Нахождение долей. §1. Нахождение доли числа и части числа

3-4 классы. Задачи по математике на нахождение числа по доле и доли по числу

943. Руда на 4/5 состоит из меди. Сколько меди можно получи и. из одной тонны руды? 944. 15 см - это 2/3 доски. Чему равна длина всей доски?
945. При помоле на ржаную муку отходит в огруби 2/5 веса зерна. Сколько отрубей и сколько ржаной муки получится при помоле двух тонн зерна?
946. Какой длины потребуется доска для прямоугольной рамки, если длина рамки 28 см, а ширина 4/7 длины?
947. Длина дома 12 м, а ширина составляет 4/6 длины. Чему равен периметр дома?
948. От мотка проволоки отрезали 2/5. Эт о 12 м. Чему равна длина всей проволоки?
949. Сколько дней составляет: 5/6 апреля?
950. 4/5 кружки сахарного песка весят 200 г. Сколько весит кружка сахарного песка?
951. В саду было 168 деревьев. 4/6 всех деревьев - вишня, 1/4 всех деревьев - черешня, а остальные............слива. Сколько было слив?
952. Два автобуса идут навстречу друг друту. Один прошёл 2/6 всего пути, а другой - половину. Сколько километров осталось идти автобусам до встречи, если первоначально между ними было 240 км?
953. На заборе сидели 12 воробьев; 3/4 их числа улетели. Сколько пт иц улетело?
954. В классе 24 ученика; 3/4 учеников учатся на «хорошо» и «отлично». Сколько учеников учатся на «хорошо» и «отлично»?
955. Лыжники прошли за 2 дня 36 км. В первый день они прошли 5/9 всего пути. Сколько километров прошли лыжники во второй день?
956. В книге 68 страниц. Мальчик прочитал 3/4 книги. Сколько страниц осталось прочитать мальчику?
957. В спортивной секции занимаются 24 мальчика и несколько девочек. Число девочек составляет" 3/8 числа мальчиков. Сколько всего человек в спортивной секции?
958. В прошлом году цена хлеба составляла 5 руб. Теперь она повысилась на 2/5 этой суммы. Какова теперь цена хлеба?
959. Из 30 дней: месяца было 18 солнечных дней. Какую часть месяца составили пасмурные дни?
960. Папе 36 лег, возраст дочери составляет 2/6 его возраста. Сколько лет" дочери?
961. Возраст дуба 60 лет", возраст берёзы составляет 3/5 возраста дуба. А возраст клёна составляет: 2/9 возраста берёзы. Сколько лег клёну?
962. Ребёнку дали: на экскурсию 150 руб. Он израсходовал на сувениры 1/3 этой суммы и 1/4 остатка. Сколько денег израсходовал ребёнок?
963. Каждый час цистерна наполняется нефтью на 2/8. За сколько часов наполнится вся цистерна?
964. За 4 сезона в доме отдыха побывало 3672 отдыхающих. В первый сезон побывала 1/3 всех отдыхающих, во второй в 2 раза меньше, чем в первый, а в остальные сезоны поровну. По сколько людей посетили дом отдыха в третьем и четвёртом сезонах?
965. Верблюды вынашивают своих младенцев 400 дней, а хомяки 1/25 часть этого времени. Сколько дней хомяки вынашивают" детёнышей?
966. В мастерской 810 м ткани. 4/9 этой ткани израсходовали на пошив брюк, а из остальной ткани сшили жакеты, расходуя на каждый по 2 м. Сколько жакетов сшили?
967. Семья на покупку холодильника израсходовала 7/9 отложенных денет", после этого ост алось 600 руб. Сколько денег" было отложено?
968. Учитель задумал число. 3/4 ег о равно 18. Какое число задумал учитель?
969. В магазин привезли 160 кг моркови. До обеда продали 3/8 всею количества моркови. Сколько килограммов моркови продали?
970. В классе 10 девочек. Они составляют" 2/5 всех учеников. Сколько всего детей в классе?
971. Из 125 посаженных в саду деревьев 3/5 яблони. Сколько яблонь посадили?
972. Мальчик исписал 3/4 обшей тетради, что составило 72 страницы. Сколько страниц в тетради?
973. Самолёт: пролетел / км. из них а/р - над морем. Сколько километров пролетел самолёт над морем?
974. Дорога между деревнями: проходит- лесом (I км. что составляет: ц/а всего пути. Какова длина всей дороги?
