Правила постановки запятых в предложениях. В каких случаях ставится запятая? Запятые в предложениях: правила

Знаков пунктуации всего 10. Но на письме они помогают выразить всё многообразие оттенков смысла устной речи. Один и тот же знак может употребляться в разных случаях. И при этом играть разную роль. В 20 главах изложены главные закономерности расстановки знаков препинания, которые изучаются в школе. Все правила иллюстрируются наглядными примерами. Удели им особое внимание. Запомнишь пример — избежишь ошибки.

  • Введение: Что такое пунктуация?

    §1. Значение термина пунктуация
    §2. Какие знаки препинания употребляются в письменной речи на русском зыке?
    §3. Какую роль играют знаки препинания?

  • Глава 1. Знаки законченности-незаконченности мысли. Точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Многоточие

    Точка, вопросительный и восклицательный знаки
    Многоточие в конце предложения

  • Глава 2. Знаки незаконченности высказывания. Запятая, точка с запятой

    §1. Запятая
    §2. Точка с запятой

  • Глава 3. Знак незаконченности высказывания. Двоеточие

    Зачем нужно двоеточие?
    Двоеточие в простом предложении
    Двоеточие в сложном предложениии

  • Глава 4. Знак незаконченности высказывания. Тире

    §1. Тире
    §2. Двойное тире

  • Глава 5. Двойные знаки. Кавычки. Скобки

    §1. Кавычки
    §2. Скобки

  • Глава 6. Пунктуация простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

    Тире ставится
    Тире не ставится

  • Глава 7. Пунктуация простого предложения с осложнённой структурой. Знаки препинания при однородных членах

    §1. Знаки препинания при однородных членах без обобщающего слова
    §2. Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом

  • Глава 8. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным определением

    §1. Обособление согласованных определений
    §2. Обособление несогласованных определений
    §3. Обособление приложений

  • Глава 9. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным обстоятельством

    Обстоятельства обособляются
    Обстоятельства не обособляются

  • Глава 10. Пунктуация простого предложения, осложнённого уточняющими или поясняющими членами предложения.

    §1. Уточнение
    §2. Пояснение

  • Глава 11. Пунктуация простого предложения, осложнённого вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями

    §1. Предложения с вводными словами
    §2. Предложения с вводными предложениями
    §3. Предложения со вставными конструкциями

  • Глава 12. Пунктуация при обращении

    Обращения и их пунктуационное оформление в письменной речи

  • Глава 13. Пунктуация при сравнительных оборотах

    §1. Выделение запятыми сравнительных оборотов
    §2. Обороты с союзом как: сравнительные и не сравнительные

  • Глава 14. Пунктуация при прямой речи

    §1. Пунктуационное оформление прямой речи, сопровождаемой словами автора
    §2. Пункуационное оформление диалога

Садись, дружок, я расскажу тебе сказку.
Когда-то, давным-давно, в благословенные древние времена, книги писались не только без знаков препинания, но и вообще без пробелов, и ничего - как-то их понимали.
Потом времена стали стремительно портиться. И вот, в ХV веке появилась Она, запятая!!
Ну, и началось…

Пожалуй, запятая – знак, который более других помогает понять смысл написанного. «Казнить нельзя помиловать» знают все.
А был еще случай.

Один жадный цирюльник решил сэкономить на художнике-профессионале и сам написал себе вывеску. Там значилось:
«Здесь зуб, дёргают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы и т.д.»

Думаете – анекдот?
А вот так?

По вечерам я развлекал братишку, который болел чтением вслух.

За движениями рыбок, которые плавали в аквариуме жадными глазами, следила кошка.

Васька, с которым я вчера поссорился с весёлым лицом, бежал мне навстречу.

Запятые, всё - запятые, будь они неладны!

Почему-то считается, что правила постановки запятых очень сложны и многочисленны, поэтому легче пользоваться т.н. «авторской» пунктуацией, чем разбираться с правильной.
Однако напрасно так считают. Правила постановки запятых довольно просты. Давайте их вспомним, но не так, как в школе – «по правилам», а – по жизни, то есть по логике текста. (Да простят меня учителя русского языка!)

