Как развить воображение. Картотека по рисованию на тему: Творческие игры по рисованию на развитие воображения, фантазии у детей дошкольного возраста

Фантазировать не только приятно, но ещё и полезно, так что воображение можно и даже нужно развивать. Но как это делать?

Итак, как развить свою фантазию? Полезные советы:

  1. Каждый из нас смотрит телевизор, но делать это можно с пользой для воображения. Так, включите фильм или мультфильм, но отключите звук. Следите за происходящим на экране и пробуйте мысленно озвучивать главных героев, представляя, что они могли бы сказать. Придумайте сюжет, подумайте, какой могла бы быть интонация персонажей.
  2. Если вы недавно видели какой-то фильм или спектакль, то можно поставить себя на место одного из героев, подумать, как поступили бы вы в той или иной ситуации. Также попробуйте придумать другой финал или даже нафантазировать ещё одного героя.
  3. Если у вас возникли трудности, извлеките из них максимум пользы. Даже если вы нашли вариант решения, представьте, как могла бы развиться ситуация по-другому. Придумайте ещё несколько способов решения проблемы, причём необязательно возможных и реальных. Например, можно вообразить, что у вас есть какие-то уникальные способности, которые могут помочь вам.
  4. Мечтайте! Да-да, мечтать должен каждый, это помогает не только развивать воображение, но и стремиться к осуществлению задуманного. Например, если вы мечтаете о собственном доме, то представьте место, в котором он будет располагаться. Это может быть даже берег моря или остров. Продумайте до мелочей интерьер жилища, его фасад. Мысленно расставьте мебель, пофантазируйте о том, как вы живёте в новом доме.
  5. Если у вас есть ребёнок, то можно подключить и его. Вместе придумывайте сказки. Попросите малыша придумать одного персонажа, а вы придумайте другого. Вместе поразмышляйте о том, чем занимаются герои, как они живут. Затем нафантазируйте какое-то удивительное событие, которое изменит жизнь персонажей и ход сказки. Продумайте, как будут вести себя герои, чем всё в итоге закончится.
  6. Если вы ездите в общественном транспорте, то рассматривайте людей. Но делайте это ненавязчиво, иначе ваше поведение вызовет подозрения. Просто взгляните на человека один раз, зафиксируйте в памяти его образ и придумайте его жизнь, судьбу. Представьте, кем бы он мог работать, опишите всех его членов семьи, его родных, хобби и так далее.
  7. Развить воображение поможет простой приём под названием «Пять точек». На листе в хаотичном порядке поставьте пять точек. Теперь соедините их таким образом, чтобы у вас получился какой-то рисунок. Затем вновь поставьте пять точек и соедините их другим способом. Сделайте несколько рисунков, дополните каждый, чтобы получились композиции.
  8. Помочь тренировать и развивать фантазию художнику поможет рисование различных процессов и явлений. Например, попробуйте нарисовать свои мысли, утро в космосе, ночь на другой планете, какое-нибудь несуществующее мифическое существо. Изображения могут быть абстрактными, это только приветствуется. Непременно добавляйте краски, причём самые разные, яркие.
  9. Можно попробовать придумывать «фанфики», как фанаты известных фильмов и сериалов. Вообще, «фанфик» — это предыстория, иной вариант или продолжение ранее придуманной кем-то истории. Если у вас есть любимый фильм, то подумайте, с чего всё могло начаться, как всё могло закончиться иначе, как всё могло бы продолжиться после финала.
  10. Разносторонне развивать личность и тренировать фантазию помогут книги, причём непременно без картинок. Читайте, мысленно описывайте героев, их мимику, мысли, окружающие их предметы.
  11. Попробуйте иногда менять руку. За каждую руку отвечает определённое полушарие (за правую – левое, а за левую – правое). И если задействовать обе, то работать будут сразу два полушария, что, конечно, поможет мыслить творчески.
  12. Поиграйте в увлекательную и интересную игру «А что, если». Просто представляйте разные необычные явления. Например, подумайте, что будет, если человек сможет летать, если люди не будут спать, если животные начнут разговаривать, если небо стает розовым, если начнут продавать новые мозги и так далее. И чем более неожиданными и порой даже сумасшедшими будут ваши мысли, тем активнее будет работать воображение.
  13. Поможет развивать фантазию творчество, причём любое. Можно рисовать, сочинять стихи или песни, разрабатывать новые фасоны одежды, создавать мыло, шить или вышивать, вязать и так далее.
  14. Попробуйте придумывать необычные названия для самых обычных предметов. Например, вилка могла бы называться «едонатыкалка», а ложка «вротложилка». В общем, думайте, ассоциируйте вещи с какими-то действиями, и из этих действий составляйте необычные слова. Это не только весело, но ещё и полезно.
  15. Не дарите своим друзьям и близким банальные подарки, придумывайте приятные и необычные сюрпризы. Например, если друг занимается бизнесом, то преподнесите ему «Копилку идей». Пусть это будет обычная банка. Сложите в неё записки с полезными советами, которые, по вашему мнению, могли бы помочь увеличить доход. Если мама – продавец, то преподнесите ей мягкое сиденье для стула с «двигателем продаж», роль которых могут играть пружины. В общем, фантазируйте и мыслите креативно, чтобы не только развивать воображение, но и радовать близких.
  16. Рассматривайте облака и думайте о том, на что похоже каждое из них. Всматривайтесь в очертания, не думайте о реальном, мыслите абстрактно и подключайте воображение. Например, в круглом облаке можно рассмотреть лицо или морду какого-то животного.
  17. Можно ставить на листе бумаги кляксы и думать, на что они похожи.
  18. Попробуйте гадать на воске, это очень увлекательно! Возьмите блюдце, наполните его водой. Подготовьте свечу, подожгите её и капайте плавящийся воск в воду. В образующихся застывающих фигурах пытайтесь рассмотреть предметы или даже события.
  19. Больше общайтесь с интересными и творческими людьми, это интересно и полезно. Обсуждайте их идеи, просите рассказать о мыслях, интересуйтесь мнением.
  20. Ищите вдохновение. Его источником могут быть путешествия, новые впечатления, какое-то интересное хобби и так далее.
  21. Ищите необычные решения проблем. Например, если у вас что-то сломалось, попробуйте провести мини-ремонт, используя подручные материалы, или же вовсе заменить вещь другой.
  22. Занимайтесь визуализацией. Например, если вы к чему-то стремитесь, то чётко представьте, что это уже произошло. Так, если вы разрабатываете проект, продумайте, какой будет его презентация, как вы будете выступать, как ваши идеи одобрят.

