Мама, я не хочу умирать! (Страх смерти- что с этим делать).

Заглавие звучит как крик некоего смертельно больного человека, но нет: насколько мне известно, у меня на данный момент нет никаких опасных болезней, у меня в жизни все в порядке, и, теоретически, если очень постараться, я могу прожить еще лет пятьдесят – но уже сама по себе эта страшная цифра, жалких пятьдесят лет жизни, вгоняет меня в оторопь. Страх. Постоянный, не отступающий ни на день, страх собственной смертности, с четким осознанием – это неизбежно. Я когда родился, уже был смертельно болен жизнью, и вся разница между мною, солдатом на войне, больным в хосписе – срок. Всего лишь жалкий срок. Я не понимаю, как люди с этим живут! Не понимаю, как можно строить какие-то планы, чего-то добиваться, зарабатывать деньги, делать карьеру, если через сто лет тебя не будет. Нигде. Ни в каком виде. Совершенно бессмысленное действо, а раз нет смысла – зачем оно все нужно?

Мой пост, наверно, здесь будет не очень типичен. Вроде как не реальная проблема, а непонятные «закидоны», как выглядят мои идеи со стороны. И если уж формулировать вопрос, то он прозвучит, примерно, так: как можно с этим страхом бороться? Как просто жить, не думая каждую секунду о том, что ты смертен? Просто, не знаю, полететь на море, не думая, что самолеты падают. Наверно, еще можно спросить: как расслабиться, как хоть немного снизить контроль, стать хоть на чуточку, но фаталистом? Чтоб ту часть меня, которая радуется всему, пишет этот пост, и радуется, как красиво буквы ложатся на экран, как слова льются рекой, складываясь в стройные мысли, а завтра пойдет гулять с дочкой, и будет радоваться, как она делает первые шаги, оставить. А ту часть, которая зудит над ухом, «ты смертен, ты умрешь, ты исчезнешь, тебя не будет, вся твоя радость – это радость вольного полета парашютиста, который забыл одеть парашют», убрать? Или может я вообще не в ту сторону смотрю – и мне нужно даже от собственного страха научиться получать удовольствие, типа «ты смертен – и это классно! был бы ты бессмертен – тебе бы уже за пару веков все в жизни наскучило, и ты бы думал только о том, чтоб умереть»? Читал и такие размышления, только они не входят со мной в резонанс, когда я читаю в книге фразу «смертность – это классно», то она для меня звучит добрым злом, горячим льдом или белой чернотой. Есть какие-то мысли по поводу?

Дата публикации 13.07.2014 09:09

Рано или поздно дни человека будут сочтены и за ним приходит смерть. Что делать, если я не хочу умирать? Что мне может помочь и стоит ли искать, ждать и надеяться на помощь? Все эти вопросы мы попробуем раскрыть в этой статье.

Смерть приходит к нам неожиданно. Еще в детстве мы узнаем, что все не вечно под луной и нужно будет со всем окружающим миром прощаться так или иначе. Я не хочу умирать, что мне делать? Этот вопрос начинает тревожить человека в те моменты, когда он ощущает настоящее счастье и не хочет, чтобы оно однажды закончится. Это состояние безысходности настоящее мучение для здравого ума. Мысли летают по всей голове и нельзя найти никакого выхода, потому что мы привыкли наблюдать смерть вокруг, когда уходят в никуда близкие или родные.

Я не хочу умирать, что мне делать ? Если вы задаетесь этим вопросом, значит вы хотите жить. А это уже хороший признак. Ведь есть тысячи людей, которые не ценят свою жизнь и стремятся свести с ней счеты. Суицидальные мысли более разрушительны, чем мучительные размышления о том, что смерть неизбежна. В таком случае мы настоятельно рекомендуем сосредоточиться на тех радостях, которые вы не хотите отпускать, которыми вы особенно дорожите. Почему вы не хотите умирать? Что вы хотите сделать в этой жизни? А что будет, если вы действительно не умрете? Что тогда будет? Вечная жизнь

Перед тем, как продолжать размышления в этом направлении, отвечайте на поставленные выше вопросы. Когда ответы будут более-менее определенными, двигайтесь далее. Если спокойствие после этого мозгового штурма не пришло в ваше бытие, можно пойти на радикальные меры. Например, изменить коренным образом систему ценностей и понимания этого мира. Смерти - нет! Это главный лозунг, который вам будет приятно нести, этот слоган будет тем самым успокоительным, который спасет вашу жизнь от лишних беспокойств.

