Достоевский униженные и оскорбленные сюжет произведения. Иван Петрович («Униженные и оскорбленные»)

История создания и публикации

Это первое большое произведение, написанное писателем после возвращения из ссылки. Впервые роман был опубликован в журнале «Время» . Этот журнал начал выходить под редакцией Фёдора Достоевского и его брата Михаила Достоевского . Чтобы заполнить журнал, Фёдор Достоевский вынужден был создать большой роман, который можно было бы печатать в нескольких номерах с продолжением. Значительная часть романа писалась автором частями непосредственно к сроку сдачи нового номера журнала.

Идея произведения относится ещё к 1857 году. После переезда в Санкт-Петербург в 1860 году Достоевский сразу приступил к воплощению своего замысла. В июле 1861 года вышла в свет заключительная часть произведения. В том же году роман вышел отдельным изданием в Санкт-Петербурге. При жизни писателя переиздавался ещё два раза, в 1865 и 1879 годах. .

Сюжет

Роман написан от лица начинающего литератора, многие подробности жизни которого вполне автобиографичны. Время действия романа несколько размыто. Дни начала литературной карьеры самого Достоевского относятся к 1840-м годам, и в самом романе в слегка завуалированной форме упоминются многие персонажи тогдашней литературной жизни, например, Виссарион Белинский под прозрачным псевдонимом «критик Б.».

Некоторые черты описываемых событий заставляют увидеть в произведении не просто отражение жизни 1840-х годов. Сам исторический фон событий романа зачастую условен. Хотя за время действия романа происходит не более полутора лет, в произведении упоминаются реалии более близких к эпохе опубликования романа, например, издание «Энциклопедии» Андреем Краевским .

Литератор, от лица которого ведётся повествование, воспитывался в семье бедного помещика Ихменёва, вместе с его дочерью Наташей. Более состоятельный сосед Ихменёва по усадьбе, князь Валковский, оценив хозяйственность Ихменёва, назначает его своим управляющим, а позднее и просит его некоторое время руководить воспитанием своего сына Алёши.

Однако, вскоре после приезда Алёши в дом Ихменёва возникают слухи о том, что Ихменёв хочет женить Алёшу на своей дочери, всячески поощряя их отношения, а также не вполне честно управляет имением князя, присваивая себе некоторые суммы. Князь начинает процесс против Ихменёва.

Дело осложняется тем, что Алёша и Наташа Ихменёва надумали заключить союз вопреки воле своих родителей. Рассказчик сам питает искреннюю любовь к Наташе, и берётся во всём содействовать ей. Таким образом, он становится свидетелем головокружительных событий, последовавших незамедлительно.

Топография романа

Как это стало впоследствии характерно для Достоевского, действие романа происходит в Санкт-Петербурге, причём при описании многих мест действия и перемещения героев по городу писатель стремится к топографической точности. Так, в книге упоминаются Вознесенский проспект , где происходит встреча рассказчика со стариком Иеремией Смитом, Большая Морская улица , на которой находится ресторан, в котором происходит знаменательная беседа рассказчика с князем Валковским, и так далее.

Персонажи

  • Иван Петрович; от его лица ведется повествование
  • Николай Сергеевич Ихменев, помещик
  • Анна Андреевна Ихменева (до замужества Шумилова), жена Ихменева
  • Наташа, дочь Ихменева
  • Князь Пётр Александрович Валковский
  • Князь Алексей Петрович Валковский, сын Петра Валковского
  • Иеремия Смит
  • Елена, внучка Смита
  • Филипп Филиппыч Маслобоев, старый знакомый Ивана Петровича
  • Александра Семёновна, заведующая хозяйством в доме у Маслобоева
  • Катерина Фёдоровна, будущая жена Князя Алексея Валковского

Особенности стиля

Роман носит как следы влияния «натуральной школы» с её обострённым вниманием к жизни городского дна, так и литературы западноевропейского реализма середины 19 века, особенно Чарльза Диккенса и Эжена Сю , с их склонностью к запутанным «таинственным» сюжетам, с наличием давней, неизвестной публике, загадке личности тех или иных персонажей, связанной с преступлениями и нечестием. Вместе с тем, в романе уже заметен обострённый психологизм в описании персонажей. Характеры персонажей, часто не получающие никакой мотивировки, являются не просто социальными типами, но изображениями носителей того или иного рода «идей» или «главных мыслей».

Экранизации произведения

В 1976 году вышла телеверсия спектакля Малого театра , в постановке Евгения Велихова . В 1991 году на экраны вышел художественный фильм «Униженные и оскорблённые» , снятый режиссёром Андреем Эшпаем .

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Униженные и оскорблённые (роман)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Униженные и оскорблённые (значения). Униженные и оскорблённые Униженные и оскорблённые … Википедия

    Униженные и оскорблённые: «Униженные и оскорблённые» роман Фёдора Михайловича Достоевского. Униженные и оскорблённые (фильм, 1958) Италия Униженные и оскорблённые (фильм, 1977) Мексика Униженные и оскорблённые (фильм, 1979), СССР Униженные… … Википедия

    Униженные и оскорблённые Униженные и оскорблённые Жанр: Роман Автор: Достоевский, Фёдор Михайлович Язык оригинала: русский Год написания: 1861 Публикация: 1861 … Википедия

    Униженные и оскорблённые: «Униженные и оскорблённые» роман Фёдора Михайловича Достоевского. Униженные и оскорблённые (фильм, 1958) Италия Униженные и оскорблённые (фильм, 1977) Мексика Униженные и оскорблённые (фильм, 1979), СССР Униженные и… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Бесы. Бесы … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Братья Карамазовы (значения). Братья Карамазовы … Википедия

Произведения великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского должен знать каждый уважающий себя человек. Если времени на полноценное чтение всех книг категорически не хватает, прочитайте для начала "Униженные и оскорбленные". Краткое содержание (1 часть и последующие будут рассмотрены в данном обзоре) расскажет вам о непростой истории двух семей и научит распознавать добро и зло, искренность и ложь, любовь и ложные чувства.

