Восстание 1262 года в устюге картина. Из «Хроники Ливонии» Бальтазара Руссова

Этим годом датируется волна народных восстаний, прокатившаяся по городам Северо-Восточной Руси. Во многом эти восстания стали следствием татарского «числа», взятого с русских земель несколькими годами раньше. Точное исчисление даней с каждого русского города (а именно для этого и проводилась перепись) дало возможность богатым откупщикам - главным образом мусульманам из Средней Азии («бесерменам», как называли их на Руси) - брать их на откуп: они вносили требуемую сумму в казну, а сами собирали с населения неизмеримо большую; произвол, насилия, массовый увод населения в рабство - вот чем это оборачивалось на деле. А потому выступления горожан были направлены не столько против самих татар, сколько против откупщиков-бесермен.

Из Лаврентьевской летописи

Избавил Бог от лютого томленья басурманского людей Ростовской земли: вложил ярость в сердца христианам; не стерпев насилия поганых, собрали вече и выгнали из городов: из Ростова, из Владимира, из Суздаля, из Ярославля . Ибо откупали те окаянные басурмане дани и от того великую пагубу людям творили, порабощая за резы и многие души христианские в разные [земли] уводя. Видя же [то], человеколюбец Бог послушал молитвы Матери Своей, избавил людей Своих от великой беды.

В том же году убили Изосиму преступника: был тот лишь видом монах, сатанинский сосуд, ибо был пьяница, и срамословец, пустослов, кощунник, и, наконец, отверг Христа и стал басурманином, предавшись прелести лживого пророка Магомета. Ибо приехал тогда Титям от царя татарского Кутлубия , злой басурманин, и с его помощью окаянный отступник чинил христианам великую досаду, предавая поруганию крест и святые церкви. Когда же поднялись люди на врагов своих на басурман, изгоняя их, [а] иных избивая, тогда и сего беззаконного Зосиму убили в городе Ярославле, а тело его было [брошено] на съедение псам и воронам...

(38. Стб. 476)

В Софийской Первой и некоторых других летописях далее имеется продолжение:

А ноги его, что на злое скоры были, те проволокли псы по городу, всем людям на удивление. От Божия суда такой конец преступнику был: лишился нечестивый тела своего, а о душе нечестивого говорят: «Червь их не умрёт, огнь их не угаснет»...

(41. Стб. 337)

Более поздние источники (не ранее XVI века) излагают другую версию событий, согласно которой главную роль в восстаниях - вопреки показаниям Лаврентьевской летописи - играли не городские веча, но князья, в том числе и сам Александр Невский.

Из Никоновской летописи

Того же лета совет был против татар по всем городам русским: тех же властелей посадил по всем градам русским царь Батый, а по убиении Батыя - сын его Сартак, а после него - иные. Князья же русские договорились между собой и изгнали татар из градов своих; было же от них насилие, ибо откупали богатые у татар дани и сами обогащались, а многие люди убогие за проценты в рабство шли. И так изгнали князья русские татар, а иных убили, а иные крестились от них во имя Отца и Сына и Святого Духа. Тогда же убили в Ярославле и Изосиму отступника...

(43. С. 143)

Из Степенной книги царского родословия

Тогда же благоволением Божиим и молитвами Пречистой Его Матери и всех святых безбожные татары и бесермены, их же царь Батый и сын его Сартак и иные цари посадили властителями по всем градам русским, все те богомерзкие злодеи изгнаны были от многих градов: из Ростова, и из Владимира, и из Суздаля, и из Ярославля, и из Переяславля. Иные же и убиты были, потому что от них великая пагуба христианам делалась: откупали у татар дани, и от того многие души христианские за проценты во многие страны в рабство уведены были. И того ради тогда великий князь Александр и прочие князья русские изгнали бесермен татар, а иных перебили; а иные из них крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа. И так освободил Преблагой Бог людей Своих от такой великой беды и от лютого томления милосердием Своим ...

(48. С. 291)

В Устюжской летописи сохранился ещё один рассказ о событиях 1262 года - на этот раз, происходивших на северной окраине Руси, в Великом Устюге. Рассказ этот, несомненно, легендарен. Но для историков он представляет особый интерес - прежде всего потому, что только здесь упоминается о некоей грамоте князя Александра Ярославича, которую он якобы рассылал по разным городам, «чтоб татар побивать».

В лето 6770 (1262). Было побиение басурман по всем градам русским, и побили татар, не терпя насилия от них, потому что умножились татары и по всем градам русским ясачники жили, безвыездно. Тогда же Зосиму убили, злого преступника, в Ярославле. На Устюге был язычник - Багуй-богатырь. И взял он у некоего христианина дочь девицу насилием на постель себе. И пришла на Устюг грамота от великого князя Александра Ярославича, чтоб татар побивать. И девка сказала [о том] Багую. Он пришёл на вече и бил челом христианам на их воле, что крестится, а с девицею венчается. И наречено было имя ему - Иван. Се было чудо дивное. Сей Багуй-Иван сел на коня и поехал с соколом [охотиться] на утиц. И был наутро день красен. И захотел спать, и взошёл на гору, и слез с коня, и привязал его к дереву, а сокола посадил на луку седла, а сам лёг на землю и уснул. И явился ему во сне Иоанн Предтеча, говоря: «На сем месте поставь церковь во имя моё». И восстал от сна своего, и повелел на том месте поставить церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, что зовётся на Сокольей горе.

