Врут, ноют, им все должны: психиатр о невыносимых людях. Как общаться со сложными (даже невыносимыми) людьми

Вебинар «Работа с невыносимыми людьми»

Есть люди, которые только одним своим существованием портят
нам жизнь. Им ничего особо делать для этого не приходится. А вот как не получить от них негатив, мало кто знает.

Невыносимые люди!

Это часто встречается на работе, среди коллег. Вы познакомились с человеком, а он вас просто бесит. Вызывает такую злобу, что хочется выколоть глаза. Это отравляет жизнь, снижает продуктивность, лишает настроения, путает планы.

Что с этим делать?

К сожалению, в школе учат многим вещам, чаще всего ненужным, а нужным не учат. Вот и не учат элементарному — простейшим психотерапевтическим и психологическим техникам.

Мало кто знает, как с этим справляться, а человек бесит. И нам необходимо с ним работать, строить диалог, давить в себе гнев и раздражение – это может развить болезнь, тот же рак. О таких случаях слышал каждый.

Потому что прессинг. Даже не говоря о психосоматике.

Каждый день вынужден видеть этого человека, должен строить с ним отношения, работать, а ты его ненавидишь! Стресс растет, его таишь, давишь в себе. Каждое утро со страхом думаешь об этом человеке, каждый вечер со злобой вспоминаешь его. Подавляемая агрессия, обида, стресс. Падает работоспособность, ухудшается самочувствие, самооценка, внешний вид и здоровье.

Или другая ситуация — вас приглашают на вечеринку. Вам хочется пойти, но там этот невыносимый человек, вы остаетесь дома смотреть сериал. Это то же самое – вы ищите предлоги, поводы не жить так, как вам хочется, как вы достойны. И во всем виноват ОН!

Попробовать «Понять и простить»? А как понять, а как простить, когда она/он реально бесит?! Опять-таки, непонятно.

Спешу вас обрадовать, выход есть!

Работа с такими людьми возможна, и разработан методический аппарат по обработке всех негативных ощущений и эмоций.

Я в своем предыдущем вебинаре «Рациональное управление эмоциями», чуть-чуть затрагивал эту тему, для затравки. Людям это показалось интересно, и я решил провести уже предметное мероприятие — «Работа с невыносимыми людьми».

  • Что нас раздражает в человеке, почему нас это раздражает?
  • Что заставляет нас так реагировать?
  • Как прорабатывать это эмоциональное непринятие?

Есть люди, которые реагируют агрессией: «Он меня бесит, — я его хочу убить», а есть люди, которые реагируют депрессией. Они говорят: «Не хочу никого видеть».

Как первый случай плох, так второй еще хуже! Лучше агрессия, чем депрессия – из двух зол выбираем меньшее.

На самом деле, можно и без агрессии, и без депрессии

Я не предлагаю полюбить этого человека. Любить только чтобы не ненавидеть – это какое-то сектантство. Любить через силу — я не предлагаю. Я научу относиться к этому человеку равнодушно, спокойно, индифферентно.

  • Если он раньше вас бесил – теперь бесить не будет
  • Если он вас раздражал – не будет раздражать
  • Если раньше он подавлял, вгонял вас в тоску, в стресс, в депрессию – ничего этого уже не будет.

И вам не надо нанимать киллера – мы поступаем правильнее.

Вы получите все техники, поэтому, как говорится, «you are welcome», будет интересно.

Получите практические навыки — записывайтесь!

Продолжительность: 2 ч. 45 м.

Стоимость: 4000 р.

Психология отношений

2180

07.03.13 10:14

В жизни каждого из нас, встречаются «невыносимые люди» и общение с ними часто перерастает в конфликт, агрессию, вызывает кучу негативных эмоций и проблем.

Кто-то сердито возмущается им в ответ, а кто-то очень расстраивается и избегает столкновений с ними. То, как ты себя поведешь в данной ситуации, зависит во многом от того, насколько она важна для тебя, а также в зависимости от того, кем тебе приходится этот «невыносимый» собеседник и как часто тебе предстоит с ним общаться.

Если, этот невыносимый экземпляр является твоим родственником, сотрудником или начальником , то судя по всему, избежать частых контактов с ним, тебе вряд ли удастся. Поэтому, ты должна найти способ эффективного общения с ним, так как такие люди обычно, вызывают целый букет негативных чувств (отчаяние, раздражение, подавленность, гнев и прочее), который даже очень терпеливого человека способен выбить из колеи.

Взаимодействуя с невыносимыми людьми, возьми на заметку несколько советов, а также типичных ошибок, которые помогут тебе, свести негатив от такого общения к минимуму:

  • Стремись понять и быть понятой. Старайся взглянуть на определённую ситуацию под иным углом, не зацикливайся на своей позиции. Не ограничивайся своими взглядами, умей выслушать чужое мнение и признать, если ты не права, свои ошибки.