Пусть советы помогут вам научиться использовать воображение и мыслить креативно!

Творческая работа художника в значительной степени основывается на работе памяти и воображения. Создание произведений искусства немыслимо без творческой фантазии, без участия памяти. В практике художественного образования сложилась определенная терминология, которая различает некоторые виды работ над изображением, проводимые без непосредственного использования натуры. Это рисование по памяти, по представлению и по воображению . В их основе лежит работа памяти, мышления, а также предшествующие наблюдения и рисование с натуры.

Под рисованием по памяти подразумевается выполнение рисунков и набросков на основе зрительной памяти, т.е. следов, имеющихся в памяти в результате недавно проведенного рисования с натуры. В этом случае изображаемый объект передается на рисунке в таком же положении, с той же точки зрения, как это имело место при рисовании с натуры. У художника обычно сохраняются достаточно четкие впечатления от процесса работы над рисунком с натуры, что позволяет достаточно убедительно выполнить рисунок аналогичного содержания по памяти . В последнем случае стремятся передать в рисунке наиболее существенные особенности натурной постановки.

Рисунок по памяти

При рисовании изобразительная деятельность протекает по несколько иному принципу. Изображение выполняется также на основе работы памяти, с использованием зрительных представлений, полученных ранее в результате наблюдений и натурных зарисовок. Кроме того, в процессе рисования определенную роль играет воображение, умение изобразить знакомые объекты в различных положениях, комбинациях. Рисование является более сложным видом изобразительной деятельности, чем рисование по памяти . Одним из наиболее часто практикуемых видов занятий рисованием являются задания по изображению сюжетов академических постановок или отдельных объектов, изучавшихся ранее при рисовании с натуры и передаваемых затем в рисунках по представлению в различных положениях, словно бы вы рассматриваете их с разных точек зрения.

Рисование по воображению , как видно из названия, основывается на работе воображения, фантазии, памяти. Вы можете изобразить какие-либо реальные объекты, предметы в самых неожиданных, порой невероятных сочетаниях. Нередко рисовальщик создает на основе творческого воображения как будто бы совершенно новые, никогда им не виденные события или предметы. Между тем это новое создается художником на основе памяти, зрительных представлений, приобретенных путем наблюдений и зарисовок окружающей действительности и является отражением, воспроизведением следов ранее воспринятых впечатлений. Такие представления в сочетании со знанием изображаемого материала и с творческим воображением, обогащенные и преобразованные фантазией, являются обязательным условием создания произведений искусства.

Рисунок по памяти и представлению

Работа по воображению требует определенной степени развития зрительной памяти и воображения у рисующих, наличия у них навыков работы без непосредственной зрительной опоры на натуру. Такие навыки и умения приобретаются в результате основательной и систематической работы над рисунками и набросками с натуры, по памяти и по представлению, над эскизами композиций.

В формировании представлений, в запоминании особенностей строения, внешнего облика того или иного объекта большую роль играет сознательный целенаправленный процесс рисования с натуры. При выполнении каждого рисунка происходит изучение изображаемого объекта, углубление познаний о нем, осуществляется процесс запоминания. Следовательно, тренировка зрительной памяти и ее развитие происходят фактически повседневно, на каждом этапе работы над рисунком с натуры.

При выполнении упражнений по памяти и , при выполнении эскизов композиций работа по памяти проходит еще более интенсивно и целеустремленно. В этих случаях активизируется мышление, внимание художника. При этом в памяти воспроизводятся главным образом наиболее существенные черты изображаемых объектов.

Рисунок по представлению

Одним из основных условий прочного запоминания является осмысленное изучение материала, его повторение. Процесс запоминания, прочность сохранения в памяти воспринятого материала связаны с процессом мышления (отбор главного, существенного в изображаемом, анализ зрительной информации). Желая нарисовать по памяти или какой-либо объект, сценку, рисующий должен сделать определенное волевое усилие, направить мышление, память по нужному руслу, чтобы вызвать необходимые зрительные ассоциации, четкие представления. Сосредоточившись и вспомнив очертания нужного объекта, его характерные особенности (внешний облик, пропорции, главные определяющие черты), рисующий может приступить к графическому воплощению образа, предмета или события, воссозданного в его памяти.

Систематичность и последовательность проведения занятий рисованием по памяти и может достигаться благодаря специальным упражнениям в этих видах рисования, а также за счет увязывания этих упражнений с выполнением длительных заданий с натуры. Поэтому по окончании работы над наиболее важными учебными постановками по рисунку ставьте перед собой задачу выполнить по памяти рисунок каждой из этих постановок, передав главные ее особенности, без подробной характеристики деталей. Основной задачей при выполнении такого рисунка является закрепление в памяти зрительных представлений, полученных при работе над постановкой по рисунку с натуры.

Что вы будете создавать

Вот так все начинается. Вы представляете могучего дракона, его устрашающую голову, блестящую чешую, его необыкновенные крылья, длинный хвост с шипами…он такой реальный, что вы почти можете дотронуться до него!

Вы берете карандаш, или ручку графического планшета, вы чувствуете, как творческая энергия наполняет вас до кончиков пальцев и…все выглядит неправильно. Просто не выходит. И вы бы все поняли, будь вы просто плохим художником, но нет, у вас здорово выходит рисовать реалистичные вещи, пока у вас есть образец, верно? Ваши линии аккуратны, вы можете контролировать карандаш, пропорции тоже выходят верно - но только когда у вас есть на что смотреть в реальности.