(51. С. 30)

В других, древнейших, летописях ничего подобного нет. Скорее всего, грамота Александра так же легендарна, как и история создания устюжской Предтеченской церкви «на Сокольей горе». Но, с другой стороны, нельзя не заметить явную согласованность выступлений, вспыхнувших одновременно в различных городах Руси; можно думать, что инициатива выступления исходила из какого-то единого центра.

Историки обращают внимание и на другие обстоятельства, которые необходимо принять во внимание.

Судя по известию древнейшей Лаврентьевской летописи, откупщики-бесермены явились на Русь не от правителя Орды хана Берке, но от «царя Кутлубия», под которым вероятнее всего следует понимать монгольского императора Хубилая, занявшего великокняжеский престол в 1259 году. (Как отмечал А.Н. Насонов, в первые десятилетия владычества татар русские именовали «царями» только великих ханов; первым правителем Орды - «Улуса Джучи» - который в древнейших русских летописях назван «царём», является хан Берке - причём в известии о его смерти под 1265 годом (113. С. 30).) Но как раз со времени правления Хубилая, то есть с начала 60-х годов XIII века, начинается распад единой прежде Монгольской империи . Хубилай перенёс свою столицу ещё дальше на восток, в Пекин (Ханбалык). Орда на Волге («Улус Джучи») стала самостоятельным государством. И можно думать, что изгнание откупщиков из Руси (по крайней мере отчасти) стало возможным именно в связи с изменениями во взаимоотношениях между центральной и местной властями Монгольской империи - своего рода «переподчинением» русских земель. Во всяком случае, это восстание не вызвало репрессий со стороны Орды, чего следовало ожидать, если бы «бесермены» представляли ближайших к Руси ордынских правителей.

Тем временем события на Руси продолжались своим чередом, и летописец придаёт им не меньшее значение, нежели вечевым выступлениям в городах.

Из Лаврентьевской летописи

Того же лета преставился блаженный учительный епископ Кирилл Ростовский, месяца мая в 21-й [день], на память Константина и Елены, на Собор 318-ти святых отец. Это был истинный пастырь, который пас стадо людей земли Ростовской с кротостью. И положили тело его в церкви Святой Богородицы в Ростове, а на его место поставлен был Игнатий, месяца сентября в 19 [день].

(38. Стб. 476-477)

Срубили новгородцы град новый, а с Литвою мир взяли. В том же году сгорела от грома церковь Святых мучеников Бориса и Глеба: была же велика и красива...

(24. С. 83)

Мирный договор с Литвой означал серьёзный поворот в западной политике князя Александра Ярославича. Инициатором переговоров выступил правитель Литвы Миндовг, направивший своих послов «к королю в Русскую землю». Разрыв с Орденом, отказ от католичества и королевской короны, предоставленной ему папой, вынудили Миндовга искать нового союзника. И Александр принял условия этого союза. По свидетельству «Ливонской рифмованной хроники», «русские были рады» перемене в настроениях Миндовга и в ответ отправили к нему собственных послов. Было решено провести совместными силами поход на Орден; по всей вероятности, согласованы были и сроки. В том же году Миндовг вместе со своим родичем Транятой (Тренятой), князем Жемойтским, выступил на Венден (Цесис), резиденцию главы Ливонского ордена. Однако согласованного и одновременного выступления союзников не получилось: когда литовцы подошли к Вендену, о русских не было и слуху. Раздосадованный и крайне недовольный Миндовг вынужден был повернуть обратно.

Почему Александр нарушил договорённость со своим новым союзником, сказать трудно. Возможно, как считают историки, причиной тому стали антиордынские восстания в городах Северо-Восточной Руси, вынудившие князя обратиться в первую очередь к восточным делам. Так или иначе, но русское войско двинулось на Юрьев (Дерпт) только осенью, уже после того как литовцы отступили от Вендена.

Поход русских дружин на Юрьев стал крупнейшим военно-политическим событием 1262 года. Во главе русской рати князь Александр поставил - конечно, лишь номинально - своего юного сына, новгородского князя Дмитрия. Приняли участие в походе и дружина бывшего мятежного брата Александра Ярослава, а также псковичи и литовцы во главе с полоцким князем Товтивилом, ещё одним союзником Александра. Объединённой рати удалось захватить почти весь город - столицу Дерптского епископства; устояла лишь цитадель - внутренний замок.