Я не хочу умирать, что мне тогда делать? Советуем представить, что смерть это всего лишь процесс преобразования материального тела в нечто большее, до сих пор неведомое для человека. То, куда отправляется умерший человек, сегодня мы не можем понять и осознать, не можем ни проверить ни попробовать, доказать, но такие мысли будут для вас полезны, вы перестанете беспокоиться и ощущать невозможность изменить что-либо.

Началось с приглушенных ударов острым ножом или кулаками. Звуки были глухими, но их ни с чем не перепутаешь: падало одно тело за другим.

«Нет, нет, нет, нет, нет, - звучал на высокой ноте голос члена экипажа или стюарда. - Прошу вас, не делайте мне больно. Я не хочу умирать». Эту отчаянную мольбу, записанную магнитофоном в кабине самолета United Airlines, выполнявшего 11 сентября 2001 года рейс 93, услышали оцепеневшие присяжные на суде над Закариасом Муссауи, которому грозит смертная казнь.

Голос с иностранным акцентом, все более взволнованный, кричал: «Давай. Давай. Давай!» - и звуки ударов продолжались. Потом стало тихо. «Все. Возвращайтесь, - спокойно сказал захватчик. - Все отлично. Я закончил».

Рейс 93 из Ньюарка взял курс на Вашингтон. Но в тот день они не нанесли удар по цели, так как были избиты (о чем рассказал магнитофон) пассажирами, давшими им отпор. Пленка, звучащая 32 минуты, поведала о том, как пассажиры ринулись отбивать самолет, используя любое оружие, какое смогли найти.

«Возьмем их», - кричал пассажир, в то время как посуда падала на пол. «В кабину! Если мы этого не сделаем, мы умрем», - крикнул другой на фоне звуков ударов и бьющегося стекла.

15 апреля 2006 г. легенда о рейсе 93 стала реальностью. 33 пассажира и семь членов экипажа воспеты в книге и фильме за свою попытку отбить обреченный самолет, один из четырех, захваченных во время самого смертоносного теракта в истории США. До сих пор запись, являющуюся документальным свидетельством их мужества, слышали лишь федеральные следователи и некоторые родственники тех, кто находился на борту.

Но в суде американцы соприкоснулись с драмой, услышав, как террористы, используя грубую силу, захватывают самолет, отражают атаку пассажиров, и лайнер падает на поле в Пенсильвании - благодаря людям, которые, бросая в террористов тарелками и всем, что попадется под руку, расстроили их планы.

Многое на пленке невозможно разобрать. Голоса звучат на английском и арабском языках, но слов часто не слышно. Невозможно понять, удалось ли пассажирам войти в кабину, хотя очевидно, что они были рядом с ней и заставили террористов отказаться от атаки на Вашингтон.

Из записи ясно, что мужчины и женщины, знавшие об атаке на Всемирный торговый центр, поняли, что это не обычный захват самолета - эти террористы врезаются на самолетах в здания, и решили взять под контроль собственную судьбу.

«Несомненно, что своими героическими действиями они предотвратили новые жертвы», - заявил Ричард Бен-Венист, член независимой комиссии по расследованию событий 11 сентября. Комиссия пришла к выводу, что пассажиры рейса 93 предотвратили теракт в Вашингтоне, целью которого, вероятнее всего, был Капитолий или Белый дом.

Захватчики, как показывает компьютерная модель, продемонстрированная на мониторах, установленных в зале суда, в ходе борьбы резко повернули самолет. В конце концов, когда пассажиры либо ворвались в кабину, либо были готовы ворваться в нее, террористы перевернули самолет вверх дном, чтобы он разбился.

«Аллах всемогущий!» - крикнул один из них девять раз, пока самолет падал. Запись оборвалась. В зале суда стояла тишина.