Сначала надо крепко-накрепко усвоить, что запятые бывают либо ПАРНЫМИ, либо ОДИНОЧНЫМИ.

ОДИНОЧНЫЕ ЗАПЯТЫЕ
разделяют предложение на части и позволяют отметить границы между этими частями.

Например, нужно перечислить однородные члены.

Да и как же ему было не узнать людей, когда перед ним за пятнадцать лет его службы прошли десятки тысяч людей. Среди них были инженеры, хирурги, актеры, женорганизаторы, растратчики, домашние хозяйки, машинисты, учителя, меццо-сопрано, застройщики, гитаристы, карманные воры, дантисты, пожарные, девицы без определенных занятий, фотографы, плановики, летчики, пушкинисты, председатели колхозов, тайные кокотки, беговые наездники, монтеры, продавщицы универсальных магазинов, студенты, парикмахеры, конструкторы, лирики, уголовные преступники, профессора, бывшие домовладельцы, пенсионерки, сельские учителя, виноделы, виолончелисты, фокусники, разведенные жены, заведующие кафе, игроки в покер, гомеопаты, аккомпаниаторы, графоманы, билетерши консерватории, химики, дирижеры, легкоатлеты, шахматисты, лаборанты, проходимцы, бухгалтеры, шизофреники, дегустаторы, маникюрши, счетоводы, бывшие священнослужители, спекулянты, фототехники.
Зачем же надобны были бумажки Филиппу Филипповичу? (Булгаков. Театральный роман)

Здесь ошибиться трудно – помогает интонация перечисления. Проколоться можно на однородных и неоднородных определениях.

Пример.
По утрам солнце бьет в беседку сквозь пурпурную, лиловую, зеленую и лимонную листву (Паустовский).

В этом предложении четыре определения к слову «листва», они однородные, так как все называют цвет и произносятся с интонацией перечисления. ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ.

Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон и произносятся без перечислительной интонации, например:
Был невыносимо жаркий июльский день (Тургенев).
Определение «жаркий» сообщает нам о погоде, а определение «июльский» о том, в каком месяце был этот день.

Проверить – нужна ли запятая можно при помощи союза И. Если его можно вставить, то запятую ставить нужно.

Он владел немецким, французским, английским языком.
Он владел немецким, французским и английским языком.
Он владел и немецким, и французским, и английским языком.

А теперь попробуйте вставить союз И сюда:
«Наконец мы дождались первых теплых дней» – первых И теплых?? Не айс, значит, запятую долой.

Аналогично:
«Желтые кленовые листья лежали всюду» - «желтые» обозначают цвет, «кленовые» - породу дерева» - это неоднородные определения. (=союз И не вставишь).
А вот «желтые, красные, зеленые (кленовые листья)» - однородные определения, разделяются запятыми.

Продолжаем говорить об одиночных запятых.

Кроме однородных членов, бывает еще надобность отделить друг от друга простые части сложного предложения. Сложные предложения – это те, которые имеют в своем составе две или более грамматические основы (подлежащее-сказуемое).

Например,
Шумел камыш, деревья гнулись.
Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер.

Если в школе так и не удалось запомнить, что такое подлежащее и сказуемое, призывайте на помощь здравый смысл. Ищите, где заканчивается одна часть (кагбэ короткое предложение) и начинается другое.

Рассуждения ваши будут примерно такими: ага! «Наступил вечер» - самостоятельная единица информации, отделю-ка я ее запятой от другой=такой же самостоятельной в плане информации («шел дождь»). И все будет отлично.

Запутать вас может союз И. Он такой кова-арный!
Как правило, перед ним запятая не ставится.

«Мужики снимали шапки и кланялись земно».
В этом предложении 1 подлежащее (мужики) и 2 сказуемых, соединенных союзом (снимали и кланялись).

Или «Женщины и дети спасались от обстрела» - обратный случай. 2 подлежащих (женщины и дети) на 1 сказуемое (спасались).

ЗАПЯТАЯ НЕ НУЖНА!

Но бывает, что союз И соединяет ЧАСТИ предложений.