Главные герои романа

Федор Достоевский в повествование вводит Ивана Петровича - писателя, который к финалу произведения дописывает свою повесть. Вести дневник он начал не от хорошей жизни: в детстве родители оставили его сиротой, и мальчик воспитывался в доме Николая Сергеевича Ихменева. Он был хорошей, но обедневшей фамилии, проиграл свое имение, но вскоре стал хозяином маленькой деревушки и женился на Анне Андреевне Шумиловой. В последующих главах семейство сталкивается с неприятностями. Читатель понимает, что название произведения выбрано не случайно, и именно Ихменевы - униженные и оскорбленные.

Краткое содержание повествует о том, что к старикам начал наведываться князь Петр Александрович Валковский со своим сыном Алешей. Ихменев вскоре стал управляющим, но после конфликта его семейство было вынуждено снова отправиться в Петербург. Дочь Николая Сергеевича и Анны Андреевой, Наташа, была камнем преткновения между Алешей и писателем Иваном. Последующие события этого любовного треугольника будут описываться в книге "Униженные и оскорбленные". Краткое содержание по частям и главам передаст сложность отношений между двумя семействами.

Второстепенные герои романа и их роль

Действия начинаются в немецкой кондитерской, куда направляется старик Смит с собакой Азоркой. В помещении он раздражает присутствующих своим многочасовым времяпрепровождением, но ему больше не суждено сюда вернуться... Азорка внезапно умирает от старости или голода, после чего старик поспешил на выход и тоже неожиданно умер.

Станьте очевидцами действий романа "Униженные и оскорбленные": краткое содержание по главам расскажет вам о том, как важно в этом жестоком мире оставаться хорошим человеком, каким был главный герой Иван. Смит называет ему свой адрес, и вскоре юноша перебирается в его квартиру, где встречает внучку старика - Елену. Анна Трифоновна Бубнова - содержательница этой девочки-сиротки, часто бьет ее и унижает. Филипп Филиппович Маслобоев - школьный товарищ Вани, которому он рассказывает историю о Смите.

Княгиня Катерина Федоровна Филимонова становится сначала подругой Алеши, а потом и невестой, тем самым разрушив его отношения с Наташей. Героиня появляется в романе нечасто, но читателю сразу становится понятно, что под маской этой богатой женщины скрывается наивный ребенок.

Содержание 1 части "Униженные и оскорбленные" (краткое)

Отзывы об этом романе колеблются от восторженно-положительных до неодобрительных, но, чтобы оценить задумку писателя, необходимо самому углубиться в эпоху 19 века и понять сложность отношений главных героев.

На первых страницах своей книги Достоевский знакомит читателя с жизнью Ивана Петровича, семейством Ихменевых и Валковских. Князь отправляет в воспитательных целях в дом Николая Сергеевича своего сына Алешу, и там у молодого человека с Наташей завязывается роман. Все это происходило во время отсутствия Ивана, который уехал учиться в Петербург. По возвращении молодой писатель понимает, что Наташа - его судьба. Иван делает ей предложение, которое девушка принимает, но старики не торопятся со свадьбой, и эта ошибка становится роковой… Вскоре Наташа уходит к Алеше, который впоследствии оказался подлецом.

Несчастный Иван переезжает в квартиру Смита и встречается там с его внучкой Еленой. Алеша с Наташей жили в бедной квартире на Фонтанке. Девушка часто грустила и была уверена, что жених бросит ее ради Катерины Федоровны - барышни, которую князь Валковский выбрал сыну в жены. Обо всем сокровенном Наташа разговаривала с Иваном, который часто навещал ее.

Князь Валковский хочет породниться с Катериной Филимоновой, но одновременно понимает, что настоящее счастье его сыну принесет только Наташа. Иван чаще видится с Еленой и становится свидетелем того, как жестоко с ней обращается старуха Бубнова: после побоев у девочки начинаются припадки. Сложно поверить, что такие жестокие женщины по сей день живут на земле, но описание подобного зверства дано в книге "Униженные и оскорбленные". Краткое изложение, к счастью, не передает всего ужаса четвертой главы второй части.

Молодой человек решает увезти девочку, нанимает ей доктора, покупает хорошую одежду, но она рвалась работать и готова обратно уехать к старухе-тирану. Бедняжка начинает сама ухаживать за своим спасителем и просит отныне называть ее Нелли - так звали ее мать-иностранку.

Приближаясь к квартире Наташи на Фонтанке, Иван заметил коляску князя Валковского, с которым они затем вместе вошли в дом. Девушка была одна и рассказала, что Алеша несколько дней не появлялся, но стоило ей завести речь, как внезапно он вернулся от Катерины Филимоновой. Наташа вспыхнула, решив, что князь только пытается казаться добрым, а на самом деле жаждет того, чтобы невестой сыну была именно эта богатая барышня...

Алеша клялся Ихменевой в вечной любви и в том, что к Кате относится только как к сестре. Но девушка не верила и попросила Ивана навестить графиню. Несложно догадаться, что над семейством Ихменевых жестоко подшутила судьба, и именно они - униженные и оскорбленные. Краткое описание последующих событий раскрывает эту мысль. Вскоре поступило предложение князя навестить графиню. Постепенно читатель узнает, что Катерина влюблена в Ивана, а тот уже почти не любит Наташу. Пьяный князь на вечере раскрылся с иной стороны: он признался в своих корыстных намерениях и объявил о желании поженить сына и графиню.

Теперь у Ивана болит душа за двух девушек: за Наташу и Нелли. Вторая становилась непослушной и подшучивала над своим доктором. Несчастной поставили диагноз - порок сердца, и даже лекарства не способны продлить ей жизнь. Нелли не могла жить у Ивана спокойно, поэтому сбежала, оставив записку. Доктор, который поначалу казался ей другом, отказался взять ее на воспитание, а у Ихменевых девочка не хотела оставаться.