На фоне этой драмы суд показался чем-то запоздавшим. Обвинение требовало казни для Муссауи, единственного человека, осужденного в США в связи с атаками на торговый центр и Пентагон. Теперь начинается выступление защиты, и ожидается, что Муссауи снова даст показания.

На первом этапе процесса Муссауи показал, что планировал захватить пятый самолет и направить его на Белый дом 11 сентября с экипажем, куда входил «ботиночный террорист» Ричард Рейд. Присяжные сочли, что Муссауи заслуживает смерти, и им предстоит решить, будет ли он казнен или проведет остаток жизни за решеткой. Рейда могут вызвать для дачи показаний.

Гамильтон Питерсон из Бетесды, президент организации «Семьи рейса 93», заявил, что обнародование записи должно дать ответ на все вопросы о том, что произошло на борту самолета Boeing 757. «Главный из них: действительно ли пассажиры и члены экипажа отвели самолет от намеченной цели? И на этот вопрос дан однозначный ответ, - сказал Питерсон, чьи родители погибли в этом самолете. - На вопрос, вошли ли они в кабину, когда самолет уже летел к земле, ответит история».

Прокуроры использовали воспроизведение записи для того, чтобы продемонстрировать присяжным ущерб, причиненный террористами 11 сентября, и страдания жертв. Показания в окружном суде Александрии дали более 35 жертв терактов и родственников погибших, в том числе Лорн Лайлз, чья жена была стюардессой рейса 93. Некоторые присяжные плакали, когда он рассказывал о двух звонках своей жены из самолета.

Когда в первый раз зазвонил телефон, Лайлз, полицейский из Флориды, который накануне работал в ночную смену, перевернулся на другой бок и снова заснул. Он коротко поговорил с женой, когда она позвонила снова. И лишь неделю спустя он услышал оставленное ею голосовое сообщение.

«Привет, малыш, - сказала Сиси Лайлз. - Малыш, слушай меня очень внимательно. Я в самолете, который захватили. Я стараюсь оставаться спокойной».

Сказав, что она знает о самолетах, врезавшихся во Всемирный торговый центр, Лайлз пыталась сохранить самообладание, но голос у нее срывался. «Надеюсь, что еще увижу твое лицо, - сказала она. - Я люблю тебя, малыш».

По словам Лайлза, за прошедшие пять лет он неоднократно проходил курс психотерапии. «Я просто не могу спать, - сказал он. - Говорят, что надо закрыть эту страницу, но это невозможно».

Муссауи сидел со скучающим видом, как и тогда, когда звучала запись.

На огромном экране показали маршрут рейса 93, зафиксированную приборами скорость и высоту, когда Зияд Джарра, который, как полагают, был пилотом группы террористов, объявил: «Дамы и господа, говорит командир, прошу вас сесть и оставаться на своих местах. На борту бомба».

Было примерно 9:32 утра, четыре минуты назад начались теракты. Самолет вылетел из аэропорта Ньюарка в Сан-Франциско в 8:42.

Звуки борьбы в кабине слышны отчетливо, но непонятно, обращается с мольбой мужской или женский голос. Комиссия по расследованию пришла к выводу, что, скорее всего, это стюардесса, которую каким-то способом заставили замолчать. Захватчики в четырех самолетах были вооружены ножами и резаками для картона.

Когда самолет развернулся и полетел на юг над Пенсильванией, несколько минут стояла тишина. В 9:43 он начал быстро снижаться. Первые признаки борьбы стали слышны в 9:57, когда один из террористов произнес: «Что там? Драка?»

Пассажиры, узнавшие по мобильным телефонам об атаке на Торговый центр, бросились к кабине. «Они хотят войти сюда. Держи изнутри», - сказал один из захватчиков.

«Прикончим его?» - спросил один террорист.

«Не сейчас, - ответил другой. - Когда они войдут, прикончим».

Несколько секунд хаоса - звуки насильственной борьбы. Кричат люди, ломаются предметы. Члены комиссии по 11 сентября 2001 г. говорят, что пассажиры, вероятно, бросали предметы в дверь кабины или таранили ее тележкой, на которой развозят напитки.

«Вниз, вниз», - произнес один из захватчиков как раз перед тем, как его коллега восславил Аллаха и разбил самолет.