«Подъехал барин, и мужики сняли шапки». Видите? 2 грамматические основы – подлежащее «барин», сказуемое «подъехал» и «мужики» (подлежащее) «сняли» (сказуемое).
Вот здесь надо повнимательней.

С союзом А и НО (ДА в значении НО) все проще – запятая перед ними ставится всегда.

Не красна изба углами, а красна пирогами.
Гладко было на бумаге, но забыли про овраги.
Мал золотник, да дорог.

Вообще, как правило, перед союзами необходимо ставить запятую.

Я знаю, что он придет.
Он придет, когда захочет.

Хочу обратить ваше внимание на две тонкости.

Первая – союз «потому что».

Вот тут очень интересно!
Запятую можно поставить перед союзом, а можно – между «потому» и «что». Как разобраться? Только по смыслу. Место постановки запятой зависит от смысла предложения и от некоторых языковых ситуаций.

Глупцы и люди ограниченные всему верят, потому что не могут ничего исследовать. (Белинский)

Стоит ли отказываться от трудного дела только потому, что оно трудное?

Вторая – «такой как».

Он, рыжий человечек, может назвать ТАКИЕ имена, КАК Малянов Дмитрий Алексеевич, астроном, Губарь Захар Захарович, инженер, и Снеговой Арнольд Павлович, химико-физик.(Стругацкие)

Опять-таки – ловите смысл предложения.

Погода дождливая, такая как осенью
Погода такая, как осенью.

Обращение ВСЕГДА ВЫДЕЛЯЕТСЯ ЗАПЯТОЙ.

Сказал: люблю тебя, Наина.
Но робкой горести моей
Наина с гордостью внимала,
Лишь прелести свои любя,
И равнодушно отвечала:
«Пастух, я не люблю тебя!» (Пушкин)

Так что, друзья! После «здравствуйте К2!» НАДО ставить запятую.

Если обращение находится в середине предложения, оно выделяется запятыми с обеих сторон.

Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса. (Пушкин)

В этом предложении сразу три обращения: «мирные долины», «знакомых гор вершины» и «знакомые леса».

Как видите, мы уже немного отошли от одиночных и приблизились к ПАРНЫМ запятым.

Парные запятые выделяют т.н. самостоятельную часть предложения.
Ваше проверочное действие – читайте предложение БЕЗ части, выделенной запятыми. Если смысл сохраняется, запятые вы поставили правильно.

«Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер» (Лермонтов).

Если убрать «возвращаясь из Персии», то предложение практически не изменится. Получится: «Недавно я узнал, что Печорин умер». Значит, запятые поставлены правильно.
А вот варианты «Недавно я узнал, что Печорин возвращаясь из Персии, умер» или «Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии умер» неправильные.

Итак, запятыми В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ выделяются:
- деепричастные обороты\отдельные деепричастия,
- вводные слова и предложения,
- сравнительные обороты.

Деепричастные обороты:

Гусь, увидя детей, улетел.

Дымов, добродушно и наивно улыбаясь, протянул Рябовскому руку.

Вводные слова:

Вронский, К УЖАСУ СВОЕМУ, почувствовал, что он сделал скверное, непростительное движение.

Горный воздух, БЕЗ ВСЯКОГО СОМНЕНИЯ, действует благотворно на здоровье человека.

Сравнительные обороты:
(Их можно легко обнаружить по следующим союзам: как, точно, как будто (будто), словно, что, как и, чем, нежели и многим другим)

Дед кинул им деньги, словно собакам.

Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо в скорлупу.

Ямщик был в таком же изумлении от его щедрости, как и сам француз от предложения Дубровского.

Внимание! Сравнительные обороты, ставшие фразеологизмами (=устойчивыми оборотами речи), запятыми не выделяются.
Например,
режет как по маслу, льет как из ведра, покраснел как рак, бледен как смерть

Запятые и причастные обороты.

Причастные обороты будут потрудней деепричастных, ибо выделяются запятыми только в том случае, если стоят после определяемого слова.