Рисование по воображению выглядит более сложной способностью, чем простое воссоздание реальности. В конце концов, вы действительно создаете что-то - вы оживляете то, чего никто и никогда не видел прежде! Все эти удивительные существа и фантастические истории в вашей голове только и ждут, когда вы их освободите. Вы хотите наблюдать, как они рождаются на листке бумаги, увидеть, как они становятся настоящими, чтобы все восхищались ими, как восхищаетесь вы сами. Почему же это так сложно? Как получить правильное соединение между картинкой в вашей голове и линиями, создаваемыми вашей рукой?

Как вы Рисуете?

Это вопрос, на который вам необходимо ответить в первую очередь. Рисование не так просто, как вам кажется - оно состоит из множества различных аспектов (таким образом, создаются разные стили, несмотря на то, что реальность существует только одна). Отсюда следует, что метод, который вы используете для рисования с картинки может быть (и даже, пожалуй, так и есть) совершенно отличным от того, что вы используете для рисования по воображению. Если так, то неудивительно, что один из них дается вам легко, а второй кажется невозможным, даже несмотря на то, что они оба есть «рисование».

Аналогичный эффект может быть достигнут различными методами. Например, вы можете получить реалистичное изображение лошади следующими способами:

  • сфотографировать настоящую лошадь
  • сделать реалистичную скульптуру лошади и сфотографировать ее в подходящем освещении
  • использовать капли пигментов, чтобы создать рисунок лошади
  • использовать точки света, чтобы создать электронный рисунок лошади

Все эти методы при корректном использовании дадут вам идентичное реалистичное изображение лошади. То же самое касается ваших рисунков - даже если рисунок с картинки и рисунок по воображению оба нарисованы одинаковыми линиями, одной и той же рукой и с теми же мыслями - они созданы разными способами. Иначе говоря, в вашем сознании происходят два разных процесса при создании и воссоздании.

Рисование с картинки: Копирование

Возьмите источник, попытайтесь рисовать, и проследите за тем, как вы это делаете. Как это происходит? Что вы делаете на самом деле , не считая «рисования»? Наблюдайте за процессом в вашей голове, анализируйте его. Какие вопросы вы задаете себе о картинке-источнике, и как вы на них отвечаете?

Самый популярный способ использования картинки-источника - это скопировать линии. Чтобы сделать это верно, художнику нужно освоить копирование пропорций - нужно видеть расстояния и копировать их в другом масштабе. В этом относительно легко практиковаться, и это дает быстрые результаты вместе с впечатлением, что вы хороши в рисовании.

Однако это делает вас мастером только в копировании линий и пропорций. Если вы обладаете хорошей памятью, вы можете запомнить линии и нарисовать тот же самый объект и без источника позднее, но это все еще не имеет ничего общего с навыками, необходимыми для рисования по воображению. Не буду и говорить о том, сколько существует линий и как легко они забываются!

Источник (1) зрительно конвертируется в линии (2), а затем линии копируются (3)

Такой точный набор линий очень легко передать неверно - со временем он буквально распадается на части в вашей памяти, и вам придется заполнять пропуски догадками

Рисование по воображению: Видение

А сейчас попробуйте нарисовать что-то по воображению. Какие появляются вопросы? Как вы на них отвечаете?

Типичный процесс рисования по воображению выглядит следующим образом: вы видите изображение чего-то в своей голове, вы можете его почувствовать, и вы приступаете к его рисованию. Идея в вашей голове немного размыта - вы не видите ее так же четко, как реальное изображение, но у вас есть сильное ощущение, что если бы вы только взяли карандаш, он бы автоматически заполнил все пробелы в вашем видении. Но этого не случается, и вы чувствуете себя безнадежно.

Идея в вашей голове не может быть конвертирована в линии, как типичная картинка-источник

Поэтому рисование по воображению не может быть таким же, как рисование с картинки. Вы не можете скопировать линии и пропорции чего-то, что вы еще не видите - только после того, как вы это нарисуете, вы поймете, то ли это, что вы хотели или же нет. Но… почему? Почему вам столь сильно кажется, что вы видите это в своей голове, когда на деле это не так?

Изображения воображения

Воображение - это особенность вашего сознания, которая позволяет вам смешивать элементы реальности, дабы создать ее новую версию.

Креативность представляет ваши навыки в данном случае. Чем более вы креативны, тем больше оригинальных вещей вы можете создать из вещей старых и одинаковых.

Воображение делает возможным создание новой реальности из кусочков реальности настоящей

Все мы творческие люди в какой-то степени, но некоторые из нас в этом смысле лучше, чем другие. Что интересно, так это то, что большинство детей очень креативны, потому, что они не могут понять концепцию абсурда. Они просто создают идеи, не пытаясь их судить и исключать самые сумасшедшие из них. По мере того, как мы взрослеем, мы больше узнаем, и зачастую наша креативность от этого страдает, потому что мы слишком боимся неудачи и того, что выставим себя на посмешище.

Подсказка: если вы хотите потренировать свою креативность, найдите партнера и задавайте друг другу вопросы, на которые нельзя отвечать «Я не знаю». Чем более безумны будут вопросы и ответы, тем лучше!

Быть креативным достаточно, чтобы создавать что-то в своем воображении, но недостаточно, чтобы воплотить это в жизнь. Вам необходимо знать элементы реальности, которые вы использовали для создания этого нового видения, чтобы это что-то изобразить.

Не важно, что вы хотите нарисовать дракона, а драконы не существуют, потому что существует концепция дракона (например, в Западной культуре: большая чешуйчатая рептилия с крыльями), живых существ, когтей, челюстей хищных животных, существует конструкция ног, необходимая для эффективного передвижения, конструкция крыльев, необходимая для полета и так далее. Это огромное количество информации, которым вы думаете, что обладаете - но так ли это?

