Выбери слова из 3х слогов. Формирование слоговой структуры слова

Слова делятся на слоги. Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха-тельным толчком воздуха.

Ср.: во-да, на-у-ка.

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

    Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.

    Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).

Ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

    Открытый слог оканчивается на гласный звук.

    Во-да, стра-на.

    Закрытый слог оканчивается на согласный звук.

    Сон, лай-нер.

    Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.

    Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).

    В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!

    Но-чник, по-ддать, ди-ктор.

Обратите внимание!

Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изж ить [иж:ы́т’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить .
Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги!

То же самое можно проследить на примере глагола уезж ать , в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:] ; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать , а деление на части для переноса - уез-жать .

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться .

  • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц] .

  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся .

    В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].

    Май -ка, Сонь -ка, со-лом -ка.

Обратите внимание!

При сочетании нескольких согласных в середине слова:

1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.

О-тт ечь, да-нн ый.

2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.

Ша-пк а, ра-вн ый.

Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й ).

Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

4. Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас - приставка, счит - корень; а, нн - суффиксы; ый - окончание).
Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный .
На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный .

Правила переноса слов Примеры
1. Как правило, слова переносятся по слогам. Буквы ъ, ь, й от предыдущих букв не отделяются. Разъ -езд, синь -ка, мой -ка.
2. Нельзя переносить или оставлять на cтроке одну букву, даже если она обозначает слог. О бо-док ; слова осень, имя нельзя разделить для переноса.
3. При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву. От -течь, раз -лить.
4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную букву. По-к ропить, при-к репить.
5. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится. Ран-н ий, тер-р ор, ван-н а.
6. Букву ы после приставки нельзя отрывать от корня, но не следует переносить часть слова, начинающуюся с буквы ы . Разы -скать.

Каждый день мы общаемся с разными людьми, делимся знаниями, выражаем свои эмоции и ощущения с помощью речи. Наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, слова состоят из слогов, а слоги - из одной гласной или сочетания гласных и согласных. Мы даже не задумываемся о том, как строятся слоги и слова, какими они бывают. И, вообще, что такое слог и из скольких слогов может состоять слово? Имеют ли особые названия слова, состоящие из одного и более слогов? Сейчас мы немного окунёмся в фонетику и орфографию русского языка и подробно разберём слова, имеющие в своём составе всего лишь один слог.

Вконтакте

Буквы и звуки русского языка

В русском языке 33 буквы и 42 звука. Как и буквы, звуки бывают гласными и согласными. Гласных звуков всего 6 (а, о, у, ы, и, э) - они образуют 10 гласных букв (а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я). Все гласные звуки делятся на ударные и безударные. Согласных звуков 36 ([б] - [б’]; [п] - [п’]; [в] - [в’]; [ф] - [ф’]; [г] - [г’]; [к] - [к’]; [д] - [д’];[т] - [т’]; [ж]; [ш]; [з] - [з’]; [с] - [с’]; [л] - [л’]; [м] - [м’]; [н] - [н’]; [р] - [р’]; [й’]; [х] - [х’]; [ц]; [ч’]; [щ’]) - они образуют 21 согласную букву (б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, у, ф, х, ц, ч, ш, щ). Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими. Есть ещё две буквы, не обозначающие звуков, - это Ъ знак и Ь знак.

Деление слов на слоги

Гласный звук или сочетание гласного звука с группирующимися вокруг него согласными звуками, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха, называются фонетическим слогом . Однако нужно помнить, что фонетический слог и слог для переноса могут не совпадать. Например, по правилам переноса слов нельзя оставлять на строке и переносить одну букву (бата-рея , а не батаре-я ).

Именно гласные звуки являются слогообразующими, поэтому в слове выделяется столько слогов, сколько в нём имеется гласных звуков:

Это слова, которые имеют всего один гласный звук и, соответственно, всего один фонетический слог.