Далее следует кульминация романа "Униженные и оскорбленные" - краткое содержание последующих глав раскрывает подлую сущность всего семейства Валковских. Алеша заявляет, что любит Катерину Филимонову, но спешит обвенчаться с Наташей, поскольку не представляет без нее жизни. Но их счастью мешает конфликт отцов, поэтому Ихменев лишает дочь родительского благословения и проклинает ее. Однако свадьба Алеши и Наташи так и не состоялась, и победителем в этой битве оказался князь, женивший сына на графине. Старики Ихменевы обрели другое счастье: простили свою дочь и стали воспитывать Нелли как родную.

Эпилог

Нелли продолжала жить в доме у стариков Ихменевых, и вскоре совсем к ним привыкла, а Иван дописал свою повесть, над которой так долго работал. Филипп Маслобоев часто навещал семейство и не остался в стороне, узнав о трагической судьбе девочки. Он тайно рассказывает Ивану о том, что Нелли на самом деле вовсе не сиротка, а дочь князя Валковского - это и является переломным моментом в книге "Униженные и оскорбленные". Оказалось, что девочка все знала, но молчала... Она доживает свои последние дни в мучениях. Перед смертью Нелли вручает Ивану крест с ладанкой, где хранилось послание ее матери Валковскому.

История падения и воскресения главной героини

Первая любовь всегда самая искренняя, страстная и влечет за собой тяжелые последствия - для Наташи Алеша наверняка был первым, поэтому она оставила отчий дом ради него. Она сама казнила себя, решив бросить все и стать рабой этого "взрослого ребенка", вечного игрока и любимца женщин. Из-за Валковских Ихменевы не только несчастные, но и униженные и оскорбленные.

Краткое содержание далее повествует о том, что Алеша без зазрения совести жаловался Катерине, будто Наташа ничем для него не жертвует... Неужели ему было мало ухода девушки из родительского дома? Николай Ихменев запретил произносить имя дочери, а сам похитил с ее портретом у жены, чтобы втайне от всех любоваться, вспоминать, мучиться… Наташа причинила много страданий старикам, но ее нельзя обвинять в содеянном - поступки делались ради любви, а это и есть главное оправдание. В конце четвертой части отец прощает дочь и падает перед ней на колени. Ихменевы, униженные и оскорбленные, все-таки воссоединяются, и для них это и есть подлинное счастье.

Роль героини Нелли в концепции книги

Трагичность романа усиливается описанием нелегкой судьбы девочки с пороком сердца, которая, как кажется на первый взгляд, стала участницей действий случайно. Незаконнорожденная Нелли, в детстве потерявшая мать, до конца жизни обречена ненавидеть человечество, которое причинило ей столько боли. Они терпит все побои, унижения и сама отказывается от счастья - это маленькое создание не знает, что значит быть счастливой, возможно, поэтому не может жить с людьми, которые так же, как и она, униженные и оскорбленные.

Краткое содержание раскрывает истинную историю ее семьи: когда-то Смит проклял и выгнал свою дочь, бежавшую с любовником, которым оказался Валковский. Именно Нелли возвращает в семейство Ихменевых гармонию и понимание. Николай Сергеевич осознает греховность своего поступка и сам бросается в ноги Наташе с просьбой простить его. Таким образом, бедняга Нелли принесла себя в жертву за грехи матери, подлого отца и за счастье семейства Ихменевых.

История создания

Книга "Униженные и оскорбленные" увидела свет в 1861 году в журнале "Время", при жизни Достоевского дважды переиздавалась. В России настороженно относились к писателям, вернувшимся из ссылки, поэтому гениальный роман не был встречен восторженно, хотя критики и отозвались о нем положительно (в частности, В. Г. Белинский).

Произведение было экранизировано трижды: в 1915 году труппой артистов театра Соловцова, в 1976 вышел спектакль в постановке Е. Велиханова. В 1991 снят фильм режиссера А. Эшпая; в 2005-м сделан мюзикл на музыку А. Журбина. Чтобы понять идею романа, важно не только смотреть постановку с экрана, но и прочитать "Униженные и оскорбленные" (краткое содержание).

Гюго и его роман "Отверженные"

Тема униженных и оскорбленных не первое столетие остается актуальной в мировой литературе. Главный герой произведения Виктора Гюго - Жан Вальжак - пробыл на каторге почти 20 лет за мелкую кражу, и выйдя на свободу, открывает собственную фабрику и становится мэром. Все это он делает под чужим именем, но властям становится известна вся правда: беднягу снова лишают свободы, но на сей раз он совершает побег. Жан воспитывает Козетту, дочь одной несчастной женщины, умершей от чахотки. Возлюбленный девушки участвовал в республиканском восстании и был осужден, но Вальжак спасает его и благословляет молодых. На следующий год он умирает в нищете на руках у Козетты и ее мужа. "Отверженные" - это история грешника, ставшего великим праведником. Таким образом, произведения на тему "Униженные и оскорбленные" имеются не только у Федора Достоевского, но и у Виктора Гюго.

