Задания по теме правописание не с существительными. В каком ряду во всех словах пишется суффикс – чик-

I вариант

в) Охота пуще (не) воли.

I вариант

1. Укажите номера предложений, в которых НЕ с существительными пишется слитно.

А) (Не) погода меня задержала, а сердечные дела.

б) После (не) настья образовалась страшная грязь.

в) Охота пуще (не) воли.

г) Без топора (не) плотник, без иглы (не) портной.

2. В какой строке все существительные с НЕ пишутся раздельно?

А) сказать (не) правду; (не) дотрога; это (не) ворон; (не) ожиданность.

б) (не) куст, а с листочками; (не) брежность; (не) урядица; большое (не) счастье.

в) ожидать с (не) терпением; (не) опытность, а искушённость; страшная (не) погода; (не) видаль.

г) (не) друг, а враг; (не) пастух; (не) приятель, а знакомый; это (не) зверь.

3. В какой строчке все слова не употребляются без НЕ?

А) неряха; негодник; неволя; несчастье.

б) неточность; недотёпа; недомогание; неискренность.

в) ненависть; невольник; небрежность; непоправимость.

г) негодование; невидимка; необходимость; невежда.

I вариант

1. Укажите номера предложений, в которых НЕ с существительными пишется слитно.

А) (Не) погода меня задержала, а сердечные дела.

б) После (не) настья образовалась страшная грязь.

в) Охота пуще (не) воли.

г) Без топора (не) плотник, без иглы (не) портной.

2. В какой строке все существительные с НЕ пишутся раздельно?

А) сказать (не) правду; (не) дотрога; это (не) ворон; (не) ожиданность.

б) (не) куст, а с листочками; (не) брежность; (не) урядица; большое (не) счастье.

в) ожидать с (не) терпением; (не) опытность, а искушённость; страшная (не) погода; (не) видаль.

г) (не) друг, а враг; (не) пастух; (не) приятель, а знакомый; это (не) зверь.

3. В какой строчке все слова не употребляются без НЕ?

А) неряха; негодник; неволя; несчастье.

б) неточность; недотёпа; недомогание; неискренность.

в) ненависть; невольник; небрежность; непоправимость.

г) негодование; невидимка; необходимость; невежда.

II вариант

а) (Не) другу никто не рад.

в) Пишут (не) пером, а умом.

3. В какой строчке все слова не употребляются без НЕ?

II вариант

1. Укажите номера предложений, в которых НЕ с существительными пишется раздельно.

а) (Не) другу никто не рад.

б) (Не) счастье, а горе привело его сюда.

в) Пишут (не) пером, а умом.

г) (Не) везение преследовало их.

2. В какой строке все существительные с НЕ пишутся слитно?

А) (не) серьёзность ошибки; (небрежность в одежде; (не)преклонность характера; чувствовать (не)приязнь.

б) (не)урожай пшеницы; (не) вежливость, а грубость; (не) самостоятельность; крупная (не) удача.

в) (не) ветер воет; сущая (не) правда; (не) видимка; (не) поправимость.

г) (не) образованность; (не) счастье; рассказывать (не) былицы; терпеть (не) взгоды.

3. В какой строчке все слова не употребляются без НЕ?

а) (не) насытность; (не) приятель; (не) домогание; (не) уклонность.

б) (не) подвижность; (не) устойка; (не) чаянность; (не) брежность.

в) (не) вольник; (не) лепость; (не) дочёт; (не) предвиденность.

г) (не) забудка; (не) ряха; (не) терпение; (не) разбериха.

II вариант

1. Укажите номера предложений, в которых НЕ с существительными пишется раздельно.

а) (Не) другу никто не рад.

б) (Не) счастье, а горе привело его сюда.

в) Пишут (не) пером, а умом.

г) (Не) везение преследовало их.

2. В какой строке все существительные с НЕ пишутся слитно?

А) (не) серьёзность ошибки; (небрежность в одежде; (не)преклонность характера; чувствовать (не)приязнь.