Односложные слова состоят:

Заключение

Таким образом, односложные слова состоят из одного слога, который содержит в себе одну гласную букву. В составе этого слога могут быть шесть и семь букв, только одна из которых является гласной, а другие - согласные. Помимо односложных слов, есть двусложные, трёхсложные, четырёхсложные, пятисложные и даже десятисложные слова, состоящие из двух и более гласных звуков и имеющие два и более слога. В русском языке таких слов очень много, причём к ним относятся не только существительные, но и прилагательные, числительные, глаголы, наречия, местоимения, союзы, предлоги.

УПРАЖНЯЛОЧКА

(русский язык)

2 класс
Деление слова на слоги

Правила Переноса слов

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОГА:

Слоги – это части слова , на которые оно делится при произнесении.

Например:

Ок–но, а–ку-ла, ве-ре-те-но, пя-ти-э-таж-ный
Сколько букв может быть в слоге?

Слог может состоять из одной буквы, но обязательно гласной , а из согласной – никогда. Слог может состоять и из двух, трех и нескольких букв, но гласная буква обязательно одна и есть в каждом слоге.

Гласный звук образует слог.
Как определить количество слогов в слове?

Сколько в слове гласных , столько и слогов.

Например:

Лист, ко а , де е о, ли ст-ве н-ни а , при-клю е и -е
Как называются слова, в которых один слог, два слога , три слога?

Слова, в которых один слог, называются односложными,

Слова, в которых два слога , - двусложными,

Слова, в которых три слога, - трёхсложными.

Как слова делятся для переноса?

Для переноса слова делятся на две части.

Делить слова для переноса можно только по слогам , но при этом одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.

Какие слова переносить нельзя?

Слова, состоящие из одного слога, и слог, состоящий из одной буквы, переносить нельзя.

Например: класс, осы, юла.

Как можно перенести слова с буквами Й,Ь,Ъ?

Буква Й при переносе не отделяется от гласной.

Например: май – ка, зай - ка.

Буквы Ь и Ъ при переносе не отделяется от согласной.

Например: боль - шой , подъ - езд.
Как можно перенести слова с двойными согласными буквами?

При переносе слова с двойными согласными одна буква остаётся на строчке, а другая переносится.

Например: кас - са, рас - сказ.
ЗАПОМНИ!

1. Слог разрывать нельзя.


  1. Слова из одного слога не переносятся.

  2. Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке .
Деление слов на слоги и перенос слов могут не совпадать .
КАРТОЧКА №1
Допиши слог так , чтобы получилось слово.

ре…

лу…

боч…

но…

гор…

коч…

печ…

но…

чай…

ша…

ко…

ме…

лу…

ре…

ко…

КАРТОЧКА №2
Составь слова из последних слогов слов. Запиши полученные слова.
Облака, кора, отмель - …

Сало, ступа, вата - …

Купи, перо, снежок - …

Пальма, орлы, ерши - …

Много, чучело, носок - …

Муза, поезда, удача - …
КАРТОЧКА №3 Из каждого слова выбери определённый слог и составь с ним новое слово.

Пример : ка ша, ре ка, та релка – карета.

Колос, рота, ваза – ___________________________

Молоко, невод, таракан – _____________________

Коса, лото, боксёр – __________________________

Баран, рана, банка – __________________________
КАРТОЧКА №4
Раздели слова, где можно, на слоги.
утро торт труба крот работа прыгуны галстук спорт выставка ураган сосны лисица лист волк дубок ствол брусника тропы бор туманы

КАРТОЧКА №5
Запиши предложения, расставляя знаки препинания. Раздели на слоги имена детей.
хороша, дворе, горка, нашем, в

Её, ребята, сделали

Наташа, возили, Яков, снег, и

Скатывали, и, Зоя, снег, Юля, комья, в

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________

КАРТОЧКА №6
Назови изображённые предметы. Запиши слова, разделяя их на слоги.


____________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА №7
Подчеркни слова, которые нельзя переносить:
Крайний, змейка, ежи, оса, олени,

Сказка, ёжик, Игорёк, печаль, юла.