Униженные и оскорбленные
Краткое содержание романа
Иван Петрович, двадцатичетырехлетний начинающий писатель, в поисках новой квартиры встречает на петербургской улице странного старика с собакой. Невозможно худой, в лохмотьях, он имеет обыкновение часами сидеть в кондитерской Миллера возле Вознесенского проспекта, греясь у печки и уставясь мертвенным невидящим взглядом в кого-нибудь из посетителей. В этот мартовский вечер один из них возмущается “невежливостью” бедняка. Тот в страхе уходит и умирает неподалеку на тротуаре. Придя домой к незнакомцу, Иван Петрович узнает его имя – Смит – и решает поселиться в его опустевшем жилище под самой кровлей многоквартирного дома,
С детства сирота, Иван Петрович вырос в семье Николая Сергеевича Ихменева, мелкопоместного дворянина старинного рода, управляющего богатым имением князя Петра Александровича Валковского. Дружба и любовь связали его с дочерью Ихменевых Наташей, моложе его тремя годами. Юношей герой уехал в Петербург, в университет, и увиделся со “своими” только через пять лет, когда они переехали в столицу из-за ссоры с Валковским. Последний много лет оказывал дружбу и доверие своему управляющему вплоть до того, что отправил ему на “воспитание” своего девятнадцатилетнего тогда сына Алешу. Поверив слухам о стремлении Ихменевых женить молодого князя на своей дочери, Валковский в отместку обвинил доброго, честного и наивного старика в воровстве и затеял судебный процесс.
Иван Петрович чуть ли не ежедневный гость у Ихменевых, где вновь принят как родной. Именно здесь он читает свой первый роман, только что напечатанный и имеющий чрезвычайный успех. Крепнет любовь между ним и Наташей, речь уже заходит о свадьбе, с которой, однако, решают подождать один год, пока литературное положение жениха не упрочится.
“Чудное” время проходит, когда Ихменевых начинает посещать Алеша. Валковский, имеющий свои виды на будущее сына, повторяет обвинение в сводничестве и запрещает последнему видеться с Наташей. Оскорбленный Ихменев, однако, не подозревает о любви дочери и молодого князя, пока та не уходит из родительского дома к любовнику.
Влюбленные снимают квартиру и хотят вскоре обвенчаться. Их отношения осложняются необычным характером Алеши. Этот красивый, изящный светский юноша – сущий ребенок по наивности, бескорыстию, простодушию, искренности, но и эгоизму, легкомыслию, безответственности, бесхарактерности. Безмерно любя Наташу, он не старается обеспечить ее материально, часто оставляет одну, затягивает мучительное для нее состояние любовницы. Увлекающийся, безвольный Алеша поддается влиянию своего отца, желающего женить его на богатой. Для этого надо разлучить сына с Наташей, и князь отказывает юноше в денежной поддержке. Это серьезное испытание для молодой четы. Но Наташа готова жить скромно и работать. Кроме того, найденная князем для Алеши невеста – Катя – прекрасная девушка, чистая и наивная, как и ее предполагаемый жених. Ею нельзя не увлечься, и новая любовь, по расчету умного и проницательного князя, вскоре вытеснит из неустойчивого сердца сына старую. Да и сама Катя уже любит Алешу, не зная, что он не свободен.
Наташе с самого начала ясен ее возлюбленный: “если я не буду при нем всегда, постоянно, каждое мгновение, он разлюбит меня, забудет и бросит”. Она любит “как сумасшедшая”, “нехорошо”, ей “даже муки от него – счастье”. Более сильная натура, она стремится властвовать и “мучить до боли” – “и потому-то поспешила отдаться в жертву первая”. Наташа продолжает любить и Ивана Петровича – как задушевного и надежного друга, опору, “золотое сердце”, самоотверженно одаривающее ее заботой и теплом. “Мы будем жить втроем”.
Бывшую квартиру Смита посещает его тринадцатилетняя внучка Нелли. Пораженный ее замкнутостью, дикостью и нищенским видом, Иван Петрович выясняет условия ее жизни: мать Нелли недавно умерла от чахотки, а девочка попала в руки жестокой сводни. Размышляя о способах спасения Нелли, герой сталкивается на улице со старым школьным товарищем Маслобоевым – частным детективом, с помощью которого вырывает девочку из развратного притона и поселяет у себя на квартире. Нелли тяжело больна, а главное – несчастья и людская злоба сделали ее недоверчивой и болезненно гордой. Она с подозрением принимает заботы о себе, медленно оттаивает, но наконец горячо привязывается к своему спасителю. Даже ревнует его к Наташе, чьей судьбой так занят ее старший друг.
Уже полгода, как последняя ушла от безутешных родителей. Отец страдает молча и гордо, ночью проливая слезы над портретом дочери, а днем осуждая и чуть ли не проклиная ее. Мать отводит душу в разговорах о ней с Иваном Петровичем, который сообщает все новости. Они неутешительны. Алеша все больше сближается с Катей, не показываясь у Наташи по нескольку дней. Та думает о разрыве: “Жениться он на мне не может; он не в силах пойти против отца”. Тяжело, “когда он сам, первый, забудет” ее возле другой – поэтому Наташа хочет опередить “изменника”. Однако Алеша объявляет Кате о невозможности их брака из-за своей любви к Наташе и обязательств перед ней. Великодушие “невесты”, одобрившей его “благородство” и проявившей участие к положению “счастливой” соперницы, восхищает Алешу. Князь Валковский, обеспокоенный “твердостью” сына, предпринимает новый “ход”. Придя к Наташе и Алеше, он дает притворное согласие на их брак, рассчитывая, что успокоенная совесть юноши больше не будет препятствием для его возрастающей любви к Кате. Алеша “в восторге” от поступка отца; Иван же Петрович по ряду признаков замечает, что князю безразлично счастье сына. Наташа также быстро разгадывает “игру” Валковского, чей план, однако, вполне удается. Во время бурного разговора она разоблачает его при Алеше. Притворщик решает действовать иначе: напрашивается в друзья к Ивану Петровичу.
Последний с удивлением узнает, что князь пользуется услугами Маслобоева по некоему делу, связанному с Нелли и ее умершей матерью. Обиняками и намеками однокашник посвящает героя в его суть: много лет назад Валковский “залез” в предприятие с заводчиком-англичанином Смитом. Желая “даром” завладеть его деньгами, он соблазнил и увез за границу страстно влюбленную в него идеалистку, дочь Смита, которая и отдала ему их. Обанкротившийся старик проклял дочь. Вскоре мошенник бросил девушку, с которой, видимо, все же вынужден был обвенчаться, с маленькой Нелли на руках, без средств к существованию. После долгих странствий смертельно больная мать возвратилась с Нелли в Петербург в надежде, что отец девочки примет участие в ее судьбе. В отчаянии она не раз порывалась написать подлецу мужу, преодолевая гордость и презрение. Сам же Валковский, лелея планы о новой выгодной женитьбе, боялся документов о законном браке, возможно, хранившихся у матери Нелли. Для их розыска и был нанят Маслобоев.
Валковский везет героя на вечер к Кате, где присутствует и Алеша. Наташин друг может убедиться в тщетности ее надежд на Алешину любовь: “жених” Наташи не может оторваться от Катиного общества. Затем Иван Петрович с князем едут ужинать в ресторан. Во время разговора Валковский сбрасывает маску: высокомерно третирует доверчивость и благородство Ихменева, цинично разглагольствует о женских достоинствах Наташи, открывает свои меркантильные планы относительно Алеши и Кати, смеется над чувствами Ивана Петровича к Наташе и предлагает ему деньги за женитьбу на ней. Это сильная, но абсолютно безнравственная личность, чье кредо “люби самого себя”, а других используй в своих интересах. Особенно забавляет князя игра на возвышенных чувствах своих жертв. Сам он ценит лишь деньги и грубые удовольствия. Он хочет, чтобы герой подготовил Наташу к близкой разлуке с Алешей (тот должен уехать в деревню вместе с Катей) без “сцен, пасторалей и шиллеровщины”. Его цель – остаться в глазах сына любящим и благородным отцом “для удобнейшего овладения впоследствии Катиными деньгами”.
Далекий от планов отца, Алеша разрывается между двумя девушками, уже не зная, какую любит сильнее. Однако Катя по своему характеру ему больше “пара”. Перед отъездом соперницы встречаются и решают судьбу Алеши помимо его участия: Наташа с болью уступает Кате своего возлюбленного, “без характера” и по-детски “недалекого” умом. Странным образом “это-то” она “в нем и любила больше всего”, а теперь то же самое любит Катя.
Валковский предлагает покинутой Наташе деньги за связь с развратным старичком графом. Подоспевший Иван Петрович бьет и грубо выгоняет оскорбителя. Наташа должна вернуться в родительский дом. Но как убедить старика Ихменева простить хотя и горячо любимую, но опозорившую его дочь? В дополнение к прочим обидам князь только что выиграл судебный процесс и отнимает у несчастного отца все его небольшое состояние.
Уже давно Ихменевы задумали взять к себе девочку-сиротку. Выбор пал на Нелли. Но та отказывалась жить у “жестоких” людей, подобных ее дедушке Смиту, так и не простившему ее мать при жизни. УМОЛЯЯ Нелли рассказать Ихменеву историю своей матери, Иван Петрович надеется смягчить сердце старика. Его план удается: семья воссоединяется, а Нелли вскоре становится “идолом всего дома” и откликается на “всеобщую любовь” к себе.
В теплые июньские вечера Иван Петрович, Маслобоев и доктор часто собираются в гостеприимном домике Ихменевых на Васильевском острове. Скоро разлука: старик получил место в Перми. Наташа грустна из-за пережитого. Омрачает семейное счастье и серьезная болезнь сердца у Нелли, от которой бедняжка вскоре умирает. Перед смертью законная дочь князя Валковского не прощает, вопреки евангельской заповеди, своего предателя отца, а, напротив, проклинает его. Наташа, удрученная будущим расставанием с Иваном Петровичем, жалеет, что разрушила их возможное совместное счастье.
Эти записки составлены героем через год после описанных событий. Теперь он одинок, в больнице и, кажется, скоро умрет.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Краткое содержание Униженные и оскорбленные – Достоевский Федор Михайлович