Память

Мы знаем, что есть два вида памяти - активная и пассивная. Пассивная память предназначена «только для чтения» - вы используете ее, чтобы что-то узнать. Например, объект 1 сохранен в пассивной памяти со свойствами А, В и С, поэтому, когда вы видите объект со свойствами А, В и С, вы распознаете его, как объект 1 . Хранить что-то в пассивной памяти не составляет труда, а информация, занесенная туда, остается там надолго, но в то же время у вас нет к ней прямого доступа - вам необходимо увидеть объект, с которым она связана, чтобы ее использовать. Без объекта информация для вас просто не существует.

Пассивная память собирает всю информацию вокруг вас, и просить ее об этом не нужно. Она очень детальна, но не имеет прямого доступа. Вы можете лишь получить информацию снаружи, а затем дело за простым вопросом - содержат ли какие-либо из этих объектов в памяти в себе черты А, В и С?

Активная память - это кое-что большее. Она содержит копию информации, которую вы когда-то получили и осознанно решили оставить. Когда вы пытаетесь что-то запомнить, на деле вы лепите копию этого чего-то. Однако это скульптура тает со временем, и вам нужно возвращаться к ней, чтобы ее починить, делая ее тверже с каждым разом. Это и есть механизм запоминания и повторения.

Пассивная память

Давайте рассмотрим поподробнее процесс запоминания. Пассивная память полностью подсознательна - вы смотрите на объект (1), а затем его черты сохраняются в вашу память (2). Вы даже не замечаете этого! Таким образом, вы «помните» прически и лица ваших друзей, даже не думая об этом.

Пассивное запоминание

Пассивная память пробуждает в вас чувство чего-то знакомого, когда вы видите объект, который уже был сохранен - это потому, что подсознание проверяет, есть ли он в базе данных, на случай, если его нужно сохранить. Поэтому ребенка захватывает все, что он видит (его пассивная память почти пуста), а взрослый даже не замечает этих вещей. Когда мы видим что-то, что мы прежде никогда не видели, это притягивает наше внимание, чтобы объект верно сохранился в пассивной памяти. А затем этот объект больше не интересен.

Пассивное узнавание

Пассивная память, хоть она и «ленивая», на деле очень полезная и быстрая. Она заставляет вас вспоминать все вещи вокруг вас без использования сознания. Вы просто смотрите на что-либо, ваши глаза передают информацию вашему мозгу, и внезапно вы знаете, на что вы смотрите - вы даже не знаете, что на мгновение это было не так. Вы даже не подозревали, что у вас есть вопрос - на него уже ответили!

Можете ли вы достать информацию, записанную в пассивной памяти, используя механизм сравнения? Да, но только подсознательно. Подумайте о своих снах - в некоторых из них, особенно в ярких, вы можете увидеть невероятное количество деталей, и они, в большинстве своем, правдивы. Весь мир снов основан на ваших пассивных воспоминаниях, хоть они и могут перемешаться. Поэтому, кстати, вы можете вспомнить что-то, если вы долго об этом не думали - ваше подсознание пытается ответить на вопрос, даже если сознательно вы уже решили сдаться.

Активная память

Активная память более сложная. Она требует от вас осознанных усилий запомнить что-то. Она срабатывает каждый раз, когда вы пытаетесь запомнить имя или номер - когда вы решаете что-то запомнить.

Активное запоминание

Это усилие стоит того - активная память позволяет вам воссоздать что-то из своего сознания, используя тот же «рецепт», что вы создали, запоминая это.

Активное узнавание

Активная память, как говорит нам название, требует вашей осознанности, следовательно, она медленнее. Вы знаете о наличии и вопроса, и ответа (или его отсутствии). Вам необходимо сделать усилие, чтобы вытащить информацию из вашего сознания.

Давайте представим, что у вашего друга новая стрижка. Ваша пассивная память говорит, что что-то не так (что-то не вписывается в шаблон). Теперь вам нужно вспомнить, как ваш друг выглядел раньше, используя вашу активную память. Если ранее вы никогда не задавали этот вопрос, вполне вероятно, что у вас в голове нет копии этой информации - только шаблон, созданный вашим подсознанием, недоступный для вашего сознания. Так, пассивная память говорит вам, что вы это знаете, но в то же время, вы не можете сказать, что именно вы знаете.

Я Не Знаю, Что Я Знаю

На деле, оба вида памяти - активная и пассивная - есть одно и то же. Их различает процесс запоминания и узнавания.

Давайте представим, что воспоминания могут храниться в контейнере из живой мембраны. У нее нет никаких отверстий, и если вам нужно поместить воспоминания внутрь, вам придется ее проколоть. Если вы делаете это неосознанно - все получается достаточно легко. Однако вы не можете осознанно вызвать воспоминания из «неосознанного» отверстия. Единственное, что может воспользоваться этим каналом - это небольшой кусочек информации - «да» или «нет», как ответ на вопрос «хранится ли информация Х внутри?» Это наша пассивная память.

Записывать воспоминания неосознанно очень просто - вам даже не нужно думать об этом!

«Что такое Х?», спрашиваете вы. «Ты знаешь, что это», отвечает пассивная память. И у вас не остается выбора, кроме как верить этому!

Если вы хотите сохранить какую-то информацию осознанно, это потребует больше времени и усилий. Каждый ее кусочек должен проделать в мембране собственное отверстие, но если у вас получится-таки это сделать, вы также сможете вызвать эту информацию. Это наша активная память.

Вам необходимо осознавать процесс запоминания, чтобы запомнить информацию намеренно. Если это легко, то все идет не так!

Теперь вы можете получить вашу информацию обратно в такой же форме, в какой вы ее записали

Проблема состоит в том, что каждое отверстие со временем зарастает, усложняя процесс получения информации обратно. Из-за того, что «да» или «нет» очень малы, они могут проделать путь через отверстие и через много времени после того, как вы что-то запомнили. Осознанные отверстия зарастают с той же скоростью, но они очень быстро становятся слишком маленькими для воспоминаний, которые хранятся внутри, из-за чего эти воспоминания почти невозможно достать. Единственный способ держать отверстия незаросшими - это доставать воспоминания до того, как отверстие станет слишком маленьким. Чем чаще вы это делаете, тем медленнее зарастает отверстие!

