МОРФЕМЫ. МОРФЕМИКА
Морфемы. Типы морфем
Морфема (от греч. morphe - форма) - минимальная значимая часть слова.
Термин введён И. А. Бодуэном де Куртенэ в 70-х гг. 19 в. и является общепринятым в современной лингвистике.
Принято выделять две группы морфем: корень (основная морфема) и аффиксы (служебные морфемы, лат. affixus «прикрепленный»).
К аффиксам относятся следующие виды морфем:
префиксы (лат. praefixum «впереди прикрепленный», т.е. стоящие перед корнем), т.е. приставки;
суффиксы (лат. suffixus «приколоченный», т.е. аффиксы, стоящие после корня);
инфиксы (лат. infixus «вставленный», т.е. аффиксы, вставляемые внутрь корня);
флексии (лат. flexio «сгибание, переход»), т.е. окончания.
Все эти морфемы, объединяясь, создают слова. Часть слова будет признана морфемой, если она повторяется в каком-либо другом слове: игр -а, игр -а-ть, игр -ок.
Морфема, как видно, может состоять и из одной фонемы, но это различные языковые единицы. Фонемы не выражают значений, морфемы имеют значения; фонемы взаимодействуют с фонемами, морфемы с морфемами; морфемы могут быть ареной функционирования фонем, а сами употребляются только в слове.
Общие языковыепризнаки морфем и фонем:
1. Противопоставленность, соотнесенность : например, в слове дом выделяется, кроме корня еще нулевое окончание, или нулевая морфема. Она определяется по ее противопоставленности морфеме –а, -у: дом-а, к дом-у .
2. Другой общий признак – факт дистрибуции – расположения в слове. Каждая морфема имеет постоянное место в слове: корень – стержень морфемных объединений, флексия завершает, оформляет слово и стоит всегда в конце его. Исключением являются частицы –ся и –ка, которые стоят после окончаний: с-ход-и-ка, куп-а-ет-ся .
3. И морфема, и фонема имеют своиварианты . Варианты морфемы называются алломорфами (гр. allos «другой», + morphe «форма»): друг-, друж-, друз- ; раз-, рас-; -онок, -енок ; -ник, -нич .
Между собой морфемы различаются не только по месту в слове, но и по характеру выражаемого значения и по функции в слове.
2. Значения, выражаемые морфемами
По мнению американского ученого Э дварда Се пира, морфемы выражают три типа значений: вещественное, деривационное (от лат. derivatio «отведение», а лучше «уточнение»), и, наконец, реляционное (лат. relatio «отношение»).
Вещественное (лексическое) или предметное значение . Это понятие, соотносительное с конкретными предметами и явлениями действительности. Оно выражается при помощи корня, но может быть выражено префиксом и суффиксом: лет , вы лет, летчик .
Деривационное значение близко к вещественному, но не равно ему: оно выражает чувства – уменьшительность, ласкательность, пренебрежительность. Иначе его называют экспрессивно-эмоциональным (лат. expressio «выражение (чувств)», лат. emovere «волновать»). Деривационное значение выражается суффиксами. Например, в басне И.А. Крылова «Ворона и лисица»: близехонько, глазки, носок, голосок, сестрица, мастерица. Деривационное значение уточняет вещественное.
Реляционное значение является сопутствующим и вещественному, и деривационному значениям. Оно выражает отвлеченное, абстрактное значение, которое может быть реальным, а может иметь относительный, условный характер. Например, значения мужского, женского и среднего рода обусловлены иногда естественным разделением живых существ по полу. В этом случае значение рода реально. Но значение среднего рода уже не реально, оно является чисто грамматическим.
Грамматическим значениям тоже соответствует реальное содержание объективной действительности, только содержание это не выражено вещественно и деривационно, оно выражается реляционно, т.е. в отношениях слов. Например, в словах дом и хозяин не выражено отдельно значение принадлежности, но стоит нам поставить слова в отношения, в связь, как сразу же значение принадлежности станет реальным: дом хозяина .
Морфемы словообразовательные и формообразовательные
По функции в слове все морфемы делятся на словообразовательные и формообразовательные.
Словообразовательные – это, главным образом, те, которые выражают лексическое значение: корень, префиксы, суффиксы: под-снеж-ник. Но словообразовательной морфемой может быть и флексия: игр-а, черн-ый, син-ий. Формообразовательные – такие морфемы, которые, не изменяя вещественного значения, вносят в него дополнительные грамматические значения и оформляют слово, это, главным образом, флексии: рук-а, рук-и, рук-е, рук-у, рук-ой, (о) рук-е.