б) (не)урожай пшеницы; (не) вежливость, а грубость; (не) самостоятельность; крупная (не) удача.

в) (не) ветер воет; сущая (не) правда; (не) видимка; (не) поправимость.

г) (не) образованность; (не) счастье; рассказывать (не) былицы; терпеть (не) взгоды.

3. В какой строчке все слова не употребляются без НЕ?

а) (не) насытность; (не) приятель; (не) домогание; (не) уклонность.

б) (не) подвижность; (не) устойка; (не) чаянность; (не) брежность.

в) (не) вольник; (не) лепость; (не) дочёт; (не) предвиденность.

г) (не) забудка; (не) ряха; (не) терпение; (не) разбериха.

ТЕСТ

«НЕ с существительными»

Не с существительными пишется слитно:

1) если слово без не не употребляется (ненастье, невежа );

2) если слово с не можно заменить близким по значению словом без не (неправда – ложь, недруг – враг );

Не с существительными пишется раздельно, если в предложении есть (или подразумевается) противопоставление с союзом а : не друг, а враг; не правда, а ложь .

Упражнение 104.

1. Поешь же, миленький дружоч_к! Вот лещ_к, потроха, вот стерляди кусоч_к! (Кр. ). 2. С испугу птенч_к крохотный из гнезд_шка упал (Н. ). 3. Небольшой котельч_к висел над одним из огней, и в нем варилась картошка (Т. ). 4. Я лежу на животе и вижу перед собой только кусоч_к земли, слышу треск кузнеч_ков (Гарш. ). 5. Тарантас взвизгнул, тронулся, колокольч_ки заплакали, бубунч_ки засмеялись (Ч. ). 6. Не бойсь, минуты не потратим, и воз_к свой мы не свезём, а скатим! (Кр. ). 7. Мечик протянул руку под подушку и вынул сверточ_к в газетной бумаге (Фад. ). 8. Брожу по рощам, по лугу, любуюсь каждым цвет_ком (Н. ).

Упражнение 105. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов существительных.

Нян_чка, пугов_чка, врем_чео, книж_чка, душ_чка, Ван_чка, ножн_чки, сем_чко, Зо_чка, ле_чка, им_чко, Пет_чка, крыш_чка, Сон_чка, тем_чко, Ол_чка, сит_чко, стрем_чко.

Упражнение 106. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов существительных.

Виш_нка, черкеш_нка, солом_нка, скваж_нка, горош_нка, жемчуж_нка, француж_нка, завал_нка, купал_нка, изюм_нка, неж_нка, протал_нка, спал_нка.

Упражнение 107. Вставьте пропущенные буквы н или нь .

Мише_ка, више_ка, Васе_ка, баше_ка, Даше_ка, Оле_ка, колоколе_ка, Паше_ка, паше_ка, подруже_ка, француже_ка.

Упражнение 108. Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы существительных, объясните их правописание.

(-чик-/-щик-; -ец-/-иц-): камен_ _ик, объезд_ик, мусор_ик, лет_ик, гон__ик, свар_ик, убор_ик, убор_ _ца, валют_ик, морожен_ик, извоз_ик, костюм_ик, вязаль_ _ца, вышиваль_ _ца;

(-ек-/-ик): замоч_к, ключ_к, нож_к, ореш_к, кусоч_к, горош_к, кирпич_к, краеш_к, мучен_к, мучении_а, лыжн_к, всадн_ца, воспитан_к, тружен_к, мошенн_к, конн_к, конн_ца, гостин_ца;

(-н-, -нн-): гости_ая, бесприда_ица, имени_ик, изме_ик, масле_ица;

(-ец-/-иц-): возвышень_це, плать_це, кресл_це, письм_цо, владел_ц, умел_ц, кормил_ц, мороз_ц, рож_ца, владыч_ца;

(-ений-) : выступление, потепление, откровение, сомнение, сочетание, выяснение, вычисление;

(-оньк-/-еньк-): кисонька, лисонька, яблонька, березонька, доченька, ноченька, подруженька, тетенька, заинька, паинька;

(-ин-): выш_на, стар_ина, тиш_ина, впад_на, расщел_на, лощ_на;

(-изн-): бел_зна, крут_зна, нов_зна, желт_зна, крив_зна;

(-от-): крас_та, мелк_та, бедн_та, прям_та, темн_та, прост_та, шир_та;

(-ость): деловитость, дикость, близость, готовность, сущность, туманность, бескомпромиссность.

