Определение воевода. Воеводы

Обобщенно - военачальник.

Этот общеславянский термин в старой Руси обозначал 3 должности: начальника войска, высшего местного администратора и одного из подчиненных органов местного управления; первое значение принадлежит древнейшей истории и дожило до XVII в.; второе появляется в XV ст., заменяя прежнего наместника, и существовало на протяжении всего XVII ст. и, наконец, третье возникло только при Петре Великом, исчезая с введением учреждения о губерниях в 1775 г.

отдаче под суд Воевод за противызаконные поступки и самоуправство". ПСЗ, т. IV. № 1760.

По источникам XV-XVII вв. - командир военного соединения (); с середины XVI в. по 1775 год термин приобретает второе значение - представитель центральной администрации на местах (см. ).

Впервые упоминается в летописном рассказе о походах князя Святослава (960-е); на протяжении XI-XIV вв. почти выходит из употребления, что связано с распадом единой армии киевских князей на мелкие княжеские дружины. В летописных источниках этого периода употребляется скорей в порядке исключения: Воеводой , например, назван русскими войсками в Куликовской битве князь Боброк-Волынец.

Кроме того, иногда назначался еще Воевода для командования особой подвижной крепостью – Гуляй -городом.

Часто памятники дают указания еще на , которые посылались из Москвы для усиления командного состава действующей армии.

На подчинение одних Воевод другим до начала XVI I ст. нет никаких указаний, и они должны были действовать по старине "за един муж». Эта форма коллегиальности командного состава не имела никакой юридической определенности, предъявлялось только требование ладить все мирно "без розни за один, чтобы государеву и земскому делу от того порухи не было».

В Русско-польскую войну 1631–34 гг. Большой Воевода является уже , которому подчинялись Воеводы действовавших полков, кроме одного (Еропкина), получившего особую задачу.

Большой Воевода , командуя всей ратью, командовал одновременно и одним из полков, обыкновенно Большим; ему давался, как и Воеводе подчиненных ему полков, один товарищ с обычной компетенцией и сверх того еще в товарищи , которому поручался особый выборный от 100 до 1 т. ч.

Обязанности Воеводы стоят в тесной зависимости от особенностей формирования русской армии XVI-1-й половины XVII века, т.к. Воевода был не только старшим офицером воинского соединения (), но и лицом, проводящим мобилизацию. Назначение Воеводы оформлялось царской грамотой или приговором Боярской Думы в случае начала войны (в XVI веке также в случае возможной войны - "по вестям»). Грамота обычно содержала "наказ» - указывала место сбора будущего , район будущих боевых действий и небольшой оперативный план будущей кампании (чаще всего он исчерпывался формулой "а промышлять о ней (войне) как Бог вразумит»).

Из Разрядного приказа Воевода получал именные списки служилых людей его , и ему придавали штат дьяков и подьячих для ведения делопроизводства.

По прибытии на место сбора Воевода был обязан собрать по спискам свой , переписать явившихся и "нетчиков» и отправить списки к государю (в 1-й половине XVII века широкое распространение получила служба по половинам, когда половина находилась под ружьем, а другая половина - на отдыхе в поместьях), известить о своем прибытии командиров соединений, стоящих в этом районе, а также воевод украинских городов, "выставить сторожей» (организовать наблюдение за противником) и организовать службу связи. После этого административные обязанности Воеводы заканчивались и начинались собственно военные.

Усложнение структуры русской армии привело к выделению из общей массы Воевод своеобразных командующих "родами войск». Первыми отделились артиллеристы - в разряде похода на Литву 1534 года Воеводы "у наряда» указаны как самостоятельная должность. В разряде похода на Казань 1551 года как отдельные должностные лица названы ертаулъные воеводы - командиры легкой конницы. Во 2-й половине XVI века появляется должность "гулявого воеводы », или воеводы - командующего . В начала XVI века начинается процесс разделения Воеводы на "полковых» и "годовых», т.е. воевод, которые назначались военными комендантами в пограничной крепости (впервые роспись Воевода "по городам» в разрядах появилась в 1516 году). Годовые воеводы в отличие от действовавших в XVI веке наместников сочетали военное и административное управление территориями.

Назначение на должность Воеводы носило характер разового поручения и не являлось ни чином, ни званием. Назначение Большим воеводой (см. Воевода большого ) было честью, отличием, но не меняло социального статуса человека, занимавшего эту должность - после сложения с себя обязанностей Воеводы он возвращался на ту же ступень чиновной лестницы, с какой был назначен Воевода (хотя за успешное выполнение обязанностей Воеводы (царь) мог произвести из окольничих в бояре, пожаловать в ближние бояре и т.п.).

Появление Воевод в качестве высшего органов местного управления хотя и относится к моменту упразднения кормлений, но Воеводы уже XV ст. стояли рядом с наместником и именовались Воеводами местными или годовыми, а позже городовыми в отличие от ратных или полковых. Появление этих воевод был вызвано построением со стратегическими целями новых городов на окраинах, где военные задачи выступали на первый план, почему и само население их являлось почти сплошь обязанным службою, а также присоединением новых населенных инородцами областей, где все отрасли управления сосредоточивались в военных руках.

О Воеводах XVI-XVII вв. еще нельзя говорить как о замкнутой служилой корпорации, наподобие офицерского корпуса XVIII-XX вв. Теоретически назначение в Воеводы мог получить любой русский ; ограничение осуществлялось только за счет существования внутрисословных преград (т.н. местнический счет). Представители отдельных фамилий получали назначение в Воеводы постоянно, другие привлекались по мере необходимости; на наиболее ответственные посты обычно назначались лица из ближайшего царского окружения.

