Число и цифра 1 поурочный план

Математика. 1 класс. И семестр
разработки уроков

ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ. МНОЖЕСТВА. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА 1-10 И ЧИСЛО 0

II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Мама булочки испекла,

По одной всем раздала:

Гале, Наде и Юре,

И пушистому коту,

Дедушке и бабушке,

И малюсенькой Кати.

Пока котик зевал -

Собачка булочку украл.

Сколько булочек раздала мамочка?

Учитель начинает, ученики поодиночке продолжают счет «цепочкой».

Счет от 1 до 4; от 5 до 9; от 3 до 10.

Выложите в 1-м ряду - 5 квадратиков, а во 2-м - 4 кружочка.

Чего больше - квадратиков или кружочков?

Что надо сделать, чтобы их стало поровну?

Покажите четвертый квадрат, считая справа налево.

Покажите первый кружочек слева.

III . ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

Подумаем: одна тетрадь, один карандаш, один цветок, одно яблоко. Это много или мало? Наверное, это мало.

А сейчас прислушайтесь к словам: один, одинокий, один-одинешенек на всем белом свете.

Это человек, у которого нет близких: ни родителей, ни братьев, ни сестер.

Как живется одинокому человеку? Да, трудно и страшно. Итак, один - значит мало.

А сейчас посмотрим на это число с другой стороны. Кто для нас самый дорогой? Это наша мама. И у каждого она только одна. Мы с вами живем на планете Земля и это наш единственный дом, и у каждого из нас одна Родина - место, где мы родились.

А сейчас посмотрите на небо. Что вы там видите?

Правильно, Солнце, которое согревает нас своими нежными лучами, небо, которое манит своей глубиной синевы. И Солнце у нас одно, и небо - тоже.

Итак, одна у человека мать, одна Земля, на которой живем, одно Солнце, одна Родина.

А что для нас означают эти слова? А означают они очень много.

1) Сколько козлят? Сколько шариков?

Что еще на рисунке одно?

Цифрой 1 обозначают число один.

2) Знакомство с печатной и рукописной цифрой 1.

На что она похожа? (Стрела, карандаш, гвоздь)

Вот один, единица,-

И тонкая и прямая, как спица.

С. Маршак

Задание 2

Что означает цифра 1 на рисунке?

Сколько единиц?

Задание 3

Что вы видите на рисунке?

Кто один? Кого много? Сколько элементов в множестве рыбок в аквариуме? Во множественном числе ласточек на проволоке?

Рассмотрите рисунок поезда. Сколько в нем вагонов? Как вы считаете, почему? Кто первый пассажир?

3. Работа в тетради. Написание цифры 1

1) Объяснение учителя.

Цифра 1 состоит из двух элементов - палочек, одна из которых короче другой. Сначала пишут маленькую палочку. Начинают писать ее немного выше центра клетки и ведут до правого верхнего угла клетки. Потом пишут основную наклонную палочку от верхнего правого угла к середине нижней стороны клетки.

2) Имитация написания цифры 1 в воздухе.

« И -раз, и-два, и -три». «И» - поднять руку, «раз» - опустить руку.

3) Написание цифры 1 в тетради.

Тема : «Число 1. Письмо цифры 1».
Цель:
- познакомить учащихся с понятиями "много", "один"; познакомить учащихся с цифрой 1 и научить правильно соотносить цифру с числом предметов; научить писать цифру 1
- развивать моторику рук, внимание, мышление и связную речь с использованием математических терминов
- вызвать интерес к изучению математики; воспитывать аккуратность и усидчивость, бережное отношение к учебным принадлежностям
- воспитывать аккуратность и бережное отношение к своему здоровью.

Вид урока: комбинированный урок с использованием ИКТ.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, наглядные пособия.

Ход урока

1. Организационный момент.
(слайд 2)
Звени звонок, зовёт звонок
Пора нам начинать урок!
- Ребята, проверьте, всё ли у вас готово к уроку, всё ли в порядке.
- Молодцы.
(слайд 3)
- А теперь улыбнитесь друг другу и мне. Спасибо. Пусть у вас всегда будет хорошее настроение.
(слайд 4)
2. Устный счёт.
(слайд 5)
(ответы дети показывают цифрами)
У меня есть братик Миша,
И сестрёночка Ириша.
Сосчитайте поскорей,
Сколько же в семье детей? (3)
Утка морковку в корзине несла,
Этой покупкой довольна была.
Если морковку ещё ей купить,
Сколько их будет? Ты можешь сложить? (2)
Четыре сороки пришли на урок.
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно училось сорок? (3)