Чем больше времени проходит с момента запоминания, тем меньшее количество записанной информации может пройти сквозь канал, до тех пор, пока вы не будете получать в ответ ничего, кроме ощущения, что эта информация там есть

Конечно, это только один из множества вариантов упрощения процесса, который на самом деле происходит в нашей голове. Человеческая память так и не понята до конца, и, конечно, она на деле более сложная, чем как ее объяснила я. Тем не менее, метафора пассивной и активной памяти - это все, что нам необходимо, чтобы понимать и решать проблемы с рисованием по воображению.

Воображение = Смесь воспоминаний

Теперь мы знаем, почему иногда мы столь уверены, что знаем, как что-то выглядит, но совершенно не может это нарисовать. Но есть кое-что еще.

Маловероятно, что существо, которое вы представляете, имеет зрительный облик. Наши воспоминания очень сложны - например, когда я говорю «ключи», вы можете автоматически представить форму ключа, но также и почувствовать запах/вкус железа, услышать звук звенящих ключей, почувствовать холодный металл в своей ладони или вес нескольких ключей, в зависимости от того, какое из ваших чувств наиболее развито.

Еще раз, хорошенько рассмотрите создание в своей голове. Вы действительно его видите? Или, может, вы чувствуете вес его тела, тепло его дыхания, звук хвоста, скользящего по камням?

Может, вы чувствуете что-то странное, что мы обычно не называем чувством, ощущение движения, когда когти растопырены и готовы вцепиться и рвать, или даже вибрацию в горле существа, когда оно рычит?

Вся эта информация заставляет вас думать, что у вас в голове есть полное изображение существа, когда на самом деле визуальной информации - единственной информации, необходимой, чтобы что-либо нарисовать, - на деле очень мало. Как это происходит? Когда вы чувствуете когти, вам не нужно их видеть, так как они являются частью изображения в любом случае. Однако, вы не можете нарисовать ощущение!

Как же узнать, что изображение, которое вы видите - полное, и готово к воплощению в реальность?

Протестируйте Свое Воображение

Есть один простой способ. Считайте, что все части изображения являются частью активной памяти, и тогда вы поймете, так это или нет. Как? Просто спросите себя о них, и отвечайте словами, а не набросками. Чем больше детализированной будет информация, тем больше шансов, что у вас все получится верно при рисовании.

Но есть одна ловушка. Скорее всего, вы с легкостью ответите на следующие вопросы:

  • Сколько у него ног?
  • Насколько большие его глаза?
  • Насколько длинный его хвост?
  • Насколько длинные его лапы?
  • Какого оно цвета?
  • Какая у него текстура?
  • Оно большое или маленькое?
  • Оно мужского или женского пола?
  • Оно мускулистое или худое?
  • Какие у него лапы - когти, копыта, лапы?

Проблема в том, что все эти ответы все еще вопросы! Что значит «мускулистое»? Что значит «большой» или «маленький»? В чем разница между «когтями» и «лапами», между «мужским полом» и «женским»? Более того, что такое «ноги», «хвост», «глаза»…? Все эти определения записаны в вашей пассивной памяти, поэтому вас посещает обманчивое чувство, что вы их знаете, но это не значит, что вы сможете получить к ним доступ активно, при рисовании!

Какая из них та «лапа», о которой вы говорите? Подсказка: они не одинаковые!

Поэтому вас не покидает сильный соблазн нарисовать существо, вместо того, чтобы отвечать на вопросы словами. Вы думаете: «Я не могу это описать, но вот если это набросать…» Вашей пассивной памяти необходимо что-то для сравнения, поэтому она просит вас это что-то предоставить, а затем она сможет ответить на ваш вопрос: «Ты знаешь, что такое Х? Покажи мне что-нибудь, и я скажу тебе, Х это или нет». Вы радостно начинаете рисовать когти, и получаете ответ: «Не-а, это не когти». Неудивительно, что это так портит вам настроение!

Вы можете использовать еще один трюк, чтобы протестировать свои знания. Если вы думаете, что знаете, как выглядит правильное крыло, тогда вы сможете описать крыло, которое не выглядит правильно. Скорее всего, на деле вы ничего не знаете о крыльях, и все, чем вы обладаете, это неуловимый призрак этой структуры в вашей голове.

Лепите вашу память

Теперь мы знаем, какой процесс лежит в основе наших проблем. Как мы можем их преодолеть? Что мы может сделать, чтобы с легкостью рисовать из воображения? Ну, на самом деле ответ простой: нам нужно заместить пассивную память активной. Я дам вам небольшой совет, который поможет вам достичь этой цели.

Сконцентрируйтесь на одном материале

Для начала, не усложняйте процесс обучения. Сконцентрируйтесь на одном материале, одной технике. Если у вас проблемы с рисованием по воображению, не смешивайте его с другими проблемами, как, например, затенение или смешивание. Лучше сражаться с одним врагом, а не с целой армией!

Используйте обычный карандаш, даже не графический планшет - потому что даже он может стать источником других проблем. Также, если вы действительно хороши в затенении, раскрашивании и других подобных вещах, у вас может появиться соблазн использовать их, дабы скрыть ту, что не развита. Однако это не поможет вам ее развить!

Трудно сказать, что не так, потому что есть так много вещей, с которыми что-то может быть не так!

Это связано с другим советом:

Найдите свои неумения

«Я не умею рисовать» - это самая опасная вещь, которую может сказать любой развивающийся художник. Рисование содержит в себе множество аспектов, и я уверена, вам удалось освоить хотя бы несколько из них, как, например, удерживание карандаша и нажатие им на бумагу. Если вы хороши в копировании (я не имею в виду через кальку), вам стоит более оптимистично относиться к своим художественным способностям!

