палатахъ повелением Веспесиана сохранени» , лист 113.

На этом описание построек Веспасиана заканчивается. О Колизее - и вообще, о каком-либо театре, построенном Веспасианом в Риме, Лютеранский Хронограф полностью умалчивает. Более того, в подробном указателе имен и названий, приведенном в конце Хронографа, названия «Колизей» нет. Похожих названий тоже нет. Получается, что Лютеранский хронограф, как и Лицевой свод, НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ о Колизее. Хотя написан он в 1680 году и, казалось бы, его автор должен был знать о таком выдающемся сооружении, как Колизей. И называть его именно «Колизеем». Ведь это название, как нам говорят историки, закрепилось за Колизеем еще с VIII века н. э. , статья «Колизей». Почему же автор второй половины XVII века его еще не знает?

Получается, что в XVII веке действительно еще ничего не знали о Колизее.

Но давайте обратимся теперь к «античным» писателям. Что они знают о величайшем здании древнего Рима, грандиозном Колизее?

Считается, что о Колизее писали Светоний, Евтропий и другие «античные» авторы. Высказывается также мнение, что Колизей якобы воспел «античный» поэт I века н. э. Марциал. И даже пытался причислить его к семи чудесам света, удивительным образом предвосхитив решение современных нам историков (в 2007 году) о причислении Колизея к «семи новым чудесам света» .

Но точно ли «античные» писатели говорили именно о Колизее в итальянском Риме, а не о каком-нибудь другом амфитеатре? Ведь, как мы показали в наших работах по хронологии, подлинный «античный Рим» никакого отношения к современному итальянскому Риму не имеет. См. наши книги «Царский Рим в междуречье Оки и Волги», «Ватикан». Но тогда, может быть, и подлинный Колизей находится не в Италии, а в каком-то другом месте?

И еще один немаловажный вопрос. Когда, кем и где были обнаружены общеизвестные сегодня якобы «древнейшие» сочинения, говорящие о Колизее? Не в Ватикане ли? Причем - уже ПОСЛЕ ТОГО, как было решено построить Колизей в Риме и требовалось найти «первоисточники», «подтверждающие» его существование в прошлом?

Возьмем для примера книгу Светония (в остальных написано примерно то же самое). Светоний сообщает о постройке в Риме императором Веспасианом, по возвращении с Иудейской войны, сразу нескольких сооружений:

1) храм Мира,

2) еще один храм,

3) некий безымянный амфитеатр посреди города.

Светоний пишет: «Предпринял он и новые постройки: храм Мира близ форума, храм божественного Клавдия на Целийском холме, начатый еще Агриппиной, но почти до основания разрушенный Нероном, и, наконец, амфитеатр посреди города, задуманный, как он узнал, еще Августом» , с. 257.

Современные комментаторы полагают, что Светоний говорит здесь именно о Колизее , с. 843. Но Светоний отнюдь не называет амфитеатр Колизеем и, вообще, не сообщает о нем никаких подробностей. Он пишет просто об «амфитеатре». Почему это обязательно Колизей? Никаких доказательств тому нет.

Евтропий в своей «Краткой истории от основания Города» приписывает постройку амфитеатра императору Титу Веспасиану, сыну императора Веспасиана. Но и он не приводит никаких данных, позволяющих отождествить амфитеатр Тита именно с Колизеем. Скупо сообщается лишь, что Тит Веспасиан «возвел в Риме амфитеатр, при освящении которого было убито на арене 5 тысяч зверей» , с. 50.

Еще один «античный» историк, Секст Аврелий Виктор пишет в «Истории Рима», что при императоре Флавие Веспасиане «в Риме было начато и закончено восстановление Капитолия … храма Мира, памятников Клавдия, Форума и многого другого: создан был амфитеатр огромного размера» , с. 86. Но и здесь нет никаких подробностей, позволяющих отождествить этот амфитеатр именно с Колизеем. Не сказано, ни какого размера был амфитеатр («огромный» - понятие растяжимое), ни как он был устроен, ни в каком месте города он находился. И снова возникает вопрос: почему это - Колизей? Может быть, Аврелий Виктор имел в виду СОВСЕМ ДРУГОЙ АМФИТЕАТР?