Законодательство XVI-XVII вв. не рассматривало Воеводу как отдельную армейскую структуру; на них распространялся корпус законов, охватывающих службу вообще. О личной ответственности Воеводы перед великими князьями (царями) нам известно из сообщения Г. Котошихина: "А иным... полковым воеводам за их службы о жаловании бывает указ: на площади, перед Посольским приказом, бьют кнутьем, а иных казнят смертию, а у иных отнимают честь, и поместья, и вотчины, и ссылают в ссылку в Сибирь, на вечное житье, з женой и з детми, в или в казаки, или в какую службу годятся». Первый русский общевоинский устав (т.н. Воинская книга, 1607-1621 гг.) - "Устав ратных, пушечных и др. дел» о должности Воевод ничего существенного не сообщает.

Во 2-й половины XVII века, по мере широкого внедрения в армию полков иноземного строя, полки во главе с Воеводами, называемые разрядными, теряют прежнее значение и фактически превращаются в разновидность ополчения. Последние крупные операции с участием разрядных полков - походы на Крым кн. В.В. Голицина 1687-1689 гг., видимо, это последний случай назначения Воеводы . Дворянское ополчение участвовало в осаде Нарвы осенью 1700 года и в военных действиях Б.С. Шереметева в Прибалтике 1701-1703 гг., но с офицерами, имевшими общеевропейские командирские чины.

Отслуживший в полках Воевода назначался городовым обыкновенно под старость для отдохновения и не на продолжительные сроки, – на 2 – 3 г. военный обязанности городских Воевод состояли в принятии предупредительных мер относительно нападения неприятеля и в собирании войск и в командовании ими.

В ведении его тоже находился острог (крепостца) и засеки, и он являлся главным руководителем их обороны.

На обязанности городского Воеводы возлагался также сбор и учет служилых людей его уезда, которым он вел книжки "приездов и отпусков». Всецело в ведении городского Воеводы находились "приборные» , – стрельцы, городские казаки, пушкари и др. воротники, на его же обязанности лежал и призыв на службу охочих людей и сбор даточных людей.

В половине XVII в., с образованием местных разрядов или полков, в каждом из них стали различаться главный город и города приписные, при чем Воеводы городов приписных находились в подчинении Воеводе главного города.

ВОЕВОДА

ВОЕВОДА , военачальник, правитель у славянских народов. На Руси -с 10 в. В Русском государстве - во главе полка, отряда (конец 15 -начало 18 вв.), города (середина 16 в.- 1775), провинции (1719-75).

Источник: Энциклопедия "Отечество"


(слав.: предводитель войска), на Руси это понятие имело тройное значение: начальника войска, высшего местного управителя и одного из подчиненных органов местного управления. Первое понятие - древнейшей истории до XVI в.; второе принадлежит XVI-XVII вв., когда воевода заменил прежнего наместника, и третье - явилось при Петре I. Воеводы древнерусских князей предводительствовали отрядами княжеской дружины. В Московском государстве русская рать для похода и боя делилась на 5 полков: передовой, большой, правой руки, левой руки и сторожевой (тыльный). Каждый из этих полков имел во главе одного или нескольких воевод. Полковых воевод назначал государь. Кроме полковых воевод, при русской рати состояли еще: 1) воевода ертаульный, начальствовавший легкими войсками; 2) воевода от снаряда, или начальник артиллерии и 3) воевода гулявый - начальник гуляй-города. Главным считался воевода большого полка. При Петре звание военных воевод уничтожено, оставлено только звание гражданских воевод. В XVI-XVII вв. воеводское управление становится системой московского правительства, заменив собою отчасти систему наместничества. Воевод, как высших местных управителей, начинает назначать Иван IV с 1555. Сперва воеводы назначаются только в отдаленные пограничные города, как в места, требовавшие военной защиты; затем в XVII в. они являются уже во всех городах. Воеводы назначались по усмотрению царя вследствие челобитной, которая предварительно рассматривалась в Царской Думе; самое назначение шло через Разрядный приказ или другой, в ведении которого находилось воеводство. Управляли воеводы по наказам и имели обширный круг деятельности. Предметы воеводского управления можно подвести под следующие роды: 1) дела военные: набор войска, раздача жалованья, разверстка службы и т.д.; 2) дела дипломатические; 3) финансовые и хозяйственные дела, ограничивавшиеся однако только надзором, «смотрением»; 4) заботы о доставлении народу благосостояния и безопасности (напр., поимка воров, разбойников и беглых) и 5) дела судебные, напр., решение гражданских дел до 100 и даже до 500 руб. Петр Великий уничтожил воеводское управление, заменив воевод губернаторами (1708). Но позднее, после разделения губерний на провинции (1719), Петр восстановил воевод в качестве правителей провинций и, следовательно, помощников губернаторов, а при его преемниках воеводы назначались и в отдельные города - городовые и пригородные воеводы. После введения Учреждения о губерниях Екатерины II (1775) воеводы и их канцелярии были упразднены. С.Ю.