Проблемы с рисованием по воображению в этой ситуации абсолютно естественны!

Возможно, вас это пугает, так как вы относитесь к этим двум видам рисования, как к одному и тому же, и вы не можете понять, почему одно дается вам так легко, а второе выходит просто ужасно. В данный момент вы разделяете эти две способности - рисование, как механическую способность, и понимание объекта, как способность ментальную - вы можете расслабиться и сконцентрироваться на втором, не переживая о том, что с вами что-то не так.

Попробуйте нарисовать что-то по воображению. Что-то появилось на бумаге? Прекрасно, вы это нарисовали! Теперь взгляните на это. Что не так? Я имею в виду что именно: «Выглядит ужасно» это не ответ. «Конечности выглядят неправильно» - уже намного лучше. Вы не можете научиться как «сделать не ужасным» рисунок в целом, но вы можете понять, как выглядят «правильные» конечности. Намного проще решить проблему «я не могу рисовать конечности по воображению», чем «я совсем не могу рисовать по воображению».

Проще учиться шаг за шагом, чем пытаться усвоить всю концепцию сразу. А еще маленькие успехи заставят вас двигаться дальше!

Возможно, есть много «неумений», над которыми вам нужно поработать, но не позволяйте этому демотивировать вас. Сделайте список, и осваивайте их шаг за шагом, работая над каждым в отдельности.

Наблюдайте, спрашивайте, отвечайте

Я повторю еще раз, дабы это было абсолютно ясно: если вы можете срисовывать с картинки, но не из воображения, у вас проблемы не с рисованием. Когда вы хотите записать ваш номер телефона, но забываете его, проблема не в том, что вы «не можете это написать», потому что вы можете - вы просто плохо его записали в свою активную память.

Так что это не верно: «Я не могу нарисовать лошадь по воображению», верно это: «Я не помню, как выглядит лошадь ». Чтобы нарисовать что-то по воображению, вам всего лишь нужно это запомнить как что-то, что вы хотели бы хранить у себя в памяти.

Однако, живые существа намного более сложные, чем слово или номер. Чтобы нарисовать их верно, вы не можете запомнить картинку - они выглядят по-разному с разных точек зрения, и это касается не только того, как они выглядят,- у них также есть особый способ передвижения и поведения, который влияет на финальное изображение.

Всему этому нужно научиться, и, очевидно, тут вы не сможете воспользоваться своей технологией копирования линий. Теоретически, животное, которое вы хотите запомнить, может быть сконвертировано в линии, и таким образом сохранено в памяти, но это было бы невероятно трудно. А вот другой метод:

Шаг 1

Научитесь рисовать простые блоки, такие как шары, кубы, цилиндры и так далее. Это потребует понимания основных правил перспективы, и эту часть просто никак нельзя пропустить. Не волнуйтесь, вам не нужно знать все о сходящихся линиях и их точках схода - всего лишь понять, откуда берется перспектива, и как она влияет на мир, который мы видим.

На этом уровне вы должны уметь рисовать любые блоки, которые вам только захочется по воображени ю, придавая им задуманный вид. Это может показаться скучным, но помните - вы не можете прекрасно уметь рисовать фантастических существ, если у вас не выходит нарисовать простой цилиндр. Пусть это займет столько времени, сколько нужно - иначе, это будет сродни попыткам нарисовать картинку из тысячи линии, не зная, как нарисовать и одну! В конце концов, не лгите себе. Даже самые лучшие уроки не помогут вам, если вы обманываете себя.

Для начала попытайтесь понять правила создания форм…

…а затем используйте/изменяйте их, чтобы рисовать блоки быстро и без усилий и тщательного вымещения каждой линии

Шаг 2

Научитесь строить более сложные фигуры, используя простые блоки, которые вы освоили ранее. Эти структуры не должны напоминать что-то реальное, поэтому просто позабавьтесь с ними. Сейчас вам просто необходимо убедиться, что вам комфортно с этими блоками, и что вы можете построить любую структуру по воображению.

Повторюсь, если вы не можете представить и нарисовать фигуры, основанные на блоках, как же вы сумеете представить и нарисовать невероятно сложные живые существа? Не дурачьте себя, это ни к чему не приведет! Я знаю, что вы хотите поскорее перейти к следующим шагам, но поверьте мне, это то , что вас так долго останавливало. Останьтесь на этом этапе, расслабьтесь и не пугайтесь, если это займет больше времени, чем вы ожидали - в конце концов, это 80% того, что вам нужно, чтобы рисовать по воображению. Если вы это преодолеете, больше вы не скажите «Я не умею рисовать»!

Если это требует от вас огромных усилий, вернитесь к предыдущему шагу. Продолжите, когда будете готовы с легкостью строить любые фигуры, которые вы вообразите из блоков

Шаг 3

Сейчас пришло время наблюдать. Фокусируйтесь на одной теме единовременно. Если вы хотите рисовать лошадей по воображению, понаблюдайте за настоящей лошадью, найдите ее реалистичную модель, или просто большой набор картинок одной и той же лошади с разных углов обзора. Исследуйте их внимательно, и представляйте, что вы заполняете все ее тело простыми формами, над которыми вы работали ранее. Отвечайте на все вопросы, которые вы только можете задать касательно ее. Выучите лошадь, уделяйте внимание каждой детали, поймите, что делает ее лошадью. Измеряйте своими глазами, поймите пропорции, и представьте, как бы выглядела лошадь, если бы пропорции изменились.

Шаг 4

Создайте лист картинок-источников, где каждая сторона тела будет показана при помощи упрощенных форм. Отмечайте все наблюдения и измерения, каждую деталь, которая, как вам кажется, важна. Что важно - не рисуйте лошадь, используя в качестве источника ту, на которую вы смотрите. Ваша работа заключается в том, чтобы описать ее детально, включая всю информацию, которая может понадобиться вам при воссоздании любой перспективы, какой вам хочется, а не в том, чтобы заучить одну единственную позу, на которую вы смотрите.