(-енк-/-еньк-): бежен_ка, францужен_ка, монашен_ка, нищен_ка, вишен_ка, черешен_ка.

Упражнение 109. .Вставьте пропущенные буквы в суффиксы и окончания существительных.

Перевод_ик, протал_нка, круж_во, напрасл_на, мес_во, кур_во, меньш_нство, лев_зна, горош_к, солдатч_на, монаш_нка, душ_чка, топл_во, больш_ство, пощеч_на, кормил_ц, сед_на, голуб_зна, старш_ство, перв_нство, солом_ка, однофамил_ца, скваж_на, жемчуж_нка, француж_нка, камеш_к, изюм_нка, жульнич_ство, нищ_нство, баш_нка, краеш_к, вар_во, раснос_ик, здоровь_це, ноч_вка, раздат_ик, овраж_к, борьба с саранч_й, крюч_к, туш_нка, нож_вка, собач_нка, волч_нок, башмач_к, мелоч_вка, книж_нка, бумаж_нка, перебеж_ик, чернослив_нка, карандаш_к, бубл_к, переплет_ик, новш_ство, пророч_ство, сослужив_ц, немет_ина, горл_нка, ржавч_на, тем_чко, нов_зна, нищ_та, свар_ик, паш_нка, досто_нство, порядоч_к, владел_ц, свеж_сть, виш_нка, пощеч_на, купал_нка, мизинч_к, бас_нка, стеколь_ик, лепеш_чка, здань_це, сундуч_к, верблюж_нок, сгущ_нка, руч_нка, жуч_к, прел_сть,крош_чка, кустарн_ чество, виград_нка, сем_чко, сит_чко, ул_чка, впад_нка.

Упражнение 110.

1. Иной раз всё до последней рубашки спустит, так что на нём всего останется сертучишк_ да шинелишк_ (Г. ). 2. Сон_чка, душа моя! Голубушка, канаре_чка моя (Ч. ). 3. Из Горького выйдет большой писателищ_ (Ч. ). 4. Одет он был в старенький изорванный сюртуч_к с плисовым воротником и крошечными пугов_чками (По Т. ). 5. Оба мы старимся, приближаемся к пятидесяти, когда всякий мужич_нк_ будет обзывать Вас «дедущкой»! (Ч. ). 6. Уж я врем_чко проведу, проведу, уж я сем_чки полущу, полущу (Бл. ). 7. И в умилень_ от таких рассказов под бюст_ком сияет пьедестальч_к (Март. ). 8. А я люблю всевозможные гульбищ_, русские гульбищ_ (Ч. ). 9. Клин_шек седеющей его бородки был чуть свёрнут на сторону (Лид. ). 10. Северяночка, устюж_нка, весёлые года, ты куда ушла, жемчуж_нка, ужели навсегда? (Прок. ). 11. Не спасибо, а спасибищ_ - вот как! (Ч. ). 12. Спросишь мнение, - придёт в смятень_це, деликатно отложит до следующего дня, а к следующему узнает мнень_це – уважаемого товарища заведующего (Маяк. ). 13. Торговлишк_ идёт у нас плохо (Кузьм. ). 14. Поют дрозды. Воркуют горл_нки. Возникает едва слышный, ни на что не похожий звук воды, наполняющей пересохшее русло арыка (Вит. ). 15. Я подарил [жене] книжку и денег на уральский кам_шек (Бл. ).

Упражнение 111. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Устно объясните правописание суффиксов существительных.