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Синонимы :

Смотреть что такое "ВОЕВОДА" в других словарях:

    Правой, левой руки, начальник правого левого крыла войска. | ·стар. градоначальник, губернатор. Смелость силе воевода. Крепка рать воеводою, тюрьма огородою. Один воин (воевода) тысячи водит, а Бог и тысячи и воина водит. Наказал Бог народ:… … Толковый словарь Даля

    воевода - ВОЕВОДА, истор. – Военачальник; лицо, представляющее высшую (чаще военную) власть на местах В Тобольск, подтвердил сын боярский. В одночасье отписку воеводе доставишь (1. 14). Сл.РЯ XI XVII 2. 261: воевода (1380 г.) «то же». Ср. также Самотик… … Словарь трилогии «Государева вотчина»

    Военачальник, правитель у славянских народов. Воевода в качестве начальника княжеской дружины или главы ополчения упоминается в русских летописях с 10 века. В 15 17 веках воеводв стоял во главе каждого из полков и отрядов русского войска. Во… … Политология. Словарь.

    ВОЕВОДА, ы, муж. В Древней Руси и в нек рых славянских государствах: начальник войска, а также области, округа. Мороз воевода сказочный старик, олицетворяющий сильный мороз. | прил. воеводский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю … Толковый словарь Ожегова

    См … Словарь синонимов

    Славянское слово, соответствующее латинскому dux инемецкому Herzog, предводитель войска. У древних славян, как и удругих племен, преобладал быть военный, и утвердился обычай, с голосаплеменного веча, выбирать воевод или предводителей на случай… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Военачальник, правитель у славянских народов. На Руси известен с Х в. В Российском государстве возглавлял полк, отряд (конец XV начало XVIII вв.), город (середина XVI в. 1775 г.), провинцию (1719 1775 гг.) … Юридический словарь

    ВОЕВОДА, военачальник, правитель у славянских народов. На Руси известен с 10 века. В Российском государстве во главе полка, отряда (конец 15 начало 18 веков), города (середина 16 века 1775), провинции (1719 75) … Современная энциклопедия

    Военачальник, правитель у славянских народов. На Руси известен с 10 в. В Российском государстве во главе полка, отряда (кон. 15 нач. 18 вв.), города (сер. 16 в. 1775), провинции (1719 75) … Большой Энциклопедический словарь

    См. Начальник, вождь (II,1) … Библейская энциклопедия Брокгауза

слав.: предводитель войска), на Руси это понятие имело тройное значение: начальника войска, высшего местного управителя и одного из подчиненных органов местного управления. Первое понятие - древнейшей истории до XVI в.; второе принадлежит XVI-XVII вв., когда воевода заменил прежнего наместника, и третье - явилось при Петре I. Воеводы древнерусских князей предводительствовали отрядами княжеской дружины. В Московском государстве русская рать для похода и боя делилась на 5 полков: передовой, большой, правой руки, левой руки и сторожевой (тыльный). Каждый из этих полков имел во главе одного или нескольких воевод. Полковых воевод назначал государь. Кроме полковых воевод, при русской рати состояли еще: 1) воевода ертаульный, начальствовавший легкими войсками; 2) воевода от снаряда, или начальник артиллерии и 3) воевода гулявый - начальник гуляй-города. Главным считался воевода большого полка. При Петре звание военных воевод уничтожено, оставлено только звание гражданских воевод. В XVI-XVII вв. воеводское управление становится системой московского правительства, заменив собою отчасти систему наместничества. Воевод, как высших местных управителей, начинает назначать Иван IV с 1555. Сперва воеводы назначаются только в отдаленные пограничные города, как в места, требовавшие военной защиты; затем в XVII в. они являются уже во всех городах. Воеводы назначались по усмотрению царя вследствие челобитной, которая предварительно рассматривалась в Царской Думе; самое назначение шло через Разрядный приказ или другой, в ведении которого находилось воеводство. Управляли воеводы по наказам и имели обширный круг деятельности. Предметы воеводского управления можно подвести под следующие роды: 1) дела военные: набор войска, раздача жалованья, разверстка службы и т.д.; 2) дела дипломатические; 3) финансовые и хозяйственные дела, ограничивавшиеся однако только надзором, "смотрением"; 4) заботы о доставлении народу благосостояния и безопасности (напр., поимка воров, разбойников и беглых) и 5) дела судебные, напр., решение гражданских дел до 100 и даже до 500 руб. Петр Великий уничтожил воеводское управление, заменив воевод губернаторами (1708). Но позднее, после разделения губерний на провинции (1719), Петр восстановил воевод в качестве правителей провинций и, следовательно, помощников губернаторов, а при его преемниках воеводы назначались и в отдельные города - городовые и пригородные воеводы. После введения Учреждения о губерниях Екатерины II (1775) воеводы и их канцелярии были упразднены.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Материал из ЭНЭ

Воевода, в России

Славянское слово, соответствующее латинскому dux и немецкому Herzog , «предводитель войска». - У древних славян, как и у других племен, преобладал быт военный, и утвердился обычай с голоса племенного веча (см. это слово) выбирать воевод, или предводителей на случай войны: с окончанием ее власть В. прекращалась. В конце VIII века, когда самобытности балтийских и вообще западных славян стала угрожать опасность с разных сторон, народное правление у них несколько преобразовалось. Воеводы соединили в своих руках власть военную, гражданскую и духовную. Явились начальники племен, владавцы , господари, то есть «верховные воеводы», которые в то же время были главными судьями и верховными жрецами. Впоследствии у большинства славян название В. перешло в название князь . В России после призвания варяжских князей старшие дружинники назывались княжескими В. Знатнейшие из них пребывали в Киеве, при князе; в главных областных городах при наместниках княжеских также находились В. с отрядами княжеской дружины для удержания туземцев в покорности. Во времена удельного периода каждый князь имел свое войско и своих В., которые в военное время начальствовали ратными людьми, а в мирное исполняли разные гражданские должности. С утверждением единодержавия назначение полковых В. осталось за одними лишь московскими государями. Русская рать для похода и боя делилась на 5 полков: передовой, большой, правой руки, левой рука и сторожевой (тыльный). Каждый из этих полков имел в своей главе одного или нескольких В. Кроме полковых В., при русской рати состояли еще: 1) В. ертаульный, начальствовавший легкими войсками; 2) В. от снаряда , начальник артиллерии, и 3) В. гулявый , начальник гуляй-города (см. это слово).