975. В столе / тетрадей. Из них і/р - в клетку. Сколько тетрадей в клетку?
976. г/ц веса мешка равно к кг. Чему равен вес мешка?
977. В магазин привезли 150 кг картофеля. До обеда продали 2/5 всего картофеля. Сколько килограммов картофеля продали?
978. В соревновании участвовали 36 девочек. Они составляли 2/5 всех участников. Сколько всег о дет ей участвовали в соревновании?
979. Из 125 посаженных вдоль улицы деревьев 3/5 - липы. Сколько лип посадили?
980. Мальчик прочитал 3/4 книги, что составило 78 страниц. Сколько страниц в книге?
981. Туристы проехали / км, из них а/р - на поезде. Сколько км они проехали на поезде?
982. Автобус проехал й км, что составило ц/а всег о пути. Какова длина всего пути?
983. На полке / книг". Из них і/р - сказки. Сколько книг" со сказками?
984. г/ц задуманного числа равно к. Чему равно задуманное число?
985. Руда содержит" в себе 3/5 железа. Сколько железа можно получить из 1 т руды?
986. 2/3 отрезка прямой 12 см. Чему равен весь отрезок?
987. При помоле на белую муку отходит1 в отруби 2/5 веса зерна. Сколько отрубей и сколько белой муки получится при помоле I т зерна?
988. Какой длины потребуется проволока для прямоуг ольной рамки:, если длина рамки 25 см, а ширина 4/5 длины?
989. Сад прямоугольной формы хотят" обнести забором. Длина сада 800 м, а ширина сост авляет 5/8 длины. Какой длины должен быть весь забор?
990. От проволоки: отрезали 3/4 - 12 м. Чему равна длина всей проволоки?
991. Сколько месяцев содержит 5/6 года?
992. 2/5 кружки сахарною песку весят 100 г. Сколько весит" кружка сахарног о песку?
993. В саду было 128 деревьев. 3/8 этих деревьев были: яблони, 2/4 всех деревьев - груши, а остальные - вишни. Сколько было вишен?
994. Два поезда идут" навстречу друг- другу. Один прошёл 2/5 всего пути, а другой - половину. Сколько км им осталось идти до встречи, если между ними было 200 км?
995. На ветке сидели: 12 синиц: 2/3 их числа улетели. Сколько птиц улетели?
996. В классе 28 учеников; 3/4 учеников занимаются спортом. Сколько учеников занимаются спортом?
997. Туристы прошли за 2 дня 24 км. В первый день они прошли 2/3 всего пути. Сколько километров они прошли во 2-й день?
998. В тетради 24 страницы. Мальчик исписал 5/8 числа всех страниц. Сколько осталось неисписанных страниц?
999. В хоре поют 32 девочки и несколько мальчиков. Число мальчиков составляет" 3/8 числа девочек. Сколько всег о человек поют в хоре?
1000. В прошлом месяце цена товара составляла 1200 руб. Теперь она понизилась на 4/10 этой суммы. Какова теперь цена т овара?
1001. Из 7 дней недели было 4 солнечных дня. Какую часть недели составили солнечные
дни?
1002. Маме 30 лет, возраст дочери составляет 2/5 её возраста. Сколько лет дочери?
1003. Дедушке 60 лег. Возраст отца составляет 3/5 возраста дедушки, а возраст сына составляет 2/9 возраста отца. Сколько лет сыну?
1004. У девочки было 360 руб. Она потратила 1/8 этой суммы и 1/7 остатка. Сколько денет" она потратила?
1005. Каждый час груба наполняет 1/8 бассейна. За сколько часов она наполнит весь бассейн?
1006. В 4 домах 3672 жителя. В одном доме 1/3 всех жителей, во втором - в 2 раза меньше, чем в первом, а остальные живут поровну в 3-м и 4-м домах. По скольку жителей живёт в 3-м и 4-м домах?
1007. Верблюды вынашивают своих младенцев 400 дней, а хомяки 1/25 часть этого времени. Сколько дней хомяки вынашиваю т детёнышей?
1008. В ателье 720 м ткани. 3/8 этой ткани израсходовали на пошив костюмов, а из остальной ткани сшили: платья, расходуя на каждое по 3 м. Сколько сшили платьев?
1009. Мама израсходовала 7/8 своих денег, и у неё осталось 50 руб. Сколько денег у неё было?
1010. Я задумал число. 3/5 его равно 15. Какое число я задумал?