Что касается «Книги зрелищ» римского поэта Марциала, где он, как считается, воспел Колизей, то в ней тоже нет ничего такого, что однозначно указывало бы именно на Колизей. Да и сама эта книга может оказаться подделкой, поскольку, как давно замечено, она подозрительно не похожа на остальные сочинения Марциала. «От него (Марциала - Авт. ) до нас дошел сборник в 14 книг эпиграмм, НЕ СЧИТАЯ В ЭТОМ ЧИСЛЕ ОСОБОЙ КНИГИ СТИХОТВОРЕНИЙ, ТАКЖЕ НАЗВАННЫХ ЭПИГРАММАМИ, НО ОТНОСЯЩИХСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО К ИГРАМ АМФИТЕАТРА ПРИ ТИТЕ И ДОМИЦИАНЕ» , статья «Марциал».

А даже если «Книга Зрелищ» Марциала - подлинник, то все равно, где доказательства того, что речь в ней идет о Колизее? Нет таких доказательств. Вполне может случиться, что Марциал и римские историки говорят вовсе не о Колизее в Италии, а о ДРУГОМ АМФИТЕАТРЕ. Тем более, что развалины весьма подходящего под эти описания огромного римского амфитеатра ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЮТ. Но это - отнюдь не Колизей в итальянском Риме. В отличие от итальянского Колизея, этот другой, ПОДЛИННЫЙ Колизей совершенно не рекламируется историками. Они окружили его гробовым молчанием и пытаются сделать вид, что его не существует.

Однако на самом деле он существует. Только не в Риме, а в Стамбуле.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

8. 1. Об итальянском Риме XV века Согласно нашей реконструкции, итальянский Рим заложен лишь в конце XIV века н.э. Если ранее этого времени на месте Рима и было какое-то небольшое поселение, то оно ни в коей мере не играло роль столицы.И вот, «в нескольких рукописных сборниках

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

1.1 Об итальянском Риме XV века

Из книги Татаро-монгольское иго. Кто кого завоевывал автора Носовский Глеб Владимирович

1.1 Об итальянском Риме XV века Согласно нашей реконструкции, итальянский город Рим возник не ранее XIV века. Если до этого времени на месте Рима и было какое-то поселение, то оно ни в коей мере не играло роль столицы крупного государства.Оказывается, «в нескольких рукописных

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Биография папы Гильдебранда. Когда появился папский престол в Итальянском Риме? Несмотря на то, что почти все, что было связано с Христом «уехало» в скалигеровской хронологии в начало н. э., все же в XI веке осталось довольно много следов евангельских событий. Один из

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

5. Когда был построен знаменитый храм Святой Софии в Стамбуле? Остается огромный храм Святой Софии. Который мы уже ранее отождествили с храмом Соломона, то есть Сулеймана.Наша реконструкция такова. Султан Сулейман Великолепный возвел в середине XVI века величественный

Из книги Тайна Колизея автора Носовский Глеб Владимирович

1. Когда, кем и для чего был построен Колизей в итальянском Риме Безусловно, самым ярким символом итальянского Рима в представлении современного человека является знаменитый КОЛИЗЕЙ, рис. 1, рис. 2, рис. 3. В свете Новой хронологии многие представления о древней истории

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

1. Когда и кем был построен храм святой Софии в Стамбуле Храм Святой Софии - самый знаменитый исторический памятник Стамбула. Сегодня считается, что он был возведен в своем современном виде византийским императором Юстинианом в VI веке н. э. Далее считается, что когда в 1453

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Виталиан, папа, 657 г. - Император Констант II посещает Италию. - Прием его и пребывание в Риме, 663 г. - Плач о Риме. - Состояние города и его памятников. - Колизей. - Констант грабит Рим. - Смерть Константа в Сиракузах Евгений умер в июне 657 г., а 30 июля в папы был посвящен

Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович

8.1. Об итальянском Риме XV века Согласно нашей реконструкции, итальянский Рим заложен лишь в конце XIV века. Если ранее этого времени на месте Рима и было какое-то небольшое поселение, то оно ни в коей мере не играло роль столицы. Чего бы то ни было.И вот «в нескольких

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

15. Когда был построен знаменитый Парфенон и почему он назывался храмом девы Марии Мы уже говорили об этом в книге «Античность - это средневековье», гл. 1. Вкратце напомним суть дела. Ф. Грегоровиус сообщает: «ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА МАРИЯ уже начинала победоносную борьбу с Древнею

Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Когда и кем Колизей и другие стамбульские амфитеатры были разрушены Судя по приведенным выше старым картам и рисункам, к концу XVI века стамбульский Колизей находился уже в ПОЛУРАЗРУШЕННОМ состоянии. Примерно треть его была разобрана, а внутри начали расти другие