Из Новгородской Первой летописи старшего извода

Того же лета, осенью, пошли новгородцы с князем Дмитрием Александровичем великим полком под Юрьев; были тогда и князь Константин, зять Александров , и Ярослав, брат Александров, со своими мужами, и полоцкий князь Товтивил, с ним полочан и литвы 500 [человек], а новгородского полка без числа, только Бог весть. И был град Юрьев твёрд, в три стены, и множество людей в нём всяких, и пристроили себе на граде броню крепкую. Но сила честного креста и Святой Софии всегда ниспровергает неправду имеющих: так же и сей град - ни во что же та твёрдость была, но помощью Божией в один приступ взят был. Люди многие града того одни убиты, а другие живыми взяты, а иные огнём пожжены, и жёны их, и дети; и взяли товара без числа и полона. А мужа доброго застрелили с города, и Петра убили Мясниковича. И пришёл князь Дмитрий в город со всеми новгородцами со многим товаром.

Того же лета поставил чернец Василий церковь Святого Василия, а Бог его весть, своим ли [стяжанием], или Бориса Гавшинича - но подай им, Господи и Василий святой, отдание грехов...

(24. С. 83)

В других летописях о походе на Юрьев рассказывается несколько по-иному, причём на первое место среди участников похода - в соответствии с действительным положением дел - поставлен не малолетний Дмитрий, а тверской князь Ярослав Ярославич, брат Александра Невского.

Из Новгородской Четвёртой летописи

Юрьев Немецкий взяли.

Той осенью пошли князь Ярослав Ярославич и Дмитрий Александрович с шурином своим Константином, Товтивил Полоцкий и новгородцы под Юрьев, а град в три стены, и одним приступом взяли, а немцев избили...

(40. С. 233-234)

Из Софийской Первой летописи

Князь же великий Александр... послал брата своего младшего князя Ярослава и сына своего Дмитрия с новгородцами на западные страны, и все свои полки с ними. И пошли князь Ярослав и князь Дмитрий Александрович, и с князем Константином, зятем Александровым, и с князем Полоцким Товтивилом, а с ним полочан и литвы 500, а княжих полков и новгородцев бесчисленное множество. И пришли к городу немецкому Юрьеву, и встали под градом. Ибо был вельми крепок, о три стены каменные, и множество людей в них всяких...

(41. Стб. 337-338)

Из Псковской Третьей летописи

Ходили Ярослав Ярославич, и Дмитрий Александрович, и Товтивил Полоцкий, [и] новгородцы, и псковичи, и полочане под Юрьев; единым приступом три стены взяли, а немцев перебили, а сами здоровы пришли.

(58. С. 82)

Из Никоновской летописи

А [у] наших мужа доброго и вельми храброго застрелили из города, и Петра Мясниковича убили, и храброго Якова гвоздочника убили, и Илью Дехтярева убили, и Измаила кузнеца убили - весьма храбрых и вельми удалых мужей.

(43. С. 143)

Из Жития Александра Невского (Первой редакции)

А сына своего Дмитрия (князь Александр. - А.К. ) послал на западные страны, и все полки свои послал с ним, и ближних своих домочадцев, сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей».

Пошёл князь Дмитрий в силе великой, и пленил землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился к Новгороду со многим полоном и с великою добычею.

(5. С. 193)

А вот взгляд на события с другой, противной стороны.

Из «Старшей Ливонской рифмованной хроники»

...Русское войско было замечено,
Внутрь страны к Дорпату идущее.
Это магистру стало известно.
Он сразу послал туда братьев
И других героев...
Когда к Дорпату они подошли,
Русских силы большие
У города встретили.
Они спешили очень...
Прежде, чем в бой войско вступило,
Русские многих успели
В тот день несчастными сделать.
Дорпат они захватили
И тогда же сожгли
Город почти дотла.
Рядом был замок:
Кто в него попал, тот спасся...
Русское войско было очень большим...
Вот братья в бой вступили.
На русских стрелы они обрушили...
Русские очень раздосадованы были,
Что их так сильно обстреливают.
Часто в ответ их лучники стреляли.
От замка они отступили,
Были они походом довольны.
Пленных и добычу они захватили
И спешно вернулись в свою страну.
Магистр разослал приказ
По всем своим землям.
Людей к нему без числа
Со многими храбрыми братьями пришло...
Во главе войска пришёл он
К Дорпату, собираясь
Русское войско проучить.
Но желание его исполнить не удалось:
Русские были уже в своей стране

(22. С. 243-244. Перевод Е.Л. Назаровой)

Из «Хроники Ливонии» Бальтазара Руссова

Магистру Вернеру причинили много хлопот король Миндовг литовский, который сделался христоотступником... затем князь русский и наконец Трамат, князь самаитский , которые три князя составили союз, дабы изгнать из Ливонии Орден вместе со всеми немцами. Когда же, однако, король Миндовг пришёл с войском из Литвы и, подойдя к Вендену, не нашёл в Ливонии своего союзника, русского князя, тогда он в большой злобе возвратился обратно, не оставив нанести ливонцам ощутительный вред. После его ухода является со всем своим войском русский князь, грабит и опустошает всё епископство Дерптское и берёт город Дерпт, но не мог скоро овладеть дерптским замком, и когда магистр подошёл с вспомогательным войском, то князь разграбил город Дерпт, совершенно выжег его и затем ушёл обратно в Россию. Магистр же и дерптский епископ, снабдив город снова людьми, последовали за русскими в их землю, грабили там и жгли и избили очень много русских. Тут магистр заболел; по этой причине он принуждён был возвратиться в Ригу слабым и больным, хотя с великой славой и большой добычей.