§1. Нахождение доли числа и части числа.

В этом уроке мы узнаем, как найти долю числа и часть числа.

Рассмотрим такую ситуацию:

На праздник испекли пирог весом 810 грамм. Его разрезали на 9 равных частей. Чему равен вес одного кусочка?

Другими словами, целое, равное 810 грамм, разделили на 9 равных долей.

810: 9 = 90

Получаем, что вес одного кусочка или одной доли равен 90 грамм

Можем сделать вывод:

разделить это число A на n (n не равно нулю):

Рассмотрим другую ситуацию:

Целый пирог весит 600 грамм. Его разрезали на 8 равных частей. Чему равен вес 3 кусков пирога?

Другими словами, целое, равное 600 грамм, разделили на 8 равных долей.

Для этого вес всего пирога разделим на количество долей:

600: 8 = 75

Получили, что вес одного куска (одной доли) равен 75 грамм. Умножим вес одного куска на количество кусков, вес которых надо найти, 75 3 = 225 грамм. Данное решение можно записать в виде выражения:

600: 8 3 = 225

Таким образом, 3 доли или куска пирога весят 225 грамм.

Можно сделать вывод:

разделить на знаменатель n и умножить на числитель m дроби:

умножить на числитель 3;

§2. Краткие итоги по теме урока

это число A разделить на знаменатель n и умножить на числитель m дроби:

Литература:

1. Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. Часть 1. / Л.Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2014. – 96 с.: ил.

2. Математика. 4 класс. Методические рекомендации к учебнику математики «Учусь учиться» для 4 класса. / Л.Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2014. – 280 с.: ил.

3. Зак С.М. Все задания к учебнику математики для 4 класса Л.Г. Петерсон и комплекту самостоятельных и контрольных работ. ФГОС. – М.: ЮНВЕС, 2014.

4. CD-ROM. Математика. 4 класс. Сценарии уроков к учебнику к 1 части Петерсон Л.Г. – М.: Ювент, 2013.

Татьяна Зайцева
Урок-исследование «Доли. Нахождение доли числа»

Цель :

Формировать у учащихся понятие доли числа , нахождение доли числа ,записывать дробные числа .

Расширять кругозор учащихся

Развивать самостоятельность, творческое мышление.

Воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга.

Оборудование :

Компьютер с составленными слайдами. Толковый словарь.

План урока , карточки с дифференцированными заданиями, тесты, яблоко,? знак, мяч,

У учащихся – лист самооценки, 2 круга, 1 квадрат, ножницы, карточки– задачи, календари.

Ход урока

1. Мобилизующее начало

1. Готовность класса к уроку .

2. Психологический настрой.

1-2-3-слушай и смотри

3-2-1-мы начнём сейчас.

Улыбнитесь нашим гостям, друг другу. Ведь улыбка - залог успеха в любой работе. Пожелайте удачи друг другу, пусть на уроке вам поможет смекалка, сообразительность и те знания, которые уже вы уже ранее приобрели.

2. Цель детям

– Ребята! Я хочу сообщить вам, что каждый урок математики необычный потому, что каждый раз вы открываете какую-то тайну. Математика - наука тайн : тайна чисел, действий, выражений, задач и т. д.

– И сегодня я предлагаю нам провести урок-исследование .

Помогать нам при исследовании будут научные книги : учебники, толковые словари, карточки, и конечно РОДИТЕЛИ. Они будут у нас сегодня выступать в роли консультантов. В определённые моменты, ребята, вы можете обратить к ним, а чьих нет родителей - значит, ко мне. Всё понятно?

