Внутренний мир время. Два подхода к описанию эмоциональной лексики

Ответами к заданиям 1–26 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Интерес к словам, обозначающим эмоции, связан с появлением современной лингвистической семантики, когда лингвисты заинтересовались внутренним миром человека.

2. До появления современной лингвистической семантики внутренний мир человека интересовал психиатров, философов, поэтов, но мало занимал лингвистов.

3. С появлением в 60-х годах XX века современной лингвистической семантики связаны первые опыты описания эмоциональной лексики в словарях.

4. Интерес к словам, обозначающим эмоции, появившийся в 60-х годах XX века, не угасает до настоящего времени.

5. С появлением современной лингвистической семантики лингвисты заинтересовались внутренним миром человека и, как следствие, словами, обозначающими эмоции.

Показать текст

(1)До недавнего времени внутренний мир человека занимал психиатров, философов, поэтов, но мало интересовал лингвистов. (2)Положение стало меняться с возникновением в 60-х годах XX века современной лингвистической семантики, когда появились первые опыты описания эмоциональной лексики в словарях. (3) ____ интерес к словам, обозначающим эмоции, непрерывно возрастает.

2

Какое наречие должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Показать текст

(1)До недавнего времени внутренний мир человека занимал психиатров, философов, поэтов, но мало интересовал лингвистов. (2)Положение стало меняться с возникновением в 60-х годах XX века современной лингвистической семантики, когда появились первые опыты описания эмоциональной лексики в словарях. (3) ____ интерес к словам, обозначающим эмоции, непрерывно возрастает.

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОПЫТ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОПЫТ, -а, м.

1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.). Чувственный о.

3. Воспроизведение какого-н. явления экспериментальным путём, создание чего-н. нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Удачный о. Химические опыты. Опыты селекционеров.

4. Попытка осуществить что-н., пробное осуществление чего-н. Первый о. молодого писателя.

Показать текст

(1)До недавнего времени внутренний мир человека занимал психиатров, философов, поэтов, но мало интересовал лингвистов. (2)Положение стало меняться с возникновением в 60-х годах XX века современной лингвистической семантики, когда появились первые опыты описания эмоциональной лексики в словарях. (3) ____ интерес к словам, обозначающим эмоции, непрерывно возрастает.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

прИнятый

кУхонный

диспансЕр

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Заседание состоится при НАЛИЧИИ кворума.

2. Паустовский добр к людям, встретившимся ему на ЖИЗНЕННОМ пути и заселившим его книгу.

3. Анна ОБХВАТИЛА дочь и закружила по комнате.

4. Мы стояли на высоком берегу и любовались ЦАРСТВЕННЫМ течением Волги.

5. Как-то отец достал мне АБОНЕНТ на цикл лекций о кино.

6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Хорошие ученики завсегда выполняют домашние задания.

7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

золотых СЕРЁГ

ремонт КРОВЕЛЬ

более ТРЁХСТА

быстро ВЫЗДОРОВЕЕТ

КЛАСТЬ кирпичи

8

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 1) Одним из самых роскошных растений, украшающим нашу оранжерею, по праву считается азалия.
Б) нарушение границ предложения 2) Искусство не только обогащает человека эмоционально, но и заставляет его думать.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) В «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкина присутствуют черты романтической поэмы.
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 4) Описывая в романе «Отцы и дети» могилу Базарова, Тургенев изобразил старое семейное кладбище.
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 5) Этот случай описан Н.В Гоголем в комедии «Ревизоре».
6) Иван - очень добрый человек. Потому что видит в людях только хорошее.
7) Вернувшись домой, мне снова и снова вспоминались события сегодняшнего дня.
8) По окончании доклада учёный ответил на вопросы присутствующих.
9) Благодаря хлопот директора гимназия получила новый компьютерный класс.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня

1) к..нфорка, п..лисадник, к..морка

2) предпол..гать, пор..сль, оз..рить

3) погл..щать, (деревенский) ст..рожил, ум..лять (о помощи)

4) гн..здиться, нас.комые, б..гровый

5) прил..жение, напом..нающий, заг..ревший

10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1) на..бавить, по..шутить, о..блеск

2) пр..баутка, пр..дел (церкви), пр..лежный

3) без..дейный, без..мянный, мед..нститут

4) суб..ективный, с..экономить, без..аварийный

5) и..жарить, ни..вергать, ра..дать

11

1) выполн..шь, горош..на

2) узнá..шь, никел..вый

3) колыш..тся, испар..на

4) застра..вающий, письм..цо

5) процентщ..ца, ута..вать

12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) перевяж..шь, испорч..нный

2) закле..вший, суш..шь

3) накорм..шь, пропущ..нный

4) (родители) хлопоч..т, кочу..щие (стада)

5) увид..вший, немысл..мый

13

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Вопрос о финансировании строительства до сих пор (НЕ)РЕШЕН.

2. Решение задачи оказалось для меня отнюдь (НЕ)ЛЁГКИМ делом.

3. Победа в споре (НЕ)ВСЕГДА предполагает торжество истины.

4. (НЕ)ГРОМКИЙ треск заставил охотника оглянуться.

5. Мужчина прошёл через двор и, никем (НЕ)ЗАМЕЧЕННЫЙ, скрылся за углом.

14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Анна Михайловна писала на фронт (ПО)ПРЕЖНЕМУ адресу и (ПО)ПРЕЖНЕМУ ждала письма.