3. Введение в тему.
(слайд 6)
Счет предметов.
(На доске 2 яблока и 1 морковка)
- Сколько яблок?
- Сколько морковок?
- Чего больше?
- А сколько всего овощей и фруктов?
- Ребята, а вы знаете, что морковь и яблоки очень полезные продукты.
Морковь полезна потому, что в ней много каротиноидов. Именно они придают морковке оранжевый цвет. Это предшественники витамина А. Морковь полезна для зрения. А яблоки богаты железом. Это способствует укреплению иммунитета.
4. Физкультминутка.
(слайд 7)
- Вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали!
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.

5. Работа с учебником.
(слайд 8)
С.20
- На карточках записаны числа 1, 2, 3. Соберите гирлянды.
- О ком можно сказать 1, 2,3?

6. Работа в тетрадях на печатной основе.
(слайд 9)
С.11
- Прежде, чем вы начнёте писать, давайте разомнём наши пальчики:

1. Мы наши пальчики сплели и вытянули ручки,
А теперь мы от земли отталкиваем тучки!

2. Две весёлые лягушки ни минутки не сидят,
Бойко прыгают квакушки, только брызги вверх летят!
(дети поочерёдно сжимают и разжимают ладошки)
- Не забывайте:
« Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою, ручку верно я держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь!»
Загадка: (слайд 10)
Стоит Антошка на одной ножке.
Где солнце станет, туда он и глянет. (Подсолнух)
- Какое число спряталось в этой загадке? (Число 1)
Объяснение:
- Цифра 1 состоит из двух элементов-палочек: маленькой и большой. Начинаем писать маленькую палочку немного ниже верхнего правого угла, затем большую палочку от вершины верхнего правого угла ведём до нижней стороны клетки чуть правее её середины. (далее учащиеся работают по образцу)

7. Гимнастика для глаз.
(слайд 11)
- Давайте дадим отдохнуть нашим глазкам.
- Внимательно следите глазами за предметами на экране.
«Перестроение фигур»
«Восьмёрка»
«Спираль»
Следующее задание:
- Соедините рисунки и числа. (с.11)

8. Итог урока.
(слайд 12)
- с какими числами мы работали на уроке?
- Какую цифру научились писать?
- Вам понравился урок?
- У каждого из вас на столе лежит кружок, закрасьте его тем цветом, который выражает ваше настроение на уроке.

Наш урок окончен!

Учитель начальных классов: Аболенцева Вера Владимировна

МКОУ «Анисимовская СОШ», Алтайский край, Тальменский район.

Класс: 1

УМК «Школа России».

Урок математики.
Тема: « Много. Один. Цифра 1».

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель : Создать условия для освоения понятия «много», «один»,

для ознакомления с числом 1 и его графической записью – цифрой 1;

Задачи:

образовательная: создать условия для усвоения учащимися представления о понятие «много» и «один» с целью применения их в жизненных ситуациях;

развивающая: создать условия для формирования мыслительных операций: анализа и сравнения, логического мышления и развития математической речи, обогащать словарный запас;

воспитательная: формировать коммуникативные навыки, воспитывать познавательный интерес к предмету.

Формируемые УУД:

Личностные УУД: определять свое эмоциональное состояние, умение оценивать свои и чужие действия, сохранять положительную мотивацию.

Познавательные УУД : осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, создавать доказательство с опорой на наглядность, делать выводы на основе простых обобщений.

Регулятивные УУД : определять цель деятельности и проговаривать последовательность действий, выбирать способ решения учебной задачи, выполнять самооценку, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД : учатся слушать, договариваться и участвовать в беседе, сотрудничать в решении учебной задачи.

Планируемые результаты обучения:

Знать названия и последовательность чисел от 1 до 10;

Уметь соотносить число 1 и цифру 1, сравнивать группы предметов с помощью слов «много» и «один»;

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, компьютер, электронное приложение к учебнику, дидактический коврик для устного счёта.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Встаньте дети, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

Мне очень хочется, чтобы сегодня на нашем уроке присутствовало хорошее настроение.

Личностные УУД – создать положительный настрой, мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Актуализация знаний

Сосчитайте

    от 1 до 10 и –обратно

    от 3 до 5, от г до 10

    от 1 до 10 через один: 1, хлопок, 3, хлопок, 5. хлопок и т. д.