Так что же значит ИССЛЕДОВАТЬ? (ваше мнение)

– А вот как толковый словарь дает значение слова исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению! (чтение родителей)

Исследовать тему мы будем по этапам. (Этапы записаны на доске в виде плана.) Удобнее будет разделиться на группы (бригады)

Этап первый. Зарядка для ума и тела.

Цель повторить табличное умножение и деление

1. Игра в парах. “Ты мне- я тебе”. Бросая мяч друг другу, говорят пример из таблицы умножения.

2. В гостях в школе у котят. Сосчитай. (у каждой пары - карточка)

Учитель :

3 котёнка в лес пошли,

И по 6 грибов они нашли.

Сосчитайте, кто готов,

Сколько найдено грибов? (6 3 = 18грибов)

Дети :

В одной большой квартире

Четыре кошки жили.

Все вечера болтали,

И марки собирали.

У них 36 марок было,

Поскольку каждая кошка

Себе положила? (36 :4 = 9марок)

3 котёнка вечерком

Заглянули к кошке в дом –

Свяжи-ка нам носочки

Из шерсти, что в клубочках.

Сколько надо ей связать. (4 3 = 12носочек)

Сварила им кошка

27 рыбешек.

По 3 хватило всем.

Сколько котят рыбок съедят? (27 :3 = 9рыбок)

Родители :

Вот ещё задачка.

У каждой мамы-кошки

По 3 маленькие крошки.

Сколько всего котят

Во дворе сидят,

Если кошек 8? (3 8 = 24котёнка)

Первый вывод :

– Почему вы быстро бросали мячи друг другу? Почему быстро решали задачи?

Важно знать таблицу?

ФИЗМИНУТКА

1-2-выше голова

3-4-руки шире

5-6-тихо сесть

7-8-лень отбросим.

Этап второй. Определи тему!

Цель Развитие умения составлять и решать выражения

– Тема нашего урока… Ой , а я её не записала. Я продиктую математический диктант, а вы запишите только ответы.

Частное чисел 81 и 9 (9)

Произведение чисел 8 и 9 (72)

Делимое 14, делитель 2. Запиши частное чисел. (7)

Первый множитель -5, второй множитель - 7 .Произведение равно (35)

А теперь расположите числа в порядке возрастания.

Вывод. Ребята, вы молодцы Вы определили тему нашего урока . Доли

– Но что же такое ДОЛИ ?

Этап третий. Новая тема.

Цель : познакомить детей с получением доли числа

Взгляните на тарелочку. Что вы видите здесь? (мандарин, чеснок, яблоко)

Вот у меня мандарин. Я его очистила. Когда мы начинаем его есть, то мы делим его на ЧТО? (На дольки) Мандарин состоит из долек.

Если мы посмотрим на чеснок, он тоже состоит из долек.

А теперь - ЯБЛОКО.

– Какие мысли у вас возникают, когда смотрите на данный предмет? Вот вам задача.

8 яблок надо разделить между двумя братьями. Сколько яблок получит каждый брат? Как вы разделите эти яблоки?

– Как называются числа 8 , 2, 4.

Интересно! (проблемный вопрос) Смогут ли 2 брата разделить 1 яблоко между собой?

Что получится?

Половина– это часть целого числа .

– Каждый из братьев возьмёт себе одну из двух одинаковых частей. (показать на примере)

Людям часто приходится делить целое на доли .

Самая известная доля – это, конечно, половина.

– Где можно услышать слово с приставкой “пол”?

– Слова с приставкой “пол” можно услышать, пожалуй, каждый день : полчаса, полкилограмма, полбулки, полкусочка. Доли появляются , когда нужно разделить целое на равные части.

Этап четвёртый. Практический.

Цель : научить детей практически получать доли

1.- У вас на партах лежит геометрические фигуры. Как они называются? (Круги)

–1 круг сложите пополам.

– Разверните.

(2)

– Итак, мы разделили круг пополам, т. е. на две равные части.

– Как они называются? (Половинки)

На языке математики это записывают так 1/2 (ДОСКА)

– Сколько частей взяли? (1)

– На сколько частей разделили? (2)

– Мы получили.