2. Он спокойно, ОДНАКО(ЖЕ), вынес все эти крики и, (НЕ)СМОТРЯ по сторонам, пошёл прямо к дому.

3. От каждого толчка лодка заваливалась (НА)БОК, и (ПО)ЭТОМУ приходилось постоянно вычерпывать воду.

4. (В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ старики просили, ЧТО(БЫ) Мироныча не трогали.

5. В небе МАЛО(ПОМАЛУ) собрались облака и тучки, КОЕ(ГДЕ) ещё светлые и красивые, а к западу дождевые, синеватые, скучные.

15

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На фотографии была изображе(1)а маленькая улица с белё(2)ыми глиня(3)ыми домиками под соломе(4)ыми крышами и аккуратно стриже(5)ыми газонами.

16

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Лето было знойное и богатое мелкими и тёплыми дождями.

2. Образы первобытных великанов известны по волшебным сказкам и былинам.

3. Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом то полыхают на чёрных тучах.

4. Жёлтым и красным огнём полыхают вязы и клёны в городском саду.

5. Левитан прятался от дачников тосковал по ночной певунье и писал этюды.

17

Она переплыла Ангару и (1) отыскав речку (2) загнала лодку в неё (3) протолкнув её далеко вверх (4) и поставив (5) под нависшую низко над речкой (6) раскидистую берёзу.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Кроме того (1) отсутствие в пьесах Чехова борьбы-интриги (2) действительно (3) приводило к необычной организации речи персонажей, лишённой (4) казалось бы (5) какой-либо целеустремлённости, что (6) бывало (7) вызывало недоумение зрителей.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я думаю (1) что очень часто за советом обращаются не тогда (2) когда вовсе не знают (3) как поступить (4) а (5) когда то или иное решение уже принято про себя (6) и ожидает подкрепления этого решения извне от бесспорного авторитета.

20

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал (4) что спорили о нём.

21

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)На войне спартанец был в своей стихии. (2)Он шел на бой, как на пир: разодевшись, намазав маслом и расчесав длинные волосы. (3)Другие греки шли на бой под дикий рев труб, спартанцы – под мерный свист свирели: их боевой пыл приходилось не разжигать, а умерять. (4)Спартанцы первые научились биться строем, фалангой, а не каждый сам за себя: покинуть место в строю, чтобы броситься на врага или от врага, было одинаковым преступлением. (5) Спартанец Леоним в бою занес меч над врагом, но услышал отбой и отдернул меч: «Лучше оставить в живых врага, чем ослушаться команды». (6)Мальчик Исад убежал на войну и храбро бился – ему дали венок за храбрость и высекли розгами за нарушение дисциплины.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(По М.А. Булгакову.)

22

Какие высказывания не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Только во сне прокуратор готов пожертвовать своей карьерой ради человека, совершившего преступление против кесаря.

2. Прокуратор Иудеи ради истины не был готов пожертвовать своей карьерой.

3. Прокуратор Иудеи не погубил свою карьеру ради человека, совершившего преступления против кесаря.

4. Прокуратор Иудеи всегда был трусом.

5. Пробуждение игемона не было ужасным.

Показать фрагмент

(1)Внутри дворца господствовали мрак и тишина. (2)И внутрь прокуратор, как и говорил Афранию, уйти не пожелал. (3)Он велел постель приготовить на балконе, там же, где обедал, а утром вел допрос. (4)Прокуратор лег на приготовленное ложе, но сон не пожелал прийти к нему. (5)Оголенная луна висела высоко в чистом небе, и прокуратор не сводил с нее глаз в течение нескольких часов.

(6)Примерно в полночь сон наконец сжалился над игемоном. (7)Судорожно зевнув, прокуратор расстегнул и сбросил плащ, снял опоясывающий рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа, снял сандалии и вытянулся. (8)Банга поднялся к нему на постель и лег рядом, голова к голове, и прокуратор, положив собаке руку на шею, закрыл наконец глаза. (9)Только тогда заснул и пес.

(10)Ложе было в полутьме, закрываемое от луны колонной, но от ступеней крыльца тянулась к постели лунная лента. (11)И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. (12)Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. (13)Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. (14)Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. (15)Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. (16)Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением - ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. (17)И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. (18)Казни не было! (19)Не было! (20)Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны. (21)Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков.(22)Так говорил Иешуа Га-Ноцри. (23)Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.

(24)Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-великана. (25)Но, помилуйте меня, философ! (26)Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?

(27) - Да, да, - стонал и всхлипывал во сне Пилат.

(28)Разумеется, погубит. (29)Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. (З0)Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!

(31)- Мы теперь будем всегда вместе, - говорил ему во сне оборванный философ- бродяга, неизвестно каким образом вставший на дороге всадника с золотым копьем.

(32)- Раз один - то, значит, тут же и другой! (ЗЗ)Помянут меня, - сейчас же помянут и тебя! (34)Меня - подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя - сына короля- звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.

(35)- Да, уж ты не забудь, помяни меня, сына звездочета, - просил во сне Пилат.

(36)И, заручившись во сне кивком идущего рядом с ним нищего из Эн-Сарида, жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне.

(37)Все это было хорошо, но тем ужаснее было пробуждение игемона. (38)Банга зарычал на луну, и скользкая, как бы укатанная маслом, голубая дорога перед прокуратором провалилась. (39)Он открыл глаза, и первое, что вспомнил, - это что казнь была. (40)Первое, что сделал прокуратор, - это привычным жестом вцепился в ошейник Банги, потом больными глазами стал искать луну и увидел, что она немного отошла в сторону и посеребрилась.