В процессе словообразования и формообразования большую роль играет так называемая основа слова.
Основа слова – это часть слова до окончания. Выделяют несколько видов основ:
Производная основа та, в которой есть формообразовательный или словообразовательный аффикс: игр-ов-ой , то есть кроме корня имеется еще какая-либо морфема. Непроизводная основа не обладает каким-либо словообразовательным аффиксом: игр-а , то есть основа слова равна корневой морфеме.
Некорневые морфемы делятся на словообразующие(словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные).
Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие - для образования форм слова.
В лингвистике существует несколько терминологических традиций. Наиболее распространённой является терминология, в которой все некорневые морфемы называются аффиксами. Далее аффиксы подразделяются в ней на словообразовательные аффиксы и флексии. Другая достаточно авторитетная традиция закрепляет термин аффиксы только за словообразующими морфемами.
Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам.
Приставка - словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).
Словообразовательный суффикс - словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть).
В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс - словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо).
Приставки более автономны в структуре слова, чем суффиксы:
1) приставки могут иметь в многосложных словах побочное, более слабое ударение: ́ультрафиол́етовый,
2) они не вызывают грамматических чередований в корне в отличие от суффиксов, которые могут вызывать подобные чередования: рук-а - руч-к-а,
3) присоединением одной только приставки не может быть образовано слово другой части речи в отличие от суффиксов: присоединение суффикса может как не изменить частеречную принадлежность слова (дом - дом-ик), так и образовать слово другой части речи (белый - бел-е-ть, бел-изн-а),
4) приставки часто не связаны с определённой частью речи (недо-работка, недо-спать), тогда как суффиксы обычно закреплены за определённой частью речи: -ник- служит для образования существительных, -лив- - прилагательных, -ива- - глаголов),
5) значение приставки обычно достаточно конкретно и лишь модифицирует значение исходной основы, в то время как значение суффикса может быть как очень конкретным (-ёнок- обозначает детёныша того, кто назван в корне), так и очень абстрактным (-н- обозначает признак предмета).
Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс
Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы.
Формообразующие морфемы, как и другие виды морфем, обязательно имеют значение. Но это значения иного рода, чем у корней или словообразующих морфем: окончания и формообразующие суффиксы выражаютграмматические значения слова - отвлечённые от лексических значений слов абстрактные значения (род, лицо, число, падеж, наклонение, время, степени сравнения и др.).
Окончания и формообразующие суффиксы различающиеся характером выражаемого ими грамматического значения
Морфема - минимальная двусторонняя единица языка. Понятие морфемы ввел И. А. Бодуэн де Куртенэ (1845-1929) как понятие минимальной значащей части слова, линейно выделимой в виде некоторого «звукового сегмента» (отрезка) при морфологическом анализе.
Говоря о формообразующих и словообразующих морфемах, сначала следует выяснить разницу между словоизменением (формообразованием) и словообразованием.
Словоизменение – образование для каждого слова (кроме слов неизменяемых частей речи) его парадигмы. При словоизменении тождество лексемы не нарушается, в отличие от словообразования. Словоизменение в некотором классе слов представляет собой изменение по словоизменительным категориям данного класса для слов (так, для существительного это ГК падежа и числа). Иногда словоизменение ≠ формообразование (т.к. сюда входят ещё аналитические формы, например, буду читать ).
Словообразование – образование слов, называемых производными или сложными, обычно на базе однокоренных слов по существующим в языке формальным моделям (аффиксация, словосложение и т.д.). Словообразование, обеспечивая процесс номинации и его результаты, выступает как одно из основных средств пополнения словарного запаса языка, а также установления связей между отдельными частями речи.
Граница между словообразованием и словоизменением не абсолютна: возможны промежуточные явления. Поэтому в этом вопросе лингвисты часто расходятся: напр., спорным является вопрос, входит ли в русское словоизменение образование видов глагола. Существует 2 позиции разграничения формообразования и словообразования: 1) формообразование регулярно , словообразование – нет (здесь речь идёт не о законе, а о тенденции); 2) Якобсон, Плунгян: словообразование факультативно, формообразование облигаторно, признаётся существование регулярного словообразования.
Морфемы, служащие для образования слов – словообразующие, для их изменения в рамках лексемы – формообразующие.