Главным между всеми ними считался В. большого полка; но точно определить отношения к нему прочих В. нельзя по неимению исторических данных. Известно только, что каждый В. был самостоятельным начальником; все они непосредственно сносились с разрядным приказом и имели право писать государю. В некоторых случаях они получали царский указ быть «в сходнех» с В. большого полка, и тогда определялись известные условия подчиненности, хотя во всех отписках своих В. большого полка прибавлял, что решения и распоряжения сделаны им и сходными В. При В. состояли дьяки для переписки и ведения денежных расчетов, так называемые съезжие избы с судьями, дьяками, подьячими для производства суда и расправы в войске. Обязанности В. после наступления военного времени состояли в том, чтобы пересмотреть всех ратных людей по спискам и составить свои списки для правильной раздачи денежного жалованья. Затем уже, согласно общему предначертанию военных действий, установленному в царской думе, В. начинал «промысл над врагом». При Петре Великом звание военных В. было уничтожено; остались лишь гражданские В.

В качестве местных правителей В. первоначально являлись в виде исключения. Уже в княжеской Руси в некоторые (преимущественно пограничные) города посадники , а затем - наместники, посылались иногда с войском, и тогда они назывались воеводами , также местными воеводами в отличие от ратных воевод , назначаемых с исключительной целью предводительства в известном походе. В XVI стол. правительство проводит различие между воеводами полковыми и местными; последние стали именоваться годовыми , потому что отпускались для управления данной местностью на год, а впоследствии - городовыми. Всеобщее введение В. относится к началу XVII в. Смутное время обнаружило необходимость иметь в каждом городе военную власть и сверх того такой орган управления, который связывал бы провинцию с Москвой и простирал бы свою власть на все классы провинциальная общества (а не на одних тяглых людей). В города обыкновенно посылался не один В., а с товарищами (вторые и третьи воеводы) или с дьяками и подьячими; последние в отличие от подьячих, занимавшихся только письмоводством, назывались подьячими с приписью, потому что доношения в Москву посылались за их приписью. Отношения главного (первого) В. к его товарищам не отличались определенностью; им предписывалось все дела ведать вместе, без всякой розни. Если они не могли согласиться и жили во вражде, то имелось одно средство - наказывать за ссоры, что правительство и делало. В. жили на воеводском дворе, который строился жителями управляемого ими уезда. Присутственным местом была съезжая или приказная изба , которая в знатных городах называлась палатою . Учреждение это, иногда весьма сложное по составу, разделялось на повытья или столы. В уездах, которые обнимали собою несколько городов с их уездами, различались воеводы главных городов и воеводы приписных городов . В приписных городах были иногда одни В., без дьяков и без подьячих. Посылались они обыкновенно центральным правительством, но в некоторых местах назначались воеводами главных городов. В. приписных городов иногда являлись совершенно самостоятельными правителями, иногда были лишены всякой власти, и дела приписных округов ведались непосредственно главными В. Наконец, дворцовые села и слободы обыкновенно выделялись в самостоятельные округа, которыми заведовали особые дворцовые воеводы . Все В. при назначении своем получали наказ , в котором определялись их обязанности. Степень власти В. не была одинакова. В., при которых были дьяки, имели сравнительно больше власти. Принимались во внимание также величина города и грамотность воеводы. В. ведали почти все отрасли местного управления. Им поручался набор войска, раздача денежного и хлебного жалованья, разверстание службы между служилыми людьми; они обязаны были ловить воров, разбойников, преследовать беглых, принимать меры против пожаров, заразительных болезней, запрещенных игр, соблазнительных зрелищ, корчемства; они должны были искоренять раскол, заботиться о том, чтобы духовенство исполняло свои обязанности, чтобы прихожане посещали церковь и говели своевременно. Далее В. были судьями. В больших городах, куда В. посылались с товарищами, им предоставлялось решать гражданские дела до 100 и далее до 500 руб. По Уложению В., при которых не было дьяков, вовсе не могли судить вотчинных, поместных и холопьих дел, а в остальных делах давали суд только до 10 или до 20 руб. Все дела, превышавшие власть В., поступали прямо в Москву ; между Москвою и всеми городами, как бы они ни были малы, не было посредствующих инстанций. Дела «разбойные, татебные и убийственные» подлежали ведению губных старост , за которыми В. должны были иметь надзор, но скоро сделались их начальниками и вместе с ними сами стали ведать уголовные дела. Большинство воевод не имели права приговаривать к смертной казни, но некоторым предоставлялось и это право - напр., воеводам отдаленных городов, куда она обыкновенно назначались с товарищами. Подчинив себе губные учреждения , воеводы наложили свою руку и на самоуправление земское и сделались начальниками земских старост и целовальников в их полицейской деятельности; но в финансовом и экономическом управлении земские власти были независимы, подчиняясь только надзору В. Равным образом устранены были В. и от заведования другими отраслями финансового управления, от «сборов таможенных и кабацких», которые ведались особыми головами. Вообще В. не пользовались доверием центрального правительства. Средства контроля (ежегодное представление сметных и пометных , или счетных , списков были ничтожны, имели почти исключительно финансовую цель и так же мало достигали ее, как и общая отчетность при смене В. Воевода считался начальником всех приказных людей в уезде, разного рода приказчиков и голов; ему поручалось «смотреть» за теми старостами, которые непосредственно и не были ему подчинены, но и старостам под рукою рекомендовалось «смотреть» за воеводою. Нередко центральное правительство, недовольное воеводским управлением или не доверяя ему, присылало «просильных людей из Москвы», на которых возлагались отдельные поручения. Таковы были сыщики по губным делам, сыщики беглых, горододельцы, сборщики хлебного и денежного сбора и др. Почти бессильные для служения местным интересам, для удовлетворения нуждам местности и частных лиц, В. не были удовлетворительны и как исполнительные органы центрального правительства. Воевода всякий раз приводился, так сказать, в движение указом из Москвы; в противном случае он бездействовал. Малоуспешности воеводского управления способствовало и то, что В. состоял в ведении того областного приказа , который ведал его город; предписаний других приказов без послушной грамоты из своего приказа он мог и не исполнять. Законные требования других воевод. В. нередко отказывались исполнять под тем предлогом, что «у них о том от великого государя указа нет». Злоупотребления В. (они задерживали жалованье служилых людей, покровительствовали корчемству и контрабанде , сами производили их в больших размерах, вступали в союзы с ворами и разбойниками, брали непомерные поборы с людей тяглых) находили некоторую опору во взгляде самого правительства на воеводскую должность. Кормление (см. это сл.) местных правителей было отменено еще при Иоанне Грозном , но оно продолжало жить в нравах. Правительство не только знало, что воеводы получают приношения, но и считало это в порядке вещей; оно преследовало только вымогательства, когда об этом поступали к нему жалобы. Воеводская служба недаром считалась очень выгодною, «корыстною», службою. Этим обусловливалась ее краткосрочность: воеводы назначались на непродолжительный срок - на год, два, иногда на три года. Реформа г., положившая начало разделению империи на губернии , мало коснулась существа воеводской должности. Во главе губерний стали губернаторы и вице-губернаторы, которые, однако, ограничивались общим надзором преимущественно за военно-финансовой стороной управления; действительное же управление осталось со прежнему в руках В., только переименованы они были в комендантов и обер-комендантов. Более крупное преобразование совершилось в 1718-1720 гг. Губернии поделены были на провинции, которые управлялись В. или вице-губернаторами. В. дана подробная инструкция («Полное Собр. Законов» № 3294), которою им вверена власть полицейская в обширном смысле. Из власти губернаторов и воевод выделены две самостоятельные ветви управления: финансы и суд. Сбор податей передан в руки земских комиссаров (существовавших и прежде) из выборных от дворян, действовавших под надзором губернаторов и воевод и под отчетностью пред своими избирателями. Отделение суда от администрации было проведено далеко не последовательно: губернаторы и В., не вмешиваясь в производство суда, могли своим протестом останавливать исполнение решений, отвечая, впрочем, за неосновательный протест. В г. суд вновь соединен с администрацией; в судах судит воевода с двумя асессорами. В г. все новые должности и учреждения местного управления были упразднены; вместо того назначены были В. во все те города, где они были в московском периоде. Число воевод возросло: появились воеводы пригородные, городовые и провинциальные, которые вместе с губернаторами сосредоточивали в своих руках все отрасли управления и суда. Старые порядки приводили к прежним злоупотреблениям. В г. повелено было В. назначать на два года, по истечении которых они должны были являться в сенат с росписными и счетными книгами. В г. сенат предписал сменять их через пять лет, но жителям предоставлено ходатайствовать о продлении этого срока. Учреждением о губерниях г. звание В. было упразднено и состоявшие при них (со времен Петра) воеводские канцелярии были закрыты.