(62. С. 209-210)

В конце того же года великий князь Александр Ярославич вновь - в пятый и последний раз в своей жизни - отправился в Орду, к хану Берке.

В том же году пошёл князь Александр в Татары, и удержал его Берке, не пустив в Русь; и зимовал в Татарах, и разболелся.

Историки по-разному объясняют причины, которые вынудили русского князя отправиться к ордынскому хану. Нередко полагают, что Александр хотел предотвратить кару, ожидавшуюся после восстания в русских городах. Но имеющиеся в нашем распоряжении источники, и прежде всего Житие князя Александра, иначе объясняют причины этой драматической поездки:

Было же тогда великое насилие от иноплеменников: сгоняли христиан, веля им вместе с собой воевать. Князь же великий Александр пошёл к царю, чтобы отмолить людей от беды той.

(5. С. 193)

В то время вспыхнула вражда между ханом Орды Берке и правителем монгольского Ирана Хулагу. Вражда эта переросла в открытую междоусобную войну - кажется, первую в истории Монгольской империи. Хан Берке нуждался в войсках, и, как всегда, основную массу его войск должны были составить отряды из завоёванных монголами народов. Военные действия открылись летом 1262 года, а в декабре того же года войска Хулагу у города Дербента разгромили войска военачальника Берке Ногая и вторглись во владения Берке; это вызвало панику в ставке правителя Орды. Военные действия продолжались затем с переменным успехом в течение многих лет, в том числе и после смерти сначала Хулагу, а затем Берке.

Князю Александру Ярославичу, кажется, удалось на этот раз «отмолить» своих людей от участия во внутренней татарской войне. Но позднее русские князья со своими дружинами нередко будут принимать участие в походах ордынцев, причём многие из них по своей воле.

Вот что, например, пишет летописец о событиях 1278 года:

Князь же Ростовский Глеб Василькович с братаничем своим, князем Константином, князь Фёдор Ростиславич, князь Андрей Александрович и иные князья многие с боярами и слугами поехали на войну с царём Менгу-Темиром. И помог Бог князьям русским: взяли славный град ясский Дедяков зимой, 8 февраля, на память святого пророка Захарии; и полон, и добычу великую захватили, а врагов без числа оружием перебили и грады их огнём пожгли. Царь же, оказав почести добрые князьям русским и похвалив их весьма и одарив, отпустил их восвояси со многою честью, каждого в свою отчину...

В лето 6786 (1278) князь Глеб Василькович Ростовский приехал из Татар... приведя с собою полон многий, приехал в свой град Ростов... В том же году, 11 октября, на память святого апостола Филиппа диакона, князь Глеб Василькович послал сына своего Михаила в Татары на войну вместе со сватом своим Фёдором Ростиславичем...

(47. С. 45-46)

А ещё русские князья будут ходить вместе с татарами в походы на Литву и другие страны. И в тех случаях, когда русско-татарское войско будет проходить через русские земли, русские волости и сёла подвергнутся такому же разорению и опустошению, как и после вражеских ратей, и лишь пепелища, кровь, стоны и плач жителей будут отмечать путь «союзников» - татарских и русских князей... Но хуже того, сами русские князья, воюя друг с другом (а братоубийственные войны среди сыновей и племянников Александра Невского начнутся спустя несколько лет после его смерти), станут приглашать татар себе на помощь, вновь и вновь разоряя обескровленные русские земли. И эти татарские рати, сопоставимые со страшным Батыевым разорением, тоже можно считать следствием этого странного русско-ордынского «братства» по оружию...

Примечания

Резы - ростовщические проценты.

Фраза не вполне ясная, и перевод предположительный. Кутлубий - скорее всего, монгольский император (великий хан) Хубилай (1259-1294), а Титям (в Никоновской летописи: Титяк) - имя посла (ср.: 113. С. 50-53). Предлагается и другое толкование летописного текста, по которому Кутлубий - имя посла, прибывшего от «царя татарского»; этого Кутлубия иногда отождествляют с ростовским баскаком Кутлубугой, упомянутым в летописи (100. С. 165-166; ср.: 38. Стб. 528). Но последний умер в 1305 году, и трудно предположить, что его баскачество продолжалось более сорока четырёх лет. К тому же в таком случае не понятно, что означает слово «титям»; считать его эпитетом, характеризующим личность баскака Кутлубия («титим», по-древнетюркски, «упорный», «стойкий»: 100. С. 166), едва ли возможно; скорее, приведённые данные имеют отношение к этимологии имени.

Вернер фон Брайтхаузен занимал должность магистра в Ливонии в 1261-1263 годах. (В «Хронике» Руссова его магистерство - и, соответственно, все происходившие в это время события - ошибочно датировано 1267-1269 годами.)

Транята (Тройнат), князь Жемойтский.

Братанич - племянник, сын брата.

Сын Александра Невского.