Когда мы " делим" в математике натуральные числа , то используем знак (:)

Но в математике есть ещё один знак, он называется " дробная черта", и числа , записанные с этим знаком, называются ДРОБНЫМИ.

– Это дробь. Число над чертой называется числитель , а под чертой знаменатель.

– Итак, числитель – показывает , сколько равных частей взяли, а знаменатель – показывает, на сколько равных частей разделили целое.

(Запись в тетради :).

– Доля – это часть целого.

2. – Теперь возьмите второй круг. Сложите ещё пополам и ещё раз пополам.

– Разверните. Сколько теперь равных частей получили? (4)

Какую часть от целого круга составляет 1 часть? Подпишите их.

Вернёмся к яблоку

– Я возьму и каждую долю яблока разрежу пополам.

– Сколько равных частей получили? (4)

– А записывают это так : .

– В числителе записываем 1 , а в знаменателе – 4.

5. – Посмотрите на и.

– Сравните : что больше : и?

(Запись в тетради : >)

– Вывод : чем больше частей, тем доля меньше.

Физкультминутка для глаз

БАБОЧКА

Прилетела

На указку села

Рисуй 8 вертикально, ты головою не крути.

А лишь глазами осторожно, ты вдоль по линиям веди.

И на бочок её клади. Теперь следи горизонтально

И в центре ты остановись, зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы наконец. Зарядка закончилась, ты молодец!

Физкультминутка для рук

Мы капустку рубим, рубим,

Мы капустку мнём, мнём,

Мы капустку солим, солим,

Мы капустку трём, трём.

Этап пятый. Работа с книгой.

1. Цель закрепить умение делить число на доли и умение читать их .

Этап шестой. Проблемная.

Цель формировать умение сравнивать доли .

2. Работа в группах " Узнай долю торта?"

Помоги друзьям узнать долю торта. Какую долю получит каждый из них?

Картинки у детей

Вывод : С заданием справились легко. Почему?

Этап седьмой. Чему равна доля?

Цель учиться находить долю числа .

Представьте себе, что круг – это вкусный торт. Сколько стоит торт?

Что дороже – целый торт или его часть?

Целый торт стоит 100рублей. 1/2 часть торта сколько будет стоить? Больше или меньше? (5о рублей) А 1/5?

Этап восьмой. Итог исследования.

Цель : Проверка знаний

Дифференцированная работа.

Работа с календарём.

– Сколько месяцев в году?

– Какую часть от года составляет 1 месяц?

– Какую часть от года составляет лето?

Рефлексия

Чему мы научились на уроке ?

Что нового узнали?

Понравился ли вам сегодняшний урок ?

  • У учащихся - лист самооценки, 3 круга, 3 квадрата, ножницы, карточки- загадки. календари

Ход урока

1. Мобилизующее начало

  1. Готовность класса к уроку.
  2. Психологический настрой.

Скажем “Здравствуйте” руками
Скажем “Здравствуйте” глазами
Скажем “Здравствуйте” мы ртом,
Станет радостней кругом.

2. Цель детям

Уважаемые ребята! Я хочу сообщить вам, что каждый урок математики для вас необычный потому, что каждый раз вы открываете какую-то тайну. Математика наука тайн: тайна чисел, действий, выражений, задач и т.д.

Сегодня я предлагаю нам провести урок-исследование. А что значит исследовать?

А вот как толковый словарь дает значение слова исследовать - подвергнуть научному изучению, выяснению!

Сегодня нам с вами предстоит выяснить…………. Помогать нам при исследовании будут научные книги: учебники, толковые словари.. карточки.

Приложение 1

П Л А Н
Этап первый “Зарядка для ума и тела ”

  1. Игра в парах.