1. Виш_н_ки мне, признаться, теперь в редкость (С.-Щ .). 2. У них ни патриотизма, ни любви к литературе, а одно самолюбьишк_ (Ч. ). 3. Я залез на завал_нку и прильнул к стеклу (Кузьм. ). 4. – Масл_ца нет ли у вас, - произнёс другой голос (Т. ). 5. Молча твои руч_ньки грею и жму (А.К.Т. ). 6. В это время, несколько сбоку, к директору приблизился и чиновничишк_ (Писем .). 7. Нет, не черкеш_нка она (П. ). 8. Будет Матрёне на чепец да пострельч_нкам тоже по прянику (Г. ). 9. Лён_чка, отчего ты такой хмурый? (Ч. ). 10. Сегодня к вечеру пришло письм_цо от твоей милой (Бл. ). 11. И опять идут двенадцать, за плечами – ружь_ца (Бл. ). 12. Над степями двигались перелётные полчищ_ птиц (Лид. ).

Упражнение 112. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Устно объясните правописание суффиксов существительных.

1. Борт о борт они десять минут в полубелом крош_ве льдов (Ош. ). 2. Ведь вы пишете не критику на солда_ину, а живых людей (Ч. ). 3. Я славлю дунайскую голуб_зну (Щип. ). 4. [Фёкла:] Вишь, перебор_ики нашлись какие! (Г. ). 5. Пётр был весельчаком, мастером на все руки, искусным скорописцем и перепис_иком старинных книг (Глад. ). 6. Позабыл знакомый путь ухаж_р-забава (Исак. ). 7. Звенели косы, заливались в небесной син_ве жаворонки (Глад. ).

Упражнение 113. Спишите предложения, вставляя н или нн . Устно объясните правописание суффиксов существительных.

1. В московских редакциях я только один бунтую против дли_от (Ч. ). 2. – Что, моше_ик, по какой дороге ты едешь? – сказал Чичиков (Г. ). 3. Пута_ица и дым коромыслом (Ч. ). 4. – Эх ты, сочувстве_ик! – брякнул Шубин (Т. ). 5. Вы видели Севера красу? Костя_ику ели в лесу? Гоноболь, чернику, земля_ику, ежевику? (Прок. ). 6. Распласта_ые листве_ицы сбегали под откос (Лид. ). 7. Время утратило свою соразмере_ость (Лид. ). 8. Он быстро пробегал глазами около коло_ки убористого шрифта (В. Кат. ). 9. Так выглядел гардероб нашего бессребре_ика (В. Агр. ).

Упражнение 114. От данных прилагательных образуйте существительные с суффиксом –ик- (-иц) . Объясните написание н или нн в существительных.

Родственный, глазной, воспитанный, избранный, сезонный, безбожный, воскресный, утренний, хозяйственный, подлинный, современный, ветреный, именинный, дружинный, конный, конопляный, дровяной, шестигранный, песенный, песчаный, пленный.

Упражнение 115. Вставьте н или нн в существительные. Объясните их написание.

Племя_ик, пле_ик, племя_ица, промышле_ик, гриве_ик (десятикопеечная монета), промышле_ость, двугриве_ый, имени_ица, цели_ик, листве_ица, родстве_ица, сторо_ик, ряби_ик, песча_ик, гости_ица, оси_ик, гости_ая, мали_ик, ко_ица, коре_ик, конопля_ик, обществе_ик, стра_ик, ветре_ик, труже_ик.

Упражнение 116. не с существительными.

(Не) аккуратность в работе; (не) стол, а стул; (не) брежность в одежде; (не) земляника, а клубника; полная (не) лепость; (не) внимательность ученика; (не) годование брата; (не) бидон, а кастрюля; (не) скромность в суждениях; (не) устрашимость в бою; (не) постоянство в отношениях; (не) уживчивчивость характера; (не) серьёзность поступка; (не) подвижность взгляда; остановиться от (не) ожиданности; (не) приступность крепости; (не) справедливость наказания; (не) клюква, а брусника; (не) покорность стихии; (не) урядица в делах; (не) друг, а враг; (не) достаток в работе.