Яблоко, выросшее в саду - выросшее в саду яблоко
автобус, выкрашенный в желтый цвет - выкрашенный в желтый цвет автобус
река, покрытая льдом - покрытая льдом река

Понятно ЗПТ что в одной статье невозможно осветить все правила расстановки запятых ЗПТ ведь ЗПТ в конце концов ЗПТ существуют и учебники!

Целью данной статьи являлось желание напомнить кое-какие правила из школьного курса и призвать к здравому смыслу – когда ставите запятые, думайте: ЗАЧЕМ вы их ставите?
Потому что слово, написанное с орфографической ошибкой, еще можно понять, а вот пропуск одной запятой может привести к искажению смысла.

Для закрепления воспоминаний приглашаем вас пройти тест

Я уже рассказала вам о трёх правилах постановки запятых. Сегодня я напомню о других правилах пунктуации. Может, кто-то узнает что-то новое для себя!

Итак, где и когда ставится запятая?

4. Запятая всегда ставится перед союзами а, но, зато, да (в значении «но»)


Всегда ставим запятую перед союзами а, но, зато, да (в значении «но»)

5. Запятой разделяются однородные члены предложения

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос , относятся к одному члену предложения и выполняют одинаковую синтаксическую функцию . Между собой соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью .


Запятая между однородными членами предложения

Однородные члены предложения характеризуют объект с одной стороны .

Красные, жёлтые, синие цветы украсили луг (цвет).

В палисаднике распустились большие красные тюльпаны (большие — размер, красные — цвет). Это неоднородные члены предложения , между ними нельзя поставить союз «и», поэтому запятую не ставим.

♦ Не ставится запятая в цельных фразеологизированных сочетаниях с повторяющимися союзами и… и, ни… ни (они соединяют слова с противопоставляемыми значениями): и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, и там и сям, и то и се, и туда и сюда…

♦ Не ставится запятая при парных сочетаниях слов, когда третьего не дано : и муж и жена, и земля и небо.

Любовь — это когда хочется петь и днем и ночью. Без гонорара и менеджера.
Фрэнк Синатра

6. Запятой разделяются два или несколько простых предложений в составе одного сложного

Эти предложения могут быть:

А) Бессоюзные.

Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их.
Фрэнк Синатра

Здесь два предложения: 1. Ненависть не решает никаких проблем. 2. Она только создает их.

Б) Сложносочиненные (предложения с сочинительными союзами а, но, и…) .

Чем необыкновенней что-либо, тем проще оно с виду, и смысл его под силу понять только мудрому.
Пауло Коэльо «Алхимик»

Здесь два предложения, связанных союзом «и»: 1. Чем необыкновенней что-либо, тем проще оно с виду. 2. Cмысл его под силу понять только мудрому.

Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, всегда старайтесь сложное предложение разложить на простые.

Важно! Запятая не ставится, если у предложений есть общий член или общее придаточное предложение.

К ночи ливень прекратился и стало тише.

К ночи ливень прекратился.

К ночи стало тише.

К ночи — общий член.

7. Запятой разделяются в сложноподчиненном предложении главное и придаточное

Придаточное присоединяется к главному:

Подчинительными союзами (что, чтобы, как, как будто, так как, потому что, чем тем…):


Запятая между союзными словами

Союзными словами (кто, который, чей, сколько, где, когда, зачем…). Союзные слова являются членами придаточных предложений (в т. ч. могут быть подлежащим):

Если придаточное находится внутри главного , то выделяется запятыми с обеих сторон.

Жизнь не всегда дает вторую попытку, подарки, которые она тебе преподносит, лучше принимать.
Пауло Коэльо «Одиннадцать минут»

8. Запятая при сложных подчинительных союзах

А. Запятая ставится один раз, если есть союзы : благодаря тому что; ввиду того что; вследствие того что; в силу того что; оттого что; потому что; вместо того чтобы; для того чтобы; с тем чтобы; в то время как; после того как; перед тем как; с тех пор как; так же как и др.


Б. Однако в зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части : первая входит в состав главного предложения, а вторая выполняет роль союза. В этих случаях запятая ставится только перед второй частью сочетания.


Запятая при сложных подчинительных союзах

В. Запятая не ставится в составе неразложимых сочетаний : сделать как следует (как полагается, как подобает), выполнить как должно (как надо, как нужно), хватать что подвернется, явиться как ни в чем не бывало и др.

