Одним толчком согнать ладью.  А.А.Фет

В стихотворении А.Фета говорится о том, что истинный поэт должен живо подмечать и запечатлевать на бумаге все, что происходит вокруг него.
Он должен проникать в мир природы и жизнь другого человека, пробуждать своих соотечественников к каким-то свершениям, прославлять свое Отечество, воспевать любовь между мужчиной и женщиной...
Автор разделяет взгляды лирического героя, потому что сам избрал подобный путь.
Для большего понимания смысла произведения Фет использует в одном предложении целый ряд однородных сказуемых, которые передают основную мысль: согнать, подняться, учуять, прервать, упиться, дать, почувствовать, шепнуть, усилить. Эти глаголы, как снежный ком, сворачиваются в единое представление жизни.
Среди средств выразительности можно назвать эпитеты (ладья живая, тоскливый сон, тайные муки), метафоры (усилить бой бестрепетных сердец).
Стихотворение написано пятистопным ямбом, что позволяет автору четко, сильно произносить слова.
Интонация этого произведения не спокойная, а как бы поучительная, восклицательная.
По моему мнению, идеей этого стихотворения является следующее: назначение поэта и поэзии для Фета в глубоком понимании жизни во всех ее проявлениях, а поэт должен быть избранным человеком, певцом всего сущего.
Я полностью согласна с мнением Фета, поэт - это талант, гениальный человек, способный прочувствовать чужую боль, воспеть любовь и и.д.

В позднем творчестве А. Фета преобладают философские мотивы, а также мысли навеянные горьким опытом личной жизни. Яркий пример этого - стихотворение, о котором пойдет речь в статье. В школе его изучают в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Одним толчком согнать ладью живую» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было создано в 1887 году (поздний период творчества), а опубликовано посмертно.

Тема стихотворения – человеческое умение менять свою жизнь.

Композиция – стихотворение - целостный, пламенный монолог лирического героя, который невозможно разделить на смысловые части. Формально произведение делится на три катрена, но написано оно одним предложением.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры - «одной волной подняться в жизнь иную, учуять ветр с цветущих берегов» , «упиться вдруг неведомым, родным», «дать сладость тайным мукам».

Эпитеты «тоскливый сон» , «наглаженные пески», «цветущие берега», «певец избранный».

История создания

Анализируемое стихотворение было написано А. Фетом в зрелом возрасте, когда мужчина пребывал в депрессивном состоянии. Он жалел о страшной ошибке, которую совершил в молодости. Когда-то поэт бросил любимую девушку, Марию Лазич, из-за тяжелого материального положения. Его невестой стала обеспеченная Мария Боткина. К ней мужчина чувствовал симпатию, но так и не смог полюбить женщину по-настоящему.

Всю жизнь поэт посвящал Лазич стихотворения. В 1887 году было написано произведение «Одним толчком согнать ладью живую», в котором автор пытается переосмыслить свою жизнь. Прямого упоминания о любви к Лазич в нем нет, но, зная биографию автора, нетрудно догадаться, чем продиктованы строки. А. Фет хотел включить произведение в сборник «Вечерние огни», но не сделал этого по ошибке. В итоге стихи были опубликованы после смерти автора.

Тема

Литература – благодатная почва для развития философских тем, касающихся человеческой жизни, предназначения человека. Они раскрываются и в анализированном стихотворении. В центре него лирический герой, который полон решения «одним толчком согнать ладью живую» . Под ладьей подразумевается человек, а волны, о которых говорится далее, символизируют жизнь.

Герой очень хочет услышать запах «цветущих берегов» . Видимо, под этим образом подразумеваются прекрасные чувства, которые способен испытывать человек. Лирический герой стремиться поменять свою тоскливую жизнь на новые ощущения и эмоции, наконец, закричать о том, о чем язык пока не смеет говорить.

В последней строфе появляется еще один мотив: предназначение поэта и его творчества. А. Фет уверен, что суть «певца» в том, чтобы пробуждать сердца людей, их чувства.

Композиция

Анализируемое произведение - монолог лирического героя, который нельзя разделить на части по смыслу, так как мысли в нем плавно перетекают друг в друга. Формально стихотворение состоит из четырех катренов. Текст состоит из одного предложения, что усиливает эффект непрерывного потока мыслей

Жанр

Жанр стихотворения - элегия, так как лирический герой провозглашает свои мысли с ощутимой грустью, ведь осознает, что тратил жизнь впустую, пока не понял, в чем истинное предназначение поэта. Стихотворный размер - пятистопный ямб. А. Фет использовал перекрестную АВАВ рифмовку.

Средства выразительности

Стихотворение богато средствами выразительности. Содержание поэт «плетет» из метафор : «одной волной подняться в жизнь иную, учуять ветр с цветущих берегов» , « упиться вдруг неведомым, родным», «дать сладость тайным мукам» . Большинство метафор построено на символических образах. Выразительности описанному придают эпитеты : «тоскливый сон» , «наглаженные пески», «цветущие берега», «певец избранный» . Сравнений автор не использует.

Кодификатор – это документ, описывающий элементы содержания по учебному предмету для составления КИМ ЕГЭ, выносимого на проверку учебного содержания. Другими словами, в кодификатор включен список тем, произведений (обязательный минимум), на основании которых будут составлены КИМ в каждый конкретный год.
Считается, что использование кодификатора при подготовке к ЕГЭ позволит систематизировать знания по всем разделам предмета, реально оценить уровень подготовки, выявить имеющиеся пробелы и «проблемные» темы. ()

8. "Шепот, робкое дыханье…" – дата написания: 1850 г.
Темой данного стихотворения является природа. Автор описывает переходное состояние природы от ночи к утру. Фет не использует глаголы, и это приём придаёт стихотворению большую выразительность и красоту.
Большое количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее тягучей, более плавной, созвучной поэтическому языку XIX века. Грамматически стихотворение представляет собой одно, проходящее через все три строфы восклицательное предложение. См. подробный