Упражнение 117. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание не с существительными.

1. Вместе хорошо и (не) друга бить. 2. То (не) артель, коли каждый лезет в щель. 3. (Не) место красит человека, а человек место. 4. Печаль беде (не) помощник. 5. Знайка всё с полуслова понимает, а (не) знайка на всё только рот разевает. 6. Один битый двух (не) битых стоит. 7. Города строят (не) языком, а рублём да топором. 8. (Не) силой борются, а умением. 9. Видно (не) ряху по грязной рубахе. 10. Дошли до (не) вежды старинные вести. 11. Плохая воля всё-таки лучше (не) воли. 12. С врагом говори (не) языком, а штыком. 13. Вранью да (не) былицам короткий век. 14. Мутную воду пьют в (не) взгоду. 15. (Не) доплатой люди наживаются. (Не) друг поддакивает, а друг спорит. 16. Кукушка – (не) ястреб, а (не) доучка не мастер. 18. (Не) правдой (не) проживёшь.

(Пословицы )

Упражнение 118. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание не с существительными.

(А. Гайдар )

Упражнение 119. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Командир находился на батарее_. 2. Поручение было дано Клавдии_ Сергеевн_. 3. На лезв_ ножа были зазубрины. 4. Ну и голосищ_ у этого певца. 5. Прежде здесь был маленький заводишк_, а теперь – завод-гигант. 6. В одной руке мальчик держал сломанный карандаш_к, а в другой – ореш_к. 7. При виде злой большой собаки крошечное создань_це задрожало от страха. 8. Щель была закрыт тонкой ре_чкой. 9. Трехлетняя Ол_чка играла со своей сверстниц_й Над_нькой. 10. К дом_ку пристроена небольшая летняя кухо_ка. 11. Показалась травка на весенних протал_нках. 12. Зимостойкие карликовые више_ки и ябло_ки занимали значительную часть сада. 14. Пройдет месячишк_ или два, и вы не узнаете этих мест: придут камен_ики, бетон_ики, штукатуры, арматур_ики, и закипит работа. 14. Перебеж_ик не пользовался доверием. 15. Больш_нство извоз_иков были выходцами из деревни, бежавшими в город от голода и нищ_ты. 16. Утомительна эта бег_тня, это беспорядочное снование туда- сюда.


Тестовые задания

1. В каком ряду во всех словах пишется буква и ?

1) В милиции_, на лошад_, на лошадк_

2) В гостиниц_, в планетарии_, на темен_

3) Во времен_, вдоль алле_, около алле_

4) В ненасть_, в пустын_, около пустын_.

2. Укажите слово с ошибкой.

1) Пуговечка

3) Пальтецо

4) Платьице.

3. Укажите слово с ошибкой.

1) Каменщик

2) Объездчик

3) Переводчик

4) Перевозчик.

4. Укажите верное написание слово.

1) Папинька

2) Маминька

3) Паинька

4) Заенька.

5. В каком ряду пишется буква е ?

1) В санатории_, с ветк_, к деревн_

2) От пристан_, к пристан_, на верхушк_

3) В инее_, в июн_, на опушк_

4) В волнении_, в памятк_, по памят_.

6. Укажите слово с ошибкой.

1) В стремени

2) В темени

3) Во времяни

7. Укажите слово с ошибкой.

1) На пристани

2) К пристани

3) В тетради

4) Около пристане.

8. В каком ряду есть ошибка?

1) На вставке, с ветки на ветку, во времени.

2) На платьице, в пальтеце, полотенчико.

3) В инее, у инея, маменька.

4) Замочик, ключик, летчик.

9. В каком ряду во всех словах пишется буква и ?

1) В памят_, в стог_ сена, в тетрад_

2) На тетрад_, в нашем столетии_, на сирен_

3) На спектакл_, к станции_, в пальт_

4) У деревн_, на деревн_, в Турции_.

10. В каком ряду во всех словах пишется буква е ?