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

19.2. Когда был построен «античный» Колизей, показываемый сегодня туристам? На рис. 1.144 показан старинный план итальянского Рима якобы XIII века. Но на нем нет ничего похожего на современный «античный» Колизей! Изображены лишь несколько средневековых замков и зубчатые

Сохранилось много исторических монументов, но самый необыкновенный из них - Колизей, в котором обреченные на смерть люди отчаянно дрались и погибали ради развлечения свободных граждан Рима. Он стал самым большим и известным из всех римских амфитеатров, и одним из самых больших шедевров римского инженерного искусства и архитектуры, дошедший до наших дней. Здание насчитывало 80 входов/выходов и вмещало примерно 50 000 зрителей - больше, чем большинство спортивных сооружений сегодня, свидетельство его величия спустя почти 2000 лет после завершения строительства. Затмив своим величием руины Римского Форума (центральная площадь в Древнем Риме), Пантеона и других достопримечательностей города, римский Колизей будет вечно напоминать посетителям о бесчеловечном прошлом, когда жажда крови приводила зрителей на трибуны этого сооружения, и ничто не будоражило их так сильно, как лишение человека жизни.

Колизей является самой известной и наиболее посещаемой туристической достопримечательностью Италии, крупнейшим в мире сооружением, построенным в период Римской империи. Он считается одним из величайших сооружений в мире инженерной техники и архитектуры, культовым символом Римской империи периода наибольшего могущества, самым известным и мгновенно узнаваемым памятником, сохранившийся со времен античности. Даже в современном мире небоскребов Колизей производит впечатление. Это славный и одновременно скорбный монумент римской императорской власти и ее жестокости. Внутри, за сплоченными рядами арок и колон, римляне на протяжении веков хладнокровно наблюдали за убийством десятков тысяч приговоренных преступников, пленных воинов, рабов, животных. Спустя почти две тысячи лет, он по-прежнему вызывает огромный интерес посетителей.

История Колизея

Первоначально Колизей называли Амфитеатр Флавиев. Его современное название (Colosseum на английском) является производным от слова colossus, означающий огромную статую (рядом с Колизеем стояла огромная статуя Нерона, бесследно исчезнувшая в Средние века). Как и полагается самому крупному городу империи, он стал самым большим амфитеатром в римском мире, способный вмещать 50 000 зрителей. Всего в Римской империи их насчитывалось более 250 - не удивительно, что амфитеатр и связанные с ним зрелища были главными символами римской культуры.

В отличие от большинства других амфитеатров, расположенных на окраине города, Колизей построили в самом центре Рима. Он стал продуктом неудержимой расточительности римского императора Веспасиана (69-79 гг), решивший укрепить свое положение строительством амфитеатра за счет огромной добычи, полученной в результате подавления восстания иудеев. Начатое в 72 году строительство завершил император Тит в 80. Торжественное открытие Колизея сопровождалось гладиаторскими боями, охотой на диких зверей и навмахией (воспроизведением морского сражения на залитой водой арене), игры продолжались в течение 97 дней.

Император Домициан (81-96гг) существенно модернизировал сооружение, построил серию подземных тоннелей, в которых держали животных и гладиаторов перед выходом на арену, а также добавил четвертый ярус, существенно увеличив вместимость.

В отличие от круга, эллиптическая форма Колизея размерами 83х48 метров не позволяла сражающимся гладиаторам отступать в угол и давала зрителям возможность находиться поближе к действию. Такой дизайн унаследовало практически каждое современное спортивное сооружение в мире.

Сотовидная структура Колизея из арок, проходов и лестниц, позволяла тысячам людей легко занимать свои места и наблюдать за смертоносными зрелищами. Он разительно отличается от большинства античных общественных зданий, унаследованных от классической модели греческих храмов с их прямоугольными рядами колон, увенчанных фронтонами.

История Колизея после строительства

С распространением христианства в стенах амфитеатра прекратили убийство людей, а последняя охота на животных состоялась примерно в 523 году. Но главной причиной, положившей конец играм, стал военный и финансовый кризис западной части империи, сопровождаемый многочисленными вторжениями варваров. Амфитеатр требовал колоссальных расходов на организацию игр, а в условиях их отсутствия потребность в существовании Колизея отпала.
С канувшей в историю славой императорского Рима изменилось предназначение Колизея. Уже не место для развлечений, его использовали в качестве жилья, крепости и религиозной обители в разное время. Он перестал служить ареной для развлечения кровожадных римских граждан, и начал страдать от землетрясений и варварского отношения людей, сдиравших богатую мраморную облицовку и кирпичи для строительства дворцов и церквей. Известные Соборы святого Петра и Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме, Палаццо Венеция построены с использованием кирпича и мрамора Колизея. В результате 2000 лет войн, землетрясений, вандализма и неумолимого действия времени, две трети первоначального сооружения оказалось разрушенным. От бывшей славы Колизея осталась лишь тень его прошлого облика, знаменитые руины. Репутация амфитеатра как священного места, в котором христианские мученики встретили свою судьбу, спасла Колизей от полнейшего уничтожения (но легенда о том, что здесь христиан отдавали в жертву львам, признается историками необоснованной).