КАРТОЧКА №8
Укажи слова, неверно поделённые чёрточкой для переноса:
Ле – йка, май – ка, оси – на, гу – лять, гу – лять,

Уро – жай, э – таж, угол – ьки, Иль-я, Жа-нна.

КАРТОЧКА №9

Запиши слова - названия предметов с делением для переноса.



______________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №10

Прочитайте текст. Раздели слова для переноса.
Сегодня холодная погода. На солнышке ярко горят кружевные снежинки. На ветках дерева сидит стайка воробьев. Они громко чирикают.

КАРТОЧКА №11
Запиши текст, расставляя знаки препинания. Подчеркни слова, которые нельзя делить для переноса.

Фрукты и овощи могут расти в теплице круглый год камешки и питательная смесь заменяют им землю вместо солнца загораются яркие лампы вот что придумал человек
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА №12
Измени слово так , чтобы его можно было разделить для переноса.

Придумай свои два примера.
Дом - __________, ____________ - ______________ ,

Клён - __________, ____________ - ______________ .

КАРТОЧКА №13
Выпиши слова, в которых встречается буква с. Раздели эти слова для переноса.
Я – ластик, я – резинка,

Чумазенькая спинка.

Но совесть у меня чиста –

Помарку стёрла я с листа.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА №14

День настал.

И вдруг стемнело.

Свет зажгли, глядим в окно.

Снег ложится белый – белый…

Отчего же так темно?

КАРТОЧКА №15
Прочитай стихотворение. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.
Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;

Запад неба бледно – красен,

И реки блестят извивы.
КАРТОЧКА №16
Раздели слова для переноса. Подчеркни слова, которые переносить нельзя.
Альбом, семья, пью, кольцо, копьё, пальто, лью,

Угольки, платье, горький, шьёт, банька, пень.
КАРТОЧКА №17
Прочитай пословицы. Слова с буквами Й, Ь разбей для переноса.
Авось и к нам на двор солнышко взойдёт.

Без собаки зайца не поймать.

Без хозяина – двор, а без хозяйки изба плачет.

Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает.

Бобы не грибы , не сеешь – не взойдут.

Не зная броду, не суйся в воду.
КАРТОЧКА №18
Прочитай пословицы. Подчеркни слова, которые не переносятся.
У кого жить, тому и служить.

Умей шутить, умей и отшучиваться.

Что ни день, то новость.

Семь дел в одни руки не берут.

Добро и во сне хорошо.

Худ обед, коли хлеба нет.
КАРТОЧКА №19
По определению угадай слова с двойными согласными. Запиши их. Раздели для переноса.
Солёная вода для засолки овощей - ________________ .

Помещение в школе, где идёт урок - _______________ .

Шестой день недели - __________________________ .

Обучение животных послушанию - ________________ .

Игра в мяч, который бросают друг другу через сетку ракеткой - __________________________________ .

Асфальтированная дорога - ______________________ .

Игра с мячом или шайбой на льду - ________________ .

КАРТОЧКА №20

Прочитай народные приметы. Раздели слова для переноса.
В марте воробьи гнёзда вьют.

Парит – перед дождём.

Солнечный дождь быстро пройдёт.

Снег прилипает к деревьям – к теплу.

Длинные сосульки - к долгой весне.

Большая роса в мае – к урожаю огурцов.

Тренажер для начинающих. Простые слова.

Книга - это замечательно. Но малыши не хотят напрягаться и складывать буквы в слова, гораздо проще посмотреть на картинку и по первой же букве догадаться, что написано под рисунком.

Поэтому предлагаю скачать вот эти листики. На них много слов и никаких поясняющих картинок. Малыша ничто не будет отвлекать от процесса чтения. А так как в каждом слове всего три буквы, прочитать их будет не очень сложно.

А сколько их - слов, состоящих из трех букв? На этих листиках больше ста таких слов. Так что ребенку будет что почитать.