Опишите внешний вид, движение, поведение и набросайте несколько характерных поз. Если вы когда-либо подумаете «Это очевидно, я запомню это» - отметьте это в любом случае - сейчас это может быть очевидно, но позже вам, возможно, будет нелегко это вспомнить. Этот лист источников есть письмо будущему себе, сидящему за столом и пытающемуся нарисовать лошадь, не глядя на нее. Сделайте себе одолжение, и ответьте на все вопросы, которые могут появиться у будущего вас.

Представьте, что вы пытаетесь описать предмет для кого-то, кто никогда его не видел и не слышал о нем

Что важно: нашему мозгу не нравятся простые ответы, вроде «красный», «длинный», «острый». Намного лучше, когда они составные, связанные с чем-то, что мы уже знаем. Вместо того, чтоб спрашивать (и отвечать) «какие у лошади зубы?», спросите «что есть лошадь?». Попробуйте записывать свои ответы в следующей форме: «у них есть [черта Х], потому что [функция Y]». Наша память - это сеть связанной информации, и таким образом она работает лучше всего!

Шаг 5

На следующий день после создания листка источников, перерисуйте его, делая его чище. Убедитесь в том, что все очевидно, даже для того, кто не обладает вашей свежей памятью после наблюдения за лошадью. Нарисуйте лошадь, используя лист источников, и убедитесь, есть ли там все, что вам необходимо. Если нет, найдите информацию где-то еще и обновите листок.

Достаньте себе портфолио или папку, где вы предпочитаете хранить бумаги, и положите листок туда. Поздравляю, вы завершили первую фазу!

Шаг 6

Дайте себе два или три дня перерыва, но не более. Попытайтесь нарисовать лошадь, используя информацию с листка источников, но по факту не открывая его. Это может быть очень трудно, но вы увидите, что вы уже кое-что из этого запомнили. Когда вы закончите, достаньте лист источников и исправьте ошибки, уделяя им особое внимание и отмечая у себя в голове, почему вы их совершили. Еще раз проверьте, остались ли какие-то неотвеченные вопросы, и обновите лист с источниками, если это необходимо.

Шаг 7

Повторяйте предыдущий шаг время от времени. Начните с коротких интервалов и затем делайте перерыв подольше. Каждый раз вы будете делать все меньше ошибок, и однажды вам больше не понадобится лист с источниками, потому что ваше активное воспоминание лошади будет полностью вылеплено! Делайте то же самое с каждым объектом/предметом, который вы хотите освоить. По мере заполнения вашего портфолио будет заполняться и ваша активная память!

Заметьте, что создать полный лист с источниками было бы очень трудно и долго - например, вам нужно было бы запоминать кости, сухожилия, мышцы и вены лошади, чтобы нарисовать ее реалистично по воображению. К счастью, до тех пор, пока вы не хотите рисовать в стиле гиперреализма (которого никто не ожидает от рисования по воображению), это и не нужно. С другой стороны, упрощения, которые вы делаете, анализируя предмет, создадут ваш собственный стиль!

Практикуйтесь (Или Вы Это Упустите)

Сейчас ваш мозг ненавидит тратить место и энергию на информацию, которая вам не нужна, и, видимо, вам не нужно что-то, что вы не используете. Сейчас вы можете быть великолепны в рисовании лошади по воображению, но ненадолго перестаньте использовать вашу активную память, к примеру, на месяц, или год, и воспоминания исчезнут. К счастью, если вы следовали процессу обучения, вы должны с легкостью смочь освежить воспоминания при помощи листка с источниками. Тем не менее, помните, что вы не можете научиться «рисовать по воображению» раз и навсегда - постоянная практика есть неотъемлемый элемент!

Заключение

Из этой статьи следует неожиданное заключение - вы всегда рисуете с источника, пусть это будет источник в виде фото или воспоминания.

Сейчас вы понимаете, что романтичное изображение талантливого художника, рисующего удивительных созданий по воображению, вовсе не правдиво - этот художник наверняка потратил много времени, рисуя с источника, прежде чем достичь того уровня, на котором вы его застали.

Так вот, дело не в том, что вы не можете рисовать что-то по воображению - у вас просто нет источника, сохраненного в памяти. И, на самом деле, для вас это хорошая новость - не важно, насколько вы талантливы (или нет), вы можете научиться своему способу свободного и креативного рисования. Это занимает время, требует усилия, но результат того стоит!

Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Большинство существующих образовательных программ ориентированно на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребёнок и так уже умеет делать.

Однако умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.

Потребность в целенаправленном формировании логического мышления в процессе изучения конкретных образовательных дисциплин уже осознаётся психологами и педагогами.

Проблема состоит в том, что учащимся для полноценного усвоения материала требуются навыки логического анализа . Учителя начальной школы в первую очередь зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления.

Одним из видов такой деятельности, где развиваются элементы логического и творческого мышления, является рисование .

В процессе рисования происходит развитие человека его познавательных процессов, в процессе рисования с натуры происходит собственное ощущение и раскрытие таких понятий как цвет, объем, пространство и т.д.

На занятиях рисования с натуры ученик не должен лукавить, выдумывать, сочинять он должен откликаться своими переживаниями на то, что его волнует в данной натуре, но выражать это в своем рисунке грамотно.

Развивающееся пространственное и образное мышление во время работы с натуры заставляет человека по-новому видеть и воспринимать окружающий мир, по-новому его отображать в своих рисунках.

Методика преподавания рисования в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Э.И. Кубышкина, Н.М. Сокольникова, Е.В. Шорохов, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, композиции и т.д. Впервые за многие годы вышли учебники по изобразительному искусству для начальной и средней школы.

Уроки рисования являются еще одним эффективным средством развития логического мышления у детей младшего школьного возраста. Уроки изобразительного искусства не только развивают уровень познания, но и формируют психический мир личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно-значимые ценности, а это - основная задача личностно-ориентированного обучения.