(По М.А. Булгакову.)

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) - русский писатель и драматург. Автор романов, повестей, сборников рассказов, фельетонов и около двух десятков пьес.

23

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 1-5 перечислены последовательные действия персонажа.

2. В предложениях 15-17 представлено рассуждение.

3. Предложения 7-9 представляют собой описание.

4. Предложения 37-40 содержат повествование.

5. В предложениях 23-26 представлено повествование.

Показать фрагмент

1. (1)Внутри дворца господствовали мрак и тишина. (2)И внутрь прокуратор, как и говорил Афранию, уйти не пожелал. (3)Он велел постель приготовить на балконе, там же, где обедал, а утром вел допрос. (4)Прокуратор лег на приготовленное ложе, но сон не пожелал прийти к нему. (5)Оголенная луна висела высоко в чистом небе, и прокуратор не сводил с нее глаз в течение нескольких часов.

2. (15)Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. (16)Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением - ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. (17)И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить.

3. (7)Судорожно зевнув, прокуратор расстегнул и сбросил плащ, снял опоясывающий рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа, снял сандалии и вытянулся. (8)Банга поднялся к нему на постель и лег рядом, голова к голове, и прокуратор, положив собаке руку на шею, закрыл наконец глаза. (9)Только тогда заснул и пес.

4. (37)Все это было хорошо, но тем ужаснее было пробуждение игемона. (38)Банга зарычал на луну, и скользкая, как бы укатанная маслом, голубая дорога перед прокуратором провалилась. (39)Он открыл глаза, и первое, что вспомнил, - это что казнь была. (40)Первое, что сделал прокуратор, - это привычным жестом вцепился в ошейник Банги, потом больными глазами стал искать луну и увидел, что она немного отошла в сторону и посеребрилась.

(27) - Да, да, - стонал и всхлипывал во сне Пилат.

(28)Разумеется, погубит. (29)Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. (З0)Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!

25

Среди предложений 4-10 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Показать фрагмент

(4)Прокуратор лег на приготовленное ложе, но сон не пожелал прийти к нему. (5)Оголенная луна висела высоко в чистом небе, и прокуратор не сводил с нее глаз в течение нескольких часов.

(6)Примерно в полночь сон наконец сжалился над игемоном. (7)Судорожно зевнув, прокуратор расстегнул и сбросил плащ, снял опоясывающий рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа, снял сандалии и вытянулся. (8)Банга поднялся к нему на постель и лег рядом, голова к голове, и прокуратор, положив собаке руку на шею, закрыл наконец глаза. (9)Только тогда заснул и пес.

Список терминов:

1. анафора

2. метафора

3. сравнение

4. профессиональная лексика

5. парцелляция

6. лексический повтор

7. противопоставление

8. эпитеты

9. контекстные синонимы

Показать фрагмент

А. (5)Оголенная луна висела высоко в чистом небе, и прокуратор не сводил с нее глаз в течение нескольких часов.

Б. (6)Примерно в полночь сон наконец сжалился над игемоном.

В. (21)Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков.(22)Так говорил Иешуа Га-Ноцри.

Г. (38)Банга зарычал на луну, и скользкая, как бы укатанная маслом, голубая дорога перед прокуратором провалилась.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)До недавнего времени внутренний мир человека занимал психиатров, философов, поэтов, но мало интересовал лингвистов. (2)Положение стало меняться с возникновением в 60-х годах XX века современной лингвистической семантики, когда появились первые опыты описания эмоциональной лексики в словарях. (3) ____ интерес к словам, обозначающим эмоции, непрерывно возрастает.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Интерес к словам, обозначающим эмоции, связан с появлением современной лингвистической семантики, когда лингвисты заинтересовались внутренним миром человека.

2. До появления современной лингвистической семантики внутренний мир человека интересовал психиатров, философов, поэтов, но мало занимал лингвистов.

3. С появлением в 60-х годах XX века современной лингвистической семантики связаны первые опыты описания эмоциональной лексики в словарях.

4. Интерес к словам, обозначающим эмоции, появившийся в 60-х годах XX века, не угасает до настоящего времени.

5. С появлением современной лингвистической семантики лингвисты заинтересовались внутренним миром человека и, как следствие, словами, обозначающими эмоции.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

2. С тех пор

5. Поскольку

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОПЫТ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОПЫТ, -а, м.

1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.). Чувственный о.

3. Воспроизведение какого-н. явления экспериментальным путём, создание чего-н. нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Удачный о. Химические опыты. Опыты селекционеров.

4. Попытка осуществить что-н., пробное осуществление чего-н. Первый о. молодого писателя.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

прИнятый

кУхонный

диспансЕр

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Заседание состоится при НАЛИЧИИ кворума.

2. Паустовский добр к людям, встретившимся ему на ЖИЗНЕННОМ пути и заселившим его книгу.

3. Анна ОБХВАТИЛА дочь и закружила по комнате.

4. Мы стояли на высоком берегу и любовались ЦАРСТВЕННЫМ течением Волги.