    число, которое называют при счёте перед числом 4,8, 10

    число, которое называют при счёте после числа 8, 6. 3

Что мы с вами сейчас делали?

Где в жизни может пригодиться?

Считают, используя дидактический коврик

Отвечают на вопросы учителя. Приводят примеры ориентируясь на жизненные ситуации.

Самоопределение к деятельности.

С.21 прочитаем название раздела. Что узнаем и чему научимся..

Что вы уже умеете делать?

Что будет новым в этом разделе?

С.22 . прочитаем тему урока.

Какой вопрос сегодня на уроке главный какова цель сегодняшнего урока?

Ответы детей (Называть числа от 1 до 10)

Ответы детей.

(о чём можно сказать «много», «один»)

Работа по теме урока

    Фронтальная работа

С какого числа начинают счёт?

Число 1 также называют единицей.

О каких предметах в нашем классе можно сказать «один»?

Что в вашей жизни только одно?

Посмотрите друг на друга и скажите что у человека одно?

Раньше, когда люди только начинали осваивать счёт, они считали так: один, много. Много означало больше, чем один.

Как вы понимаете слово «много»?

Посмотрите вокруг, чего в нашем классе много?

Посмотрите друг на друга, чего много на теле человека?

(карточка)

Ответы детей (один учитель, одна дверь, и т. д.)

(один день рождения, одна мама)

(нос, рот, лоб… и т. д.)

Ответы детей.

Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнёра по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико- математической деятельности.

    Работа по учебнику.

Какое время года изображено на картинке? - По каким признакам определили?

О чём на картинке можно сказать «много», «один»?

(отвечают на вопросы внизу картинки)

Для записи чисел используют цифры.

Как вы думаете, чем отличаются цифры и числа?

Цифры не всегда выглядели так, какими мы их видим сейчас. Например, в древнерусском счёте один обозначали буквой А. У других народов это была просто палочка, которая уже потом превратилась в уже знакомую нам единицу.

На что похожа цифра 1 в окружающем нас мире?

Стр. 23 Работа в парах: один называет много предметов, другой – один предмет по рисунку.

Называют признаки.

Ответы детей.

Ответы детей.

Работают в парах.

Физкультминутка.

В станьте, выйдете из за парт, повторяйте за мной слова и движения.

Хомка, Хомка, хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт

Шейку моет

Щёчки трёт.

Подметает Хомка хатку,

И выходит на зарядку…

Раз, два, три, четыре, пять…

Хомка хочет сильным стать!

Выполняют движения за учителем и проговаривают слова.

Закрепление изученного материала

    Работа в тетради на печатной основе.

    Знакомство с цифрой. 1. Подготовка к письму и письмо цифры 1.

2. Анализ образца.

3. Письмо цифры 1.

Упражнение в умении сравнивать предметы и группы предметов.

Откройте рабочую тетрадь на странице 9.

Какие фигуры иэображены на рисунке? Чего больше? Почему так считаете?

Обоснуйте ваше мнение.

На сколько квадратов больше, чем кругов?

Раскрасьте «лишний»

Вы закрасили 1 квадратик, показав тем самым, что квадратов на 1 больше, чем кругов.

А можно ли как-то по- другому записать, что остался 1 квадрат?

Совершенно верно, число 1 можно записать с помощью цифры 1.

(вывешивается плакатик с цифрой 1)

На что похожа цифра 1?

А вот С. Я. Маршак написал о цифре 1 так:

Вот один, иль единиц

Очень тонкая, как спица.

Из скольких элементов состоит цифра 1? Из каких?

Хотелось бы вам научиться красиво писать эту цифру?

Тогда посмотрите, как я буду её писать. (Учитель несколько раз прописывает цифру на доске)

А теперь попробуйте написать цифру 1 сами.

Учащиеся соединяют стрелочками пары: круг – квадрат.

Ответы детей.

Сначала учащиеся пишут цифру в воздухе под счёт,(дети со слабой моторикой рук пишут сначала цифру 1 в коробке с песком.)

затем обводят по точечным контурам (с.9 тетради, задание 2), после чего пишут цифру самостоятельно.

Предметные УУД: уметь выделять элементы цифры 1; писать цифру 1.

Регулятивные УУД: уметь осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно выполнять задание.

Работа над развитием логического мышления, внимания.

    Работа с учебником.

    Работа с компьютером

(электронное приложение к учебнику)

С. 23 Кто с каким клубком играет?

Как рассуждали?

    слайд № 1

Про что можно сказать много, а про что 1?