1) По лестниц_, на вечер_, в древност_

2) В раздумь_, в Севастопол_, в Бахчисара_

2) В неведении_, в землянк_, в сиянии_

4) В пшениц_, у пшениц_, в варении_.

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе

Правописание "НЕ" с именами существительными

Бабаева Марина Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа №559
Выборгского района Санкт-Петербурга

Тема урока: Правописание НЕ с именами существительными

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и формирования первоначальных предметных умений

Цели урока:

Познакомить учащихся с правилом правописания частицы НЕ с именами существительными

Формировать умения применять правило на практике

Задачи урока:

Обучающие: выработка навыка грамотного письма частицы НЕ с именами существительными; проверка знаний по пройденной теме; выявление пробелов в усвоении материала

Развивающие: развитие коммуникативной компетенции учащихся, развитие логического мышления учащихся (умение анализировать, обобщать), развитие правильности, точности, логичности речи

Воспитательные: воспитание корректного отношения к мнению одноклассников, воспитание познавательной активности учащихся

Формы работы : индивидуальная, коллективная

Оборудование: раздаточный материал, учебник, проектор, презентация

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, запись даты урока в тетрадь

II. Актуализация знаний (повторение правил правописания частицы Не с глаголом)

1.Запись словосочетаний, объяснение орфограмм (Слайд №1)

1. Счастье в воздухе (не)вьётся, а руками достаётся.

2.Лодырю всегда (не)здоровится.

2.Учащиеся определяют часть речи, объясняют написание слов, самостоятельно формулируют правила правописания частицы НЕ с глаголом (Слайд №2)

III. Постановка проблемного вопроса

1.Рассмотреть предложения, попытаться объяснить правописаниеслов (Слайд №3)

1. (Не)вежда также в ослепленье бранит науки и ученье.

2. (Не)приятель долго сопротивлялся.

3. (Не) печь кормит, а руки.

4. Он мне (не) приятель!

2.Учащиеся определяют, к какой части речи относятся данные слова, пробуют объяснить правописание слов

3.Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока и цели (Слайд №4, 5)

IV. Первичное восприятие и усвоение теоретического учебного материала

1.Учащиеся формулируют правило правописания частицы НЕ с именами существительными, опираясь на данные примеры (Слайд №6)

2.Чтение правила в учебнике, запись в справочник

3.Работа над алгоритмом (Слайд №7)

V. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

1.Коллективное устное выполнение упражнения из учебника (упр. 285)

2.Работа с раздаточным материалом: списать пословицы, обозначить орфограмму, объяснить смысл пословиц

1. (Не) место красит человека, а человек место.

2. Книга в счастье украшает, а в (не)счастье утешает.

3. Красное словцо (не) ложь.

4. (Не)правда по свету бежит, правда в сторонке лежит.

3.Работа с текстом (раздаточный материал)

Прочитайте текст. Определите стиль текста и тему. Выпишите слова с частицей НЕ, объясните правописание

Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (не)лепость и (не)уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево - символ тропической Африки и источник (не)былиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (не)доверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (не)ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (не) ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.

VII. Обобщение усвоенного материала

1.Учащиеся формулируют выводы по уроку, определяют, достигнута ли цель

2.Самостоятельная работа на первичное усвоение материала (тест)

1). Выберите слова, которые без НЕ не употребляются

А) (не)годование

Б) (не)внимательность

В) (не)вежа

Г) (не)грамотность

Д) (не)вольник

Е) (не)забудка

2). Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без НЕ

А) (не)доверие

Б) (не)ряха

В) (не)правда

Г) (не)видимка

Д) (не)вежливость

Е) (не)везенье

3). Выберите примеры раздельного написания НЕ с существительными:

А) (Не)грамотность - признак некультурного человека.

Б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.

В) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.

Г) (Не)друг не посочувствует.

Д) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.

Е) (Не)счастье спутало все наши планы.

VIII. Домашнее задание

1.§ 51, выучить правило, упр. 288

2.Дополнительное задание: исправьте ошибки в написании НЕ с существительными, вставьте пропущенные буквы

1. В решен__ задачи допущена не точность.