  • Б. Чичерин, «Областные учреждения в XVII веке» (М., 1856);
  • И. Андреевский, «О наместниках, воеводах и губернаторах» (СПб., 1864; рецензия Н. Калачова в XXXIV Присуждении Демидовских наград и отдельно, СПб., 1867);
  • А. Градовский, «История местного управления в России» (СПб., 1868, гл. V);
  • его же, «Системы местного управления» (в «Сборнике Государственных Знаний» В. Безобразова, т. VI, СПб., 1878).
  • Художественный рассказ о воеводских злоупотреблениях у Костомарова, «Бунт Стеньки Разина» (в введении).
  • О бытовой истории воеводского управления см. «

26.10.2013 12610

Продолжение IV главы II части книги «На степном пограничье: Верхний Дон в XVI-XVII веках».

Воеводы

В XVII веке человек, стоявший во главе города, и особенно приграничного города был совершенно не похож на администратора в современном понимании этого слова. Между тем, именно, от него напрямую зависела судьба нескольких тысяч человек: их жизнь, имущество, хозяйство. Воевода был опорой царской власти в провинции, важнейшей частью общества, представителем элиты, русской аристократии той эпохи, но при этом, он оставался тесно связан с народом, с людьми самых разных чинов, званий и служб, вступая с ними в постоянный контакт. Именно, в этом персонаже допетровского общества отразились особенности русской государственност и своей эпохи.

Что представлял собой русский воевода? Обыкновенно, когда речь заходит о воеводах старой Руси вспоминается образ глупого и ленивого взяточника, обирающего население. Этот образ нашел отражение в поговорке: «Наказал Бог народ – послал воевод». Для негативной оценки деятельности воевод есть основания, однако в повседневной жизни их облик предстает перед нами совершенно иным.