5. Как-то отец достал мне АБОНЕНТ на цикл лекций о кино.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

золотых СЕРЁГ

ремонт КРОВЕЛЬ

более ТРЁХСТА

быстро ВЫЗДОРОВЕЕТ

КЛАСТЬ кирпичи

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 1) Одним из самых роскошных растений, украшающим нашу оранжерею, по праву считается азалия.
Б) нарушение границ предложения 2) Искусство не только обогащает человека эмоционально, но и заставляет его думать.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) В «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкина присутствуют черты романтической поэмы.
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 4) Описывая в романе «Отцы и дети» могилу Базарова, Тургенев изобразил старое семейное кладбище.
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 5) Этот случай описан Н.В Гоголем в комедии «Ревизоре».
6) Иван - очень добрый человек. Потому что видит в людях только хорошее.
7) Вернувшись домой, мне снова и снова вспоминались события сегодняшнего дня.
8) По окончании доклада учёный ответил на вопросы присутствующих.
9) Благодаря хлопот директора гимназия получила новый компьютерный класс.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

р...стительный

ск...нировать

бл...стящий

обж...гающий

9

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ин...екция, под...ячий

вз...мать, роз...ск

пр...подал (урок), пр...поднёс

и...подлобья, и...гиб

р...списка, под...шёл

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ё .

парч...вый

ретуш...вка

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

чист...щий

ненавид...т

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Вопрос о финансировании строительства до сих пор (НЕ)РЕШЕН.

2. Решение задачи оказалось для меня отнюдь (НЕ)ЛЁГКИМ делом.

3. Победа в споре (НЕ)ВСЕГДА предполагает торжество истины.

4. (НЕ)ГРОМКИЙ треск заставил охотника оглянуться.

5. Мужчина прошёл через двор и, никем (НЕ)ЗАМЕЧЕННЫЙ, скрылся за углом.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Анна Михайловна писала на фронт (ПО)ПРЕЖНЕМУ адресу и (ПО)ПРЕЖНЕМУ ждала письма.

2. Он спокойно, ОДНАКО(ЖЕ), вынес все эти крики и, (НЕ)СМОТРЯ по сторонам, пошёл прямо к дому.

3. От каждого толчка лодка заваливалась (НА)БОК, и (ПО)ЭТОМУ приходилось постоянно вычерпывать воду.

4. (В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ старики просили, ЧТО(БЫ) Мироныча не трогали.

5. В небе МАЛО(ПОМАЛУ) собрались облака и тучки, КОЕ(ГДЕ) ещё светлые и красивые, а к западу дождевые, синеватые, скучные.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На фотографии была изображе(1)а маленькая улица с белё(2)ыми глиня(3)ыми домиками под соломе(4)ыми крышами и аккуратно стриже(5)ыми газонами.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Лето было знойное и богатое мелкими и тёплыми дождями.

2. Образы первобытных великанов известны по волшебным сказкам и былинам.

3. Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом то полыхают на чёрных тучах.

4. Жёлтым и красным огнём полыхают вязы и клёны в городском саду.

5. Левитан прятался от дачников тосковал по ночной певунье и писал этюды.

16

Она переплыла Ангару и (1) отыскав речку (2) загнала лодку в неё (3) протолкнув её далеко вверх (4) и поставив (5) под нависшую низко над речкой (6) раскидистую берёзу.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Кроме того (1) отсутствие в пьесах Чехова борьбы-интриги (2) действительно (3) приводило к необычной организации речи персонажей, лишённой (4) казалось бы (5) какой-либо целеустремлённости, что (6) бывало (7) вызывало недоумение зрителей.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я думаю (1) что очень часто за советом обращаются не тогда (2) когда вовсе не знают (3) как поступить (4) а (5) когда то или иное решение уже принято про себя (6) и ожидает подкрепления этого решения извне от бесспорного авторитета.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал (4) что спорили о нём.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Перед началом учебного года я обратно прочел рассказы А.П. Чехова.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли. (3)А что до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка, литературы – это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений.

(4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей. (5)Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу».

(6)«Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая.

(7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка (и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу. (8)Так было. (9)Видимо, так и будет. (10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан? (11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только живёт, но животворит!

(14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам не внемлют. (16)Главное для них – прибыль. (17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (18)Каждому – своё.

Может быть, они не знали, как молиться?

История говорит, что «невозможные вещи» в действительности происходят очень часто. Древние и даже современные исторические записи полны историй о людях, которые действительно делали нечто, подобное восстановлению разбитого яйца - истории о мужчинах и женщинах, которые делали нечто настолько же невозможное.

Чудеса, - даже если очень небольшая часть рассказов является правдой, - происходили на протяжении всей истории и всё ещё происходят сегодня...

Центр вашего внутреннего мира всегда должен находиться в идеальном равновесии, чтобы вы могли впитывать все самое лучшее из окружающей действительности и излучать свет. Не позволяйте ничему выводить вас из состояния равновесия или расстраивать. Просто знайте: когда вы движетесь вперед, не подвергаясь негативному влиянию этого мира - в итоге все получается идеально. Учитесь смеяться над собой, особенно, когда замечаете, что становитесь стишком серьезным или над вами довлеют внешние обстоятельства...

Секрет "внутренних часов" человека раскрыт учеными из американского Университета Вашингтона. Как сообщает сегодня лондонская газета "Дейли телеграф", научный коллектив сейчас занимается созданием лекарства, который позволит людям избежать тяжелых для организма последствий быстрой смены часовых поясов.

Последнее происходит во время длительных межконтинентальных перелетов, когда многие люди долго не могут привыкнуть к новому времени и страдают бессонницей.

Как сообщил руководитель работ...