В 1749 году папа Бенедикт XIV объявил Колизей общественной церковью. С этого момента окончательно прекратилось варварское удаление камней из стен амфитеатра. Здание начали восстанавливать, и с тех пор реконструкция с перерывами продолжаются до сегодняшнего дня.

Организация игр в Колизее

Изобретенный в римской империи амфитеатр служил местом проведения зрелищных схваток, наиболее популярными из которых были venationes (охота на животных) и munera (гладиаторские бои). В первые годы после открытия Колизея огромной популярностью пользовалась naumachia (морские сражения). Правящий римский класс был обязан по общепринятым в то время понятиям организовывать зрелища, дабы заслужить уважение и благосклонность простых граждан империи и сохранить общественное спокойствие. Посещать амфитеатр имели право все свободные граждане Рима.

Организация игр требовала огромных затрат и регулировалось многочисленными законами. В первом веке нашей эры императоры создали Ratio a muneribus, что-то на подобие “Министерства игры”, располагающей необходимыми финансовыми возможностями для организации игр.

Для римлян, посещение Колизея стало не только способом отдыха и развлечений, но и местом встреч людей, принадлежащих к разным сословиям. Римское общество было разделено на классы, и амфитеатр стал местом, в котором публика могла встретиться с императором и даже обратиться к нему.

Гладиаторы

Гладиаторами обычно становились военнопленные, не имевших по римскому праву каких либо прав, жизнь которых не представляла для государства никакой ценности, рабы и осужденные к смертной казни преступники. Военнопленных обучали в гладиаторских школах для выступлений на арене Колизея и других амфитеатров. Когда началась нехватка гладиаторов, в школы начали посылать беглых рабов. Они дрались на общих основаниях, и после трех лет прекращали свои выступления на арене. Этим рабы отличались от осужденных насмерть преступников, которые дрались в Колизее без всякой надежды на выживание, подобно осужденным на ad bestias (растерзание дикими зверьми) или ad gladium ludi damnati (осужденные на смерть от меча). В последнем случае один вооруженный гладиатор убивал обезоруженного противника, потом сам оказывался обезоруженным и становился жертвой другого вооруженного гладиатора и так далее, пока не оставался последний осужденный уголовник.

Начиная с первого века н.э., свободные граждане Рима (auctorati) добровольно становились гладиаторами и дрались на арене Колизея как профессионалы. Эти свободные граждане начинали карьеру гладиатора, полностью подчинившись требованиям Ланисты. Ланиста в римском мире считался наиболее отвратительной профессией (даже ниже сутенеров или палачей), имел право жизни и смерти над гладиаторами, от которых требовалось принятие присяги о полном повиновении как обязательном условии приема в школу. Гладиатор клялся "терпеть наказание кнутом, клеймом или принять смерть от меча". Такие страшные наказания имели целью пресечь любой намек на неповиновение и прививали убеждение, что преодоление любых испытаний является единственным средством их выживания. Публика требовала профессиональных зрелищ, поэтому до выхода на арену обучение занимало несколько лет. На последнем этапе существования Римской империи около половины всех гладиаторов составляли свободные граждане Рима.

Дравшихся на арене Колизея гладиаторов вооружали равноценно: воин, лучше обеспеченный наступательным вооружением, имел меньше средств защиты, или наоборот. Боевые приемы придерживались традиционного сценария боя, поединок являл собой мастерство, хорошо известное публике, рассчитывавшей на профессиональное исполнение. Зрители могли одобрять или порицать маневры гладиаторов, как мы делаем это сегодня, когда смотрим спортивные игры, например, футбол. Публика не терпела монотонности и подражаемости, высоко оценивала мужество и проявление храбрости.