Это общие правила постановки запятых в предложениях с подчинительными союзами, но есть частности, требующие отдельного внимания (союз «несмотря на то что», два подряд союза и др.).

9. Запятой выделяются причастные, деепричастные обороты, прилагательные с зависимыми словами и приложения

Запятая ставится между причастными оборотами

Иногда запятой выделяются не только причастные обороты и прилагательные с зависимыми слова, но и одиночные причастия и прилагательные.

Одни лишь маленькие дети, беспризорные, находятся без призора.
Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев»

Запятой выделяются деепричастия и деепричастные обороты


Запятой выделяются деепричастия

♦ Если деепричастный оборот превратился в устойчивое выражение (фразеологизм), запятые не ставятся .

Сказал положа руку на сердце. Бежал сломя голову. Работал спустя рукава (засучив рукава).

Не выделяются запятыми и деепричастия, которые перешли в наречия (шутя, лежа, молча, нехотя, не спеша, стоя и т. д.).

Поднялся нехотя; шёл не спеша; читал лежа.

10. Запятой выделяются сравнительные обороты

Они присоединяются союзами: как, словно, точно, будто, как будто, что, нежели и др.


Запятой выделяются сравнительные обороты

Цель: Создание условий для формирования умения ставить знаки препинания в сложном предложении через алгоритмизацию деятельности учащихся.

  1. Познакомить с правилом постановки знаков препинания в сложном предложении; сравнить постановку знаков препинания между частями сложного предложения и между однородными членами, соединенными одиночным союзом и .
  2. Способствовать развитию учебно-информационных умений и коммуникативных навыков.
  3. Воспитывать культуру умственного труда и аккуратность.

Оборудование:

  1. Иванов С.В. и др. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: 2 часть – М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №2 для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Ход урока

1. Организационный момент

Ребята, посмотрите на гостей, поздоровайтесь и подарите им свои добрые улыбки.

2. Чистописание

Откройте тетради, подпишите число, классная работа.

Посмотрите на доску, что я написала? (И а но)

Как назвать одним словом? (Союзы)

Что вы о них знаете? (Они связывают однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения; их называют сочинительными)

Поработаем над скорописью. Напишите две цепочки без отрыва.

Составьте свой узор из этих букв.

3. Интерактивная разминка

А сейчас проведем интерактивную разминку.

Если вы согласны, что синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает строй связной речи, хлопните в ладоши.

Если вы уверены, что к синтаксическим единицам речи относятся словосочетание, предложение, текст, кивните головой.

Если вы знаете, что грамматическая основа, фразеологизм и однородные члены не являются словосочетанием, помашите рукой.

Если вы уверены, что сложное предложение – это предложение, которое состоит из двух или более частей, связанных по смыслу и по интонации, топните ногой.

Если вы согласны, что предложение не может существовать без второстепенных членов, встаньте.

Почему не выполнили последнее действие? (Предложение не может существовать без грамматической основы)

Понравилась интерактивная разминка? Для чего мы ее проводили? (Чтобы вспомнить изученный материал)

4. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи

а) Запишите в тетрадь следующее предложение (один ученик у доски):

Ручейки бегут, встречаются друг с другом и превращаются в лесную речушку.

Подчеркните грамматическую основу.

Дайте характеристику этому предложению (повествовательное, невосклицательное, простое, полное, распространенное, с однородными сказуемыми).

б) Прочитайте предложения на доске:

Мы сели в поезд, и мама помахала нам рукой.

Вдоль дорожки росла сирень, а в глубине сада отец посадил куст жасмина.

Что можете сказать об этих предложениях?

Как вы определили, что эти предложения сложные? (каждое предложение состоит из двух частей, в каждой части своя грамматическая основа)

Сравните постановку запятых в сложных предложениях и простом предложении. Что заметили?

Зависит ли постановка запятой между частями сложного предложения от того, каким союзом соединены части? (Нет)

Какой вывод можно сделать? (Между частями сложного предложения всегда ставится запятая). На доске появляется схема:, и

Назовите тему нашего урока. (Знаки препинания в сложном предложении).