Мне не повезло, я стала бояться смерти в 9 лет. Что в этом невезучего, скажете вы? То, что я была взрослой, ну, не особо, но сказки уже не могли подсказать мне, как бороться со срахами. Да и не помагали мне родители с ними бороться, говорили, что я издеваюсь, обвиняя маму в том, что она меня родила, и теперь мне обязательно придется умереть.
А, вот, если бы мне рассказали сказку...
Для тех, у кого дети тоже бояться смерти- выручалочка.
Желаю счастливого детства.
***

«Капелька» (терапевтическая сказка)

Метафора, объясняющая ребенку, что такое смерть, что такое движение жизни в природе и как нам, взрослым, можно бережно и светло рассказать об этом нашим детям. В конце метафоры вы можете найти план ее составления и интерпретацию.

Вступление

Наши дети задают нам вопросы. И каждый детский вопрос очень важен для маленького человечка, ведь каждый наш ответ – это новый шаг ребенка в познании мира. Вот только отвечаем на эти вопросы мы по-разному: в зависимости от того, есть ли у нас сейчас время объяснять и что, на наш взгляд, из всего, что мы могли бы рассказать, малыш сможет понять. Поэтому, если нам кажется, что ответ на вопрос чересчур сложен, мы зачастую пытаемся ответить шуткой или коротким примитивным объяснением, а если проблема малыша вызывает у него тревогу – старательно отвлекаем, переводя его внимание на что-то другое. Но вопрос-то остается на бессознательном уровне, ответ не получен и проблема не решена!

Все мы пытались рассказать своим детям, откуда берутся горы, почему Земля не падает, почему днем светит солнце и куда под утро девается луна. Почему, почему, почему… И на каждый такой “Почему?” необходимо выдавать малышу полное и понятное “потому что…”. А если вопрос связан с тревогой малыша, то надо не просто ответить, но и успокоить ответом.

Не так давно у нас был такой случай. Умерла моя собачка. И мой мальчишка никак не мог понять, почему она лежит недвижима и не дышит. Я, как могла на тот момент, объяснила ему, что произошло. Потом мы вместе закопали ее, соорудив что-то вроде холмика, и посадили цветочки. При этом мы разговаривали о том, что наша Ладушка будет жить в наших сердцах и мы всегда будем о ней помнить. Все это отвлекло его от грустных мыслей. Прошло несколько дней, и малыш не вспоминал о происшедшем. Но по прошествии примерно полугода он вдруг начал разговоры о смерти. Он говорил о том, что боится умереть, спрашивал меня, зачем он родился, если все равно умрет. Я старалась не обсуждать с ним этот вопрос, полагая, что это не та тема, на которую стоит разговаривать с маленьким ребенком. Я отвечала ему, не как полноценному Человеку и Личности, коими каждый из нас является буквально с первых секунд своего рождения. Я просто его успокаивала, рассказывая сказки про молодильные яблочки, живую и мертвую воду и потихоньку переводила разговор на другую тему. Увы, это было моей ошибкой! Сказки, подтвержения правдивости которым он ни разу не встречал за все 4 года его жизни, не могли удовлетворить его потребности понять то, что он видел собственными глазами. Проходило немного времени, и он снова возвращался к этой теме. И его тревога возрастала. Он не получал ОТВЕТА!!!

Дорогие мамы и папы! Вспомните свое детство, вспомните свои ощущения приятной внутренней уверенности, когда, будучи маленьким человечком, вы чувствовали себя компетентными в интересующих вас вопросах! И вспомните ощущения неудовлетворенности от полученных от взрослых ответов, когда в душе поселяется растерянность и обида. “ Я хочу не такой ответ!!! Я уже большой и все понимаю!!!” – так однажды с горечью в сердцах выкрикнул мне мой 4-х летний сын, когда я не смогла внятно ответить на его вопрос. Он видел мою растерянность и чувствовал: то, что я ему рассказала – это далеко не все, что я сама знаю на эту тему. Тогда я стала рассказывать ему более подробно и, видимо, совсем непонятно. И тогда мой маленький мудрый человечек просто подсказал мне, как я должна была ему ответить. Он спросил меня: “Мамочка, а на что это похоже?”