    слайд № 2


Перенеси каждый рисунок в свою рамку.

    слайд № 3


Найди и отметь лишнюю картинку.

Работают на полях учебника в парах.

Выбирают правильный ответ.

Итог урока. Рефлексия.

Какую цель ставили в начале урока?

С какими понятиями познакомились?

Какое задание понравилось больше всего? Почему?

С.23. О чём можно сказать много, один?. Приведи примеры.

Дома (по желанию) можно нарисовать цифру 1 в образе человечка.

Отвечают. Приводят примеры.

Для оценки используют круги зелёного, жёлтого и красного цвета.

Регулятивные УУД: уметь оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости исправить свои ошибки.

ЧИСЛО И ЦИФРА 1

Цели: познакомить учащихся с цифрой 1; ввести термины «число» и «цифра»; учить писать цифру 1; развивать умение анализировать и обобщать.

Оборудование:

· учебник "Математика" 1 класс;

· предметные картинки для счета.

· ТСО (телевизор)

· цифра 1 на карточках,

Ход урока

1. Организационный момент

Тут затеи, и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи -
За работу, в добрый час!

2. Повторение геометрических фигур треугольник, круг, квадрат.

Какое сейчас время года? (Осень)

Ребята, представьте, что мы с вами попали в сказочный осенний лес. Идем-бредем и встретили ежика. А еж-то непростой, еж - ученый. Он задает много вопросов. Но мы с вами тоже многому уже научились. Ответим на все его вопросы, выполним все задания.

(Демонстрируется лист с изображением ежика)

2. Устный счет

· Назовите числа по порядку от 1 до 10

· Назовите числа в обратном порядке от 10 до 1

· Посчитайте через 1.

· Посчитайте от 7 до 2. От 3 до 6. От 8 до 3. От 10 до 5.

· Какое число 7 или 6? На сколько?

· Какое число меньше 9 или 8? На сколько?

· Дайте характеристику числа 4 (Число однозначное, предыдущее 3 последующее 5)

· Дайте характеристику числа 6.

· Я задумала число + 2 получила 3 какое число я задумала?

· Задачи

4. Физминутка

После теплого дождя
Подросла картошка,
Помидоры, огурцы,
Даже я немножко.

5. Закрепление понятия: один

Идет ежик по лесу. Сколько ежиков? (Один)

Ежик один. (Дети повторяют фразу)

Увидел он елочки. Сколько елочек? (Одна)

Елочек одна. (Дети повторяют фразу)

Потом увидел еж грибочек. Сколько грибочков? (Один)

Наколол грибочек на иголки. Сколько грибов наколол? (Один)

Гриб один. (Дети повторяют фразу)

- Сколько цветочков на поляне (один)

Сколько бабочек (одна)

Нашел ежик гриб, увидел цветочек и бабочку, и стал их считать. А считать-то не умеет. Давайте поможем. (Цветочек один, гриб один, бабочка одна, елочка одна)

6. Знакомство с цифрой 1

(Демонстрация карточки с единицей)

Вот один иль единица,

Очень тонкая как спица. (Показ спицы)

Это цифра один. (Демонстрация цифры разных шрифтов и видов)

Сегодня нашей цифре день рождение давайте поздравим ее.

И посмотрим мультик про нашу цифру.

Просмотр мультика

7. Физминутка пальчиковая

1, 2, 3, 4, 5 - вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал.
Этот пальчик всё съел,
Потому и потолстел.

8. Письмо цифры 1

1) На доске учитель показывает элементы единицы: на горку (вверх), с горки (вниз) по вырезанному шаблону.

2) В тетрадях по обводке.

8. Физминутка для глаз

9. Самостоятельная работа

На печатном листе найди закономерность

10. Итог урока

С какой цифрой познакомились?

На что она похожа?

11. Рефлексия

Понравилось на уроке?

(Ученики получают вырезанные смайлики - сердечки)

Если вам понравился урок приклейте свои сердечки солнышку

(Учащиеся прикрепляют смайлик к солнышку.)

Тема: «Много. Один. Письмо цифры 1»

Гамаюнова Татьяна Ивановна
Цели урока: познакомить учащихся с числом 1 и его графической записью – цифрой 1, учить соотносить число и цифру; учить детей сравнивать «один» и «много»; работать над развитием логического мышления учащихся; прививать детям интерес к предмету, аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Учитель : Здравствуйте, ребята! На уроке нам нужно хорошо поработать. Что вам для этого необходимо?
Ученики: Нам необходимо внимание, работать дружно, аккуратно писать в тетради.