В одной большой квартире
Четыре кошки жили.
Все вечера болтали,
И марки собирали.
У них 36 марок было,
Поскольку каждая кошка
Себе положила? (36:4 = 9)

3 котенка вечерком
Заглянули к кошке в дом -
Свяжи-ка нам носочки
Из шерсти, что в клубочках.
Помогите сосчитать,
Сколько надо ей связать. (4 ·3 = 12)

Сварила им кошка
27 рыбешек.
По 3 хватило всем.
Сколько котят рыбок съедят? (27:3 = 9)

У каждой мамы-кошки
По 3 маленькие крошки.
Сколько всего котят
Во дворе сидят,
Если кошек 8? (3· 8 = 24)

Вот еще одна задачка.
В лесу на опушке
Стоит избушка.
В ней живут 8 котят,
Каждый воспитывает 3 мышат.
Сколько мышек у этих шалунишек? (3·8 = 24)

3 котенка в лес пошли,
И по 6 грибов они нашли.
Сосчитайте, кто готов,
Сколько найдено грибов? (6·3 = 18)

Заглянули в класс котята,
Там за партами зверята.
За каждой партой по два:
По 2 лисенка, по 2 зайчонка.
Сколько же всего зверят,
Если в классе 8 парт? (2·8 = 16)

Поручил учитель Ваське
Подровнять все стулья в классе
Сколько стульчиков ровнять,
Вам придется сосчитать.
Если в классе у котят
8 парт всего стоят,
По 2 стула у стола -
Вот задача такова! (2·8 = 16)

16 тетрадок Мурзик взял,
Он зверятам их раздал.
Каждый по 2 получил,
Сколько зверяток
Учитель учил? (16:2 = 8)

Первый вывод:

Почему вы быстро бросали мячи друг другу?
- Важно знать таблицу?

Подумайте, что может выражать денное действие?

Тема нашего урока… Вот беда, пропала тема. Никто ее не видел? Придется вам ее восстановить. Давайте решим примеры и ответы запишем в порядке возрастания (смотрю на доску). Вот беда, я забыла вам сказать, что распределить надо по порядку. Ну, ничего, постараемся сейчас восстановить, я продиктую математический диктант, а вы запишите и решите.


Сумму чисел 20 и 25 разделить на 5 = 9
Из произведения чисел 200 и 3 вычесть 200 = 400
Из 70 вычесть произведение чисел 5 и 8 =30

Вывод

Но что же такое ДОЛИ?

Этап третий. “Новая тема”

Цель

Какие мысли у вас возникают, когда смотрите на данный предмет? Вот вам задача.

Как называются числа 8, 2, 4.

Интересно!

Что получится?

Половина.- это часть целого числа.

Самая известная доля - это, конечно, половина.

Где можно услышать слово с приставкой “пол”?

Слова с приставкой “пол” можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки.

Каждый из братьев возьмёт себе одну из двух одинаковых частей. На языке математики это записывают так 1/2.

Что обозначает число над чертой?

Что обозначает число под чертой?

Это дробь. Число над чертой называется числитель, а под чертой знаменатель. (см Толковый словарь.)

- Вывод : МОЛОДЦЫ!

Физкультминутка


Ножками потопали 1, 2, 3.
Ручками похлопали 1, 2, 3
Мы походим на носках, а потом на пятках,
Все проверили осанку и свели лопатки.

Цель

Вывод :

Этап пятый “Работа с книгой”

Цель

Этап шестой “Проблемная ”

Цель

Приложение 3

Запись

Приложение (Загадки)

Вывод:

Цель учиться находить долю числа.

Представьте себе, что круг - это вкусный торт. Сколько стоит торт?

Что дороже - целый торт или его часть?

1/3 часть?

Работа с календарём.

Сколько месяцев в году?
- Какую часть от года составляет 1 месяц?
- Какую часть от года составляет лето?
- Составьте сами вопрос, используя календарь.

Этап седьмой

Приложение 4

Цель : Проверка знаний

Дифференцированная работа.

Приложение 5)

Цель Подвести итог урока

Чему мы научились на уроке?
Что нового узнали?
Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем?

Приложение

Приложение 1 (План урока)

Приложение 4

Красный листочек

Зелёный листочек

Жёлтый листочек

Приложение 5

Тест

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование "Доли. Нахождение доли числа" »

Урок-исследование

Тема "Доли. Нахождение доли числа"

Цель:

    Формировать у учащихся понятие доли числа, нахождение доли числа записывать дробные числа.

    Расширять кругозор учащихся

    Развивать самостоятельность, творческое мышление.

    Воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга.