Поставьте учебную задачу на урок. Чему будем учиться? (Будем учиться ставить знаки препинания в сложном предложении, различать простое предложение и сложное)

5. Изучение нового материала

а) Составление алгоритма “Постановка запятой между частями сложного предложения”.

– Какой вывод мы только что сделали? (Части сложного предложения разделяются запятой)

А теперь попробуйте определить, какие действия нужно выполнить для того, чтобы правильно поставить знаки препинания в сложном предложении.

Объединитесь в группы и попытайтесь составить такой алгоритм действий.

б) Проверка работы в группах:

  1. Какой первый шаг? (Найди грамматическую основу)
  2. Какой второй шаг? (Определи, сколько частей в данном сложном предложении)
  3. Третий шаг? (Найди союз, который связывает части сложного предложения)
  4. Четвертый шаг? (На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую)

в) Проверка алгоритма по учебнику.

Проверим себя. Откройте учебники на стр. 135, прочитаем правило.

Что есть в правиле такого, чего мы не назвали? (Части сложного предложения могут быть связаны союзом, перед союзом нужно поставить запятую)

Для чего мы составили алгоритм?

Перейдем к выполнению упражнений.

6. Закрепление правила постановки знаков препинания

а) Первичное закрепление правила.

Выполнение упр. 1 стр. 135 с комментированием.

Почему даже перед одиночным союзом и в двух предложениях была поставлена запятая?

б) Выполнение упр. 2 стр. 136.

Прочитайте задание про себя.

Что мы должны сделать?

Выпишите сложное предложение.

Кто не сделал ошибок?

Почему вы легко справились с заданием?

Прочитайте остальные предложения.

Чем они похожи? (Простые предложения с однородными сказуемыми)

Эти предложения вы запишите дома, подчеркнете однородные члены предложения.

в) Работа в парах – упр.3 стр. 136

Прочитайте задание. Работать будете в парах, устно.

Есть ли ошибки в постановке знаков препинания? В каких предложениях?

Запишите эти предложения правильно.

Объясните, почему в одних предложениях запятая перед союзом и нужна, а в других нет?

7. Работа в печатных тетрадях

Откройте стр.42, упр.2.

Прочитаем задание.

Когда перед одиночными союзами и и или ставится запятая, а когда нет?

Каким предложениям соответствуют данные схемы? (1,4 – с однородным и членами; 2, 3 – сложное предложение)

Выберите две схемы и продолжите предложения в соответствии со схемами.

8. Домашнее задание

Упр.2 стр. 136 (выписать простые предложения, подчеркнуть однородные члены предложения); дополнительно - упр. 3 стр.42 в печатной тетради.

9. Рефлексия. Итог урока

Какую учебную задачу ставили на урок?

Чем отличается простое предложение с однородными членами от сложного предложения?

Где будут использоваться новые знания?

Кого бы вы хотели отметить в классе, кому сделать комплимент?

Закончите предложение:

Сегодня я узнал (а)…

Я смогу…

Я попробую…

Мне было трудно…

Запятая - самый простой и прозаический, но в то же время и самый коварный знак. Ее постановка подразумевает понимание того, как строится и структурируется речь, какие смыслы появляются и исчезают, если неправильно поставить запятую. Конечно, в небольшой статье невозможно описать, в каких случаях ставится запятая и перечислить абсолютно все, остановимся лишь на самых распространенных и простых.

Перечисление и однородные члены

Правильная постановка запятых в простом предложении начинается со знания правила о том, что однородные члены предложения должны быть разделены запятой:

Я люблю, обожаю, боготворю кошек.

Я люблю кошек, собак, лошадей.

Трудности возникают, если между однородными членами предложения стоит союз «и». Правило здесь простое: если союз одиночный, запятая не нужна:

Я люблю собак, кошек и лошадей.

Если же союзов больше, чем один, то запятая ставится перед вторым союзом и далее:

Я люблю и собак, и кошек, и лошадей.

Иначе ставится запятая перед союзом «а». Правило диктует постановку знака в любом случае и касается также и союза «но», и союза «да» в значении «но»:

Моя соседка любит не собак, а кошек.