Что касается морфем, выполняющих обе эти функции, то нужно сказать о парциальных основах (случай, когда формы слова образуются от разных корней или с помощью разных аффиксов). Пример: зайч/онок/¤/ (ед. ч.) - зайч/ат/а/ (мн. ч.); ФОС – зайч- , а часть этих слов без флексий – парциальная основа. Действительно, с помощью этих суффиксов образуется новая сема ‘детёныш’ и разные формы: ед. и мн. ч.
41. Варьирование морфемы. Понятие алломорфемы (алломорфа). Пределы варьирования морфемы.
Морфема – абстрактная единица языка, многие морфемы выступают в ряду языковых вариантов – алломорфем (алломорфов), в потоке речи морфема представлена конкретными вариантами – морфами .
Морфема – двусторонняя единица, поэтому ее варьирование двояко: в плане выражения – варьирование экспонента (префикс над- в языке выступает в двух вариантах «над» и «нат») , в плане содержания – полисемия (значения префикса «над» 1 – прибавление сверху «надстроить» или 2 – проникновение на малую глубину «надрезать»). Экспонентное и содержательное варьирование .
В экспонентном варьировании имеем либо дистрибуцию (надписать, но надрежу) – обязательный вариант, либо свободное варьирование (рукой – рукою) – факультативные варианты.
Пределы варьирования.
Экспонентное варьирование: чем обеспечивается единство морфемы? Одна морфема или две разные? Одна морфема, если есть тождество значения и принадлежность к одному типу, тождество позиционной характеристики, закономерные чередования (иначе worked=wrote). Если эти формальные связи отсутствуют, то это омосемия (равнозначие) разных морфем (даН и взяТ, сижУ и еМ).
Омосемия, полисемия и омонимия морфем (в билете выше).
Грамматическая структура слова. Понятие основы слова и форматива (форманта) в аспекте формо- и словообразования. Типы основ. Словоизменительная парадигма. Нулевые морфемы. Смена парадигмы как словообразовательное средство (конверсия).
Морфемы – строительный материал для более высокой единицы языка – слова.
По наличию\отсутствию формообразования все слова разбиваются на два структурных типа: одноформенные (неизменяемые) и многоформенные (изменяемые).
По словообразовательной структуре лова делятся на производные и непроизводные .
Формообразование.
Одноформенные слова представлены в языке только одной словоформой (вчера, вприпрыжку, здесь, увы, и, из-за).
По составу может быть одноморфемным (вчера, здесь) и многоморфемным (из-\за, в\новь, в\при\прыж\ку);
Многоформенное слово существует в виде набора словоформ (лексема не совпадает со словоформой: «читать» - лексема, словоформы – «читаю», «читаешь», «читал», «читавший», «читал бы»…).
Состав: строится в разных словоформах частично, а иногда и полностью из разных морфем. При анализе выделяется постоянная часть – формообразующая (лексическая) основа (определяется как часть слова, обязательно содержащая корень и постоянно повторяющаяся без изменений во всех грамматических категориях) и переменная часть – форматив (формант) . Например, в словах стол, стола, столу, столы – формообразующая основа –стол-, а форманты: -#-, -а-, -у-, -ы-.
Набор формообразовательных формантов (формативов) – формообразовательная (словоизменительная) парадигма . Форманты могут быть одноморфемными (окончание) или многоморфемными (-л\а в пела), может включать супрасегментные морфемы (ударение) – рогА (сравн. рОга)
Словообразование.
Производность и непроизводность слова имеет место только в синхроническом аспекте (язык на современном этапе) и также производность сравнима с мотивированностью, на диахроническом аспекте (язык на протяжении всего времени) все слова от чего-то произведены.
Внимание заострено на синхроническом аспекте !
Если сравнить производное слово с производящим, то выделятся общая часть – производящая словообразовательная основа и отличительная черта – словообразовательный форматив . Например, в прилагательном горох при сравнении выделяем словообразовательную основу «горох» и словообразовательные формативы «ов», и набор окончаний этого прилагательного.
Словообразовательная основа и формообразующая основа, в принципе аналогичны, но различаются способом выделения: в первом случае производное слово рассматривается как лексема (целое) и сравнивается с производящим, во втором случае мы просто сравниваем разные формы одного слова.
Словообразовательная основа содержит обязательно корень, но также может содержать аффиксы (скорый – скорость – скоростной – скоростник – всякий раз повторяются какие-то аффиксы). Выявляем ее в строгой бинарной оппозиции вплоть до конечных составляющих.
Типы основ:
1 – в качестве производящей основы выступает основа производящего слова (скорый – скорость «скор»)
2 – в качестве производящей основы выступает отдельная словоформа (ты – тыкать)
О смене парадигмы.