Оборудование:

    Компьютер с составленными слайдами. Толковый словарь.

    8 мячей, план урока, карточки с дифференцированными заданиями, тесты, яблоко, ? знак

    У учащихся – лист самооценки, 3 круга, 3 квадрата, ножницы, карточки– загадки. календари

Ход урока

1. Мобилизующее начало

    Готовность класса к уроку.

    Психологический настрой.

Скажем “Здравствуйте” руками
Скажем “Здравствуйте” глазами
Скажем “Здравствуйте” мы ртом,
Станет радостней кругом.

Улыбнитесь нашим гостям, пожелайте удачи друг другу.

2. Цель детям

– Уважаемые ребята! Я хочу сообщить вам, что каждый урок математики для вас необычный потому, что каждый раз вы открываете какую-то тайну. Математика наука тайн: тайна чисел, действий, выражений, задач и т.д.

– Сегодня я предлагаю нам провести урок-исследование. А что значит исследовать?

– А вот как толковый словарь дает значение слова исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению!

– Сегодня нам с вами предстоит выяснить…………. Помогать нам при исследовании будут научные книги: учебники, толковые словари.. карточки.

Исследовать тему мы будем по этапам.(Этапы записаны на доске в виде плана.) Приложение 1

П Л А Н
Этап первый “Зарядка для ума и тела ”

Цель повторить табличное умножение и деление числа 5

    Игра в парах. “Ты мне, я тебе”. Бросая мяч друг другу говорят пример из таблицы. на 5

    В Гостях в школе у котят Сосчитай

В одной большой квартире
Четыре кошки жили.
Все вечера болтали,
И марки собирали.
У них 36 марок было,
Поскольку каждая кошка
Себе положила? (36:4 = 9)

3 котенка вечерком
Заглянули к кошке в дом –
Свяжи-ка нам носочки
Из шерсти, что в клубочках.
Помогите сосчитать,
Сколько надо ей связать. (4 ·3 = 12)

Сварила им кошка
27 рыбешек.
По 3 хватило всем.
Сколько котят рыбок съедят? (27:3 = 9)

У каждой мамы-кошки
По 3 маленькие крошки.
Сколько всего котят
Во дворе сидят,
Если кошек 8? (3· 8 = 24)

Вот еще одна задачка.
В лесу на опушке
Стоит избушка.
В ней живут 8 котят,
Каждый воспитывает 3 мышат.
Сколько мышек у этих шалунишек? (3·8 = 24)

3 котенка в лес пошли,
И по 6 грибов они нашли.
Сосчитайте, кто готов,
Сколько найдено грибов? (6·3 = 18)

Заглянули в класс котята,
Там за партами зверята.
За каждой партой по два:
По 2 лисенка, по 2 зайчонка.
Сколько же всего зверят,
Если в классе 8 парт? (2·8 = 16)

Поручил учитель Ваське
Подровнять все стулья в классе
Сколько стульчиков ровнять,
Вам придется сосчитать.
Если в классе у котят
8 парт всего стоят,
По 2 стула у стола –
Вот задача такова! (2·8 = 16)

16 тетрадок Мурзик взял,
Он зверятам их раздал.
Каждый по 2 получил,
Сколько зверяток
Учитель учил? (16:2 = 8)

Первый вывод:

– Почему вы быстро бросали мячи друг другу?
– Важно знать таблицу?

Этап второй. “Определи тему!”

Цель Развитие умения составлять и решать выражения

– Подумайте, что может выражать денное действие?

– Тема нашего урока… Вот беда, пропала тема. Никто ее не видел? Придется вам ее восстановить. Давайте решим примеры и ответы запишем в порядке возрастания (смотрю на доску). Вот беда, я забыла вам сказать, что распределить надо по порядку. Ну, ничего, постараемся сейчас восстановить, я продиктую математический диктант, а вы запишите и решите.

К числу 500 прибавить частное чисел 100 и 5= 520
Сумму чисел 20 и 25 разделить на 5 = 9
Из произведения чисел 200 и 3 вычесть 200 = 400
Из 70 вычесть произведение чисел 5 и 8 =30

Вывод . Ребята вы молодцы Вы определили тему нашего урока

– Но что же такое ДОЛИ?