2. Во всех движениях была видна нерешительность, а робость.

3. Из-за не погоды альпинисты (не) могли начать восх_ждение на гору.

Фамилия, имя ___________________________________

Тест по теме «Имя существительное» 6 класс

1. В каком ряду все слова являются именами существительными?

а) песня, пенал, белый, кольцо;

б) бассейн, лотерея, богатый, кладовая;

в) булочная, вокзал, ножницы, бусы;

г) компьютер, космический, пломбировать,

2.В каком ряду все имена существительные одушевленные ?

а) сад, дерево, кустарник, садовник;

б) врач, пациент, медсестра, администратор;

в) матрос, боцман, капитан, каюта;

г) женщина, мастер, парикмахерская, салон.

3.В каком ряду все имена существительные собственные?

а) (Г,г) ород, (У,у) лица, (Т,т)етрадь, (М,м)осква;

б) (Е,е)вропа, (А,а)ляска, (В,в)олга, (С,с)ибирь;

в) (Ш,ш)ахта, (У,у)голь, (М,м)оре, (Т,т)юмень;

г) (Т,т)урция, (Ч.ч)ехов, (К,к)раснодар, (Д,д)ом.

4.В предложении "Мороженое ели веселые ребята" существительное МОРОЖЕНОЕ является:

а) подлежащим;

б) определением;

в) обстоятельством;

г) дополнением;

5.В каком ряду все имена существительные общего рода?

а) умница, плакса, половодье, каучук;

б) простофиля, неженка, чистюля, кастрюля;

в) сирота, забияка, неряха, Саша;

г) Валя, грязнуля, белоручка, земля.

6.Именем существительным мужского рода является слово:

а) пенальти;

в) ателье;

г) пальто

7.Именем существительными среднего рода является слово:

8.Укажите существительное второго склонения:

а) кровать;

г) деревня

9. Укажите существительное третьего склонения :

а) деталь;

б) медведь;

в) дорога;

10.В каком ряду все имена существительные разносклоняемые?

а) время, бремя, дядя, семья;

б) темя, племя, пуля, грязнуля;

в) семя, стремя, земля, песня;

г) вымя, путь, имя, знамя.

11.Найдите несклоняемое имя существительное:

б) платье;

12.Какое из данных существительных имеет только множественное число :

б) метели;

в) заморозки;

г) оттепели.

13.В каком ряду во всех словах в окончании пишется буква и?

а) в музе.., на берез.., в тетрад..;

б) на площад.., на улиц…, к деревн..;

в) на рябин.., по территори.., у деревн..;

г) в планетари.., к цел.., на листьях сирен…

14.Какой суффикс в слове знамя в родительном падеже?

15.В каком предложении НЕ с существительным пишется слитно:

а) (Не)везение способствует успеху, а труд и упорство.

б) (Не)грамотность среди учеников уменьшилась.

в) Один в поле (не)воин.

г) (Не)работа сушит, а забота.

16.Выбери группу существительных, которые всегда пишутся с НЕ слитно:

    недотрога, невежливость, невзгоды;

    недотрога, неряха, невежливость;

    недотрога, неряха, невзгоды;

    невзгоды, неряха, несчастье

17.В каком ряду во всех словах пишется суффикс –ек- ?

а) горош..к, мяч..к;

б) грибоч..к, овраж..к;

в) кирпич..к, ореш..к;

г) карандаш..к, денеч..к.

18.В каком ряду во всех словах пишется суффикс – чик-?

а) гон..ик, лет..ик;

б) спор..ик, фасов..ик;

в) камен..ик, рез..ик;

г) груз..ик, рассказ..ик.

19. В каком ряду все слова пишутся с мягким знаком?

А) нож.., мяч.., помощь..;

Б) ноч.., печ..ка, рож..;

В) мыш.., мелоч.., печ..;

Г) реч.., много туч.., ключ..

20. В каком существительном в суффиксе пишется буква е:

    реч..нкой;