В 73 до н.э., около 70 гладиаторов под предводительством Спартака бежали из школы Капуа, создали армию из 90 000 человек и в течении трех лет на территории Римской империи пылало крупнейшее восстание рабов. После подавления бунта римский сенат принял меры во избежание подобных инцидентов. Около каждой школы стоял гарнизон солдат, каждое утро доставлявший туда оружие и уносивший его вечером обратно. В случае малейших беспорядков солдаты вмешивались немедленно. Школы считались вполне безопасными, поэтому находились внутри городов. Содержащиеся под стражей не могли бежать, и им оставалось только надеяться на спасение своей жизни, отважно сражаясь на арене Колизея, чтобы привлечь внимание влиятельных аристократов, вызвать их сочувствие и получить от них свободу.

Посещение Колизея

Игры в Колизее считались привилегией только свободных граждан (рабы не допускались), но билеты на них не продавались. Различные общины, братства, товарищества, лиги, союзы, объединения и тому подобное имели зарезервированные места в амфитеатре в соответствии со своей ролью и рангом в обществе. Кто не являлся членом какого-либо общества, пытались найти покровителя, и получить от него место на основе приглашения. Такая традиция соблюдалась на протяжении длительного периода времени. Не только в амфитеатре, но и в цирке или театре, каждой категории граждан предоставлялись определенные места.
Всем зрителям предписывалось одеваться соответствующим образом: граждане мужского пола должны носить тогу. Не пользовавшиеся хорошей репутацией граждане - обанкротившиеся, лица развратные или расточительные - сидели вместе с плебсом в верхних рядах. В древние времена даже одиноким женщинам разрешался допуск в Колизей. Употребление алкоголя на трибунах запрещалось, писатель Лампридий критиковал императора Коммода, когда тот иногда употреблял спиртные напитки.

В день игр зрители приходили очень рано, а некоторые даже спали в Колизее. Чтобы войти в помещение, зрители предъявляли тессера (приглашение). Тессера являла собой небольшую пластину или кубик из мрамора, которая, как и сегодняшние билеты, указывала на точное месторасположение его владельца (сектор, ряд, место). Каждое место на трибунах имело номер. Люди сидели на деревянных досках, установленных на мраморных камнях, а римская аристократия располагалась на более удобных мягких сидениях. Бедняки, в том числе и женщины, располагались на самом верхнем ярусе.

Зрители шли к своим местам через арки, обозначенные номерами I - LXXVI (1-76). Четыре главных входа не нумеровали. Лучшие места были на или за подиумом, поднятым в целях безопасности на 5 метров выше арены.

Современные ученные утверждают, что расположение мест отражало социальную иерархию римского общества. Два самых низших яруса (то есть самых престижных) трибун могли вместить соответственно 2 000 и 12 000 зрителей. На верхних ярусах Колизея зрители скучивались подобно сардинам в банке, на каждого из них приходилось в среднем 40х70 см пространства.

Арену Колизея покрывали слоем песка толщиной 15 см (латинское слово песок пишется “arena”), иногда окрашивали его в красный цвет, чтобы скрыть пролившуюся кровь. И, как видно по фильму Ридли Скотта "Гладиатор", снизу открывались отверстия, откуда выпускали на арену диких животных.

Навмахия

Навмахия являла собой репродукцию известных морских сражений, участниками которых, как правило, становились осужденные на смерть преступники, а иногда просто обученные воины и моряки. Такие шоу (преимущественно проводились в Риме) обходились чрезвычайно дорого. Корабли ничем не отличались от боевых и маневрировали в бою как настоящие. Римляне называли такие зрелища navalia proelia (морские сражения), но известность получили греческого слова naumachia (навмахия) – термин, указывавший на то, что зрелище происходит в специально оборудованном месте.

Навмахия часто пыталась воспроизвести известные исторические сражения, например, победу греков над персами в битве при Саламине, или уничтожение афинского флота при Эгоспотамах. Во время шоу придерживалась последовательность происходивших исторических событий, и зрители получали огромное удовольствие от мастерства воинов и их снаряжения.

Источники утверждают, что навмахию ставили в Колизее сразу же после торжественного открытия амфитеатра. Во времена правления императора Домициана (81-96гг) построили систему туннелей под ареной и навмахию упразднили.

Охота на животных

Сцены охоты пользовались огромной популярностью в Колизее и других амфитеатрах империи. Это был единственный шанс для римлян увидеть незнакомых им диких зверей в те времена. В самом начале охоту на диких животных демонстрировали утром, как прелюдию к гладиаторским сражениям. В последний период республики охоту на арене организовывали средь бела дня, иногда она продолжалась несколько дней. Все виды диких животных - слоны, медведи, быки, львы, тигры - отлавливались по всей территории империи, транспортировали и содержали к дню игр.