Проблематика романа «Униженные и оскорблённые»

В статье «Забытые люди» Добролюбов назвал Достоевского «одним из замечательнейших деятелей нашей культуры», а его роман «Униженные и оскорбленные» -лучшим культурным явлением года. Критик отметил, что новое произведение Федора Михайловича, как и первый его роман «Бедные люди», принадлежит тому «гуманистическому» направлению, которое начал Н.В. Гоголь - основатель «натуральной школы» в русской литературе. «В произведениях г. Достоевского, - писал критик, - мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не в праве быть человеком, настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим собой». Действие романа «Униженные и оскорбленные» происходит в 40-х годах XIX века. Но яркая антикапиталистическая направленность его свидетельствует о том, что Достоевский тонко чувствовал и реалистически воспроизводил политическую атмосферу 60-х годов: в романе показан Петербург с его вопиющими социальными противоречиями и контрастами, говорится о спорах по поводу вводимых правительством реформ, запечатлена тревога подымающейся демократии о судьбах униженных и обездоленных. Именно в этом сильная сторона романа.

«Люди, которых человеческое достоинство оскорбляется, - писал Добролюбов, - являются нам в произведениях г. Достоевского в двух главных типах: кротком и ожесточённом». Кроткие - это те, кто не протестует, а смиряется со своим униженным положением (Наташа Ихменева, ее родители, Иван Петрович). Ожесточенные, наоборот, хотят бросить вызов тем, кто оскорбляет и унижает их, они бунтуют против несправедливости, существующей в мире. Но этот протест трагичен, ибо он приводит их к гибели, как это происходит с девочкой-подростком - Нелли.

Достоевский повествует о том, что дочь мелкопоместного дворянина Ихменева - Наташа, влюбившись в сына князя Валковского - Алешу и не получив родительского благословения, уходит из дома к нему. И за это ее проклинает отец. Однако ветреный и легкомысленный Алеша вскоре влюбляется в богатую дочь графини и по настоянию отца женится на ней. Униженная и оскорбленная в своих лучших чувствах Наташа возвращается к бедным родителям, и отец после мучительных колебаний признает ее. На семью Ихменевых обрушиваются все силы зла. Опозорен отец Наташи - Николай Сергеевич. Этого доброго, доверчивого человека, который приютил в доме Алешу и навел порядок в разоренном княжеском имении, Валковский обвиняет в мошенничестве, он безжалостно изгоняет Ихменева, который становится более не нужен ему.