Иногда производное слово от производящего отличается только формообразовательной парадигмой. Это явление описано Смирницким и называется морфологическая конверсия .
Например, английский master (хозяин, мастер) - to master (овладеть, справится). Налицо омонимия, но не в ней суть! Образование слова происходит без аффиксов, основ. А только сменой парадигмы (так у «master (хозяин, мастер)» в парадигме будут формы the master, a master, master’s, masters, а у «to master (овладеть, справится)» - to master, I master, he masters, I’m mastering). В русском языке конверсия представлена в таких парах, как супруг-супруга, Евгений – Евгения, соль – солю .
Конверсия также может быть и синтаксической , т.е. в основе словообразования – изменение синтаксической сочетаемости (наречие «остался позади » сочетается с глаголом и образованный от него предлог – «позади дома» сочетается с существительным в Р.п.).
Про нулевые окончания, эмм, не совсем к месту – идет в список вопросов на консультации (ибо зачем они здесь??) Также полезно почитать в библии страницы 151-152 (в вопросе освещаемые там моменты не заявлены, но полезно бы их тоже знать) – словообразовательная структура сложных слов.
Слова состоят из минимальных (далее неделимых) значимых частей, называемых морфемами (от греч. morphe - форма): корней, приставок, суффиксов и окончаний. Учение о значимых частях слова (морфемах) называется морфемикой .
По своей роли, значению и месту в слове морфемы делятся на корневые и служебные (аффиксальные).
Окончание - изменяемая значимая часть слова, указывающая на связь слова с другими словами в предложении. Выражает значения: у именных частей речи и причастий - рода, числа и падежа; у глаголов в настоящем времени - лица и числа, в прошедшем времени - рода и числа.
Нулевое окончание - окончание, не выраженное звуками и обнаруживаемое при сравнении форм слова. Оно является показателем определённой грамматической формы. Например, нулевое окончание существительного ветер указывает на И. (В.) п. ед. ч. м. р.; нулевое окончание глагола говорил - на ед. ч. м. р.
Чтобы выделить окончание , следует изменять слово, т. е. склонять (имена) или спрягать (глаголы). Отделяя окончание, мы одновременно выделяем основу.
Основа
Основа - часть изменяемого слова без окончания, выражающая его лексическое значение: светл-ый, отвеча-тъ, работ-а .
Кроме корня, в состав основы могут входить приставка(-и) и суффикс(-ы).
Корень - главная неделимая часть родственных (однокоренных) слов, в котором заключено их общее лексическое значение (берег - бережок - береговой - прибрежный). Чтобы найти корень слова, нужно подобрать родственные слова. Так, слова вода, водяной, водный, водник, водица, подводный, надводный имеют общий корень -вод-. Такая группа однокоренных слов называется гнездом.
Приставка , или префикс (от лат. praefixus - прикреплённый спереди) - служебная морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: дочитать, наверху, неповторимый .
Суффикс (от лат. suffixus - прикрепленный, приколоченный) - служебная морфема, стоящая после корня и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: плывущий, привыкать - привыкнуть, читатель.
Основа, равная корню, называется не производной (дом, окно, книга). Основа, которая включает также одну или несколько служебных морфем (суффиксов или приставок), называется производной (полёт, денек, справедливость).
Приставки и суффиксы могут быть словообразующими и формообразующими .
Словообразовательными (словообразующими) называются приставки и суффиксы, служащие для образования новых слов (утро - утренний, знают - знающий, правда - неправда ).
Формообразовательные (формообразующие) приставки и суффиксы служат для образования форм слов (нарисовать - форма совершенного вида глагола рисовать, чистейший - форма превосходной степени прилагательного чистый, писал - форма прошедшего времени глагола писать ).
В русском языке одни и те же приставки служат для образования слов разных частей речи (собеседник, состояться; признать, признак ), а большинство суффиксов служат для образования какой-либо одной части речи (-чик-, -ость и др. - имён существительных, -ск-, -н- и др. - имён прилагательных, -ова-, -ева-, -ива-, -ыва- и др. - глаголов, -о-, -е-, -ому-, -ему-, -и- и др. - наречий).
В данной главе:
§1. Морфема
Морфема - это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.
Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).
Словообразовательные морфемы
служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова.
Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.
§2. Виды словообразовательных морфем
К словообразовательным морфемам относят корень, приставку, суффикс и интерфикс.
Корень - основная морфема, общая для родственных слов и выражающая основное лексическое значение слова.
Запомни:
Слова без корня в русском языке невозможны.