Жизнь любого воеводы до поступления в службу, т.е. до 15-16 лет нам практически неизвестна. Личная жизнь воеводы вообще освещается документами довольно скупо. Дело в том, что эта жизнь не отличалась разнообразием и стояла на заднем плане. Настоящая жизнь воеводы – это государева служба. Вне службы этот человек не представляет своего существования, служба составляет основную и важнейшую часть его бытия. Русский воевода, как правило, ничем не интересуется. У него нет личных интересов, увлечений, он – это его служба.

Несмотря на то, что о молодых годах воеводы мы ничего не знаем, ясно, что он с самого раннего возраста готовится к военной карьере. Неграмотность среди воевод – явление редкое, поскольку умение писать и читать приносит большую практическую пользу администратору. Воевода к 16 годам должен обладать необходимыми военными знаниями, умением лично сражаться и организовывать служилых людей. Есть сведения, согласно которым будущий воевода свои детские годы проводил с отцом. Он ездил по городам и на практике учился всем хитростям воеводской службы. Достигнув служебного возраста 15-20 лет, сын воеводы посылался в полки на военную службу, и лишь затем, рано или поздно ему предлагалось стать городовым воеводой.

Воевода присылался в город на 2-3 года. Он мог повлиять на выбор места своего назначения. Присмотрев подходящий город, воевода посылал в Разрядный приказ (ведомство, которому он подчинялся) челобитную, содержащую обоснование своего желания получить назначение, именно, в это место. Несмотря на то, что обстановка на степном пограничье была небезопасной, многие воеводы стремились попасть в местные города, и даже соревновались друг с другом в стремлении убедить дьяка, возглавлявшего приказ, отдать предпочтения именно ему . Иногда воевода посылал своих людей или ехал лично к дьяку, чтобы решить это дело «посулом», т.е. дать взятку. Употребляя различные средства борьбы за место, или попав случайно в какой-либо город, воевода получает, наконец, приглашение явиться в Москву.

Любая поездка в столицу, ко двору государя – большое событие в жизни воеводы. Здесь он должен показать себя во всем блеске, продемонстрирова ть свою готовность к верной службе. Не редко, обычно до середины XVII века, воевода степного пограничья допускался до «государевой руки». Например, воронежский воевода Иван Васильевич Волынский и его помощник («товарищ») Семен Васильевич Урусов 9 мая 1626 года были приняты Михаилом Федоровичем . Царь, как правило, интересовался здоровьем воеводы, желал ему хорошей службы.

В приказе воеводе вручался наказ от имени царя. В наказе воеводе предписывалось доблестно защищать Российские рубежи, следить за состоянием крепости, беречь город и его жителей, не обижать местное население, а «держать ласку и привет добрый» .

С наказом воевода ехал к месту службы – в город на степном пограничье. С собою, кроме обычных вещей, он возил книги, тетради и столбцы, в которых упоминалось о его прежних службах, а также о службе его родственников и предков. Все это везлось в больших сундуках, на тот случай если воевода затеет тяжбу с таким же, как он стражем степи за руководящее место во время неожиданной войны с татарами. Такие войны возникали здесь постоянно. При отражении удара татар иногда разрядный приказ предписывал городовым воеводам совместные военные действия. Воеводы при этом четко придерживались «мест», положенным им родовитостью.

Вот воевода в городе. Прежде всего, он являлся в Приказную избу к воеводе, которого предстояло сменить, и показывал ему «расписную грамоту», в которой подтверждалась смена власти в городе. О его приезде знали и заранее готовили опись, содержащую перечень казенного имущества, описание состояния крепости, сведения о служилых людях и другая подобного рода информация. Затем воевода уже сам, лично отписывал в Москву о своем приезде и вступлении в должность.

В ближайшие дни после приезда воеводы к нему приходила делегация от представителей местного мира. В состав делегации входили старосты слобод, лучшие дворяне, представители духовенства. Здесь многое зависело от воеводы. Взаимодействие его как администратора с местным обществом играло большую роль. Воевода получал от делегации «корм», размеры которого устанавливались традицией сложившейся в городе. Корм состоял из ветчины, сыра, хлеба, алкогольных напитков и прочего. «Корм» подносился воеводе нерегулярно. Вообще-то, после каждого нового назначения городовому воеводе выплачивалось приличное жалование . Кроме того, воевода – крупный помещик или вотчинник, он имеет стабильный доход.

Двор воеводы, где ему предстояло провести 1-2 года своей жизни в городе, находился, обычно, за пределами главной крепости города. Здесь он жил с семьей, женой и детьми. Семья сопровождала воеводу на службе, вместе с ним переезжая из города в город и рискуя часто попасть в плен, сгореть в огне пожара или погибнуть от татарской стрелы.

В крепости, располагавшейся в центре города, находилась Приказная изба, где работал воевода. Приказная изба представляла собой деревянное двухэтажное здание. На первом этаже находилась приемная, здесь сидели подьячие, помогавшие воеводе. Наверху располагалась комната воеводы, в которой хранились сундуки с многочисленной документацией. Часто документы сырели, портились или использовались воеводой не по назначению.

Воевода обычно умел писать, но на службе прибегал к этому умению крайне редко. Например, лебедянский воевода Прон Коптев сетовал в 1649 году на то, что у него в подчинении нет подьячего. Старый подьячий умер, а нового найти сложно, так как грамоты в городе никто не знает. Но П. Коптев все-таки не собирался писать документы лично, он заставлял делать это одного из помещиков уезда . В повседневной жизни писать воеводе приходилось часто. Он писал родственникам, приказчику, коллегам по службе, но писать документы в Москву решительно не хотел. Частная переписка воевод показывает, что во всех случаях грамотность воевод была не самой лучшей, а почерк очень сложен для прочтения .