Современные родители немало внимания уделяют развитию и воспитанию своих детей. Книжные прилавки кишат обилием литературы по детской психологии. Однако психологическое формирование и развитие малыша во многом зависит не только от моральной, но и от физической обстановки, в которой он растет.

Поэтому следует не забывать, что детская комната и ее интерьер играют первостепенную роль в повседневной жизни ребенка.

Для ребенка его комната – самое важное место в квартире. Именно там он проводит...

Эти слова Никиты Моисеева, одного из выдающихся русских ученых, продолжателя традиции русского космизма, не могут не затронуть здравомыслящего человека. Удивительно то, что мы, не зная друг друга, одновременно говорили и писали об одном и том же без развития внутреннего мира человека нет будущего.

Под Экологией Внутреннего Мира я подразумеваю принципы поведения человека, описанные в моей последней книге Мораль XXI века, основанные на осознанном и беспристрастном размышлении.

Приведу лишь...

Испокон веков древние люди складывали мифы о мире и Вселенной, пытаясь объяснить те или иные, недоступные для их понимания, явления. Потребность человека получать знания об окружающем мире всегда стояла наряду с элементарными биологическими потребностями, такими, как еда и сон.

С раннего возраста ребенок знакомится с миром с помощью 5 органов чувств: вкуса, слуха, обоняния, осязания и зрения. Полученные знания остаются и сопровождают человека на протяжении всей его жизни; Мяч всегда будет...

Если ваши внутренние часы сбились, немедленно обратитесь в ремонт! Или хотя бы прочитайте эту статью. Пожалуй, для многих не является секретом существование такой иерархической модели человеческих потребностей, как пирамида Маслоу.

И хотя она всячески подвергается критике, с одним поспорить сложно: американский психолог наглядно показал, что удовлетворение низших потребностей является необходимым условием для того, чтобы были удовлетворены и высшие. Об одной из таких потребностей и поговорим...

Человек - напиток Бога - часть 2 - Размышления …бывают проповедники от Бога… …бывают от личной гордыни и самомнения… ...а также – от глупости людской безмерной… Истинными проповедниками назвал бы только первых, имеющих слышание гласа Божьего (если уже вы поворачиваете всё в религиозную тему, упоминая верования в своем вопросе) – Божья Работа… Остальных не назвал бы даже ложными, ибо они по своей внутренней (духовной) сути – абсолютное ничто… исключительно биологическое начало… без человеческих...

Ваш внутренний мир на самом деле не ваш… Человек, как машина мемов.

Удивительные способности языка: он формирует нашу внутреннюю реальность. Любовь, успех, деньги счастье… это просто вирусы ума. Внутри нас живут идеи, которые используют наш мозг, как среду для размножения. Идеи, как и вирусы, не заботятся о своих носителях. Тест: какие идеи живут внутри вас и что они с вами делают?

Слова, которые формируют вашу реальность.
Мы живем одновременно в нескольких мирах. В мире материальном и в мире слов, идей. Похоже на то, что людьми нас делает именно язык. Умение передавать информацию с помощью слов, а точнее с помощью сложных конструкций, которые мы называем «предложениями».

Наш язык обладает удивительной способностью. Он формирует наш внутренний мир, который является для каждого из нас единственной реальностью.

Наш язык является абсолютно естественным для нас. Мы, не задумываясь, складываем слова и доносим смыслы. Здесь самое важное — «не задумываясь». Слова обладают удивительной способностью. Они формируют внутри нас реальность. Этот внутренний мир для каждого из нас является очевидным и единственным. При этом мы убеждены, что другие люди разделяют с нами эту реальность, забывая, что внутренний мир человека глубоко субъективен. Эта ключевая иллюзия, которая не позволяет человеку выстраивать взаимодействия с окружающими, достигать своих целей и меняться.

Давайте посмотрим, как слова формируют различные субъективные реальности каждого из нас.

Во-первых, одни и те же слова мы все понимаем немножко по-разному. Если ваш друг присылает вам сообщение, что он немного задерживается, как вы оцениваете, эту задержку? Так же как он, или по-своему?

Естественно, по-своему. И это может стать причиной непонимания и конфликтов.

За каждым без исключения словом для разных людей стоят: свои образы, метафоры, свойства, история и эмоции.

Представьте себе, как два человека используют словосочетание «хороший отдых». Один имеет в виду восхождение на Кайлаш, другой — пятизвездочный отель в Турции по системе «все включено» с нелимитированным алкоголем.

Когда вы читаете чужие истории успеха, или советы специалистов по обретению счастья, помните, они описывают известными вам словами что-то свое, до конца понятное только авторам этих историй. То, что соответствует их внутреннему миру. Не более.

Однако, это еще не все.

Любовь и успех во внутреннем мире человека: процесс или состояние?
Многие слова представляют собой действия, превратившиеся в состояния. Есть глагол «любить».


Рисунок 1. Любовь - процесс или состояние?

Он превращается в существительное «любовь». Глагол описывает действие, которое характеризуется движением от начала и концу. Любить — это значит что-то делать. Мы никогда не можем сделать что-то одинаково. Поэтому любить — это значит все время делать какие-то разные вещи. А вот любовь — это абстрактное понятие, состояние, застывшее действие. Состояние подразумевает под собой неизменность. Если оно меняется, значит любовь перестала быть любовью.

Еще один пример. Пресловутый «успех». Большинство людей говорят об успехе, как о состоянии. В их восприятии успех статичен, значит он не предусматривает никакого действия и изменения.