«Св. Александр был при жизни одним из основоположников России. Своей жизнью он как бы благословляет путь праведного ей служения. Видения, бывшие у его гроба, совпадают с годами бедствий. В годы испытаний Св. Александр всегда был предстателем и защитником Руси. И теперь, в годы новых бедствий, он не оставляет России, как не прекращаются и моления к нему о предстательстве и защите…»

Приложение второе

Генеалогические таблицы

Годы княжения:

Князь Игорь - 912–945 гг.

Княгиня Ольга - 945–964 гг.

Великие князья киевские:

Святослав - 964–972 гг.

Владимир Первый - 980-1015 гг.

Ярослав Мудрый - 1019–1054 гг.

Всеволод Ярославич - 1078–1093 гг.

Владимир Второй Мономах - 1113–1125 гг.

Князь Суздальский Юрий Долгорукий - 1125–1157 гг.

Великие князья владимирские:

Всеволод Большое Гнездо - 1176–1212 гг.

Ярослав Всеволодович - 1238–1246 гг.

Александр Ярославич Невский - 1252–1263 гг.

Годы жизни:

Александр Ярославич Невский - 1221–1263 гг.

Князья московские:

Даниил Александрович - 1261–1303 гг.

Иван Данилович Калита - 1304–1340 гг.

Иван Иванович - 1326–1359 гг.

Дмитрий Иванович Донской - 1350–1389 гг.

Сыновья великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича (князья и наместники)

1. Федор Ярославин - князь-наместник в Новгороде с 1228 по 1233 год.

2. Александр Ярославин Невский - князь-наместник в Новгороде с 1228 по 1236 год, князь киевский и Новгородский с 1236 по 1252 год, великий князь владимирский с 1252 по 1263 год.

3. Андрей Ярославин - великий князь владимирский с 1250 по 1252 год, князь-наместник Суздальского удела с 1256 по 1264 год.

4. Ярослав (Афанасий) Ярославин - князь тверской с 1247 по 1271 год, князь новгородский с 1255 по 1266–1270 год, великий князь владимирский с 1263 по 1271 год.

5. Василий Ярославин - князь костромской с 1272 по 1276 год.

6. Константин Ярославин - князь-наместник Галича Костромского удела с 1246 по 1255 год.

Сыновья великого князя владимирского Александра Ярославича Невского (князья и наместники)

1. Василий Александрович - князь-наместник в Новгороде в 1252–1257 годах, князь-наместник Переяславского удела в 1259–1271 годах.

2. Дмитрий Александрович - князь Переяславский в 1253–1294 годах, князь-наместник в Новгороде в 1259–1263 годах, великий князь владимирский в 1276–1281 и 1283–1294 годах.

3. Андрей Александрович - князь городецкий в 1276–1304 годах, великий князь владимирский в 1281–1283 и 1294–1304 годах.

4. Даниил Александрович - князь-наместник Московского удела в 1276–1282 годах, князь московский в 1283–1304 годах.

Приложение третье

Хроника событии на Руси в годы жизни Александра Ярославича Невского

1223 год, 31 мая - битва на реке Калка русских князей и их союзников-половцами с монгольским войском.

1224 год - захват города-крепости Юрьев немецкими рыцарями-крестоносцами.

1234 год - поход новгородского ополчения на Дерпт (бывший Юрьев).

1236 год - начало самостоятельного княжения Александра Ярославича в вольном городе Новгороде.

1237 год - объединение по благословению Римского Папы Григория IX тевтонского ордена и ордена меченосцев.

1237–1238 годы - нашествие монголо-татарских полчищ под водительством хана Батыя на Северо-Восточную Русь. Героическая оборона русских городов, битва на реке Сити.

1239–1240 годы - нашествие монголо-татарских полчищ под водительством хана Батыя на Южную Русь. Разорение Киева.

1240 год, август - сентябрь - вторжение немецкого рыцарства Ливонского ордена на земли Пскова и Новгорода.

1241 год - освобождение новгородцами крепости Копорье от немецких рыцарей-крестоносцев.

1242 год, 5 апреля - Ледовое побоище русского войска с рыцарским войском ливонского ордена.

1245 год - походы новгородского князя Александра Невского на Литву и поражение литовцев в битве у озера Жизца.

1249 год - поездка князя Александра Невского и его брата Андрея Ярославича в столицу Монгольской империи город Каракорум.

1252 год, 23 июля - нашествие монголо-татарского войска под водительством Неврюя («Неврюева рать») на Владимиро-Суздальскую Русь. Битва близ Переяславля.

1253 год - отражение набега ливонских рыцарей на Псков; набег литовцев на русские земли и их поражение у Торопца.

1256 год - поход русского войска под водительством Александра Невского в Финляндию против шведских крестоносцев.

1257–1259 годы - перепись населения Северо-Восточной Руси монгольскими численниками. Выступление против Золотой Орды великого князя владимирского Андрея Ярославича. Волнения в Новгороде из-за дани Сараю.

1261 год - рождение Даниила Александровича, родоначальника московских князей.

1262 год - походы союзных литовских и новгородских войск в земли ливонского ордена.

1262 год - восстание населения Северо-Восточной Руси против «бессерменов» - монгольских сборщиков дани и ростовщиков.