Воевода часто предстает перед нами как строитель. Сейчас трудно понять, откуда у русских воевод брались навыки строительного дела, но факт остается фактом: каждый воевода был в той или иной степени строитель. Русские города-крепости в степи строились по плану и смете, составленными воеводами, и под их бдительным руководством. Основателем города Воронежа стал воевода Семен Федорович Сабуров-Папин, город Ливны был построен Владимиром Васильевичем Кольцовым-Мосаль ским, а Елец Андреем Дмитриевичем Звенигородским и Иваном Мясным . Воевода отвечал за состояние укреплений, руководил возведением валом, острогов и прочих сооружений, строившихся для того, чтобы помешать татарам. Иногда воевода, прибыв в город и осмотрев, докладывал о необходимости ремонта или переноса города на новое место . Для возведения преград кочевникам в 1647 году всем миром воронежцы под руководством воеводы Василия Тимофеевича Грязного строили дубовые надолбы по левым берегам рек Воронежа и Дона длиной более семи километров. Кроме того, воронежцами был вырыт ров глубиной более двух метров, сооружены тарасы – деревянные дубовые срубы, насыпанные землей.

Главнейшая обязанность воеводы степного пограничья – организация обороны города и уезда от татарских набегов. Он отвечал за сохранение жителей и города от татар. Воевода почти ежедневно контролировал патрульную («сторожевую») службу в уезде. Выслушивал отчеты «станичных голов», командовавших патрулями. Воевода ждал вестей о приходе татар. Весной русские выходили в степь выжигать траву, чтобы татарским коням нечего было есть. Служилые люди валили деревья в местах татарских переправ, рыли рвы в степи, сажали на эти рвы колючий и густой тёрн, не дававший лошадям проехать.

Крупные походы татар на Россию случались нечасто и обычно об этом всегда знали заранее в Москве. А вот небольшие удары татарской конницы происходили очень часто, по несколько раз в год. Их то и ждал городовой воевода.

Когда татары вторгались в уезд, воевода с тревогой слушал доклад о действиях неприятеля. Главная задача воеводы – спасти население и организовать оборону города, и, конечно, сообщить в другие города. Обычно воевода посылал отряд местных служилых людей против неприятеля, а сам организовывал оборону города. Но нередко бывали случаи, когда воевода, узнав о приближении татар, лично садился на коня и возглавлял контрудар русских.

Так в 1632 году крупный татарский отряд обрушился на город Лебедянь. Утром 26 августа Лебедянь была взята в осаду. Посад города оказался плохо укрепленным, и местный воевода Иван Скорняков-Писаре в решил не выжидать, когда неприятель зажжет слободы. Воевода дал бой татарам возле города. Лебедянцы отбили от крепости татар, и даже взяли несколько человек в плен.

Крупный набег на Курск был совершен зимой 1645-1646 годов. От основного корпуса татарской армии отделилась тысяча ногайцев, которая перешла реку Сейм у самого Курска и зажгла окрестные сёла. Ногайцы ворвались в Ямскую слободу Курска, грабили и жгли местные дома, часть жителей слободы оказалась в плену.

Тогда воевода князь Семен Романович Пожарский лично во главе курских ратников выступил навстречу степнякам. Битвы с татарскими войсками кипели в окрестностях города, селах и деревнях. Князь Пожарский, отогнав ногайцев от стен Курска, сумел в одной из схваток пленить полководца Элмурзу. 23 декабря воевода лично отбил у татар угнанный полон — 439 человек. После этих успехов князь С. Р. Пожарский не стал отсиживаться в крепости, а поспешил на выручку жителям уезда, который разоряли татарские отряды. После многочисленных удачных схваток курский воевода соединил свои войска с отрядом из Рыльска, тоже возглавляемый воеводой. Воеводы атаковали крымских царевичей и одержали победу. Благодаря решительным действиям курского и рыльского воевод свободу получило 2 700 русских пленников.

8 июля 1647 года татарский отряд численностью около тысячи человек напал на Воронежский уезд. Воевода Василий Тимофеевич Грязной сам вывел ратных людей против нападавших. Он держал оборону по левому берегу Дона, и неприятелю не удалось переправиться к городским полям, набег татар был отбит, русские пленники освобождены.

Заслуживает упоминания служба воеводы Андрея Васильевича Бутурлина. Ему удалось удержать Ливны, когда город осадил татарский «царевич» с огромной армией. Он даже умел совершать удачные вылазки и захватывать «языков». В 1637 году стольник Бутурлин был направлен на южную границу во главе отряда – перекрыть Изюмский шлях. Под его руководством была построена крепость в степи – Яблонов. Татары постоянными ударами стремились помешать строительству крепости. Иногда численность татарских отрядов доходила до 1000 человек. Бутурлин руководил обороной крепости и даже организовывал вылазки. За постройку Яблонова А.В. Бутурлин получил награду от государя: соболей, золотой ковш, ткани и 50 рублей.