Этап третий. “Новая тема”

Цель : познакомить детей с получением доли числа

– Какие мысли у вас возникают, когда смотрите на данный предмет? Вот вам задача.

8 яблок надо разделить между двумя братьями. Сколько яблок получит каждый брат? Как вы разделите эти яблоки?

– Как называются числа 8, 2, 4.

Интересно! Смогут ли 2 брата разделить 1 яблоко между собой?

Что получится?

Половина.– это часть целого числа.

Людям часто приходится делить целое на доли.

Самая известная доля – это, конечно, половина.

– Где можно услышать слово с приставкой “пол”?

– Слова с приставкой “пол” можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки.

– Каждый из братьев возьмёт себе одну из двух одинаковых частей. На языке математики это записывают так 1/2.

– Что обозначает число над чертой?

– Что обозначает число под чертой?

– Это дробь. Число над чертой называется числитель, а под чертой знаменатель. (см Толковый словарь.)

Вывод : МОЛОДЦЫ!

Физкультминутка

Я смотрю, что вы устали и поэтому все встали.
Ножками потопали 1, 2, 3.
Ручками похлопали 1, 2, 3
Мы походим на носках, а потом на пятках,
Все проверили осанку и свели лопатки.

Этап четвертый "Практический"

Цель : научить детей практически получать доли

Возьмите 2 одинаковых круга. Один разделите 2 равные части.

Сколько долей в целом круге? Целый круг это 1, а половина?. Подпишите обе половинки.

Возьмите ещё 1 круг. Разделите его на 4 части. Какую часть от целого круга составляет 1 часть? Подпишите их.

Возьмите 2 квадрата. Получите, подпишите и покажите мне 1/2 квадрата, 1/4 . А ещё можно разделить круг и квадрат на части?

Вывод :

Этап пятый “Работа с книгой”

Цель закрепить умение делить число на доли и умение читать их.

Этап шестой “Проблемная ”

Цель формировать умение сравнивать доли.

    Работа с компьютером (Слайды).

Приложение 3

Помоги Вини пуху поделить горшочек с мёдом со своими друзьями.

Какую долю получит каждый из них в конце.?

Запись

    Работа в группах “Отгадай загадку”

Приложение (Загадки)

Вывод: С заданием справились легко. Почему?

Этап седьмой “Чему равна доля?”

Цель учиться находить долю числа.

Представьте себе, что круг – это вкусный торт. Сколько стоит торт?

Что дороже – целый торт или его часть?

Целый торт стоит 600тенге. 1/2 часть торта сколько будет стоить? Больше или меньше?

Во сколько раз целый торт будет дороже 1/2?

1/3 часть?

Работа с календарём.

– Сколько месяцев в году?
– Какую часть от года составляет 1 месяц?
– Какую часть от года составляет лето?
– Составьте сами вопрос, используя календарь.

Этап седьмой

Приложение 4

Цель : Проверка знаний

Дифференцированная работа.

Приложение 5)

Этап восьмой “Итог исследования”.

Цель Подвести итог урока

Чему мы научились на уроке?
Что нового узнали?
Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем?

Приложение

Приложение 1 (План урока)

Доли. Дробь.

Зарядка для ума и тела

Итог исследования

Чему равна доля?

Проблемная

Работа с книгой

Практический

Определи тему!

Новая тема

Приложение 4

Задания для дифференцированной работы

(карточки на листочках разного цвета)

Красный листочек

В коробке 18 фломастеров. Сколько фломастеров составляют: ½, 1/3, 1/6, 1/9, 1/18 ?

Зелёный листочек

В фляге 24 литра молока. Сколько литров молока составляют ½, 1/3, 1/24

Жёлтый листочек

Приложение 5

Тест

    Какую часть года составляет 1 месяц? _________

    Какую часть недели составляет 1 день?_________

    Какую часть дециметра составляет 1 сантиметр?_______

    У Маши 5 цветов. 1 пион. Какая это часть букета?________

    В пачке 8 карандашей. Динара подарила 1 карандаш Асем. Какую часть карандашей подарила Динара? ______