1263 год - последняя поездка Александра Невского в Золотую Орду.

1263 год, 14 ноября - кончина святого и благоверного великого князя Александра Ярославича Невского.

В 1262 г. вспыхнуло восстание против татар во Владимире, Ростове, Суздале, Переяславле и Ярославле, вызванное тяжелым угнетением от татарских откупщиков дани. Полки татарские уже готовы были двинуться на русскую землю. Тогда Александр поспешил в Орду к хану (4-й раз), чтобы отмолить людей от беды. Он прожил там всю зиму и не только успел отвратить татарский погром, но и выхлопотал у хана освобождение русской земли от повинности выставлять для татар военные отряды.
Заодно Александр обратился к Сартаку, сыну Батыя, управлявшему тогда Ордой, с жалобой на Андрея Ярославича, что тот не по старшинству получил великокняжеский стол и не сполна платил хану выход. Вследствие этой жалобы Александр получил ярлык на великое княжение, а против Андрея были двинуты татарские полчища под начальством Неврюя. Узнав о татарском нашествии, А. воскликнул: "Доколе нам между собой ссориться и наводить татар; лучше бежать в чужую землю, чем дружиться с татарами и служить им!". Татары настигли его под Переяславлем, разбили и заставили искать спасения в Новгороде, откуда он удалился в Швецию.

В 1262 г. Александр Невский посылал Ярослава Ярославича на помощь Новгороду против немцев.

В 1262 г. Василько Романович волынский одержал победу у города Невеля над Миндовговой литвой, много зла причинявшей своими набегами и владениям пинских князей. По этому случаю Георгий Владимирович, князь пинский († в 1290 или 1292 г.), сын Владимира Глебовича пинского, приезжал к Васильку "с питьем" и пировал с ним.

Димитрий Александрович, сын А. Невского, князь переяславский, потом великий князь владимирский (1250-1294). В 1259 г. Димитрий посажен был отцом на княжение в Новгороде, откуда в 1262 г. совершил поход на Юрьев и возвратился "со многим товаром". Но как только скончался А. Невский, новгородцы изгнали его, "зане... еще мал бяше".

Сыновья великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича (князья и наместники)

1. Федор Ярославин - князь-наместник в Новгороде с 1228 по 1233 год.

2. Александр Ярославин Невский - князь-наместник в Новгороде с 1228 по 1236 год, князь киевский и Новгородский с 1236 по 1252 год, великий князь владимирский с 1252 по 1263 год.

3. Андрей Ярославин - великий князь владимирский с 1250 по 1252 год, князь-наместник Суздальского удела с 1256 по 1264 год.

4. Ярослав (Афанасий) Ярославин - князь тверской с 1247 по 1271 год, князь новгородский с 1255 по 1266–1270 год, великий князь владимирский с 1263 по 1271 год.

5. Василий Ярославин - князь костромской с 1272 по 1276 год.

6. Константин Ярославин - князь-наместник Галича Костромского удела с 1246 по 1255 год.

Сыновья великого князя владимирского Александра Ярославича Невского (князья и наместники)

1. Василий Александрович - князь-наместник в Новгороде в 1252–1257 годах, князь-наместник Переяславского удела в 1259–1271 годах.

2. Дмитрий Александрович - князь Переяславский в 1253–1294 годах, князь-наместник в Новгороде в 1259–1263 годах, великий князь владимирский в 1276–1281 и 1283–1294 годах.

3. Андрей Александрович - князь городецкий в 1276–1304 годах, великий князь владимирский в 1281–1283 и 1294–1304 годах.

4. Даниил Александрович - князь-наместник Московского удела в 1276–1282 годах, князь московский в 1283–1304 годах.

Приложение третье
Хроника событии на Руси в годы жизни Александра Ярославича Невского

1223 год, 31 мая - битва на реке Калка русских князей и их союзников-половцами с монгольским войском.

1224 год - захват города-крепости Юрьев немецкими рыцарями-крестоносцами.

1234 год - поход новгородского ополчения на Дерпт (бывший Юрьев).

1236 год - начало самостоятельного княжения Александра Ярославича в вольном городе Новгороде.

1237 год - объединение по благословению Римского Папы Григория IX тевтонского ордена и ордена меченосцев.

1237–1238 годы - нашествие монголо-татарских полчищ под водительством хана Батыя на Северо-Восточную Русь. Героическая оборона русских городов, битва на реке Сити.

1239–1240 годы - нашествие монголо-татарских полчищ под водительством хана Батыя на Южную Русь. Разорение Киева.

1240 год, август - сентябрь - вторжение немецкого рыцарства Ливонского ордена на земли Пскова и Новгорода.

1241 год - освобождение новгородцами крепости Копорье от немецких рыцарей-крестоносцев.

1242 год, 5 апреля - Ледовое побоище русского войска с рыцарским войском ливонского ордена.

1245 год - походы новгородского князя Александра Невского на Литву и поражение литовцев в битве у озера Жизца.

1249 год - поездка князя Александра Невского и его брата Андрея Ярославича в столицу Монгольской империи город Каракорум.