Страдания Николая Сергеевича усугубляются его конфликтом с дочерью: для него уход Наташи из дома - позор. Не меньшие страдания испытывает и мать Наташи, вынужденная терпеть и уход дочери из дома, и гнев мужа. Но страдает и Наташа, любовь которой Достоевский изобразил в романе как самопожертвование. Во имя чувства к Алеше девушка забывает о своих прежних привязанностях, поступается собственным достоинством. Достоевский высоко оценивает любовь Наташи, видит в ее поступке силу характера. Однако жизнь не приносит Наташе счастья. Она страдает и оттого, что отец проклял ее, и от вероломства князя. Но непосредственный виновник страданий героини - никто иной, как Алеша. Это он оторвал ее о семьи, опозоренной его же отцом, он обманул ее обещанием жениться и бросил по настоянию отца ради богатой Кати.

Казалось бы, есть все основания осудить виновника драмы Наташи - Алешу, но Достоевский этого не делает. В соответствии с кодексом христианского гуманизма, писатель «смягчает» вину молодого человека. Рассказчик, писатель Иван Петрович, от имени которого ведется повествование, смотрит на Алешу влюбленными глазами Наташи, он не видит эгоистичности поведения героя, а порой даже любуется, восхищается Алёшей и склонен все низкие поступки молодого князя толковать как безобидное проявление милой детскости.

Автор заставил свою обесчещенную героиню, обманутую возлюбленным, призывать к жалости и прощению: «Не вини его (Алешу), Ваня, - перебила Наташа... - его судить нельзя как всех других... его воспитали не так. Разве он понимает, что делает?.. У него нет характера...» Здесь Достоевский совершенно явно проповедует христианскую идею прощения обидчикам нашим, и это ослабляет социальную остроту романа. Ханжество этой «христианской добродетели» тонко было подмечено Добролюбовым, у которого Алеша не вызвал симпатии.

Некоторые современные критики выдвигают на первый план искренность Алеши и даже склонны провести линию от этого «барчука» к герою романа «Идиот» - Мышкину или Алеше Карамазову из «Братьев Карамазовых», но такая параллель не основательна. Сама по себе искренность не защищает человека от плохих поступков, не гарантирует от эгоизма, не делает его безупречным. Да, Алеша искренен и, пожалуй, даже добр, но в нем, в отличие от Мышкина, есть эгоизм, себялюбие. И это проявляется в отношении к Кате и в любви к Наташе, когда Алеша убеждает ее согласиться на его брак с богатой наследницей Катей. В его словах проявляется жуткая логика: раз Наташа любит его, значит, она должна любить и его счастье, то есть согласиться на его брак с Катей. Всем ходом сюжета автор доказывает, что, если бы Алеша был действительно на стороне Наташи, если бы его любовь была верной, сильной, лишенной эгоизма, никто бы не нарушил их счастья, и ни Наташа, ни ее родители не стали бы жертвами князя Валковского.

Однако как моралист Достоевский не осуждает Алешу. Напротив, он в данном случае проповедует идею всепрощения, сделав носительницей ее - Наташу. Но современный читатель, чуждый смирению и всепрощению, не может смотреть на Алешу глазами героини. Он судит его по поступкам и делам. Наша оценка Алеши расходится с авторской. В кодекс гуманизма Достоевского входило и такое понятие, как страдание. Писатель был искренне убежден, что страданием человек очищается. И потому в семье Ихменевых не возникает вопроса об активной борьбе против социальной несправедливости. Ихменев отказывается от социального протеста и призывает к гордому смирению: «О! Пусть мы униженные, пусть мы оскорбленные, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас!».

Достоевский придавал большое значение этой пассивной солидарности всех прошедших через горнило страданий, смирившихся со своим бедственным, униженным положением и не ищущих выхода в борьбе. Поэтому призывая идти «рука в руку», Ихменев обращается к прощенной им Наташе. Но не эта сюжетная линия «Униженных и оскорбленных» - главное достижение Достоевского-реалиста. Её перекрывает другая, получившая завершение в эпилоге, - история Нелли и всего семейства Смитов. Старик Смит со своей собакой Азоркой, судьба которой была «какими-то таинственными, неведомыми путями соединена с судьбою ее хозяина», мать Нелли, отвергнутая отцом, просящая милостыню на улицах Петербурга и умершая в сыром подвале, и, наконец, сама Нелли, терпящая побои от мещанки и сводни Бубновой и всяческие надругательства от ее клиентов, - все эти униженные и оскорбленные изображены в романе с ещё большей социальной остротой. Именно трагическая судьба Нелли, этой гордой, не по-детски серьезной девочки, прошедшей через все муки и тиранства земного ада, взволнованно рассказанная Достоевским, позволяет глубоко раскрыть вопиющую несправедливость социальных отношений. Но Нелли не пассивна, она не может смириться и простить своих обидчиков. Девочка одержима жаждой мести. Ее бунт против князя и окружающих ее условий полон трагизма. Достоевский в романе «Униженные и оскорбленные» впервые так остро поставил вопрос о страдании ни в чем не повинных детей, искалеченных условиями буржуазной действительности.

Изображая судьбы Наташи и Нелли, писатель дает как 6ы два ответа на вопрос о поведении страдающей личности: с одной стороны, пассивное, просвещенное смирение и с другой - непримиримое проклятие всему несправедливому миру. Роман «Униженные и оскорбленные» оказал большое влияние на русское общество и на последующую литературу, так как пробуждал ненависть к обидчикам, попирающим человеческое достоинство, звал к воспитанию подлинного благородства.

сюжетный литература роман

Повествование ведется от первого лица – молодого литератора Ивана Петровича. Ему 24 года и он сирота, воспитывался в доме мелкопоместного дворянина Николая Сергеевича Ихменева. Иван рос бок о бок с его дочерью Наташей.