Коррекция негативных эмоциональных комплексов через рисование у детей



Имеется еще два довода в пользу терапии через рисунок:

детский рисунок является основным коммуникативным средством ребенка, средством выражения чувств, а также традиционной для детской субкультуры спонтанной психотехникой;

рисование легко совмещается с другими техниками, применяемыми в детской психотерапии.

Эти рассуждения являются базой для разрабатываемой и апробированной в течение 7 лет методики коррекции эмоциональных нарушений у детей 5-9 лет.

В основу методики легли следующие принципы

рисунок рассматривается как сфера совмещения диагностики и коррекции;

рисунок рассматривается как феномен, т.е. комплексно, когда любой отдельный показатель рисунка не может быть однозначно связан с какой-либо отдельной психологической характеристикой ребенка;

любая характеристика рисунка со временем может изменять свое значение для одного и того же ребенка;

рисование обязательно должно сопровождаться беседой терапевта с ребенком о его рисунке;

главный персонаж рисунка является метафорой личности ребенка, а события, происходящие на рисунке - метафорами субъективного восприятия событий, в которые эмоционально вовлечен ребенок;

принцип безопасности: использование метафорического пространства позволяет избежать прямого, грубого воздействия на психику ребенка;

Терапевтическая работа с ребенком через рисунок проводится только с согласия родителей или опекунов; присутствие родителей на сессии крайне желательно не только во избежание недоразумений, но также как своеобразный позитивный «якорь», необходимый при работе с негативными переживаниями;

каждая сессия должна заканчиваться позитивными переживаниями ребенка.

Опыт показал, что применение данной техники эффективно, если:

умственный возраст ребенка не ниже 5-летнего;

ребенку нравится рисовать, т.е. он активно использует визуальные образы.

В противном случае рисование может применяться в диагностических целях, а также в качестве средства перехода к другим техникам.

Девушка Рада спрашивает у меня, как узнать, есть ли у тебя фантазия, можно ли её как-то развить и если да, то как.

Здравстуйте, Натали!
... Я учусь рисовать, хочу стать художником, и в связи с этим у меня возник вопрос, который я плохо представляю, как можно решить.

Как можно понять, есть ли у тебя фантазия, воображение? Можно ли её развить, и если да, то как?
Я неплохо умею рисовать с натуры (для своего уровня), делать разные штуки, но, мне кажется, чисто по технике. Мне сложно даются более фантазийные задания, в основном, связанные с декоративно-прикладным искусством.

У вас были когда-нибудь подобные проблемы, или у кого-нибудь из ваших знакомых?
Заранее спасибо. Рада.

Один из моих любимых вопросов:-) Мне кажется, что проблемы с фантазией живут только у нас в голове. Я люблю её, фантазию, сравнивать с мышцами. Мы все знаем, что они у нас есть, но начинаем их "чувствовать" только тогда, когда получаем серьёзную или непривычную для нас физическую нагрузку. А заметными (визуально) они становятся и вовсе только тогда, когда ежедневная тренировка становится нормой жизни. Другими словами, фантазия, как и мышцы, есть абсолютно у всех.





Фантазия - это не что-то абстрактное и неосязаемое. Напротив. Ей нужно задать направление, заставить струиться по какому-то одному пути. Т.е. нужны просто комплексные упражнения, направленные на развитие конкретных "мышц".

1. Лица вокруг нас.
Это самое увлекательное и простое упражнение. Ищите лица вокруг себя! Привычку ассоциативно мыслить можно выработать, довести до уровня рефлекса. Тогда фантазия будет бить ключом! Не задумывались, что у каждого фасада дома есть своё лицо? Смотрели уже на свой USB-кабель, какое у него несчастное лицо? А лицо скрепкосшивателя замечали?



2. Сделайте пачку фотографий облаков и обведите в фотошопе или на настоящей, распечатанной фотографии все фигуры, которые можете распознать. Последуйте призыву Леонардо да Винчи видеть образы даже в трещинах на стене. Проделайте то же самое, что с облаками, с фотографиями:
- теней
- трещин
- кожи рук
- структуры дерева
- структуры мрамора или камня





3. Создавайте монотипии и дорисовывайте их до готовых фигур!

http://www.monotypy.ru/

4. Сделайте пачку листов с кляксами: дорисовывайте их до каких-то фигур или обводите те, что можете вычленить из общей массы.



Работы португальской художницы L Filipe dos Santos: http://www.corcoise.blogspot.com/

5. Собирайте разные предметы: по цвету или форме, и складывайте их в группы, композиции, инсталляции: http://art-expiration.livejournal.com/1 11953.html



Copyright Camilla Engman



Copyright Pam Garrison

6. Берите любой предмет из домашней утвари и придумывайте с ним что-то новое: одушевлённое или механическое. На эту тему я писала целый урок: http://art-expiration.livejournal.com/1 24853.html






7. Возьмите в руки любой простой предмет и подумайте, как его можно приспособить для каких-то других целей. (Погуглите слово bionik - тоже полезно посмотреть, что человек уже успел подсмотреть у природы.)

Фото отсюда http://www.technik-welten.de

8. Представьте, как привычная сцена (улица, метро, квартира) будет выглядеть под другим углом зрения: глазами животного, насекомого, птицы в небе, соседа, вилки на столе - возлелейте в себе Андерсена!

Фотография отсюда http://www.dobersberger.com/fotos-bixip ic/2010/fotomarathon-wien/

9. Возьмите любой предмет в руки и попытайтесь описать его как минимум 5-ю способами: геометрическими, по ассоциации с живой природой или любым другим явлением. Урок на эту тему я писала здесь: http://conjure.livejournal.com/274401.h tml


10. Рисуйте с натуры и пририсовывайте людям или предметам части тела животных: лапы жуков, крылья стрекоз или бабочек, тело пчёл, щупальца осьминога.

Boris Vallejo

11. Делайте коллажи или просто заклеивайте пространство бумаги вырезками по цвету или содержанию






12. Рисуйте в артбуках