И тогда у меня родилась эта метафора.

В виде сказки, рассказанной на ночь, содержащая в себе большое количество скрытых команд на спокойствие, уверенность, радость и одновременно дающая полный и доступный ответ на вопросы ребенка, эта метафора дала прекрасный терапевтический эффект. Может быть, она поможет и вам в общении с вашим ребенком на эту сложную для объяснения тему?

Сказка для Сашеньки на ночь

Эта история началась летом. Как-то раз, после жаркого солнечного дня, наступил теплый летний вечер, и все цветочки на полянке сложили вместе свои лепесточки и уснули. И протекавшая рядом речка, казалось, тоже решила вздремнуть – она журчала тихо-тихо, и даже громогласные лягушки и звонкие сверчки – эти ночные певцы – квакали и стрекотали тихо, просто наполняя влажный воздух ровным звуком. На полянку и речушку опустился туман. Спокойствие и умиротворение царило на земле, давая возможность отдохнуть и набраться сил всем, кто лег спать. Луна призрачно просвечивала бледно-желтым светом сквозь влажную пелену тумана. Ее контуры были расплывчаты и обманчивы. Спать…. Спать…. – вдыхала ночь.

Затем настало утро. Первые радостные лучики солнца разорвали туманную завесу, и туман начал таять, оседая ни листве, траве и в чашечках цветов капельками росы. Так в одном из цветочков родилась Капелька. Она перекатывалась в серединке цветочка, с любопытством смотрела вниз на землю сквозь лепестки и смеялась, радостно звеня. И цветочек тоже смеялся – ему очень нравилось, что в его серединке блестит Капелька.

Солнце поднималось выше и грело все сильнее. Становилось жарко.

– Как красиво я сияю в солнечных лучах, – радовалась Капелька.

– Спрячься от солнца, а то ты погибнешь, – волновался цветочек – солнышко высушит тебя и ты исчезнешь!

Капелька не послушалась. Солнечный лучик попал на Капельку, она становилась все меньше и, наконец, исчезла.

– Моя капелька пропала, она умерла! – расстроился цветочек. И все другие капельки, которые были в других цветочках, испуганно зазвенели: “Умерла!.. Умерла!..”

А Капелька и не умерла вовсе. Она превратилась в пар. Просто другие капельки не знали этого и не узнают, пока сами не превратятся в пар. И вот наша капелька в виде маленького туманного облачка поднималась на небо. А рядом с ней поднимались другие облачки, которые тоже когда-то были капельками. Чем выше они поднимались, тем становилось холоднее, и туманные облачка теснее прижимались друг к другу, чтобы согреться. В результате из них получилось большое облако. А капелек-облачков становилось все больше и больше. И в конце концов на небе родилась большая грозовая туча.

Подул ветерок, и туча загородила собой солнце. “Что происходит, что с нами будет?” – волновалась наша Капелька и другие капельки-облачки вместе с ней. Стало совсем холодно, и Капелька вдруг увидела, что другие туманные облачка опять превращаются в капельки! Те, которые были тяжелей, стали протекать сквозь тучу, отрывались от нее и падали вниз, на землю. Капелька почувствовала, что она тоже становится просто капелькой, становится тяжелей и тяжелей… “Мне страшно! Я погибну!” – испуганно закричала Капелька и тоже оторвалась от тучи. “Они умерли…умерли…”- испуганно шептали оставшиеся капельки, из последних сил держась за тучу. “Я умираю”, – говорила туча, и становились все меньше и меньше, рассыпаясь капельками дождя.