Кошки любят осторожных людей, но сторонятся шумных и злых.

Определение при личном местоимении

Трудности с тем, где нужна запятая, возникают и тогда, когда речь идет об определении. Однако и здесь все просто.

Если одиночное определение относится к личному местоимению, оно отделяется запятой:

Довольная, она вошла в комнату и показала покупку.

Я видел тогда эту собаку. Она, радостная, виляла хвостом, дрожала и все время прыгала на хозяина.

Обособленное определение

Если вы заучиваете правила о том, в каких случаях ставится запятая, то третьим пунктом должно быть обособленное определение.

Под обособленным определением подразумевается прежде всего Он отделяется запятыми в том случае, когда следует за тем словом, к которому относится:

Мальчик, начитавшийся книг о путешествиях, никогда не пройдет равнодушно мимо туристического агентства или мимо магазина с палатками и фонариками.

Кошка, еле дождавшаяся угощения, теперь мурлыкала и ласково поглядывала на хозяина.

Начитавшийся книг о путешествиях мальчик никогда не пройдет равнодушно мимо туристического агентства или мимо магазина с палатками и фонариками.

Еле дождавшаяся угощения кошка теперь мурлыкала и ласково поглядывала на хозяина.

Обособленные обстоятельства

Запятыми и в простом, и в сложном предложении отделяется одиночное деепричастие и деепричастный оборот:

Помурлыкав, кошка улеглась на моих коленях.

Собака, порычав, все-таки успокоилась и дала нам поговорить.

Сделав ряд замечаний по поводу нового проекта, шеф удалился.

Вводные слова

Вводные слова - это такие слова, которыми показывается достоверность информации, ее источник или отношение к этой информации говорящего.

Это такие слова, которые потенциально могут быть развернуты в предложение:

Этот художник, разумеется, завоевал сердца всех своих современников.

Наташа, кажется, не собирается заботиться о своем отце.

Леонид, видимо, не подозревает, зачем около него в последнее время появилось столько людей.

Обращения

Если в предложении присутствует обращение, и это не местоимение, значит, оно должно быть отделено запятыми с двух сторон.

Здравствуйте, дорогой Лев!

До свидания, Лидия Борисовна.

Знаешь, Маша, что я тебе хочу сказать?

Линда, ко мне!

К сожалению, незнание того, в каких случаях ставится запятая при обращении, часто приводит к неграмотному оформлению деловых писем. Среди этих ошибок - и пропуск запятой при обращении, и постановка лишней запятой при местоимении:

Добрый день Павел Евгеньевич! (Нужно: Добрый день, Павел Евгеньевич! )

Светлана Борисовна мы также подготовили для Вас наши новые образцы. (Нужно: Светлана Борисовна, мы также подготовили для Вас наши новые образцы.)

Как, Вы, полагаете, этот договор целесообразно заключать? (Нужно: Как Вы полагаете, этот договор целесообразно заключать?)

Запятая в сложном предложении

В общем-то все правила относительно того, в каких случаях ставится запятая в сложном предложении, сводятся, по сути, к одному: все части любого сложного предложения должны быть отделены друг от друга знаком препинания.

Весна пришла, засветило солнце, засуетились воробьи, забегали торжествующе дети.

Ему купили новый компьютер, так как старый уже не мог работать из-за маленького объема памяти и несовместимости с новыми программами.

А что же еще делать, если не веселиться, когда кроме этого ничего не остается?

Во главе процессии шел какой-то рыженький мальчуган, он, наверное, и был самым главным.

Запятая в сложном предложении ставится во всех случаях, кроме объединяющего слова, и если на стыке частей предложения не нужен другой знак, прежде всего - двоеточие.

Исключение: объединяющее слово

Если части сложносочиненного предложения объединяются неким одним словом (например, то запятая между этими частями предложения не ставится:

и птицы прилетели, наша компания как-то оживилась.

Ср.: Пришла весна, птицы прилетели, и наша компания как-то оживилась.

Это слово может быть не только в самом начале предложения:

Мы пойдем на эту встречу только в крайнем случае, только если все условия будут оговорены и текст договора будет согласован.