В словах дом , дом ик , дом ище , дом овой , дом ушник , дом овод ство , дом остро ение есть корень дом . В приведённых примерах сложных слов это первый из двух корней. Корней в слове, как это видно из примера, может быть несколько.
В русском языке есть слова, состоящие только из корня. Это, прежде всего, служебные слова: предлоги: по , к , над , союзы: и , но , если , междометия: ах , ох , алло , некоторые наречия: очень , там , а также неизменяемые существительные: кофе , метро и прилагательные: беж , хаки .
Приставка - это морфема, занимающая в слове положение перед корнем, например с бегать , при ехать , пере ос мыслить . Приставок, как и корней, в слове может быть несколько: бес с мысленный , бес по мощный .
Запомни:
Слово не может состоять только из приставки.
Суффикс - морфема, занимающая в слове положение после корня, например человечн ый , берегов ой . Во многих русских словах не один, а несколько суффиксов: насильств енн о , американ из ир ова нн ый .
Запомни:
Слово не может состоять только из суффикса.
Несколько особо в системе морфем стоит интерфикс
.
К интерфиксам в русском языке относят буквы о
и е
в роли соединительных гласных в сложных словах. Интерфиксы участвуют в словообразовании, но своего значения не добавляют: тепл
о
ход
, пар
о
воз
, сам
о
вар
.
§3. Виды формообразующих морфем
К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.
Окончание
- это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении.
Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:
Слушаю , слушаешь , слушает , слушаем , слушаете , слушают
гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.
дача , дачи , даче , дачу , дачей , о даче
сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.
Нулевое окончание
Окончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении.
Пример: стол
- нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал
- нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.).
Запомни:
В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:
- у существительных 2-го и 3-го скл. в форме И.п. и В.п. в ед.ч., если их формы совпадают, как у неодушевленных существительных: дом, конь, мать, ночь
- у существительных всех склонений в форме Р.п. во мн.ч.: машин, окон, солдат , армий
- у кратких прилагательных в форме ед.ч. м.р.: здоров, рад, счастлив
- у глаголов в форме изъявительного наклонения, прошед. времени, ед.ч., м.р.: читал, писал, считал
- у глаголов в форме условного наклонения, ед.ч., м.р.: прочитал бы, написал бы, сосчитал бы
- у глаголов в форм повелительного наклонения единственного числа: пиши, читай, считай
- у кратких страдательных причастий в форме ед.ч. м.р.: написан, прочитан
Не путай:
Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.
Формообразующие суффиксы - это морфемы, стоящие в слове после корня и служащие для образования форм слова. Примеры: суффикс неопределённой формы глагола -ть , -ти : читать , идти , суффикс прошедшего времени -л : ходил , повелительного наклонения -и : смотри , степени сравнения прилагательных и наречий -е :тише .
Обсуждаем проблему толкования.
Формообразующие суффиксы или окончания?
Некоторые авторы рассматривают формообразующие суффиксы как окончания. Логика их такова: если морфема используется для образования новых слов, это суффикс, а если с помощью морфемы образуются разные формы одного и тогоже слова, то это окончания. По этой логике получается, что показатель прошедшего времени -л - окончание, и показатель инфинитива тоже. Ведь любить и любил - это одно и то же слово, различны лишь его формы.
Рекомендую ребятам не удивляться, встретив новую для себя интерпретацию. Ничего не поделаешь, есть вопросы, относительно которых исследователи еще не пришли к согласию. Главное - быть последовательными и всегда комментировать спорные явления одинаково.
Проба сил
Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.
Итоговый тест
Что является минимальной значимой частью слова?
- Морфема
Является ли значение морфемы компонентом общего значения слова?
Какие морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова?
- Словообразовательные
- Формообразующие (словоизменительные)
Какая морфема является общей для родственных слов и выражающей основное лексическое значение слова?
- Корень
- Приставка
- Суффикс
Может ли слово состоять только из приставки?
Может ли слово состоять только из суффикса?
Какая морфема служит для выражения значений лица, рода, числа, падежа?
- Суффикс
- Окончание
Зачем нужны интерфиксы?
- Для словообразования
- Для передачи нового значения
- Для формообразования
Какая морфема служит для связи слов в предложении?
- Корень
- Суффикс
- Окончание
Есть ли окончание у глаголов в форме условного наклонения мужского рода единственного числа?
Правильные ответы:
- Морфема
- Словообразовательные
- Корень
- Окончание
- Для словообразования
- Окончание
Вконтакте