1252 год, 23 июля - нашествие монголо-татарского войска под водительством Неврюя ("Неврюева рать") на Владимиро-Суздальскую Русь. Битва близ Переяславля.

1253 год - отражение набега ливонских рыцарей на Псков; набег литовцев на русские земли и их поражение у Торопца.

1256 год - поход русского войска под водительством Александра Невского в Финляндию против шведских крестоносцев.

1257–1259 годы - перепись населения Северо-Восточной Руси монгольскими численниками. Выступление против Золотой Орды великого князя владимирского Андрея Ярославича. Волнения в Новгороде из-за дани Сараю.

1261 год - рождение Даниила Александровича, родоначальника московских князей.

1262 год - походы союзных литовских и новгородских войск в земли ливонского ордена.

1262 год - восстание населения Северо-Восточной Руси против "бессерменов" - монгольских сборщиков дани и ростовщиков.

1263 год - последняя поездка Александра Невского в Золотую Орду.

1263 год, 14 ноября - кончина святого и благоверного великого князя Александра Ярославича Невского.

Примечания

1

Приточник. Многие исследователи древнего мира считают, что это автор знаменитой ветхозаветной "Книги притчей Соломоновых".

2

Феодосия. Мать Александра Невского, великая княгиня. История почти не сохранила о ней сведений. Большинство исследователей считают ее внучкой известного рязанского князя Глеба Владимировича, дочерью князя Мстислава Удалого. Умерла в Новгороде в 1244 г. и была торжественно похоронена в местном Юрьевском монастыре.

3

Исайя. Библейский пророк VIII века до н. э., сын Амоса. Исайе в истории приписывается составление ветхозаветной "Книги пророчеств", состоящей из 66 глав.

4

Иосиф. Согласно Библии, Иосиф Прекрасный был продан братьями в рабство. Сумел разгадать сны египетского фараона, после чего тот женил его на дочери жреца и сделал своим соправителем. Когда гонимые голодом братья Иосифа прибыли на берега Нила, он поселил их в этой стране.

5

Самсон. Библейский богатырь, обладавший необыкновенной физической силой, которая таилась в его длинных волосах. Справедливый судья. Будучи одним из героев Ветхого завета, погиб под развалинами храма.

6

Соломон. Царь Израильско-Иудейского царства в 965–928 гг. до н. э., сын Давида. Согласно библейской традиции, славился необыкновенной мудростью. По преданию, Соломон - автор "Песни песней", "Книги притчей Соломоновых" и "Премудрости".

7

Веспасиан. Римский император в 69–79 гг. н. э., основатель династии Флавиев. Прославился как энергичный полководец, широко распространявший на жителей провинций права римского и латинского гражданства.

8

Иоатапата. Древняя крепость в Палестине, славившаяся своей неприступностью.

9

10

Царица Ужская. Легендарная царица Савская из Южной Аравии. Ее царство находилось на территории современного Йемена.

11

Король римской веры. Автор "Жития" именует так шведского короля Эрика Эрикссона, по прозванию Леспе, что означает Картавый. Все воинские дела он вверил своему зятю Биргеру, могущественному феодалу Швеции. В крестовый поход на Новгородскую Русь 1240 г. шведское рыцарское войско с союзниками отправилось под командованием ярла Ульфа Фаси и Биргера.

12

Церковь Софьи. Собор Святой Софии в Новгородском кремле, основан в 989 г. Наиболее почитаемый храм среди жителей Новгорода.

13

Архиепископ Спиридон. Новгородский архиепископ с 1229 по 1249 г., сторонник князя Александра Ярославича Невского во время его правления вольным городом.

14

Песнотворец. Имеется в виду библейский герой-пастух Давид, победивший в единоборстве великана-филистимлянина Голиафа и отсекшего ему голову.

15

Кирик и Улита. 4-й Вселенский собор в Халкидоне происходил 16 июля 451 г. Кирик и Улита - сын и мать, по христианскому учению, мученики (III - начало IV вв.). Их память отмечается 15 июля. Князья Борис и Глеб - сыновья князя Владимира I, убитые 24 июля 1015 г. по приказу своего брата Святополка Окаянного, боровшегося за главенство среди древнерусских князей. Канонизированные в 1072 г., ростовский князь Борис и муромский князь Глеб считались военными покровителями Русской земли.

16

Пелгуй. Старейшина племени ижорян, начальник морской стражи, установленной новгородским князем Александром Невским в устье реки Невы и на берегах Финского залива. Ижорская земля лежала к югу от Невы и входила в состав Новгородской Руси. Пелгуй - Пелгусий (Пельгусий) - при вступлении в православие Филипп - родоначальник рода Пелконен.

17

В шестом часу дня. Невская битва произошла в месте впадения реки Ижора в Неву 15 июля 1240 г. в 6 часов дня по древнерусскому счету времени, то есть в 6 часов, считая от восхода солнца, - в 11 часов утра по современному счету.

18

Латиняне. Приверженцы римской католической веры. В "Житии" Александра Невского это шведы, норвежцы и другие, составлявшие рыцарское войско Швеции, пошедшего крестовым походом на Восток - на Новгородскую Русь.