Ошибочно: быть чрезмерно уверенной в своей правоте.

  • Фокусируй внимание на том, что ты в силах изменить. Большая часть твоих сил и энергии должны быть направлены на то, что подвластно тебе. Поведение многих людей можно предсказать, но его трудно контролировать. Поэтому сосредоточься на себе. Развивай гибкость в своём поведении и умение идти на компромисс.

Ошибочно: стремиться к невозможному. Не пытайся изменить другого человека и влиять на его взгляды. Каждый может иметь своё мнение, не трать свои силы зря, пытаясь навязать кому-то свою точку зрения. Будь реалисткой.

  • Переубеждай с помощью наглядного примера. Логика и аргументы бессильны в убеждении очень упрямого человека. Возможно, он с тобой и согласится, если ты продемонстрируешь ему наглядный пример, подтверждающий правильность твоих взглядов. В таком случае, человек будет чувствовать себя собеседником, не проигравшим спор, а просто разделяющим твою точку зрения. Например, во время выступления Хрущева перед народом, во время которого, осуждалась деятельность Сталина, кто-то из толпы задал вопрос: «Почему же вы молчали, при власти Сталина?», а на вопрос Хрущева: «Кто это спросил?» - в толпе воцарилась тишина. На что Хрущев ответил: «Вот теперь вы понимаете почему».

Ошибочно: пытаться выиграть спор. Ни к чему, кроме как к обострению конфликта это не приведёт.

  • Не воспринимай в свой адрес слова и поведение невыносимого собеседника. Помни, невыносимые люди ведут себя аналогичным образом со всеми. Это их стиль поведения и здесь нет ничего личного. Умей прощать, невзирая на то, что негатив льётся через край. Ведь результат затаенной обиды, всегда один – твой стресс и плохое настроение.

Ошибочно: быть мстительной. Злиться и обижаться на кого-то, это всё равно, что самому выпить яд и надеяться, что от него станет хуже твоему обидчику. Реагируя на поведение трудных людей в негативном ключе, ты для себя создашь невыносимые условия. Кроме того, так ты можешь снискать себе, репутацию скандалистки в глазах других людей.

Общаясь с невыносимыми людьми, не обижайся и не злись на них, а лучше пожалей их, за то, что они такие невыносимые. Ведь это же им, на самом деле, тяжелее всех.

Мало шансов избежать в жизни встречи с ними. Иногда нам даже приходится взаимодействовать: решать рабочие, деловые, бытовые, личные вопросы. Но как же трудно иметь с ними дело! Поэтому важно понимать этих «невыносимых людей» и общаться с ними правильным образом. Попробуем научиться этому, рассмотрев характерные типажи.

«КРАСОТКА»

В жизни встречаются три варианта такого типа женщин.

А: девица 20+, не замужем, обладательница эффектной внешности.

Б: дама 30+, не работает, в гражданском браке, про внешность — то же самое, с поправкой на возраст, но поправка маленькая, так как уход за собой — это главное, чем она занимается по жизни, плюс природные данные.

В: женщина пенсионного возраста, чаще одинокая, но бывает и в браке с многолетним стажем.

Общая особенность этих представительниц прекрасной половины — рентная психология: все им «должны». В юном возрасте в «должники» попадают, прежде всего, кавалеры «красотки» и кандидаты в таковые: они должны оказывать внимание, решать проблемы, мчаться на помощь, обожать, быть всегда на связи, обеспечивать отличные условия жизни, исполнять сиюминутные «хотелки». Взамен девушка любезно разрешает любить себя и находиться рядом.

Её типичные жалобы: не зовут замуж, мало внимания от нынешнего партнёра, от неё хотят непонятно чего (типа женской заботы, понимания, поддержки, а также работы по дому — если партнёры живут вместе). В варианте «В» ухажёров уже нет, а «должны» все: дети, родственники, молодёжь, весь мир.

«Красотка» приходит к психологу в большинстве случаев за подтверждением своей правоты в «разборках» с мужчинами и за советом, как ей получить то, что хочется, а не дают. Любит, когда её хвалят и сочувствуют. Старается понравиться и чутко считывает, как психолог к ней относится. При намёке на «неправильность» её позиции, манипуляторские наклонности — приписывает психологу мужскую солидарность или зависть (в зависимости от пола специалиста), после чего исчезает с горизонта.

Откуда «Красотки» появляются?

Из сочетания двух основных факторов. Первый: акцентуация характера. Термин «акцентуация» употребляют в случаях, когда черты характера очень сильно, выпукло выражены. В данном случае речь о так называемом демонстративном типе. Кстати, слово «характер» в переводе с греческого — «печать, чеканка»: то есть Природа делает некий «отпечаток» — ансамбль связанных между собой черт и качеств, и человек с этим живёт.