Для обеспечения безопасности зрителей в Колизее, высота ограждения вокруг арены равнялась 5 метрам. Большинство пар были классическими: лев против тигра, быка или медведя. Иногда пары были явно неравные: собаки или львы выпускались на оленей, в этом случае исход был предсказуем. Чтобы нарушить монотонность римляне прибегали к странному сочетанию животных: медведь против питона, крокодил против льва, тюлень против медведя и так далее. Иногда животных приковывали к арене Колизея, чтобы не позволить им маневрировать.

Большинство единоборств составляли животные против вооруженных копьем обученных людей (venatores). Охота на животных приобрела чрезвычайную популярность среди богатых граждан. Вовлеченных в этот вид боев venatores стали настолько знамениты, что их имена все еще можно прочитать на некоторых мозаиках и граффити.

На арене Колизея погибло огромное количество диких животных (источники говорят об убийстве 9 000 животных только в первые дни открытия). Даже если эта цифра преувеличена, можно с уверенность сказать о большом количестве животных, погибших ради забавы на аренах римских амфитеатров. Медведей отлавливали в Каледонии (Шотландия) и Паннонии (ныне Венгрия и Австрия); львов и пантер - в провинции Нумидии в Африке (в настоящее время Алжир и Тунис), тигров в Персии, крокодилов и носорогов в Индии.

Поимка зверей, транспортировка их в хорошем состоянии за тысячи километров обходилась чрезвычайно дорого. Зверей необходимо поймать живыми, а это представляло основную опасность. Зверей ловили в ловушки, сажали в клетки, кормили их всю дорогу до места назначения, чтобы доставить их в хорошем состоянии. Охота на крупных животных отражена в многочисленных мозаиках и картинах, запечатлевших поиск, поимку, транспортировку, и, наконец, убийство. Затраты были огромные, поэтому провинции Римской империи облагались специальными налогами, что бы Рим имел возможность организовывать охоту на аренах амфитеатров.

Туризм

Сегодня Колизей является главной туристической достопримечательностью Рима, ежегодно принимая миллионы туристов. Благодаря проведенной в 2010 году реконструкции, впервые в современной истории амфитеатра открыты для посещения подземные туннели, в которых когда-то скованные кандалами гладиаторы ожидали выхода на арену. Также восстановлен и вновь открыт (в первый раз с 1970 года) третий ярус Колизея, откуда средний класс Рима наблюдал за отчаянными сражениями на арене. Туры организованы для групп по 25 человек, их необходимо заказывать заранее. Деревянная дорожка в центре, которую вы видите на последней фотографии - результат последней реконструкции.

Хотя Колизей потерял свое былое величие, его по-прежнему используют для разных событий. Время от времени Папа проводит здесь богослужение. Под сенью античного памятника провели свои концерты известные исполнители: Пол Маккартни, Элтон Джона, Рэй Чарльз, Билли Джоэл. 7 июля 2007 года его включили в список одного из новых семи чудес света, единственный европейский номинант.

Колизей - это самый огромный из древнеримских амфитеатров, ставший символом Рима. Развалины этого чуда архитектуры, созданного в I веке нашей эры, до сих пор привлекают в столицу Италии миллионы восторженных любителей древности. Первоначально Колизей имел название Амфитеатр Флавиев - по имени императоров, которые его воздвигли. Начал строительство императором Веспасианом в 72 году, а завершено оно было в 80 году его сыном Титом.

Нынешнее название утвердилось за Колизеем начиная с VIII века. Произошло оно либо от колоссальности его размера («colosseum» - большой, огромный), либо от того, что поблизости стояла гигантская статуя Нерона - колосс, воздвигнутый императором в честь самого себя.

Как и другие амфитеатры в Риме, Колизей имеет форму эллипса, в центре которого размещена также эллиптическая арена, а вокруг нее расположено множество мест для зрителей. От всех аналогичных сооружений Амфитеатр. Стены Колизея построены из крупного травертинового мрамора, который добывался в соседнем городе Тиволи. Для отделки стен с внутренней стороны использовался местный туф и кирпич.

С внешней стороны Колизея расположены три яруса арок. Изображения сохранившихся древних монет рассказывают о том, что в пролетах арок между ярусами давно когда-то стояли статуи. Зрители входили в амфитеатр через арки на нижнем этаже и по лестницам поднимались на свои места на трибунах, расположенных вокруг всей арены в виде рядов из каменных скамей.