о (монголо-татарское, татаро-монгольское, ордынское) - традиционное название системы эксплуатации русских земель пришедшими с Востока завоевателями кочевниками с 1237 по 1480 годы.

Эта система имела целью осуществление массового террора и ограбления русского народа путем взимания жестоких поборов. Она действовала в первую очередь в интересах монгольской кочевой военно-феодальной знати (нойонов), в пользу которой поступала львиная доля собиравшейся дани .

Монголо-татарское иго было установлено в результате нашествия хана Батыя в XIII веке. До начала 1260-х годов Русь находилась под властью великих монгольских ханов, а затем - ханов Золотой Орды.

Русские княжества не входили непосредственно в состав Монгольской державы и сохранили местную княжескую администрацию, деятельность которой контролировалась баскаками - представителями хана на завоеванных землях. Русские князья были данниками монгольских ханов и получали от них ярлыки на владение своими княжествами. Формально монголо-татарское иго было установлено в 1243 году, когда князь Ярослав Всеволодович получил от монголов ярлык на владимирское великое княжество. Русь, согласно ярлыку, теряла право воевать и должна была регулярно ежегодно дважды (весной и осенью) уплачивать ханам дань.

На территории Руси не было постоянного монголо-татарского войска. Иго поддерживалось карательными походами и репрессиями против непокорных князей. Регулярное поступление дани с русских земель началась после переписи 1257-1259 годов, проведенной монгольскими «численниками». Единицами обложения были: в городах - двор, в сельских местностях - «деревня», «соха», «плуг». От дани освобождалось только духовенство. Главными «ордынскими тягостями» были: «выход», или «царева дань» - налог непосредственно для монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); содержание ханских послов («корм»); различные «дары» и «почестья» хану, его родственникам и приближенным. Ежегодно из русских земель уходило в виде дани огромное количество серебра. Периодически собирались большие «запросы» на военные и другие нужды. Кроме того, русские князья были обязаны по приказу хана присылать воинов для участия в походах и в облавных охотах («ловитвах»). В конце 1250 - начале 1260 х годов дань с русских княжеств собирали мусульманские купцы («бесермены»), откупавшие это право у великого монгольского хана. Большая часть дани шла великому хану в Монголию. В ходе восстаний 1262 года «бесермены» из русских городов были изгнаны, а обязанность сбора дани перешла к местным князьям.

Борьба Руси против ига приобретала все большую широту. В 1285 году великий князь Дмитрий Александрович (сын Александра Невского) разгромил и изгнал войско «ордынского царевича». В конце XIII - первой четверти XIV века выступления в русских городах привели к ликвидации баскачества. С усилением Московского княжества татарское иго постепенно ослабевает. Московский князь Иван Калита (княжил в 1325-1340) добился права собирать «выход» со всех русских княжеств. С середины XIV века повеления ханов Золотой Орды, не подкрепленные реальной военной угрозой, русскими князьями уже не выполнялись. Дмитрий Донской (1359 1389) не признавал ханские ярлыки, выданные его соперникам, и силой захватил владимирское великое княжество. В 1378 году он разгромил татарское войско на реке Воже в Рязанской земле, а в 1380 году одержал победу над золотоордынским правителем Мамаем в Куликовской битве.

Однако после похода Тохтамыша и взятия Москвы в 1382 году, Русь была вынуждена снова признать власть Золотой Орды и выплачивать дань, но уже Василий I Дмитриевич (1389-1425) получил владимирское великое княжение без ханского ярлыка, как «свою вотчину». При нем иго носило номинальный характер. Дань выплачивалась нерегулярно, русские князья проводили самостоятельную политику. Попытка золотоордынского правителя Едигея (1408) восстановить полноту власти над Русью окончилась неудачей: взять Москву ему не удалось. Начавшиеся в Золотой Орде усобицы открыли перед Русью возможность свержения татарского ига.

Однако в середине XV века сама Московская Русь пережила период междоусобной войны, что ослабило ее военный потенциал. В эти годы татарские правители организовали ряд опустошительных вторжений, но привести русских к полной покорности уже не смогли. Объединение русских земель вокруг Москвы обусловило сосредоточение в руках московских князей такой политической мощи, с которой не могли совладать слабевшие татарские ханы. Великий московский князь Иван III Васильевич (1462-1505) в 1476 году отказался от уплаты дани. В 1480 году после неудачного похода хана Большой Орды Ахмата и «стояния на Угре» иго было окончательно свергнуто.

Монголо-татарское иго имело отрицательные, регрессивные последствия для экономического, политического и культурного развития русских земель, явилось тормозом для роста производительных сил Руси, находившихся на более высоком социально экономическом уровне по сравнению с производительными силами Монгольской державы. Оно искусственно законсервировало на длительное время чисто феодальный натуральный характер хозяйства. В политическом отношении последствия ига проявились в нарушении естественного процесса государственного развития Руси, в искусственном поддержании ее раздробленности. Монголо-татарское иго, продолжавшееся два с половиной века, явилось одной из причин экономического, политического и культурного отставания Руси от западноевропейских стран .

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.