В 1645 году А.В. Бутурлин был назначен воеводой в Воронеж. Состояние городских укреплений оставляло желать лучшего. Жители уезда во время набегов татар не спешили ехать в крепость, а укрывались в лесах. В городе отсутствовала дисциплина, а некоторые служилые люди совершенно не знали ратного дела, не умели стрелять из пищалей. Воронежский воевода организовал починку укреплений Воронежа. 7 июля 1646 года татарский отряд численностью в 600 человек обошел русские сторожи и подошел к городу. А.В. Бутурлин спешно собрал ратных людей и выступил против татар. Русские одержали победу и преследовали татар пять верст. В этом году продолжились нападения татар, которые воронежцы успешно отбивали. Воронежский уезд часто подвергался татарским набегам. Местные воеводы Ф.Ю. Арсеньев, И.Я Кушелев, А.В. Бутурлин, В.Т. Грязной лично выводили служилых людей для боя с татарами . Умелыми действиями воевода спасал сотни жизней, рискуя своей.

Война с татарами составляла значительную часть повседневной жизни воеводы, но у него были и другие проблемы, касающиеся, прежде всего, организации многочисленных сборов с местного населения. Воеводе также с трудом удавалось заставлять местных жителей исполнять многочисленные службы, за которые он отвечал перед Москвой. Это, например, строительные работы, выпас государевых лошадей, поставка продуктов питания ко двору, строительство стругов, обработка десятинной пашни, сопровождение переселенцев, содержание турецких и крымских послов, сбор хлеба, соли, хмеля для казенных нужд, ремонт мостов, дорог, обеспечение подвод для войск и проч. Понятно, что население, и без того измученное войной с татарами, очень негативно относилось ко всем этим обязанностям и податям, что, безусловно, сказывалось на отношении народа к воеводе. Его часто обвиняли в том, что проводимые им различного рода сборы есть не что иное как его личная затея, предпринимаемая с целью наживы. Фигура царя считалась сакральной, и в целом царь в сознании населения был положительным персонажем. Поэтому люди считали виновниками своих бед бояр и воевод. К воеводе часто приходили «с большим невежеством» и открыто обвиняли в обмане царя и народа.

В 1648 году в степных городах ходили слухи о беспорядках в Москве. Никто ничего толком не знал, но слух очень скоро принял резкую антивоеводскую форму: население говорило, что царь издал указ воевод и их сторонников «побивать камнями» . Это было тяжелое время для воеводы. Многие из воевод южных уездов боялись выйти на улицу, некоторые покидали города, несмотря на то, что срок службы еще не истек.

Несмотря на трудности, воевода старался поддерживать свой авторитет в городе. Иногда он прибегал к угрозам, действовал силой, либо лестью. Его можно понять, поскольку его работа требовала признания от общества. В 1647 году ливенский воевода Фёдор Абросимович Лодыженский — представитель старого рода, одной из ветвей Рюриковичей, был посажен на несколько дней в тюрьму за неудачный местнический спор . Его авторитет, конечно, сильно пошатнулся.

Иногда воевода вступал в конфликт с местным миром, а точнее с его частью. Как показывает практика, он не всегда выходил победителем в таких делах.

Повседневная жизнь воеводы проходила в постоянных заботах о службе. Конечно, иногда, в эти заботы вклинивалась и личная выгода. Тем не менее, городовой воевода не должен восприниматься однозначно как негативная или положительная фигура. Вся его жизнь – это «радение о государевом деле». Многое зависело от личных качеств администраторов.

Домашняя жизнь воеводы ничем не отличалась от жизни простого служилого человека. Даже боярин был в определенной степени служилым человеком и «радел о государевом деле». Беглый взгляд на повседневное существование городового воеводы, обнаруживает нам порядок и устройство государства, в котором он жил. Московское государство было милитаризованным, по сути, и это прямым образом сказывалось на жизни его жителей. Воевода стремился получить должность, часто вступая в споры и тяжбы по поводу места или должности, которое не сулило материальных выгод, но зато демонстрировала государю его годность и готовность к службе.

Примечания:

1. Об этих случаях см.: Камараули Е.В. Южнорусская приказная изба как учреждение местного управления во второй половине XVII века. Воронеж, 2009. С. 17-41.
2. Козляков В.Н. Михаил Федорович. М., 2004. С. 166.
3. Примеры наказов: РГАДА. Ф. 210. Оп. 12. Д. 541. Л. 12-50, 270-307,11-113, 427-453 и др.
4. Козляков В.Н. Получали ли жалование городовые воеводы? //Памяти Лукичева. Сборник статей по истории и источниковедению. М., 2006. С. 96-113.
5. РГАДА. Ф. 210. Д. 275. Л. 221.
6. Например, переписка воевод степного пограничья сохранилась в фондах ГАВО: ГАВО. Ф. И – 182. Т. 2. Оп.1. Д. 4, 69, 161, 554.
7. Разрядная книга 1475-1605 г. М., 1989. Т.3. Ч.3. С. 2-37.
8. Например, воевода А.В. Бутурлин ратовал о переносе Ельца на новое место: РГАДА. Ф. 210. Оп.1. Д. 275. Л. 464-466.
9. РГАДА. Ф. 210. Оп. 12. Д. 272. Л. 54-65.
10. ПСЗ. Т.3. СПб., 1830. № 87. С. 280.
11. Глазьев В.Н. Воронежские воеводы и их окружение в XVI-XVII веках. Воронеж, 2007. С. 98-103.
12. Там же.
13. РГАДА. Ф. 210. Д. 327. Л. 473.
14. Пясецкий Г. Исторические очерки города Ливен и его уезда в политическом, статистическом и церковном отношении. Орёл, 1893. С. 122.

Статья подготовлена по материалам книги Д.А. Ляпина «На степном пограничье: Верхний Дон в XVI-XVII веках», изданной в 2013 году. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в его работе. Пунктуация и стиль автора сохранены.