Новые карточки для отработки навыков чтения. На этот раз в подборке слова из 4 букв, но с одним слогом.

То есть в словах есть только одна гласная буква.

ДЕНЬ, ГРУЗ, СРОК, ПЕЧЬ, СЕМЬ, НОЧЬ и так далее.

На двух листах собрано более 100 слов, состоящих из 4 букв и 1 слога.

При чтении ребенок должен не просто составить слово из букв, но и осмыслить прочитанное. Попросите малыша объяснить каждое новое слово.

Продолжаем отрабатывать навыки чтения.

Следующая подборка - это уже двухсложные слова из 4 букв. На первой карточке слова с так называемым "открытым слогом". Их читать легко. Ма-ма, ка-ша, не-бо, ре-ка, лу-жа и тому подобные слова.

Вторая карточка посложнее. Слова на ней содержат как открытые слоги, так и закрытые. Ма-як, иг-ла, у-тюг, ях-та, о-сёл, ёл-ка и так далее.

На каждой карточке более пятидесяти слов. Так что ребенку придется потрудиться, пока прочтет все слова.

Читаем по слогам новые слова. Слова уже состоят из 5 букв. Ва-гон, ма-лыш, ту-ман, мар-ка, ре-дис, лам-па. И так далее. Если ребенок уверено прочтет эти сто пятьдесят с "хвостиком" слов, вы можете считать, что ваш малыш читать НАУЧИЛСЯ! Вернее, научился складывать из букв слова.

Обучение чтению напрямую связано с обучением разделению слов на слоги. Детям порой бывает трудно усвоить эти правила, тем более что правила разделения слов на слоги и для переноса существенно отличаются.

Пока малыш начинает читать, но еще не пробовал писать, можно рассказать ему, как производить деление слов на слоги без учета правил переноса. Для этого самим родителям необходимо вспомнить несколько основных закономерностей, как разбить любое слово на слоги. Карточки со слогами Вы можете бесплатно скачать .

Принцип разделения слов на слоги

Если вспомнить программу обучения в начальных классах, то в памяти возникнет правило: сколько гласных в слове, столько и слогов .

Следовательно, чтобы зрительно определить количество слогов, нужно посчитать гласные. Какие же буквы мы отнесем к гласным? Всего гласных букв в алфавите 10:

  1. А,О,У,Ы,И,Э – обозначают один звук;
  2. Е,Ё,Ю,Я – обозначают два звука (Е=Й+Э; Ё=Й+О; Ю=Й+У; Я=Й+А).

Возьмем в качестве примера слово «опасное» и разделим его на слоги:

Опасное=о-пас-но-е (4 слога).

В этом случае мы просто разделили слово на слоги по количеству гласных. Однако если бы это же слово нужно было перенести с одной строки на другую, принцип деления был бы иной (переносить одну букву на другую строку нельзя):

Опасное=опас-ное – разделение слова для переноса.

Итак, чтобы правильно определить количество слогов, ребенку нужно выучить гласные.

Типы слогов

Существенно помогут в применении данного правила знания о типах слогов. Различаются типы слогов по конечной букве: гласной или согласной.

  1. Открытый слог заканчивается на гласную.
  2. Закрытый заканчивается на согласную.
Какие бывают типы слогов?

Открытый слог, как правило, используется для обычного деления на слоги при чтении. Слог заканчивается на гласную, а стоящие за ней согласные буквы отходят к следующему слогу:

Шишка= ши-шка

Мороженое=мо-ро-же-но-е

Ученица=у-че-ни-ца

Закрытый при делении этого слова будет использоваться для переноса на другую строку:

Опасное=опас-ное

Шишка=шиш-ка

Устанавливать=ус-та-нав-ли-вать

Слово может состоять из одного закрытого слога: сон, мох, сесть и т.д.

Также закрытый может присутствовать при делении слова на слоги при чтении, если он заканчивается на непарный звонкий согласный, стоящий в середине слова (сонорный): Й,Р,Л,М,Н.