Как и у слова «любовь», у существительного «успех» был свой прародитель-глагол. К сожалению, он не сохранился до наших дней в разговорной речи. Это был глагол «спеть». Он означал «стремиться», «двигаться», «спешить», «развиваться», «созревать», «преуспевать». Великолепный набор действий, которые являются бэкграундом для достижения успеха.

Многие попадают в ловушку магии современного значения слова, оторванного от своих корней, и бессознательно верят, что стоит один раз обрести «успех» и будешь до конца жизни иметь его «в кармане». Если бы это было так, то люди, один раз достигнув состояния богатства, счастья, самореализации оставались бы в них до конца жизни.


Рисунок 2. Идеальные и реальные графики успеха.

Естественно, это не так. Успешный спортсмен стареет и покидает большой спорт. Успешный бизнесмен вкладывает деньги в новое предприятие и становится банкротом. У счастливой мамы вырастают дети и она вынуждена заново строить свою жизнь. Карьерист добивается успеха в своей компании, но в результате теряет здоровье.

Желая добиться каких-то целей и изменить свою жизнь, помните — эта цель и эти изменения не последние. Не попадайте в ловушку слов. В нашей жизни нет фиксированных состояний. Они все время меняются.

Если говорить об успехе, как о действии, стоит помнить, что успешный человек все время стремится, двигается, развивается для того, чтобы преуспевать.

Если он перестает это делать, успех исчезает.

В двух предыдущих случаях я показал, как люди используют слова, формируя не только внутреннюю реальность, но и свои действия и их последствия.

Идеи — вирусы нашего внутреннего мира.
Идеи нематериальны. Для их существования и развития нужен человек, точнее его мозг. Идеи могут размножаться. В этом они очень похожи на вирусы.

Это удивительное явление. Идеи нематериальны. Для их существования и развития нужен человек, точнее его мозг. Обратите внимание, что я использую тут слово «мозг», как метафору, так как до конца никто не знает, где живут идеи.

Идея жива, пока она находится в человеческом «мозге». Идеи могут размножаться. Для этого они должны быть переданы от одного человека — другим людям. В этом смысле идеи или мемы, как их часто называют, очень похожи на вирусы. Они не могут существовать самостоятельно без «носителя». Точно так же, как и вирусы, идеи могут заражать огромное количество людей и конкурировать между собой.

3. Как идеи заражают людей

Одни идеи успешно выживают и оккупируют огромный процент мозгов. Другие — потихонечку вымирают, либо вытесняясь более успешными идеями, либо в ввиду физического исчезновения своих носителей.

Например, в христианском мире существовали секты, которые практиковали полное безбрачие для всех их членов. Порой дело доходило до физической кастрации. До тех пор, пока эти идеи привлекали в секты новых сторонников, идеи «жили». Со временем, идеи утратили свою привлекательность, приток новых членов в секты уменьшился и постепенно сошел «на нет». Секты вымерли. Идеи исчезли, точнее, они сохранились, записанными на бумаге и в памяти исследователей. Это напоминает поведение тех вирусов, которые в неблагоприятных условиях способны превращаться в кристаллы для того, чтобы дождаться нового благоприятного периода.

Идеи обладают необычайно сильным воздействием на поведение людей. Подобно тому, как наркоман не замечает очевидных для окружающих ухудшений в своем состоянии, носитель идеи также игнорирует все сигналы, говорящие о том, что идея ему вредит.

Идеи обладают необычайно сильным воздействием на поведение людей. Они модифицируют их систему ценностей, мотивацию и вынуждают людей жить «во имя чего-то». Подумайте, что должно произойти с мужчиной, чтобы он добровольно решился на кастрацию? Это болезненный и абсолютно необратимый шаг. Но люди, под влиянием идей, делали это.

Некоторые религиозные и социальные идеи вовлекали и вовлекают людей в чудовищные, кровавые конфликты. Другие идеи помогают людям развиваться и жить более счастливо.

Идеи — как и вирусы, не заботятся о своих носителях. Идее все равно, умрешь ты во имя ее или выживешь.

Что важно знать об идеях? Они, как и вирусы, не заботятся о своих носителях. Идее все равно, умрешь ты во имя ее или выживешь. Задача идеи — заразить твой мозг и сделать все, чтобы ты защищал ее, а еще лучше передавал ее другим людям.

Рисунок 4. Как идеи заставляет думать, чувствовать и действовать.

Человек, который поверил в идею, крайне тяжело от нее отказывается. Если кто-то пытается его разубедить, включаются механизмы психологической защиты. «Зараженный» отрицает даже самые очевидные аргументы и обесценивает их. Он готов защищать идею даже вопреки здравому смыслу и угрозе своему здоровью.

Существуют идеи разных масштабов. Но действуют они примерно одинаково.

Если вы думаете, что я говорю здесь только о разрушительных идеях религиозных фанатиков, то это не так. Существуют идеи разных масштабов. Но действуют они примерно одинаково:

  • Муж-зануда, который ругает свою жену за то, что она не по размеру расставила тарелки в сушилке;
  • Мать, которая заставляет ребенка доесть кашу;
  • Владелец бизнеса, который заставляет своих подчиненных читать свою любимую книгу по лидерству

Все эти люди одержимы идеями. Для них эти идеи и их воплощение имеют глубокий смысл. И, несмотря на их абсурдность и мелочность, они будут защищать эти идеи «с пеной у рта».