II. Повторение изученного.
На доске счетный материал расположен в ряд – звери (лиса, заяц, лиса, собака, еж, медведь).
Учитель:
- Кто стоит крайний слева?
- Кто стоит третий справа?
- Кто стоит между лисами?
- Кто стоит справа от собаки?

На наборном полотне: верхний ряд 5 зайчиков, нижний ряд 3 ежа.
Учитель:
- Кого мы видим на наборном полотне?
- Кого больше зайчиков или ежей?
- Как мы узнали? (можно посчитать, составить пары)
- Как сделать, чтобы зайцев и ежей стало поровну? (рассматриваются разные способы)

На доске нарисован синий маленький треугольник.
Учитель:
- Нарисуйте следующую фигуру изменив только форму (например: синий маленький круг).
- Нарисуйте следующую фигуру изменив размер (большой синий круг)
- Теперь изменив только цвет (большой красный круг)
- А теперь измените размер и форму (маленький красный овал)
- А теперь измените форму, цвет и размер (большой зеленый квадрат).
- Молодцы хорошо справились с заданием.

III. Изучение нового материала.
1. Знакомство с понятиями «много» и «один».
Учитель выставляет на наборное полотно (магнитную доску) группы предметов (3 зайца, 5 бабочек, 1 еж, 4 лисы, 1 медведь).
Учитель: Сколько лис? Сколько ежей? Сколько бабочек? Про какие предметы мы можем сказать, что их много, а про какие, что их один?
– О каких предметах в нашем классе можно сказать, что их много? (Столы, стулья, цветы, мальчики, девочки и т. д.)
– Про какой предмет можно сказать, что он только один? (Доска, дверь, учитель и т. д.)
- Дополните стихотворение:

Вечером встает луна.
Сколько в небе лун? (одна)
Петух как важный господин,
Гуляет по двору (один)
Винни-Пух спешит в берлогу:
Там горшочков с медом (много)
Лес в снегу, бела дорога,
Навалило снега (много)

Работаем по учебнику, стр. 22. Рассмотрим картинку и ответим на вопросы.
Физминутка:
В небе плавает луна
(Плавные покачивания влево и вправо)
В облака зашла она.
Один, два, три, четыре, пять
(Хлопки в ладоши)
Можем мы луну достать.
(Руки вверх)
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
(Хлопки над головой).
И пониже перевесить
(Руки вниз)
Десять, девять, восемь, семь
(Ходьба на месте)
Чтоб луна светила всем
(Дети садятся)

III. Знакомство с цифрой 1. Подготовка к письму и письмо цифры 1.
1. Подготовка учащихся к восприятию цифры 1.
Учитель: Продолжаем работать. Посмотрите еще раз на картинку. Сколько грибов у девочки в руках? (Один).
- Один это число. Число один записывается знаком – цифра 1.
(Учитель вывешивает на доску увеличенный образец цифры 1)
– На что похожа цифра 1?
– А вот С. Я. Маршак написал о единице так:
Вот один, иль единица.
Очень тонкая, как спица.

2. Анализ образца.
– Из скольких элементов состоит цифра 1?
– Из каких?
– Хотелось бы вам научиться красиво писать эту цифру?
– Тогда посмотрите, как её буду писать я. (Учитель несколько раз прописывает на доске цифру 1, объясняя учащимся её особенности.)

3. Письмо цифры 1.
– А теперь попробуйте написать цифру 1 сами.
Сначала учащиеся «прописывают» цифру в воздухе под счёт, затем обводят по точечным контурам (с. 9 в тетради № 1, задание 2), после чего пишут цифру самостоятельно.
- Подчеркните ту цифру, которая у вас получилась лучше других.

IV. Закрепление изученного.

Работа с моделью часов.
Учитель:
- Кто может показать на часах один час? (маленькая стрелка показывает на число 1, а большая на число 12).
- Можем ли мы сказать, что показывают часы - день или ночь? А как мы различаем? (Добавляем слова «дня» или «ночи».)
Работа в тетради №1.
Учитель:
- Откройте тетради на стр. 9. Выполняем первое задание. Образуем пары.

V. Итог урока.

Учитель:
– С каким числом мы сегодня познакомились? Какую цифру научились писать?
- За что ты можешь похвалить себя?
- За что можешь похвалить одноклассника?
- Ребята, на уроке вы хорошо работали.