Например, МАЙКА=МАЙ-КА

САНЬКА=САНЬ-КА

Типы слогов помогают четко разграничить правила деления слова на слоги для чтения и переноса.


Как можно играть и учить слоги одновременно?

Игры со слогами

Обучение чтению можно сделать веселым и красочным, если использовать для этого различные игры со слогами.

1. Узнай тип слога.

В этой игре можно предложить детям найти открытый и закрытый слог из предложенных. Игра хороша для детей, проходящих подготовку к школе, умеющих читать и представляющих себе, что такое открытый и/или закрытый слог.

Например, в слове «опасное» (о-пас-но-е) 3 открытых и 1 закрыты слог.

2. Найди слог в слове.

Определите для игр какой-нибудь простой слог, например, «КО». Устройте с малышом соревнование, кто назовет больше слов с этим слогом.

Например, КОТ, КОРОВА, КОМ, КОЗА и т.д.

Так вы научите ребенка зрительно определять буквенный состав слова.

3. В каком слове три слога.

Эта игра предполагает умение разделять слова на слоги для чтения и подсчитывать их количество. Попросите ребенка назвать, в каком слове три слога, какое состоит из пяти и т.д. Для этого малышу придется потрудиться разделить слова на слоги, чтобы узнать, сколько слогов в слове.

Например, в слове «го-ро-ши-на» 4 слога, в слове «мо-ро-же-но-е» 5 слогов.

4. Поиграем в словотворчество.

Создавать новые слова – это тоже увлекательно. Попробуйте взять несколько слогов из различных слов и самостоятельно придумать из них новое слово (следите, чтобы ребенок не придумывал несуществующие слова, а опирался на уже существующие в языке значения или лексику). Попросите назвать типы слогов в слове.

5. Какие из предложенных слогов стоят в словах первыми.

Для этой игры возьмите несколько трех- или четырехсложных слов (например, кошка, собака, опасное, оранжевый). Для их обозначения можно использовать картинки, если ребенок еще плохо читает. Выпишите слоги вразброс. Затем попросите малыша назвать представленные на картинках слова и назвать в них первые слоги.

6. Какая буква куда бежит.

В основе этой игры – методика, предложенная логопедом Надеждой Жуковой и представленная в ее учебнике для малышей «Букварь». Если у вас нет этой книги, можете самостоятельно освоить данную методику.

Смысл ее заключается в том, чтобы наглядно показать малышу принцип чтения на примере слогов.

Возьмите слог, разделите его на буквы и нарисуйте их на противоположных концах листа. От одной букве к другой нарисуйте или приклейте бегущего человечка. Для этой цели подойдет и любая игрушка, которую малыш будет вести от одной буквы к другой. При этом называются звуки слога, плавно перетекая друг в друга. Используйте для игры открытый слог.

Второй вариант этой игры. Нарисуйте начальные буквы слога большими на некотором расстоянии друг от друга. От них условно проведите две линии в виде клина и вдоль них напишите несколько гласных из слога, постепенно уменьшая их в размере, а затем увеличивая. Потом попросите малыша прочитать то, что написано. Он должен протянуть гласный звук в слоге. Таким образом, ребенок усваивает, что основа слога – это гласный звук.

7. Слоговые раскраски.

Раскрашивать любят все дети. Но здесь задания необычные. Картинка, словно пазл, расчерчена на отдельные части, в которых вразброс вписаны слоги на одну и ту же согласную, например: МА, МО, МУ, МЫ, МИ, МЕ и т.д. Каждому слогу соответствует свой цвет. Если ребенок правильно прочитает слоги и раскрасит их, он получит цветную картинку. Так мы приучаем малыша самостоятельно отыскивать нужные слоги.

Подобных игр можно предложить очень много. Вы можете сами их придумать в процессе обучения малыша чтению и делению слов на слоги, запоминая типы слогов. Помните, что главное – это сделать чтение интересным, тогда и книги впоследствии покажутся настоящим волшебным миром!