Николай Сергеевич слыл в округе человеком честным и хорошим хозяином. Поэтому князь Петр Александрович Валковский и предложил ему место управляющего своим поместьем. Валковский в двадцать два года остался без родителей и без денег. Имение было заложено. Чтобы рассчитаться с долгами князь женился на некрасивой дочери богатого купца. Вскоре он бросил жену с маленьким сыном Алешей и занялся своей карьерой. Когда жена умерла, он отдал семилетнего мальчика на воспитание в дом влиятельного родственника, а сам по делам службы укатил за границу.

Под руководством Ихменева имение процветало. До семейства иногда доходили слухи о некоторых темных делах и скандалах, связанных с князем, но Николай Сергеевич, очарованный Валковским, им не верил. Неожиданно князь обратился с просьбой присмотреть за сыном, который в столице вел себя не лучшим образом. Девятнадцатилетний Алексей приезжает в имение и становится почти родным в семье Ихменевых. Красивый, обаятельный, но слабохарактерный и легкомысленный, юноша влюбляется в Наташу.

Внезапно приехал князь и обвинил Ихменева в растрате. Ему донесли о взаимных чувствах молодых людей, и Валковский испугался, что сын женится на Наташе. Этот брак совершенно не устраивал князя, поэтому он начал распространять слухи, порочащие Ихменевых. Начинается судебная тяжба между Петром Александровичем и Николаем Сергеевичем. Для этого Ихменевы переезжают в Петербург, где к ним часто ходит в гости Иван Петрович. Он недавно сочинил первый роман, который восторженно приняли читатели и критики.

Иван прочитал свое произведение Ихменевым, вызвав восторг Наташи. Он влюблен в девушку и надеется на взаимность. Наташа соглашается стать женой Ивана, хотя свадьбу решено отложить на год, пока положение жениха не упрочится. Но вскоре в доме Ихменевых вновь появился Алексей. Между ним и Наташей возобновляются отношения. К сожалению, литературная карьера Ивана после первого успеха не развивается, к тому же он серьезно болен.

В один из вечеров в доме Ихменевых Иван застает Наташу, которая просит прощения и благословения у родителей. Выясняется, что она уходит к Алексею. Уговоры Ивана напрасны – девушка готова пожертвовать всем ради любви. Наташе стало известно о том, что князь хочет женить Алешу на богатой наследнице. Чтобы не допустить этого, она согласна жить с ним даже невенчанной.

Отец Наташи, узнав о ее побеге, пришел в ярость, велел выбросить все вещи дочери и больше о ней не упоминать. Иван продолжает бывать у Ихменевых, тайком от Николая Сергеевича передает его жене Анне Андреевне известия о дочери.

От этих событий и до начала повествования проходит полгода. В один из весенних дней Иван ищет новую квартиру, так как старая очень сырая, он в ней постоянно болеет. Не найдя ничего подходящего, Иван Петрович встречает возле кондитерской старика с собакой. Он знает, что этот мужчина часто приходит сюда и сидит у печки несколько часов, а собака лежит у его ног.

Но в этот день старик не смог разбудить животное. Он тяжело воспринял смерть любимца, которого называл Азоркой. Рядом с кондитерской старик умирает на руках у Ивана. Выясняется, что фамилия умершего Смит, жил он одиноко и очень бедно. Его квартира подошла Ивану Петровичу, и молодой писатель в нее переехал.

Через несколько дней в комнату к Ивану зашла худенькая девочка лет тринадцати. Оказалось, что это Нелли, внучка старика Смита. Иван Петрович пытается поговорить с ней, но, узнав о смерти дедушки и собаки, девочка убегает.

Иван приходит к Ихменевым. Анна Андреевна жалуется, что не может найти портрет Наташи, который ей удалось сохранить. Николай Сергеевич рассказывает, что его дело в суде идет плохо. Желая показать бумаги, он случайно достает из кармана пропавший портрет. Поначалу Ихменев топчет его ногами, затем, опомнившись, плачет и целует. Но простить дочь пока не соглашается.

Часть вторая

Наташа написала Ивану записку, в которой попросила о встрече. Она жалуется, что Алексей совсем забросил ее и увлекся своей невестой Катей. Вскоре в доме Ихменевых появился Алексей, а затем и старший Валковский. Князь приехал сообщить, что помолвка Алексея и Кати расторгнута, и он благословляет брак Ивана с Наташей. Но молодые люди не верят Валковскому.

Когда к Ивану вновь приходит внучка Смита, чтобы забрать оставшиеся от деда книжки, ему удается проследить за ней. Иван узнает, что мать Нелли умерла от чахотки, и девочку приютила некая Бубнова. В чужом доме с Нелли обращаются грубо, ее бьют, попрекают куском хлеба. К тому же девочка постоянно болеет.

Иван случайно встречает своего знакомого, частного сыщика Маслобоева. Тот сообщает, что Бубнова сводня и держит притон. Ивану и Маслобоеву удается пробраться туда и забрать Нелли. Иван заботится о девочке, но та поначалу отказывается принимать помощь. Со временем Нелли оттаивает и начинает помогать по хозяйству.

Между тем судебное разбирательство завершается не в пользу Ихменева. Князь обобрал его до нитки. Николай Сергеевич хочет вызвать Валковского на дуэль. С этим предложением он приходит к Ивану. Молодому человеку едва удается отговорить Ихменева от столь необдуманного поступка.

Нелли стала свидетелем разговора Ивана с Николаем Сергеевичем. Ихменев ей не понравился. По словам девочки, он такой же злой, как ее дедушка. Мать Нелли сбежала с каким-то человеком, который потом ее бросил. Оставшись с ребенком на руках, она была вынуждена вернуться домой, но отец не простил непокорную дочь. Прежде дедушка Нелли был богат, но затем потерял все. Последнее время девочка просила милостыню и на эти деньги кормила старика.