Запятая или двоеточие?

Вместо запятой должно стоять двоеточие, если смысл первой части раскрывается во второй:

Это было чудесное время: мы рисовали то, что хотели.

Теперь он приступил к самому главному: он мастерил подарок для мамы.

Собака больше не хотела гулять: хозяева настолько запугали ее дрессировкой, что проще было отсидеться под столом.

Предложения со словом «как»

Многие ошибки, касающиеся того, в каких случаях ставится запятая, возникают из-за непонимания разницы между двумя значениями слова «как».

Первое значение этого слова - сравнительное. В этом случае в предложении отделяется запятыми:

Осиновый лист, как бабочка, поднимался все выше и выше .

Второе значение - указание на тождество. В таких случаях оборот с «как» не выделяется запятыми:

Бабочка как насекомое мало интересует людей, привыкших видеть в животных источник тепла и общения.

Поэтому предложение: «Я как твоя мама не позволю тебе портить себе жизнь » может быть пунктуационно оформлено двояко. Если говорящий - действительно мама слушающего, значит, слово «как» употреблено в качестве слова, указывающего на тождество («я» и «мама» - это одно и то же), поэтому запятые не нужны.

Если же говорящий сравнивает себя с мамой слушающего («я» и «мама» - это не одно и то же, «я» сравнивается» с «мамой»), значит, запятые нужны:

Я, как твоя мама, не позволю тебе портить себе жизнь .

В том случае, если «как» входит в состав сказуемого, запятая также не ставится:

Озеро как зеркало. (Ср.: Озеро, как зеркало, сверкало и отражало облака).

Музыка как жизнь. (Музыка, как жизнь, длится не вечно.)

Формальные приметы необходимости запятой: доверять или нет?

Обратить внимание на то, в каких случаях ставится запятая, помогут особые приметы предложений. Однако не стоит им слишком доверять.

Так, например, это прежде всего касается того, ставится ли запятая перед «чтобы». Правило, казалось бы, однозначное: «Перед «чтобы» всегда ставится запятая». Однако к любому правилу не нужно относиться слишком буквально. Например, предложение с «чтобы» может быть таким:

Он захотел поговорить с ней, чтобы узнать правду и чтобы рассказать о том, как прожил жизнь.

Как видим, правило здесь работает, однако второе «чтобы» не предполагает запятой. Тем не менее эта ошибка довольно распространенная:

Мы ходили в магазин, чтобы просто изучить цены и, чтобы посмотреть, что вообще можно купить к обеду в этом городе.

Правильно: Мы ходили в магазин, чтобы просто изучить цены и чтобы посмотреть, что вообще можно купить к обеду в этом городе.

То же касается слова «как». Выше уже говорилось, что, во-первых, у слова есть два значения, а во-вторых, оно может входить в состав разных членов предложения, поэтому доверять расхожей формулировке «Перед «как» всегда запятая» не стоит.

Третий распространенный случай формальной приметы необходимости запятой - слово «да». Однако и к нему следует относиться с большой осторожностью. У слова «да» есть несколько значений, в том числе - «и»:

Взял он кисти да и пошел рисовать.

Слетелись галки да вороны, а синичек как не было, так и нет.

К таким формальным приметам следует, скорее, относиться как к потенциально «опасным» местам. Слова типа «чтобы», «что бы», «как», «да» могут сигнализировать о том, что в этом предложении может быть запятая. Эти «сигналы» помогут не пропустить запятые в предложениях, правило же, касающееся самих этих знаков, ни в коме случае нельзя упускать из вида.

При этом при расстановке запятых нужно, скорее, ориентироваться, не на «правила», а на смысл постановки знака. Запятая в общем и целом предназначена для отделения однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также фрагментов, не вписывающихся в структуру предложения, являющихся для него чужеродными (обращения, вводные слова и т. д.). Правила же лишь конкретизируют каждый случай. Это касается даже формулы «нужна запятая перед “чтобы”». Правило это на самом деле конкретизирует общий принцип пунктуационного оформления А вообще, конечно, при письме нужно думать!