А наша Капелька летела по воздуху на землю вместе с другими оторвавшимися капельками и слушала их разговоры. “Кап, кап, кап, – говорили капельки – мы дождинки, мы делаем дождик!” “Это приятно – быть дождинкой, и совсем не страшно!” – радостно подумала Капелька, и в груди ее поднимался вихрь восторга. Но долго радоваться ей не пришлось – она звонко шлепнулась на землю. “Ой!” – вскрикнула она. “Надо говорить кап!” – поправила ее другая капля. Кап-кап-кап… приземлялись рядом другие капельки. Их становилось все больше, больше -и на земле родился ручеек. “Мы сделали свой ручеек!” – радовались капельки. Они бежали наперегонки, толкались и смеялись, и Капелька бежала и смеялась вместе с ними. И ручеек бежал по земле и звонко журчал… Пока не влился в речку. Умер? Нет! Много-много ручейков сливаются вместе в один поток, и так рождается речка. И одной из капелек воды в этой речке была наша Капелька. Она солидно и серьезно текла в общем потоке с другими капельками – ведь в речке не положено бежать и толкаться, как в ручье. И она ощущала собственную важность в этом общем процессе и очень собой гордилась. И солнышко светило на речку своими горячими лучами.

И так случилось, что Капелька опять попала под солнечный лучик, испарилась и превратилась в облачко пара. “Умерла…Умерла!…” – испуганно шептали другие капельки в речке. Но мы-то с тобой уже знаем, что она не умерла, а просто перешла в другое состояние. И она с радостью проделала уже знакомый ей путь без тени страха или сомнения. С такими же испарившимися капельками они опять создали тучку и вновь пролились дождиком на землю.

Капелька летела вниз с другими дождинками и собиралась вновь бежать ручейком и веселиться, но вдруг почувствовала, что шлепнулась на землю и провалилась под землю. “Ой!” – испугалась капелька, а другие капельки, которые не протекли под землю и образовали ручеек, испуганно зазвенели: “Умерла…Умерла!…” Ведь Капельки уже не было с ними и они не знали, что с ней стало, во что она превратится… Как часто незнание порождает страх!

А Капелька протекла глубоко под землю. Там было темно, много корней от растений и деревьев и течь было очень неудобно. Поэтому она остановилась и стала ждать – что будет. И вдруг Капелька почувствовала, что ее кто-то пьет. Она оглянулась – и увидела тоненький корешок, который прикоснулся к ней и тихонько выпивал ее водичку. “Ее пьют, она умирает…”- говорили друг другу другие застрявшие в земле капельки. А корешок выпил капельку до конца, и она побежала по стебельку растения, став его соком. “Вот это да! – удивилась Капелька. – Я теперь цветочек!” Да, Капелька стала теперь жить внутри цветочка. Горделивое спокойствие поселилось в ее сердечке – она стала частью прекрасного создания природы. Так она провела все лето. Настала осень. Цветочек стал увядать, его мочили дожди, трепал холодный осенний ветер. Цветочек лег на землю, и Капелька снова вернулась в землю. Она приготовилась вновь сидеть и скучать в земле, и ждать, когда ее выпьет какой-нибудь цветок или деревце, но дожди размочили землю, в ней собралось очень много капелек. Все вместе они опускались все глубже и глубже, и, в конце концов, родили под землей свой собственный подземный ручеек. Так Капелька узнала, что бывают подземные ручейки и даже подземные речки. Капелька много путешествовала под землей, перетекая из одной подземной речки в другую. Она узнала, что бывают подземные пещеры и даже подземные озера в этих пещерах.

Но однажды подземная речка вынесла Капельку на поверхность земли. Последние осенние лучи солнца погладили Капельку и она вновь испарилась и поднялась в тучку. На этот раз Капелька долго путешествовала в тучке по небу. А на земле в это время наступила зима. И вот однажды Капелька вновь почувствовала в своей тучке, что она становится тяжелой. Она сползла на край тучи и бесстрашно спрыгнула вниз. “Да здравствует дождик! Ура!” – закричала она. Но когда она полетела вниз, то почувствовала, как ей холодно. Капелька так замерзла, что сжалась и даже ощетинилась от холода – и стала снежинкой. И другие капельки вокруг тоже стали снежинками. Они стали легкими и кружились и порхали в воздухе, водя хороводы. “Какие мы стали красивые! Мы снежинки!!” – восторженно шептались они, медленно оседая на землю. А те капельки, которые еще остались на тучке и видели, как дождинки превратились в снежинки, со страхом шептали друг другу: “Посмотрите, что с ними стало, они, наверное, умерли!!!”