Что еще важно знать, если вы хотите внедрить в вашу жизнь изменения? Идея изменений — это тоже идея.

Идея изменений — это тоже идея.
Если позволить идее захватить контроль над вашим мозгом, она способна разрушить вашу жизнь.

Если позволить ей захватить контроль над вашим мозгом, она способна разрушить вашу жизнь. Я не однократно видел, как люди во имя идеи саморазвития разрушали свои семьи, карьеры, здоровье.

Идеи во многом подобны алкоголю и наркотикам. Подобно тому, как наркоман не замечает очевидных для окружающих ухудшений в своем состоянии, носитель идеи также игнорирует все сигналы, говорящие о том, что идея ему вредит.

Обратите внимание на устойчивое выражение «он служит идее». Оно означает то, что человек не принадлежит себе и не живет для себя. Он живет во имя реализации какой-то абстракции. Приверженность идее способна заставить многих людей пожертвовать своей жизнью.

Практическое упражнение.
Пожалуйста, не поленитесь время от времени делать простое упражнение, не забывая о принципах эгоизма и прагматизма (этих двух (из четырех) принципах):

  • Какие явления в жизни вы считаете для себя самыми важными? (например: любовь, самореализация, справедливость, карьера, семья, дети, деньги, секс, здоровье и т.п.)
  • Выпишите свои ответы.
  • Выберите от 1 до 3-х самых важных явлений или понятий.
  • Попробуйте письменно ответить на вопрос, почему эти идеи, понятия, явления являются для вас важными.
  • Запишите, что они вам дают.
  • Что они вас заставляют или побуждают делать в жизни?
  • Чего вы можете лишиться, если они исчезнут из вашей жизни.
  • Что в жизни для вас становится невозможным из-за того, что вы придаете большое значение этим вещам, явлениям и идеям?
  • Если бы вы были более эгоистичны и прагматичны, занимали бы эти идеи и явления столь же значительное место в вашей жизни?
  • Как бы изменилась ваша жизнь, если бы вы более легко относились к этим идеям и явлениям?
  • Как вы думаете, откуда вы впервые узнали, что эти идеи и явления важны вообще и, тем более, важны для вас?

Посмотрите на те ответы, которые вы записали и подумайте, вы служите идеям, или идеи служат вам?

Outside of washing the windows, what else did you do? "Кроме мытья окон (букв.: за пределами мытья окон), что еще вы делали?" <...> How much window-washing did you do? "Сколько окон вы вымыли?" (букв.: "Сколь много мытья окон вы сделали?").

Таким образом, занятие (деятельность) рассматривается как вместилище для действий и других занятий, которые входят в его состав. Они также рассматриваются как вместилища для энергии и материалов, необходимых для их осуществления, и для их побочных продуктов, которые можно представить как находящиеся в них или выходящие из них:

I put a lot of energy into washing the windows "Я вложил много энергии в мытье окон".

I get a lot of satisfaction out ^/washing windows "Я получаю большое удовлетворение от мытья (букв.: из мытья) окон". <...>

Различные типы состояний также могут быть осмыслены как вместилища. Так, мы располагаем следующими примерами:

He"s in love "Он влюблен (букв.: Он в любви)".

We"re out of trouble now "У нас нет никаких неприятностей (букв.:

Мы вне неприятностей) сейчас".

He"s coming out of the coma "Он выходит из комы".

I"m slowly getting into shape "Я медленно вхожу в форму".

Не entered a state of euphoria "Он впал в состояние эйфории".

Не fell into a depression "Он впал в депрессию". <...>

В.Ю. Апресян, Ю.Д. Апресян
МЕТАФОРА В СЕМАНТИЧЕСКОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ ЭМОЦИЙ
(Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. 2. Интегральное описание языка и системная лексикография. М., 1995)

1. Два подхода к описанию эмоциональной лексики

До недавнего времени внутренний мир человека занимал психиатров, философов, поэтов, но мало интересовал лингвистов. Положение стало меняться с возникновением в 60-х годах современной лингвистической семантики, когда появились первые опыты лексикографического описания эмоциональной лексики. С тех пор интерес к словам, обозначающим эмоции, непрерывно возрастал и в теоретическом, и в лексикографическом плане <...>. Любопытные данные об эмоциях, которые могут представлять ценность и для лингвистики, содержатся в ряде современных психологических, физиологических, социологических и других исследований <...>. Хотелось бы надеяться, что и лингвистические результаты изучения эмоций будут небезынтересны для представителей других дисциплин. В языке закреплен опыт тысячелетий психологической и культурной интроспекции его носителей, данные которого по своей надежности никак не уступают данным экспериментальных исследований.

Несколько схематизируя реальное положение вещей, можно сказать, что в лингвистике сложились два подхода к описанию эмоций, которые мы условно назовем смысловым и метафорическим. В рамках этих подходов по-разному решается главная трудность, с которой сталкивается исследователь при описании эмоциональной лексики. Как известно, сами эмоции недоступны прямому наблюдению. В этом отношении они подобны другим внутренним состояниям, например, ментальным. Однако в отличие от ментальных состояний, которые достаточно легко вербализуются самим субъектом, эмоции очень непросто перевести в слова. Эта онтологическая трудность порождает трудность лингвистическую: слову, обозначающему эмоцию, почти невозможно дать прямое лексикографическое истолкование.