Нижний ряд под названием подий, предназначался только для императора, его семейства и сенаторов, причем у императора было кресло выше, чем у других. Подий отделялся от арены высоким парапетом, чтобы исключить возможность нападения на зрителей, выпущенных на арену животных. Кроме того, правитель с его приближенными имели отдельный вход.

Далее за привилегированным первым рядом следовали места для остальной публики, образующие три яруса. Первый ярус состоял из 20 рядов скамей и был предназначен для городских властей и лиц, принадлежащих к сословию всадников. На втором ярусе, состоявшем из 16 рядов скамей, располагались люди, имеющие права римского гражданства. Скамьи третьего яруса были размещены на более крутой наклонной поверхности, на них собирались зрители из низших сословий. Второй и третий ярусы были разделены довольно высокой стеной.

Снизу зрительские трибуны поддерживались мощной сводчатой конструкцией с проходными коридорами, комнатами технического назначения и лестницами, которые вели в верхние ярусы. Под ареной были устроены клетки для зверей. Кроме того, там располагались множественные стены и столбы, которые служили поддержкой для арены и разделяли пространство под сценой, где готовились к выходу выступающие. Назначение многих из этих конструкций до сих пор не известно. Колизей вмешал в среднем около 50 тысяч зрителей. В честь его открытия были устроены грандиозные игры, которые продолжались 100 дней, в ходе их друг друга растерзали 2 тысячи гладиаторов и множество диких зверей.

Императоры считали своим долгом предоставлять народу зрелища для веселья, поэтому посещение Колизея было бесплатным. Перед входом также бесплатно раздавали муку для выпечки хлеба. Отсюда пошло выражение «хлеба и зрелищ». Среди зрителей можно было увидеть и немало женщин, которые были большими поклонницами кровавых сражений.

Первым номером программы Колизея, как правило, были клоуны и калеки. Затем приходил черед боев гладиаторов и зверей. Эти битвы были невообразимо жестокими. Для участников сражений с арены существовало два выхода: путь жизни и смерти. Через один арену покидали победители, через другой выносили побежденных.

В Колизее была установлена сложная гидравлическая система, с помощью которой для некоторых представлений сцена заполнялась водой.

Амфитеатр пострадал от сильного пожара в эпоху императора Макрина, но позже был реставрирован. В 405 году императором Гонорием гладиаторские битвы были запрещены.

В период нашествия варваров Колизей пришел в запустение и начал разрушаться. В XI XII веках он использовался знатными римскими родами как крепость. Они вели активную борьбу за власть, и Колизей был в ней символом господства, обязательным атрибутом правителя. Император Генрих VII подарил Колизей римскому сенату и народу.

Постепенно интерес народа к Колизею угасал, и в какой-то момент на него стали смотреть как на место добычи строительного материала. Папа Павел II на рубеже XV-XVI веков разобрал часть Колизея для постройки так называемого венецианского дворца. Значительная часть амфитеатра, к счастью, уцелела, хотя здание в целом имело очень плачевный вид. Папа Сикст V собирался употребить Колизей для организации суконной фабрики, а папа Климент IX превратил Амфитеатр Флавиев в завод для добывания селитры.

В середине XVIII столетия Колизей взял под свою защиту папа Бенедикт XIV. Он посвятил его Страстям Христовым как место, где пролилась кровь многих христианских мучеников. Бенедикт приказал водрузить посреди арены колоссальный крест, вокруг которого должны были разместить целый ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и распятия Спасителя.

Крест и алтари были убраны из Колизея только в 1874 году. В дальнейшем главы католической церкви заботились о невредимости сохранившихся частей здания. В XVIII веке исследователи приблизительно рассчитали количество строительного материала, понадобившегося для постройки амфитеатра. Выяснилось, что, дойдя до наших дней, он лишился двух третей своих истинных размеров.

В наше время Колизей охраняется итальянским правительством, которое взяло инициативу вместе с учеными-археологами установить многие обломки сооружения на прежние места. В XX веке под ареной были произведены новые раскопки, в ходе которых обнаружены ранее не замеченные подвальные помещения. К сожалению, и в наше время Колизей разрушается, несмотря на все старания людей защитить памятник древности. В фундамент здания просачивается дождевая вода, и средство прекратить это до сих пор не найдено.

Загрязненная выхлопными газами автомобилей атмосфера негативно влияет на каменную кладку Колизея. Наибольший вред наносит вибрация от интенсивного городского движения. Все это привело сооружение в критическое состояние. Архитекторы планируют осуществить полную реставрацию и восстановление аркад с помощью водонепроницаемого раствора, и даже восстановить бывалый вид деревянного пола арены, на которой в древние времена сражались гладиаторы.