Часть третья

Иван, князь и Алеша встречаются у Наташи. До этого Алексей не появлялся у своей «невесты» четыре дня. Валковский высмеивает новое увлечение сына идеями социальной справедливости. Его очень беспокоит намерение Кати пожертвовать на просветительские цели миллион. Наташа прямо говорит князю, что раскусила его игру: Валковский согласился на их брак только для того, чтобы оттянуть день свадьбы и дать время Алеше увлечься всерьез Катей.

Князь притворно разгневан и все отрицает. Алеша расстроен, поскольку боготворит отца и любит Наташу. Он не хочет ссор между ними. Наташа прощает ветреность Алексея, но просит Ивана встретиться со своей соперницей и посмотреть, что собой представляет Катя.

К Нелли приходит Маслобоев с расспросами и оставляет для молодого писателя записку, в которой предлагает встретиться. Иван приходит к сыщику и неожиданно сталкивается там с князем. Маслобоев предупреждает, чтобы он не связывался с Валковским, так как это человек подлый и жестокий.

В подтверждение своих слов сыщик рассказывает о князе такую историю. Когда-то Валковский сошелся в делах с одним заводчиком и надумал того обобрать. Для этого ему требовались некоторые документы. Доступ к ним имела дочь заводчика, красивая и очень доверчивая девушка. Князь соблазнил ее и даже дал письменное обещание жениться. Девушка выкрала документы, после чего уехала с Валковским за границу. Заводчик в итоге разорился, а за девушкой поехал вслед влюбленный в нее молодой купец. Для князя это был удачный повод обвинить «любимую» в неверности и выгнать ее, беременную, из дому. Но влюбленный купец помог женщине. Вместе они путешествовали по Европе, где и воспитывали дочь. Однако купец прожил недолго, и дочь заводчика вынуждена была вернуться к отцу, который ее не принял.

Иван и князь едут к Кате. Петр Александрович говорит, что хочет вернуть Ихменеву деньги. Иван ему не верит. Он знакомится с Катей и понимает, что это добрая и умная девушка. Она влюблена в Алексея, но готова уступить его Наташе. В то же время Иван понимает, что Катя больше подходит Алексею.

Князь приглашает Ивана Петровича поужинать в ресторане. Там он насмехается над молодым человеком и рассказывает ему о своих грязных интригах. Валковский цинично декларирует свое жизненное кредо: «я никогда и ни для кого не хочу упускать мою выгоду». Он называет Катю и Алешу дураками в последней степени и нагло заявляет, что Катины три миллиона ему очень нужны, поэтому брак состоится. Валковский разглагольствует о том, что для него ничего нет важнее собственного удовольствия и денег. Главная цель этого разговора: Катя собирается в деревню и Алеша должен ехать с ней. Князь предупреждает, что в интересах Ивана, который любит Наташу, сделать так, чтобы Алексей уехал без скандала. Иначе у Наташи будут неприятности.

Часть четвертая

После ужина с князем Иван возвращается домой. Там он находит больную Нелли, у которой случился эпилептический припадок. Нелли болеет давно и серьезно, поэтому Иван Петрович очень переживает за нее. Доктор, которого он пригласил, объясняет, что у девочки порок сердца, она обречена. Нелли капризничает и не желает пить лекарства.

Девочка поправилась, но ее поведение мало изменилось. Она сердится на молодого человека, не хочет с ним разговаривать. Однажды Иван не застал Нелли дома. Девочка оставила записку, что любит его и уходит навсегда. Она просилась в прислуги к доктору и Маслобоеву, но те вернули подростка Ивану Петровичу, который никак не мог понять поведения Нелли. Девочка все время плакала и злилась.

Пришел Ихменев, чтобы забрать Нелли к себе. Он решил, что забудет Наташу, словно она умерла, и возьмет на себя заботу о бедной сиротке. Но Нелли вновь назвала Николая Сергеевича злым и не согласилась идти в дом к Ихменевым. Наташа открывает Ивану глаза на поведение девочки – это первая любовь. Она ревнует его к Наташе.

Ихменев страдает от разлуки с дочерью. Анна Андреевна находит письмо, которое он писал Наташе, а Иван встречает его в подъезде Наташиного дома.

Между тем Алеша никак не может выбрать себе жену. Он даже спрашивает совета у Ивана, мечется между двумя невестами. Приближается отъезд, и Катя решается на встречу с Наташей. Девушки сошлись во мнении, что Катя будет лучшей парой Алексею. Соперницы расстаются подругами.

Наташа так тяжело перенесла отъезд любимого, что даже потеряла сознание. Иван бросился за доктором, а когда вернулся с ним, застал у Наташи князя. Валковский привез девушке деньги и предложение старого графа пойти к нему в содержанки. Иван и в порыве гнева ударил князя. Тот, струсив, тут же убежал. Оставив с Наташей доктора, Иван отправляется домой к Нелли. Он уговаривает девочку поехать к Ихменевым и рассказать историю своей матери. Иван надеется, что это повлияет на Николая Петровича.

Рассказ Нелли о том, как дедушка не хотел мириться с ее матерью и как та умерла без прощения, сильно потряс Ихменева. В порыве нахлынувших чувств он прощает дочь. Семейство воссоединилось.

Эпилог

Нелли осталась у Ихменевых и вскоре стала всеобщей любимицей. Николай Петрович получил место в Перми, его семейство собирается туда переехать.

Маслобоев рассказывает Ивану, что за дело он вел для Валковского. Оказалось, что мать Нелли – та самая женщина, что украла бумаги отца для князя. Нелли – законная дочь Валковского, так как ее родители заключили брак. Князь хотел найти ее мать, поскольку собирался снова выгодно жениться и боялся шантажа со стороны законной супруги. Иван хочет хлопотать о правах Нелли, но не успевает это сделать. Девочке становится хуже и вскоре она умирает.