Как правило, в тех случаях, когда прямое объяснение какого-либо явления по той или иной причине невозможно, говорящий использует различные окольные пути, обращаясь при этом к тем знаниям, которые, по его предположению, уже имеются в опыте адресата. Наиболее употребительными, а может быть, и единственно возможными являются следующие два приема объяснения: либо говорящий указывает на известную адресату ситуацию, в которой обычно возникает данное явление, либо он сравнивает это явление с похожим на него другим явлением, знакомым адресату. В сущности, именно эти принципы лежат в основе двух упомянутых нами лингвистических подходов к описанию эмоций.

1.1. Смысловой подход

X испытывает стыд = "X чувствует то, что чувствует человек, когда он думает, что он сделал нечто плохое или смешное, и когда он хочет, чтобы никто об этом не знал".

X испытывает гордость = "X чувствует то, что чувствует человек, когда он думает, что он сделал нечто большее, чем просто хорошее, и когда он хочет, чтобы другие люди об этом знали".

А огорчается из-за В = "А испытывает такое пассивно-отрицательное эмоциональное состояние, которое обычно каузируется у среднего человека i следующей его оценкой некоторого события]: 1) i уверен в осуществлении события]; 2) j нежелательно для i; указанное состояние каузируется у А указанной оценкой со стороны А события В".

В последующих работах А. Вежбицкой и Л.Н. Иорданской, а также других авторов, принявших смысловой подход, эти и другие подобные толкования были усовершенствованы, но принцип сведения к прототипу сохранился. <...>

Принцип сведения к прототипу и сейчас представляется нам в высшей степени ценным, но его одного недостаточно для полного и адекватного лексикографического представления эмоциональной лексики.

Во-первых, нуждается в дальнейшей спецификации качество самой эмоции <...>. По существу, различия в состояниях души, как они описаны в приведенных толкованиях, сводятся к различиям в причинах, которые их вызывают. Можно, однако предполагать <...>, что состояния души даже в случае таких близких по прототипу эмоций, как страх и опасение, – разные. Равным образом различаются отрицательные чувства в случае горя и скорби, тоже практически совпадающих по прототипу: оба в качестве нормальной причины предполагают большую утрату.

Во-вторых, хотелось бы найти такие семантические представления эмоций, которые позволили бы дать принципиальное (семантически мотивированное объяснение "симптоматической" лексики. Это – выражения типа похолодеть от страха, покраснеть от стыда, задохнуться от возмущения <...>.

1.2. Метафорический подход

Дж. Лаков и М. Джонсон <...> отмечают, что языковые средства выражения эмоций в высшей степени метафоричны. Эмоция практически никогда не выражается прямо, но всегда уподобляется чему-то. Поэтому наиболее адекватным лингвистическим описанием эмоций авторы считают описание через метафоры, в которых эти эмоции концептуализуются в языке. Например, эмоции счастье (HAPPY) и грусть (SAD) в английском языке метафорически противопоставлены как ВЕРХ и НИЗ. Этой метафоре дается, с одной стороны, физическая мотивировка – человек поднимает голову, когда радуется, и опускает, когда грустит. С другой стороны, предлагается языковая мотивировка: данная метафора является частным случаем метафоры вида ХОРОШЕЕ – ВЕРХ, ПЛОХОЕ – НИЗ. Таким образом, у Дж. Лакова и М. Джонсона описание строится в виде иерархий метафор, в которых метафоры низшего порядка наследуют структуру метафор – "предков". <...>

Безусловное достоинство этого подхода состоит в том, что он дает возможность отразить внутреннюю семантическую компаративность слов, обозначающих эмоции, и ввести в описание, помимо самих этих слов, большие группы связанных с ними метафорических выражений.

Недостаток состоит в том, что метафора принимается за конечный продукт лингвистического анализа, и собственно семантическая мотивация того, почему та или иная метафора ассоциируется с определенной эмоцией, отсутствует. Между физической мотивацией и самой метафорой отсутствует языковое, семантическое звено.

Кроме того, специфичность метафор, относящихся именно к эмоциям (в основном к "симптоматической" лексике), не получает никакого объяснения.

Наконец, некоторые метафорические сближения кажутся продиктованными не столько устоявшейся языковой практикой, сколько единичными употреблениями. Например, на основании таких окказиональных и периферийных высказываний о характере любовных отношений, как Мы на перекрестке, Мы зашли слишком далеко, Ты торопишь события, Ты едешь по скоростной полосе на автостраде любви (последний пример заимствован из неопубликованной работы Дж. Лакова), Дж. Лаков предлагает для любви образ путешествия. Более точно, он представляет любовь в виде средства передвижения, в котором влюбленные движутся к своей общей цели. Очевидно, что с таким же успехом путешествию или средству передвижения могут быть уподоблены многие виды человеческой деятельности (споры, переговоры, решения, критика, похвалы и т.п.), так что ценность этой метафоры как описания именно любви уменьшается.

Интересные идеи на ту же тему были выдвинуты В.А. Успенским, рассмотревшим <... > поведение абстрактных существительных авторитет, страх, горе и радость в составе метафорических выражений типа прочный авторитет, хрупкий авторитет, дутый авторитет, авторитет лопнул, и т.п.; Страх нападает на человека, охватывает его, душит, парализует, бороться со страхом, победить в себе страх и т.п.; глубокое горе, тяжелое горе, испить горя, хлебнуть горя, Горе обрушивается на человека, давит его, Человек придавлен горем и т.п.; Радость разливается в человеке, бурлит, играет, искрится, переплескивается через край и т.п.