Несмотря на все испытания, которые пережил Колизей и которые неизбежно влияли на его состояние, несмотря на утерянное богатство внутреннего и внешнего убранства, амфитеатр и в наши дни производит огромное впечатление своей спокойной величественностью и монументальностью. Легенда говорит, что пока стоит Колизей, будет стоять и Рим, а пока будет стоять Рим, будет стоять мир.

Видео про Колизей

Рассказ о Колизее поможет узнать как строили Колизей, и для чего он был создан. Сообщение о Колизее в Древнем Риме, величайшей памятке архитектуры изложено в этой статье.

Колизей краткое сообщение

Колизей — один из основных символов Рима, пришедший к нам со времен древнего мира. Сегодня Колизей — это полуразрушенное, древнее строение, привлекающее туристов своей величественностью и красотой.

Строительство Колизея

Чтобы возвести Колизей, не понадобилось много времени. В целом на строительство ушло 9 лет , и было задействовано больше 100 тысяч рабов . Их завезли из Иудеи в Рим. Для того, чтобы здание выглядело как можно величественней и помпезней были приглашены архитекторы, строители, инженеры, скульптуры со всех уголков мира.

Продолжить рассказ о Колизее следует с того, что его возводили три правителя – император Веспасиан не дожил лишь год до окончания строительства, император Тит, его сын, второй сын. Но и он вскоре умер, поэтому Домициан (второй сын Веспасиана) достроил это сооружение, достроив к нему один ярус для женщин, рабов и бедных людей.

Несмотря на то, что работы очень быстро завершились, его не зря называют чудом не только древнего, но и современного мира. Оно эксплуатировалось больше 500 лет и неплохо сохранилось до сегодняшних дней.

Внешний вид Колизея

Рассказ о Римском Колизее невозможно продолжать без описания его внешнего вида. Древние историки утверждают, что в нем одновременно могли пребывать больше 70 тыс. зрителей. А вот современные исследователи говорят, что в нем могло разместиться не больше 50 тыс. человек. Изначально архитектурный шедевр имел 3 этажа, высота стен — 50 м, длина арены– 86 м, ширина – 54 м. Колизей возвели в форме эллипса с ареной, окруженной трибунами со всех сторон.

Стены были сделаны из мраморных или каменных блоков известкового туфа. Его привозили из города Тиволи. Во время возведения внутренних стен применяли также туф и кирпич. Блоки стен были соединены стальными тросами.

При постройке памятника архитектуры впервые в Италии было задействовано решение, которое в наши дни применяют для возведения спортивных арен – предусматривалось 80 входов/выходов. Для членов высшей аристократии предназначались 4 входа, а все остальные для обычного зрителя. Они попадали в Колизей из нижнего яруса, арки которого были помечены латинскими цифрами. После чего ступени вели наверх.

Вокруг арены расположились ряды для зрителей с каменными скамьями. Нижний ряд был предназначен для императора, с южной и северной стороны арены были места для членов императорской семьи. В этой части Колизея могли располагаться и сенаторы. Эта часть зрительных рядов отделялась от арены высоким парапетом.

Над местом императора было еще 3 этажа. Здесь могли располагаться:

  • Лица, представляющие городскую знать и сословие всадников
  • Особи, имеющие римское гражданство
  • На последнем этаже могли находиться люди низшего сословия

Жизнь Колизея

Что же показывали на арене величественного римского сооружения? Здесь происходили травли животных, гладиаторские бои и морские сражения. Для последнего представления специальная система заполняла комнаты с площадью в 6 акров водой, и игрались военно-морские сражения. Интересно, что в боях могли принимать участие и галеры.

Он был для римлян и гостей Рима неким развлекательным центром вплоть до 405 года. Император Гонорий, исповедовавший христианство, запретил все бои, травли зверей и морские сражения.

Крушение Колизея осуществилось с момента падения Римской империи. Папа Павел II и кардинал Риарио вместе с другими священниками брали с Колизея камни для строительства личных дворцов. А папа Климент IX вообще превратил амфитеатр в завод, где добывалась селитра.

Сегодня в амфитеатре продолжаются реставрационные работы.

Надеемся, что Вам помог доклад о Колизее в подготовке к занятиям, и Вы узнали много полезного об этой стране. А свое сообщение про Колизей Вы можете оставить через форму комментариев.