Наша Капелька-снежинка упала на крышу дома, который стоял на берегу реки. Той самой реки, в которой когда-то плавала Капелька. И Капельке захотелось похвалиться речке, какая она теперь красивая снежинка. Поэтому Капелька-снежинка подползла с попутным ветерком к краю крыши и взглянула вниз, туда, где протекала река. Но, о, ужас! Что стало с речкой?! Она не текла, как прежде, медленно и величаво, перетекая миллионами капелек. Она застыла, как стекло, скованная льдом. “ Наша речка умерла!” – шептались капельки-снежинки на крыше. Капелька готова была расплакаться, и остальные снежинки тоже. И когда лучик холодного зимнего солнышка коснулся снежинок, они все-таки заплакали и начали таять, вновь превращаясь в воду и стекая с крыши. Но была зима, было холодно, и они снова замерзли, застыли большой сосулькой, свесившейся с крыши. “Надо же, мы теперь, как наша речка!” – думали капельки-льдинки. Им очень хотелось обсудить между собой такое новое превращение – но ни говорить, ни шевелиться в сосульке они не могли. Им оставалось только молча удивляться и с любопытством наблюдать за тем, что происходит вокруг, вбирая в себя новый опыт.

Так и провисела сосулькой наша Капелька вместе с другими до самой весны. А весной солнышко нагрело сосульку и растопило ее. И капельки из сосульки весело закапали на землю, собираясь в ручейки. А ручейки бежали к реке. “Нам придется делать новую речку, ведь наша речка умерла” – говорили капельки в ручейках. Но речка тоже проснулась, ласково согретая весенним солнышком. Лед растаял, и соскучившаяся по движению река бурливо побежала меж берегов, принимая в себя все сбегавшиеся к ней ручейки. Дважды в год менялась речка, вся целиком превращаясь в лед зимой и в воду весной. Ей и не надо было испытывать так много чудесных превращений, которые постоянно происходили с Капелькой – у речки были совсем другие задачи в жизни, скучать ей было некогда. А капелька радостно кувыркалась в бурных весенних водах, умильно подставляя свои бока яркому весеннему солнышку и вспыхивая при этом искристым светом. “Надо же!” – удивлялась наша Капелька. – “Получается, что ничто не умирает! Все только изменяется и продолжает свое существование в новом виде! Это так здорово, и так интересно!”

Наступило лето. И снова потянулись ленивые жаркие дни. Вода в реке нагрелась, стала теплой. Было так жарко, что даже ночью, когда солнышко уходило спать и убирало свои горячие лучики, вода не остывала. И однажды ночью Капелька почувствовала, что ей слишком жарко и она не может больше быть в речке, ей хочется вырваться. И она вырвалась, превратившись в маленькое облачко пара. “Умерла…Умерла!…”- испуганно шептали ее юные соседки- капельки в реке. Но Капелька-то уже знала, что меняя свое состояние, она не умирает, а продолжает жить – в виде капли дождя, в виде снежинки, в виде сосульки, в виде облака или тучи. И каждое новое состояние замечательно по-своему, и каждое новое превращение чудесно необыкновенно!

А над рекой собирался влажный туман, закрывая от лягушек и стрекочущих цикад бледно-золотистое свечение луны. И Капелька была частью этого тумана. Она висела в воздухе туманным облачком, чтобы на утро проснуться капелькой росы в чашечке цветка. “Я уже была туманом…” – сквозь сон подумала Капелька.

Лениво квакали в ночной тиши лягушки и тихо-тихо журчала речка…

“Спать… Спать…. Спать….” – вздыхала ночь.

Проект психотерапевтической метафоры “Капелька”

Тема: страх смерти

Цель: не надо бояться того, чего не знаешь.

Собирательный образ: капля воды; круговорот воды в природе.

Встроенный контекст: Капелька уходит в другое состояние. Те, кто в этом состоянии остается, считают, что для них Капелька умерла. (Снежинка для капель воды).

Внушение: Смерти нет, меняется только состояние. Чтобы изменить состояние – надо покинуть тех, кто состояние менять не хочет.

Встроенные внушения: спокойствие;

уверенность в том, что все, что происходит – должно происходить;

смена состояний может приносить радость и удовольствие.

Поуровневое построение:

1.Сюжетная линия

2. Внушения

3. Переплетения