Второй фактор, способствующий появлению «красоток» — воспитание, то есть детско-родительские отношения. В детстве наших героинь часто балуют, безмерно хвалят, опекают, внушают установки о своей исключительности и «звёздности». В дальнейшем усилия девушки оказываются направленными не столько на своё развитие, сколько на поддержание сложившихся представлений о себе (образ себя). Соответственно, симпатию и расположение вызывают те люди, которые признают «королеву»; критики и равнодушные моментально обесцениваются, а их мнение отрицается и вытесняется (вытеснение и отрицание — основные виды психологической защиты у людей такого склада).

Парадокс (или мудрость жизни?) заключается в том, что некоторым женщинам есть чему поучиться у «красоток». Возьмём, к примеру, современную бизнес-леди, которая весь свой ненормированный рабочий день пашет, как вол, а вечером обихаживает мужа и детей, ведёт домашнее «хозяйство — и всё сама, сама, сама. Ей совсем не помешала бы толика умения «красотки» переложить часть забот на плечи другого человека: мужа, заместителя, секретаря, личного помощника, уборщицы и т.д.

Если вам придётся иметь дело с «красоткой», постарайтесь сразу показаться ей авторитетным человеком, вызовите у неё уважение к себе. Естественно, не выказывайте своего негативного отношения к её поверхностности, показушности и другим прелестям. Поощряйте её самостоятельность. Не ведитесь на слёзки, обидки и прочие типичные ходы. Старайтесь прийти к четким договоренностям и настаивайте на их выполнении. Хвалите её только за дело! Поощряйте, когда она старалась, преодолевала препятствия, делала «через не хочу».

«МАРШАЛ ЖУКОВ»

Сразу оговорюсь, что непосредственно к Георгию Константиновичу этот типаж отношения не имеет; выбор названия навеян образом выдающегося военачальника, созданным прекрасным актёром Михаилом Ульяновым.

У него крепкая фигура от природы, а не от тренировок в спортзале. Взгляд прямой, и «пересмотреть» его невозможно. Безапелляционные суждения: есть две точки зрения — его и неправильная. Если вы не соглашаетесь с его позицией, тело наклоняется вперёд, кулаки сжимаются, брови сдвигаются — к бою готов. Ему не ведомы внутренние метания «Быть или не быть?» И в проявлениях своей воли он прям и конкретен. Ему свойственны авторитарность, диктаторская манера общения, стремление доминировать, нежелание идти на компромисс. Он застревает в негативных эмоциях, у него нет самоиронии.

Главное в характере такого человека — дисфория: напряжённо-злобное состояние (хорошо показано в некоторых ролях Джека Николсона). Он покоряет женщин ощущением силы, ну и мощным «штурмом», не ведающим сомнений. От природы имеет сильные инстинкты и влечения. Требователен ко всем, от подчинённых до жён и детей (которых, безусловно, очень любит). Уважает силу. Если он в вас разочаровался, это тотально и бесповоротно.

Зачем пришёл к психологу? Вариант «А». Улучшить «функционирование» жены или кого-то ещё. Вариант «Б». Научиться сдерживать свой гнев (тоже «технически»). Если психолог проходит проверку и становится авторитетом, то работа получается эффективной.

Слагаемые появления «Маршала Жукова» такие же, как у рассмотренного выше типажа. Есть от природы заданный тип нервной системы, особенности эмоциональной и когнитивной сферы — это основа характера. Бывает добавка: строгое, даже жёсткое воспитание. Нередко есть отцовский или дедовский пример «настоящего полковника».

«Маршал Жуков» — часто успешный бизнесмен, и у него есть чему поучиться. В старом анекдоте директор банка даёт кадровику задание найти нового аналитика, но «не такого, как в прошлый раз». «А чем плох тот?» — «Да он всегда начинает: с одной стороны... с другой стороны...» И в бизнесе, и в жизни бывают ситуации, требующие решительности, прямолинейной конкретности — а многие люди «застревают» в сомнениях, потакают своей нерешительности, из-за чего теряют шансы: поезд ушёл. Даже в тех случаях, когда надо семь раз отмерить, а один раз отрезать, в конце концов, нужно решиться — и резать! А часто времени на долгие раздумья просто нет, и тогда нужно, как наш герой, волевым усилием приказать себе (и другим): «Шагом марш!» — и идти вперёд.

Тактика общения с «маршалом» отчасти зависит от вашего пола.

Если вы мужчина, то сразу показывайте свою силу, уверенность, компетентность, профессионализм — мягкость, ранимость и прочая «ерунда» будут забракованы. Спорить можно, только опираясь на неопровержимые факты и непреложные авторитеты.

Если вы женщина, то можете сделать ему комплимент, но обязательно — справедливый, заслуженный, и не играйте в «соблазнение» — чревато последствиями. Выполняйте обещания и договорённости, а иначе станете объектом «танковой атаки».

Илья Шабшин,

психолог-консультант, ведущий специалист

Психологического центра на Волхонке